Military Review

Chemical tank HBT-7

22
Chemical tank HBT-7

HBT-7 wheeled. Part of the tracks are suspended under the shelves


In the thirties, Soviet engineers worked on the direction of chemical tanks... As part of an extensive program, several variants of such equipment were developed based on the BT series tanks. Early examples of this kind carried smoke equipment or flamethrowers, which allowed them to solve various problems. Then they created the HBT-7 tank, capable of performing both flamethrowing and smoke release.

On a common platform


The BT series tanks became the basis for chemical vehicles in the mid-thirties. The first projects of this kind provided for the installation of a flamethrower or tank smoke equipment. So, light chemical tanks HBT-2 and HBT-5 could hit targets with a jet of burning liquid or machine gun fire. At the same time, another tank was created, called the HBT-5, on a similar base. With the help of a standard TDP-3 device, he could set up smoke screens, and used a machine gun for self-defense.

The processing of BT tanks into chemical vehicles provided for the removal of some of the units, main armament and ammunition storage with the subsequent installation of new devices. The resulting vehicle retained its external resemblance to the base model and had similar tactical and technical characteristics. At the same time, there was a certain margin for modernization.

A logical continuation of the already implemented ideas was the combination of smoke and flamethrower equipment on one chassis. Such a sample was developed in 1936 at the SKB of the Compressor plant, which already had extensive experience in the development of chemical armored vehicles and systems for it. The new tank was based on the BT-7 design, as a result of which it received the HBT-7 index. The designation HBT-III is also known, indicating the serial number of such a development.

Technical features


During the development of the new project, the basic BT-7 retained the hull, turret, power plant and chassis. At the same time, the 45-mm gun and its ammunition, as well as the radio station, had to be removed. The project involved the use of fenders to install new units. For this reason, the removed tracks were proposed to be transported not on the shelves, but under them.

Inside and outside the hull and tower, various devices and devices from the KS-40 chemical system developed by SKB Kompressor were mounted.


The turret retained the standard 7,62 mm DT machine gun. The gun mount was used to mount a flamethrower. The flamethrower hose was equipped with an armored casing-mask. It was equipped with a pneumatically actuated Pitot shut-off valve. The ignition was carried out with two candles powered by the tank battery.

A pair of nozzles was placed on the roof of the engine compartment for spraying a toxic substance, degassing or smoke mixture. The pipes to the nozzles were located next to the exhaust manifolds, which provided heating of the chemicals and made it possible to efficiently spray them at any ambient temperature.

The liquid payload was transported in two tanks with a capacity of 300 liters. They were placed on fenders inside casings made of 10 mm armor and connected to a common system using pipelines. The supply of liquids to the fire hose or sprayers was carried out using a pump and other devices. HBT-7 could take on board only one type of liquid chemicals to solve a particular problem. The tank could either attack the enemy with a fire mixture, or treat the area with chemicals.

The KS-40 flamethrower provided the release of the burning mixture at a distance of up to 70 m. The liquid supply was enough for several dozen shots. 600 l of the smoke mixture allowed the curtain to be put on for 40 minutes. Feed sprayers were used to contaminate or degass the area. At an optimal speed of 12-15 km / h, the tank could process the CWA in a strip up to 25 m wide. Degassing was carried out in a strip of 8 m.

The removal of part of the standard equipment made it possible to lighten the base chassis, but the new equipment fully utilized this load capacity and even went beyond it. The original BT-7 weighed 13,7 tons, while its chemical version - 15 tons. The increase in mass hit the mobility. The average speed on tracks was reduced to 16,5 km / h, on wheels - to 21 km / h.

Failed tests


In 1396, "Compressor" prepared an experimental tank HBT-7 and brought it to the test. It was found that the resulting armored vehicle is capable of solving the assigned tasks, but its characteristics are far from ideal. There were a lot of problems of various kinds that made it difficult to operate or worsened the overall potential.


One of the main problems of the HBT-7 was its excess weight. The power plant was still able to cope with the loads, but the speed and cross-country ability on the ground dropped. Also, the load on the chassis increased, and its maintenance and adjustment were now more difficult.

The chemical apparatus, in turn, showed high performance. The flamethrower made it possible to hit targets at the required ranges, and the spray devices ensured effective treatment of the terrain. However, insufficient tightness of the pipelines appeared, which could lead to the leakage of dangerous liquids, which threatened the safety of the crew.

Tanks HBT-7 could accept only one type of liquid at a time and, accordingly, the tank could solve only one combat mission. To perform another, it was required to drain the liquid cargo, process the tanks and refuel, which took a lot of time. Thus, the formally universal chemical tank did not differ in particular flexibility of use and ease of operation.

There were also problems with weapons for self-defense. Recycling tower weapons led to the fact that the DT machine gun lost the ability to aim fire.

Second prototype


According to the test results, the HBT-7 chemical tank was criticized and did not receive a recommendation for adoption. At the same time, the built prototype was handed over to the Red Army for trial operation. With his help, the troops had to gain experience for the subsequent development of the expected serial equipment.


Scheme of chemical equipment KS-40, built using a pump

Already in 1937, the Kompressor plant developed an improved version of the chemical apparatus called KS-50. The main feature of this project was the abandonment of an engine driven pump, instead of which a pneumatic displacement system based on a compressed gas cylinder was now used. In addition, the tanks were slightly altered. Their total capacity was increased by 50 liters.

Soon an experienced HBT-7 appeared with KS-50 equipment. It was built on a new serial assembly chassis - the first prototype was not altered. Tests have shown that the KS-50 system is easier to operate and much more efficient than the previous KS-40. With the same level of performance, the upgraded HBT-7 was simpler and more reliable. However, the problems with the weight of the armored vehicle and the loads on the chassis were not resolved.

Project abandonment


Tests of two experimental HBT-7 showed the fundamental possibility of building a chemical tank with a flamethrower and spray equipment. At the same time, they demonstrated insufficient characteristics of the BT-7 chassis. Important conclusions were drawn based on the results of the HBT-7 / HBT-III project and other developments.

It was decided to stop the development of the HBT-7 project due to the impossibility of obtaining the desired results when using the available components. It was also decided to abandon the idea of ​​a universal chemical tank carrying a flamethrower and smoke devices. As a result, the HBT-7 turned out to be the first and last Soviet model of its kind. In addition, they abandoned further work on specialized tanks with smoke extinguishing equipment - it was proposed to mount such means on linear tanks.

Two built chemical tanks on the basis of BT-7 with KS-40 and KS-50 equipment were transferred for trial operation to one of the units of the Red Army. The mastery of this technique and the accumulation of the necessary experience continued for several years. The last mentions of two chemical tanks date back to the end of 1940. It is not known whether the experienced HBT-7s managed to stay in service until the start of World War II and take part in battles. However, the limited technical and operational characteristics would not allow them to realize their full potential.
Author:
Photos used:
Aviarmor.net; Solyankin A. G. et al. "Domestic armored vehicles. XX century", vol. 1
22 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Free wind
    Free wind 2 August 2020 06: 18 New
    -4
    The article is not new, of course, I would like to see the decoding of the scheme. otherwise the principle of action is not clear. Interestingly, they were afraid of chemical attacks, but they were afraid to use them .. Although sometimes information leaks out that ours once used, but the wind was in our direction, the wind rose was always in our direction, and they were poisoned themselves, and the Germans threatened. Rumors of course, but some archives of the Second World War are classified for another 50 years.
  2. Mavrikiy
    Mavrikiy 2 August 2020 06: 32 New
    +1
    Chemical tank HBT-7

    Chemical as a unifying term for various directional tanks (smoke protection, flamethrower, and even chemical weapons) HBT-7 is a flamethrower tank, with smoke equipment, like the Germans. For the 30s it will, but today ......flamethrower tank HBT-7
  3. svp67
    svp67 2 August 2020 06: 45 New
    +4
    In 1396 "Compressor" prepared an experimental tank HBT-7
    It is a pity, it is a pity that the project was unsuccessful ... otherwise it could have been used against the Teutons on Grunwald or in the war for the Livonian inheritance ...
    1. Free wind
      Free wind 2 August 2020 07: 08 New
      0
      So the T-34 had some flamethrower, the flamethrower was installed instead of the machine gun, technical data at the level of this sample. They were only afraid to use them, there were very bad stories with captured flamethrowers. But the T-34-85, I don't even know whether they were or not.
      1. svp67
        svp67 2 August 2020 07: 13 New
        +4
        Quote: Free Wind
        But the T-34-85, I don't even know whether they were or not.

