Military Review

Research vessels pr. 123. On the eve of construction

16

General appearance of the NIS pr. 123. Graphics from the Central Design Bureau "Lazurit"


Within the framework of the national project "Science", it is planned to build and commission two new multifunctional research vessels (NIS). Not so long ago, within the framework of this program, the Ministry of Education and Science chose project 123 from the Lazurit Central Design Bureau for implementation. The laying of two NISs is planned for next year, and delivery is expected no later than 2024.

Project path


The need to build new NISs for the Ministry of Education and Science was announced in early September 2018. First, the Presidium of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects approved plans for Science. Among other things, they provided for the allocation of 28 billion rubles for the construction of promising NIS. Just a few days later, they talked about the need to create two such vessels.

By the end of 2018, the Institute of Oceanology named after P.P. Shirshov RAS, which is the operator of domestic R / V, has formed a technical assignment for a promising project. Subsequently, there were disputes around this TK; there were proposals to abandon it in favor of alternative concepts.

Nevertheless, on July 2, 2019, the Ministry of Education and Science announced a tender for the development of a promising NIS. The Lazurit Central Design Bureau, the United Shipbuilding Corporation represented by the Almaz Central Design Bureau, Pella and other enterprises took part in the competition. At the final stage, the tender was suspended due to complaints from some participants to the Federal Antimonopoly Service. However, in early October 2019, the customer selected the winner. Project 123, designed by Lazurit Central Design Bureau, was recognized as the best.


The German R / V Sonne is a possible "sample" for the Russian project. Photo Wikimedia Commons

This decision did not suit other participants in the competition. It was argued that the customer was under pressure from lobbyists and chose not the best project from the not the best developer. So, USC was going to file a complaint with the FAS to verify the results. However, there were no new messages on this score - and the results of the competition remained in force.

In mid-June 2016, the Ministry of Education and Science announced the completion of design work on the new NIS. The project fully complies with the TOR and was approved by the supervisory authorities, as well as approved by the customer. Preparations for construction began.

Construction plans


CDB Lazurit is a part of the Far East Shipbuilding and Ship Repair Center (DTSSS), owned by Rosneft. In this regard, as early as last autumn, there were suggestions about a possible executor of the order for the construction of two NIS. These versions came true: at the end of June 2020, the Zvezda Shipbuilding Complex from the DTSSS received an order for work.

According to the latest data, preparations are now underway for future construction. The laying of two vessels is planned for next year. Construction and testing will take several years, but all work should be completed by the end of 2024.


R / V "Academician Sergei Vavilov". Photo CMEI / rv.ocean.ru

28 billion rubles are allocated for the program of development and construction of two NIS. Last year it was reported that for the development of pr. 123 CDB "Lazurit" demanded 419 million rubles. Thus, more than 27,5 billion rubles remain for the construction of ships. - 13,8 billion per unit. Time will tell whether the shipbuilders will be able to meet the deadlines and estimates.

Features of the project


To date, the approximate appearance of future NIS pr. 123 and some information about their tasks and equipment has been published. At the same time, the main characteristics, the exact composition of the equipment, etc. have not yet been announced. Details of this kind will probably appear later.

Earlier, the media mentioned the development of a domestic project 123 based on the German R / V Sonne, which was put into operation in 2014. The available materials about R / V from Lazurit show a certain similarity in concepts, structures and components - but we are not talking about a complete copy.

The dimensions and displacement of the new NIS are unknown. It is envisaged to build ships with an "ocean" hull, which would ensure operation on first-year ice of limited thickness. During the development of the hull, measures were taken to reduce the negative impact of the airflow on the hydroacoustic systems.

A developed superstructure is placed on the hull. The tank contains part of the premises, on top of it there is a platform for helicopters or unmanned aerial vehicles. The bridge is located behind the site. The aft deck is equipped with lifting equipment and can be used to carry various loads.


"Academician Mstislav Keldysh". Photo CMEI / rv.ocean.ru

Diesel-electric power plant with rudder propellers and automatic control system will provide both movement and work in one place without displacement. It is also tasked with providing energy to all scientific equipment on board.

With the participation of several research and design organizations for NIS pr. 123, 11 laboratories for various purposes were developed, incl. two "wet" areas up to 80 sq.m. With their help, ships will be able to carry out hydrophysical, meteorological, biological and other research. The complex of scientific equipment will include hydroacoustic and other onboard facilities, an unmanned underwater vehicle, etc.

