Военное обозрение

Споры о потерях самолётов и лётчиков в годы Великой Отечественной войны

24
Споры о потерях самолётов и лётчиков в годы Великой Отечественной войны

До сих пор горячие споры идут по поводу именно военных потерь в годы Великой Отечественной войны. При этом свой вклад в эти споры вносят и такие господа, которые оперируют мифами из разряда «Красная Армия закидала врага трупами своих солдат, потому и победила». Такие заявления до сих пор всерьёз обсуждаются в некоторых известных средствах массовой информации и которым даже отдаётся приоритет.


Куда более важно при рассмотрении соотношения потерь оперировать архивными документами, включая сводки с фронтов, данные штабов и пр.

В этом сюжете рассматривается вопрос соотношения потерь в авиатехнике в годы войны. На канале TacticMedia обсуждается количество потерянных самолётов Люфтваффе и советским военно-воздушным флотом с 1941 по 1945 годы. Обсуждаются разночтения, которые связаны, в том числе, с разницей учёта авиационных потерь. А эта разница между методами и правилами учёта в СССР и гитлеровской Германии была довольно существенной. Также обсуждается вопрос числа погибших и пропавших без вести членов экипажей самолётов.

Сюжет на TacticMedia об оценочных потерях самолётов и лётчиков:

Использованы фотографии:
Википедия/U.S. Air Force photo (Национальный музей авиации США)
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дедкастарый
    Дедкастарый 30 июля 2020 05:35 Новый
    +14
    да...написать пятнадцать строчек,и вставить видяху из "ютюб"...крутая тема...
    1. Стропорез
      Стропорез 30 июля 2020 07:09 Новый
      +11
      Цитата: Дедкастарый
      да...написать пятнадцать строчек,и вставить видяху из "ютюб"...крутая тема...

      Коллега hi drinks , делайте скидку на тех , кто не умеет читать! Включаем звук и слушаем! good
      1. Лексус
        Лексус 30 июля 2020 14:37 Новый
        +7
        делайте скидку на тех , кто не умеет читать!

        На них "помёт-тв" непрерывным потоком льёт "скидку". wassat
    2. lucul
      lucul 30 июля 2020 08:41 Новый
      +1
      да...написать пятнадцать строчек,и вставить видяху из "ютюб"...крутая тема...

      Тренд сейчас такой ))) Молодёжь сейчас крайне редко что-то читает , всё , что больше одного абзаца, для них - " много букафф" )))
      Хотя тема сложная и дискуссионная , и одним видео тут не отделаться ......
      1. Igoresha
        Igoresha 30 июля 2020 12:24 Новый
        -1
        таблички бы одной хватило)
  2. Pavel57
    Pavel57 30 июля 2020 12:26 Новый
    +1
    Кто бы составил информационную модель войны день за днем с учетом противоречивости всех источников информации.
  3. certero
    certero 30 июля 2020 12:27 Новый
    0
    Вкратце содержание нашей имели слабую подготовку и техника было хуже. Поэтому соотношение 1 к 10 по сбитым самолетам было не редкостью. Но боевые действия нужно оценивать в комплексе и после Курской битвы наши сделали серьезные выводы.
    Вывод простой- немцы в воздухе были всё-таки лучше наших.
    1. lucul
      lucul 30 июля 2020 12:31 Новый
      0
      Вывод простой- немцы в воздухе были всё-таки лучше наших.

      5-ти летняя подготовка пилотов - против 3-6 месячных курсов у наших - вполне ожидаемо. Только потом , когда повыбили опытных пилотов у них - всё уравнялось .
    2. Николай Коровин
      Николай Коровин 30 июля 2020 12:59 Новый
      +2
      Да, до Сталинграда. При Сталинграде соотношение сил изменилось. Паулюс запрашивал 750 тонн грузов в день по воздушному мосту, Геринг обещал 500, перебрасывали около 100 тонн - для 300-тысячной группировки - капля в море. При том, что транспортных "Юнкерсов" было достаточно - только на станции Тацинская танковый корпус - запамятовал, под чьим командованием - захватил их 300 штук. Немецкая истребительная авиация не смогла обеспечить достаточное прикрытие воздушного моста.

      В дальнейшем наше преимущество нарастало - правда, надо признать, что в значительной степени благодаря численному преимуществу, но также и качеству самолетов. И "Мессершмитты" новых модификаций, и ФВ-190, имея достаточно сильное вооружение, тем не менее, уступали Як-3, Як-9 и Ла-5 и на виражах, и в вертикальном маневре. Качество личного состава тоже выровнялось. Германия увеличивала выпуск самолетов, но за СССР угнаться не смогла, хотя в первой половине 1941 года выпуск был примерно одинаковый. В 1944 году наша промышленность - навскидку, точные цифры не помню, искать сейчас некогда - произвела в 2-2.5 раза больше самолетов. Не меньше 30-35 тысяч. Ну, и + несколько тысяч по ленд-лизу.

      К тому же немцы были вынуждены довольно значительную часть авиации держать на западе - натиск 4-х моторных американских и английский бомбовозов, малоуязвимых для немецкой истребительной авиации, нарастал. Но большая часть все-таки была на нашем фронте, хотя плотность сосредоточения истребительной авиации на западе сначала, конечно, была выше. Но только не в 1945 году. Несмотря на быстрое продвижение англо-американцев, немцы снимали все силы, в том числе и авиацию, с запада, и бросали на восток. Что касается 262 сбитых самолетов Хартманна против 68 Кожедуба - это все-таки, по-видимому, особенности методики подсчета. Если бы Хартманну считали по советской методике, то вряд ли бы он набрал существенно больше 100.

      При этом надо учесть, что Хартманн был вольный стрелок, а Кожедуб - сначала комполка, а потом и комдив. Факт тот, что вся немецкая авиация была перемолота - к битве за Берлин немцы, оголив все остальные участки, собрали 1500 самолетов, а с нашей стороны участвовало, если не ошибаюсь, около 8000, при этом другие участки фронта полностью не оголялись. Рискнувший появиться в небе над Берлином немецкий самолет, как правило, быстро сбивался.

      Следует, конечно, признать, что немцы, по-видимому, сбили и уничтожили на земле больше наших самолетов. Но тут трудно переоценить вклад первых недель войны, и особенно первого дня, в который официально признанные потери составили 1200 машин. В дальнейшем соотношение потерь выравнивалось.
    3. Башибузук1
      Башибузук1 1 августа 2020 19:08 Новый
      0
      Итог войны показал--кто был лучше. Советую просто еще раз прочитать "Небо войны" А. Покрышкина. В 1941-1943г. (до знаменитой битвы за небо Кубани) ВВС Германии превосходили ВВС РККА.Но только за счет потерь июня-июля 1941 г.
      Сейчас модно изподтишка обгадить погибших летчиков. А ведь нужно понимать--летая зачастую в меньшинстве-- выигрывали воздушные бои или срывали выполнение задач люфтваффе. А подсчеты: есть архив (сколько летчиков подготовили- сколько их осталось, минус раненые и инвалиды) А рассупонивать целый час..... ВВС Германии -30% потерь не боевых. Чего не стонут?
  4. certero
    certero 30 июля 2020 13:22 Новый
    +1
    Цитата: Николай Коровин
    В дальнейшем соотношение потерь выравнивалось.

    Вроде как я специально для вас краткую выжимку видео сделал. Всё-таки посмотрите потому что вы пересказываете обычные заблуждения. На tacticmedia очень хорошо рассказывают на основе документов с обеих сторон.
  5. Engineer
    Engineer 30 июля 2020 23:52 Новый
    0
    C 39-й минуты испытал легкий шок
    Боевые потери Люфтваффе в 1944 году на Воточном фронте- 2557 самолетов
    Боевые потери СССР в 1944 году 8272
  6. Force Multiplier
    Force Multiplier 31 июля 2020 00:15 Новый
    0
    Михаил Тимин занимается вопросом не один десяток лет, пишет книжки и статьи, но, похоже, так и не понимает предмета. (В принципе, как и 99% авторов сайта, где он публикует свои работы, там комментаторы зачастую осведомлённей авторов). Хотя, скорее всего, этот тезис про 1 к 10 намеренная провокация, чтобы подогреть интерес к своему каналу. С трудом верится, что человек, изучив за столько лет такое количество документов, даже при полном отсутствии аналитического склада ума, может прийти к таким абсурдным выводам
    1. стас57
      стас57 31 июля 2020 13:29 Новый
      +1
      Ну конечно подогревает, особенно Горбач, рассказывающий про потери авиации на Дуге, доходившие местами до 1к10, и Латкин, рассказывающий про потери морской авиации, и Мирослав Морозов про то же, и Кузнецов с Растрениным про потери авиации от зениток 2.0 и 3.7. Все специально врут и очерняют, а так известно, что мы взяли Берлин 5 июля 1941 года.
    2. Cartalon
      Cartalon 31 июля 2020 13:43 Новый
      0
      Ну опроверните чем нибудь кроме голосовых утверждений, расскажите Тимину о его заблуждениях
      1. Сергей Медведев
        Сергей Медведев 8 августа 2020 15:41 Новый
        +1
        Цитата: Cartalon
        Ну опроверните чем нибудь кроме голосовых утверждений, расскажите Тимину о его заблуждениях

        Говорю. Тимин врёт. Наши самолёты подсчитал, 130 000. Германские - вскользь, "более ста тысяч". А где учёт трофейных самолётов? Французских и прочих. А где ВВС Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии, Словакии и Хорватии? Гранты отрабатывает г-н Тимин.
        1. Cartalon
          Cartalon 8 августа 2020 15:47 Новый
          0
          ВВС Италии над Средиземным морем, ВВС Румынии в Румынии, ВВС Финляндии в Финляндии, насчёт трофейных самолётов глупая шутка, вам так понимаю гранта не дали.
          1. Сергей Медведев
            Сергей Медведев 8 августа 2020 16:33 Новый
            +1
            Вы ещё напишите, что ВВС Финляндии в Финляндии против Финляндии. Или кого?
            ВВС Румынии против Черномора (дядька такой). А ВВС Италии против Средиземномора (фиг знает, кто такой). Вермахт французских танков поставил в строй 4 600 штук. А самолёты англичанам подарил? Совсем не шутка.
  7. certero
    certero 2 августа 2020 08:25 Новый
    -1
    Цитата: Башибузук1
    Советую просто еще раз прочитать "Небо войны" А. Покрышкина. В 1941-1943г. (до знаменитой битвы за небо Кубани) ВВС Германии превосходили ВВС РККА.Но только за счет потерь июня-июля 1941 г.

    Советуйте себе. Я эти книги читал еще в прошлом веке. Это мемуары, а не документы, которые сейчас доступны с обоих сторон и показывают картину печальную для наших ввс.
  8. Force Multiplier
    Force Multiplier 8 августа 2020 21:32 Новый
    +2
    Поскольку тема всё ещё живая, расширю свой первоначальный комментарий.
    Сам подход к сравнению потерь в ролике в корне неверный и слишком поверхностный. Подобным образом можно сравнить потери ВВС СССР во время боевых вылетов по всем причинам с потерями ВВС моджахедов (были же у них какие-нибудь црушные Цессны) по всем причинам в Афганистане (да ещё и по заведомо неполным данным с обеих сторон, как в случае с 1941-1945), получить ещё более дикое соотношение, чем 1к10, и на основании полученного соотношения делать какие-либо выводы, в том числе и об эффективности ВВС противоборствующих сторон.
    По потерям личного состава. Очевидно, что в длительной воздушной кампании ВВС стороны, ведущей воздушное наступление несет потери большие, чем ВВС стороны обороняющейся. Происходит это потому (упрощая), что летчики обороняющейся стороны выпрыгивают с парашютом и делают вынужденные посадки на своей территории. им не нужно пытаться достичь своих баз в десятках и сотнях километрах от цели на поврежденных самолетах итд. (Пример - соотношение потерь английского Истребительного Командования и Люфтваффе во время БзБ и такое же соотношение со второй половины 41) Если обе стороны проводят наступательные действия, то тогда большие потери несет сторона, которая делает больше самолето-вылетов и чьи ВВС имеют численное превосходство (пример - соотношение всех потерь RAF (не только истребителей) и LW во время БзБ и Блица)