Военное обозрение

Смелые планы Украины. Двести пятьдесят перспективных НИОКР!

35

Бронетехника на испытаниях. Фото ЦНДІ ОВТ ЗСУ


В последние годы Украина пытается развивать свою военную промышленность и создавать новые образцы вооружений и техники. Регулярно сообщается о новых разработках того или иного рода, об их выдающихся перспективах и скорейшем перевооружении. Однако на практике все выходит иначе: новые образцы зачастую не доходят до серии и не влияют на состояние войск. Впрочем, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжаются.

250 проектов


24 июля издание Минобороны Украины «Армiя Inform» опубликовало интервью с начальником Центрального НИИ вооружений и военной техники вооруженных сил (Центральний науково-дослідний інститут озброєння та військової техніки – ЦНДІ ОВТ ЗСУ) генерал-майором Игорем Чепковым. Руководитель института привел весьма интересные данные о текущих работах в сфере ВиВТ.

И. Чепков утверждает, что ЦНДІ ОВТ в настоящее время осуществляет сопровождение ок. 250 опытно-конструкторских работ разного рода – по созданию совершенно новых образцов и модернизации имеющихся. Институт сотрудничает с Национальной академией наук. С ее помощью за первую половину 2020 г. завершили 21 научно-исследовательскую работу, а 25 проектов перевели на стадию научно-технического сопровождения. Текущие НИОКР охватывают все основные направления и сферы. Ведутся работы по образцам для сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил.


Одна из работ ЦНИИ вооружений и военной техники. Графика ЦНДІ ОВТ ЗСУ

До конца года ЦНИИ завершит 15 НИР по вопросам военно-технической политики и развития ВиВТ. На определяющие ведомственные испытания подадут 9 новых образцов, 30 изделий выйдут на предварительные испытания, еще 44 пойдут на государственные.

В интересах родов войск


Помимо общих цифр И. Чепков назвал конкретные разработки для тех или иных родов войск. Так, для сухопутных войск разрабатываются совершенно новый основной танк и модернизированный вариант Т-64БВ, тяжелая БМП, самоходная гаубица «Богдана», обновленный вариант ПТРК «Штурм-С», самоходный миномет на базе автомобиля и т.д. Ведется модернизация РСЗО «Град» и «Смерч». Запущена разработка нескольких линеек боеприпасов для ствольной и реактивной артиллерии. Ожидаются новые броневики нескольких типов, пехотное вооружение и т.д.

На государственные испытания в ближайшее время подадут самолет МиГ-29 и вертолет Ми-8МТ, прошедшие модернизацию по собственным украинским проектам. В перспективе они поступят на вооружение ВВС.


БРЭМ-84 — одна из современных украинских разработок. Фото ГК "Укроборонпром"

Выполнена модернизация ЗРК «Куб»; вскоре обновленный комплекс выйдет на государственные испытания. Не так давно завершилась НИР по определению перспектив ЗРК С-300В1. Было установлено, что он может продолжать службу, однако нуждается в модернизации. При получении соответствующего распоряжения Минобороны ЦНДІ ОВТ запустит ОКР.

Главной разработкой для ВМС на данный момент является противокорабельный ракетный комплекс 360МЦ с ракетой «Нептун». Сейчас ведется проектирование загоризонтной РЛС обнаружения и целеуказания. Также разрабатываются новые десантно-штурмовые и ракетные катера – «Кентавр-ЛК», «Лань» и др. Имеется проект переоборудования траулера в разведывательное судно. Сохраняются планы по созданию и строительству собственных корветов.

Новое и готовое


Краткий отчет начальника ЦНИИ вооружений и техники выглядит крайне интересно. Он показывает, что головная научно-исследовательская организация украинской военной промышленности загружена работой и активнейшим образом сопровождает проекты различных конструкторских бюро и заводов. Однако далеко не все хорошо, и украинскую промышленность преследуют различные проблемы, в основе которых лежат объективные факторы.


Проблемный самоходный миномет "Барс-8ММК". Фото ГК "Укроборонпром"

В первую очередь, необходимо отметить, что число открытых НИР или ОКР далеко не всегда совпадает с количеством реальных образцов. В рамках одного проекта могут проводиться несколько НИОКР по разным компонентам и составляющим. Таким образом, текущие 250 ОКР в будущем не приведут к появлению 250 готовых образцов ВиВТ.

Характерной особенностью развития украинских ВиВТ является высокая доля проектов модернизации готовых образцов. Сейчас, как и ранее, речь идет о модернизации МиГ-29 и Ми-8, ЗРК «Куб» и С-300В1, танков Т-64 и т.д. Базовые образцы были созданы еще во времена СССР, но и через 30 лет после его распада независимая Украина продолжает их модернизацию – в т.ч. и из-за невозможности разработки новых изделий с нуля.

Имеется ряд проектов, которые позиционируются в качестве новых и самостоятельно созданных – однако и в этих случаях используются доступные наработки или компоненты разного рода. Так, реактивные снаряды «Тайфун-1» предлагаются для использования с серийной РСЗО «Град», а ПКР «Нептун» основывается на старой Х-35 и некоторых других компонентах.


Испытания реактивного снаряда "Тайфун-1". Фото ГШ ВСУ

Впрочем, имеются и полностью новые разработки. К их числу можно отнести семейство бронемашин «Отаман», ПТРК «Корсар», несколько типов бронетехники, в т.ч. ОБТ, беспилотные летательные аппараты и т.д. В ряде случаев такие проекты реализуются не только силами собственных предприятий, но и с участием зарубежных коллег.

Результаты работ


Характерной проблемой украинской военной промышленности на протяжении всего периода независимости является отсутствие крупных заказов от собственного Минобороны. Несколько лет назад ситуация стала меняться, но общее положение дел оставляет желать лучшего. Из-за ограниченного интереса со стороны армии большинство новых разработок не продвигается дальше стадии испытаний. Более удачливые образцы идут в серию и попадают в войска – но их количество остается недостаточным для удовлетворения потребностей армии.

К примеру, ОБТ нескольких типов самостоятельной украинской разработки строились лишь малой серией, не более нескольких десятков. Прямо сейчас продолжается эпопея с бронетранспортерами «Отаман». Минобороны сначала выразило готовность закупать их, а затем поменяло свое мнение. Перспективы этой разработки пока остаются неясными. К концу года планируется принять на вооружение ПКР «Нептун», а затем построить и развернуть несколько батарей. Удастся ли выполнить эти планы – большой вопрос.


Запуск ПКР "Нептун". Фото ГК "Укроборонпром"

Еще одной проблемой, мешающей достижению желаемых успехов, является низкое качество некоторых видов ВиВТ. До сих пор не забыты проблемы с броней БТР-4, среди прочего ставшие причиной международного скандала. Также имелись проблемы с минометами «Молот» – с жертвами среди личного состава. Не так давно стало известно о бракованных самоходных минометах «Барс-8ММК». Эти машины получили некачественное оружие и не получили таблицы стрельбы. Поэтому их поставили на хранение до исправления выявленных недостатков.

Желания и возможности


В соответствии с принятым политическим курсом Минобороны Украины пытается развивать вооруженные силы, в т.ч. за счет создания и закупки новых вооружений и военной техники. Ключевую роль в этом процессе играет ЦНДІ ОВТ ЗСУ, недавно отчитавшийся о своих работах и успехах. При этом, как нетрудно заметить, реальные результаты деятельности ЦНИИ и военной промышленности в целом весьма далеки от желаемых.

Причины этого достаточно просты и понятны. В течение длительного времени Украина не уделяла должного внимания развитию военной промышленности. К тому же предприятия пострадали от разрыва производственных связей – а после событий 2014 г. получили еще один удар такого рода. При всем этом, военный бюджет страны ограничен (5,4 млрд долл. США) и не оставляет много средств на финансирование перспективных разработок или массовую закупку ВиВТ. Кроме того, на эффективности освоения бюджета негативно сказываются коррупционные схемы практически на всех уровнях.


Предлагаемый облик ракетного катера "Лань". Графика Ukrmilitary.com

Конечно, предпринимаются попытки улучшения ситуации, и за последние годы получены определенные положительные результаты. Так, выросло количество перспективных НИОКР, уделяется внимание ранее забытым направлениям, и отдельные образцы даже доходят до войск. Однако сохраняется масса проблем во всех сферах.

