Споры о потерях самолётов и лётчиков в годы Великой Отечественной войны

26
Споры о потерях самолётов и лётчиков в годы Великой Отечественной войны

До сих пор горячие споры идут по поводу именно военных потерь в годы Великой Отечественной войны. При этом свой вклад в эти споры вносят и такие господа, которые оперируют мифами из разряда «Красная Армия закидала врага трупами своих солдат, потому и победила». Такие заявления до сих пор всерьёз обсуждаются в некоторых известных средствах массовой информации и которым даже отдаётся приоритет.

Куда более важно при рассмотрении соотношения потерь оперировать архивными документами, включая сводки с фронтов, данные штабов и пр.



В этом сюжете рассматривается вопрос соотношения потерь в авиатехнике в годы войны. На канале TacticMedia обсуждается количество потерянных самолётов Люфтваффе и советским военно-воздушным флотом с 1941 по 1945 годы. Обсуждаются разночтения, которые связаны, в том числе, с разницей учёта авиационных потерь. А эта разница между методами и правилами учёта в СССР и гитлеровской Германии была довольно существенной. Также обсуждается вопрос числа погибших и пропавших без вести членов экипажей самолётов.

Сюжет на TacticMedia об оценочных потерях самолётов и лётчиков:

  • Википедия/U.S. Air Force photo (Национальный музей авиации США)
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    30 июля 2020 05:35
    да...написать пятнадцать строчек,и вставить видяху из "ютюб"...крутая тема...
    1. +11
      30 июля 2020 07:09
      Цитата: Дедкастарый
      да...написать пятнадцать строчек,и вставить видяху из "ютюб"...крутая тема...

      Коллега hi drinks , делайте скидку на тех , кто не умеет читать! Включаем звук и слушаем! good
      1. +7
        30 июля 2020 14:37
        делайте скидку на тех , кто не умеет читать!

        На них "помёт-тв" непрерывным потоком льёт "скидку". wassat
    2. +1
      30 июля 2020 08:41
      да...написать пятнадцать строчек,и вставить видяху из "ютюб"...крутая тема...

      Тренд сейчас такой ))) Молодёжь сейчас крайне редко что-то читает , всё , что больше одного абзаца, для них - " много букафф" )))
      Хотя тема сложная и дискуссионная , и одним видео тут не отделаться ......
      1. -1
        30 июля 2020 12:24
        таблички бы одной хватило)
        1. 0
          26 августа 2020 22:11
          Вы упускаете важный. Тем кто в теме,одной таблички хватило бы. Но людям которые прочитали на какой нибудь медузе о хартманах и баркхорнах необходима наиболее полная информация. Очень хорошо, что стали снимать такие фильмы.
  2. +1
    30 июля 2020 12:26
    Кто бы составил информационную модель войны день за днем с учетом противоречивости всех источников информации.
  3. 0
    30 июля 2020 12:27
    Вкратце содержание нашей имели слабую подготовку и техника было хуже. Поэтому соотношение 1 к 10 по сбитым самолетам было не редкостью. Но боевые действия нужно оценивать в комплексе и после Курской битвы наши сделали серьезные выводы.
    Вывод простой- немцы в воздухе были всё-таки лучше наших.
    1. 0
      30 июля 2020 12:31
      Вывод простой- немцы в воздухе были всё-таки лучше наших.

      5-ти летняя подготовка пилотов - против 3-6 месячных курсов у наших - вполне ожидаемо. Только потом , когда повыбили опытных пилотов у них - всё уравнялось .
    2. +2
      30 июля 2020 12:59
      Да, до Сталинграда. При Сталинграде соотношение сил изменилось. Паулюс запрашивал 750 тонн грузов в день по воздушному мосту, Геринг обещал 500, перебрасывали около 100 тонн - для 300-тысячной группировки - капля в море. При том, что транспортных "Юнкерсов" было достаточно - только на станции Тацинская танковый корпус - запамятовал, под чьим командованием - захватил их 300 штук. Немецкая истребительная авиация не смогла обеспечить достаточное прикрытие воздушного моста.

      В дальнейшем наше преимущество нарастало - правда, надо признать, что в значительной степени благодаря численному преимуществу, но также и качеству самолетов. И "Мессершмитты" новых модификаций, и ФВ-190, имея достаточно сильное вооружение, тем не менее, уступали Як-3, Як-9 и Ла-5 и на виражах, и в вертикальном маневре. Качество личного состава тоже выровнялось. Германия увеличивала выпуск самолетов, но за СССР угнаться не смогла, хотя в первой половине 1941 года выпуск был примерно одинаковый. В 1944 году наша промышленность - навскидку, точные цифры не помню, искать сейчас некогда - произвела в 2-2.5 раза больше самолетов. Не меньше 30-35 тысяч. Ну, и + несколько тысяч по ленд-лизу.

      К тому же немцы были вынуждены довольно значительную часть авиации держать на западе - натиск 4-х моторных американских и английский бомбовозов, малоуязвимых для немецкой истребительной авиации, нарастал. Но большая часть все-таки была на нашем фронте, хотя плотность сосредоточения истребительной авиации на западе сначала, конечно, была выше. Но только не в 1945 году. Несмотря на быстрое продвижение англо-американцев, немцы снимали все силы, в том числе и авиацию, с запада, и бросали на восток. Что касается 262 сбитых самолетов Хартманна против 68 Кожедуба - это все-таки, по-видимому, особенности методики подсчета. Если бы Хартманну считали по советской методике, то вряд ли бы он набрал существенно больше 100.

      При этом надо учесть, что Хартманн был вольный стрелок, а Кожедуб - сначала комполка, а потом и комдив. Факт тот, что вся немецкая авиация была перемолота - к битве за Берлин немцы, оголив все остальные участки, собрали 1500 самолетов, а с нашей стороны участвовало, если не ошибаюсь, около 8000, при этом другие участки фронта полностью не оголялись. Рискнувший появиться в небе над Берлином немецкий самолет, как правило, быстро сбивался.

      Следует, конечно, признать, что немцы, по-видимому, сбили и уничтожили на земле больше наших самолетов. Но тут трудно переоценить вклад первых недель войны, и особенно первого дня, в который официально признанные потери составили 1200 машин. В дальнейшем соотношение потерь выравнивалось.
    3. 0
      1 августа 2020 19:08
      Итог войны показал--кто был лучше. Советую просто еще раз прочитать "Небо войны" А. Покрышкина. В 1941-1943г. (до знаменитой битвы за небо Кубани) ВВС Германии превосходили ВВС РККА.Но только за счет потерь июня-июля 1941 г.
      Сейчас модно изподтишка обгадить погибших летчиков. А ведь нужно понимать--летая зачастую в меньшинстве-- выигрывали воздушные бои или срывали выполнение задач люфтваффе. А подсчеты: есть архив (сколько летчиков подготовили- сколько их осталось, минус раненые и инвалиды) А рассупонивать целый час..... ВВС Германии -30% потерь не боевых. Чего не стонут?
  4. +1
    30 июля 2020 13:22
    Цитата: Николай Коровин
    В дальнейшем соотношение потерь выравнивалось.

    Вроде как я специально для вас краткую выжимку видео сделал. Всё-таки посмотрите потому что вы пересказываете обычные заблуждения. На tacticmedia очень хорошо рассказывают на основе документов с обеих сторон.
  5. 0
    30 июля 2020 23:52
    C 39-й минуты испытал легкий шок
    Боевые потери Люфтваффе в 1944 году на Воточном фронте- 2557 самолетов
    Боевые потери СССР в 1944 году 8272
  6. 0
    31 июля 2020 00:15
    Михаил Тимин занимается вопросом не один десяток лет, пишет книжки и статьи, но, похоже, так и не понимает предмета. (В принципе, как и 99% авторов сайта, где он публикует свои работы, там комментаторы зачастую осведомлённей авторов). Хотя, скорее всего, этот тезис про 1 к 10 намеренная провокация, чтобы подогреть интерес к своему каналу. С трудом верится, что человек, изучив за столько лет такое количество документов, даже при полном отсутствии аналитического склада ума, может прийти к таким абсурдным выводам
    1. +1
      31 июля 2020 13:29
      Ну конечно подогревает, особенно Горбач, рассказывающий про потери авиации на Дуге, доходившие местами до 1к10, и Латкин, рассказывающий про потери морской авиации, и Мирослав Морозов про то же, и Кузнецов с Растрениным про потери авиации от зениток 2.0 и 3.7. Все специально врут и очерняют, а так известно, что мы взяли Берлин 5 июля 1941 года.
    2. 0
      31 июля 2020 13:43
      Ну опроверните чем нибудь кроме голосовых утверждений, расскажите Тимину о его заблуждениях
      1. +1
        8 августа 2020 15:41
        Цитата: Cartalon
        Ну опроверните чем нибудь кроме голосовых утверждений, расскажите Тимину о его заблуждениях

