Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)

В 1935 году управление вооружений следуя концепции Гудериана о мат. части танковых дивизий, выдало ряду компаний задание на средний танк массой 15 тонн. Проект, представленный фирмой Даймлер-Бенц оказался лучшим. Именно за этой фирмой закрепили право головного разработчика машины. В период с 1937 по 1938 год компанией были произведены небольшие партии опытных танков модификаций А, В, С и D. Все машины данной серии имели толщину брони только 14,5 миллиметров. В 1938 г. выпуском модификации Е началось настоящее серийное производство. Максимальная скорость машины имевшей боевую массу 19500 кг составляла 40 км/ч. В состав экипажа боевой машины входило 5 человек (механик-водитель, командир, стрелок-радист, наводчик и заряжающий). Компоновка Pz Kpfw III была традиционной для немецкого танкостроения — в корме находилось силовое отделение, в носу совмещенные отделение управления и трансмиссионное отделение, в башне и посередине корпуса находилось боевое отделение. Передние колеса являлись ведущими. Башня и корпус сварные изготовленные из листов хромо-никелевой броневой стали имеющих поверхностную закалку. Бронирование башни и корпуса было одинаковым — 30 миллиметров.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)


Вооружение включало танковую полуавтоматическую пушку калибра 37 мм и три пулемета (два в башне и лобовой).


А. Гитлер после французской кампании потребовал перевооружить Pz Kpfw III 50-миллиметровой длинноствольной пушкой L/60 (данное обозначение – длина ствола в клб.). Причиной данного решения послужило появление английских танков «Матильда» с толстой броней. Однако управление вооружений приняло другое решение и отдало предпочтение пушке с длиной 42 калибра и низкой начальной скоростью. Пушкой оснащались танки Pz Kpfw III модификаций E, F, G. Именно с этими машинами немецкая армия начала в войну с СССР. Впоследствии инициатива управления вооружений обошлась танковым частям очень дорого — снаряд 50-миллиметровой пушки с трудом пробивал броню советских Т-34 и KB.

На модификации Н появившейся в 1940-м г. за счет экранов увеличили до 60 миллиметров толщину брони кормовых и лобовых деталей корпуса. Боевая масса возросшая до 21800 кг потребовала широких гусениц, для того чтобы оставить на прежнем уровне достаточно высокое удельное давление на грунт.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Немецкие танкисты на PzKpfw III в северной Африке


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Выгрузка немецкой техники в порту Триполи. На передним плане танк PzKpfw III Ausf G


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Немецкий танк PzKpfw III Ausf. L на на платформе прицепа, который чаще всего использовался с 18-тонным полугусеничным тягачом FAMO


Танки модификации J (созданные во второй половине 41-го года) наконец-то оснастили длинноствольной пушкой, о которой говорил А. Гитлер. Бронебойный снаряд на дальности 500 метров пробивал бронелист толщиной 75 миллиметров, а подкалиберный — 115 миллиметров. Масса танка составила 21500 кг.

С июля 42-го года началось серийное производство модификации L, с октября – модификации M, которая отличалась усиленной бронезащитой лобовой части корпуса. Суммарная толщина бронелистов и 20-миллиметровых экранов достигала 70 миллиметров.

Последнюю модификацию N вооружили тем же короткоствольным орудием калибра 75 миллиметров, которое до этого устанавливалось на танк Pz Kpfw IV. Эту модификацию нужно относить к штурмовым, а не к линейным танкам. В период с 42-го по 43-й год было построено 660 танков.

Всего же выпускалось двенадцать модификаций Pz Kpfw III в количестве 5691 шт. Кроме того, было построено 220 командирских машин не имеющих пушечное вооружение, 50 с длинноствольной и 81 с короткоствольной пушкой. В 43-м году произвели 100 Pz Kpfw III Flamm – огнеметных машин. С февраля 43-го по апрель 44-го — 262 артиллерийских наблюдательных танков Sd Kfz 143 (Pz Beob Wg III). В ремонтно-эвакуационные передели 150 танков.

С технической точки зрения данный средний танк являлся интересной машиной. На Pz Kpfw III были применены многие новшества: опорные катки имели торсионную подвеску, управление осуществлялось при помощи планетарных механизмов поворота и сервоприводов и так далее.

С другой стороны, «тройка» отличалась низкой проходимостью и недостаточной подвижностью. Попытки модернизации существенных результатов не принесло, кроме частичного увеличения бронирования и усиления вооружения. Моторную группу ни разу не пересматривали, а потому при увеличении массы удельная мощность снижалась.

Немцы при всем желании так и не смогли уравнять боевые качества Pz Kpfw III с Т-34, в основном, из-за отсутствия конструктивных резервов. Производство данных танков прекратилось в августе 43-го года. Освободившиеся заводские мощности использовались для выпуска штурмовых орудий на базе данных машин.

Боевые и технические характеристики средних танков Pz Kpfw III (Ausf E/Ausf G/Ausf M/Ausf N):
Год выпуска – 1938/1940/1942/1942;
Боевая масса – 19500/20300/22700/23000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5380/5410/5410/5650 мм;
Длина с пушкой вперед – 5380/5410/6410/5650 мм;
Ширина – 2910/2950/2950/2950 мм;
Высота – 2440/2442/2500/2500 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 30 мм (21 град.)/30 мм (21 град.)/50 мм (21 град.)/50 мм (21град) ;
Толщина бронелистов бортов корпуса – 30 мм (угол наклона к вертикали – 0 градусов);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 30/30/57/57 мм (угол наклона к вертикали – 15 градусов);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 17 и 16/18 и 16/18 и 16/18 и 16;
Марка пушки – KwK/KwK38/KwK39/KwK37;
Калибр пушки – 37/50/50/75 мм;
Длина ствола – 46,5/42/60/24 клб.;
Боекомплект, выстрелов – 131/99/92/64 шт.;
Количество пулеметов – 3/3/2/2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект, патронов – 4500/2700/3750/3750 шт.;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL120TR/«Майбах» HL120TRM/«Майбах» HL120TRM/«Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40, км/ч;
Запас топлива – 320/320/318/318 л;
Запас хода по шоссе – 165/165/155/155 км;
Среднее давление на грунт – 0,95/0,93/0,94/0,94 кг/см2.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Немецкий танк PzKpfw III и его экипаж


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf.J. У этой модификации был облегчен корпус, а толщина лобовой брони была увеличена до 50 мм


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Колонна немецких танков PzKpfw III на Гостинной улице оккупированного Орла


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Подбитый горящий немецкий танк PzKpfw III в СССР в июне 1942 года


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Подбитый немецкий танк PzKpfw III под мостом, где-то под Ленинградом


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Подбитый танк PzKpfw III близ Севастополя


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Рабочие одного из заводов Москвы осматривают прибывший для ремонта танк PzKpfw III. После ремонта танк поступит на вооружение одного из советских танковых подразделений, укомплектованных трофейными немецкими танками


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141)
Cтарший лейтенант А.И. Лосачев (командир взвода) дает задание командирам экипажей Н.И. Барышеву и И.И. Мишину. Cоветского 107-й отдельный танковый батальон, вооруженныйтрофейными немецкими танками PzKpfw IV и PzKpfw III. Волховский фронт. Фотография опубликована в газете «Ленинградская правда» №183(8289) от 4 августа 1942 г


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Сахалинец 6 августа 2012 08:35
    На начальном этапе войны лучше этого танка был только один средний танк Т-34.
    1. стас57 6 августа 2012 18:29
      а 4ка?
      почему она хуже тройки?
      1. bistrov. 6 августа 2012 19:08
        Р-4 считался лучшим танком вермахта,его выпустили более 8 тысяч,это единственный немецкий танк ,который перенес несколько модернизаций и провоевал всю войну. Это был довольно серьезный противник,особенно модели вооруженные длинноствольной 75 мм пушкой. Это было очень грозное оружие. Нашим танкистам он немало попортил крови.
  2. bistrov. 6 августа 2012 09:10
    Танк Р-3 разрабатывался как командирский танк командира взвода легких танков(Zugfurerwagen-машина командира взвода). Позже задание скорректировали в направлении создания стандартного среднего танка, однако при этом сохранились усиленные средства связи и хорошее оснащение места командира танка приборами наблюдения за полем боя. По своим тактико-техническим характеристикам р-3 и р-4 были очень близки. Оба они имели экипаж из 5 человек, примерно одинаковые массогабаритные характеристики, а впоследствии и вооружение- короткоствольную 75 мм мушку КwК 37(окурок) Сегодня вряд ли кто -нибудь сможет дать вразумительное объяснение ситуации,когда разрабатываются, а затем и серийно производятся два практически одинаковых, но не унифицированных друг с другом средних танка . Ведь это вело к значительным дополнительным издержкам производства, но и затрудняло эксплуатацию машин во фронтовых условиях. Но факт остается фактом ,такое было. Кстати в СССР была похожая ситуация, когда одновременно производили два танка тоже примерно одинаковые по ТТХ,это Т-80 и Т-72, только их выпускали разные заводы, Т-80 харьковский, а Т-72 уральский,разница состояла только в типах двигателей, на Т-80 был установлен тубодвигатель , а на Т-72 турбодизель. На танке Р-3 стоял пневматический сервопривод, облегчающий управление трансмиссией и тормозами. В условиях суровой русской зимы это "новшество" превращали жизнь немецких танкистов в настоящий кошмар- при отключенном двигателе пневматический сервопривод замерзал и танк превращался в мертвую глыбу.Однако слабым местом танка были его довольно слабое вооружение и недостаточное бронирование,даже после модернизаций,снаряды 45 мм. противотанковых пушек пробивали броню корпуса с расстояния 500 метров, не говоря уже о 76 мм снарядах танковых пушек Т-34 и КВ. И как правильно сказано в статье немцы были вынуждены снять Р-3 с производства.
    1. Алекс 20 февраля 2014 14:27
      Цитата: bistrov.
      По своим тактико-техническим характеристикам р-3 и р-4 были очень близки. Оба они имели экипаж из 5 человек, примерно одинаковые массогабаритные характеристики, а впоследствии и вооружение- короткоствольную 75 мм мушку КwК 37(окурок)
      Простите, но 75-мметровки на Pz-III никогда не было.
  3. borisst64 6 августа 2012 11:03
    В фильме "Брестская крепость" (2010г) такой танк через кадр показывают, смотрится достаточно грозно.
    borisst64
  4. Trapper7 6 августа 2012 13:02
    Красивый танк. Этого не отнимешь. А больше всего мне нравится он тех фотках, где либо горит, либо со звездами на башнях. Звезды его еще больше украшают)))
  5. Strategia 6 августа 2012 15:09
    Танк действительно неплохой, да и немецкое качество в придачу. Очень хорошо, что экипаж пять человек: это обеспечивало "разделение труда" в танке и давало существенное преимущество перед Т-34 с 76-мм пушкой, в котором в башне было два человека - командир (он же наводчик) и заряжающий. Командиру нужно было и поле боя смотреть, и движением танка управлять, и огонь вести... Да и средств связи не хватало, щели смотровые опять же, а у немцев приборы наблюдения.
    1. igordok 15 августа 2012 19:10
      Только вот у радиста и мехвода не было своих люков. Покидать машину надо было через башню или лючки трансмиссии.
  6. nnz226 6 августа 2012 15:48
    не ходили бы вы, панцеры, в Россию!!! Горели хорошо!!!
  7. Сотник 6 августа 2012 18:52
    Много шмону навели в начале войны эти тройки и четвёрки. Не больно великие машины в руках опытных и грамотных немецких танкистов они оказались страшным оружием. Когда сожгли к 43 году эту фашистскую танковую гвардию, стали воевать на равных. Хорошо об этом пишет немецкий танковый генерал Вернер фон Меллентин.
  8. Аргонавт 6 августа 2012 18:58
    Неплохой был танк , но быстро устарел.
    Аргонавт
  9. 16 обрспн 6 августа 2012 23:03
    и все-таки мы их победили!!!!!!!!!
    16 обрспн
  10. тарик 7 августа 2012 14:00
    А на первом фото бронирование усилено канистрами? Или, если с водой, это автоматическая система пожаротушения?
    тарик
    1. Skavron 7 августа 2012 14:34
      )))))))))))))
      Skavron
  11. Leksander 7 августа 2012 15:35
    Ходовые различных модификаций танка
  12. Филин 8 августа 2012 20:54
    Прекрасные фотографии с разбитыми и трофейными танками Р-III
  13. Алекс 20 февраля 2014 14:29
    Статья так, ни о чем. Все это и так давно было известно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня