Авиационная составляющая Курской битвы

47

Одной из самых тяжёлых битв Великой Отечественной войны была Курская битва. В её ходе фактически решался вопрос о том, сможет ли потерпевший в Сталинграде поражение противник перегруппировать силы и вновь перейти в наступление на территории Советского Союза. Советские войска сделали всё для того, чтобы гитлеровцы понесли очередное крупное поражение и уже не помышляли ни о каких серьёзных наступательных операциях.

Когда речь заходит о Курской битве, то у многих россиян первым делом ассоциируется она с танковым сражением под Прохоровкой. Часто из поля зрения упускается авиационная составляющая сражения под Курском. А эта составляющая была более чем весомой. В Курской битве участие принимали шесть воздушных армий. Оборонительная операция – три воздушные армии: 16-я армия Центрального воздушного фронта, 2-я воздушная армия Воронежского фронта и 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта. Наступательная операция – добавились 15-я воздушная армия Брянского фронта, значительные силы 1-й воздушной армии Западного фронта генерала Михаила Громова, 5-я воздушная армия Степного фронта.



Во всех подробностях об авиационной составляющей Курской битвы рассказывает историк, писатель Виталий Горбач. В его повествовании на канале Tactic Media сообщается об общем количестве задействованных самолётов, об организации авиационной фазы операции советским и немецким командованиями, о системе подготовке лётчиков.


47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    31 июля 2020 12:22
    Не было и не могло быть такой "попугайской" раскраски боевых самолётов в Красной Армии, как на фото публикуемом к статье.
    Максимум звёздочки за сбитые, на фюзеляже.
    Это неудачное подражание американцам.
    1. +5
      31 июля 2020 12:26
      Когда речь заходит о Курской битве, то у многих россиян первым делом ассоциируется она с танковым сражением под Прохоровкой. Часто из поля зрения упускается авиационная составляющая сражения под Курском. А эта составляющая была более чем весомой. В Курской битве участие принимали шесть воздушных армий. Оборонительная операция – три воздушные армии: 16-я армия Центрального воздушного фронта, 2-я воздушная армия Воронежского фронта и 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта. Наступательная операция – добавились 15-я воздушная армия Брянского фронта, значительные силы 1-й воздушной армии Западного фронта генерала Михаила Громова, 5-я воздушная армия Степного фронта.

      В небе ,над полем Курской битвы восходила Звезда прославленного аса ВОВ - Кожедуба И.Н.
    2. +14
      31 июля 2020 12:27
      В ГИАПе Алелюхина на истребителях были оскаленные хищники. На самолёте Костылева - акулья пасть. Это не подражание - психологическое воздействие на противника.
      1. +10
        31 июля 2020 12:30
        Цитата: АС Иванов.
        В ГИАПе Алелюхина на истребителях были оскаленные хищники. На самолёте Костылева - акулья пасть. Это не подражание - психологическое воздействие на противника.

        yes
        Ла - 5Ф Гвардии майора Г.Д.Костылева 4 - й Гвардейский ИАП КБФ, лето 1944г.

      2. -11
        31 июля 2020 12:31
        Цитата: АС Иванов.
        В ГИАПе Алелюхина на истребителях были оскаленные хищники. На самолёте Костылева - акулья пасть. Это не подражание - психологическое воздействие на противника.

        А они что сближались для боя на расстоянии вытянутой руки что бы разглядеть все эти каракули и впечатлиться?
        1. +8
          31 июля 2020 12:34
          Сближались. Покрышев учил молодых открывать огонь по противнику, когда уже видны заклёпки. То есть с пистолетной дистанции.
          1. -10
            31 июля 2020 12:42
            ))))
            Почитайте с какой стороны они должны были сближаться для этого.
            Людей убивающих каждый день и рискующих быть убитыми тоже каждый день рисунками не впечатлишь
            1. +5
              31 июля 2020 12:43
              Опытных асов нет, а молодых в ступор вогнать получится. Сирены на Штуках ведь неспроста ставили.
              1. -13
                31 июля 2020 12:47
                Летчик впадающий в ступор изза каракулей нарисованных на самолете ,которых он в бою в 999 случаях из тысячи и не увидит-будет сбит задолго до того как приблизится к самолету противника.Такие впечатлительные -не жильцы
              2. Zug
                -6
                31 июля 2020 18:12
                Там не было сирен
                1. +8
                  31 июля 2020 18:45
                  Сирены на Ю-87 были. Крыльчатки сирен находились в стойках шасси. Сирена включалась вместе с выпуском тормозных решёток и сигнализировала о их выпуске, чтобы при отказе автомата пикирования пилот не забыл их убрать на выводе. А про их психологическое воздействие мог рассказать каждый, кто попадал под удар пикировщиков.
                  1. Zug
                    -2
                    1 августа 2020 17:51
                    НУ-это скажем не сирены как таковые тогда уж.
              3. +1
                2 августа 2020 06:37
                Сирена на штуках-летчик по тону определял свою скорость и момент выхода из пикирования,остальное вторично.
            2. +6
              31 июля 2020 12:47
              Цитата: Liam
              Людей убивающих каждый день и рискующих быть убитыми тоже каждый день рисунками не впечатлишь

              Все ли успевали стать настоящими лётчиками(с обеих сторон),ведь у очень многих приходилось всего несколько боевых вылетов ,а иногда и первый полёт до гибели...
            3. +1
              31 июля 2020 17:16
              Вы про камуфляж слышали?
        2. +1
          31 июля 2020 13:03
          Эффективный огонь в ВОВ: 50-100 метров, а иногда подходили еще ближе, если пилот ас, а уж в бою истребителей вообще ходили в нескольких метрах.
    3. +3
      31 июля 2020 13:01
      Вы совсем не правы, именно похожая раскраска и делалась: снизу голубой цвет, с верху под цвет земли, для весны самое то. А вообще каких раскрасок только не было, иногда яркие цвета были лучше зеленого, который прекрасно просматривался на больших высотах.
    4. +8
      31 июля 2020 13:12
      Цитата: prior
      Не было и не могло быть такой "попугайской" раскраски боевых самолётов в Красной

      Читайте мемуары наших военных летчиков той поры...и ни такое было. Полк Кожедуба летал на "Ла" с ярко красными носами, что бы в воздушном бою лучше отличать свои самолеты от немецких...
      Штурмовики несли различные рисунки, на одном был нарисован кипящий котел и черт держащий Геббельса, при повороте руля направления казалось, что Геббельса макают в котел, да много чего было.
      А на счет "акульей морды" на советском истребители...

      Посмотрите на это фото внимательно, особенно на истребитель за ними, кусочек этой "морды" хорошо виден
      1. +4
        31 июля 2020 13:22
        Цитата: svp67
        А на счет "акульей морды" на советском истребители...

        "Реконструкция" и реальные фото изобразительно-графического исскуства на авиационной технике ВВС СССР периода ВОВ.







        1. +4
          31 июля 2020 18:54
          Есть такая книга-альбом: "Самолеты советских асов. Боевая раскраска "сталинских соколов" Там всё наглядно.
      2. -2
        31 июля 2020 13:31
        Кожедуб стал Кожедубом после Курской битвы, в этих боях он сбил первого фашиста.
        Перед Курской битвой, думаю, было не до раскраски самолётов.
        Рисовать отличительные знаки стали после Нормандии-Неман, с целью отличать своих, а также, глядя на американцев, в процессе их бомбардировочных рейдов из Полтавы.
        Но может быть я несколько ошибаюсь, сам не видел , а кинохроника тех лет черно-белая.
        1. +7
          31 июля 2020 13:34
          Цитата: prior
          Рисовать отличительные знаки стали после Нормандии-Неман, с целью отличать своих,

          Рисовать стали тогда когда уверовали в свои силы. Любой такой "раскрашенный" самолет становился первой целью для противника, так что тот кто себе наносил такую раскраску бросал вызов противнику
        2. +4
          31 июля 2020 17:18
          В полку Сафонова рисовали таки и до Нормандии - Неман , аж прямо в 1941 году.
        3. +1
          31 июля 2020 19:08
          Кожедуб стал Кожедубом после Курской битвы, в этих боях он сбил первого фашиста.
          Перед Курской битвой, думаю, было не до раскраски самолётов.
          Рисовать отличительные знаки стали после Нормандии-Неман, с целью отличать своих, а также, глядя на американцев, в процессе их бомбардировочных рейдов из Полтавы.

          Возможно. Вот фото памятника Ла-5 в п. Уразово, Белгородской области, где Кожедуб начинал свой путь. Раскраска исторически достоверна, она простая.

    5. +3
      31 июля 2020 13:22
      Цитата: prior
      Максимум звёздочки за сбитые, на фюзеляже.
      Это неудачное подражание американцам.

      Ну почему же, посмотрите

      1. -5
        31 июля 2020 14:01
        Согласен. Но судя по количеству звёзд это не накануне Курской битвы, а гораздо позже.
        1. +8
          31 июля 2020 14:32
          Цитата: prior
          Согласен. Но судя по количеству звёзд это не накануне Курской битвы, а горазд

          Я не знаю может и после Курской битвы. Но вот на фото в начале статьи, похоже это самолёт Героя Советского Союза Костылева Георгий Дмитриевича.

          Костылёв Г.Д. сбил по официальным данным от 46 до 54 самолётов врага. Летая с начала войны он в 1944 году был назначен инспектором ВВС КБФ, не имел права на боевые полёты, но он ухитрялся вылетать и сбивать врага, но вот эти сбитые самолёты он отдавал своим напарникам. Очень интересной судьбы человек и лётчик от бога. Про него мало писали, и сейчас если кто из наших на сайте историков по авиации, мог бы заняться, и написать статью, было бы очень правильно не забыть память о таком воздушной бойце.
    6. +3
      31 июля 2020 18:43
      Не было и не могло быть такой "попугайской" раскраски боевых самолётов в Красной Армии, как на фото публикуемом к статье.
      Максимум звёздочки за сбитые, на фюзеляже.
      Это неудачное подражание американцам.

      Реальный Ла-7 Кожедуба. Камуфляж виден, но не такой резкий.

    7. +2
      31 июля 2020 21:27
      ЛаГГ-3 66-ой серии 9 гвиап!
      Посмотрите фотографии военной поры и увидите всё разнообразие камуфляжной раскраски применявшейся в ВВС РККА!
    8. 0
      31 июля 2020 22:10
      Согласен, но замечу что как минимум один с "акульей пастью" был, но в "Нормандии Неман".
  2. Комментарий был удален.
  3. -1
    31 июля 2020 12:27
    Интересно бы увидеть разбивку по типам самолетов.
  4. +3
    31 июля 2020 12:31
    А почему авторы статьи не пристегнули ссылки на 3-ю и 4-ю часть интервью Горбача? Лень?
    1. 0
      1 августа 2020 18:52
      лучше б уж на его книгу, там всяко подробнее
  5. -2
    31 июля 2020 12:43
    танковым сражением под Прохоровкой
    , которое по сути было избиением танковой армии заранее подготовленными противотанковыми позициями немцев, и авиация сработала не ахти. есть свидетельства, что 87е охотились буквально за одиночными орудиями и танками , при попустительстве наших
    1. +3
      31 июля 2020 13:14
      Ну насчёт работы авиации Вы не правы.Большую часть немецких танков под Курском уничтожила авиация.Перед битвой на вооружение Красной Армии поступили противотанковые бомбы ПТАБ.Небольштие габариты позволяли брать на борт самолёта десятками.Пролетит эскадрилья илов сыпанёт на головы немцев эти бомбочки и глядь пяток танков дымитА этих бомбочек высыпали на немцев почти миллион..Броня сверху у любого танка хилая..
      1. -3
        31 июля 2020 13:25
        я про истребители, прикрытие хреновое было
        1. 0
          31 июля 2020 18:04
          Да все было хреновое. Непонятно, почему немцы отступили. Дураки какие-то, щас бы баварское пили crying
      2. 0
        31 июля 2020 14:12
        Официальные данные 2-3 процента потери бронетехники немцев, от действий нашей авиации.
        1. +1
          31 июля 2020 15:14
          Вроде около 5 процентов? Хотя в начале и середине войны с поражением танков у нас вообще был ахтунг полный, так что процент танков пораженных в ходе Курской битвы мог быть и несколько больший
        2. +3
          31 июля 2020 17:21
          Ну да только вот после ударов ПТАБами танковые части вермахта перешли к более рассредоточенным боевым порядкам .
          1. 0
            31 июля 2020 23:35
            Рассредоточенным боевым порядкам? Да не льстите вермахту..Уровень подготовки генералов вермахта не шибко отличался от выпускников АГШ РККА.После Курской битвы Красной Армии достались в качестве трофеев более 500 танков различных модификаций ожидающих ремонта в немецких танкоремонтных частях.А у немцев она была на высоте.Вот к примеру после боя под Прохоровкой комиссия СВГ была непрятно поражена.Ни одного подбитого немецкого танка не было обнаружено..Гансы за ночь эвакуировали все подбтые танки и в течении суток больше половины ввели в строй
            1. +2
              1 августа 2020 06:55
              На переход к рассредоточенным порядкам прямо указывается в немецких наставлениях для танковых и моторизованных частей .
              Открою вам маленькую тайну у немцев не было ни чего подобного нашим офицерским училищам и академиям , совсем не было .
  6. Zug
    0
    31 июля 2020 18:20
    Отличные лекции-дают представление о масштабах и самой битве за небо над Курской дугой
  7. +1
    1 августа 2020 09:17
    Смотрел недавно фильм "Мидуэй"...Чего бы не снять нормальный наш фильм про битвы в воздухе? Тем более есть про что снимать.
    1. 0
      1 августа 2020 18:53
      Цитата: Zaurbek
      Смотрел недавно фильм "Мидуэй"...Чего бы не снять нормальный наш фильм про битвы в воздухе? Тем более есть про что снимать.

      "Мидуэй" 1976 года как раз чем-то очень похож на советские фильмы о войне тех же лет.
      1. 0
        1 августа 2020 20:13
        2019года....
  8. 0
    29 сентября 2020 08:19
    Исключительная эффективность люфтваффе в Курской битве нанесла огромные потери войскам Красной армии