        1. Kote Pan Kokhanka
          Kote Pan Kokhanka 2 August 2020 14: 13 New
          +2
          In addition to the T-34 flamethrower, the KV-8 was serially produced with a flamethrower and a 45mm cannon in the turret instead of 76,2mm.
          The most famous after the military one is OT-54.
          1. svp67
            svp67 2 August 2020 14: 54 New
            +2
            Quote: Kote Pan Kokhanka
            The KV-8 was serially produced with a flamethrower and a 45mm cannon in the turret instead of 76,2mm

            Yes, like this ...
      2. hohol95
        hohol95 2 August 2020 20: 04 New
        +1

        They were only afraid to use them, there were very bad stories with captured flamethrowers.

        Who was afraid - the Red Army or the Wehrmacht?
        Flamethrower tanks were used by both sides since June 22, 1941!
        Who mistreated the prisoners?
        Do you remember what the British and French soldiers did with the captured Germans if they had bayonets with a saw on the butt ???
    2. hohol95
      hohol95 2 August 2020 20: 57 New
      0
      For the Teutons and other "guys from the orders" a platoon of HT-26 or OT-130 would be enough.
      1. svp67
        svp67 2 August 2020 21: 17 New
        +1
        Quote: hohol95
        For the Teutons and other "guys from the orders" a platoon of HT-26 or OT-130 would be enough.

        It would be enough ... but they appeared much later than 1396
  4. BAI
    BAI 2 August 2020 11: 39 New
    +2
    For BT tanks (i.e. Christie's) we see sloped (although only frontal) armor. So the T-34 with rational angles of inclination of the armor is not a pioneer in this.
    1. Kote Pan Kokhanka
      Kote Pan Kokhanka 2 August 2020 14: 26 New
      +1
      The T-34 is essentially a deep modernization of the Bteshek (Christie) with anti-cannon armor and a diesel engine. Rational angles of piercing armor were used in armored vehicles earlier, the same French Somua and AMR-35. The experienced Soviet TG (Tank Grott) and BT-IS "Turtle" also had a rational slope of armor. T-34 and KV-1 - this is what they collected the most advanced ideas at that time: anti-cannon armor, a diesel engine, a powerful 76,2mm cannon, a welded or cast armored hull and a turret without mounting on corners, like Renault and Gochix. The KV also had an advanced torsion bar suspension.
      Yours!
    2. svp67
      svp67 2 August 2020 14: 58 New
      +1
      Quote: BAI
      For BT tanks (i.e. Christie's) we see sloped (although only frontal) armor. So the T-34 with rational angles of inclination of the armor is not a pioneer in this.

      And who was the T-26 arr. 1939
    3. Monar
      Monar 3 August 2020 06: 49 New
      0
      Here we are. And what do we see? Sloped armor.
  5. BAI
    BAI 2 August 2020 11: 49 New
    0
    The BT series tanks became the basis for chemical vehicles in the mid-thirties.

    On what basis does the author make this statement?
    There were HT-26, 139,133,134 based on the T-26.

    Flamethrower tank XT-134 during tests at the NIBT Polygon in the summer of 1940. A flamethrower is clearly visible on the upper frontal sheet of the hull. The car arrived from the Karelian Isthmus, where it took part in the battles. Additional shielding was preserved only on the turret; it was removed from the hull before testing to reduce weight
    1. svp67
      svp67 2 August 2020 14: 59 New
      +1
      Quote: BAI
      On what basis does the author make this statement?

      The author wanted to say the same that the BT tank was also converted into flamethrower modifications, this is how the words "OSNOVA" should be understood
    2. BAI
      BAI 2 August 2020 16: 44 New
      +1
      There were HT-26, 139, 133,134 on the basis of the T-26.

      Typo. 139 was not there.
  6. Thunderbringer
    Thunderbringer 2 August 2020 12: 18 New
    0
    600 liters of combustible mixture, no radio station, radius of destruction 70 meters.
    That is, you must first drive up to the enemy 70 meters on this thing.
    Brilliant! Disposable tank, disposable crew.
    1. Kote Pan Kokhanka
      Kote Pan Kokhanka 2 August 2020 14: 29 New
      +1
      Quote: Thunderbringer
      600 liters of combustible mixture, no radio station, radius of destruction 70 meters.
      That is, you must first drive up to the enemy 70 meters on this thing.
      Brilliant! Disposable tank, disposable crew.

      It's gorgeous to throw such comments with a message!
      And have you tried to strain by comparing with his peers from Italy and Germany?
    2. Doctor
      Doctor 2 August 2020 14: 42 New
      +1
      That is, you must first drive up to the enemy 70 meters on this thing.
      Brilliant! Disposable tank, disposable crew.

      And what about the cleaning of the city? For example Grozny to Chechen?
    3. hohol95
      hohol95 3 August 2020 08: 22 New
      0


      Have you heard of such machines?
      Okay, Italians, but it turns out that the Germans also considered their tankers "disposable"?
  7. Undecim
    Undecim 2 August 2020 20: 14 New
    0
    The author, as always, got bogged down in verbiage, and never got acquainted with the topic. As with the concept of "average speed".
    The increase in mass hit the mobility. The average speed on tracks was reduced to 16,5 km / h, on wheels - to 21 km / h.
    The maximum speed of this tank on tracks was 50 km / h, on wheels - 70 km / h.
    And 16,5 and 21 is the speed at which contamination of the area with OM or degassing was ensured.

Химический танк ХБТ-7

Химический танк ХБТ-7

ХБТ-7 на колесном ходу. Часть гусениц подвешена под полками


В тридцатые годы советские инженеры прорабатывали направление химических танков. В рамках обширной программы были разработаны несколько вариантов такой техники на базе танков серии БТ. Ранние образцы такого рода несли дымовую аппаратуру или огнеметы, что позволяло им решать разные задачи. Затем создали танк ХБТ-7, способный выполнять и огнеметание, и дымопуск.

На общей платформе


Танки серии БТ стали основой для химических машин в середине тридцатых годов. Первые проекты такого рода предусматривали монтаж огнемета или танковой дымовой аппаратуры. Так, легкие химические танки ХБТ-2 и ХБТ-5 могли поражать цели струей горящей жидкости или пулеметным огнем. В то же время был создан другой танк под названием ХБТ-5 на схожей базе. При помощи стандартного прибора ТДП-3 он мог ставить дымовые завесы, а для самозащиты использовал пулемет.

Переработка танков БТ в химические машины предусматривала удаление части агрегатов, основного вооружения и боеукладки с последующей установкой новых приборов. Получившаяся машина сохраняла внешнее сходство с базовым образцом и имела схожие тактико-технические характеристики. При этом оставался определенный запас для модернизации.

Логичным продолжением уже реализованных идей являлось объединение дымовой и огнеметной аппаратуры на одном шасси. Такой образец разработали в 1936 г. в СКБ завода «Компрессор», уже имевшем большой опыт разработки химической бронетехники и систем для нее. Новый танк основывался на конструкции БТ-7, вследствие чего получил индекс ХБТ-7. Также известно обозначение ХБТ-III, указывавшее на порядковый номер подобной разработки.

Технические особенности


В ходе разработки нового проекта базовый БТ-7 сохранил корпус, башню, силовую установку и ходовую часть. При этом пришлось удалить 45-мм орудие и его боекомплект, а также радиостанцию. Проект предусматривал использование надгусеничных полок для установки новых агрегатов. По этой причине снятые гусеницы предлагалось перевозить не на полках, а под ними.

Внутри и снаружи корпуса и башни монтировались различные приборы и устройства из состава химической системы КС-40 разработки СКБ «Компрессор».


В башне сохранился штатный 7,62-мм пулемет ДТ. Орудийную установку использовали для монтажа огнемета. Брандспойт огнемета оснастили броневым кожухом-маской. Он оснащался отсекающей задвижкой типа «Пито» с пневматическим приводом. Поджиг выполнялся двумя свечами с питанием от аккумулятора танка.

На крыше моторного отсека поместили пару форсунок для распыления отравляющего вещества, дегазационной или дымовой смеси. Трубопроводы к форсункам располагались рядом с выхлопными коллекторами, что обеспечивало подогрев химикатов и давало возможность их эффективного распыления при любой температуре атмосферного воздуха.

