«Сапсан» на базе «Терминатора». Начаты испытания вертолёта Ми-8АМТШ-ВН


Опытный Ми-8АМТШ-ВН. Фото "Вертолеты России"


После нескольких лет ожидания холдинг «Вертолеты России» начал наземные и летные испытания перспективного ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-ВН. В ближайшее время опытная техника пройдет все необходимые проверки и поступит на службу в вооруженных силах. Вертолеты нового типа смогут обеспечивать проведение широкого круга операций.

Путь в небо


Ударно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВН или Ми-171Ш-ВН (шифр «Сапсан») разрабатывался фирмой «Миль» в инициативном порядке на базе машины Ми-8АМТШ-В, также известной как «Терминатор». В дальнейшем проект получил одобрение и поддержку военного ведомства. Опытный вертолет этого типа впервые показали три года назад на выставке МАКС-2017.

В дальнейшем эта машина несколько раз демонстрировалась на других профильных мероприятиях; параллельно продолжалось совершенствование проекта. Разработчики раскрывали основные особенности и преимущества вертолета, а кроме того, упоминали, что летные испытания начнутся в ближайшие годы.

На прошлогоднем форуме «Армия-2019» министерство обороны и «Вертолеты России» заключили первый контракт на поставку Ми-8АМТШ-ВН. Он предусматривает строительство и передачу десяти вертолетов в 2020-21 гг. Строительство техники поручалось Улан-Удэнскому авиационному заводу (УУАЗ). Тогда же стало известно о планах начать летные испытания до конца года, однако позже их перенесли.


Обновленная носовая часть вертолета. Заметен дополнительный оптико-электронный блок (слева). Фото Airwar.ru

22 июля «Вертолеты России» сообщили о начале комплексных испытаний. Опытный вертолет, построенный на УУАЗ и доработанный Национальным центром вертолетостроения «Миль и Камов», прошел проверку на земле и уже поднялся в воздух. Испытания начаты НЦВ, а затем машину передадут в ведение специализированных институтов и центров.

Первый этап испытаний с участием имеющегося прототипа продлится до ноября. Затем начнется новый этап, к которому привлекут еще два вертолета. За время этих мероприятий трем Ми-8АМТШ-ВН предстоит подтвердить расчетные летные, маневренные, боевые и эксплуатационные характеристики.

Комплекс улучшений


Перспективный Ми-8АМТШ-ВН представляет собой новый вариант развития серийного вертолета Ми-8АМТШ. В новом проекте приняты меры, направленные на повышение всех основных характеристик и боевых качеств. Заменена часть агрегатов, в т.ч. ключевых, а также внедрены некоторые новые системы. Результатом этого стал вертолет, способный перевозить людей и грузы, а также применять широкую номенклатуру вооружений «воздух-земля» и «воздух-воздух».

На вертолете Ми-8АМТШ-ВН используется пара турбовальных двигателей ВК-2500-03, соединенных с модернизированной трансмиссией. Несущий винт переработан и получил новые композитные лопасти. Рулевой винт теперь имеет X-образную конструкцию, повышающую его характеристики. Рост тяговооруженности и характеристик несущей системы позволил повысить грузоподъемность и максимальную скорость полета. Также улучшились высотные характеристики.


Вариант боевой нагрузки - пулемет, авиабомба, неуправляемые ракеты и ПТУР. Фото Airwar.ru

Новый комплекс пилотажно-навигационного оборудования включает комбинацию аналоговых приборов и «стеклянной кабины». Имеется цифровой автопилот. В дополнение к имевшемуся оптико-электронному блоку под носовой частью фюзеляжу введена прицельно-обзорная система. Создается новая РЛС с повышенными характеристиками.

Для полетов в темное время суток предусматривается использование приборов ночного видения. Часть навигационных, пилотажных и боевых задач может выполняться в автоматическом режиме или при минимальном участии человека. Одной из основных задач проекта в целом являлось сокращение нагрузки на экипаж.

Предусматриваются различные меры по повышению живучести. Ми-8АМТШ-ВН оснащается бортовым комплексом обороны ЛСЗ-8ВН – он автоматически выявляет пуски ракет и применяет ложные тепловые цели. Кабина пилотов и жизненно важные узлы прикрыты титановыми бронедеталями. Внутри грузопассажирской кабины устанавливается легкая кевларовая противопульная защита.

Вертолет способен нести различное вооружение для работы по воздушным или наземным целям. На внешней подвеске неподвижно устанавливаются два 12,7-мм курсовых пулемета, пушечные контейнеры или блоки неуправляемых ракет; возможно применение неуправляемых бомб. Обзорно-прицельная система интегрирована в комплекс управляемого вооружения, позволяющий использовать противотанковые ракеты «Атака».

Боевая нагрузка – 1400 кг на шести узлах подвески. В зависимости от поставленных задач и выбранного оружия, Ми-8АМТШ-ВН способен бороться с наземными сооружениями, бронетехникой и даже с другими вертолетами.


