Атомный подводный блокадопрорыватель

76

Атомный подводный газовоз, получивший название "Пилигрим", обещает быть весьма футуристическим изделием

При всем скептическом отношении к творчеству отечественных конструкторских бюро все же нужно признать, что иногда у них появляются оригинальные идеи. Скепсис во многом вытекает из того, что частенько за новшества выдаются старые советские разработки, извлеченные из крашенных суриком объемистых сейфов. Но не в этот раз.

В июле 2019 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» разрабатывало атомный подводный газовоз для вывоза сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений в Арктике. Тогда об этом писали и даже пытались обсуждать перспективы подводного танкерного флота (идея тоже не новая, а выдвигалась еще в советские времена). Начальник сектора перспективного проектирования «Малахита» Дмитрий Сидоренков кое-что рассказал об этом проекте. Длина лодки 360 метров, ширина – 70 метров, высота – 30 метров, осадка 12-13 метров. Вместимость 170-180 тысяч кубометров СПГ. Скорость под водой – 17 узлов.



Атомный подводный блокадопрорыватель

Первоначальная версия атомного подводного газовоза (2019 года)

«Малахит» — структура, известная проектированием атомных подводных лодок: пр. 627(А), пр. 645 ЖМТ «Кит», пр. 661, пр. 671, 671РТ, 671РТМ(К), пр. 705(К), пр. 971, пр. 885. От зари атомного подводного кораблестроения и до наших дней. Поэтому да. Пожалуй, они это могут.

Однако в этом деле был интересный нюанс, на который тогда обратили мало внимания. В отчете компании говорилось об этом проекте:

В обеспечение переговоров с потенциальным иностранным заказчиком компанией выполнялись проработки по созданию подводного атомного газовоза для перевозки в подводном положении сжиженного природного газа с северных месторождений в восточном направлении.

И вот это интересно. Вот это обстоятельство — иностранный заказчик и перевозки СПГ в восточном направлении, переводит всю тему в военно-хозяйственную плоскость.

Могли бы и не скромничать. Иностранных заказчиков, потенциально заинтересованных в атомном подводном газовозе, вывозящих СПГ из Арктики на восток, а также способных такой заказ оплатить, не так много: десяток компаний или около того. За ними стоят Центральный военный совет КНР и Военный совет ЦК КПК.

Некоторые немаловажные обстоятельства


В этой теме есть свои немаловажные обстоятельства, которые позволяют довольно уверенно утверждать, что речь идет именно о стратегических интересах Китая и что потенциальный заказ на атомные подводные газовозы исходит от высших военных органов КНР.

Во-первых, рынок СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеет ряд особенностей. Крупнейшие импортеры сжиженного газа: Япония (110 млн. тонн в год) и Южная Корея (60 млн. тонн в год). Они приобретают его в основном странах Персидского залива, в Малайзии, Индонезии, Брунее. Китай тоже крупный покупатель – 90 млн. тонн в год.

В поставках СПГ преобладают долгосрочные договоры. Например, Южная Корея имеет договоры на поставки, рассчитанные до 2030 года. Под эти договоры строится флот газовозов, оборудуются порты, строятся установки по сжижению газа в портах отправки и установки регазификации в портах назначения. В рамках сложившейся структуры рынка СПГ в этом регионе связываться с атомными подводными газовозами (это способ доставки новый, неопробованный, весьма рискованный) нет особой необходимости. Даже российский СПГ с Сахалина, который ближе Арктики и вывозится обычными надводными газовозами, в котором есть японские акционеры, страны региона берут не то чтобы охотно, и в 2019 году отгрузка с Сахалина сократилась на 11,1 млн. тонн СПГ, или на 16% (к 2018 году). Арктика, неосвоенные месторождения, подводные газовозы – это нечто из области фантастики.

Во-вторых, суда с ядерной силовой установкой – известная головная боль всех, у кого они есть. Они могут заходить далеко не во все порты. Конвенция ООН по морскому праву (ст. 23) определяет, что суда с ядерными силовыми установками должны соблюдать особые меры предосторожности, определяемые международными соглашениями.

В России есть порты, куда могут зайти атомные ледоколы и атомный лихтеровоз «Севморпуть». Всего 19 портов. По каждому из них разрешение на заход таких судов оформлялось постановлением правительства РФ. Но и это не значит, что судно с ядерной силовой установкой может зайти в такой разрешенный порт просто так. Например, в 2019 году «Севморпуть» заходил два раза в Большой порт Санкт-Петербурга. В первый раз с рефконтейнерами с рыбой из Петропавловска-Камчатского. Его встречал вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Баталов, а для проверки порта была сформирована специальная комиссия. Мало ли что? Вдруг с него потечет что-нибудь радиоактивное… Второй раз лихтеровоз заходил для замены гребных винтов, и капитан Морского порта Санкт-Петербурга Александр Волков выпустил специальное распоряжение, определяющее перечень причалов для стоянки атомного лихтеровоза. И вообще, согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ, капитан судна с ядерной силовой установкой должен извещать Росгвардию и судно в порту должно находиться под охраной подразделений Росгвардии. Возни с ними много.

А тут — судно с ядерной силовой установкой, к тому же еще и подводное. Любой заход его в иностранный порт для разгрузки неизбежно будет связан со сложными процедурами, перепиской и бюрократией. Все эти проблемы можно решить, но зачем? Есть ведь обычные газовозы, которые могут заходить в порты со своими мерами предосторожности, но без подобных затруднений.


