Military Review

Napoleon himself noted the military art and the unbending will of Nikolai Nikolayevich Raevsky

10
The name of General Rajewski has been heard by anyone who has ever encountered history World War 1812 of the year. Napoleon himself noted the military art and the unbending will of Nikolai Nikolayevich, saying about him: "This Russian general is made of the material from which the marshal is made."


Rajewski comes from a noble family with Polish roots, who entered the service of the Russian sovereigns under Vasily III.

He was born in 1771 year and received an excellent home education. At the age of 3, he was enrolled in the Preobrazhensky regiment, and began his service at the age of 14 in the rank of ensign, in the army of his great-uncle, the Most High Prince Grigory Potemkin.

By the 16 years, 1787, volunteered for the army and was assigned to the Cossack detachment Orlov, with instructions from Potemkin "to use the service as a simple Cossack, and then by rank of lieutenant guard." For a young officer, service alongside the Cossacks became an excellent school. In addition to the vast experience of action in the composition of light cavalry, Rajewski learned along with the lower ranks to endure the soldier’s life. The first years of service, laid in Raevsky so deep understanding of ordinary soldiers, which much later will allow to inspire soldiers to feats at critical moments of battle, breaking his tide in their favor.

Portrait of N. N. Rajewski by J. Dow.
Military Gallery of the Winter Palace


Fighting against the Turks, Rajewski participated in campaigns in Moldova, battles near the Larga and Cahul rivers, and in the sieges of the Bender and Akkerman fortresses. Potemkin’s success of his great-bred thoroughbred did not leave unattended and entrusted to him the command of the Cossack regiment of the Great Hetman. The Turkish war brought Nikolai Nikolayevich the rank of lieutenant colonel.

One year after the end of the Russian-Turkish war, for participation in the Polish campaign, he received the rank of colonel.

In 1794, Raevsky was sent to the Caucasus, to command the Nizhny Novgorod Dragoon Regiment. The regiment was stationed in Georgievsk. At that time there was no active hostilities, and Nikolai Nikolayevich takes a vacation and departs for the capital for the upcoming marriage.

In the summer of 1795, together with his wife Sophia Alekseevna, returns to Georgievsk. Less than a year after arriving at the Raevsky fortress, as part of the Zubov's corps, he marches on Derbent. The regiment of Nikolai Nikolayevich protects communications, conducts reconnaissance and security of carts. The 23 summer commander copes well with the tasks assigned to him, managing to maintain the discipline and combat capability of the detachment during a long and exhausting march. With the main forces reached the Kura River.

With the death of Catherine, the foreign policy of the Russian Empire abruptly changed. The 30-thousandth corps of Zubov, ready for a campaign deep into Iran, was recalled.

Rajewski, like many generals of the Catherine epoch, was dismissed. Paul was extremely hostile to his relationship with Potemkin, seeing in the prince the closest devotee of his very unloved mother.

Until 1801, Nikolai Nikolayevich Rajewski lives in his estates, combining the affairs of their arrangement with the reading of military literature and analysis of past wars.

With the accession of Alexander I enters the service and receives the rank of major general, but only six months later returns to peaceful life in the family circle.

In February 1807, Rajevsky again goes to the army and participates in the wars of the Fourth Coalition.

He is determined to command the Jaeger brigade, covering the corps of Bagration - a close friend of Nikolai Nikolayevich. This summer, Rajevsky visited all the major battles from Amstetten to Friedland. For the campaign 1807 year was submitted to the orders of St.. Vladimir 3 degree and of St. Anna 1 degree.

The world of Tilsit liberated the troops of the Russian Empire for solving other strategic tasks.

In 1808-1809, the war with Sweden, in which General Rajewski fights in Finland: in Kumo and in the battles for Vaasa, Kristinestad, Normark, Bjorneborg. Produced to lieutenant general.

1810 year brought another war with the Turks. Nikolai Nikolayevich was seconded to the Danube Army N.M. Kamensky. Here Rajewski distinguished himself at the siege of Silistra. His detachment under the cover of darkness managed to pull up the siege weapons for a short distance, from which the fortress was perfectly sweeping. The next morning a powerful artillery preparation was undertaken on the positions of the Turks. The fortress, as a result, surrendered during the week. For carrying out this dangerous operation, Nikolai Nikolayevich was awarded a gold sword with diamonds and the inscription “For Bravery”.

In 1812, Rajewski commands 7 infantry corps of General Bagration's 2 Army.

Passing through the Neman, Napoleon planned to prevent the unification of the Russian armies and smash them one by one. To prevent the unification should have been 50-thousandth corps of Marshal Davout. Almost a month later, the stubborn rearguard battles Davout managed to reach the city of Mogilyov, ahead of Bagration. The latter was forced to turn south and to ensure the safe crossing of the Dnieper he detached the Raevskii corps, which, if possible, had to recapture the city or at least detain the French until the 2 Army entered the direct route to Vitebsk.

23 July in 11 km from Mogilev, a battle took place near the village of Saltanovka. During 10-hours, Raevsky’s corps fought against the 5 divisions of the French. At the moment when the outcome of the battle hung in the balance, Rajevsky personally led the attack of the Smolensk regiment. The French were overthrown. According to legend, at the moment of the attack, both his sons were next to Nikolai Nikolayevich, but he himself later said that they did not take part in the battle that morning.

Napoleon himself noted the military art and the unbending will of Nikolai Nikolayevich Raevsky
Feat soldiers Rajewski under Saltanovka. N.S. Samokish, 1912


By night Raevsky’s corps, retaining combat capability, managed to retreat, while Davout remained in position, waiting for the main forces of Bagration’s army, which at that moment was shipped across the Dnieper, much to the south of Mogilyov, at Novyi Bykhovo.

Further events would also have developed dangerously for the Russian army, if not for the successful actions of General Neverovsky’s division near Krasny, thanks to which Raevsky’s corps was in Smolensk before the French. Nevertheless, before the approach of the main forces, he had to hold out for at least a day against the 180-thousandth army commanded by Napoleon.

A fierce battle unfolded outside the city. The 15-thousandth corps of Raevsky steadfastly held the fortifications erected during the time of Godunov, and did not allow the French to seize the key strategic position.

On the following day, Raevsky's corps replaced the 3 Infantry Division of General Dokhturov.

The battle near Smolensk allowed the 1 and 2 Russian armies to unite and continue the organized retreat inland, to Moscow ...
Borodino was one of the bloodiest battles of the time, military historians call it "the beginning of the artillery era." It is not surprising, because at the front of the entire length of 5 km, on both sides, almost 160 thousands of people came together in combat and about 700 guns. Losses from artillery fire on that day were simply monstrous.

Kurgan height (or the Rayevsky battery as it was called later) was in the center of the Russian position and dominated the whole area.
Understanding the importance of the position, on it all day, on the eve of the battle, earthen fortifications were built, in addition a ditch was dug. By the beginning of the battle, the already profitable hill had become a small fortress with 18 guns and a brave garrison.

Borodino. The attack on the battery Rajewski. F.A. Rubo, 1913


... In the middle of the day, Napoleon transferred the main blow from the left flank to the center of the Russian army - to the Raevsky battery. After a powerful artillery preparation, the French managed to briefly take the height by the forces of three infantry divisions and several cavalry regiments. The situation straightened General Yermolov, following on the orders of Kutuzov on the left flank.

Quickly assessing the seriousness of the situation, Yermolov, taking only one battalion of the Ufa regiment, attacked the French. It would have been a pure adventure without any hope of success if the glorified general had not stumbled upon two Chasseurs regiments along the way. These forces the French were knocked out of the battery. Later, the soldiers of the Great Army, will call Kurgan height "cemetery of the French cavalry."

By the end of the day, from the 10-thousandth corps, according to Nikolai Nikolayevich himself, there are hardly any 700 people left.

About four o'clock in the evening, the French, at the cost of enormous losses, still occupied the battery, but this was no longer of strategic importance.

After the battle of Borodino - at the council in Fili - Rajevsky spoke in favor of leaving Moscow, believing that it was more important to save the army.

When Napoleon left the ravaged city, the Russian army was faced with the task of blocking the French from entering the Kaluga road.

In the battle of Maloyaroslavtsy, Raevsky’s fresh corps was replaced by exhausted Dokhturov soldiers. By the time the French managed to take possession of the ruins of the town, the 70-thousandth Russian army had already strengthened its positions in 2-s from the city, blocking the exits to the road. Attacking a prepared enemy by Napoleon would be pure insanity. The French retreated.

In November, the corps of Nikolai Raevsky, in fact, completed the extermination of the corps of Marshal Ney in a three-day battle near Red.

After the battle, Nikolai Nikolayevich takes sick leave. The consequences of numerous wounds and overstrain of forces began to affect.
Raevsky will return to the army in the midst of a foreign campaign. Will take part in many battles, including the Battle of Kulm, the battles for Dresden and Paris ... and many others.

Separately, it is worth mentioning the “Battle of the Nations” under Leipzig, where, thanks to the courage and valor of the Grenadier Corps, under the command of Rajewski, the center of the Allied army survived.

With the end of the war, Rajewski went to Kiev, where the 4 th Infantry Corps was stationed. At this time, he often traveled with his family to the Crimea and the Caucasus.

In 1824, she is dismissed from the service “until the disease is cured”

Nikolai Nikolayevich Rajewski died in 1829 in the village of Boltyshka, Kiev province. He was buried in the family tomb in the village of Razumovka.

The inscription on the tombstone is inscribed:
He was in Smolensk shield,
In Paris, the sword of Russia.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Ross
    Ross 6 August 2012 09: 37
    +3
    "Yes, there were people in our time ...."
  2. Barrel
    Barrel 6 August 2012 11: 06
    0
    Napoleon was not afraid of anyone. Where is the evidence that he was afraid of Raevsky? Respected - yes, Bonaparte respected all his enemies, but they were afraid of him, a striking example is Leipzig.
    1. Trapperxnumx
      Trapperxnumx 6 August 2012 13: 11
      +1
      Barrel,
      And where did you see in the article that "Napoleon was afraid of Raevsky"?
      1. Barrel
        Barrel 6 August 2012 13: 30
        0
        Apparently seeing my koment, moderators renamed the article
    2. slav4ikus
      slav4ikus 22 September 2012 15: 31
      0
      he was afraid of Suvorov! but alas
  3. Prometey
    Prometey 6 August 2012 11: 18
    +3
    Under Borodino, the Raevsky’s Kurgan battery consisted of 18 guns ... Perhaps this was the only way to fight in the Russian army of that time - 18 guns against tens of thousands of attacking enemy soldiers. And this despite the fact that Napoleon concentrated the fire of one and a half hundred guns in the direction of the main attack. It is not surprising that the historian M.V. Pokrovsky - the French artillery at Borodino beat Russian orders up to reserves, and the Russian units had not yet joined the battle and lost up to 1/3 of their composition from enemy fire. Honor and praise to people like N. Raevsky and Bagration ... and an objective assessment of the headquarters of Kutuzov, who missed the concentration of French forces against the Russian left flank and was never able to realize a numerical superiority in artillery at Borodino.
    1. Trapperxnumx
      Trapperxnumx 6 August 2012 14: 04
      +2
      There were enough mistakes in that battle on both sides. And there were also successful actions. So, for example, Napoleon did not succeed in outflanking maneuvers and he was forced to attack all our positions "head-on" while incurring significant losses. By mixing his cavalry with his own infantry, Napoleon put them in an extremely disadvantageous position. With artillery, the difference in its use also affected. The French used all the artillery from the very beginning of the battle. The Russian artillery was "smeared" along the entire length, and at the same time part of the artillery was left in reserve with connection during the battle. French artillery fired, including in areas, which really led to heavy losses in our army. Russian artillery hit point-blank with buckshot, mowing down the ranks of the advancing French like a scythe of hay. Probably different artillery schools.
      In any case, I agree with this quote
      “The Russian artillerymen fought with great courage and fired to the last.
      The guns were used so as to inflict maximum damage to the enemy from each projectile fired. But the numerical and fire superiority of the Russian artillery remained unrealized and I will not play a possible role. In fact, the Russian artillery turned out to be more like insurance against defeat, and not a means of achieving victory. The use of French artillery looks different. From the very beginning of the battle, Napoleon deployed his guns, including all the heavy artillery, to fight Ul. In the deployment of artillery, everything was subordinated to its maximum massive use and the ability for heavy batteries to work on the enemy with impunity. "
      1. Prometey
        Prometey 6 August 2012 14: 49
        0
        Trapperxnumx
        I agree with everything except, perhaps, this
        Quote: Trapper7
        So, for example, Napoleon failed to roundabout maneuvers and he was forced to attack all our positions "head-on"

        What are workarounds? Any attack, one way or another, goes on the forehead. These circumventive maneuvers, given the length of the front line, would probably take half a day. And most likely, if you believe the figure of the number of soldiers involved in the battle, it is possible that individual divisions, on both sides, may have been forced to act according to the situation, falling out of the general context of the battle. It is impossible to manage an army of more than 100 thousand people. on the battlefield without means of communication. Therefore, it is not surprising that the raids of Platov and Uvarov are so ambiguously evaluated - they could just get lost and while they get to enemy positions - the situation has changed radically.
  4. Greyfox
    Greyfox 6 August 2012 13: 31
    +1
    Admins !!!! Correct the title - we are talking about Raevsky, not about RaNevsky! And check the spelling “This Russian general is made from the material from which they are made marshal". Directly some Ravshan and Jamshut, damn it.
  5. Robinson
    Robinson 6 August 2012 17: 57
    +3
    Glory to the Russian heroes!
  6. Argonaut
    Argonaut 6 August 2012 18: 12
    +2
    Raevsky is the hero of Russia at all times.
  7. patriot2
    patriot2 6 August 2012 20: 26
    +1
    Yes - Hero, yes - Professional. Glory to General Raevsky!
    There would be more such generals in our present Russian Army.
    Grow Heroes!
  8. Napoleon I
    Napoleon I 23 September 2012 13: 58
    0
    I think the artillery is not mentioned below, but, in any case, this is what Denis Davydov writes about firearms: “... As in all battles, it produced more noise than death, more shocked the human nervous system and imagination than reached the goal of all weapons: the most faithful and speedy extermination of opponents. In this regard, firearms are far inferior to hand-to-hand fights, where blows are not wasted for nothing, falling on objects located under the blade itself and therefore not requiring, like firearms, sights from afar, making false blows, destructive, harming more than their own dignity ".

Сам Наполеон отметил воинское искусство и несгибаемую волю Николая Николаевича Раевского

Имя генерала Раевского слышал каждый, кто хоть раз сталкивался с историей Отечественной войны 1812 года. Сам Наполеон отметил воинское искусство и несгибаемую волю Николая Николаевича, сказав о нем: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршала».

Раевский происходит из дворянского рода с польскими корнями, который поступил на службу к российским государям ещё при Василии III.

Родился он в 1771 году и получил отличное домашнее образование. В возрасте 3 лет был зачислен в Преображенский полк, а службу начал в возрасте 14 лет в чине прапорщика, в армии двоюродного деда – светлейшего князя Григория Потемкина.


К 16 годам, 1787, отправился волонтером в действующую армию и был определен в казачий отряд Орлова, с наставлением от Потемкина «употреблять в службу как простого казака, и потом уж по чину поручика гвардии». Для юного офицера служба рядом с казаками стала отличной школой. Помимо огромного опыта действий в составе легкой кавалерии, Раевский научился наравне с низшими чинами выносить тяготы солдатской жизни. Первые годы службы, заложили в Раевском настолько глубокое понимание простых солдат, которое много позже позволит вдохновлять бойцов на подвиги в критические моменты сражения, переламывая его ход в свою пользу.

Сам Наполеон отметил воинское искусство и несгибаемую волю Николая Николаевича Раевского
Портрет Н. Н. Раевского работы Дж. Доу.
Военная галерея Зимнего Дворца


Воюя против турок, Раевский участвовал в походах в Молдавию, боях у рек Ларга и Кагул, в осадах крепостей Бендер и Аккерман. Потемкин успехи внучатого племенника без внимания не оставил и вверил ему командование казачьим полком Булавы великого гетмана. Турецкая война принесла Николаю Николаевичу чин подполковника.

Через год после завершения русско-турецкой войны – за участие в польской кампании – получает чин полковника.

В 1794 году Раевский отправлен на Кавказ, командовать Нижегородским драгунским полком. Дислоцировался полк в Георгиевске. В тот момент активных боевых действий не было, и Николай Николаевич берет отпуск и отбывает в столицу для предстоящей женитьбы.

Летом 1795 вместе с женой Софьей Алексеевной возвращается в Георгиевск. Меньше чем через год от прибытия в крепость Раевский, в составе корпуса Зубова, выступает в поход на Дербент. Полк Николая Николаевича защищает коммуникации, проводит разведку и охранение обозов. 23-х летний командир отлично справляется с поставленными перед ним задачами, сумев в продолжение долгого и изнурительного марша сохранить дисциплину и боеспособность отряда. С основными силами дошел до реки Куры.

Со смертью Екатерины внешняя политика Российской империи резко поменялась. 30-тысячный корпус Зубова, готовый к походу вглубь Ирана, был отозван.

Раевский, как и многие генералы екатерининской эпохи, отправлен в отставку. Павел крайне неприязненно относился к его родству с Потёмкиным, видя в князе ближайшего подвижника своей совсем нелюбимой матушки.

До 1801 года Николай Николаевич Раевский живет в своих имениях, совмещая дела по их обустройству с чтением военной литературы и анализом уже прошедших войн.

С воцарением Александра I поступает на службу и получает чин генерал-майора, однако всего через полгода возвращается к мирной жизни в семейном кругу.

В феврале 1807 года Раевский вновь отправляется в армию и участвует в войнах Четвертой коалиции.

Его определяют командовать егерской бригадой, прикрывавшей корпус Багратиона – близкого друга Николая Николаевича. В это лето Раевский побывал во всех крупных сражениях от Амштеттена до Фридланда. За кампанию 1807 год был представлен к орденам св. Владимира 3-й степени и св. Анны 1-й степени.

Тильзитский мир высвободил войска Российской империи для решения других стратегических задач.

В 1808-1809 война со Швецией, в которой генерал Раевский сражается на территории Финляндии: при Кумо и в боях за Ваасы, Кристинестада, Нормарка, Бьёрнеборга. Произведен в генерал-лейтенанты.

1810 год принес очередную войну с турками. Николай Николаевич был прикомандирован к Дунайской армии Н.М. Каменского. Здесь Раевский отличился при осаде крепости Силистрия. Его отряд под покровом темноты сумел подтянуть осадные орудия на короткую дистанцию, с которой крепость прекрасно простреливалась. Наутро была предпринята мощная артиллерийская подготовка по позициям турок. Крепость, в итоге, сдалась в течение недели. За проведение этой опасной операции Николай Николаевич награжден золотой шпагой с алмазами и надписью «За храбрость».

В 1812 году Раевский командует 7 пехотным корпусом 2-й армии генерала Багратиона.

Перейдя через Неман, Наполеон планировал не допустить соединения русских армий и разбить их поодиночке. Воспрепятствовать объединению должен был 50-тысячный корпус маршала Даву. Почти через месяц упорных арьергардных боев Даву удалось выйти к городу Могилев, опередив Багратиона. Последний вынужден был свернуть южней и для обеспечения безопасной переправы через Днепр отрядил корпус Раевского, который, по возможности, должен был отбить город или хотя бы задержать французов до того момента выхода 2-й армии на прямую дорогу к Витебску.

23 июля в 11 км от Могилева состоялось сражение под деревней Салтановкой. В течение 10-часов корпус Раевского сражался с 5 дивизиями французов. В момент, когда исход сражения висел на волоске, Раевский лично возглавил атаку Смоленского полка. Французы были опрокинуты. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в момент атаки были оба его сына, однако сам он позже говорил, что в то утро в бою они участия не принимали.

Сам Наполеон отметил воинское искусство и несгибаемую волю Николая Николаевича Раевского
Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. Н. С. Самокиш, 1912 г.


К ночи корпус Раевского сохранив боеспособность, сумел отступить, а Даву остался на позициях, ожидая основные силы армии Багратиона, которая в этот момент переправлялась через Днепр много южнее Могилева – у Нового Быхово.

Дальнейшие события также развивались бы опасно для русской армии, если бы не удачные действия дивизии генерала Неверовского под Красным, благодаря которым корпус Раевского оказался в Смоленске раньше французов. Тем не менее до подхода основных сил ему предстояло продержаться не меньше суток против 180-тысячной армии под командованием Наполеона.

За город развернулись ожесточенное сражение. 15-тысячный корпус Раевского стойко удерживал укрепления, возведенные ещё при Годунове, и не дал французам овладеть ключевой стратегической позицией.

На следующие сутки корпус Раевского сменила 3-я пехотная дивизия генерала Дохтурова.

Сражение под Смоленском позволило объединиться 1-й и 2-й русским армиям и продолжить организованное отступление вглубь страны, к Москве…
Бородино стало одним из самых кровопролитных сражений того времени, военные историки называют его «началом эпохи артиллерии». Неудивительно, ведь на фронте протяженностью всего 5 км с обеих сторон в бою сошлось почти 160 тысяч человек и порядка 700 орудий. Потери от артиллерийского огня в тот день были просто чудовищны.

