Ленинградские испытания немецкого тягача Famo. За пять месяцев до войны

66

Качественных изображений с ленинградских испытаний Sd.Kfz.9 Famo в широком доступе нет, поэтому приходится ограничиваться сторонними архивами. Источник: worldwarphotos.info

Немецкий трактор


Секретный отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии об испытаниях 18-тонного трактора Famo вышел в феврале 1941 года. В традициях того времени машину именовали «трактором», хотя с ним Famo роднили только гусеницы. Основной целью было определение пригодности полугусеничного трактора для буксировки тяжёлых артиллерийских систем большой мощности. При этом планировалось заодно испытать и 12-тонный полугусеничный трактор Daimler-Benz Sd.Kfz.8, но он пришел на полигон в неисправном виде. Как утверждают в отчете, он уже в нерабочем состоянии поступил на артиллерийский полигон с «танкового» полигона в Кубинке. Вывели ли его из строя в ГАБТУ неизвестно, но артиллеристы не смогли своими силами отремонтировать мотор Daimler-Benz. Налицо была серьезная поломка: вода из системы охлаждения поступала в картер двигателя. Когда мотор разобрали, оказалось, что прокладка головки блоков в исправном состоянии, а три из шести маслоотражателей цилиндров разрушены. Течь воды наблюдалась через резиновые кольца между блоком гильзами цилиндра и при работающем моторе достигала двух литров в час. Вполне возможно, как отмечали испытатели, в блоке цилиндров также были трещины. В общем, возиться с восстановлением мотора Daimler-Benz Sd.Kfz.8 специалисты полигона не стали и занялись испытанием старшего брата — Sd.Kfz.9 Famo.


У немцев 18-тонный трактор использовался не только в качестве артиллерийского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Немецкому тягачу, купленному незадолго до войны в Германии, предстояла тяжелая работа: на полигоне с 25 января по 5 февраля 1941 года он должен был таскать части тяжелых артиллерийских орудий по снегу полуметровой глубины, по укатанным шоссейным и проселочным дорогам. Примечательно, что организаторы рассчитывали провести сравнительные испытания «немца» с отечественным тяжелым трактором «Ворошиловец». Но… В начале 1941 года в распоряжении артиллерийского полигона не оказалось исправного трактора.



Надо отдать должное специалистам артиллерийского полигона: испытательная программа была выверена до мелочей. К примеру, на заранее разбитых участках шоссе, по которым катали немецкий Famo, были указаны углы подъемом и спусков вплоть до минут. Это разительно отличается от испытаний трофейной техники в военное время, когда у инженеров порой не было даже подходящих полигонов. Для Famo были подготовлены четыре прицепа разной массы: ствольная повозка 305-мм пушки Skoda (19 тонн), станок этого же оружия (20 тонн), ствольная повозка 211-мм немецкой гаубицы (11 тонн) и её 12-тонный станок. На одном из участков укатанного шоссе тягач-трактор с 11-тонным прицепом разгонялся в среднем до 43,4 км/час – достойный показатель для тяжелой машины. Однако нормально управлять гигантской полугусеничной машиной на таких скоростях было невозможно, поэтому рабочими были скорости до 15 км/ч.






Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Снежную целину полуметровой глубины Famo брал на скоростях от 3,5 до 11,3 км/ч, в зависимости от массы прицепа. Причем перед испытаниями машина предварительно проделывала колею в снегу без прицепа, иначе тут же бы увязла. Когда дело дошло до штурма подъемов, то с самым тяжелым прицепом немецкий трактор спасовал перед 11-градусным уклоном, покрытым 87 см снега. В общем, проходимость трактора с 20-тонным прицепом испытатели полигона признали не вполне удовлетворительной.

Отдельной программой были испытания лебедки тягача. Разматывать стометровый трос приходилось силами 5 человек. По самым скромным подсчетам, максимальное тяговое усилие её превышало 4600 кгс. После некоторых истязаний агрегата испытатели написали в отчете, что «лебедка по конструкции удачна и работает вполне надежно, а также имеет явные преимущества перед лебедками отечественных тракторов «Коминтерн», «Ворошиловец» и «СТЗ-5».