Типичный представитель современных надводных танкеров-газовозов


Устройство танка для сжиженного газа в разрезе

Поэтому любой иностранный заказчик атомного подводного газовоза может решиться на эксплуатацию подобного судна или судов только в том случае, если газ ему нужен позарез, доставка обычными способами невозможна и есть принципиальная готовность решить все возникающие проблемы на уровне высшего государственного руководства. Ни Японии, ни Южной Корее этого не надо. Остается лишь Китай.

Да, я слышал, что "Малахит" будто бы сотрудничал с южнокорейцами. Однако, во-первых, южнокорейцы часто начинают проекты, из которых потом ничего не получается (я даже сам участвовал в одном из таких), а, во-вторых, на уровне бизнеса и государства такое судно Южной Корее не нужно.

Почему Китай?


Ввиду постепенно обостряющихся противоречий с США, угроз со стороны США и их союзников Китай стоит перед перспективой морской блокады. Пока что теоретической, но весьма вероятной, если противоречия и трения дойдут до «горячей» фазы. Соответственно, и импорт СПГ морским транспортом тоже будет закрыт.

В условиях морской блокады атомный подводный газовоз становится очень ценным в силу того, что он может не только пройти под льдами Арктики, но и вообще весь путь до Китая проделать в подводном положении. То есть скрытно, с минимальным риском обнаружения судна враждебной стороной. Собственно, нужно пройти Арктику, выйти через Берингов пролив в Тихий океан, обойти Японию и через пролив Мияги войти в Восточно-Китайское море. Проход через пролив Мияги и следование в Восточно-Китайском море может быть обеспечено подводным экспортом китайских ВМФ.

В отношении подводных судов много обсуждалась перспектива подводной загрузки. Технически это вполне возможно как с буровой платформы, так и с подводного газодобывающего комплекса. Если можно подводный танкер загрузить под водой, то его же возможно под водой и разгрузить, оборудовав для него специальный подводный порт с необходимыми устройствами. Таким образом, атомный подводный газовоз может не только скрытно подойти, но и скрытно разгрузиться. Это обстоятельство исключительно важно в военно-хозяйственном отношении для прорыва морской блокады Китая.

Сколько надо таких лодок?


180 тысяч кубометров СПГ — это 76,2 тысячи тонн СПГ, что соответствует 105,1 млн. кубометрам газа.

Из Арктики (от Сабетты) до Китая (Шанхая) маршрут составляет 5600 морских миль. На 17 узлах подводного хода атомный подводный газовоз пройдет это расстояние за 330 ходовых часов, или за 14 суток. Таким образом, одно судно может один рейс в Китай и обратно в месяц. Месячная потребность Китая в СПГ — 7,5 млн. тонн. Таким образом, чтобы покрыть нынешнее потребление Китая в СПГ, завозя его из Арктики под водой, потребуется 98 атомных подводных газовозов.

Потребности военного или блокадного времени значительно сокращаются по сравнению с мирным временем. У нас вряд ли есть возможность оценить, сколько Китай в блокадное время потребит СПГ по самому необходимому минимуму. Но мы можем грубо прикинуть. Если потребности блокадного времени будут примерно 25% от мирного, или 22,5 млн. тонн в год, — 1,8 млн. тонн в месяц, то для доставки потребуется 24 атомных подводных газовоза.

По сравнению с военной атомной подводной лодкой атомный подводный газовоз значительно проще по конструкции и оснащению; ему не требуются торпеды и ракеты вместе с обслуживающим их оборудованием. Экипаж сильно сокращен по сравнению с экипажем военной АПЛ и поместится в компактном обитаемом отсеке. Поэтому постройка атомных подводных газовозов может происходить ощутимо быстрее, чем военных АПЛ. При китайских деньгах и китайской технической помощи построить 24 такие лодки в первом приближении выглядит технически реализуемой задачей. К тому же Китай с его судостроительными мощностями, взяв готовый проект, может и сам наклепать их в потребном количестве. Кстати, "Малахит" предполагает, что только для российской Арктики будет построено 5-8 таких подводных танкеров-газовозов.

Да, это был бы крайне неприятный сюрприз для США и их союзников. Такое судно делает морскую блокаду гораздо менее эффективной против ожидаемого. Одно дело – разворачивать надводные газовозы, угрожая расстрелять их противокорабельными ракетами, а совсем другое дело – гоняться в море за подводными судами, укомплектованными экипажами с опытом службы на подводном флоте и опытом прорыва противолодочной обороны противника.

Можно ведь еще на основе проекта газовоза построить нефтеналивную модификацию. Танк на 180 тысяч кубометров может вместить порядка 150 тысяч тонн нефти легких сортов.


Схема танков атомного подводного танкера проекта 927, проектирование которого было начато в 1973 году, но потом прекращено

Это может быть и подводный транспорт. Объем трюма в 180 тысяч кубометров — это эквивалент весьма крупного грузового судна. Скажем, примерно такой грузовой объем имели рассмотренные ранее автомобилевозы Sunrise Ace и Carnation Ace. Подводный атомоход можно перепроектировать из газовоза в сухогруз, способный перевозить, скажем, технику, боеприпасы, топливо, иными словами, откроется возможность скрытной доставки снабжения войск на плацдарме где-то далеко за морем. Противнику найти и потопить его будет гораздо труднее, чем надводный транспорт.