Motives for criticism


Despite the lack of information, pr. 123 has already been criticized. Even at the stage of the competition, there were disputes and accusations. Then they talked about organizational and other problems. Problems with the finalization of the project are also expected.

Last year it was noted in the media and in the statements of the tender participants that the domestic industry did not have experience in the development and construction of modern RVs. In addition, the Lazurit Central Design Bureau has never been involved in the design of such vessels. These circumstances were supposed to threaten the program.


"Academician Boris Petrov". Photo CMEI / rv.ocean.ru

The minimum time is allocated for the construction of two NIS, which is why the work on the two orders will actually be carried out in parallel, at short intervals. Accordingly, there is no opportunity to test and master the lead vessel, and build the second according to an improved design.

Scientific fleet


Center for Marine Expeditionary Research (CMEI), which is part of the Institute of Oceanology. Shirshova, has fleet of five research vessels based in Kaliningrad. All of them were built in Finland in the eighties. Various equipment on board allows for a wide range of research in almost any area of ​​the oceans.

The topical national project "Science" provides for the allocation of 9 billion rubles. to modernize the existing NIS fleet. OK. RUB 1,5 billion annually will be spent on the operation of ships and the organization of expeditions. Until 2024, the research fleet will have to carry out approx. 250 expeditions on the high seas.

By 2024, the CMEI fleet will be replenished with two new multifunctional research vessels with modern target equipment. They will increase the overall potential of the scientific fleet and allow for new research - incl. in the interests of economic development.

The project of research vessels is already ready, and their construction will start next year. The Ministry of Education and Science expects the successful completion of the work on time and the timely start of operation of the new R / V. It is possible that certain problems may arise with different consequences, but on the whole the situation looks optimistic. In the coming years, the Russian scientific fleet will be renewed - both by modernizing existing vessels and by building new ones.
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Thrifty
    Thrifty 6 August 2020 05: 41 New
    +2
    Well, if new ships are built for science, then it's good, and looking at the contours of old diesel electrodes, it becomes at least sad for science, and scary for the country's future.
    1. donavi49
      donavi49 6 August 2020 07: 59 New
      +5
      Well, in terms of layout solutions, it is very similar to Sonne - which was built for 124,4 million euros.

      The basic rendering project had the possibility of a bow helipad, but the customers replayed and left only the area for receiving cargo from the helicopter, without landing.
    2. Ryaruav
      Ryaruav 6 August 2020 19: 10 New
      0
      Why don't you like the contours of our old boats, there is good seaworthiness and generally recommended themselves, but new projects such a feeling was drawn by one person, moreover, a small tanker, a boat, icebreakers and others are just like a blueprint
  2. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 6 August 2020 06: 08 New
    +4
    I don't know all those org. questions, and the project is beautiful. Like a modern yacht !.
  3. silberwolf88
    silberwolf88 6 August 2020 08: 42 New
    0
    It’s necessary ... and the topic of legal exploration of the World Ocean space has been allowed in the absence of such ship projects since the 90s ... it's good that we are returning ...
  4. Sahalinets
    Sahalinets 6 August 2020 09: 35 New
    0
    I wonder what explains the modern fashion to make a huge tank, and even closed? And the tankers went like that and the trawlers ...
    1. Bad_gr
      Bad_gr 6 August 2020 12: 43 New
      +7
      Quote: Sahalinets
      I wonder what explains the modern fashion to make a huge tank, and even closed?

      Probably so that such options would not arise:


    2. Engineer
      Engineer 6 August 2020 13: 10 New
      -1
      Perhaps because the indoor habitable space is increasing dramatically
      1. Simargl
        Simargl 8 August 2020 13: 39 New
        0
        Quote: Engineer
        Perhaps because the indoor habitable space is increasing dramatically
        Does not increase.
        Another thing is that in wind and storm, working on a tank covered by shields is not so disgusting.
    3. WATCH_OFFICER
      WATCH_OFFICER 12 September 2020 14: 56 New
      0
      Increased seaworthiness. Now, throughout the world fleet, such a trend has gone, an increase and complete lining of the tank, as well as the direction of the stem in the manner of ancient Roman galleys
  5. tralflot1832
    tralflot1832 6 August 2020 10: 34 New
    +1
    Always for the construction of new ships, all the more so at our shipyards. Under the USSR, we had the most powerful fleet of scientific research vessels. We have never met them anywhere.
    1. Greenwood
      Greenwood 7 August 2020 04: 50 New
      +1
      Quote: tralflot1832
      Under the USSR, we had the most powerful fleet of scientific research vessels.
      Built in Finland. But not the point.
  6. sav
    sav 6 August 2020 10: 58 New
    12
    At the final stage, the tender was suspended due to complaints from some participants to the FAS. However, in early October 2019, the customer selected the winner. Project 123, designed by Lazurit Central Design Bureau, was recognized as the best.

    It was argued that the customer was under pressure from lobbyists and chose not the best project from the not the best developer. So, USC was going to file a complaint with the FAS to verify the results

    CDB "Lazurit" is part of the Far Eastern Center for Shipbuilding and Ship Repair (DTSSS), owned by "Rosneft"

    In other words, Sechin overcame Chemezov.
  7. Crimea26
    Crimea26 6 August 2020 14: 48 New
    0
    I'm looking at the new architecture of ships becoming popular - a "massive" (visually, of course) bow and a low platform at the stern. Is this something more profitable than the older classic?
    1. Simargl
      Simargl 8 August 2020 13: 44 New
      0
      Quote: Crimea26
      Is this something more profitable than the older classic?
      Which classic?
      All the radical difference is in the tank closed from the wind waves. If you look at the picture, this made it possible to build a helipad (although it is not clear where and how the helicopter will be hidden).

Военное обозрение

Научно-исследовательские суда пр. 123. Накануне строительства

16

Общий облик НИС пр. 123. Графика от ЦКБ "Лазурит"


В рамках национального проекта «Наука» планируется построить и ввести в строй два новых многофункциональных научно-исследовательских судна (НИС). Не так давно в рамках этой программы министерство образования и науки выбрало для реализации проект 123 от ЦКБ «Лазурит». Закладка двух НИС запланирована на следующий год, а сдача ожидается не позже 2024-го.

Путь к проекту


О необходимости строительства новых НИС для Минобрнауки было объявлено в начале сентября 2018 г. Сначала президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам утвердил планы по «Науке». Среди прочего, они предусматривали выделение 28 млрд рублей на строительство перспективных НИС. Всего через несколько дней рассказали о необходимости создания двух таких судов.

К концу 2018 г. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, являющийся эксплуатантом отечественных НИС, сформировал техническое задание на перспективный проект. В дальнейшем имели место споры вокруг этого ТЗ; звучали предложения отказаться от него в пользу альтернативных концепций.

Тем не менее, 2 июля 2019 г. Минобрнауки объявило тендер на разработку перспективного НИС. В конкурсе приняли участие ЦКБ «Лазурит», Объединенная судостроительная корпорация в лице ЦМКБ «Алмаз», компания «Пелла» и другие предприятия. На заключительной стадии тендер приостанавливался из-за жалоб некоторых участников в Федеральную антимонопольную службу. Однако в начале октября 2019 г. заказчик выбрал победителя. Лучшим признали пр. 123 разработки ЦКБ «Лазурит».


Немецкое НИС Sonne - возможный "образец" для российского проекта. Фото Wikimedia Commons

Такое решение не устроило других участников конкурса. Утверждалось, что заказчик испытывал давление со стороны лоббистов и выбрал не самый лучший проект от не самого лучшего разработчика. Так, ОСК собиралось подавать жалобу в ФАС для проверки результатов. Впрочем, новые сообщения на этот счет не последовали – и результаты конкурса остались в силе.

В середине июня 2016 г. Минобрнауки сообщило о завершении проектных работ по новым НИС. Проект полностью соответствует ТЗ и получил одобрение надзорных органов, а также утвержден заказчиком. Начались мероприятия по подготовке строительства.

Планы по строительству


ЦКБ «Лазурит» входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), принадлежащего «Роснефти». В связи с этим уже прошлой осенью появились предположения о возможном исполнителе заказа на строительство двух НИС. Эти версии оправдались: в конце июня 2020 г. Судостроительный комплекс «Звезда» из состава ДЦСС получил заказ на выполнение работ.

Согласно последним данным, сейчас ведется подготовка к будущему строительству. Закладка двух судов запланирована на следующий год. Строительство и испытания займут несколько лет, но все работы следует завершить до конца 2024 г.


НИС "Академик Сергей Вавилов". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

На программу разработки и строительства двух НИС выделяется 28 млрд руб. В прошлом году сообщалось, что за разработку пр. 123 ЦКБ «Лазурит» затребовало 419 млн руб. Таким образом, на строительство судов остается более 27,5 млрд руб. – по 13,8 миллиарда за единицу. Удастся ли судостроителям уложиться в сроки и в смету – покажет время.

Особенности проекта


К настоящему времени опубликован примерный облик будущих НИС пр. 123 и некоторые сведения об их задачах и оснащении. При этом основные характеристики, точный состав оборудования и т.д. пока не оглашались. Вероятно, подробности такого рода появятся позже.

Ранее в СМИ упоминалась разработка отечественного проекта 123 на базе немецкого НИС Sonne, введенного в эксплуатацию в 2014 г. Доступные материалы о НИС от «Лазурита» показывают определенное сходство концепций, конструкций и компонентов – но о полном копировании речь не идет.

Размерности и водоизмещение новых НИС неизвестны. Предусматривается строительство судов с «океанским» корпусом, обеспечивающим работу на однолетних льдах ограниченной толщины. При разработке корпуса приняты меры по уменьшению негативного влияния обтекания на гидроакустические системы.

На корпусе помещается развитая надстройка. Бак вмещает часть помещений, сверху на нем находится площадка для вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Мостик располагается позади площадки. Кормовая палуба оснащена грузоподъемным оборудованием и может использоваться для перевозки различной нагрузки.


"Академик Мстислав Келдыш". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

Дизель-электрическая энергоустановка с винторулевыми колонками и автоматической системой управления обеспечат как передвижение, так и работу на одном месте без смещения. Также в ее задачи входит обеспечение энергией всего научного оборудования на борту.

С участием нескольких научно-исследовательских и проектных организаций для НИС пр. 123 разработано 11 лабораторий различного назначения, в т.ч. две «мокрые» площадью до 80 кв.м. С их помощью суда смогут проводить гидрофизические, метеорологические, биологические и другие исследования. В комплекс научного оборудования войдут гидроакустические и иные бортовые средства, необитаемый подводный аппарат и т.д.

Поводы для критики


Несмотря на дефицит информации, пр. 123 уже подвергся критике. Еще на стадии конкурса имели место споры и обвинения. Затем говорили о проблемах организационного и иного характера. Также предполагаются проблемы с доводкой проекта.

Еще в прошлом году в СМИ и в заявлениях участников тендера отмечалось, что отечественная промышленность не имеет опыта разработки и строительства современных НИС. Кроме того, ЦКБ «Лазурит» никогда не занималось проектированием таких судов. Предполагалось, что эти обстоятельства угрожают программе.


"Академик Борис Петров". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

На строительство двух НИС выделяется минимальное время, из-за чего работы по двум заказам фактически будут проводиться параллельно, с небольшими интервалами. Соответственно, отсутствует возможность испытать и освоить головное судно, а второе строить по улучшенному проекту.

Научный флот


Центр морских экспедиционных исследований (ЦМЭИ), входящий в состав Института океанологии им. Ширшова, располагает флотом из пяти научно-исследовательских судов с базированием в Калининграде. Все они были построены в Финляндии в восьмидесятых годах. Различное оборудование на борту позволяет проводить широкий спектр исследований почти в любых районах Мирового океана.

Актуальный нацпроект «Наука» предусматривает выделение 9 млрд руб. на модернизацию имеющегося флота НИС. Ок. 1,5 млрд руб. ежегодно будет уходить на эксплуатацию судов и организацию экспедиций. До 2024 г. исследовательскому флоту предстоит провести ок. 250 экспедиций в открытом море.

К 2024 г. флот ЦМЭИ пополнится двумя многофункциональными научно-исследовательскими судами новой постройки с современным целевым оборудованием. Они повысят общий потенциал научного флота и позволят проводить новые исследования – в т.ч. в интересах экономического развития.