Неуклюжий гигант


18-тонный Famo был здоровенной машиной. Фотографий с испытаний на ленинградском полигоне 1941 года в хорошем качестве найти не удалось, но архивные изображения из других источников помогают составить впечатление о тракторе. Высота его едва не достигала трех метров, а длина превышала восемь. Естественно, эта махина очень не любила поворачивать. Как отмечали инженеры-испытатели артиллерийского полигона, радиус разворота по 26-см снегу составлял 18 метров. И это направо. Когда дело дошло до левого поворота, то у Famo оборвало предохранительный палец натяжного приспособления правой гусеницы. Заменили за 22 минуты и продолжили опыты с левым поворотом. Радиус получился от 19 до 21 метра. Когда тракторы подцепили станок чехословацкой пушки, радиус разворота стал вообще непредсказуемым: от 22,5 до 32,25 метра. На снегу Famo было практически безразлично, куда и как были повернуты колеса, движение во основном шло по радиусу гусениц. В итоге все маневренные испытания немецкий трактор-тягач благополучно провалил. Поворачивать «немец» в артиллерийском парке с прицепами не мог категорически. После ночной зимней стоянки Famo практически полностью теряет способность маневрировать: ему необходимо предварительно покататься минут 10-15, пока не разогреется масло в дифференциальной коробке. Такая неуклюжесть трактора объясняется спецификой полугусеничной компоновки, усугубленной большим отношением длины опорной поверхности гусеницы к колее – 1,8. Вообще, колеса серьезно осложняли движение машины по распутице. На полигоне испытания соответствующие не проводили, но расчеты удельного давления на грунт не советовали владельцам гиганта соваться в грязь. Колеса давили на грунт с усилием 4 кг/см2, а гусеницы – 0,7-2,33 кг/см2 – у тягача на передке был своеобразный плуг в виде двух колес. При этом сцепление с дорогой у Famo всегда было недостаточным и при нагрузке на крюке около 3 тонн трактор начинал буксовать.




Будни немецко-фашистского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Теперь немного о том, как оживлялся мотор Famo. Первый раз его запустили на полигоне 25 января, предварительно прогрев горячей водой и буксируя двумя тракторами «Коммунар». Просто заводиться немецкая 12-цилиндровая бензиновая штучка никак не желала. Продержав машину на морозе два дня, Famo решили запустить с помощью электростартера. Температура за бортом трактора была вполне безобидной – минус 14 градусов. Первоначально прогрели мотор горячей водой до 80 градусов, на что ушло 170 литров (или 11 ведер) при ёмкости системы охлаждения в 90 литров. Попытка завести мотор электростартером оказалась тщетной. У Famo в штатном комплекте был еще и инерционный стартер, усовершенствованный аналог привычного «кривого стартера». Четыре человека в течение трех минут раскручивали инерционную систему, но 12-цилиндровый мотор Maybach молчал. Три раза подряд! В итоге снова на помощь пришли тракторы, протащившие Famo с включенной передачей и зажиганием. На это потребовалось всего 20 метров. В оправдание немецкого трактора испытатели в отчете пишут, что во всех последующих случаях мотор надежно запускался с электростартера. Температура при этом опускалась в некоторые дни до минус 25 градусов. Но в итоге мотор, требующий дорогого высокооктанового бензина, испытатели все-таки отвергли из-за чрезмерно высокого расхода топлива. По шоссе зимой трактор мог пройти с прицепом не более 150 километров на одной заправке.

О высокой культуре производства и продуманности конструкции говорит высокая надежность машины. За две с половиной тысячи испытательных километров у Famo обнаружились лишь трещины в выхлопной трубе, лопнул трос спидометра и предохранительный палец натяжного устройства гусеницы. Это, напомним, в условиях российских морозов.




Схемы двойного дифференциала и лебедки. Они произвели впечатление на советских испытателей. Источник: Отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии. 1941 год

Большой интерес вызвали у отечественных исследователей торсионная подвеска и ходовая часть. Большие катки, расположенные в шахматном порядке, во-первых, щадили резиновую ошиновку, а, во-вторых, равномерно распределяли нагрузку на грунт. Необычное сопряжение траков гусеницы при помощи пальцев на игольчатых подшипниках очевидно уменьшало потери на вращение гусениц, но серьезно усложняло и удорожало конструкцию. Поэтому прямо в отчете инженеры-испытатели пишут, что перед постановкой в производство подобных решений необходимо провести тщательные испытания немецких гусениц. Знали бы они, что всего через полгода перед отечественным танкостроением будут стоять совсем другие задачи: оперативно эвакуировать производство вглубь страны и наладить массовое производство бронетехники с наименьшими затратами!..

