Система активного светового камуфляжа Compass Ghost (США)

12

Истребитель F-4C в стандартной камуфляжной окраске

Во время Второй мировой войны в интересах морской авиации ВМС США разрабатывалась система светового камуфляжа Yehudi Lights, позволявшая скрыть самолет на фоне светлого неба и сокращавшая дальность видимости. Однако конец войны и широкое распространение радиолокации сделали такую разработку бесполезной. К идее светового сокрытия самолетов вернулись через несколько десятилетий, по опыту вьетнамской войны.

Прогресс и регресс


В ходе вьетнамской войны основным средством обнаружения самолетов противника являлись РЛС наземного, корабельного и воздушного базирования. Однако при всех своих преимуществах современные и прогрессивные РЛС не смогли полностью вытеснить визуальный метод обнаружения. Так, летчикам-истребителям в поисках самолетов противника по-прежнему приходилось крутить головой и использовать приборы наблюдения типа «Глаз Mk 1».



В ходе многочисленных воздушных боев было замечено, что вьетнамские истребители МиГ-17 или МиГ-21 имеют необычное преимущество перед американскими F-4 Phantom II. Имея меньшие габариты и поперечное сечение, такие самолеты оказывались менее заметными для невооруженного глаза. Американский «Фантом» был крупнее, а кроме того, оставлял за собой заметный дымный след. Соответственно, вьетнамский летчик имел шансы раньше заметить противника и удачно построить атаку.

Подобные вопросы в течение некоторого времени оставались без особого внимания. Только в 1973 г. Пентагон запустил исследовательскую программу Compass Ghost («Круговой призрак»), целью которой являлось сокращение оптической видимости серийного F-4. Программа Compass Ghost рассматривалась как потенциальная часть более крупных перспективных проектов – ее результаты можно было использовать как для модернизации существующей техники, так и при разработке совершенно новой.

Главным требованием к «Круговому призраку» было сокращение оптической заметности со всех ракурсов. Для этого решили применить основные идеи проекта «Огни Иегуди» – но на новом техническом уровне.

Идеи и их реализация


Достаточно давно было установлено, что любой самолет в дневных условиях выглядит темным пятном на фоне светлого неба. Осветление схем окраски не давало желаемого результата, и потому пришлось использовать «активные» методы. Проект Yehudi Lights предусматривал оснащение лобовой проекции самолета набором фонарей заданной яркости, направлявших световой поток вперед.

Искусственный свет должен был сливаться с естественным и тем самым маскировал самолет, сокращая дистанцию его обнаружения из передней полусферы. Все это было подтверждено рядом испытаний.

Система активного светового камуфляжа Compass Ghost (США)

Схема размещения фонарей Compass Ghost

В основе «Кругового призрака» лежали те же идеи, но переработанные в сторону улучшения. Так, фонари подсветки предлагалось разместить не только на лобовой проекции, но и на иных поверхностях самолета. Это позволяло обеспечить маскировку на разных ракурсах и давало очевидные преимущества перед «Огнями Иегуди».

Для Compass Ghost разработали специальный фонарь продолговатой формы, пригодный для монтажа на фюзеляж и крылья истребителя F-4. Вместе с фонарями использовалась система управления, призванная поддерживать мощность фонарей на уровне естественного освещения.

Проект предусматривал монтаж девяти фонарей. Пять устанавливались на фюзеляже: один под носовой частью, два на бортах воздухозаборников и два под мотогондолами. Еще четыре изделия закрепили под крылом – на уровне центроплана и поднятой законцовки. Активный камуфляж дополнили маскирующей окраской. Верхние поверхности самолета следовало окрашивать в голубой, нижние – в серый.

Оправдывая название системы, фонари одновременно светили вниз и в стороны. Их свет не перекрывал полностью все проекции самолета, однако создавал на них характерные светлые пятна. В сочетании с новой окраской система Compass Ghost должна была размывать очертания самолета и искажать его пропорции. Таким образом, вместо истребителя F-4 противник должен был наблюдать в небе менее крупный самолет или даже странный набор цветных пятен.

Практические результаты


В том же 1973 г. компания McDonnell Douglas переоборудовала имеющийся истребитель F-4 в летающую лабораторию. Самолет перекрасили, а также оснастили фонарями, системой управления и т.д. В таком виде он вышел на испытания, в ходе которых планировалось проводить наблюдения и измерения.

Во время испытаний летающая лаборатория выполняла полеты на разных высотах и скоростях на разных курсах. На земле находились наблюдатели с различными оптическими средствами, задачей которых являлось обнаружение самолета на максимально возможной дальности. Затем проводилось сравнение дальностей обнаружения самолета с выключенной и включенной системой камуфляжа.

