Военное обозрение

Авиационная составляющая Курской битвы

47

Одной из самых тяжёлых битв Великой Отечественной войны была Курская битва. В её ходе фактически решался вопрос о том, сможет ли потерпевший в Сталинграде поражение противник перегруппировать силы и вновь перейти в наступление на территории Советского Союза. Советские войска сделали всё для того, чтобы гитлеровцы понесли очередное крупное поражение и уже не помышляли ни о каких серьёзных наступательных операциях.


Когда речь заходит о Курской битве, то у многих россиян первым делом ассоциируется она с танковым сражением под Прохоровкой. Часто из поля зрения упускается авиационная составляющая сражения под Курском. А эта составляющая была более чем весомой. В Курской битве участие принимали шесть воздушных армий. Оборонительная операция – три воздушные армии: 16-я армия Центрального воздушного фронта, 2-я воздушная армия Воронежского фронта и 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта. Наступательная операция – добавились 15-я воздушная армия Брянского фронта, значительные силы 1-й воздушной армии Западного фронта генерала Михаила Громова, 5-я воздушная армия Степного фронта.

Во всех подробностях об авиационной составляющей Курской битвы рассказывает историк, писатель Виталий Горбач. В его повествовании на канале Tactic Media сообщается об общем количестве задействованных самолётов, об организации авиационной фазы операции советским и немецким командованиями, о системе подготовке лётчиков.


Использованы фотографии:
Википедия/Mike1979 Russia
47 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. prior
    prior 31 июля 2020 12:22 Новый
    -8
    Не было и не могло быть такой "попугайской" раскраски боевых самолётов в Красной Армии, как на фото публикуемом к статье.
    Максимум звёздочки за сбитые, на фюзеляже.
    Это неудачное подражание американцам.
    1. Инсургент
      Инсургент 31 июля 2020 12:26 Новый
      +5
      Когда речь заходит о Курской битве, то у многих россиян первым делом ассоциируется она с танковым сражением под Прохоровкой. Часто из поля зрения упускается авиационная составляющая сражения под Курском. А эта составляющая была более чем весомой. В Курской битве участие принимали шесть воздушных армий. Оборонительная операция – три воздушные армии: 16-я армия Центрального воздушного фронта, 2-я воздушная армия Воронежского фронта и 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта. Наступательная операция – добавились 15-я воздушная армия Брянского фронта, значительные силы 1-й воздушной армии Западного фронта генерала Михаила Громова, 5-я воздушная армия Степного фронта.

      В небе ,над полем Курской битвы восходила Звезда прославленного аса ВОВ - Кожедуба И.Н.
    2. АС Иванов.
      АС Иванов. 31 июля 2020 12:27 Новый
      +14
      В ГИАПе Алелюхина на истребителях были оскаленные хищники. На самолёте Костылева - акулья пасть. Это не подражание - психологическое воздействие на противника.
      1. Инсургент
        Инсургент 31 июля 2020 12:30 Новый
        +10
        Цитата: АС Иванов.
        В ГИАПе Алелюхина на истребителях были оскаленные хищники. На самолёте Костылева - акулья пасть. Это не подражание - психологическое воздействие на противника.

        yes
        Ла - 5Ф Гвардии майора Г.Д.Костылева 4 - й Гвардейский ИАП КБФ, лето 1944г.

      2. Liam
        Liam 31 июля 2020 12:31 Новый
        -11
        Цитата: АС Иванов.
        В ГИАПе Алелюхина на истребителях были оскаленные хищники. На самолёте Костылева - акулья пасть. Это не подражание - психологическое воздействие на противника.