Жидкая полезная нагрузка перевозилась в двух баках емкостью по 300 л. Они размещались на надгусеничных полках внутри кожухов из 10-мм брони и соединялись в общую систему при помощи трубопроводов. Подача жидкостей к брандспойту или распылителям осуществлялась при помощи насоса и других приборов. ХБТ-7 мог брать на борт только один тип жидких химикатов для решения той или иной задачи. Танк мог либо атаковать противника огнесмесью, либо обрабатывать местность химикатами.

Огнемет КС-40 обеспечивал выброс горящей смеси на дальность до 70 м. Запаса жидкости хватало на несколько десятков выстрелов. 600 л дымовой смеси позволяли ставить завесу в течение 40 мин. Для заражения или дегазации местности использовались кормовые распылители. При оптимальной скорости движения на уровне 12-15 км/ч танк мог обработать БОВ полосу шириной до 25 м. Дегазация производилась в полосе 8 м.

Удаление части штатного оснащения позволило облегчить базовое шасси, но новая аппаратура полностью использовала этот запас грузоподъемности и даже вышла за его рамки. Исходный БТ-7 весил 13,7 т, тогда как его химическая версия – 15 т. Рост массы ударил по подвижности. Средняя скорость на гусеницах сократилась до 16,5 км/ч, на колесах – до 21 км/ч.

Неудачные испытания


В 1396 г. «Компрессор» подготовил опытный танк ХБТ-7 и вывел его на испытания. Было установлено, что получившаяся бронемашина способна решать поставленные задачи, но ее характеристики далеки от идеальных. Имелась масса проблем разного рода, затруднявших эксплуатацию или ухудшавших общий потенциал.


Одной из главных проблем ХБТ-7 стала избыточная масса. Силовая установка все еще справлялась с нагрузками, но скорость движения и проходимость на местности упали. Также увеличились нагрузки на ходовую часть, причем ее обслуживание и регулировка теперь были затруднены.

Химическая аппаратура, в свою очередь, показывала высокие характеристики. Огнемет позволял поражать цели на требуемых дальностях, а распылительные устройства обеспечивали эффективную обработку местности. Однако проявилась недостаточная герметичность трубопроводов, способная привести к утечке опасных жидкостей, что угрожало безопасности экипажа.

Баки ХБТ-7 одновременно могли принять жидкость только одного типа и, соответственно, танк мог решать только одну боевую задачу. Для выполнения другой требовалось сливать жидкий груз, обрабатывать баки и заправлять заново, на что уходило немалое время. Таким образом, формально универсальный химический танк не отличался особой гибкостью применения и простотой эксплуатации.

Возникли проблемы и с вооружением для самообороны. Переработка башенного оружия привела к тому, что пулемет ДТ потерял возможность прицельного огня.

Второй прототип


По результатам испытаний химический танк ХБТ-7 подвергся критике и не получил рекомендации к принятию на вооружение. В то же время, построенный прототип передали РККА для опытной эксплуатации. С его помощью войска должны были наработать опыт для последующего освоения ожидаемой серийной техники.


Схема химической аппаратуры КС-40, построенной с применением насоса

Уже в 1937 г. завод «Компрессор» разработал улучшенный вариант химической аппаратуры под названием КС-50. Главной особенностью этого проекта был отказ от насоса с приводом от двигателя, вместо которого теперь использовалась пневматическая вытеснительная система на основе баллона со сжатым газом. Кроме того, небольшой переделке подверглись баки. Их суммарную емкость увеличили на 50 л.

Вскоре появился опытный ХБТ-7 с аппаратурой КС-50. Его построили на новом шасси серийной сборки – первый прототип не переделывался. Испытания показали, что система КС-50 проще в эксплуатации и заметно эффективнее предыдущей КС-40. При том же уровне рабочих характеристик модернизированный ХБТ-7 был проще и надежнее. Впрочем, не были решены проблемы с массой бронемашины и нагрузками на шасси.

Отказ от проекта


Испытания двух опытных ХБТ-7 показали принципиальную возможность строительства химического танка с огнеметом и распылительной аппаратурой. В то же время, они продемонстрировали недостаточные характеристики шасси БТ-7. На основе результатов проекта ХБТ-7 / ХБТ-III и других разработок были сделаны важные выводы.

Развитие проекта ХБТ-7 решили прекратить ввиду невозможности получения желаемых результатов при использовании доступных компонентов. Также было решено отказаться от идеи универсального химического танка, несущего огнемет и дымовые приборы. В результате этого ХБТ-7 оказался первым и последним советским образцом такого рода. Кроме того, отказались от дальнейших работ по специализированным танкам с аппаратурой дымопуска – подобные средства предлагалось монтировать на линейных танках.

Два построенных химических танка на базе БТ-7 с аппаратурой КС-40 и КС-50 передали в опытную эксплуатацию в одну из частей Красной Армии. Освоение этой техники и накопление необходимого опыта продолжалось в течение нескольких лет. Последние упоминания о двух химических танках относятся к концу 1940 г. Удалось ли опытным ХБТ-7 остаться в строю до начала Великой Отечественной войны и поучаствовать в боях – неизвестно. Впрочем, ограниченные технические и эксплуатационные характеристики не позволили бы им в полной мере реализовать свой потенциал.
Автор:
Использованы фотографии:
Aviarmor.net; Солянкин А. Г. и др. "Отечественные бронированные машины. XX век", т. 1
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вольный ветер 2 августа 2020 06:18 Новый
    • 1
    • 5
    -4
    Статья не новая конечно, хотелось бы расшифровку схемы посмотреть. а то не понятен принцип действия. Интересно, боялись химических атак, а применить их побоялись.. Хотя иногда проскакивает информация, что наши разок применили, но ветер был в нашу сторону, роза ветров всегда в нашу сторону, и потравились сами, и немцы пригрозили. Слухи конечно, но архивы ВОВ некоторые ,еще на 50 лет засекречены.
  2. Mavrikiy 2 августа 2020 06:32 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Химический танк ХБТ-7

    Химический как объединительный термин для различных танков направлений (дымозащитный, огнеметный, а то и химоружия) ХБТ-7 - огнеметный танк, с аппаратурой задымления, как у немцев. Для 30-х пойдет, но сегодня......огнеметный танк ХБТ-7
  3. svp67 2 августа 2020 06:45 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    В 1396 г. «Компрессор» подготовил опытный танк ХБТ-7
    Жаль, очень жаль, что проект оказался неудачным...а так его можно было бы против Тевтонцев на Грюнвальде использовать или в войне за ливонское наследство...
    1. Вольный ветер 2 августа 2020 07:08 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Так то Т-34 были некоторые огнеметные, Огнемет устанавливался вместо пулемета, технические данные на уровне этого образца. Применять вот только их побаивались, были очень нехорошие истории с пленными огнеметчиками. А вот Т-34-85 , даже и не знаю были или нет.
      1. svp67 2 августа 2020 07:13 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Цитата: Вольный ветер
        А вот Т-34-85 , даже и не знаю были или нет.

        1. Коте пане Коханка 2 августа 2020 14:13 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Кроме огнемётных Т-34, серийно выпускался КВ-8 с огнеметом и 45мм пушкой в башне вместо 76,2мм.
          Самый известный после военный - ОТ-54.
          1. svp67 2 августа 2020 14:54 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: Коте пане Коханка
            серийно выпускался КВ-8 с огнеметом и 45мм пушкой в башне вместо 76,2мм.

            Да, вот такой...
      2. hohol95 2 августа 2020 20:04 Новый
        • 1
        • 0
        +1

        Применять вот только их побаивались, были очень нехорошие истории с пленными огнеметчиками.

        Кто побаивался - РККА или Вермахт?
        Огнемётные танки обеими сторонами применялись с 22 июня 1941 года!
        Кто плохо обращался с пленными?
        Вы не помните, что британские и французские солдаты делали с пленными германцами если у тех были штыки с пилой на обухе???
    2. hohol95 2 августа 2020 20:57 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Для Тевтонцев и прочих "парней из орденов" хватило бы и взвода ХТ-26 или ОТ-130.
      1. svp67 2 августа 2020 21:17 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: hohol95
        Для Тевтонцев и прочих "парней из орденов" хватило бы и взвода ХТ-26 или ОТ-130.