Идея подводного транспорта витала в воздухе давно. Вот, к примеру, эскиз проекта 621, разработанный в 1948 году: водоизмещение 5580 тонн, десант — 745 человек, 10 танков, 14 орудий, 12 грузовых автомобилей, три самолета. Кроме этого, были еще проекты 626, 717, 748

В общем, мне эта идея всесторонне нравится.
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +34
    29 июля 2020 04:45
    совсем помешались на газе..." подводная "сила сибири"...лучше бы реальной экономикой занялись.
    1. +13
      29 июля 2020 06:00
      Присоединяюсь! Видать, совсем "чердак худой стал".
      1. +18
        29 июля 2020 06:28
        И название - "блокадопрорыватель"...
        Какую блокаду?! Если сверху будут нормальные силы ПЛО, то им ничего не будет стоить засечь данного монстра и.... На этом газовое уже пробоину под воду не заделать!
        1. +3
          29 июля 2020 18:25
          Да, ладно вам критиковать! Порадуйтесь, сколько только на проекте, попилить можно!!!!! Это ж из наших карманов столько денег патриотично настроенным олигархам уйдёт! Вот она СИЛА России!!!!!
          А уж при строительстве!!!!!!! А потом за ненадобностью во что нибудь можно переоборудовать, например в подводное казино!!!
      2. +13
        29 июля 2020 06:32
        Всего лишь идея. Будьте снисходительны.
        1. +2
          30 июля 2020 02:21
          Идея подводного танкера вполне здравая. Не про прорыв блокады конечно.
          1. Подводному танкеру не нужен ледокол для ледовой проводки, ему плевать на погоду.
          2. Не уверен но газовоз ледового класса будет стоить не мало, а тут нет риска, что его все таки зажмет льдом.
          3. Это не военная подлодка и нырять ей нужно ровно на столько, чтобы пройти подо льдом ну и корпус попроще боевого и малошумностью можно пренебречь ради скорости.

          Может еще какие выигрыши с давлением в танках и забортным давлением, или системой охлаждения танков, я не специалист но наверняка, что то. где то есть.
      3. +8
        29 июля 2020 06:49
        Цитата: Лексус
        Присоединяюсь! Видать, совсем "чердак худой стал".
        laughing yes
        Особенно вот это понравилось
        Подводный атомоход можно перепроектировать из газовоза в сухогруз, способный перевозить, скажем, технику, боеприпасы, топливо, иными словами, откроется возможность скрытной доставки снабжения войск на плацдарме где-то далеко за морем. Противнику найти и потопить его будет гораздо труднее, чем надводный транспорт.
        В дурдоме не доглядели.И автор добрался до компа. lol
        1. +15
          29 июля 2020 06:52
          Подводный атомоход можно перепроектировать из газовоза в сухогруз

          "Цемент" из Южной Америки возить. А то местные "бароны" всё кустарщиной перебиваются, и развоз дипломатической авиа"линией" прикрыли. wassat
          1. +3
            29 июля 2020 06:55
            Лексус hi
            Подводный атомоход можно перепроектировать из газовоза в сухогруз

            "Цемент" из Южной Америки возить. А то местные "бароны" всё кустарщиной перебиваются. wassat

            Я узнаю почерк автора статьи.Эту ересь, я тут с год назад в комментарии у одного не без известного персонажа уже читал. bullyЭто вообще.Яндекс Дзен отдыхает. laughing
            1. +13
              29 июля 2020 07:00
              Этой шизо-идее четверть века. 7-я "Акула" на стапеле дypакам покоя не давала.
    2. +5
      29 июля 2020 06:31
      Цитата: Дедкастарый
      лучше бы реальной экономикой занялись.

      А это вам не реальная экономика? Строительство терминалов с регазификационным оборудованием, строительство судна - это совсем не игра на бирже и даже не турбизнесс. Это еще и новые технологии, еще не освоенные. Кто сказал, что подводный корабль может быть только военного назначения? Просто мы к этому привыкли, т.с. стереотипное мышление...
      1. +10
        29 июля 2020 06:40
        Цитата: Hagen
        А это вам не реальная экономика? Строительство терминалов с регазификационным оборудованием, строительство судна - это совсем не игра на бирже и даже не турбизнесс.

        да,но.
        думаю лучше было бы увидеть експорт российких станков, автомобилей, электроники, ПО итп.

        уникальный "блокадопрорыватель: это хорошо но пахнет рекламной акцией больше чем развитием эконоики и рынков сбыта.
        1. +10
          29 июля 2020 07:12
          Цитата: Маки Авелльевич
          думаю лучше было бы увидеть експорт российких станков, автомобилей, электроники, ПО итп.

          И это есть.
          "....Экспорт продукции машиностроения в 2019 г. составил 33,3 млрд долл. Экспорт турбореактивных двигателей в 2019 г. вырос на 11,9% до 1852 млн долл. Второй год подряд обновляется исторический максимум. В количественном выражении также установлен новый рекорд экспорта — 475 штук (в 2017 г. — 448). Кроме того, 299 млн долл. составил экспорт частей турбореактивных и турбовинтовых двигателей, что уступает только максимуму 2018 г. (307 млн долл.). Россия входит в десятку ведущих мировых экспортёров турбореактивных двигателей. Экспорт радиолокационной и навигационной аппаратуры в 2019 г. вырос в 3,6 раза до 1026 млн долл. Это новый исторический максимум, значительно превосходящий прежний рекорд 2016 г. (764 млн долл.).
          Экспорт контрольно-измерительных приборов и инструментов в 2019 г. вырос на 4,8% до 883 млн долл. Это новый исторический максимум, третий год подряд фиксируется значительный абсолютный прирост экспорта. Экспорт кабельной продукции в 2019 г. вырос на 14% до 86,9 тыс. т. Это лучший результат как минимум с 1994 г., прежний пик — 84,7 тыс. т в 2003 г. В стоимостном выражении экспорт составил 440 млн долл. (+5,2%).
          Экспорт бытовых стиральных машин в 2019 г. составил 1827 тыс. штук, что совсем немного уступает абсолютному рекорду предыдущего года (1833 тыс. штук). Докризисный уровень современные поставки превышают 2,5-3 раза, пик экспорта СССР — 398 тыс. штук в 1988 г. ...." Это если коротко.
        2. +4
          29 июля 2020 10:25
          Если за бабло Китая, то каки проблемы!? Но есть ведь труба и её то никто не заблокирует.
    3. +2
      29 июля 2020 07:34
      Статья и идея, конечно, с душком жюльверновщины. Вряд ли будут акте делать (хотя всяко жизнь поворачивается). Но с чего вы взяли, что добыча и транспортировка газа не относятся к реальной экономике?
    4. -1
      29 июля 2020 09:55
      Цитата: Дедкастарый
      совсем помешались на газе..." подводная "сила сибири"...лучше бы реальной экономикой занялись.

