Вооружение СВ Ирака – самоходные гаубицы 155мм «Majnoon» и 210мм «Al Fao»

В описаниях иракских вооруженных сил и в военных конфликтах с участием Ирака, то и дело мелькает упоминание о самоходных артустановках «Аль-Фао» и «Маджнун», однако информации по этой технике очень мало. В данной статье будут сведены вместе те немногие сведения, которые имеются по САУ на сегодняшний день.

Начало разработок новой техники – 1987 год. В работах над самоходными артиллерийскими системами принимают участие испанские и французские конструкторы. В Испании (компания «Трибиланд») работали над ходовой частью САУ, во Франции прорабатывали орудийную часть будущих САУ. Обе боевые машины создавались на базе южноафриканской машины «Rhino», на которой построена и южноафриканская самоходная артустановка «G6».

Вооружение СВ Ирака – самоходные гаубицы 155мм «Majnoon» и 210мм «Al Fao»



На то время это была третья попытка в мире (без учета СССР), создания подобных артсистем на колесной базе. Формула колес новых САУ 6Х6. До иракцев, колесные САУ были созданы в Чехословакии (самоходная гаубица 152мм Дана) и ЮАР (самоходная гаубица 155мм G-6). Создание 210мм самоходного орудия в то время было продиктовано обеспечением превосходства над «соседом» (Иран), у которого на вооружении имелась американская самоходная 175мм гаубица «М107».

Первое появление на публике новых САУ – весна 1989 года. Две опытных машины были транспортированы из Испании в Ирак на транспортном самолете Ан-124, на вторую международную выставку военной техники, проходившей в столице Ирака – городе Багдад. Точных данных о принятии на вооружение двух данных САУ в сухопутные войска Ирака нет, по некоторым данным были приняты только эти два образца. Данных о серийном производстве нет. В последующих военных конфликтах самоходные гаубицы участия не принимали.

Прежде чем продолжить рассказ, отметим, что создание новых САУ для иракских СВ не обошлось без участия талантливого канадского инженера-конструктора Джеральда Булла, который занимался созданием дальнобойных орудий. Под его личным руководством в Ираке был запущен проект «Вавилон» - создание сверхпушки калибром 350мм с длиной ствола 160 метров. Расчетная дальность стрельбы до одной тысячи километров обычными снарядами и до двух тысяч – реактивными боеприпасами. Такое оружие могло держать под прицелом весь регион, поэтому неудивительно, что убийство канадского инженера в 1990 году приписывают израильским спецслужбам. Основываясь на мнениях специалистов, осмотревших остатки сверхорудия, после окончания военного конфликта в Персидском заливе, Д.Булл имел все шансы достроить свое орудие, но после его смерти все работы по достройке орудия были прекращены, возможно, у Ирака не хватило времени и средств – в 1991 году началась война в Персидском заливе.

Вооружение СВ Ирака – самоходные гаубицы 155мм «Majnoon» и 210мм «Al Fao»


Устройство и конструкция иракских самоходных гаубиц
Обе гаубицы имеют одинаковые ходовые части. Отделение управления выполнено в передней части корпуса, в которой находится водитель-механик. Место водителя-механика выполнено по типу САУ G6, обзор осуществляется через три бронированных окна, посадка водителя-механика происходит через люк, в верхней части кабины. Далее идет МТО, в которой установили дизель от немецкой компании «Мерседес-Бенц», с характеристиками мощности 560 л.с. ОУ полностью изолировано от МТО. В задней части корпуса установили башенную часть. По бокам выполнены входные люки для посадки экипажа машины. В задней части башенной части имеется спецлюк для погрузки в машину боеприпасов. В нижней части имеются два люка для аварийного выхода из башенной части машины. Ходовая часть обеспечена колесами с шинами «21.00 XR25» и системой автоматической поддержки в них давления. Для производства стрельбы из гаубицы, в дополнительных опорах, по расчетам конструкторов, надобность отсутствует.

Основные отличия между образцами – артиллерийская часть машин. На самоходной гаубице «Majnoon» установлен 155мм ствол длиною 52 калибра, имеющим эжекторное устройство и поперечно щелевой дульный тормоз, а на самоходном гаубичном орудии «Al Fao» установлен 210мм ствол длиною 53 калибра, имеющим эжекторное устройство и 2-х камерный однорядный оконный дульный тормоз. В обеих машинах прицельное приспособление для ведения огня прямой наводкой расположено на левой стороне башни, рядом с орудием.
Обе гаубицы были разработаны для ведения огня снарядами повышенной дальностью типа «ERFB» и «ERFB-BB» с генераторами газа, которые являются основными боеприпасами для гаюбиц буксируемого типа «G-5» и «GH N-45». Активно-реактивные снаряды не использовались.

Основные характеристики самоходной гаубицы «Majnoon»:
- масса – 43 тонны;
- длина – 12 метров;
- ширина – 3.5 метров;
- высота – 3.6 метра;
- скорость шоссе/не оборудованные дороги – 90/70 км/ч;
- калибр – 155мм;
- длина ствола – 806 сантиметров или 52 калибра;
- число нарезов ствола – 48;
- откат САУ – 1041 сантиметр;
- вертикальные/горизонтальные углы наведения – (0-72)/±40 градусов;
- дальность ведения огня ERFB/ ERFB-BB – 30.2/38.8 километров;
- начальная скорость снаряда – 900 метров;
- вес снаряда повышенной дальности – 45 килограмм;
- скорострельность орудия – до 4 выс/мин.