Серийный армейский Ми-8АМТШ-В. Фото Минобороны РФ

Обеспечена возможность применения личного оружия десанта. Для этого в дверях и иллюминаторах предусматриваются установки под автоматы или пулеметы. На выставках опытный вертолет демонстрировался с крупнокалиберным пулеметом в дверном проеме.

Основной задачей Ми-8АМТШ-ВН станет доставка десанта, в т.ч. спецподразделений к месту выполнения боевой задачи. Высадка может производиться как посадочным способом, так и при помощи канатов через бортовые двери и хвостовую аппарель. При этом машина способна оказывать огневую поддержку и атаковать противника всеми доступными средствами.

Очевидные преимущества


Проект Ми-8АМТШ-ВН в очередной раз демонстрирует высочайший модернизационный потенциал базовой платформы. Обновление или замена одних систем, а также внедрение других компонентов позволяют повышать тактико-технические характеристики и получать новые возможности.

Как утверждают в «Вертолетах России», пути развития имеющейся платформы и требуемые нововведения были определены с учетом опыта конфликтов последнего времени. Вертолеты семейства Ми-8 широко применяются на разных театрах военных действий, и не всегда в полной мере отвечают специфическим требованиям. За счет ряда нововведений Ми-8АМТШ-ВН соответствует ожидаемым задачам и условиям.

Получившийся вертолет может летать быстрее и выше, а также брать больший груз. При этом он способен работать в любое время суток, лучше защищает экипаж и десант, а также несет более развитое вооружение. Преимущества перед существующими вертолетами аналогичного класса очевидны.

Обновление парка


Перспективный Ми-8АМТШ-ВН не является первым ударно-транспортным представителем своего семейства. Еще несколько лет назад было начато серийное производство машин Ми-8АМТШ в «обычном» и арктическом исполнении. Войска хорошо освоили такую технику и достаточно активно эксплуатируют ее.


Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Фото "Вертолеты России"

По открытым данным, к настоящему времени российская армия получила не менее 60 вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-8АМТШ-В. Количество арктических Ми-8АМТШ-ВА пока не превышает десятка. Производство такой техники продолжается, и в скором будущем ее количество в строевых частях увеличится. Ранее упоминалось, что вооруженным силам в лице ВКС и авиации ВМФ требуется не менее сотни подобных вертолетов.

Прямо сейчас разворачивается производство новой модификации Ми-8АМТШ-ВН. Первый вертолет этого типа вышел на испытания, и осенью к нему присоединятся еще два. Выполняемый контракт предусматривает поставку 10 машин до конца следующего года. Вероятно, на этом производство новых вертолетов не прекратится. Заменит ли Ми-8АМТШ-ВН в производстве технику предыдущих моделей – пока не сообщалось.

Таким образом, по результатам текущих испытаний российская армия получит новые ударно-транспортные вертолеты с широкими возможностями, которым предстоит дополнить уже существующий парк аналогичной техники предыдущих моделей. Высокая степень унификации, а также разное исполнение и различные возможности сделают такой вертолетный парк удобным и гибким инструментом для широкого спектра задач. Однако перед этим необходимо завершить испытания опытных Ми-8АМТШ-ВН, которые только начались.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Мрачный скептик 27 июля 2020 05:13 Новый
    • 9
    • 5
    +4
    Универсальный вертолёт - для большинства стран эта роскошь недоступна от слова СОВСЕМ.
    В добрый путь новой машине!!!
    1. Улиточник N9 27 июля 2020 12:23 Новый
      • 13
      • 13
      0
      Все еще, советский Ми-8 в "обвесах", вот и все "достижения". А где новые вертолеты? Так и будем очередную "модификацию" старого, еще советского вооружения выдавать, за некие "прорывы", "неимеющиеаналогов"? Уже не смешно.
      1. Bersaglieri 27 июля 2020 12:33 Новый
        • 6
        • 7
        -1
        Так же, как и в США- UH-60 "в обвесах"- ну да, помоложе на 8 лет будет :)
        "Зачем менять фрейм, если отлично работает"?
        1. Bersaglieri 27 июля 2020 13:17 Новый
          • 5
          • 8
          -3
          Опять "юнармия" минусует...Дети, "матчасть" подучите, а? :)
      2. 5-9
        5-9 27 июля 2020 15:38 Новый
        • 5
        • 1
        +4
        Покажите мне "новые вертолеты" в этом классе, которые не при Рейгане а то и Кенедди разработаны?
        А если найдёте что при Коле с Миттераном сделано, объясните чем они лучше текущих версий советских и рейгановских вертушек
        1. Bersaglieri 28 июля 2020 12:15 Новый
          • 1
          • 1
          0
          О чем и речь. Новые будут лет через 10-15- тот же Defiant или Камовские или Милевские "винтокрылы"- не раньше.
  2. Николай Р-ПМ 27 июля 2020 05:56 Новый
    • 6
    • 2
    +4
    данная статья иллюстрирует одну весьма примечательную тенденцию - новые модификации ми-8мт, а именно ми-171а2/а3 и линейка ми-8амтш-в создаются на базе улан-удэнской базовой ми-8амтш. при этом казанский вертолетный рассматривается как поставщик агрегатов (лопасти нв для ми-171а2, возможно и для ми-8амтш-вн,но на фото к статье лопастей от ми-38 не заметил да и рв старый трехлопастной).
    Казанский вертооетный превращается из в убыточный актив((( после того как были исполнены афганский и индийский заказы новых не последовало. Жаль, что мощное предприятие попало в ловушку увеличения объемов продукции и не уделило должного внимания обновлению базового ми-8мтв.
    Любопытно как спустя столько лет в ми-8амтш-вн проявляютя отдельные элементы "афганских" доработок-курсовые пулеметы калибра 12,7 мм, противопульное бронирование грузовой кабины. причём в плане развития бронирования ВН это уже последущие итерации, начали еще на ми-8амтш
    1. А Макаров 27 июля 2020 07:24 Новый
      • 18
      • 0
      +18
      Цитата: Николай Р-ПМ
      новые модификации ми-8мт.... создаются на базе улан-удэнской базовой ми-8амтш. при этом казанский вертолетный рассматривается как поставщик агрегатов (лопасти нв для ми-171а2, возможно и для ми-8амтш-вн,но на фото к статье лопастей от ми-38 не заметил да и рв старый трехлопастной).
      Казанский вертоолетный превращается в убыточный актив

      Ранее уже отмечали, что КВЗ почивал на лаврах и не предпринял должных усилий, направленных на улучшение основных характеристик Ми-8. В Улан-Уде молодцы, глядели на перспективу, отсюда и результат.
      1. Кэптен45 27 июля 2020 08:52 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: А Макаров
        Ранее уже отмечали, что КВЗ почивал на лаврах и не предпринял должных усилий, направленных на улучшение основных характеристик Ми-8.

        Казанский вертолётный очевидно ориентирован в основном на запчасти и ремонт гражданских "восьмёрок", во всяком случае вертолёты с нашей а/компании проходят там капиталку и новый получили оттуда.
        1. Николай Р-ПМ 27 июля 2020 09:38 Новый
          • 0
          • 0
          0
          я предполагаю, что КВЗ в свое время в качестве перспективы ориентировался на ми-38 по которому был производственной плошадкой, а программа 38-ого буксукет
      2. d4rkmesa 27 июля 2020 09:02 Новый
        • 0
        • 0
        0
        КВЗ сейчас пока потихоньку "кушает" Роствертол, видимо, пока - в плане агрегатного производства.
  3. sen
    sen 27 июля 2020 06:48 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Американцы в дверных проемах устанавливают шестиствольные 7,62 мм пулеметы Гатлинга. Может и нам использовать четырехствольный ГШГ (тульское КБП) под патрон 7,62х54R, дающий до 6 тыс. выстрелов в минуту.
    1. Bersaglieri 29 июля 2020 11:36 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Кстати, да- ведь и турельная установка с ним, и ДУ модуль- имеются в наличии.
  4. swzero 27 июля 2020 06:49 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Что-то мне думается эффективность жестко зафиксированных пулеметов невысока. Что мешало сделать дистанционно управляемую установку как на всех нормальных ударных вертолетах?
    1. A.A.G. 27 июля 2020 11:13 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Такой же вопрос возник.
      Видимо,надо было привлекать смежников,а машина,как пишут,разрабатывалась в инициативном порядке...
  5. silberwolf88 27 июля 2020 07:51 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    прекрасный вертолёт получился ... и от модификации к модификации становиться всё лучше ... не может не радовать что учтён положительный опыт применения ...
  6. d4rkmesa 27 июля 2020 08:59 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Красив. Рад за сибиряков.
  7. Bersaglieri 27 июля 2020 12:35 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Отличный вертолет под свои задачи.
  8. Лучший в мире вертолет, его бы еще оморячить и на наши новые УДК поставить.
    Морпехам также нужна современная техника!
    1. dauria 27 июля 2020 15:30 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Лучший в мире вертолет, его бы еще оморячить


      В 89-м на аэродром Новоалександровск на Сахалине к нам такой гусь залетел в гости.
      .
    2. Alexey RA 28 июля 2020 17:02 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Где мы, там - победа
      Лучший в мире вертолет, его бы еще оморячить и на наши новые УДК поставить.

      После выполнения всех требований ВМФ из Ми-8 получится Ка-29. smile
      1. Если командованию ВМФ действительно нужен новый вертолет, им пора бы прекратить кошмарить авиастроителей абсурдными требованиями.
        От Китая и до матрасии, моряки во всем мире довольствуются оморяченными модификациями обычных вертолетов, и только нашим эксклюзив подавай...