      Ну во первых если Китай платит то почему бы не построить.а во вторых блокада это объявление войны со всеми вытекающими.в третьих есть поставка по Силе Сибири
      1. +4
        29 июля 2020 10:23
        Газовоз-блокадопрорыватель... Хорошая идея. В России такие любят. Главное- чтобы побольше денег на нее можно было бы списать...
        Ну а если по существу, то это:
    5. -1
      29 июля 2020 10:48
      Цитата: Дедкастарый
      лучше бы реальной экономикой занялись.

      Наверное, уже поздно.
    6. -3
      29 июля 2020 11:18
      согласен много раз о" кроме газа много др точек спорных и нужных в отношениях с Германией и ЕС".
      спецом ВО раскручивают зависимость от экспорта сырья и отсылают к "сделано у нас"по др вопросам жизни страны и международ отношений.
      Газовый вестник --не военное обозрение?
      Шпаковского за цветы поломкали , а тут -благожелательныя благоглупость. при контроле Берингового пролива США --фикция
    7. 0
      9 октября 2020 09:31
      подводный распиливатель бюджета
  2. +6
    29 июля 2020 05:10
    Газпром это кучка акционеров, которые из прибыли 1,5 миллиарда рублей, только 12,% государству дали,что тут народного не пойму, доходы частное достояние, расходы национальное достояние, хорошая схема.
    1. +3
      29 июля 2020 06:42
      Цитата: Пессимист22
      Газпром это кучка акционеров, которые из прибыли 1,5 миллиарда рублей, только 12,% государству дали,что тут народного не пойму, доходы частное достояние, расходы национальное достояние, хорошая схема.

      Во-первых, вы так же свободно можете стать акционером Газпрома, купите акции и собирайте дивиденды. Во-вторых, Газпром выплачивает в полном объеме НДПИ и работу всех своих работников и подрядчиков. Только прямые платежи из выручки в бюджет в год свыше 2 трлн руб.(из 20 утвержденных). Расходы на все газпромовские причуды найдите-ка в госбюджете... Это как правило прибыль, банковские займы и инвесторы. Всё это есть в открытом доступе.
      1. 0
        29 июля 2020 11:23
        поплююсь, пока есть время.
        кроме святого газа
        есть много др экспортных товаров .
        ГЛАВНОЕ -РАЗВИТИЕ СТРАНЫ....
        СЫРЬЕ НЕ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ-ДАТЬ РАБОТУ 140 МЛН ЧЕЛ, А ЕСЛИ БУДЕТ 200? РОСТА НАСЕЛЕНИЯ С ТАКИМИ ПЕРЕКОСАМИ В СТОРОНЫ "НАШЕГО ВСЕ" НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ..только прибыль акцыонирам
    2. +1
      29 июля 2020 12:05
      Цитата: Пессимист22
      Газпром это

      ...могучая кучка акционеров. Кто эти акционеры, какие у них цели?
      1. +3
        29 июля 2020 12:16
        Газпром - это организация по разбазариванию национального достояния.
    3. Как мило, что голодранцы с окраин заботятся о благосостоянии России
  3. +2
    29 июля 2020 05:30
    Грандиозная лодка. В три раза больше "Акулы". Интересно, сколько такое чудо будет стоить? И на каких наших верфях его можно "закладывать"? Разве что на обновленной "Звездочке".
    1. +16
      29 июля 2020 06:35
      Интересно также, решена ли проблема испарения газа?
    2. +6
      29 июля 2020 07:19
      Цитата: Горный стрелок
      В три раза больше "Акулы". Интересно, сколько такое чудо будет стоить?

      Ещё интереснее, какой шум будет от этого чуда, к вопросу о "скрытности".
  4. +1
    29 июля 2020 05:44
    разворачивать надводные газовозы, угрожая расстрелять их противокорабельными ракетами
    Это вмешательство во внутренние дела страны, владеющей газовозом, или объявление войны?
  5. +4
    29 июля 2020 05:55
    Капиталисты-утописты
  6. +2
    29 июля 2020 06:08
    Как то само название статьи наталкивает на мысль и о другом приминении таких газовозов для прорыва блокады исходя из потенциала перевозимого ими груза сопоставимого с тротиловым эквивалентом.
    И прорывать можно не только экономическую блокаду а , допустим, уничтожать корабли или создавать небольшие цунами у побережья без приминения ядерного вооружения.
  7. +6
    29 июля 2020 06:27
    Идея атомного подводного газовоза, скорее всего, заключается в том, чтобы свободно ходить подо льдом без сопровождения ледоколов. Задумка преодоления блокады не выдерживает критики. Такая посудина, замечу гражданского назначения не будет иметь вооружения и звукоизоляции сравнимой с боевым кораблем, а значит любое противолодочное устройство будет этот газовоз видеть под водой, как и на поверхности. С портами тоже все не так печально. Будет оборудована точка отправки - Сабетта, и точка перегрузки в незамерзающей акватории в бухте Бечевинская Камчатского края. Камчатка уже готовится. Дело за решением и экономическом обосновании проекта подводного газовоза.
  8. 0
    29 июля 2020 06:28
    Очередной мегаграбеж бюджета газпромом
  9. -1
    29 июля 2020 06:39
    Имеет смысл при переходе подо льдами СМП (и более верхних широт) от загрузки до перевалки груза ( например Варандей - Чукотка/Камчатка) и как база УДК если планируем высадку в Калифорнии/Аляске (т.сказать операция "Оверлорд"2))
  10. +1
    29 июля 2020 07:15
    В условиях морской блокады атомный подводный газовоз становится очень ценным в силу того, что он может не только пройти под льдами Арктики, но и вообще весь путь до Китая проделать в подводном положении. То есть скрытно, с минимальным риском обнаружения судна враждебной стороной.
    С минимальным риском обнаружения, это сильно! Подобную лохань без особого труда обнаружат в подводном положении. Совсем уже спятили, не проще тогда ещё одну трубу в Китай проложить, коль "оптом и в розницу" распродают богатства России, пока у кормушки, пока в бега на Запад к награбленному не ударились?
    1. +5
      29 июля 2020 12:17
      Да никто не спятил, это личное творчество Верхотурова на 100%.