Основные характеристики самоходного гаубичного орудия «Al Fao»:
- масса – 48 тонн;
- длина – 15 метров;
- ширина – 3.5 метров;
- высота – 3.6 метра;
- скорость шоссе/не оборудованные дороги – 90/70 км/ч;
- калибр – 210мм;
- длина ствола – 1113 сантиметров или 53 калибра;
- число нарезов ствола – 64;
- откат САУ – 1041 сантиметр;
- вертикальные/горизонтальные углы наведения – (0-55)/±40 градусов;
- дальность ведения огня ERFB/ ERFB-BB – 45/57.3 километра;
- начальная скорость снаряда – 990 метров;
- вес снаряда повышенной дальности – 109.5 килограмма;
- скорострельность орудия – до 4 выс/мин.

Источники информации:
http://prom1.livejournal.com/203824.html
http://raigap.livejournal.com/165615.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/G6
http://www.artillerist.ru/modules/myarticles/print_storyid_69.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. ДИМС 6 августа 2012 09:18
    Отличная штука для иракских условий. Мощная, мобильная.
    Почему-то в мире эта тема почти не развивается. Или гусеничное шасси, или буксируемые. Единственное исключение шведская FH77 BW L52 «Archer»
    ДИМС
    1. PSih2097 6 августа 2012 21:39
      Чехия: 152мм Vz.77 Dana и 155мм ShKH Zuzana самоходные колесные гаубицы
      1. ДИМС 6 августа 2012 22:55
        Она старше иракских.
        ДИМС
    2. KORVIN 6 августа 2012 22:49
      Rheinmetall AGM
      KORVIN
      1. ДИМС 6 августа 2012 23:04
        Тоже не совсем то. Это- универсальная башня для установки на колёсное и гусеничное шасси, а также стационарно.
        Но хорошо, что про Рейнметалл напомнили, у них есть ещё RWG-52, разработанная к 2009 году для Индии и ЮАР
        ДИМС
  2. vylvyn 6 августа 2012 09:24
    Цитата - "В работах над самоходными артиллерийскими системами принимают участие испанские и французские конструкторы. В Испании (компания «Трибиланд») работали над ходовой частью САУ, во Франции прорабатывали орудийную часть будущих САУ. Обе боевые машины создавались на базе южноафриканской машины «Rhino», на которой построена и южноафриканская самоходная артустановка «G6»."
    В лице Ирака мы потеряли потенциального покупателя нашей военной техники. А америкосы и НАТО его приобрели.
    vylvyn
    1. ДИМС 6 августа 2012 09:42
      Ничего себе "потеряли". В те времена СССР на Ираке заработал 22,413 млрд долларов.
      ДИМС
  3. borisst64 6 августа 2012 10:55
    "создание сверхпушки калибром 350мм с длиной ствола 160 метров"

    Калибр реальный, но ДЛИНА СТВОЛА !!!!! Что это за бред!!
    borisst64
    1. болот 6 августа 2012 12:45
      Цитата: borisst64
      Калибр реальный, но ДЛИНА СТВОЛА !!!!! Что это за бред!!

      «Проект „Вавилон“» — проект создания серии суперпушек — был запущен под патронажем президента Ирака Саддама Хусейна во время ирано-иракской войны в 1980-х годах. Конструкция основана на исследованиях проекта HARP 1960-х годов под руководством канадского специалиста артиллерии Джеральда Булла. Несмотря на отрывочность сведений, известно, что существовали четыре различных устройства, которые были включены в эту программу. По крайней мере один из проектов «Вавилон» («Большой Вавилон») использовал видоизмененный принцип «теоретического» (многока́морного) артиллерийского орудия. Пушка имела кроме обычного метательного заряда, расположенного в каморе казенника, ещё и присоединённый к снаряду удлинённый заряд метательного ВВ, который двигался вместе со снарядом по мере его продвижения по стволу, тем самым поддерживая в стволе постоянное давление. Девять тонн специального метательного заряда суперпушки могли вести огонь 600-кг снарядом на дальность до 1000 километров, или запускать 2000-кг реактивный снаряд. Такой снаряд мог бы запускать 200-кг спутник на орбиту по цене, которую оценивают в $600 за килограмм[1]. Калибр орудия 1000 мм. Известно об испытаниях прототипа 350-мм калибра.
      В марте 1990 года Джеральд Булл был убит в Брюсселе, а части супер-пушки были конфискованы в Европе по пути в Ирак. Однако в ходе войны в Персидском заливе правительство Ирака объявило, что захваченные части были нефтяными трубами, а не частями для оружия, как утверждает Великобритания. Остальные компоненты проекта в Ираке были уничтожены Организацией Объединённых Наций после кувейтской войны в 1991 году.
      Известно о двух вариантах орудия. Малый вариант имел калибр 350 мм и должен был быть испытательной платформой. Второй окончательный вариант должен был быть гораздо более большим — калибром в 1000 мм, превосходя германскую суперпушку Дора времен Второй мировой войны
      Вот еще по проекту Вавилон http://www.everyday.in.ua/?p=2871
  4. wasjasibirjac 9 августа 2012 05:58
    только это не гаубицы, а пушки - стволы длинные
  5. ALEXXX1983 26 октября 2012 19:43
    ну у нас тоже есть - например эта:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня