Военное обозрение

«Непобедимый» против «Рейдера». FARA: программа Армии США

20

Ожидаемый облик вертолета Bell 360 Invictus


С 2018 г. по инициативе Армии США проводится программа FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft, «Перспективный разведывательно-ударный летательный аппарат»). В 2019 г. начались работы по аванпроектам, на этой стадии в программе участвовало пять компаний. В марте 2020 г. Армия выбрала двух финалистов. Ими стали компания Bell Textron с проектом Bell 360 Invictus и Sikorsky (Lockheed Martin) с вертолетом Raider X.

«Непобедимый» от Bell


Работы по Bell 360 стартовали в 2018 г., а в апреле 2019-го компания-разработчик получила контракт на проработку аванпроекта стоимостью 15 млн. долл. Первые материалы по проекту Bell 360 были представлены общественности в октябре прошлого года. Вскоре ожидалась демонстрация полноразмерного макета. Несколько месяцев назад проект Bell Textron получил одобрение заказчика и перешел на новую стадию.

В начале июня Bell Textron сообщила о реорганизации работ по перспективному вертолету. В проектировании машины и отдельных систем участвует девять организаций, включая «Белл», и теперь они официально объединились в команду Team Invictus. Головным разработчиком в такой команде остается Bell. За двигатели отвечает General Electric, к созданию несущей системы привлекли ITT-Enidine и Parker Lord, а в разработке планера участвует Mecaer Aviation. Авионику и другие системы поставят Astronics Corp., Collins Aerospace, L3Harris и MOOG Inc. TRU Simulation + Training занимается созданием тренажерного комплекса.


Утверждается, что формирование такой «команды» упростит проектирование как отдельных агрегатов, так и вертолета в целом. Сейчас она занимается детальной проработкой проекта, и о реальной эффективности такого подхода к сотрудничеству пока говорить рано.

По нормальной схеме


В предложенном виде Bell 360 представляет собой разведывательно-ударный вертолет нормальной схемы с несущим и рулевым винтами. Часть тактико-технических характеристик пока не раскрывается, тогда как другие активно используются для рекламы и продвижения проекта. Утверждается, что Invictus способен стать достойным дополнением или даже заменой для наличествующих AH-64, как того требуют условия программы FARA.

Планер вертолета имеет традиционную компоновку. Его внешние обводы сформированы с учетом снижения заметности. В частности, втулка несущего винта полностью закрыта кожухами. Предусмотрены внутренние отсеки боевой нагрузки, скрывающие оружие от прямого облучения.

Несущая система вертолета основывается на агрегатах Bell 525, однако существенно перерабатывается. Число лопастей сокращено до четырех, их подвес изменен. В частности, внедряется новая активная система гашения колебаний. Такие меры направлены на сохранение работоспособности винта на всех режимах полета, включая высокую скорость. Несущий винт дополняется крылом и стабилизатором большой площади. Рулевой винт помещается в кольцевом канале и тоже получает средства для контроля за вибрацией.


По условиям программы, вертолет получит один турбовальный двигатель GE T901 ITEP мощностью не менее 3000 л.с. Предусматривается применение вспомогательной силовой установки. Bell и MOOG совместно работают над новой электродистанционной системой управления. Другие компании проектируют развитый комплекс прицельно-навигационного оборудования для работы во всех предполагаемых условиях. Экипаж включает двух человек с тандемным размещением.

Bell 360 получит встроенную артиллерийскую установку с 20-мм автоматической пушкой. Боевая нагрузка – 1400 фунтов (635 кг). В зависимости от особенностей миссии, вертолет сможет нести оружие под крылом или на пусковых установках, выдвигаемых из фюзеляжа. На рекламных изображениях Invictus несет до четырех ракет AGM-114 на каждом полукрыле и по паре на выдвижных установках – всего 12 ед.

Габариты и масса машины не уточняются. Максимальная скорость превысит 180 узлов (333 км/ч). Боевой радиус – 135 миль (ок. 220 км) с возможностью 90-минутной работы на максимальном удалении. Заявлены высокие эксплуатационные характеристики и модернизационный потенциал, обеспечиваемые открытой архитектурой и другими характерными особенностями.

«Рейдер» из семейства


В апреле 2019 г. 15-миллионный контракт на аванпроект получила компания Sikorsky, входящая в состав Lockheed Martin. Первые материалы по вертолету Raider X она представила в октябре. В дальнейшем Армия США получила необходимые документы и смогла сравнить проект с другими разработками. В конце марта «Рейдер» назначили победителем первой стадии программы FARA и перевели на этап полноценной разработки.


Общий вид вертолета Sikorsky Raider X

В проекте Raider X компания Sikorsky вновь решила использовать имеющиеся наработки по теме скоростных вертолетов с сосной несущей системой и отдельным толкающим винтом. Концепция под названием X2 Technology прошла проверку на нескольких опытных вертолетах, и теперь предлагается в новых проектах с прицелом на реальное использование.

Raider X не является самостоятельной разработкой «Сикорского». Так, проектирование и сборку фюзеляжа поручили компании Swift Engineering, а за поставку электроники отвечают другие компании. Однако, в отличие от конкурента, Lockheed Martin / Sikorsky считают проект Raider X собственным и не собираются организовывать «команду». Традиционные подходы к совместным работам посчитали вполне приемлемыми.

Технология X2


Sikorsky Raider X построен по необычной схеме. Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж со стабилизатором большой площади, призванным создавать дополнительную подъемную силу. Несущая система включает два соосных винта и втулку с обтекателями. По опыту предыдущих проектов, несущие винты выполняются жесткими, что обеспечивает необходимые характеристики на всех режимах. Поступательное движение, в т.ч. на высоких скоростях, обеспечивается хвостовым толкающим винтом.

Силовая установка «Рейдера» включает один двигатель GE T901 ITEP. Редуктор обеспечивает распределение мощности между тремя винтами. Предложена открытая архитектура бортового оборудования, упрощающая замену отдельных агрегатов. В частности, возможно достаточно простое и быстрое изменение прицельно-навигационного комплекса под конкретные задачи. Экипаж будет включать двух человек с размещением бок о бок, что нехарактерно для американских боевых вертолетов.

«Непобедимый» против «Рейдера». FARA: программа Армии США

Опытный вертолет S-97 — еще один образец на платформе X2, созданный в рамках другой программы

Raider X получит встроенное и подвесное оружие. Под носом фюзеляжа расположена подвижная установка с 20-мм автоматической пушкой. По бокам машины предусматриваются внутренние грузоотсеки. Оружие предлагается подвешивать на подвижной крышке отсека. На демонстрационных изображениях вертолет одновременно несет управляемое оружие нескольких типов. Масса полезной нагрузки не уточняется.

При максимальной взлетной массе 6400 кг перспективный «Рейдер» сможет развивать скорость до 250 узлов (460 км/ч). Прочие летные характеристики не сообщались. Поскольку Raider X представляет собой вариант развития существующей платформы, можно говорить о высоком потенциале и выдающихся характеристиках.

В ожидании прототипов


В конце марта Армия США завершила сравнение пяти представленных предложений и выбрала два из них для дальнейшего развития. Получив соответствующие заказы, Bell Textron и Sikorsky приступили к работе. Сейчас их задачей является разработка технического проекта. По завершении этой стадии начнется строительство двух разнотипных опытных образцов.

Первый полет двух вертолетов запланирован на последние месяцы 2022 г. Заводские и сравнительные испытания могут занять немало времени, и Пентагон пока не готов назвать конкретные сроки их завершения. Завершить процесс сравнения, выбрать наилучший вертолет и наладить серийное производство планируется не позднее 2028 г. Таким образом, начальная оперативная готовность первых эскадрилий будет достигнута только к началу тридцатых.

Какими будут результаты будущих испытаний, неизвестно. Явный фаворит на данный момент отсутствует; оба проекта-претендента имеют преимущества, способные повлиять на решение армии. Кроме того, ситуацию усложняет тот факт, что программа пока остается на стадии проектирования. Оба проекта еще могут столкнуться с теми или иными трудностями, способными привести к непредвиденным последствиям для всей программы.

Ввиду достаточно высоких требований заказчика оба проекта в рамках FARA отличаются определенной сложностью, что может привести к негативным последствиям. Однако у компаний-участников достаточно времени для разработки и доводки опытных вертолетов. Соответственно, Армия США пока может не беспокоиться и ожидать появление желаемого вертолета. Впрочем, реальная техника по результатам нынешней программы пойдет в войска только в конце десятилетия.
Автор:
Использованы фотографии:
Bell Textron, Sikorsky / Lockheed Martin
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 30 июля 2020 07:43 Новый
    +3
    Все ближе и ближе реализация в жизни футуристических облаков, которые были показаны Камероном в его фантастике "Аватар"...
    1. Grazdanin
      Grazdanin 30 июля 2020 14:21 Новый
      +5
      Типа такого имеете ввиду?
  2. Монар
    Монар 30 июля 2020 09:07 Новый
    +4
    Как увидел Bell 360 Invictus так сразу вспомнил. Его "прототип" я больше чем 20-ть лет назад собирал. winked

    Одно смущает. Два новых. Да ещё на замену АН-64. И оба с одним двигателем...
    Думаю военные очень "обрадуются".
    1. Alexey RA
      Alexey RA 30 июля 2020 09:21 Новый
      +2
      Цитата: Монар
      Как увидел Bell 360 Invictus так сразу вспомнил. Его "прототип" я больше чем 20-ть лет назад собирал.

      Угу... а про скорое поступление на вооружение армии империалистического агрессора нового вертолёта LHX писали ещё в конце 80-х.
      В игрушке LHX 1990-го года (от ещё не зажравшейся ЕА) можно было даже порулить самим LHX и "Оспреем". Как сейчас помню - XT, монохромный монитор, вечно орущий спикер, дискеты 5,25", DOS, "Командир Нортон"... smile
    2. Engineer
      Engineer 30 июля 2020 09:32 Новый
      +5
      Команч делали Боинг и Сикорский . Забавно, что теперь схожий дизайн доводит до ума Белл, а Сикорский ушел совсем в другую степь.
      1. Grazdanin
        Grazdanin 30 июля 2020 14:08 Новый
        +4
        Цитата: Engineer
        Сикорский ушел совсем в другую степь.

        Они развивают концепцию Sikorsky X2, с таким же техническим решением они участвуют в конкурсе на замену Black Hawk. Военные могут выбрать сикорского ради унификации.
        1. Engineer
          Engineer 30 июля 2020 14:20 Новый
          +2
          У них полно было интереснейших проектов. Фиксируемый Х-образный винт крыло, например. Тот же фенестрон они первые сделали, по крайней мере в США.
          Но рынок вроде как теряют непрерывно
          1. Grazdanin
            Grazdanin 30 июля 2020 14:27 Новый
            -1
            Игорь Иванович мощную компанию основал, посмотрим что будет. Локхед у военных один из основных подрядчиков.
            1. Engineer
              Engineer 30 июля 2020 14:29 Новый
              +1
              Но больших успехов нет уже очень давно. Уверен на 90 % что инвиктус победит просто потому что выглядит привычнее.
              1. Grazdanin
                Grazdanin 30 июля 2020 14:35 Новый
                0
                За счёт SB-1 Defiant могут в этом конкурсе выиграть. Bell V-280 Valor слишком много вопросов вызывает. Идея, сделать 3 вертолета транспортный, разведывательно-ударный и в будущем ударный (вместо Апач) на базе одного вертолета, выглядит хорошей. Унификация удешевит все проекты, они такое любят.
                Скорострельная у сикорского намного больше, это очень весомый плюс.
                1. Engineer
                  Engineer 30 июля 2020 14:43 Новый
                  +1
                  Валор в этой паре фаворит как по мне- развитие уже принятых на вооружение концепций.
                  Сикорскому кровь из носа нужна победа хотя бы на одном поле.
                  1. Grazdanin
                    Grazdanin 30 июля 2020 14:47 Новый
                    +3
                    В обоих проектах на Сикорского ставлю.
                    В этом проекте за счёт большей скорости.
                    В транспортном, Схема конвертоплана вызывает много технических вопросов, для Оспрей ещё пойдёт, для массового транспортного вертолета не очень.
                    Унификация двух проектов даст ещё больше плюсов.
                    Поживем увидим smile
                    1. Engineer
                      Engineer 30 июля 2020 14:51 Новый
                      0
                      Пусть побеждают.
                      Этот тот случай когда я за пресловутое diversity
    3. Комментарий был удален.
    4. Grazdanin
      Grazdanin 30 июля 2020 13:58 Новый
      0
      Цитата: Монар
      Да ещё на замену АН-64.

      Эти вертолеты на замену списанного OH-58 Kiowa. Апач ещё не скоро заменят.
  3. Лопатов
    Лопатов 30 июля 2020 09:30 Новый
    -1
    или даже заменой для наличествующих AH-64, как того требуют условия программы FARA.

    ???
    "Апач" не является разведывательно-ударным.
    Им был списанный подчистую "Кайова Уорриор" OH-58D

    По сути это должен быть ренессанс такого рода машин. Видимо, американцы решили. что связки "дроны + Апач Гардиан" не способны полностью взять эти функции на себя, на что надеялись ранее
  4. Оператор
    Оператор 30 июля 2020 12:11 Новый
    -4
    Разведывательный / разведывательно-ударный вертолет - фсё, БПЛА - форева. Афроамериканский армейский конкурс - очередной попил бюджета.
  5. Lebed
    Lebed 30 июля 2020 12:21 Новый
    +17
    А нам бы палубный вертолет разработать, тонн на 6 - 7.
  6. bars1
    bars1 30 июля 2020 14:34 Новый
    +1
    ,,Оружие предлагается подвешивать на подвижной крышке отсека". Прямо как у английского ,,Буканира" в своё время...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 30 июля 2020 16:00 Новый
      +2
      Цитата: bars1
      ,,Оружие предлагается подвешивать на подвижной крышке отсека". Прямо как у английского ,,Буканира" в своё время...

      ЕМНИП, на RAH-66 было такое же решение по "внутреннему" вооружению.
  7. 5-9
    5-9 31 июля 2020 14:01 Новый
    -1
    Опять картинками, игрушками да опытным образцами как с Команчем закончится? Я из него цельный ГСГВ по парку техники ещё в школе уничтожил.
    Зачем нужен ударник менее 10 тонн, те картонный, или разведчик в век БПЛА? Концепция не понятна.