Военное обозрение

Первый танкер проекта 03182 идет на испытания

20

Предлагаемый облик танкера пр. 03182 / 23310


Уже в этом году Черноморский флот может получить новое вспомогательное судно – малый морской танкер «Вице-адмирал Паромов», построенный по пр. 03182. Несколько дней назад танкер вышел из Нижнего Новгорода, где строился, и отправился в Севастополь для прохождения испытаний на базе КЧФ. В обозримом будущем российский флот получит еще три таких судна, уже строящихся на двух заводах.

Новые суда


Проект 03182 (изначально использовался номер 23310) с шифром «Платформа-Арктика» был разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. В 2014-15 гг. министерство обороны заказало строительство четырех таких танкеров для Черноморского и Тихоокеанского флотов.

Контракт на два судна получил Зеленодольский завод им. Горького, два других поручили строить заводу «Восточная верфь» (г. Владивосток). Впоследствии по неизвестным причинам заказ для Зеленодольского завода передали нижегородскому предприятию «Волга». Сдача головного танкера ожидалась в 2017 г. К сожалению, в эти сроки уложиться не удалось.

Головной танкер пр. 03182, «Михаил Барсков», был заложен 27 октября 2015 г. на «Восточной верфи». В феврале 2018 г. там же заложили второе судно (четвертое в общей серии) – «Борис Аверкин». Оба этих танкера строятся в интересах КТОФ.


Строительство на «Волге» началось 1 сентября 2016 г. Первым для завода и вторым в серии стал танкер «Вице-адмирал Паромов». В марте 2017-го там же заложили судно «Василий Никитин». Нижний Новгород строит танкеры для Черноморского флота. После строительства им предстоит переход к месту испытаний и будущей службы – через Волгу, Дон, Азовское и Черное моря.

Строительство «Михаила Барскова» во Владивостоке столкнулось с затруднениями и затянулось. Из-за этого первым на воду спустили «Вице-адмирала Паромова» – это произошло в декабре 2018 г. Спуск головного танкера состоялся только в августе 2019 г. Еще два судна находятся на разных стадиях строительства на стапеле. Их спуск состоится в обозримом будущем; достройка займет некоторое время.

В ближайшие дни первый танкер пр. 03182 для КЧФ дойдет до Севастополя, после чего начнутся ходовые испытания. На них планируется потратить несколько месяцев, и при отсутствии серьезных затруднений судно сдадут в конце года. Как скоро на испытания выйдет головной танкер – неизвестно.

Технические особенности


Малый морской танкер пр. 03182 представляет собой многоцелевое судно, способное брать на борт разнообразные жидкие и сухие грузы, в т.ч. разрядные. Танкер способен осуществлять снабжение других судов, передавать им различные грузы, а также принимать сточные воды и твердые отходы. Возможно применение судна в качестве спасательного в тех или иных операциях. Конструкция предусматривает возможность работы в арктической зоне.


"Вице-адмирал Паромов" незадолго до спуска на воду, декабрь 2018 г.

Танкер имеет длину 75 м и ширину 15,4 м. Осадка при полной нагрузке – 5 м. Водоизмещение – 3,5 тыс.т, дедвейт – 1560 т. Корпус соответствует ледовому классу Arc4 / Л1, что позволяет самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6-0,8 м или следовать за ледоколом через однолетние льды толщиной до 1 м. Вертикальные габариты позволяют использовать внутренние водные пути.

Танкер имеет характерную компоновку. Надстройка размещена в носовой части судна; за ней находится палуба с местами для размещения груза, крановым и иным оборудованием и т.д. Корма отдана под площадку для вертолета. Значительная часть внутренних объемов корпуса вмещает емкости для жидких грузов. По данным ЗПКБ, дедвейт судна включает 200 т флотского мазута, 250 т дизельного топлива, 420 т пресной воды, 320 т собственных запасов и другие грузы.

Энергоустановка построена на основе трех дизель-генераторов мощностью по 1600 кВт и двух по 400 кВт. В корме расположены две винторулевые колонки зарубежного производства с электродвигателями мощностью по 2175 л.с. В носу имеется подруливающее устройство. Дальность плавания – 1500 морских миль, автономность – 30 суток.

Экипаж танкера включает 24 человек. Имеется возможность размещения еще 20 чел. – специалистов необходимого профиля, бойцов антитеррора, личного состава авиационной группы и т.д.


Перспективы службы


Четыре малых морских танкера пр. 03182 предназначаются для двух флотов и имеют большое значение для поддержания их боеспособности. КТОФ и КЧФ располагают достаточно многочисленными группировками судов обеспечения всех основных классов, но они не отличаются новизной. Кроме того, новые танкеры дадут как количественные, так и качественные преимущества.

По имеющимся данным, в строю Тихоокеанского флота сейчас имеется только два малых танкера постройки восьмидесятых годов, еще несколько пребывают на ремонте. Черноморский флот в недавнем прошлом остался без малых танкеров ввиду их морального и физического устаревания. Вследствие этого даже четыре современных судна пр. 03182 способны изменить ситуацию к лучшему.

Наличные суда, такие как танкеры пр. 1844 «Каир», способны перевозить мазут, дизельное топливо, масло или воду – в зависимости от модификации. Стандартное водоизмещение такого танкера – 1127 т при массе груза не более 500 т. Основную часть дедвейта составляют жидкости в нескольких танках; имеется трюм для 5 т сухого груза. «Каиры» способны разгоняться до 10 узлов и ходить через колотый лед.

Нетрудно заметить, что новые танкеры «Платформа-Арктика» крупнее и втрое вместительнее своих предшественников. Кроме того, обеспечен прием более широкой номенклатуры грузов – танкер может выдавать и принимать различные жидкости или передавать тару. К этому следует прибавить способность несения различного специального оборудования для спасательных, пожарных и других миссий. Важнейшим преимуществом является более высокий ледовый класс.

Первый танкер проекта 03182 идет на испытания

"Вице-адмирал Паромов" на воде

Таким образом, речь идет не просто о танкерах, а о некоем подобие судов комплексного снабжения – с меньшим водоизмещением и определенными ограничениями по грузам. При этом подобное судно способно работать в самых разных районах, вплоть до арктических морей. Очевидно, что получение подобных танкеров поможет флоту улучшить свою логистику и обеспечение боевой службы кораблей во всех зонах ответственности и в любых условиях, вплоть до самых суровых.

Проблема сроков


При всей своей пользе, танкеры пр. 03182 уже столкнулись с серьезной проблемой. По тем или иным причинам, суть которых пока не раскрывалась, строительство четырех судов серьезно затянулось. Согласно планам середины прошлого десятилетия, когда подписывались первые контракты на поставку, процесс передачи четырех танкеров должен был стартовать в 2017 г. и завершиться не позднее 2020-21 гг.

Сейчас середина 2020 г., и к настоящему времени лишь два танкера спущены на воду, и только один готов к прохождению испытаний. При положительном развитии событий, «Вице-адмирал Паромов» поступит на службу до конца года. После него с неизвестным опозданием флоту передадут «Михаила Барскова». Работы по двум другим судам, по всей видимости, будут продолжаться до 2022-23 гг.

Впрочем, последние новости показывают, что ситуация изменилась к лучшему. Работы успешно ведутся и переходят на новую стадию. Первый из построенных танкеров выходит на испытания, и за ним последуют другие. КТОФ и КЧФ получат по паре новых судов, что положительно скажется на состоянии всего флота обеспечения – а вместе с тем и на боеспособности ВМФ в целом.
Автор:
Использованы фотографии:
Зеленодольское ПКБ / zpkb.com, Bmpd.livejournal.com
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 5 августа 2020 05:54 Новый
    +5
    Дай бог, кораблики нужные. Семь футов под килем!
    1. Михаил Матюгин
      Михаил Матюгин 7 августа 2020 17:19 Новый
      0
      Цитата: Коте пане Коханка
      Дай бог, кораблики нужные. Семь футов под килем!

      Может быть, может быть... Вот только я немного знаю, КАК их строили и достраивали, и у меня ой какие сомнения есть в их надёжности, не то что в "качестве сборки"...
  2. turbinist
    turbinist 5 августа 2020 08:02 Новый
    +2
    Может кто-нибудь в курсе какие движки используются в составе ДГ данного проекта?
  3. tralflot1832
    tralflot1832 5 августа 2020 08:47 Новый
    0
    Ну ни как они не подходят для Черного моря.На Черном море проблема со льдами их там нет.СФ и ТФ ближе к теме по этим танкерам.Да бак чисто для северов.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 5 августа 2020 10:27 Новый
      +7
      Цитата: tralflot1832
      Ну ни как они не подходят для Черного моря.На Черном море проблема со льдами их там нет.СФ и ТФ ближе к теме по этим танкерам.Да бак чисто для северов.