        Хватило бы...но те появились значительно позже 1396 года
  4. BAI
    BAI 2 августа 2020 11:39 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    У танков БТ (т.е. Кристи) видим наклонную (хотя только лобовую) броню. Так что Т-34 с рациональными углами наклона брони в этом не первопроходец.
    1. Коте пане Коханка 2 августа 2020 14:26 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Т-34 по сути глубокая модернизация БТешек (Кристи) с противоснарядный бронированием и дизельным двигателем. Рациональные углы наколола брони применялись в бронетехнике и ранее, тот же французский Сомуа и АМR-35. Рациональный наклон брони имел ещё опытные советский ТГ (Танк Гротта) и БТ-ИС «Черепаха». Т-34 и КВ-1 - это то, что они собрали по максимуму передовых на тот момент идей: противоснарядный бронирование, дизельный двигатель, мощна 76,2мм пушка, сварной или литой бронированный корпус и башне без монтажа на уголках, как у Рено и Гочикса. КВ имел ещё передовую торсионную подвеску.
      С уважением!
    2. svp67 2 августа 2020 14:58 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: BAI
      У танков БТ (т.е. Кристи) видим наклонную (хотя только лобовую) броню. Так что Т-34 с рациональными углами наклона брони в этом не первопроходец.

      А кем был Т-26 обр.1939 года
    3. Монар 3 августа 2020 06:49 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Вот смотрим. И что видим? Наклонная броня.
  5. BAI
    BAI 2 августа 2020 11:49 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Танки серии БТ стали основой для химических машин в середине тридцатых годов.

    На основании чего автор делает это утверждение?
    Были ХТ-26, 139,133,134 на базе Т-26.

    Огнеметный танк ХТ-134 во время испытаний на НИБТПолигоне летом 1940 года. На верхнем лобовом листе корпуса хорошо виден огнемет. Машина прибыла с Карельского перешейка, где она участвовала в боях. Дополнительная экранировка сохранилась только на башне, с корпуса ее сняли перед испытаниями для снижения массы
    1. svp67 2 августа 2020 14:59 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: BAI
      На основании чего автор делает это утверждение?

      Автор то же хотел сказать, что и танк БТ переделывали в огнеметные модификации, вот как надо понимать слова "ОСНОВА"
    2. BAI
      BAI 2 августа 2020 16:44 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Были ХТ-26, 139,133,134 на базе Т-26.

      Опечатка. 139-го не было.
  6. Thunderbringer 2 августа 2020 12:18 Новый
    • 1
    • 1
    0
    600 литров горючей смеси, радиостанции нет, радиус поражения 70 метров.
    То есть надо на этой штуке сначала на 70 метров подъехать к противнику.
    Гениально! Одноразовый танк, одноразовый экипаж.
    1. Коте пане Коханка 2 августа 2020 14:29 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Thunderbringer
      600 литров горючей смеси, радиостанции нет, радиус поражения 70 метров.
      То есть надо на этой штуке сначала на 70 метров подъехать к противнику.
      Гениально! Одноразовый танк, одноразовый экипаж.

      Шикарно кидаться подобными комментариями обладая послезнанием!
      А напрячься сравнением с его ровесниками из Италии и Германии не пробовали?
    2. Arzt 2 августа 2020 14:42 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      То есть надо на этой штуке сначала на 70 метров подъехать к противнику.
      Гениально! Одноразовый танк, одноразовый экипаж.

      А зачистка города? Например Грозный в Чеченскую?
    3. hohol95 3 августа 2020 08:22 Новый
      • 0
      • 0
      0


      О подобных машинах слышали?
      Ладно итальянцы, но выходит и немцы считали своих танкистов "одноразовыми"?
  7. Undecim 2 августа 2020 20:14 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Автор, как всегда, погряз в словоблудии, а с темой так и не ознакомился. Как и с понятием "средняя скорость".
    Рост массы ударил по подвижности. Средняя скорость на гусеницах сократилась до 16,5 км/ч, на колесах – до 21 км/ч.
    Максимальная скорость этого танка на гусеницах была 50 км/час, на колесах - 70 км/час.
    А 16,5 и 21 - это скорость, при которой обеспечивалось заражение местности ОВ или дегазация.