Вооружение отечественной противолодочной авиации - АПР-2
Устройство и конструкция АПР-2
Конструкция:
- головной обтекатель;
- приборное отделение, в котором размещены основные узлы системы управления и наведения;
- БЧ;
- двигательный отсек;
- рулевой отсек;
- система торможения.
Система наведения и управления ракетой – инерциальная с системой акустического самонаведения (сокращенно ССН), использующая фазовую корреляцию. Взрыватель неконтактного типа разработали конструкторы В.Киселев, В.Андреев и К.Рогожников по типу снаряда ЭР-89. Над системой управления работали совместно несколько научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.
Используемая ССН гидроакустического типа с применением комбинаций корреляционно-фазовой обработки поступающей информации с использованием методов согласованной фильтрации и селекцией амплитуды. Примененные технологические решения улучшили работу системы пеленгования и обнаружения объектов при работе двигательной системы. Установленная боевая часть получила более мощное взрывчатое вещество, по сравнению с предыдущей версией торпеды АПР-1, и поэтому имеет меньшую боевую массу. Вероятность поражения цели с учетом среднеквадратичной ошибки целеуказания от 300 до 500 метров равно 0.75-0.85.
Принцип работы АПР-2
Реактивная авиационная торпеда сбрасывается с носителя в предполагаемом районе нахождения цели. Перед приводнением срабатывает тормозная система и ракето-торпеда плавно приводняется. Далее торпеда под небольшим углом, равным 17 градусам, начинает погружение с циркуляцией, двигательная система реактивной торпеды находится в выключенном состоянии. Максимумом такого погружения является глубина 150 метров, если за это время ракета не обнаружила цель (используется пассивный режим), включается двигатель, и торпеда начинает осуществлять поиск цели в активном режиме.
Во время погружения ССН реактивной противолодочной торпеды производит обнаружение подводной цели в пассивном режиме. Найдя и обнаружив подводную цель, система самонаведения пеленгует ее и запоминает данные. После этого включается двигательная система реактивной торпеды, и она начинает движение в направление цели по запомненным данным (шум, производимый двигателем, глушит собственную ССН) с помощью инерциальной системы наведения. Пройдя определенное расстояние до цели, торпеда с помощью системы самонаведения уточняет данные по местонахождению цели (используется активный режим) и продолжает быстро двигаться в ее направлении.
Обнаружение целей системой самонаведения:
Активный режим:
- подводные объекты в радиусе до 1.5 километров;
- надводные объекты в радиусе до одного километра;
Пассивный режим:
- надводные и подводные объекты в радиусе до 500 метров.
Контроль и техобслуживание торпед осуществляется с помощью станции автоконтроля АКИПС-1.
Модификации АПР-2:
- базовый вариант – АПР-2. Другие названия - АПР-2 «Ястреб» или АПР-2 «Ястреб-М»;
- экспортный вариант – АПР-2Э или АПР-2Э «Ястреб-Э». Производится с 1984 года;
- модернизированный вариант - АПР-2 «Ястреб-2М». Производится с 1986 года.
Основные носители:
- вертолеты Ка-28, Ка-27ПЛ, Ми-14ПЛ;
- самолеты Ту-142М и Ил-38.
Основные характеристики АПР-2:
- длина – 3.7 метра;
- калибр торпеды – 350мм;
- вес снаряженной торпеды – 575 килограмм;
- вес боевой части 80 килограмм (по тротиловому эквиваленту вес БЧ равен 100 килограммам);
- дальность действия до двух километров;
- скорость торпеды поиск/макс – 80/115 км/ч;
- характеристики цели: скорость до 80 км/ч, глубина до 600 метров;
- вероятное поражение обнаруженной подлодки на глубине 0.5 километра – 80 %;
- высота сброса с носителя мин/макс – 300/2000 метров;
- сбрасывание АПР-2 с носителя при скорости не более 800 км/ч;
- время исполнения боевой задачи – не более 2-х минут;
- максимальное время поиска цели - 20 минут (самоликвидация);
- боевая часть фугасного типа с неконтактным взрывателем;
- автоматическое снятие с предохранения на глубине 20 метров;
- двигательная система – РДТТ, работающий на высококалорийной смеси топлива;
- характеристики системы наведения: поиск цели в секторе 45 градусов по горизонту и 90 градусов по вертикали; пеленгование – от 0.4 до 0.5 сигн/шум с точностью до 2-х градусов.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/weapon/at/apr-2.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-39.html
http://military.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?p=46467
Информация