Подводя итоги зимних испытания тяжелого немецкого Famo, советские испытатели не рекомендовали использовать его в качестве артиллерийского трактора. Несмотря на неплохую эргономику, надежность и отдельные продуманные узлы, артиллеристов не устроила неповоротливость, прожорливый карбюраторный мотор и недостаточное сцепление с грунтом.

На этом история с 18-тонным трактором Famo не закончилась. В марте 1941 года на столе заместителя наркома обороны маршала Григория Кулика появился доклад о результатах данного испытания. Автором был генерал-майор артиллерии Василий Хохлов. В материале он уже напрямую, хоть и заочно, сравнивает немецкий трактор с отечественным «Ворошиловцем». Справедливо указывает на гораздо более слабый мотор Famo, который, тем не менее, позволяет не отставать от мощного дизельного «Ворошиловца» на шоссе. Далее по цепочке Кулик пишет уже Ворошилову и докладывает об удручающем положении с быстроходными артиллерийскими тягачами в Красной армии. Камни летят в устаревшие на тот момент СТЗ-5 и СТ-2, а также в тяжелый «Ворошиловец». Конечно, Кулик напрямую не решился в письме Ворошилову ругать трактор, названный в честь маршала, но указал на его дизель В-2В. Артиллеристов не устраивал его ресурс в 100 моточасов, а блестящий в этом смысле карбюраторный Maybach еще больше огорчал военных. Кулик пишет Ворошилову в этой связи (особенности правописания сохранены):

«Испытания немецких полугусеничных артиллерийских тракторов особой доставки хотя и выявили недостаточную пригодность этих машин для эксплоатации в наших условиях, однако продуманность конструкции агрегатов и узлов этих машин, надежность и прочность их показали явную отсталость нашей техники специального тракторостроения».

В итоге Кулик просит Ворошилова обязать Наркомат среднего машиностроения разработать и изготовить сразу три трактора — для полковой, дивизионной и корпусной артиллерии. Неслабые такие требования, надо сказать. Но и это еще не все. Кулик настоятельно рекомендует Ворошилову поспособствовать разработке опытных образцов целого семейства быстроходных дизелей.

Меньше чем через четыре месяца начнется война, и выводы артиллеристов получат неоднозначное подтверждение на полях сражений. Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха. Не всегда полигонные испытания гарантируют объективность, особенно в военном деле.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Zug
    +8
    24 июля 2020 06:53
    Немец-есть немец.Сумрачный тевтонский гений.Наши если такой в "плен" захватывали рады были беспремерно.
    1. +6
      24 июля 2020 12:21
      Цитата: Zug
      Сумрачный тевтонский гений.

      да уж, самобеглая зенитка ахт-комма-ахт на базе девятки "фамо" - тот ещё сумрак))
      В 1942-ом армия заказала 112 штук, но получила только 12, которые отправились в Италию.
      Бронелисты, кстати, 14.5 мм.
      1. 0
        7 августа 2020 17:35
        Хорошая кстати штука, очень эффективная была.
  2. +12
    24 июля 2020 07:09
    Не всегда полигонные испытания гарантируют объективность, особенно в военном деле.

    Статье +, жаль технических характеристик озвучено мало, последний вывод немного неожиданный. Ошибочной оказалась стратегия Третьего рейха разгромить каскадом наступательных операций силы Красной армии в короткие сроки выйдя на линию А - А.
    Конкретно средние и тяжёлые арт.тягачи себя показали весьма неплохо, например в боях у Луцка 25 июня БГ Штемпеля(14 ТД)из артиллерии имела штаб АП дивизии с одним дивизионом, батарею 210-мм мортир, батарею 105-мм пушек, противотанковую батарею, БГ Фалькенштейна дивизион АП, противотанковый дивизион без батареи, БГ Дамерау дивизион АП дивизии. Кроме того командованию 14 ТД подчинили корпусные части : 511 АП(150-мм гаубицы), дивизион 105-мм пушек без батареи, дивизион 210-мм мортир без батареи, 731 дивизион тяжёлой артиллерии.
    Для подвижных войск КА тоже было характерно выделение части сил в передовые отряды, но их состав куда беднее, например в боях у Кельце(встречное сражение 13-14 января 1945 с 24 ТК) ПО 10 ТК - танковая бригада, ТТП без одной роты, дивизион ЛАП(12 76-мм пушек), два дивизиона зенитного полка, саперная рота. ПО 6 МК - танковая бригада, две роты ТТП, АДн ЛАП, дивизион миномётного полка(12 120-мм минометов), батарея САП, две зенитных батареи, саперная рота.
    1. +3
      24 июля 2020 11:02
      Цитата: strannik1985
      Кроме того командованию 14 ТД подчинили корпусные части : 511 АП(150-мм гаубицы), дивизион 105-мм пушек без батареи, дивизион 210-мм мортир без батареи, 731 дивизион тяжёлой артиллерии.

