Военное обозрение

Защита для «Ладоги»

15
Защита для «Ладоги»

Одна из машин "Ладога". Следует обратить внимание на характерную окраску. Фото Alternathistory.com


В начале восьмидесятых годов КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством В.И. Миронова разработало высокозащищенное транспортное средство (ВТС) «Ладога». Это изделие предназначалось для использования в качестве транспорта, командно-штабной или разведывательной машины, способной действовать в зараженной местности. Устойчивость к радиации, химическим или биологическим угрозам обеспечивалась рядом технических решений.

На базе танка


Основой для будущей «Ладоги» стало шасси основного боевого танка Т-80, к началу восьмидесятых поступившего в серийное производство. С ОБТ убрали башню и все оснащение боевого отделения. На освободившемся месте разместили закрытую герметичную надстройку с полноценным пассажирским салоном. Для доступа внутрь предусмотрели люк на левом борту, оснащенный откидным трапом. В защищенном объеме располагались два члена экипажа и четыре пассажира.

Танковое шасси сохранило штатный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. По некоторым данным, часть малосерийных ВТС оснащалась менее мощным ГТД-1000. Основной двигатель дополнили вспомогательной силовой установкой в виде ГТД с генератором на 18 кВт. Шасси не перерабатывалось и сохранило по шесть катков с торсионной подвеской на борт.

Под лобовым листом корпуса организовали два рабочих места, для водителя и командира. Они получили набор перископов для вождения и наблюдения. Также несколько смотровых приборов разного рода разместили на надстройке. Предусматривалась установка подъемного устройства с видеокамерой. Имелись средства внутренней и внешней связи. ВТС оснастили набором датчиков для отслеживания различных параметров среды.


Одно из пассажирских мест в обитаемом отсеке. Фото Twitter.com/skylancer7441

По габаритам ВТС «Ладога» было похоже на базовый танк. За счет отсутствия пушки общая длина уменьшилась, но надстройка привела к сохранению прежней высоты. Снаряженная масса достигала 42 т. Ходовые характеристики остались на уровне Т-80.

Технологии защиты


В соответствии с техническим заданием, «Ладога» должна была работать в условиях радиационного, химического и биологического заражения и защищать экипаж от всех этих угроз. Эти задачи были решены за счет применения уже известных и хорошо освоенных решений, а также с использованием нескольких новых компонентов.

В первую очередь, безопасность обеспечивалась «традиционной» коллективной системой противоатомной защиты. ВТС несло фильтровентиляционную установку для очистки забортного воздуха перед подачей в обитаемый объем. В особо сложных ситуациях «Ладога» могла переходить на автономную работу с применением сжатого воздуха из баллона, установленного на корме надстройки. Средства подачи очищенного воздуха дополнялись системой кондиционирования, улучшавшей условия работы.

Большой вклад в общий уровень защиты вносили «пассивные» средства. Так, была обеспечена максимальная герметизация обитаемого отсека. Для уменьшения возможных утечек применяется минимально необходимый набор люков и проемов. Основным средством обзора стали перископы и камеры на люках и на надстройке, тогда как люки большую часть времени должны были оставаться закрытыми. Кроме того, внутренние поверхности обитаемого отсека выстилались противонейтронным подбоем на основе бора.


ВТС "Ладога" в зоне ЧАЭС. Фото Alternathistory.com

Основная и вспомогательная силовая установка «Ладоги» были выполнены на основе газотурбинных двигателей, что позволило снизить риски при эксплуатации и обслуживании. Двигатель ГТД-1000/1250 оснащался высокоэффективным воздухоочистителем, способным снижать концентрацию пыли на входе в десятки раз. В самом двигателе предусматривались вибрационные средства для удаления пыли с лопаток и других деталей. После такого стряхивания пыль улетала наружу с реактивными газами.

Воздухоочиститель без «барьерных» частей не накапливал в себе опасные вещества. ГТД во время работы фактически дезактивировал сам себя и выбрасывал загрязнители наружу. Соответственно, упрощалась дальнейшая очистка техники, а также сокращались риски для технического персонала.

В контексте обслуживания и дезактивации / дегазации также следует отметить характерный экстерьер бронемашины. Он состоял в основном из плоских поверхностей с минимально необходимым набором мелких деталей. Это серьезно упрощало промывку и очистку от загрязнений. Исключением являлась только ходовая часть – но это общая особенность любой гусеничной техники.

Подтверждено на практике


Ходовые испытания ВТС «Ладога» проводились в разных районах СССР с отличающимися условиями и климатом. Машину проверили на Крайнем Севере и в пустыне Кара-Кум, были успешно пройдены трассы в горах Копет-Даг и Тянь-Шань. Во всех условиях силовая установка работала с требуемыми характеристиками, а средства защиты справлялись со своей работой. Экипаж и пассажиры были защищены от воздействия забортной пыли, низких или высоких температур и т.д.


Музейная "Ладога" в парке "Патриот", 2019 г. Фото Vk.com/sssr_hotel

Однако в полной мере свой потенциал «Ладога» показала только через несколько лет. 3 мая 1986 г. ВТС с номером «317» спецрейсом доставили по воздуху из Ленинграда в Киев. Был сформирован особый отряд, которому предстояло эксплуатировать и обслуживать машину. Кроме экипажа в него включили дозиметристов, медиков, специалистов санобработки и службу питания.

4 мая «Ладога» своим ходом добралась до Чернобыля, где ей предстояло вести разведку, собирать данные, перевозить специалистов и решать другие задачи в условиях реального радиационного заражения. Первый выезд в зону разрушенного энергоблока состоялся уже 5 мая. В этот раз ВТС прошло через участки с уровнем радиации до 1000 рентген в час, однако угроза для людей в защищенном отсеке отсутствовала. После выезда понадобилась дезактивация. В дальнейшем раз в несколько дней «Ладога» выходила на те или иные маршруты.

Выезды продолжались по несколько часов. На ранних этапах операции ВТС «Ладога» вывозила к месту аварии специалистов и руководителей спасательной операции для ознакомления с ситуацией. Позже основная работа заключалась в осмотре местности, проведении видеосъемки и сборе параметров окружающей среды. Последние выезды такого рода состоялись в начале сентября.


Та же машина после реставрации. Фото Vitalykuzmin.net

За четыре месяца работы в зоне ЧАЭС высокозащищенное транспортное средство «Ладога» прошло ок. 4300 км по разным участкам местности. С его помощью изучались как удаленные пострадавшие районы, так и непосредственно разрушенный энергоблок – вплоть до машинного зала. Максимальный уровень радиации в ходе выездов – 2500 Р/ч. Во всех случаях ВТС защищало экипаж, хотя после возвращения требовалась дезактивация.

На практике было подтверждено, что ФВУ справляется с высокими нагрузками, но в ряде ситуацией требуется переход на «закрытый цикл» снабжения воздухом. Средства радиационной защиты в целом соответствовали суровым чернобыльским условиям. Газотурбинный двигатель показал большую безопасность в сравнении с поршневыми.

14 сентября после очередной обработки «Ладогу» №317 отправили в Ленинград. Бронемашина вернулась к эксплуатации и еще долго использовалась в качестве исследовательской платформы.

Задачи и решения


ВТС «Ладога» строилось малой серией. По разным данным, в восьмидесятых собрали не более 5-10 таких машин. Подробности их эксплуатации, за исключением ВТС №317, остаются неизвестными. Считается, что сейчас такая техника рассматривается в качестве специального транспорта для высшего командного состава на случай ядерной войны.


Вид с другого ракурса. Фото Vitalykuzmin.net

Вероятно, защищенная техника уже успела выработать ресурс, и от нее постепенно отказываются. Так, один образец к настоящему времени был списан и передан в музей. Сейчас его можно увидеть в парке «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область).

Перед разработчиками «Ладоги» ставились весьма интересные, но сложные задачи. КБ-3 успешно справилось с поставленным заданием. Оно смогло найти оптимальное сочетание уже известных и новых компонентов и технологий, обеспечившее максимальный уровень защиты экипажа и технического состава от основных угроз.

По понятным причинам, ВТС «Ладога» не стало массовым и не нашло широкого применения в армии или в гражданских структурах. Однако с его помощью удалось отработать и проверить на практике ряд необходимых технологий и облик специальной техники в целом. Возможно, опыт этого проекта найдет применение в дальнейшем – если возникнет потребность в новом образце такого рода.
Автор:
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. El Dorado
    El Dorado 3 августа 2020 18:05 Новый
    +3
    Интересная машинка!
  2. Undecim
    Undecim 3 августа 2020 18:16 Новый
    +10
    Это что, на ВО новая традиция, однажды переписанную из Википедии статью повторять ежегодно? Ровно год назад эта статья уже была (https://topwar.ru/161222-vts-ladoga-specialnyj-transport-dlja-osobyh-zadach.html). Хотя бы фото другие потрудились вставить.
    1. marchcat
      marchcat 3 августа 2020 18:21 Новый
      +9
      Это для закрепления информации. laughing
  3. LKW Fahrer
    LKW Fahrer 3 августа 2020 18:43 Новый
    -2
    Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?
    1. svp67
      svp67 3 августа 2020 18:56 Новый
      +8
      Цитата: LKW Fahrer
      Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?

      На корпусе оседает много радиоактивной пыли, которую просто можно смыть...
    2. KCA
      KCA 3 августа 2020 19:11 Новый
      +3
      Спросите у специалистов РХБЗ о методах и растворах для дезактивации радиоактивных, химических и биологических веществ и субстанций, в Италии, вроде, довольны их действиями, соединения бора, насколько знаю, снижают уровень излучения делящихся материалов
    3. Arzt
      Arzt 3 августа 2020 20:09 Новый
      +1
      Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?

      Чем только не отмывали, но техника там побывавшая продолжала фонить, правда терпимо. СТСка наверное тоже.
      1. alsoclean
        alsoclean 3 августа 2020 22:39 Новый
        +3
        Сталь после нейтронного облучения приобретает,порой, весьма неприятные свойства. Про "тормозуху" и говорить не стоит...
    4. IgorIP
      IgorIP 4 августа 2020 00:51 Новый
      +2
      Цитата: LKW Fahrer
      Интересно, что означает процесс деактивации, разве можно избавиться от радиации?


      Процесс дезактивации проходят ежедневно тысячи работников наших АЭС)) просто моются в душе, смывая бета-грязь
  4. svp67
    svp67 3 августа 2020 19:00 Новый
    +4
    В принципе на базе такой машины, вернее используя наработки при её создании можно было создать КШМ для батальонов и полков на Т-80, машины артиллерийских и авиационных наводчиков, да и многих иных, очень полезных в батальонном и полковом хозяйстве машин...Была бы хоть какая то унификация
    1. Yngvar
      Yngvar 4 августа 2020 07:37 Новый
      +3
      Согласен с Вами! Машина похожа внешне и по применению на БТР-50, который использовался в войсках в качестве КШМ (командно-штабной машины), подразделениях артиллерийской разведки, РХБЗ и ряде других подразделений.
  5. da Vinci
    da Vinci 4 августа 2020 10:37 Новый
    +2
    В наш суровый век такие машины должны быть в постоянной готовности, пускай хотя бы 10 шт.
  6. Рядовой СА
    Рядовой СА 5 августа 2020 21:59 Новый
    0
    Цитата: svp67
    На корпусе оседает много радиоактивной пыли, которую просто можно смыть...

    А от нейтронного излучения при взрыве " нейтронной бомбы" войска РХБЗ и стальной корпус спасут ?
    Вроде-бы специально для советских танковых армад придумывали .
  7. Бронекот
    Бронекот 4 сентября 2020 16:07 Новый
    0
    Эти машины в 2000 году прибыли в 42 дивизию Ханкала. С Кремля
  8. andreykolesov123
    andreykolesov123 26 октября 2020 13:27 Новый
    0
    супер-пупер машина, только в чернобыле радиоактивный мусор собирали с помощью трактора обшитого свинцом, а не с помощью такиx специальныx машин. Экономили машины, а не жизни срочников.