      Реально все такие проекты в прошлом отталкивались от желания ходить подо льдом без ледокольной проводки.
      Но, судя по всему, ледокольная проводка дешевле.
      Ну или скрытой доставки войск, но эта тема отмерла ещё в 50-х как нереальная.
  11. +1
    29 июля 2020 07:27
    Вообще-то, новость залежалая....
    "....Вынесенная несколько месяцев назад в публичное поле тема создания подводного газовоза получила продолжение. На проходящей в Северной столице выставке "Нева 2019" Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" представило видеоролик с новыми подробностями пока ещё кажущегося фантастическим проекта.По замыслу конструкторов, работать "Пилигрим" будет на вывозе сжиженного природного газа (СПГ) с арктических месторождений. СПГ оттуда, кроме как морским транспортом, к заказчику не доставить.
    Сейчас для вывоза продукции действующего завода "Ямал СПГ" используются танкеры-газовозы типа "Ямалмакс" ледового класса Arc7. Именно "Ямалмакс" является основным конкурентом "Пилигрима".
    Логика создателей подводного газовоза примерно следующая. "Ямалмаксы" имеют высокий ледовый класс, но круглогодичную навигацию обеспечить пока не могут и требуют ледокольного сопровождения. Если построить судно, способное преодолевать значительную часть маршрута под водой, то это позволит повысить скорость перевозки и не строить новые ледоколы.
    По данным "Малахита", движение под водой на скорости около 17 узлов позволит сократить время в пути с нынешних 20 до 12 суток.
    Такое транспортное средство, как подводный газовоз, должно вписываться в существующую инфраструктуру. Исходя из этого, "Пилигрим" имеет следующие параметры: грузовместимость – 180 тыс. куб. м, длина – 360 м, ширина – 70 м, осадка – 12 м.
    Перевозка СПГ будет производиться в танках мембранной конструкции. Как и у надводного газовоза, такая технология позволяет наиболее эффективно использовать внутреннее пространство судна.
    По замыслу конструкторов, передвигаться подводный атомный газовоз будет на глубинах от 100 до 150 м на скорости до 17 узлов. На меньших глубинах (до 100 м) скорость будет снижаться до 15 узлов. В припортовых районах, где глубина менее 50 м, судно будет подниматься в надводное положение.
    Поскольку подводному газовозу не потребуется разрушать ледовый покров, то к корпусным конструкциям применены менее жёсткие требования, чем к ледоколам. В то же время такая форма корпуса позволит двигаться в сравнительно узких каналах.
    О стоимости такого чуда техники, как атомный подводный газовоз, в ролике "Малахита" не говорится ничего. О том, что она велика, можно судить по данным о первых проработках этой тематики несколько десятилетий назад. Тогда называлась цифра в районе 900 млн долларов. Для сравнения, газовоз типа "Ямалмакс" из первой партии стоит около 330 млн долларов. Впрочем, если для обеспечения перевозки за счёт более высокой средней скорости потребуется меньшее число газовозов, и отпадёт необходимость строительства ледоколов-гигантов типа "Лидер" (стоимость одного судна сейчас оценивается в 1,5 млрд долларов), то цена "Пилигрима" уже не выглядит столь фантастической...." В сети это обсуждается около года, а может и более. При чем те, кто занимается этим вопросом, о прорыве блокады ничего не говорят.
  12. +1
    29 июля 2020 08:30
    Возможно я ошибаюсь, но кажется я об этой штуке в каком то справочнике ещё 90 годов читал, правда блокадопрорывателем его тогда не обзывали.
  13. +4
    29 июля 2020 09:49
    Потребности военного или блокадного времени значительно сокращаются по сравнению с мирным временем.

    Как раз наоборот - в военное время потребление топлива и вообще энергоносителей резко растёт. Для начала, его в три горла начинают жрать сухопутные войска, ВВС и флот, техника которых начинает усиленно эксплуатироваться. Просто для сравнения: IJN в мирное время потреблял 170-180 тыс. тонн топлива в месяц. В 1942 г. месячное потребление возросло до 300-350 тыс. т.
    Затем подтягивается наращивающая темп выпуска военной продукции промышленность.
    И газ не будет исключением - им в первую очередь будут замещать то жидкое топливо, которое заберут вооружённые силы.
  14. +4
    29 июля 2020 10:05
    Мрак.
    Так и представляю себе как этот монстр застревает подо льдом в жёлобе Геральда.
  15. +2
    29 июля 2020 10:15
    Г.Адамов, Изгнание владыки, Тайна 2 океанов.
    Подводные рудовозы, газовозы и другие плюшки.
    1я половина 20 в.