      Можно ещё вспомнить Эбербаха, в кампфгруппе которого были 10-см и 15-см пушки и 21-см мортиры.
      1. 0
        24 июля 2020 11:32
        в кампфгруппе которого были 10-см и 15-см пушки и 21-см мортиры.

        у Эбербаха калибры тяжёлой артиллерии еще были, вроде, 17см представлены) Ну, по крайней мере, в 103-м полку была батарея.
        1. +7
          24 июля 2020 11:53
          Цитата: Д-р Франкенштуцер
          у Эбербаха калибры тяжёлой артиллерии еще были, вроде, 17см представлены) Ну, по крайней мере, в 103-м полку была батарея.

          И это - полковая тактическая группа. Широко жили панцерваффе в 1941 г., ничего не скажешь.

          На наши деньги - это танковая бригада с частями усиления, таскающая за собой Б-4, МЛ-20 и А-19. Которые при этом ещё и не отстают на марше.
          1. +2
            24 июля 2020 13:09
            Цитата: Alexey RA
            Которые при этом ещё и не отстают на марше.

            в идеале - да)
            1. +4
              24 июля 2020 19:31
              Не, ну застрять с тягачом всё же лучше чем застрять с лошадьми...
              1. -3
                24 июля 2020 21:11
                Цитата: Английский тарантас
                чем застрять с лошадьми...

                кстати, вот эту 15cm таскала шестёрка лошадей.
                1. +1
                  25 июля 2020 00:54
                  Подозреваю, что лошадкам было тяжко и процесс этот был не быстрым. Благо колёс хоть четыре, не на собственном горбу.
                  1. -1
                    25 июля 2020 09:27
                    . Благо колёс хоть четыре, не на собственном горбу .

                    Не четыре. Ствольная повозка, лафет и передок. Насчёт 'горба' - разбирать-собирать мортиру для всех двенадцати бойцов расчёта - та ещё работенка.
                    1. +3
                      25 июля 2020 10:06
                      двенадцати бойцов расчёта

                      Ну вот этих точно не жалко.... Как говорится, никто их сюда не звал.
          2. 0
            24 июля 2020 17:42
            На наши деньги - танковая бригада с частями усиления, таскающая за собой Б-4, МЛ-20 и А-19.

            Причем в случае решения вопроса с орудиями среднего калибра пусть не в передовой отряд, но в дивизионную или армейскую АГ М-10, МЛ-20 или А-19 вполне мог получить, пусть даже в виде 1-2 дивизионов на армейский арт.полк(15 "Ворошиловцев" на 12-ствольный дивизион), но мог.
          3. -2
            24 июля 2020 20:03
            Цитата: Alexey RA
            И это - полковая тактическая группа. Широко жили панцерваффе в 1941 г., ничего не скажешь.


            А вам скажу так, это и есть хреновая организация артиллерии. Размыли ее по частям. И не как не могли понять. как это у русских на определенных направлениях подавляющее превосходство в артиллерии.
            1. +1
              24 июля 2020 23:35
              И не как не могли понять. как это у русских на определенных направлениях подавляющее превосходство в артиллерии.

              Кто, простите, 'не как' не мог понять?
              1. 0
                25 июля 2020 08:08
                Цитата: Д-р Франкенштуцер
                то, простите, 'не как' не мог понять?


                Правильнее, участках фронта.
            2. 0
              25 июля 2020 13:20
              А вам скажу так, это и есть хреновая организация артиллерии.

              Насколько я знаю такую роскошь они позволяли только в отношении подвижных войск.
            3. 0
              27 июля 2020 15:18
              Цитата: chenia
              А вам скажу так, это и есть хреновая организация артиллерии. Размыли ее по частям.

              Это нормальная организация артиллерии для данного этапа операции: оборона противника уже прорвана, мехсоединения вошли в прорыв - и им нужна вся возможная мобильная огневая мощь для того, чтобы максимально быстро выйти на назначенные рубежи, сбивая при этом заслоны противника. Типовой заслон - см. бой батальона капитана Кима.
              ЕМНИП, Исаев писал, что наши в 1944 г. в Белоруссии таки научились таскать за собой Б-4. smile
          4. 0
            7 августа 2020 17:37
            Цитата: Alexey RA
            И это - полковая тактическая группа. Широко жили панцерваффе в 1941 г., ничего не скажешь.

            На наши деньги - это танковая бригада с частями усиления, таскающая за собой Б-4, МЛ-20 и А-19. Которые при этом ещё и не отстают на марше.

            Очень точно подмечено ! Да, такие тягачи позволяли решать многие вопросы - в т.ч. и тяжёлые пушки таскать за собой.
  3. +17
    24 июля 2020 07:12
    с самым тяжелым прицепом немецкий трактор спасовал перед 11-градусным уклоном, покрытым 87 см снега. В общем, проходимость трактора с 20-тонным прицепом испытатели полигона признали не вполне удовлетворительной.
    requestАнекдот.
    Получили на лесоповале японскую пилу. Деревья под корень, план за час, что делать?
    - А давай лиственницу, на максимальных.
    - Ладно, а давай забор, там гвозди сотка
    - Ладно, чиркни по трубе
    - Ладно. Слушай, там кусок рельса лежит.
    - Так то, с...... feel
  4. +4
    24 июля 2020 08:24
    Спасибо. Об испытаниях некоторых образцов трофейной бронетехники читал, а вот о "фамо" - впервые.
  5. +5
    24 июля 2020 08:32
    Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха.
    Разве тракторы вошли в Берлин, а не грузовики. Да и опять таки военные с вами не согласны...
    1. +13
      24 июля 2020 10:56
      Цитата: smaug78
      Разве тракторы вошли в Берлин, а не грузовики.

      И тракторы тоже.

      Хотя в артиллерии РГК арттягачи спецпроектов сохранились до конца войны.
      1. +2
        24 июля 2020 11:32
        Так я с этим не спорю, просто достаточно посмотреть кол-во тех и других.
        1. +13
          24 июля 2020 12:09
          Коников считать будем? И сравнивать их количество с автомобилями? hi
          РККА в Берлин вошла на всём, что могло двигаться. Начиная с собственных ног!
          1. 0
            24 июля 2020 12:54
            Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха.
            Уважаемый, мой вопрос относился к приведенной цитате hi
      2. +1
        26 июля 2020 14:57
        Согласен, ведь больше ничем такую артиллерию не утащишь!!!
    2. +8
      24 июля 2020 12:07
      Во время Великой Отечественной войны в Красную армию поступили по ленд-лизу шесть марок гусеничных тракторов, приспособленных для использования в качестве артиллерийских тягачей. Речь идет о тракторах Caterpillar D6 и D7, Allis-Chalmers HD7 и HD10 и International TD14 и TD18.
      В войсках тракторы D7, TD18 и HD10 использовались для буксировки орудий большой мощности: 203-мм гаубицы Б-4 обр. 1931 года и 152-мм пушки Бр-2 обр. 1935 года с массой артиллерийских повозок до 14 т. Тракторы D7 и TD18 в отдельных случаях применялись для буксировки орудийных повозок, масса которых составляла 18–20 т.
      Тракторы D6, TD14 и HD7 буксировали 122-мм пушку А-19 обр. 1931/37 года и 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20 обр. 1937 года. Кроме того, D6 и TD14 могли буксировать отдельные повозки 203-мм гаубицы обр. 1931 года, преимущественно повозку со стволом массой 10 600 кг.
      ... Так, начиная с 1943 года в артиллерийские части поступило около 1250 импортных тракторов всех шести марок.

      Было получено ещё и 200 штук скоростных тягачей М5.
      На ВО была статья о нём с фотографиями одного из М5 "Другой ленд-лиз. Быстроходный средний трактор М5"
      Вот краткая выдержка из статьи:
      "Американцы" были поставлены в три артиллерийских бригады (39, 45 и 46-я пушечные бригады, в 2 дивизии РВГК (5 и 9 артиллерийские дивизии). Было необходимо изучить возможности использования тракторов Красной Армией.
      ... Если сегодня читать отчеты командиров бригад и дивизий об эксплуатации тракторов М5, создается устойчивое мнение, что эти тягачи использовались просто потому, что больше ничего не было. Да и вывод комиссии об их использовании показателен. «Использовать для буксировки орудий весом до 8 тонн».

      Да и кони в рядах РККА так-же дошли до Берлина!
  6. +4
    24 июля 2020 09:53
    В итоге все маневренные испытания немецкий трактор-тягач благополучно провалил. Поворачивать «немец» в артиллерийском парке с прицепами не мог категорически.


    Если бы советские специалисты испытывали "фамо" c 14-ти метровым "зондерабхэнгером 116", для буксировки которого он и предназначался, то критика маневренности и недовольство "чудовищным" радиусом поворота несколько поутихла бы, думаю. С таким подходом к тягачу действительно выигрывал обычный трактор.
    Кстати, прицеп sd.anh 116 сам по себе интересная штуковина.
    1. +8
      24 июля 2020 11:52
      Цитата: Д-р Франкенштуцер
      прицеп sd.anh 116

      Да, вот они в сцепке:
      Позже, столкнувшись с отсутствием спецтехники для буксировки появившихся тяжёлых танков и САУ, немцы вынуждены были применять сцепку из нескольких FAMO. Фото, на котором "тройка" сцепленных SdKfz9 букcирует PzVI, широко известно. Менее известно вот это, с буксировкой "Фердинанда":
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        7 августа 2020 17:39
        Цитата: Paranoid50
        Позже, столкнувшись с отсутствием спецтехники для буксировки появившихся тяжёлых танков и САУ, немцы вынуждены были применять сцепку из нескольких FAMO. Фото, на котором "тройка" сцепленных SdKfz9 букcирует PzVI, широко известно. Менее известно вот это, с буксировкой "Фердинанда":

        Ну просто супер ! Впервые действительно вижу - 5 тягачей буксируют, трудно, но буксируют "Тигр" !
        1. 0
          8 августа 2020 11:00
          Цитата: Михаил Матюгин
          трудно, но буксируют "Тигр" !

          Для "Тигра" хватало трёх. Тут тащат "Ферда". yes Но в особых случаях и для "Тигра" могли снарядить пять тягачей:

          На фото видно, что танк "разут".
    2. +2
      24 июля 2020 11:53
      прицеп sd.anh 116

      Случайно не он на втором фото с погруженным StuG III?
      1. 0
        24 июля 2020 12:11
        так вроде у панцерваффе был только один четырёхосный танковый трейлер - 116-ый.
  7. +3
    24 июля 2020 10:32
    Интересный исторический эпизод.
  8. 0
    24 июля 2020 11:36
    Полугусеничный тягач: "Два д...ла (немец и богемец) - это сила" bully

    Относительная длина гусеничного движителя 1,8 - чему учат в немецко-богемских универах?
  9. +8
    24 июля 2020 11:44
    Вообще, общая длина (фамо+Sd.Anh 116) составляла где-то 25 метров. Особой маневренности (даже с учётом управляемой и подруливающей задней тележки) от такого автопоезда ожидать нельзя. Впрочем, да, и "короткий" вариант с 21см или (как на фото из Нормандии) с 17см на хвосте у "фамо" были трудности с направлениями)
    Вот в ливийской пустыне было хорошо))

    1. +4
      24 июля 2020 12:16
      На лесных дорогах или в весенне-осеннюю распутицу на такой машине можно двигаться только вперёд и без резких поворотов.
      Ещё надо читывать скорости с которыми он мог перемещать прицеп или орудия!
      1. +5
        25 июля 2020 00:22
        Чуть ниже в комментах видео. Посмотрите, прежде чем писать. Последний ролик как раз по влажной грязи.
        1. +1
          25 июля 2020 22:49
          Посмотрите, прежде чем писать. Последний ролик как раз по влажной грязи.

          Слабовата ГРЯЗЬ!

          Вот это грязь! Самая настоящая!
          1. +2
            25 июля 2020 23:52
            Это разбитая многочисленным транспортом дорога в период распутицы - мягко говоря, это не просто грязь, даже близко, и чисто гусеничный трактор с более короткой гусеницей там сел бы ещё глубже.
  10. +10
    24 июля 2020 12:27
    А вот этому как-то удалось повернуть) Виртуоз.
    Вроде, Харьков...
  11. +13
    24 июля 2020 12:49
    А вот интересное фото: на прицепе Sd.Anh 116 на хвосте "фамо" стоит как штурмовой пехотный мост (Infanterie Sturmsteg) на базе "четвёрки" С. Сама по себе машина редкая - всего, емнип, 4 штуки было изготовлено в 41-ом.
    1. 0
      7 августа 2020 17:41
      А что за "штурмовой пехотный мост" ? действительно, машина с этой штукой наподобие пожарной лестницы - редкий зверь.
      1. 0
        7 августа 2020 18:09
        Цитата: Михаил Матюгин
        действительно, машина с этой штукой наподобие пожарной лестницы - редкий зверь.


        да это и есть выдвижная пожарная лестница от Магирус. Для штурма фортификационных сооружений. Но не путать с мостоукладчиком Brückenleger на базе той же "четвёрки" С
  12. +2
    24 июля 2020 20:04
    Спасибо, статья очень понравилась!
  13. +7
    24 июля 2020 20:18
    "Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха." Автор забыл указать сколько тяжёлых орудий РККА было потеряно и досталось исправными вермахту в 1941 году из-за того, что ползущие со скоростью 5 км/час тракторы и тягачи не успевали увезти их от наступающих панцеров, которые ехали в 5-6 раз быстрее!
  14. +6
    24 июля 2020 20:30
    С ПОСЛЕДНИМ АБЗАЦЕМ НЕ СОГЛАСЕН ПОЛНОСТЬЮ !!! Беда нашей армии была в отсутствии скоростных тягачей,что на ноль множило наше имеющееся превосходство в качестве орудий! Никакого "верха" наши устаревшие ещё к началу войны артиллерийские тягачи над скоростными "изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха" не одерживали - перед войной силы надо было бросать не на разработку оказавшихся бесполезными пушечных броневиков,а на путные арттягачи!
    1. +2
      24 июля 2020 23:48
      броневик слепить то куда проще. а скоростной, надежный арт тягач это хай тек того времени.
    2. +1
      25 июля 2020 13:30
      перед войной силы надо было бросать не на разработку оказавшихся бесполезными пушечных броневиков,а на путные арттягачи!

      Пытались, через копирование французского полугусеничного Somua MCG, через гусеничный СТЗ-5. Основная проблема - двигатель мощностью 120 ~ 150 л.с. НАТИ-КоДжу/МД-23 разрабатывали все 30-тые годы, в серию он так и не пошел, потом попытались купить лицензию на американские двухтактный дизеля, помешало эмбарго из-за Советско - финской войны.
    3. 0
      27 июля 2020 16:06
      Цитата: Алексей Горшков
      перед войной силы надо было бросать не на разработку оказавшихся бесполезными пушечных броневиков,а на путные арттягачи!

      В отличие от арттягача, броневики были вторичны - они делались на уже освоенных в производстве шасси серийных легковушек и грузовиков. А вот арттягач нужно было делать с нуля.
      Впрочем, вариант был - переделывать Т-26 в тягачи, делая свой скоростной тягач "Виккерс". Это было в планах, но как всегда подвела промышленность: общая изношенность Т-26 требовала не просто переделки, но капремонта. А с этим всё было плохо: завод 174 вахту сдал - при переходе на Т-50 прекратил выпуск частей к Т-26, а Главтрактордеталь вахту не принял - его заводы либо выпускали части к старым ЛТ в гомеопатических количествах, либо вообще по полгода уклонялись от заключения контрактов на их выпуск.
  15. +12
    25 июля 2020 00:20
    Автор, на Ваших фото не ФАМО с движком от Татры, а послевоенный полностью чехословацкий клон этого тягача, который сделала именно Татра.

    Они и SWS производили как Tatra T809, и БТР Sd.KfZ251 как ОТ-810.

    Поточнее надо.

    Касательно того, что колёса мешали в грязи - мешали, но во-первых, без них на скорости машина не управлялась вообще, даже дорогу нельзя было держать, во вторых, с помощью этого "плуга" можно было иногда вылезти из колеи.
    Так что колёса там были весьма к месту.

    Ну и
    Меньше чем через четыре месяца начнется война, и выводы артиллеристов получат неоднозначное подтверждение на полях сражений. Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха.


    Но уж точно не благодаря своим ТТХ. По факту у немцев проблемы с хальбкеттенфарцойгами были те же, что и с остальной техникой - сложность и металлоёмкость, низкая технологичность в производстве, цена, сложное ТО, большой перечень запасных частей.
    Но пока эти штуки ездили, они были более чем нормальными.