Проект научно-исследовательских судов уже готов, и в следующем году стартует их строительство. Минобрнауки рассчитывает на успешное завершение работ в установленные сроки и своевременное начало эксплуатации новых НИС. Возможно возникновение тех или иных проблем с разными последствиями, но в целом ситуация выглядит оптимистично. В ближайшие годы российский научный флот будет обновляться – как за счет модернизации наличных судов, так и при помощи строительства новых.
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 6 августа 2020 05:41 Новый
    +2
    Ну , если построят новые суда для науки , то хорошо, а также глядя на обводы старых дизель -электродов становится как минимум, грустно за науку, и страшно за будущее страны.
    1. donavi49
      donavi49 6 августа 2020 07:59 Новый
      +5
      Ну по компоновочным решениям, очень похоже на Sonne - которого построили за 124,4 млн евро.

      Базовый проект по рендеру имел возможность носовой вертолетной площадки, но заказчики переиграли и оставили только площадку для приема грузов с вертолета, без посадки.
    2. Ryaruav
      Ryaruav 6 августа 2020 19:10 Новый
      0
      ачем вам не нравятся обводы наших старых нис, там хорошая мореходность и вообще себя зарекомендовали , а вот новые проекты такое ощущение рисовал один человек, причем малый танкер, нис,ледоколы и другие прям под копирку
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 6 августа 2020 06:08 Новый
    +4
    Не знаю я всех тех орг. вопросов, а проект красивый. Словно яхта современная!.
  3. silberwolf88
    silberwolf88 6 августа 2020 08:42 Новый
    0
    Дело нужное ... да и тема легальной разведки пространства Мирового океана была в отсутствии подобных проектов судов подпущена с 90-х ... хорошо что возвращаемся ...
  4. Sahalinets
    Sahalinets 6 августа 2020 09:35 Новый
    0
    Интересно, чем объясняется современная мода делать огромный бак, да еще закрытый? И танкеры пошли такие и траулеры...
    1. Bad_gr
      Bad_gr 6 августа 2020 12:43 Новый
      +7
      Цитата: Sahalinets
      Интересно, чем объясняется современная мода делать огромный бак, да еще закрытый?

      Наверно, что бы вот таких вариантов не возникало:


    2. Engineer
      Engineer 6 августа 2020 13:10 Новый
      -1
      Возможно потому что внутреннее обитаемое пространство резко увеличивается
      1. Симаргл
        Симаргл 8 августа 2020 13:39 Новый
        0
        Цитата: Engineer
        Возможно потому что внутреннее обитаемое пространство резко увеличивается
        Не увеличивается.
        Другое дело - при ветре и шторме работать на баке прикрытом щитами не так мерзостно.
    3. WATCH_OFFICER
      WATCH_OFFICER 12 сентября 2020 14:56 Новый
      0
      Увеличение мореходности. Сейчас по всему мировому флоту такая тенденция пошла, увеличение и полная зашивка бака, а также направление форштевня на манер древнеримских галер
  5. tralflot1832
    tralflot1832 6 августа 2020 10:34 Новый
    +1
    Всегда за постройку новых кораблей тем более на наших верфях.При СССР у нас был самый мощный флот научно иследовательских судов.Где мы их только не встречали.
    1. Greenwood
      Greenwood 7 августа 2020 04:50 Новый
      +1
      Цитата: tralflot1832
      При СССР у нас был самый мощный флот научно иследовательских судов.
      Построенных в Финляндии. Но не суть.
  6. sav
    sav 6 августа 2020 10:58 Новый
    +12
    На заключительной стадии тендер приостанавливался из-за жалоб некоторых участников в ФАС. Однако в начале октября 2019 г. заказчик выбрал победителя. Лучшим признали пр. 123 разработки ЦКБ «Лазурит»

    Утверждалось, что заказчик испытывал давление со стороны лоббистов и выбрал не самый лучший проект от не самого лучшего разработчика. Так, ОСК собиралось подавать жалобу в ФАС для проверки результатов

    ЦКБ «Лазурит» входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), принадлежащего «Роснефти»

    Другими словами, Сечин переборол Чемезова.
  7. Крым26
    Крым26 6 августа 2020 14:48 Новый
    0
    Я вот смотрю, что становится популярной новая архитектура кораблей - "массивная" (визуально конечно) носовая часть и низкая платформа на корме. Это чем-то выгоднее более старой классической?
    1. Симаргл
      Симаргл 8 августа 2020 13:44 Новый
      0
      Цитата: Крым26
      Это чем-то выгоднее более старой классической?
      Какой классической?
      Всё радикальное отличие в закрытом от ветров волн баке. Если смотреть на рисунок - это дало возможность соорудить вертолётную площадку (правда куда и как вертолёт прятать будут - не понятно).