    Автор, учи матчасть. Можно еще на десяток статей инфы накопать.
    1. -1
      15 октября 2020 10:19
      Игра "Anno2070" - там есть подводные транспортые суда. Конвой осушествляется силами ВМФ ( или береговойобороной- если дело происходит в районе порта) своей фракции.
  16. +1
    29 июля 2020 11:19
    На deepstorm.ru помнится, выкладывали проект конвертации "Тайфунов" в подводные транспортники или танкеры.
  17. +3
    29 июля 2020 11:25
    ИМХО, очередной бред.
    "....По сравнению с военной атомной подводной лодкой атомный подводный газовоз значительно проще по конструкции и оснащению; ему не требуются торпеды и ракеты вместе с обслуживающим их оборудованием. Экипаж сильно сокращен по сравнению с экипажем военной АПЛ и поместится в компактном обитаемом отсеке..."
    Не подводник, но думается мне, что ракеты и торпеды с сопутствующим оборудованием на ПЛ занимают все же не такую уж большую часть. Экипаж за счет автоматики сократить можно думаю, а вот кто за живучесть корабля в этом случае бороться будет. И экипаж в капсулу собрать можно.... Очень подходящая идея, чтобы всем экипажем зараз и булькнуть.... Отсеки осматривать из капсулы прикажете? А готовить экипажи для такой специфической штуки кто готовить будет?
    Лет 25 назад попадался в прессе материал с идеей переоборудования АПЛ под рудовозы с Северов в места, где потеплее. А что? АПЛ от погоды не зависит, ледокол не нужен и т.п. Выходило очень даже неплохо и коммерчески выгодно по всем прикидкам. Всю малину изгадили, как обычно вояки.... Они этак ненавязчиво поинтересовались, а кто все эту машинерию будет обслуживать... Оказалось, что по задумке авторов идеи всеми этими неприятностями с обслуживанием, ремонтом, перезарядкой реакторов и прочим должен заниматься Северный Флот они, дескать это умеют и база кое-какая для этого есть. Может за давностью лет что-то и упустил, но основной посыл идеи был следующий: прибыли получают коммерсанты, расходы несет государство в лице Северного Флота, Севмаша и т.п. После отказа государства от такой чести коммерческая привлекательность идеи куда-то резко испарилась.
  18. +4
    29 июля 2020 11:43
    Что то у авторов сайта с тематикой совсем плохо стало, гонят откровенную халтуру, считая читателей совсем уже "серой массой", которой можно скормить любой делирий. В разделе "История" Самсонов суперэтносом развлекается, а тут Верхотуров блокаду под водой прорывает вместо того, чтобы написать вменяемую статью о подводных коммерческих перевозках.
    Тема эта в последние тридцать лет всплывает регулярно. В 1995 году "Газпром" и еще ряд компаний финансировали пробный рейс подлодки типа "Щука" с целью определить возможность грузовых перевозок. Опыт признали неудачным ввиду полной неприспособленности лодки к погрузочно-разгрузочным операциям.
    В 1997 году "Рубин" предлагал систему перевозок SFTS с использованием отслуживших срок и переоборудованных ПЛАРБ класса "Тайфун", "Мурена", "Кальмар", "Дельфин". Особенно педалировал эту тему "Норникель".
    Но все эти проекты основывались на том, что подводные лодки могут ходить по Севморпути круглый год без ледоколов. Ни о какой скрытности речи не шло, ибо даже человеку, далекому от ВМФ понятно, что обеспечить скрытность подводного транспорта, тем более таких размеров - утопия.
    1. +7
      29 июля 2020 12:15
      Верхотурову бы кто карту глубин подогнал, от острова Геральд и далее на восток, а то так и помрёт в неведении.
      Это к вопросу о тайных перевозках газа в Китай под водой.
      1. +1
        29 июля 2020 12:36
        Верхотуров такой мелочью, как батиметрия, не занимается.
      2. 0
        9 сентября 2020 22:54
        Александр,мы с вами разве еще не в курсе?Будут подводные "блокадопрорыватели",априори появятся атомные"дноуглублепрогрызатели,а куда без "проливорасширителей и "берегоотодвигателей?"Ну куда?Ширше нам думать нужно,ширше и глубже,и помасштабнее,прмасштабнее.А то совсем закисли умишком,совсем обеднели воображением мы.Стратегически мыслить нужно,стратегически.Привыкли мы барахтаться с мелочевкой.
    2. +1
      30 июля 2020 12:45
      Опыт признали неудачным ввиду полной неприспособленности лодки к погрузочно-разгрузочным операциям.

      Это не самая значимая трудность, так как газ и иные жидкости качают насосами и перекачкой же балансируют судно и это сильно облегчает жизнь по сравнению с тарными и штучными грузами.
      Основная стратегическая проблема скорее в том, что атомпром без прорывных проектов рискует повторить судьбу современной российской космонавтики из которой сбежали все, кроме пенсионеров и менеджеров и там теперь большие проблемы с компетенциями. И из незагруженной атомной промышленности побегут люди, они, знаете ли, кушать хотят хотя бы ежедневно.
      Основная экономическая проблема - это заставить иностранного заказчика расплатиться вперед, хотя бы частично, чтобы не приходилось строить рискованный проект без инвестиций заказчика, которых ему будет жаль потерять безвозвратно. Из побочных продуктов от проекта можно будет получить формальную возможность начать следующий проект-прорыв: строительство подводных автоматических газодобывающих комплексов; сформировать новые профессии - моряков гражданского подводного атомного флота и всю сопутствующую им инфраструктуру - порты, верфи и ремзаводы; специализированные научные и учебные заведения. Это гораздо лучше, чем, например, раздавать населению "арктический гектар".
  19. -8
    29 июля 2020 12:04
    Прибрежная акватория Северного Ледовитого океана очень мелководна как в местах добычи и сжижения природного газа так и на походе к Беринговому проливу. Поэтому при проектировании подводных атомоходов и при СССР и сейчас закладывают безрубочный плоский корпус типа длиной 370, шириной 70 и высотой 12 метров (водоизмещение порядка 300 тысяч тонн).

    В статье речь идет об инвестициях Китая во флот указанных подводных судов, поэтому здесь работает принцип - "любой каприз за ваши деньги". Основная цель - круглогодичная доставка наливных грузов без перевалки в пути следования и без ледокольного сопровождения. При постройке 100 судов на китайских верфях и 100 ЯСУ на заводах Росатома проект явно будет рентабельным и загрузит работой китайские и российские предприятия примерно на 10 лет.

    P.S. По международному законодательству морская блокада - это объявление войны, в случае американской блокады Китая последний у своих берегов ударными темпами не только перетопит весь флот "блокировщиков", но и навсегда отберет у Японии архипелаг Рюкю, чтобы впредь неповадно было.
    Если флот атомоходов будет ходить под российским флагом и США будут препятствовать его плаванию в международных водах, объявив уже войну не только Китаю, то мы перетопим как минимум весь надводный флот США ракетно-ядерными ударами и нам за это ничего не будет: Мировой океан - не национальная территория США, а наносить ответный ядерный удар по нашей и китайской территории у афроамериканцев кишка тонка (см. опыт Северной Кореи).
    1. +2
      29 июля 2020 22:59
      Цитата: Оператор


      P.S. По международному законодательству морская блокада - это объявление войны, в случае американской блокады Китая последний у своих берегов ударными темпами не только перетопит весь флот "блокировщиков", но и навсегда отберет у Японии архипелаг Рюкю, чтобы впредь неповадно было.
      Если флот атомоходов будет ходить под российским флагом и США будут препятствовать его плаванию в международных водах, объявив уже войну не только Китаю, то мы перетопим как минимум весь надводный флот США ракетно-ядерными ударами и нам за это ничего не будет: Мировой океан - не национальная территория США, а наносить ответный ядерный удар по нашей и китайской территории у афроамериканцев кишка тонка (см. опыт Северной Кореи).


      Вы совсем с ума сошли , что мы ракетно-ядерными ударами будем бить американцев и нам за это ничего не будет...
      Вы это серьезно?

      Или просто припили немало за вечерок?

      И с амое главное, включите мозг.
      У американцев тотальный контроль над Беринговым проливом.
      Вы его размеры и глубины посмотрите...

      Им не надо блокировать чего то там около Китая или Японии.
      Они просто заблокируют Берингов пролив.

      И все.

      И кончились все ваши атомные газовозы.



      И каккой там опыт Северной Кореи?
      Какие то бахвальства что Ким напугал америку?

      А то, что Ким сократил армию на 15% вы в курсе?
      Прекратил строительство подлодок вы в курсе?
      Обязался не делать атомных испытаний и подорвал все свои полигоны, вы в курсе?
      Ну правильно, конечно вы не в курсе.
      Это же в не вашем тренде...
      Это амери канцы все таки вынудили Кима на такие шаги, и может быть как раз теми самыми парой авианосцев...

      Ибо у Кима, на самом деле ничего нет.
      1. -1
        29 июля 2020 23:10
        Дедуля - мы уж как-нибудь без вас разберемся в международных водах, морской блокаде, Северной Корее, ваших афроамериканских боссах и т.д. laughing
        1. +2
          30 июля 2020 00:06
          Цитата: Оператор
          Дедуля - мы уж как-нибудь без вас разберемся в международных водах, морской блокаде, Северной Корее, ваших афроамериканских боссах и т.д. laughing


          ВЫ со своими тараканами разобраться не можете и белочкой...
          А уж про международные воды, ядерные удары, афроамериканских боссах - пить меньше надо...

          Запомни закон: выпил - за клаву не садись!
  20. +3
    29 июля 2020 16:47
    беспилотные подводные дроны найдут и поимеют это будущее газовозное чудо в хвост и гриву...идиотский проект , особенно в плане скрытности. Да, когда дойдёт до боевых действий, то оппонентам будет абсолютно до одного места, под чьим флагом будет такая жирная цель - подавайте в суд ибо это модно wassat
  21. +1
    29 июля 2020 17:04
    Такой газ станет непомерно дорогим. К тому же и эти блокадопрорыватели тоже можно быстро уничтожить хотя бы в местах где они будут загружаться/разгружаться и на подходах.
  22. +2
    29 июля 2020 17:21
    Коллегам из "Малахита" всё равно, какую АПЛ проектировать.Лишь бы платили.

    А вот Заказчик правильно понимает для Чего и Сколько Стоит подобное Чудо?
  23. 0
    29 июля 2020 19:04
    "Ввиду постепенно обостряющихся противоречий с США, угроз со стороны США и их союзников Китай стоит перед перспективой морской блокады". И тут сразу же возникает вопрос а нахрена в Китай газовозами газ возить - преодолевая блокаду когда уже один газопровод Сила Сибири постое второй Сила Сибири 2 в проекте. При необходимости Китай может построить 100000 газовозов на шасси грузовиков - и возить сжиженный газ с территории России.
  24. 0
    29 июля 2020 22:05
    Думается мне, что дешевле баллонами через границу пешком газ таскать будет, чем на таком танкере
  25. +2
    29 июля 2020 22:39
    Отличная идея! Можно ещё из Колумбии чего возить. Один рейс и стопятьсот трильёнов денег. Но только конечно плохим людям продавать.
  26. -1
    29 июля 2020 23:02
    Очередной бред.