Курганная высота (или батарея Раевского как её назвали позже) находилась в центре позиции русских и господствовала над всей местностью.
Понимая важность позиции, на ней целый день, накануне сражения, сооружались земляные укрепления, в дополнение был выкопан ров. К началу боя и без того выгодный холм превратился в небольшую крепость с 18 орудиями и храбрым гарнизоном.

Сам Наполеон отметил воинское искусство и несгибаемую волю Николая Николаевича Раевского
Бородино. Атака на батарею Раевского. Ф. А. Рубо, 1913 г.


…В середине дня на Наполеон перенес основной удар с левого фланга в центр русской армии – на батарею Раевского. После мощной артподготовки французам удалось ненадолго занять высоту силами трех пехотных дивизий и нескольких кавалерийских полков. Положение выправил генерал Ермолов, следовавший по приказу Кутузова на левый фланг.

Быстро оценив серьезность положения, Ермолов, взяв всего один батальон Уфимского полка, атаковал французов. Это было бы чистой авантюрой без всякой надежде на успех, если бы по пути прославленный генерал не наткнулся на два егерских полка. Этими силами французы были выбиты с батареи. Позже, солдаты Великой Армии, назовут Курганную высоту «кладбищем французской кавалерии».

К концу дня от 10-тысячного корпуса, по оценкам самого Николая Николаевича, осталось едва ли 700 человек.

Около четырех часов вечера, французы ценой огромных потерь все-таки заняли батарею, но стратегического значения это уже не имело.

После Бородинского сражения – на совете в Филях – Раевский высказался за оставление Москвы, посчитав, что сохранить армию важней.

Когда Наполеон покинул разорённый город, перед русской армией встала задача преградить французам выход на Калужскую дорогу.

В сражение под Малоярославцами свежий корпус Раевского сменил изможденных солдат Дохтурова. К тому моменту, когда французам удалось завладеть развалинами городка, 70-тысячная русская армия уже укрепилась на позициях в 2-х километрах от города, перекрыв выходы к дороге. Атаковать изготовившегося противника со стороны Наполеона было бы чистым безумием. Французы отступили.

В ноябре корпус Николая Раевского, фактически, закончил истребление корпуса маршала Нея в трехдневном бою под Красным.

После сражения Николай Николаевич берет отпуск по болезни. Стали сказываться последствия многочисленных ранений и перенапряжения сил.
В действующую армию Раевский вернется уже в разгар Заграничного похода. Примет участие во многих сражениях, среди которых битва под Кульмом, бои за Дрезден и Париж… и многие другие.

Отдельно стоит сказать о «битве народов» под Лейпцигом, где благодаря отваге и доблести Гренадерского корпуса, под командованием Раевского, выстоял центр армии союзников.

С завершением войны Раевский отправился в Киев, где был расквартирован 4-й пехотный корпус. В это время часто путешествовал с семьей в Крым и на Кавказ.

В 1824 увольняется со службы «до излечения болезни».

Скончался Николай Николаевич Раевский в 1829 году в селе Болтышка Киевской губернии. Похоронен в фамильной усыпальнице в селе Разумовка.

На надгробной плите начертана надпись:
Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России.
Автор: Станислав Пошелюжный