        Говорю. Тимин врёт. Наши самолёты подсчитал, 130 000. Германские - вскользь, "более ста тысяч". А где учёт трофейных самолётов? Французских и прочих. А где ВВС Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии, Словакии и Хорватии? Гранты отрабатывает г-н Тимин.
        1. 0
          8 августа 2020 15:47
          ВВС Италии над Средиземным морем, ВВС Румынии в Румынии, ВВС Финляндии в Финляндии, насчёт трофейных самолётов глупая шутка, вам так понимаю гранта не дали.
          1. +1
            8 августа 2020 16:33
            Вы ещё напишите, что ВВС Финляндии в Финляндии против Финляндии. Или кого?
            ВВС Румынии против Черномора (дядька такой). А ВВС Италии против Средиземномора (фиг знает, кто такой). Вермахт французских танков поставил в строй 4 600 штук. А самолёты англичанам подарил? Совсем не шутка.
  7. -1
    2 августа 2020 08:25
    Цитата: Башибузук1
    Советую просто еще раз прочитать "Небо войны" А. Покрышкина. В 1941-1943г. (до знаменитой битвы за небо Кубани) ВВС Германии превосходили ВВС РККА.Но только за счет потерь июня-июля 1941 г.

    Советуйте себе. Я эти книги читал еще в прошлом веке. Это мемуары, а не документы, которые сейчас доступны с обоих сторон и показывают картину печальную для наших ввс.
  8. +2
    8 августа 2020 21:32
    Поскольку тема всё ещё живая, расширю свой первоначальный комментарий.
    Сам подход к сравнению потерь в ролике в корне неверный и слишком поверхностный. Подобным образом можно сравнить потери ВВС СССР во время боевых вылетов по всем причинам с потерями ВВС моджахедов (были же у них какие-нибудь црушные Цессны) по всем причинам в Афганистане (да ещё и по заведомо неполным данным с обеих сторон, как в случае с 1941-1945), получить ещё более дикое соотношение, чем 1к10, и на основании полученного соотношения делать какие-либо выводы, в том числе и об эффективности ВВС противоборствующих сторон.
    По потерям личного состава. Очевидно, что в длительной воздушной кампании ВВС стороны, ведущей воздушное наступление несет потери большие, чем ВВС стороны обороняющейся. Происходит это потому (упрощая), что летчики обороняющейся стороны выпрыгивают с парашютом и делают вынужденные посадки на своей территории. им не нужно пытаться достичь своих баз в десятках и сотнях километрах от цели на поврежденных самолетах итд. (Пример - соотношение потерь английского Истребительного Командования и Люфтваффе во время БзБ и такое же соотношение со второй половины 41) Если обе стороны проводят наступательные действия, то тогда большие потери несет сторона, которая делает больше самолето-вылетов и чьи ВВС имеют численное превосходство (пример - соотношение всех потерь RAF (не только истребителей) и LW во время БзБ и Блица)
  9. +1
    17 августа 2020 12:31
    Интересное видео. Подсчёт военных потерь ещё ждёт своих исследователей. В пользу мнения Михаила могу привести один факт, который почему-то ни разу не встречал в подобных обсуждениях. Основной боевой единицей истребительной авиации люфтваффе была группа - 30-40 самолётов. На советско-германском фронте одновременно находилось 15-20 групп. Исследование на эту тему (https://gull.livejournal.com/2265.html). В советской авиации основной единицей был полк, примерно соответствующий группе люфтваффе. Вот здесь - Асы Сталина /Томас Пoлак и Кристофер Шоура/- упоминается о более чем 230 советских авиационных истребительных полках. Да, некоторые из них принадлежали ПВО или ВМФ, и всю войну в боевых действиях не участвовали, другие дислоцировались на Дальнем Востоке. Однако большая часть сражалась на советско-германском фронте. Получается, что 15 полков люфтваффе в 1941-42 господствовали в воздухе, в 1943-м вели равные бои, а в 1944-45 пытались противостоять 150 полкам советской истребительной авиации. Отсюда и феномен низких потерь немецкой авиации, и феномен высоких боевых счетов их "экспертов".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»