Военное обозрение

Особенности противоперегрузочного костюма нового поколения для пилота Су-57

34

ПКК с надутыми пневмокамерами



В текущем году ожидается постановка на вооружение ВКС России истребителей пятого поколения Су-57. Для начала стоит напомнить, что по первоначальному плану старт эксплуатации этих истребителей в войсках намечался на конец декабря прошлого года. Но тогда, как известно, произошло падение самолёта в ходе приёмо-сдаточных испытаний. И конструкторско-производственная группа приступила к доработкам.

В НПП «Звезда» рассказали о создании лётного костюма, относящегося к новому поколению экипировки пилотов. Именно такой костюм планируется к использованию пилотами истребителей Су-57. Его особенности, как сообщалось, состоят в том, что он с большей эффективностью помогает пилоту преодолеть те перегрузки, которые возникают в полёте. В частности, пневматические резиновые камеры противоперегрузочного костюма ППК-7 обжимают нижнюю часть тела пилота и верхние конечности. При этом степень сжатия зависит от ускорения истребителя и не позволяет происходить оттоку крови. Пневмокамеры костюма начинают надуваться буквально за доли секунды до начала воздействия на пилота самой перегрузки.

Дополнительный компенсирующий эффект создаётся именно за счёт большей площади компенсирующих участков. Масса ПКК-7 составляет не более 3 кг (в зависимости от размера).

В этой связи обсуждается вопрос, почему для пилотов Су-57 понадобилось создавать новый противоперегрузочный костюм?

Здесь важно отметить, что даже на первых версиях Су-57 конструкция фюзеляжа такова, что в ней использовано около 70 процентов композитных материалов повышенной износостойкости. В частности, конструкторами использован полимерный углепластик, который позволил более чем существенно снизить общую массу боевой машины. Как ранее отмечалось, при создании Су-57 из традиционных для предыдущих поколений истребителей материалов, его масса оказалась бы как минимум вчетверо больше той, какая есть сейчас в существующей конфигурации.

Существенное снижение массы естественным образом сказывается на лётных характеристиках. Истребитель пятого поколения Су-57 способен к выполнению маневров, которые даже теоретически невозможны на многих других истребителях. И тут как раз возникает разговор о возможности повышенной нагрузки на пилота во время выполнения маневрирования (сверхманеврирования) и о том, как её преодолеть. Резкий рост нагрузки может, по понятным причинам, привести к тяжёлым последствиям для пилота. Отсюда и необходимость использования костюма с более высокими возможностями по компенсированию возникающих нагрузок в полёте. Пилот, на тело которого за доли секунды до возникновения перегрузки, начинают действовать пневмокамеры (включая воздействие на руки), имеет возможность не просто подготовиться, что называется, физически, но и выполнять те или иные действия для решения боевой задачи.



В комплекте экипировки пилота Су-57 и особый защитный шлем. Это модернизация ЗШ-10, который легче многих аналогов, так как выполнен с использованием органопластика. По некоторым данным, модернизированный шлем интерактивно-мультимедийный, позволяющий осуществить синхронизацию с приборами управления на панели. В условиях повышенных нагрузок, связанными с функциональными возможностями Су-57, возможность иметь доступ к управлению даже в самых сложных ситуациях, крайне важен для военного лётчика.

Эта экипировка будет совершенствоваться по мере освоения лётчиками истребителя Су-57 после его постановки на вооружение ВКС РФ.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. a.hamster55
    a.hamster55 30 июля 2020 18:33 Новый
    +6
    То что добавили на конечности , это хорошо. А вот сосуды в глазах так и будут лопаться , да и сетчатка с хрусталиком в опасности. Давай Охотника поскорей!
    1. фигвам
      фигвам 30 июля 2020 20:05 Новый
      +7
      Цитата: a.hamster55
      Давай Охотника поскорей!

      Тут бы первый серийный Су-57 дождаться , а то уже пол года прошло с момента аварии, а нового самолёта пока нет, с такой скоростью выполнить контракт в указанные сроки уже не получится, а это 76 самолётов к 2028 году.
      1. a.hamster55
        a.hamster55 30 июля 2020 20:32 Новый
        -1
        Даже сказать боязно, а нужен ли будет СУ-57 в 2028 году. Может быстрее наладят какую нибудь гиперзвуковую ... да хоть бы ПЗРК и тады чево нам это.
        1. фигвам
          фигвам 30 июля 2020 20:35 Новый
          +6
          Цитата: a.hamster55
          Даже сказать боязно, а нужен ли будет СУ-57 в 2028 году.

          Конечно нужен, американцы Ф-15 опять запустили в серию, а модернизация Ф-35 рассчитана на 10 лет.
        2. Mimino
          Mimino 31 июля 2020 07:59 Новый
          +3
          Однозначно нужен! Это же опыт, обкатка новых технологий. Без этого вперед не продвинешься.
  2. Eug
    Eug 30 июля 2020 18:34 Новый
    0
    Кто-нибудь знает, какое катапультное кресло стоит на Су-57 и каков угол наклона спинки этого кресла?
    1. НЕКСУС
      НЕКСУС 30 июля 2020 21:34 Новый
      +4
      Цитата: Eug
      Кто-нибудь знает, какое катапультное кресло стоит на Су-57 и каков угол наклона спинки этого кресла?

      В чем главные особенности катапультного кресла для Су-57?

      Мы идем по пути модернизации, поэтому революции там нет, но, во-первых, расширяется антропометрический ряд, уменьшены масса изделия, диапазон регулировок, пороха, которые используются в катапультной системе, имеют широкий диапазон температурного применения. Ведь мы понимаем, что у самолета есть экспортный потенциал, и давно работаем над этой темой.

      Автоматика, которая используется на кресле Су-57, значительно «умнее», чем на системах, которые использовались раньше. Это означает, что спасение пилота гарантировано в значительно большем числе ситуаций, чем ранее. Перевернутый полет, штопор, на земле и так далее. Кстати, кресло установлено и на самолетах Су-35, которые поставляются в войска.

      Основная особенность изделия, как рассказал глава НПП «Звезда» Сергей Поздняков, — это совершенные «мозги», то есть автоматика, которая на всех высотах и скоростях позволяет проводить спасение лётчика.

      Вместе с тем, у сидения не будет функции «отстрела» в автоматическом режиме, передаёт Интерфакс.

      В 2017 году глава холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков сообщил телеканалу «Звезда», что новое кресло-катапульта для Су-57 сможет самостоятельно принимать решение о катапультировании пилота.
    2. Бшкаус
      Бшкаус 31 июля 2020 12:22 Новый
      0
      Кто-нибудь знает, какое катапультное кресло стоит на Су-57 и каков угол наклона спинки этого кресла?

      Стоит К-36, модификация Д5
  3. Lumumbo
    Lumumbo 30 июля 2020 18:34 Новый
    -3
    Я не спец конечно ,но эти костюмчики прошли такие испытания еще во времена СССР...(читал мемуары разработчиков и испытателей)..Ну дай бог,чтобы в серию пошли и прошли все максимальные испытания . hi
  4. Коваль Сергей
    Коваль Сергей 30 июля 2020 18:43 Новый
    +4
    Наверное, новые костюмы и на других самолетах внедрять будут
    1. venik
      venik 30 июля 2020 19:17 Новый
      +4
      Цитата: Коваль Сергей
      Наверное, новые костюмы и на других самолетах внедрять будут

      =======
      Наверняка! Судя по всему Су-57 серьёзно готовят к маневренному бою!
      1. Outsider
        Outsider 31 июля 2020 04:20 Новый
        -9
        - Как в середине ХХ-го века? Потому, что сегодня F-22 убивает 98% своих противников в ДВБ...
        Но раз серьёзно готовят к маневренному - так тому и быть... lol
        1. Герман 4223
          Герман 4223 31 июля 2020 07:21 Новый
          +4
          Где такая эффективность была показана на практике не знаете?
          1. Outsider
            Outsider 31 июля 2020 18:42 Новый
            0
            - В первых же больших учениях с участием F-22 на Аляске, Northern Edge, регулярных учениях. Вот статья за 2007 год (F-22 в строю тогда уже два года), где об этом упоминается:
            https://www.flightglobal.com/export-ready-the-f-22/74029.article
            Во всех последующих учениях его боевая эффективность только подтверждалась и подтверждалась. Вот уже 15 лет... smile
            1. Герман 4223
              Герман 4223 31 июля 2020 19:51 Новый
              0
              Это конечно интересно что на УЧЕНИЯХ он всех громил ,в ДВБ.
              Только есть одно но !
              Нигде дальний воздушный бой на практике не показывал такой результативности даже близко.
              1. Outsider
                Outsider 31 июля 2020 22:17 Новый
                0
                - Нигде ранее дальний воздушный бой на практике не показывал такой результативности даже близко.

                Точно так же, как до сброса ядерных бомб на Хиросиму и Нагасаки никогда раньше не удавалось одной бомбой убить более ста тысяч человек...

                Технологии развиваются...
  5. Макс1995
    Макс1995 30 июля 2020 18:49 Новый
    -10
    Чо, правда?
    "Как ранее отмечалось, при создании Су-57 из традиционных для предыдущих поколений истребителей материалов, его масса оказалась бы как минимум вчетверо больше той, какая есть сейчас в существующей конфигурации. "
    Из вики:
    Су 57.
    Длина: 19,4 м
    Размах крыла: 14 м
    Масса: пустого: 18 500 кг
    нормальная взлётная масса: 26 510 кг максимальная 35 500 кг
    Масса топлива: 11 100 кг
    Су 35.
    Длина: 21,9 м
    Размах крыла: 14,75 м
    Масса: пустого: 19 000 кг
    нормальная взлётная масса25 300 кг максимальная 34 500 кг
    масса топлива: 11 500 кг

    Имхо, ктото хочет всех н.... просветить по полной.