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Ross 6 августа 2012 09:37
    "Да, были люди в наше время...."
  2. Barrel 6 августа 2012 11:06
    Наполеон никого не боялся. Где доказательства, что он боялся Раевского? Уважал - да, Бонапарт всех своих врагов уважал, но это его боялись, яркий пример - Лейпциг.
    Barrel
    1. Trapper7 6 августа 2012 13:11
      Barrel,
      А где Вы увидели в статье, что "Наполеон боялся Раевского"?
      1. Barrel 6 августа 2012 13:30
        Видимо увидев мой комент, модераторы переименовали статью
        Barrel
    2. slav4ikus 22 сентября 2012 15:31
      он боялся Суворова! но увы
  3. Prometey 6 августа 2012 11:18
    При Бородино Курганная батарея Раевского насчитывала 18 орудий... Наверное так было принято воевать только в русской армии того времени - 18 орудий против десятков тысяч атакующих солдатов противника. И это при том, что Наполеон на направлении главного удара сосредотачивал огонь полутора сотен пушек. Не удивительно, что писал историк М.В. Покровский - французская артиллерия при Бородино била русские порядки вплоть до резервов и русские части еще не вступив в бой теряли до 1/3 своего состава от огня противника. Честь и хвала таким людям как Н. Раевский и Багратион... и объективную оценку штабу Кутузова, который проворонил сосредоточение французских сил против русского левого фланга и так и не смог реализовать численный перевес в артиллерии при Бородино.
    1. Trapper7 6 августа 2012 14:04
      Ошибок хватало в том сражении с обеих сторон. И удачные действия также были. Так к примеру Наполеону не удались обходные маневры и он был вынужден атаковать все наши позиции "в лоб" неся при этом значительные потери. Смешав свою кавалерию со своей же пехотой Наполеон поставил их в крайне невыгодное положение. С артиллерией тоже сказалась разница в её применении. Французы применили с самого начала сражения сразу всю артиллерию. Русская артиллерия была "размазана" по все длине и одновременно часть артиллерии оставлена в резерве с подключением по ходу сражения. Французская артиллерия вела огонь в том числе по площадям, что действительно привело к большим потерям в нашей армии. Русская артиллерия била в упор картечью, выкашивая ряды наступающих французов как коса сено. Разные артиллерийские школы наверное.
      Во всяком случае соглашусь вот с этой цитатой
      "Русские артиллеристы сражались с огромным мужеством и вели огонь до последнего.
      Орудия использовались так, чтобы нанести максимальный урон противнику от каждого выпущенного снаряда. Но численное и огневое превосходство русской артиллерии осталось нереализованным и возможной роли не сыграю. Фактически русская артиллерия оказалась скорее страховкой от поражения, а не средством достижения победы. Иначе выглядит применение французской артиллерии. С самого начала боя Наполеон развернул для боя Ул своих орудий, в том числе всю тяжелую артиллерию. В размещении артиллерии все было подчинено максимально массированному ее применению и возможности для тяжелых батарей работать по противнику безнаказанно."
      1. Prometey 6 августа 2012 14:49
        Trapper7
        Соглашусь со всем кроме, пожалуй, вот этого
        Цитата: Trapper7
        Так к примеру Наполеону не удались обходные маневры и он был вынужден атаковать все наши позиции "в лоб"

        Что такое обходные маневры? Любая атака, так или иначе идет в лоб. Эти обходные маневры, учитывая растянутость линии фронта, заняли бы наверное бы пол-дня. Да и скорей всего, если верить цифре задействованного числа солдат в битве, не исключено, что отдельные дивизии как с той и с другой стороны, возможно, вынуждены были действовать по обстановке, выпадая из общего контекста боя. Невозможно управлять армией свыше 100 тыс. чел. на поле боя без средств связи. Поэтому не мудрено, что рейд Платова и Уварова так неоднозначно оценивают - они могли просто заблудиться и пока доскакали до вражеских позиций - ситуация в корне поменялась.
  4. Greyfox 6 августа 2012 13:31
    Админы!!!! Исправьте заголовок-речь идет о Раевском,а не о РаНевском! И проверьте орфографию «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршала».Прямо какой-то Равшан и Джамшут, блин.
  5. Робинзон 6 августа 2012 17:57
    Слава русским героям!
    Робинзон
  6. Аргонавт 6 августа 2012 18:12
    Раевский - герой России на все времена.
    Аргонавт
  7. патриот2 6 августа 2012 20:26
    Да - Герой, да - Профессионал. Слава генералу Раевскому!
    Побольше бы таких генералов нашей теперешней русской Армии.
    Растите герои!
    патриот2
  8. Наполеон I 23 сентября 2012 13:58
    Думаю, о артиллерии ниже не говорится, но, во всяком случае, вот что пишет Денис Давыдов об огнестрельном оружии: «...Как и во всех сражениях, оно производило более шуму, чем гибели, более потрясало нервную систему и воображение человека, чем достигало цели всякого оружия: вернейшего и скорейшего истребления противников. В этом отношении огнестрельные действия далеко уступают рукопашным схваткам, где удары даром не расточаются, падая на предметы, находящиеся под самым лезвием и потому не требующие, подобно огнестрельному оружию, прицелов издали, производящих удары неверные, гадательные, вредящие более количеством, чем собственным своим достоинством».
    Наполеон I

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня