Military Review

Protection for "Ladoga"

15
Protection for "Ladoga"

One of the Ladoga cars. Attention should be paid to the characteristic color. Photo Alternathistory.com


In the early eighties KB-3 of the Leningrad Kirov plant under the leadership of V.I. Mironov has developed a highly protected vehicle (VTS) "Ladoga". This product was intended for use as a transport, command post or reconnaissance vehicle capable of operating in contaminated areas. Resistance to radiation, chemical or biological threats was provided by a number of technical solutions.

Tank based


The basis for the future "Ladoga" was the chassis of the main combat tank T-80, which entered serial production by the beginning of the eighties. The tower and all equipment of the fighting compartment were removed from the MBT. A closed, sealed superstructure with a full-fledged passenger compartment was placed in the vacant space. For access inside, a hatch was provided on the left side, equipped with a folding ladder. The protected volume housed two crew members and four passengers.

The tank chassis retained the standard GTD-1250 gas turbine engine with a capacity of 1250 hp. According to some reports, some of the small-scale military-technical cooperation were equipped with a less powerful GTE-1000. The main engine was supplemented with an auxiliary power unit in the form of a gas turbine engine with an 18 kW generator. The chassis was not reworked and retained six torsion-bar suspension rollers per side.

Two workplaces were organized under the frontal sheet of the hull, for the driver and commander. They received a set of periscopes for driving and observation. Also, several viewing devices of various kinds were placed on the superstructure. Provided for the installation of a lifting device with a video camera. There were means of internal and external communication. The PTS was equipped with a set of sensors to monitor various environmental parameters.


One of the passenger seats in the crew compartment. Photo Twitter.com/skylancer7441

In terms of the dimensions of the VTS "Ladoga" was similar to a base tank. Due to the lack of a cannon, the overall length decreased, but the superstructure led to the preservation of the same height. The curb weight reached 42 tons. The running characteristics remained at the level of the T-80.

Protection technology


In accordance with the terms of reference, "Ladoga" was supposed to work in conditions of radiation, chemical and biological contamination and to protect the crew from all these threats. These tasks were solved by using already known and well-mastered solutions, as well as using several new components.

First of all, security was ensured by the "traditional" collective anti-nuclear defense system. VTS carried a filtering unit for cleaning outboard air before supplying it to the habitable volume. In especially difficult situations, "Ladoga" could switch to autonomous work using compressed air from a cylinder installed at the stern of the superstructure. The purified air supply was complemented by an air conditioning system that improved working conditions.

"Passive" means made a great contribution to the overall level of protection. So, the maximum sealing of the habitable compartment was ensured. To reduce possible leaks, the minimum required set of hatches and openings is used. Periscopes and cameras on the hatches and superstructure became the main means of vision, while the hatches had to remain closed most of the time. In addition, the inner surfaces of the habitable compartment were lined with boron-based anti-neutron lining.


MTC "Ladoga" in the ChNPP zone. Photo Alternathistory.com

The main and auxiliary power units of Ladoga were made on the basis of gas turbine engines, which made it possible to reduce the risks during operation and maintenance. The GTD-1000/1250 engine was equipped with a highly efficient air cleaner capable of reducing the dust concentration at the inlet by tens of times. In the engine itself, vibration means were provided for removing dust from the blades and other parts. After such shaking off, the dust flew out with reactive gases.

An air purifier without "barrier" parts did not accumulate hazardous substances. During operation, the gas turbine engine actually deactivated itself and threw contaminants outside. Accordingly, further cleaning of equipment was simplified, as well as risks for technical personnel were reduced.

In the context of maintenance and decontamination / degassing, the characteristic exterior of the armored vehicle should also be noted. It consisted mainly of flat surfaces with the minimum required set of small parts. This greatly simplified flushing and cleaning from contamination. The only exception was the undercarriage - but this is a common feature of any tracked vehicle.

Proven in practice


Sea trials of the VTS "Ladoga" were carried out in different regions of the USSR with different conditions and climate. The car was checked in the Far North and in the Kara-Kum desert, the tracks in the Kopet-Dag and Tien Shan mountains were successfully completed. In all conditions, the power plant worked with the required characteristics, and the protective equipment coped with its work. The crew and passengers were protected from the effects of seaward dust, low or high temperatures, etc.


Museum "Ladoga" in the park "Patriot", 2019 Photo Vk.com/sssr_hotel

However, Ladoga showed its full potential only after several years. On May 3, 1986, military-technical cooperation with the number "317" was taken by special flight from Leningrad to Kiev. A special detachment was formed, which was to operate and maintain the car. In addition to the crew, it included dosimetrists, doctors, sanitation specialists and a food service.

On May 4, the Ladoga made its way to Chernobyl, where it was to conduct reconnaissance, collect data, transport specialists and solve other problems in conditions of real radiation contamination. The first trip to the area of ​​the destroyed power unit took place on May 5. This time, the military-technical cooperation passed through areas with a radiation level of up to 1000 roentgens per hour, but there was no threat to people in the protected compartment. After departure, decontamination was required. Later, every few days "Ladoga" went to certain routes.

The trips lasted for several hours. In the early stages of the operation, the Ladoga military-technical cooperation took specialists and leaders of the rescue operation to the scene of the accident to familiarize themselves with the situation. Later, the main work consisted of surveying the area, filming and collecting environmental parameters. The last trips of this kind took place in early September.


The same car after restoration. Photo Vitalykuzmin.net

For four months of work in the Chernobyl NPP zone, the highly protected Ladoga vehicle passed approx. 4300 km in different parts of the terrain. With its help, both remote affected areas and the directly destroyed power unit were studied - right down to the turbine hall. The maximum radiation level during field trips is 2500 R / h. In all cases, the PTS protected the crew, although decontamination was required upon return.

In practice, it was confirmed that the HFD can handle high loads, but in some situations a transition to a "closed cycle" of air supply is required. Radiation protection equipment generally corresponded to the harsh Chernobyl conditions. The gas turbine engine showed greater safety in comparison with the piston engine.

On September 14, after another treatment, "Ladoga" No. 317 was sent to Leningrad. The armored vehicle returned to service and was used for a long time as a research platform.

Tasks and solutions


MTC "Ladoga" was built in small series. According to various sources, no more than 5-10 of these machines were assembled in the eighties. The details of their operation, with the exception of MTC # 317, remain unknown. It is believed that such equipment is now considered as a special transport for the highest command personnel in the event of a nuclear war.


View from a different angle. Photo Vitalykuzmin.net

Probably, the protected equipment has already developed a resource, and they are gradually abandoning it. So, one sample has by now been written off and transferred to the museum. Now he can be seen in the Patriot park in the city of Kamensk-Shakhtinsky (Rostov region).

The developers of Ladoga were faced with very interesting, but difficult tasks. KB-3 successfully completed the assigned task. It was able to find the optimal combination of already known and new components and technologies, which ensured the maximum level of protection of the crew and technical personnel from the main threats.

For obvious reasons, the Ladoga military-technical cooperation did not become widespread and did not find wide application in the army or in civilian structures. However, with its help, it was possible to work out and test in practice a number of necessary technologies and the appearance of special equipment in general. Perhaps the experience of this project will find application in the future - if there is a need for a new sample of this kind.
Author:
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Eldorado
    Eldorado 3 August 2020 18: 05
    +3
    Interesting machine!
  2. Undecim
    Undecim 3 August 2020 18: 16
    10
    Is this a new tradition on VO, once an article rewritten from Wikipedia is repeated annually? Exactly a year ago, this article was already (https://topwar.ru/161222-vts-ladoga-specialnyj-transport-dlja-osobyh-zadach.html). At least the other photos took the trouble to insert.
    1. marchcat
      marchcat 3 August 2020 18: 21
      +9
      This is to consolidate information. laughing
  3. truck driver
    truck driver 3 August 2020 18: 43
    -2
    I wonder what the deactivation process means, is it possible to get rid of radiation?
    1. svp67
      svp67 3 August 2020 18: 56
      +8
      Quote: LKW Fahrer
      I wonder what the deactivation process means, is it possible to get rid of radiation?

      A lot of radioactive dust settles on the case, which can simply be washed off ...
    2. KCA
      KCA 3 August 2020 19: 11
      +3
      Ask the RChBZ specialists about methods and solutions for decontamination of radioactive, chemical and biological substances and substances, in Italy, it seems, they are satisfied with their actions, boron compounds, as far as I know, reduce the radiation level of fissile materials
    3. Doctor
      Doctor 3 August 2020 20: 09
      +1
      I wonder what the deactivation process means, is it possible to get rid of radiation?

      What they did not wash, but the equipment that had been there continued to flicker, though tolerable. STSka probably too.
      1. alsoclean
        alsoclean 3 August 2020 22: 39
        +3
        Steel after neutron irradiation acquires, at times, very unpleasant properties. It's not even worth talking about the "brakes" ...
    4. IgorIP
      IgorIP 4 August 2020 00: 51
      +2
      Quote: LKW Fahrer
      I wonder what the deactivation process means, is it possible to get rid of radiation?


      Thousands of workers of our NPPs undergo the decontamination process every day)) they just wash in the shower, washing away the beta dirt
  4. svp67
    svp67 3 August 2020 19: 00
    +4
    In principle, on the basis of such a machine, or rather, using the developments in its creation, it was possible to create KShM for battalions and regiments on the T-80, vehicles for artillery and aviation gunners, and many other vehicles that are very useful in the battalion and regimental economy ... at least some kind of unification
    1. Yngvar
      Yngvar 4 August 2020 07: 37
      +3
      I agree with you! The machine is similar in appearance and application to the BTR-50, which was used by the troops as a command and control vehicle (command and staff vehicle), artillery reconnaissance units, RChBZ and a number of other units.
  5. da Vinci
    da Vinci 4 August 2020 10: 37
    +2
    In our harsh age, such machines must be in constant readiness, even if at least 10 pieces.
  6. Private SA
    Private SA 5 August 2020 21: 59
    0
    Quote: svp67
    A lot of radioactive dust settles on the case, which can simply be washed off ...

    And will the RChBZ troops and the steel hull be rescued from neutron radiation during the explosion of a "neutron bomb"?
    It seems that they were invented especially for the Soviet tank armada.
  7. Bronekot
    Bronekot 4 September 2020 16: 07
    0
    These machines arrived in the 2000nd division of Khankala in 42. From the Kremlin
  8. andreykolesov123
    andreykolesov123 26 October 2020 13: 27
    0
    super-duper machine, only in Chernobyl radioactive waste was collected with a tractor sheathed with lead, and not with the help of such special machines. They saved cars, not the lives of conscripts.

Военное обозрение

Защита для «Ладоги»

15
Защита для «Ладоги»

Одна из машин "Ладога". Следует обратить внимание на характерную окраску. Фото Alternathistory.com


В начале восьмидесятых годов КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством В.И. Миронова разработало высокозащищенное транспортное средство (ВТС) «Ладога». Это изделие предназначалось для использования в качестве транспорта, командно-штабной или разведывательной машины, способной действовать в зараженной местности. Устойчивость к радиации, химическим или биологическим угрозам обеспечивалась рядом технических решений.

На базе танка


Основой для будущей «Ладоги» стало шасси основного боевого танка Т-80, к началу восьмидесятых поступившего в серийное производство. С ОБТ убрали башню и все оснащение боевого отделения. На освободившемся месте разместили закрытую герметичную надстройку с полноценным пассажирским салоном. Для доступа внутрь предусмотрели люк на левом борту, оснащенный откидным трапом. В защищенном объеме располагались два члена экипажа и четыре пассажира.

Танковое шасси сохранило штатный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. По некоторым данным, часть малосерийных ВТС оснащалась менее мощным ГТД-1000. Основной двигатель дополнили вспомогательной силовой установкой в виде ГТД с генератором на 18 кВт. Шасси не перерабатывалось и сохранило по шесть катков с торсионной подвеской на борт.

Под лобовым листом корпуса организовали два рабочих места, для водителя и командира. Они получили набор перископов для вождения и наблюдения. Также несколько смотровых приборов разного рода разместили на надстройке. Предусматривалась установка подъемного устройства с видеокамерой. Имелись средства внутренней и внешней связи. ВТС оснастили набором датчиков для отслеживания различных параметров среды.


Одно из пассажирских мест в обитаемом отсеке. Фото Twitter.com/skylancer7441

По габаритам ВТС «Ладога» было похоже на базовый танк. За счет отсутствия пушки общая длина уменьшилась, но надстройка привела к сохранению прежней высоты. Снаряженная масса достигала 42 т. Ходовые характеристики остались на уровне Т-80.

Технологии защиты


В соответствии с техническим заданием, «Ладога» должна была работать в условиях радиационного, химического и биологического заражения и защищать экипаж от всех этих угроз. Эти задачи были решены за счет применения уже известных и хорошо освоенных решений, а также с использованием нескольких новых компонентов.

В первую очередь, безопасность обеспечивалась «традиционной» коллективной системой противоатомной защиты. ВТС несло фильтровентиляционную установку для очистки забортного воздуха перед подачей в обитаемый объем. В особо сложных ситуациях «Ладога» могла переходить на автономную работу с применением сжатого воздуха из баллона, установленного на корме надстройки. Средства подачи очищенного воздуха дополнялись системой кондиционирования, улучшавшей условия работы.

Большой вклад в общий уровень защиты вносили «пассивные» средства. Так, была обеспечена максимальная герметизация обитаемого отсека. Для уменьшения возможных утечек применяется минимально необходимый набор люков и проемов. Основным средством обзора стали перископы и камеры на люках и на надстройке, тогда как люки большую часть времени должны были оставаться закрытыми. Кроме того, внутренние поверхности обитаемого отсека выстилались противонейтронным подбоем на основе бора.


ВТС "Ладога" в зоне ЧАЭС. Фото Alternathistory.com

Основная и вспомогательная силовая установка «Ладоги» были выполнены на основе газотурбинных двигателей, что позволило снизить риски при эксплуатации и обслуживании. Двигатель ГТД-1000/1250 оснащался высокоэффективным воздухоочистителем, способным снижать концентрацию пыли на входе в десятки раз. В самом двигателе предусматривались вибрационные средства для удаления пыли с лопаток и других деталей. После такого стряхивания пыль улетала наружу с реактивными газами.

Воздухоочиститель без «барьерных» частей не накапливал в себе опасные вещества. ГТД во время работы фактически дезактивировал сам себя и выбрасывал загрязнители наружу. Соответственно, упрощалась дальнейшая очистка техники, а также сокращались риски для технического персонала.

В контексте обслуживания и дезактивации / дегазации также следует отметить характерный экстерьер бронемашины. Он состоял в основном из плоских поверхностей с минимально необходимым набором мелких деталей. Это серьезно упрощало промывку и очистку от загрязнений. Исключением являлась только ходовая часть – но это общая особенность любой гусеничной техники.

Подтверждено на практике


Ходовые испытания ВТС «Ладога» проводились в разных районах СССР с отличающимися условиями и климатом. Машину проверили на Крайнем Севере и в пустыне Кара-Кум, были успешно пройдены трассы в горах Копет-Даг и Тянь-Шань. Во всех условиях силовая установка работала с требуемыми характеристиками, а средства защиты справлялись со своей работой. Экипаж и пассажиры были защищены от воздействия забортной пыли, низких или высоких температур и т.д.


Музейная "Ладога" в парке "Патриот", 2019 г. Фото Vk.com/sssr_hotel

Однако в полной мере свой потенциал «Ладога» показала только через несколько лет. 3 мая 1986 г. ВТС с номером «317» спецрейсом доставили по воздуху из Ленинграда в Киев. Был сформирован особый отряд, которому предстояло эксплуатировать и обслуживать машину. Кроме экипажа в него включили дозиметристов, медиков, специалистов санобработки и службу питания.

4 мая «Ладога» своим ходом добралась до Чернобыля, где ей предстояло вести разведку, собирать данные, перевозить специалистов и решать другие задачи в условиях реального радиационного заражения. Первый выезд в зону разрушенного энергоблока состоялся уже 5 мая. В этот раз ВТС прошло через участки с уровнем радиации до 1000 рентген в час, однако угроза для людей в защищенном отсеке отсутствовала. После выезда понадобилась дезактивация. В дальнейшем раз в несколько дней «Ладога» выходила на те или иные маршруты.

Выезды продолжались по несколько часов. На ранних этапах операции ВТС «Ладога» вывозила к месту аварии специалистов и руководителей спасательной операции для ознакомления с ситуацией. Позже основная работа заключалась в осмотре местности, проведении видеосъемки и сборе параметров окружающей среды. Последние выезды такого рода состоялись в начале сентября.


Та же машина после реставрации. Фото Vitalykuzmin.net

За четыре месяца работы в зоне ЧАЭС высокозащищенное транспортное средство «Ладога» прошло ок. 4300 км по разным участкам местности. С его помощью изучались как удаленные пострадавшие районы, так и непосредственно разрушенный энергоблок – вплоть до машинного зала. Максимальный уровень радиации в ходе выездов – 2500 Р/ч. Во всех случаях ВТС защищало экипаж, хотя после возвращения требовалась дезактивация.

На практике было подтверждено, что ФВУ справляется с высокими нагрузками, но в ряде ситуацией требуется переход на «закрытый цикл» снабжения воздухом. Средства радиационной защиты в целом соответствовали суровым чернобыльским условиям. Газотурбинный двигатель показал большую безопасность в сравнении с поршневыми.

14 сентября после очередной обработки «Ладогу» №317 отправили в Ленинград. Бронемашина вернулась к эксплуатации и еще долго использовалась в качестве исследовательской платформы.

Задачи и решения


ВТС «Ладога» строилось малой серией. По разным данным, в восьмидесятых собрали не более 5-10 таких машин. Подробности их эксплуатации, за исключением ВТС №317, остаются неизвестными. Считается, что сейчас такая техника рассматривается в качестве специального транспорта для высшего командного состава на случай ядерной войны.


Вид с другого ракурса. Фото Vitalykuzmin.net

Вероятно, защищенная техника уже успела выработать ресурс, и от нее постепенно отказываются. Так, один образец к настоящему времени был списан и передан в музей. Сейчас его можно увидеть в парке «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область).

Перед разработчиками «Ладоги» ставились весьма интересные, но сложные задачи. КБ-3 успешно справилось с поставленным заданием. Оно смогло найти оптимальное сочетание уже известных и новых компонентов и технологий, обеспечившее максимальный уровень защиты экипажа и технического состава от основных угроз.

По понятным причинам, ВТС «Ладога» не стало массовым и не нашло широкого применения в армии или в гражданских структурах. Однако с его помощью удалось отработать и проверить на практике ряд необходимых технологий и облик специальной техники в целом. Возможно, опыт этого проекта найдет применение в дальнейшем – если возникнет потребность в новом образце такого рода.
Автор:
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. El Dorado
    El Dorado 3 августа 2020 18:05 Новый
    +3
    Интересная машинка!
  2. Undecim
    Undecim 3 августа 2020 18:16 Новый
    +10
    Это что, на ВО новая традиция, однажды переписанную из Википедии статью повторять ежегодно? Ровно год назад эта статья уже была (https://topwar.ru/161222-vts-ladoga-specialnyj-transport-dlja-osobyh-zadach.html). Хотя бы фото другие потрудились вставить.
    1. marchcat
      marchcat 3 августа 2020 18:21 Новый
      +9
      Это для закрепления информации. laughing
  3. LKW Fahrer
    LKW Fahrer 3 августа 2020 18:43 Новый
    -2
    Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?
    1. svp67
      svp67 3 августа 2020 18:56 Новый
      +8
      Цитата: LKW Fahrer
      Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?

      На корпусе оседает много радиоактивной пыли, которую просто можно смыть...
    2. KCA
      KCA 3 августа 2020 19:11 Новый
      +3
      Спросите у специалистов РХБЗ о методах и растворах для дезактивации радиоактивных, химических и биологических веществ и субстанций, в Италии, вроде, довольны их действиями, соединения бора, насколько знаю, снижают уровень излучения делящихся материалов
    3. Arzt
      Arzt 3 августа 2020 20:09 Новый
      +1
      Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?

      Чем только не отмывали, но техника там побывавшая продолжала фонить, правда терпимо. СТСка наверное тоже.
      1. alsoclean
        alsoclean 3 августа 2020 22:39 Новый
        +3
        Сталь после нейтронного облучения приобретает,порой, весьма неприятные свойства. Про "тормозуху" и говорить не стоит...
    4. IgorIP
      IgorIP 4 августа 2020 00:51 Новый
      +2
      Цитата: LKW Fahrer
      Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?


      Процесс дезактивации проходят ежедневно тысячи работников наших АЭС)) просто моются в душе, смывая бета-грязь
  4. svp67
    svp67 3 августа 2020 19:00 Новый
    +4
    В принципе на базе такой машины, вернее используя наработки при её создании можно было создать КШМ для батальонов и полков на Т-80, машины артиллерийских и авиационных наводчиков, да и многих иных, очень полезных в батальонном и полковом хозяйстве машин...Была бы хоть какая то унификация
    1. Yngvar
      Yngvar 4 августа 2020 07:37 Новый
      +3
      Согласен с Вами! Машина похожа внешне и по применению на БТР-50, который использовался в войсках в качестве КШМ (командно-штабной машины), подразделениях артиллерийской разведки, РХБЗ и ряде других подразделений.
  5. da Vinci
    da Vinci 4 августа 2020 10:37 Новый
    +2
    В наш суровый век такие машины должны быть в постоянной готовности, пускай хотя бы 10 шт.
  6. Рядовой СА
    Рядовой СА 5 августа 2020 21:59 Новый
    0
    Цитата: svp67
    На корпусе оседает много радиоактивной пыли, которую просто можно смыть...

    А от нейтронного излучения при взрыве " нейтронной бомбы" войска РХБЗ и стальной корпус спасут ?
    Вроде-бы специально для советских танковых армад придумывали .
  7. Бронекот
    Бронекот 4 сентября 2020 16:07 Новый
    0
    Эти машины в 2000 году прибыли в 42 дивизию Ханкала. С Кремля
  8. andreykolesov123
    andreykolesov123 26 октября 2020 13:27 Новый
    0
    супер-пупер машина, только в чернобыле радиоактивный мусор собирали с помощью трактора обшитого свинцом, а не с помощью такиx специальныx машин. Экономили машины, а не жизни срочников.