Военное обозрение

Научно-исследовательские суда пр. 123. Накануне строительства

16

Общий облик НИС пр. 123. Графика от ЦКБ "Лазурит"


В рамках национального проекта «Наука» планируется построить и ввести в строй два новых многофункциональных научно-исследовательских судна (НИС). Не так давно в рамках этой программы министерство образования и науки выбрало для реализации проект 123 от ЦКБ «Лазурит». Закладка двух НИС запланирована на следующий год, а сдача ожидается не позже 2024-го.

Путь к проекту


О необходимости строительства новых НИС для Минобрнауки было объявлено в начале сентября 2018 г. Сначала президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам утвердил планы по «Науке». Среди прочего, они предусматривали выделение 28 млрд рублей на строительство перспективных НИС. Всего через несколько дней рассказали о необходимости создания двух таких судов.

К концу 2018 г. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, являющийся эксплуатантом отечественных НИС, сформировал техническое задание на перспективный проект. В дальнейшем имели место споры вокруг этого ТЗ; звучали предложения отказаться от него в пользу альтернативных концепций.

Тем не менее, 2 июля 2019 г. Минобрнауки объявило тендер на разработку перспективного НИС. В конкурсе приняли участие ЦКБ «Лазурит», Объединенная судостроительная корпорация в лице ЦМКБ «Алмаз», компания «Пелла» и другие предприятия. На заключительной стадии тендер приостанавливался из-за жалоб некоторых участников в Федеральную антимонопольную службу. Однако в начале октября 2019 г. заказчик выбрал победителя. Лучшим признали пр. 123 разработки ЦКБ «Лазурит».


Немецкое НИС Sonne - возможный "образец" для российского проекта. Фото Wikimedia Commons

Такое решение не устроило других участников конкурса. Утверждалось, что заказчик испытывал давление со стороны лоббистов и выбрал не самый лучший проект от не самого лучшего разработчика. Так, ОСК собиралось подавать жалобу в ФАС для проверки результатов. Впрочем, новые сообщения на этот счет не последовали – и результаты конкурса остались в силе.

В середине июня 2016 г. Минобрнауки сообщило о завершении проектных работ по новым НИС. Проект полностью соответствует ТЗ и получил одобрение надзорных органов, а также утвержден заказчиком. Начались мероприятия по подготовке строительства.

Планы по строительству


ЦКБ «Лазурит» входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), принадлежащего «Роснефти». В связи с этим уже прошлой осенью появились предположения о возможном исполнителе заказа на строительство двух НИС. Эти версии оправдались: в конце июня 2020 г. Судостроительный комплекс «Звезда» из состава ДЦСС получил заказ на выполнение работ.

Согласно последним данным, сейчас ведется подготовка к будущему строительству. Закладка двух судов запланирована на следующий год. Строительство и испытания займут несколько лет, но все работы следует завершить до конца 2024 г.


НИС "Академик Сергей Вавилов". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

На программу разработки и строительства двух НИС выделяется 28 млрд руб. В прошлом году сообщалось, что за разработку пр. 123 ЦКБ «Лазурит» затребовало 419 млн руб. Таким образом, на строительство судов остается более 27,5 млрд руб. – по 13,8 миллиарда за единицу. Удастся ли судостроителям уложиться в сроки и в смету – покажет время.

Особенности проекта


К настоящему времени опубликован примерный облик будущих НИС пр. 123 и некоторые сведения об их задачах и оснащении. При этом основные характеристики, точный состав оборудования и т.д. пока не оглашались. Вероятно, подробности такого рода появятся позже.

Ранее в СМИ упоминалась разработка отечественного проекта 123 на базе немецкого НИС Sonne, введенного в эксплуатацию в 2014 г. Доступные материалы о НИС от «Лазурита» показывают определенное сходство концепций, конструкций и компонентов – но о полном копировании речь не идет.

Размерности и водоизмещение новых НИС неизвестны. Предусматривается строительство судов с «океанским» корпусом, обеспечивающим работу на однолетних льдах ограниченной толщины. При разработке корпуса приняты меры по уменьшению негативного влияния обтекания на гидроакустические системы.

На корпусе помещается развитая надстройка. Бак вмещает часть помещений, сверху на нем находится площадка для вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Мостик располагается позади площадки. Кормовая палуба оснащена грузоподъемным оборудованием и может использоваться для перевозки различной нагрузки.


"Академик Мстислав Келдыш". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

Дизель-электрическая энергоустановка с винторулевыми колонками и автоматической системой управления обеспечат как передвижение, так и работу на одном месте без смещения. Также в ее задачи входит обеспечение энергией всего научного оборудования на борту.

С участием нескольких научно-исследовательских и проектных организаций для НИС пр. 123 разработано 11 лабораторий различного назначения, в т.ч. две «мокрые» площадью до 80 кв.м. С их помощью суда смогут проводить гидрофизические, метеорологические, биологические и другие исследования. В комплекс научного оборудования войдут гидроакустические и иные бортовые средства, необитаемый подводный аппарат и т.д.

Поводы для критики


Несмотря на дефицит информации, пр. 123 уже подвергся критике. Еще на стадии конкурса имели место споры и обвинения. Затем говорили о проблемах организационного и иного характера. Также предполагаются проблемы с доводкой проекта.

Еще в прошлом году в СМИ и в заявлениях участников тендера отмечалось, что отечественная промышленность не имеет опыта разработки и строительства современных НИС. Кроме того, ЦКБ «Лазурит» никогда не занималось проектированием таких судов. Предполагалось, что эти обстоятельства угрожают программе.


"Академик Борис Петров". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

На строительство двух НИС выделяется минимальное время, из-за чего работы по двум заказам фактически будут проводиться параллельно, с небольшими интервалами. Соответственно, отсутствует возможность испытать и освоить головное судно, а второе строить по улучшенному проекту.

Научный флот


Центр морских экспедиционных исследований (ЦМЭИ), входящий в состав Института океанологии им. Ширшова, располагает флотом из пяти научно-исследовательских судов с базированием в Калининграде. Все они были построены в Финляндии в восьмидесятых годах. Различное оборудование на борту позволяет проводить широкий спектр исследований почти в любых районах Мирового океана.

Актуальный нацпроект «Наука» предусматривает выделение 9 млрд руб. на модернизацию имеющегося флота НИС. Ок. 1,5 млрд руб. ежегодно будет уходить на эксплуатацию судов и организацию экспедиций. До 2024 г. исследовательскому флоту предстоит провести ок. 250 экспедиций в открытом море.

К 2024 г. флот ЦМЭИ пополнится двумя многофункциональными научно-исследовательскими судами новой постройки с современным целевым оборудованием. Они повысят общий потенциал научного флота и позволят проводить новые исследования – в т.ч. в интересах экономического развития.

Проект научно-исследовательских судов уже готов, и в следующем году стартует их строительство. Минобрнауки рассчитывает на успешное завершение работ в установленные сроки и своевременное начало эксплуатации новых НИС. Возможно возникновение тех или иных проблем с разными последствиями, но в целом ситуация выглядит оптимистично. В ближайшие годы российский научный флот будет обновляться – как за счет модернизации наличных судов, так и при помощи строительства новых.
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 6 августа 2020 05:41 Новый
    +2
    Ну , если построят новые суда для науки , то хорошо, а также глядя на обводы старых дизель -электродов становится как минимум, грустно за науку, и страшно за будущее страны.
    1. donavi49
      donavi49 6 августа 2020 07:59 Новый
      +5
      Ну по компоновочным решениям, очень похоже на Sonne - которого построили за 124,4 млн евро.

      Базовый проект по рендеру имел возможность носовой вертолетной площадки, но заказчики переиграли и оставили только площадку для приема грузов с вертолета, без посадки.
    2. Ryaruav
      Ryaruav 6 августа 2020 19:10 Новый
      0
      ачем вам не нравятся обводы наших старых нис, там хорошая мореходность и вообще себя зарекомендовали , а вот новые проекты такое ощущение рисовал один человек, причем малый танкер, нис,ледоколы и другие прям под копирку
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 6 августа 2020 06:08 Новый
    +4
    Не знаю я всех тех орг. вопросов, а проект красивый. Словно яхта современная!.
  3. silberwolf88
    silberwolf88 6 августа 2020 08:42 Новый
    0
    Дело нужное ... да и тема легальной разведки пространства Мирового океана была в отсутствии подобных проектов судов подпущена с 90-х ... хорошо что возвращаемся ...
  4. Sahalinets
    Sahalinets 6 августа 2020 09:35 Новый
    0
    Интересно, чем объясняется современная мода делать огромный бак, да еще закрытый? И танкеры пошли такие и траулеры...
    1. Bad_gr
      Bad_gr 6 августа 2020 12:43 Новый
      +7
      Цитата: Sahalinets
      Интересно, чем объясняется современная мода делать огромный бак, да еще закрытый?

      Наверно, что бы вот таких вариантов не возникало:


    2. Engineer
      Engineer 6 августа 2020 13:10 Новый
      -1
      Возможно потому что внутреннее обитаемое пространство резко увеличивается
      1. Симаргл
        Симаргл 8 августа 2020 13:39 Новый
        0
        Цитата: Engineer
        Возможно потому что внутреннее обитаемое пространство резко увеличивается
        Не увеличивается.
        Другое дело - при ветре и шторме работать на баке прикрытом щитами не так мерзостно.
    3. WATCH_OFFICER
      WATCH_OFFICER 12 сентября 2020 14:56 Новый
      0
      Увеличение мореходности. Сейчас по всему мировому флоту такая тенденция пошла, увеличение и полная зашивка бака, а также направление форштевня на манер древнеримских галер
  5. tralflot1832
    tralflot1832 6 августа 2020 10:34 Новый
    +1
    Всегда за постройку новых кораблей тем более на наших верфях.При СССР у нас был самый мощный флот научно иследовательских судов.Где мы их только не встречали.
    1. Greenwood
      Greenwood 7 августа 2020 04:50 Новый
      +1
      Цитата: tralflot1832
      При СССР у нас был самый мощный флот научно иследовательских судов.
      Построенных в Финляндии. Но не суть.
  6. sav
    sav 6 августа 2020 10:58 Новый
    +12
    На заключительной стадии тендер приостанавливался из-за жалоб некоторых участников в ФАС. Однако в начале октября 2019 г. заказчик выбрал победителя. Лучшим признали пр. 123 разработки ЦКБ «Лазурит»

    Утверждалось, что заказчик испытывал давление со стороны лоббистов и выбрал не самый лучший проект от не самого лучшего разработчика. Так, ОСК собиралось подавать жалобу в ФАС для проверки результатов

    ЦКБ «Лазурит» входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), принадлежащего «Роснефти»

    Другими словами, Сечин переборол Чемезова.
  7. Крым26
    Крым26 6 августа 2020 14:48 Новый
    0
    Я вот смотрю, что становится популярной новая архитектура кораблей - "массивная" (визуально конечно) носовая часть и низкая платформа на корме. Это чем-то выгоднее более старой классической?
    1. Симаргл
      Симаргл 8 августа 2020 13:44 Новый
      0
      Цитата: Крым26
      Это чем-то выгоднее более старой классической?
      Какой классической?
      Всё радикальное отличие в закрытом от ветров волн баке. Если смотреть на рисунок - это дало возможность соорудить вертолётную площадку (правда куда и как вертолёт прятать будут - не понятно).