      Как это не парадоксально для обывателя, в Чёрном и Азовском морях имеет место «проблема со льдами»!!!
      К слову, поинтересуйтесь составом Черноморской эскадры Российского Императорского флота и Вы с удивлением обнаружите ледокольные пароходы! Так Франция в состав своего флота из остатков Черноморского забрала ледокол Илью Муромца!!! И даже спасибо не сказала, - где Франция и где Арктика!!!
      1. tralflot1832
        tralflot1832 5 августа 2020 10:33 Новый
        +1
        За 10 лет по Черному морю на коньках не катался зимой.Да бывают зимы суровые но это только до Туапсе.Погоняют по Черному морю и переведут куда надо.
        1. Seaflame
          Seaflame 6 августа 2020 22:52 Новый
          +1
          В Туапсе никогда льда не было. В каком-то году в Одессе льды были но это аномалия.
      2. tralflot1832
        tralflot1832 6 августа 2020 11:38 Новый
        +1
        Признаю свою не правоту то что строится на Волге для ЧФ.Для ТОФа строится в Владивостоке на Восточной верфи .В 2019 году один уже спущен на воду.Для БФ и СФ будут другие ,помощнее. feel
    2. Симаргл
      Симаргл 5 августа 2020 13:57 Новый
      +7
      Цитата: tralflot1832
      На Черном море проблема со льдами их там нет.
      Как я понимаю, чем был снесён первый крымский мост Вы не знаете...
      1. tralflot1832
        tralflot1832 5 августа 2020 19:30 Новый
        +1
        Сталинский мост через Керченский пролив снесен ледоходом.Зачем танкер ледового коасса использовать на Черном море?У нас других мест нет,на север их все равно современем перегонят.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 5 августа 2020 09:22 Новый
    +3
    Я когда на первое фото посмотрел - подумал, что автор ошибся и фото какого то ледокола вставил - уж больно похож на современных борцов со льдом. А когда прочитал, то понял. Спасибо автору, интересно)))
  5. Vlad Malkin
    Vlad Malkin 5 августа 2020 09:53 Новый
    +3
    Интересный корабль! Только зачем ледового класса на Черное море?
  6. moreman78
    moreman78 5 августа 2020 10:59 Новый
    +1
    Кораблики нужные, но непонятка с Черным морем. Если бы была большая серия для всех 4х флотов, то это вполне объяснило б их постройку для ЧФ.
    1. Симаргл
      Симаргл 5 августа 2020 13:59 Новый
      +2
      Цитата: moreman78
      Если бы была большая серия для всех 4х флотов, то это вполне объяснило б их постройку для ЧФ.
      Азов затягивает льдом, в пролив выносит. Ну и перегнать, в случае чего, не проблема.
    2. Крым26
      Крым26 5 августа 2020 15:23 Новый
      +4
      Возможно, идея в универсальности. Строить отдельные корабли для ЧФ, потом отдельные - для ТОФ или СФ.... Ну геморрой же! А так - один проект и все довольны.
      1. Sergey_G_M
        Sergey_G_M 5 августа 2020 18:18 Новый
        +2
        Универсальность да. А еще такое судно может через Азовское море и Дон дойти до Ростова-на-Дону зимой и ему ничего не помешает.
        Подобные суда обеспечения очень нужны, для ЧМФ и ТОФ, учитывая что у ЧМФ и ТОФ будут отечественные "Мистрали", то постройка таких судов обеспечения к ним выглядит очень логичной.
  7. геолог
    геолог 5 августа 2020 12:27 Новый
    +6
    Керченский пролив был покрыт льдом полностью пару лет назад. На Черном море не поймешь; то загорать можно в январе на пароме, а то в другую зиму можно по льду перейти на тот берег пролива.
    1. swnvaleria
      swnvaleria 5 августа 2020 22:35 Новый
      +2
      сам я в Крым езжу летом , но дядька мой к нам как то раз зимой из Крыма в гости приехал , и вот он рассказывал что на переправе перед выходом парома пускали ледокольный буксир , а дон и азовское море возле Таганрога и Азова я часто во льду видел , так что судно такого класса к тому же река-море здесь нужно.
  8. Lontus
    Lontus 6 августа 2020 10:41 Новый
    +3
    В корме расположены две винторулевые колонки зарубежного производства с электродвигателями мощностью по 2175 л.с.

    Ну неужели электромоторы в РФ невозможно сделать?
  9. kig
    kig Сегодня, 03:32 Новый
    0
    История строительства - просто позор. Суденышко в 1500 т дедвейтом строить по 5-6 лет и только-только спустить на воду!?