    Врядли при очень близких значениях ТХ, самолет мог бы быть офигенно легким, офигенно маневренным, офигенно....... Либо стелс, либо офигенная аэродинамика...
    1. JD1979
      JD1979 31 июля 2020 15:27 Новый
      0
      Ну так чукча не читатель, чукча - писатель. Зачем проверять достоверность написанного.))
  6. El Dorado
    El Dorado 30 июля 2020 18:50 Новый
    +3
    Работайте, братья!
  7. silberwolf88
    silberwolf88 30 июля 2020 20:00 Новый
    +3
    всё что лётчику в помощь всё очень правильно ... при всех наворотах он и есть тот кто управляет комплексом и побеждает ...
  8. Ilshat
    Ilshat 30 июля 2020 20:12 Новый
    +11
    Чушь какая-то...
    Написали бы по нормальному: "максимальная эксплуатационная перегрузка: +10-11 g, а раньше было +9"!
    Потому и новый костюм и клапан...
    Вместо мути.
    При чём вообще тут износостойкость?
    Попутали с удельной прочностью?
    1. a.hamster55
      a.hamster55 30 июля 2020 20:35 Новый
      +4
      При 11g глаза выпадут - пожалейте пайлотов.
      1. фигвам
        фигвам 30 июля 2020 20:42 Новый
        +4
        Цитата: a.hamster55
        При 11g глаза выпадут - пожалейте пайлотов.

        Ну если кратковременно то не успеют)))
      2. Ilshat
        Ilshat 30 июля 2020 21:46 Новый
        +2
        От положительной не выпадут...
        Не должны...
        Но чото плохое явно будет.
      3. Bad_gr
        Bad_gr 30 июля 2020 23:51 Новый
        +7
        Цитата: a.hamster55
        При 11g глаза выпадут - пожалейте пайлотов.

        Спортивные самолёты делают с возможностью выдержать 12ж, а на них даже женщины летают. Чем военные лётчики хуже ?
        1. Outsider
          Outsider 31 июля 2020 04:22 Новый
          +1
          - Продолжительностью действия этой перегрузки. На спортивных самолётах она действует в разы более короткое время, чем на скоростных военных... Поэтому там без ППК/ВПК - невпротык...
      4. GoldMoskit
        GoldMoskit 31 июля 2020 09:27 Новый
        +1
        Пилоты на спортивных самолётах при выполнении пилотажа на тренировках и соревнованиях испытывают кратковременную перегрузку +12g.
        1. Bad_gr
          Bad_gr 31 июля 2020 12:41 Новый
          +4
          ".....В июле 1977 года в Нортгемптоншире (Англия) гоночный автомобиль Дэвида Пэрли был смят при наезде на препятствие – его скорость со 174 км/ч снизилась до нуля всего за 66 см пути. Ускорение, которое он испытал, было – 179,8 g,. Пэрли выжил, хотя получил 29 переломов и 3 вывиха, а его сердце останавливалось 6 раз....."
  9. awdrgy
    awdrgy 30 июля 2020 20:24 Новый
    +2
    Я в этом не разбираюсь но выглядит круто!
  10. dgonni
    dgonni 30 июля 2020 20:59 Новый
    +13
    Улыбнула фраза автора (при создании Су-57 из традиционных для предыдущих поколений истребителей материалов, его масса оказалась бы как минимум вчетверо больше той, какая есть сейчас в существующей конфигурации.)
    Автор! Может на четверть ;)
    1. Ilshat
      Ilshat 30 июля 2020 21:34 Новый
      +10
      Похоже авторов занесло, переврали, самое близкое: "по сравнению с Су-27, в планере Су-57 в четыре раза меньше деталей", отсюда: http://www.airwar.ru/enc/fighter/su57.html
      Статья ерундовая вконец.
    2. Sahalinets
      Sahalinets 31 июля 2020 03:29 Новый
      +2
      Тоже посмеялся. Что, он бы весил 75 тонн? При том, что по размерам он подобен Су-35.
      1. Симаргл
        Симаргл 31 июля 2020 20:45 Новый
        0
        Цитата: Sahalinets
        Что, он бы весил 75 тонн?
        И будет, если в граните отлить.
  11. DrEng527
    DrEng527 30 июля 2020 21:43 Новый
    +2
    Интересно - человек становиться слабым звеном системы...https://topwar.ru/173627-osobennosti-protivoperegruzochnogo-kostjuma-novogo-pokolenija-dlja-pilota-su-57.html#
    1. Волк
      Волк 31 июля 2020 11:03 Новый
      +1
      Да у современных самолётов человек самое слабое место и тек будет если не применять искуствени интеллект.