    разбивающийся о Берингов Пролив.
    Его глубины, лоции, границы стран и т.д.

    Ну пусть атомный газовоз сколь угодно ходит по Ледовитому Океану, но через бери нгов пролив ему американцы пройти не дадут.
    Ну не дадут и все тут.
    Особенно во время блокады какой либо.


    Просто надо смотреть на маршруты движения, не только по направлению.

    Автору - включить наконец то мозг.
  27. +1
    29 июля 2020 23:25
    Плод чей то бурной некомпетентной фантазии. Не затронуты несколько основных вопросов :
    1. Не существуют правил классификационного общества по постройки таких судов.
    2.Кто застрахует такое судно и за какие деньги. Какой P&I клуб взаимного страхования примет такое судно.
    3. Где верфь способное построить судно.
    4. Где расчёты экономической эффективности в сравнении с обычными разговорами.
  28. 0
    29 июля 2020 23:56
    "...все не то, что кажется".
    По-моему, КНР очень хочет получить доступ к современным ядерным и подводным технологиям. Золотого запаса (в смысле долларов США) у Китая, "как у дурака махорки". Страны НАТО не продадут указанные технологии. А нам инвестиции нужны. Как-то так.
    1. +1
      30 июля 2020 00:08
      Цитата: K298rtm
      "...все не то, что кажется".
      По-моему, КНР очень хочет получить доступ к современным ядерным и подводным технологиям. Золотого запаса (в смысле долларов США) у Китая, "как у дурака махорки". Страны НАТО не продадут указанные технологии. А нам инвестиции нужны. Как-то так.


      Доллары США у Китая только в виде облигаций долговых США... Наличных долларов у них гораздо меньше.

      А это две большие разницы.
      Они даже в Силу Сибири ничего не инвестировали...
  29. +2
    30 июля 2020 12:24
    Уже рисуется футуристическя картинка. Бушующий океан недалеко от тервод Японии, но на глубине всё спокойно. Там, на каменистом морском дне идет соединение подводного участка газопровода и компактной регазификационной установки СПГ атомного газовоза. Всё происходит в штатном режиме и вот уже природный ванкорский газ перекачивается через сотни километров потребителям в Китае. В глубоких горных штольнях, туннелях и бункерах запускаются генераторы и под светлыми образами кормчего вновь вспыхивают лампочки. Всё идёт своим чередом и вот уже на смену одному опустевшему атомоходу медленно подруливает другой. Шел четвертый год американской блокады Китая. Михельсон с Вексельбергом продолжали скупать Шанхайскую, Пекинскую и Уханьскую недвижимость c промышленностью за приватизационные чеки. Российского ТЭКа.
  30. mal
    -1
    31 июля 2020 12:59
    Данный проект может быть рентабельным только если лодка не атомная (иначе дорого) и цистерны для погружения заполнять нефтью/СПГ - для максимальной доли груза в составе дедвейта.
  31. 0
    1 августа 2020 08:08
    и в 2019 году отгрузка с Сахалина сократилась на 11,1 млн. тонн СПГ, или на 16% (к 2018 году). - это что за бред? am Сахалинский СПГ на 95% законтрактован. Падать и расти быстро не может по определению...
  32. 0
    2 августа 2020 22:14
    Ещё не так давно проект плавучей АЭС многие считали бредом.
  33. 0
    3 августа 2020 11:24
    О подобном проекте читал еще в "Юном технике" в конце 80х, правда там был нефтяной танкер... Все новое, хорошо забытое старое....
  34. 0
    3 августа 2020 16:05
    маразм крепчал. Мы не строим рыбацкие сейнеры, нам остро не хватает простого торгового флота даже прибрежного класса, мы не можем обеспечить лодками и катерами даже рыбаков ! Но мы проектируем мегаавианосцы и подводные газовозы. Такое впечатление, что у Чемезова управленцы все состоят на учете у психиатра.
    а чего стесняться? Давайте еще запилим подводный перевозчик древесины, авиаперевозчик навоза, вертолетами сделаем временную ЛЭП, чтобы Китаю электричество подешевле продать.
    Ну мы же можем, в чем проблема )))
    а если серьезно, я уже не смотрю телевизор - сойду с ума от абсурдных новостей.
  35. 0
    3 августа 2020 22:59
    Для прорыва блокады вооружение не лишнее. Или надо соответствующий конвой.
  36. 0
    4 августа 2020 09:13
    в России много дурных денег? очередные маразмы...вбросьте деньги на народ, а потом занимайтесь олигархами..слабо?
  37. 0
    10 августа 2020 21:58
    А чего сразу атомный? Пусть на газе и ходит, - делов-то!
  38. 0
    31 августа 2020 09:19
    и для чего это нам, простым людям? или это хитрый ход выдачи комерческого секрета нашего предприятия??
  39. 0
    16 сентября 2020 19:14
    Писькову пресу президентскому или чубайсеру отошлите, он найдёт верного "промышленника" и банк готовый финансировать и всё попилится.
  40. 0
    29 сентября 2020 10:33
    Скоро НИИ "Вторчермет бред" разработает проект переброски газа в воздушных шарах . А английские ученые разработают технологию переноса газ в презервативах муравьями листорезами. Верное дело, муравей хватает накаченный газом презик и несется на территорию окруженную супостатом.