    Манёвренность по извилистой дороге. Мотор у этого экземпляра не родной, 12-цилиндровая Татра стоит.



    Вместе с малышом Sd.kFz 10 в песках. Видно, как тягач мог буксировать по сухим грунтам тяжёлое орудие. Что в первые дни Блицкрига дал такой уровень мобильности представить нетрудно.



    А вот разворот и поворот на влажном грунте.
    1. +1
      25 июля 2020 12:10
      Автору спасибо за статью. Ещё надо. smile
    2. -4
      25 июля 2020 12:16
      цена,


      Девятый фамо обходился Рейху в 60тыс РМ - где-то 125 тыс рублей. Дорогая машина.
      251-ый ханомаг стоил 23тыс РМ.
      1. +1
        25 июля 2020 13:15
        Ну ещё бы они не были дорогими, при такой конструкции.
        1. -2
          25 июля 2020 20:59
          Согласен. Интересно, какова была стоимость 'Ворошиловца'. Он идеологически , пожалуй, самый близкий к девятому фамо.
  16. +2
    26 июля 2020 14:54
    Цитата: Zug
    Немец-есть немец.Сумрачный тевтонский гений.Наши если такой в "плен" захватывали рады были беспремерно.

    Да неужели?
    Особенно "радовались" механики и зампотехи, не говоря уж о водителях - когда надо было искать запчасти, да и заводить это "чудо" на минимальном морозе и на советском топливе тоже было прямо "мечтой" ВСЕЙ Красной Армии. Эта финтифлюшка для музея прокатит, а в эксплуатации, да ещё на войне нужен такой тягач, что может быть отремонтирован кувалдой в чистом поле! У Германии таких не было, совсем не было.
  17. При этом сцепление с дорогой у Famo всегда было недостаточным и при нагрузке на крюке около 3 тонн трактор начинал буксовать.

    Ну это от безграмотности испытателей.
    Если кузов Famo забаластировать весовой нагрузкой, сопоставимой со штатным боекомплектом буксируемого орудия, соответственно увеличатся и сцепление гусеницы с грунтом.

    Для гусеничных машин имеет значение прижимное усилие на площадь опорной поверхности.
    Поскольку Famo был не сколько трактором, сколько полугусеничным транспортером с грузовой платформой, стоило закинуть в кузов 2-3 тонны балласта и тяговое усилие на крюке, возросло бы до 5-6,5 тонн.

    Вот фото, как всего 2 штатных тягача Famo буксируют танк T-VI в подъем, гораздо круче 11 градусов.
    Они забаластированы бревнами, используемыми при эвакуации застрявших танков.

    Четыре полугусеничных тягача Famo, при помощи полиспастов, вытаскивали увязшие тигры T-VI из болота.

  18. вот еще пара Famo тащит Тигра
  19. один тащит Пантеру
  20. 0
    1 августа 2020 10:34
    Вывод в конце статьи тупейший , трактора что ли между собой воевали
  21. 0
    14 августа 2020 08:04
    "Далее по цепочке Кулик пишет уже Ворошилову и докладывает об удручающем положении с быстроходными артиллерийскими тягачами в Красной армии. Камни летят в устаревшие на тот момент СТЗ-5..." и выводы автора:
    "Меньше чем через четыре месяца начнется война, и выводы артиллеристов получат неоднозначное подтверждение на полях сражений. Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха. Не всегда полигонные испытания гарантируют объективность, особенно в военном деле."
    Полностью согласен в автором! "Устаревший" СТЗ-5? 9944 было выпущено в СССР. Но когда они попали трофеями к немцам, вынужден был вмешаться лично Гитлер и на разработку аналога этой "устаревшей конструкции" посадил своего личного друга Фердинанда Порше. В результате немцы произвели еще около ТРИДЦАТИ ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ таких машин. Но это отдельная тема про другую статью.
  22. 0
    27 сентября 2020 12:19
    Эти испытания описаны в абсолютно не секретной книге Липатова "Завод на фронте")))))
  23. 0
    10 октября 2020 18:46
    Это же очевидно, что данная конструкция ни более, ни менее, как опытно-промышленный продукт для отработки ходовой части "Тигра" (PzKpfw IV).
  24. Naz
    0
    10 ноября 2020 11:43
    Самое интересное, как, зачем был куплен этот образец (причем уже шла полноценная война в Европе)? Покупались ли американские и английские тягачи (раз это испытания для возможного дальнейшего производства)?