        А они что сближались для боя на расстоянии вытянутой руки что бы разглядеть все эти каракули и впечатлиться?
        1. АС Иванов.
          АС Иванов. 31 июля 2020 12:34 Новый
          +8
          Сближались. Покрышев учил молодых открывать огонь по противнику, когда уже видны заклёпки. То есть с пистолетной дистанции.
          1. Liam
            Liam 31 июля 2020 12:42 Новый
            -10
            ))))
            Почитайте с какой стороны они должны были сближаться для этого.
            Людей убивающих каждый день и рискующих быть убитыми тоже каждый день рисунками не впечатлишь
            1. АС Иванов.
              АС Иванов. 31 июля 2020 12:43 Новый
              +5
              Опытных асов нет, а молодых в ступор вогнать получится. Сирены на Штуках ведь неспроста ставили.
              1. Liam
                Liam 31 июля 2020 12:47 Новый
                -13
                Летчик впадающий в ступор изза каракулей нарисованных на самолете ,которых он в бою в 999 случаях из тысячи и не увидит-будет сбит задолго до того как приблизится к самолету противника.Такие впечатлительные -не жильцы
              2. Zug
                Zug 31 июля 2020 18:12 Новый
                -6
                Там не было сирен
                1. АС Иванов.
                  АС Иванов. 31 июля 2020 18:45 Новый
                  +8
                  Сирены на Ю-87 были. Крыльчатки сирен находились в стойках шасси. Сирена включалась вместе с выпуском тормозных решёток и сигнализировала о их выпуске, чтобы при отказе автомата пикирования пилот не забыл их убрать на выводе. А про их психологическое воздействие мог рассказать каждый, кто попадал под удар пикировщиков.
                  1. Zug
                    Zug 1 августа 2020 17:51 Новый
                    -2
                    НУ-это скажем не сирены как таковые тогда уж.
              3. сибиряк54
                сибиряк54 2 августа 2020 06:37 Новый
                +1
                Сирена на штуках-летчик по тону определял свою скорость и момент выхода из пикирования,остальное вторично.
            2. Инсургент
              Инсургент 31 июля 2020 12:47 Новый
              +6
              Цитата: Liam
              Людей убивающих каждый день и рискующих быть убитыми тоже каждый день рисунками не впечатлишь

              Все ли успевали стать настоящими лётчиками(с обеих сторон),ведь у очень многих приходилось всего несколько боевых вылетов ,а иногда и первый полёт до гибели...
            3. сайгон
              сайгон 31 июля 2020 17:16 Новый
              +1
              Вы про камуфляж слышали?
        2. Виктор Сергеев
          Виктор Сергеев 31 июля 2020 13:03 Новый
          +1
          Эффективный огонь в ВОВ: 50-100 метров, а иногда подходили еще ближе, если пилот ас, а уж в бою истребителей вообще ходили в нескольких метрах.
    3. Виктор Сергеев
      Виктор Сергеев 31 июля 2020 13:01 Новый
      +3
      Вы совсем не правы, именно похожая раскраска и делалась: снизу голубой цвет, с верху под цвет земли, для весны самое то. А вообще каких раскрасок только не было, иногда яркие цвета были лучше зеленого, который прекрасно просматривался на больших высотах.
    4. svp67
      svp67 31 июля 2020 13:12 Новый
      +8
      Цитата: prior
      Не было и не могло быть такой "попугайской" раскраски боевых самолётов в Красной

      Читайте мемуары наших военных летчиков той поры...и ни такое было. Полк Кожедуба летал на "Ла" с ярко красными носами, что бы в воздушном бою лучше отличать свои самолеты от немецких...
      Штурмовики несли различные рисунки, на одном был нарисован кипящий котел и черт держащий Геббельса, при повороте руля направления казалось, что Геббельса макают в котел, да много чего было.
      А на счет "акульей морды" на советском истребители...

      Посмотрите на это фото внимательно, особенно на истребитель за ними, кусочек этой "морды" хорошо виден
      1. Инсургент
        Инсургент 31 июля 2020 13:22 Новый
        +4
        Цитата: svp67
        А на счет "акульей морды" на советском истребители...

        "Реконструкция" и реальные фото изобразительно-графического исскуства на авиационной технике ВВС СССР периода ВОВ.







        1. АС Иванов.
          АС Иванов. 31 июля 2020 18:54 Новый
          +4
          Есть такая книга-альбом: "Самолеты советских асов. Боевая раскраска "сталинских соколов" Там всё наглядно.
      2. prior
        prior 31 июля 2020 13:31 Новый
        -2
        Кожедуб стал Кожедубом после Курской битвы, в этих боях он сбил первого фашиста.
        Перед Курской битвой, думаю, было не до раскраски самолётов.
        Рисовать отличительные знаки стали после Нормандии-Неман, с целью отличать своих, а также, глядя на американцев, в процессе их бомбардировочных рейдов из Полтавы.
        Но может быть я несколько ошибаюсь, сам не видел , а кинохроника тех лет черно-белая.
        1. svp67
          svp67 31 июля 2020 13:34 Новый
          +7
          Цитата: prior
          Рисовать отличительные знаки стали после Нормандии-Неман, с целью отличать своих,

          Рисовать стали тогда когда уверовали в свои силы. Любой такой "раскрашенный" самолет становился первой целью для противника, так что тот кто себе наносил такую раскраску бросал вызов противнику
        2. сайгон
          сайгон 31 июля 2020 17:18 Новый
          +4
          В полку Сафонова рисовали таки и до Нормандии - Неман , аж прямо в 1941 году.
        3. Arzt
          Arzt 31 июля 2020 19:08 Новый
          +1
          Кожедуб стал Кожедубом после Курской битвы, в этих боях он сбил первого фашиста.
          Перед Курской битвой, думаю, было не до раскраски самолётов.
          Рисовать отличительные знаки стали после Нормандии-Неман, с целью отличать своих, а также, глядя на американцев, в процессе их бомбардировочных рейдов из Полтавы.

          Возможно. Вот фото памятника Ла-5 в п. Уразово, Белгородской области, где Кожедуб начинал свой путь. Раскраска исторически достоверна, она простая.

    5. tihonmarine
      tihonmarine 31 июля 2020 13:22 Новый
      +3
      Цитата: prior
      Максимум звёздочки за сбитые, на фюзеляже.
      Это неудачное подражание американцам.

      Ну почему же, посмотрите

      1. prior
        prior 31 июля 2020 14:01 Новый
        -5
        Согласен. Но судя по количеству звёзд это не накануне Курской битвы, а гораздо позже.
        1. tihonmarine
          tihonmarine 31 июля 2020 14:32 Новый
          +8
          Цитата: prior
          Согласен. Но судя по количеству звёзд это не накануне Курской битвы, а горазд

          Я не знаю может и после Курской битвы. Но вот на фото в начале статьи, похоже это самолёт Героя Советского Союза Костылева Георгий Дмитриевича.

          Костылёв Г.Д. сбил по официальным данным от 46 до 54 самолётов врага. Летая с начала войны он в 1944 году был назначен инспектором ВВС КБФ, не имел права на боевые полёты, но он ухитрялся вылетать и сбивать врага, но вот эти сбитые самолёты он отдавал своим напарникам. Очень интересной судьбы человек и лётчик от бога. Про него мало писали, и сейчас если кто из наших на сайте историков по авиации, мог бы заняться, и написать статью, было бы очень правильно не забыть память о таком воздушной бойце.
    6. Arzt
      Arzt 31 июля 2020 18:43 Новый
      +3
      Не было и не могло быть такой "попугайской" раскраски боевых самолётов в Красной Армии, как на фото публикуемом к статье.
      Максимум звёздочки за сбитые, на фюзеляже.
      Это неудачное подражание американцам.

      Реальный Ла-7 Кожедуба. Камуфляж виден, но не такой резкий.

    7. hohol95
      hohol95 31 июля 2020 21:27 Новый
      +2
      ЛаГГ-3 66-ой серии 9 гвиап!
      Посмотрите фотографии военной поры и увидите всё разнообразие камуфляжной раскраски применявшейся в ВВС РККА!
    8. Revival
      Revival 31 июля 2020 22:10 Новый
      0
      Согласен, но замечу что как минимум один с "акульей пастью" был, но в "Нормандии Неман".
  2. Комментарий был удален.
  3. Pavel57
    Pavel57 31 июля 2020 12:27 Новый
    -1
    Интересно бы увидеть разбивку по типам самолетов.
  4. Кирилл Г...
    Кирилл Г... 31 июля 2020 12:31 Новый
    +3
    А почему авторы статьи не пристегнули ссылки на 3-ю и 4-ю часть интервью Горбача? Лень?
    1. Igoresha
      Igoresha 1 августа 2020 18:52 Новый
      0
      лучше б уж на его книгу, там всяко подробнее
  5. роман66
    роман66 31 июля 2020 12:43 Новый
    -2
    танковым сражением под Прохоровкой
    , которое по сути было избиением танковой армии заранее подготовленными противотанковыми позициями немцев, и авиация сработала не ахти. есть свидетельства, что 87е охотились буквально за одиночными орудиями и танками , при попустительстве наших
    1. алексей алексеев_2
      алексей алексеев_2 31 июля 2020 13:14 Новый
      +3
      Ну насчёт работы авиации Вы не правы.Большую часть немецких танков под Курском уничтожила авиация.Перед битвой на вооружение Красной Армии поступили противотанковые бомбы ПТАБ.Небольштие габариты позволяли брать на борт самолёта десятками.Пролетит эскадрилья илов сыпанёт на головы немцев эти бомбочки и глядь пяток танков дымитА этих бомбочек высыпали на немцев почти миллион..Броня сверху у любого танка хилая..
      1. роман66
        роман66 31 июля 2020 13:25 Новый
        -3
        я про истребители, прикрытие хреновое было
        1. sevryuk
          sevryuk 31 июля 2020 18:04 Новый
          0
          Да все было хреновое. Непонятно, почему немцы отступили. Дураки какие-то, щас бы баварское пили crying
      2. Вольный ветер
        Вольный ветер 31 июля 2020 14:12 Новый
        0
        Официальные данные 2-3 процента потери бронетехники немцев, от действий нашей авиации.
        1. Кирилл Г...
          Кирилл Г... 31 июля 2020 15:14 Новый
          +1
          Вроде около 5 процентов? Хотя в начале и середине войны с поражением танков у нас вообще был ахтунг полный, так что процент танков пораженных в ходе Курской битвы мог быть и несколько больший
        2. сайгон
          сайгон 31 июля 2020 17:21 Новый
          +3
          Ну да только вот после ударов ПТАБами танковые части вермахта перешли к более рассредоточенным боевым порядкам .
          1. алексей алексеев_2
            алексей алексеев_2 31 июля 2020 23:35 Новый
            0
            Рассредоточенным боевым порядкам? Да не льстите вермахту..Уровень подготовки генералов вермахта не шибко отличался от выпускников АГШ РККА.После Курской битвы Красной Армии достались в качестве трофеев более 500 танков различных модификаций ожидающих ремонта в немецких танкоремонтных частях.А у немцев она была на высоте.Вот к примеру после боя под Прохоровкой комиссия СВГ была непрятно поражена.Ни одного подбитого немецкого танка не было обнаружено..Гансы за ночь эвакуировали все подбтые танки и в течении суток больше половины ввели в строй
            1. сайгон
              сайгон 1 августа 2020 06:55 Новый
              +2
              На переход к рассредоточенным порядкам прямо указывается в немецких наставлениях для танковых и моторизованных частей .
              Открою вам маленькую тайну у немцев не было ни чего подобного нашим офицерским училищам и академиям , совсем не было .
  6. Zug
    Zug 31 июля 2020 18:20 Новый
    0
    Отличные лекции-дают представление о масштабах и самой битве за небо над Курской дугой
  7. Zaurbek
    Zaurbek 1 августа 2020 09:17 Новый
    +1
    Смотрел недавно фильм "Мидуэй"...Чего бы не снять нормальный наш фильм про битвы в воздухе? Тем более есть про что снимать.
    1. Narak-zempo
      Narak-zempo 1 августа 2020 18:53 Новый
      0
      Цитата: Zaurbek
      Смотрел недавно фильм "Мидуэй"...Чего бы не снять нормальный наш фильм про битвы в воздухе? Тем более есть про что снимать.

      "Мидуэй" 1976 года как раз чем-то очень похож на советские фильмы о войне тех же лет.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 1 августа 2020 20:13 Новый
        0
        2019года....
  8. Modun
    Modun 29 сентября 2020 08:19 Новый
    0
    Исключительная эффективность люфтваффе в Курской битве нанесла огромные потери войскам Красной армии