Можно предполагать, что ЦНИИ вооружений и военной техники будет продолжать работу и помогать проектным и производственным организациям в деле создания новых образцов. Однако будущее новых разработок с самого начала оказывается под вопросом. Сейчас речь идет о 250 перспективных НИОКР в интересах своей армии. Но какая их часть выйдет из стадии опытно-конструкторских работ и дойдет до производства, неизвестно. По всей видимости, доля удачных проектов не будет высокой.
Автор:
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Sahalinets
    Sahalinets 28 июля 2020 05:13 Новый
    +9
    Чем больше у них будет бардака и воровства, тем лучше для нас.
  2. Sancho_SP
    Sancho_SP 28 июля 2020 06:48 Новый
    +7
    А в чем сложность? Студент в качестве дипломной практики выбирает новые демократические покрышки для бтр-60 - это тоже можно под ниокр подвести.
    1. spech
      spech 28 июля 2020 08:05 Новый
      +4
      а если "гениального" Ростика подключить и дать картону побольше ....
  3. Герман 4223
    Герман 4223 28 июля 2020 07:07 Новый
    0
    Не понимают балбесы что они не свою родину защищают,а американский однополярный мир. Все эти научные разработки для организации убийства своих же соплеменников и гордится тут нечем.
    1. ник7
      ник7 29 июля 2020 15:08 Новый
      +2
      . они не свою родину защищают,а американский однополярный мир

      За русофобию хорошо платят.
      Деньги не пахнут, которые им платят, за эту работу. Дополнительно в нагрузку идёт рукопожатность.
      1. Герман 4223
        Герман 4223 29 июля 2020 16:25 Новый
        0
        Проституткам тоже платят,но уважения в приличном обществе они не получат.
  4. bober1982
    bober1982 28 июля 2020 07:38 Новый
    +3
    МиГ-29 модернизируют с 2001года,за двадцать лет довели до МУ-1(на бумаге),если не считать показушные вылеты.
    Работы много,доводить МУ-1 можно до бесконечности,МУ-2,3,4,5.......
    1. sg7s
      sg7s 29 июля 2020 16:17 Новый
      +2
      "Не стреляйте в пианиста - он играет как умеет..." Годы показывают , что играть-то наши раскрасавцы( Два родных дядьки, тетка, братья в киеве,Женька-сеструха,трое детей, у жены брат - генерал-полковник там ) ...слабаки , вчера только им говорил...Раньше взбрыкивали , а сейчас - ничего , смирились ...Вот 3-го дядь Пашу буду поздравлять с др, классный мужик ,МС по гребле .и колька тоже мс(меня в гидропарке так нагружали, мышцы до сих стонут...) Не повезло им...Бандерьё понаехало, не отмахались...
  5. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 28 июля 2020 07:41 Новый
    +6
    ,, сотрудничает с национальной академией наук,, Все! Дальше не надо! У меня сразу ассоциация : вышиванки, гопак, тату в виде тризуба на лбу ,, акадЭмиков,, и свинарник на территории акадЭмии, с хрюкающими свиньями...
    1. Avior
      Avior 28 июля 2020 08:36 Новый
      0
      . сотрудничает с национальной академией наук,, Все! Дальше не надо! У меня сразу ассоциация

      А с академиком Патоном у вас ассоциации не возникло? А то знаете, он все таки президент этой академии наук всего то последние 58 лет smile
      1. Гончар
        Гончар 28 июля 2020 08:54 Новый
        +10
        И в свои 102 года полон молодых идей и энергии? От чего-же в стране, где президент академии сварщик, проблемы со сваркой бронекорпусов? Или это всеобщая деградация уровня науки?
        1. Avior
          Avior 28 июля 2020 09:45 Новый
          0
          Думаете, в этом вина лично академика Патона?
          А с общей деградацией науки со времён СССР на постсоветском пространстве не поспоришь, так и есть
          1. Гончар
            Гончар 28 июля 2020 17:09 Новый
            +2
            В этом нет вины лично академика Патона, достойного сына своего отца. Русского и советского инженера, который создал институт электросварки, спроектировал более 50 мостов, в том числе внедрил сварку в мостостроение. А в годы войны внес свой вклад во внедрение автоматической сварки танковых бронекорпусов. В этом вина системы, угробившей как национальное производство, так и науку в угоды бредовых идей. А что до проблем со сваркой, то они были и в годы жизни Патона-старшего. Вспомним историю строительства полностью сварных крейсеров проекта 68бис. Первым в Николаеве был заложен Дзержинский, а головным стал заложенный позже в Ленинграде Свердлов. Почему? Да потому что из-за проблем с электросваркой и проявившихся многочисленных трещин днищевые секции корпуса Дзержинского пришлось разбирать и строить по сути заново. И наличие института электросварки в Киеве не помогло.
            1. Avior
              Avior 28 июля 2020 17:24 Новый
              -1
              Если нет лично вины, зачем вы мне вопрос задаете о нем? Тем более, что это очевидно было с самого начала.
              А что касается крейсеров, то плохо вы знаете СССР. Не имело значения, где какой институт или завод находится, вся страна была единым комплексом в том что касалось общесоюзных заводов.
              Если посчитали правильным отрабатывать новую технологию в Николаеве- значит, отрабатывали в Николаеве, а потом в Ленинграде использовали. Могло быть и наоборот.
              Если институт Патона в этом участвовал- мог участвовать что в Николаеве, что в Ленинграде.
              К чему вы все это пишете мне?
              Что в СССР тоже технические проблемы были? ну, были, и что из того? Решались ...
  6. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 28 июля 2020 08:03 Новый
    +5
    Хорошая статья, взвешенная. Конечно, сейчас начнется конкурс кто кого в шутках юмора переплюнет и "наминусуют" больше в отместку, но главная мысль автором показана правильно:
    Таким образом, текущие 250 ОКР в будущем не приведут к появлению 250 готовых образцов ВиВТ.
    Ведь под ОКР попадает и создание математической модели, которую могут выполнить на компьютерах молодые специалисты. Главное, оформить как НИОКР, а не курсовую или дипломную. Нас в училище преподаватель "сватал" на похожую - рассчитывать с помощью высшей математики угол встречи различных типов боеприпасов с броней танка. Что бы ПОТОМ уже инженеры размышляли о дифференцированном бронировании и способах противостояния.
    1. Перейра
      Перейра 28 июля 2020 20:17 Новый
      +2
      Что-то давно я не слышал про проект уничтожителя Арматы от научно-исследовательского института батальона "Азов". Тирекс, если память не изменяет.
      Тогда тоже говорилось про математическую модель. Картинки всякие показывались.
      Она входит в эти 250 ОКР?
  7. Putnik119
    Putnik119 28 июля 2020 08:11 Новый
    0
    Блин, нафига эти басни публикуют? Каждый день "создают" ракеты " разрушители крымского моста", ядерное оружие. Но не могут убрать от берега в Одессе ржавое корыто,загрязняющее акваторию Черного моря.О чём вообще речь? Вроде бы, ресурс в России, но публикации здесь - полный отстой.
  8. Борис ⁣Бритва
    Борис ⁣Бритва 28 июля 2020 08:34 Новый
    +2
    Зачем здесь эта агитка?
  9. atos_kin
    atos_kin 28 июля 2020 08:48 Новый
    +3
    ЦНИИ ВВТ ЗСУ это пустышка, которая занимается не научными исследованиями, а "сопровождением" всего и вся, что связано с созданием и производством вооружений всех видов и родов войск, но в конечном итоге плодит только бумаги на мове для надувания щек укроруководителям уковермахта. По сути это отстойник отставников, которые "сопровождают" старушку ВВТ СССР через дорогу туда и обратно.
  10. Авиатор_
    Авиатор_ 28 июля 2020 09:23 Новый
    -1
    Имеется проект переоборудования траулера в разведывательное судно. Сохраняются планы по созданию и строительству собственных корветов.

    Особенно умиляет сохранение планов. А хрущёвский план строительства коммунизма к 1980 году они тоже сохранили? И неужели у них есть хоть один траулер?
  11. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 28 июля 2020 09:33 Новый
    +2
    Берут лучшее у США: выделить бабки на проект, разворовать и закрыть как неперспективный. Все деньги и кончаться на НИОКР.
    Предлагаю им начать разрабатывать "Звездный разрушитель", срок окончания работ: 5000 год, выделать можно деньги каждый год.
  12. silberwolf88
    silberwolf88 28 июля 2020 09:37 Новый
    0
    для образно/фантастического мышления шумер 250 даже мало ... как вкурят люльку ... так и НИОКРы полезли ... но если вот серьёзно поднять архивы оборонки доставшиеся протоукрам при разделении то пожалуй и больше можно нарыть ... серьёзные там предприятия были ... и по многим отраслям ...
  13. Макс1995
    Макс1995 28 июля 2020 09:42 Новый
    0
    А ведь когато недавно писали - все, капец, ничего у них нет, и не будет, и не разработают.

    Показывает уровень хохлосливных експертов.

    А не пошедших в дело прожектов везде полно. У нас, например, тоже. (Ядрен-крейсер чего стоит...)
  14. Bersaglieri
    Bersaglieri 28 июля 2020 12:17 Новый
    +2
    БТР, ЛБМ и РК они вполне могут создавать, дводить до ума и производит- так же , как и ПКР и ПТУР- матчасть и заводские мозности- не утеряны. А вот что-то более сложное и крупногабаритное (типа тех же многострадальных корветов "Владимир Великий")- увы.
  15. К-50
    К-50 28 июля 2020 12:44 Новый
    -1
    И. Чепков утверждает, что ЦНДІ ОВТ в настоящее время осуществляет сопровождение ок. 250 опытно-конструкторских работ разного рода – по созданию совершенно новых образцов и модернизации имеющихся.

    Откуда деньги, Зин? belay lol
  16. Лексус
    Лексус 28 июля 2020 14:10 Новый
    0
    Двести пятьдесят перспективных НИОКР!

    Куда уж им до нас. У России-то "план" по-любому длиннее. Плюс "сПилково" с рыжим имеется. Уряяя! tongue
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 3 августа 2020 11:07 Новый
      0
      Дык, и бюджет- на порядок-полтора больше, равно же- и промышленные мощности. Так что, даже с учетом "распилково", "скольково" и "откатово" - строится всё. Хотя, конечно, эту "троицу" бы - на лесоповал.
  17. Eskobar
    Eskobar 28 июля 2020 17:17 Новый
    +3
    Если быть честным, то у нас тоже выделяли деньги на всякие вундервафли типа авианосца Шторм и атомного супер эсминца ( по сути ракетного крейсера без всяких "супер") Лидер
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 3 августа 2020 11:08 Новый
      0
      Но, все-таки одумались и решили сделать увеличенный "Горшков".
  18. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 28 июля 2020 18:06 Новый
    0
    Ржу нимагу)))) чего ж не планировать? Это ж какой простор для разворовывания бюджетных средств. Зато реальное машиностроение умирает. Гейропа запретила бандерлянду защищать свое машиностроение от внешней конкуренции))))
  19. tank64rus
    tank64rus 28 июля 2020 21:05 Новый
    0
    Проекты и рисунки это хорошо, мечтать не вредно, но не продуктивно.
  20. DominickS
    DominickS 29 июля 2020 05:42 Новый
    0
    Зачем кокхолам загоризонтная РЛС, я что-то не совсем понимаю. За этим самым горизонтом, у них же все друзья-товарищи, якобы, а от России или Крыма подлетное время настолько смешное, что и от обычных РЛС толку будет мало. Больше на очередные влажные фантазии укроборонпрома походит.
  21. кредо
    кредо 29 июля 2020 16:22 Новый
    0
    Цитата: Sahalinets
    Чем больше у них будет бардака и воровства, тем лучше для нас.

    Можно было бы с Вами согласиться но, качество изделий ВПК зависит не от воровства и бардака в конкретной стране, а от наличия выстроенной системы ВПК и финансовых возможностей страны. Сейчас на Украине нет ни того ни другого, поэтому будем надеется что тамошний ВПК больше никогда не возродится до уровня промышленно-развитых стран.
  22. Окорок
    Окорок 12 сентября 2020 10:39 Новый
    0
    и только на один,самый главный вопрос никто не может дать ответа - где взять денег на всё это великолепие!
    а так да - планов громадьё...
  23. sevtrash
    sevtrash 15 сентября 2020 18:22 Новый
    0
    Недооценка всегда вредна. Думаю, что на Украине сохранились институты и производственные комплексы, которые могут выдавать неплохую продукцию, в том числе военно-технического плана. КБ Антонова после 1991 создало ан38, Ан70, ан140, ан148, ан158, ан178 и это только те, что взлетели. Двигатели от Сич. Конечно, с серийным производством ничего не получилось, что и понятно - основным заказчиком могла быть РФ. И где-то треть комплектующих были из РФ. Так что компетенции в самолетостроении и двигателестроении сохранились, чем могут похвастаться немного стран. А турбины для кораблей?
    Харьковский Хартрон входил в тройку предприятий СССР по созданию систем управления межконтинентальных баллистических ракет, Энергии, автоматической стыковки для модуля Заря к МКС.
  24. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.