Испытания подтвердили ухудшение видимости из передней и боковой полусфер. Такой же эффект наблюдался от светлого днища с фонарями. В среднем новая окраска и Compass Ghost сокращали дальность визуального обнаружения на 30% в разных метеоусловиях – при различном уровне естественного освещения, облачности и т.д.


Современные F-35 в сером "камуфляже"

Впрочем, в зависимости от применяемой оптики, дальность обнаружения даже с включенными огнями достигала нескольких миль. Кроме того, «Круговой призрак» не мог скрыть характерный «выхлоп» двигателей. Все это показывало, что система фонарей и новая окраска сами по себе недостаточны для защиты самолетов.

Проект без перспектив


Наработки по теме Compass Ghost представляли большой интерес в контексте дальнейшего развития тактической авиации, и их планировалось учитывать при создании новых самолетов. Параллельно велись исследования по теме малозаметности для радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения. Все это в итоге привело к созданию современной концепции «стелс» и основных ее решений.

По результатам различных исследований было решено сосредоточить усилия на противодействии радиолокации, а активный световой камуфляж посчитали ненужным. Впрочем, это не исключало необходимость поиска оптимальных покрытий и схем окраски. К концу семидесятых все работы по системам подсветки прекратили ввиду отсутствия реальных перспектив и интереса со стороны заказчика.

В дальнейшем предпринимались новые попытки создания камуфлирующей подсветки, в т.ч. успешные с точки зрения техники и характеристик. Самолеты буквально исчезали в конце взлетной полосы и вновь появлялись только на глиссаде. Однако и эти разработки не заинтересовали военных – по тем же причинам, что и в середине сороковых.

Единственным реальным результатом проекта Compass Ghost стало появление новой окраски для самолетов. Сочетание оттенков серого само по себе сокращало видимость истребителя в сравнении со стандартным зеленым пятнистым камуфляжем. В дальнейшем «Призрак» получил распространение в ВВС США.

Неудача направления


Все американские проекты светового камуфляжа для боевых самолетов подтвердили свой потенциал, но не дали реальных результатов. Проект Yehudi Lights закрыли в середине сороковых, а работы по Compass Ghost начали и завершили через три десятилетия. Любопытно, что эти проекты объединяла не только основная идея, но и главная причина неудачи.

«Огни Иегуди» появились достаточно поздно. Когда эта система была готова, широкое распространение получили РЛС, что снизило ценность оптических систем. В начале семидесятых военные вновь заинтересовались световым камуфляжем, но к середине десятилетия вновь проявили повышенное внимание к радиолокации – и средствам защиты от нее.

В итоге «Круговой призрак» так и остался в единственном экземпляре. Активный оптический камуфляж сохранил статус технического курьеза без реальных практических перспектив. Развитие получили технологии снижения радиолокационной и инфракрасной заметности, а в области оптического камуфляжа впредь обходились только маскирующей окраской.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    9 августа 2020 06:33
    Зато сколько денег было на этих двух проектах прикарманено корпорациями - даже не вспоминают ))
  2. +3
    9 августа 2020 06:48
    Интересно. Как и разработка 40х, статью о которых автор выкладывал ранее. Бесперспективно, но интересно.
    1. +3
      9 августа 2020 07:44
      Цитата: Вождь краснокожих
      Интересно. Как и разработка 40х, статью о которых автор выкладывал ранее. Бесперспективно, но интересно.

      Это типа...Корреспондент И. Вишняков на страницах популярного издания подробно описал первый полет чудо-машины. По его словам, на летное поле из специального ангара выкатили ярко блестевший на солнце самолет, сильно напоминавший У-2. Следом за ним из соседних ангаров появились два И-16. Предполагалось, что истребители будут сопровождать полет самолета-невидимки, а их пассажиры снимать уникальное действо на кинокамеру. Наступил момент взлета. Моноплан легко оторвался от земли и стремительно взмыл в воздух. Первые минуты полета ничего удивительного не происходило. Самолет было отлично видно в синем небе. Но вот моноплан выпустил струю газа и в следующее мгновение медленно растворился в воздухе. То что чудо-машина все еще кружит в воздухе, было ясно только благодаря характерному стрекоту мотора. Истребителям тут же был отдан приказ возвращаться на аэродром, чтобы ненароком не сбить самолет-невидимку. ?
      1. +2
        9 августа 2020 08:24
        Да, читал это необъяснимое чудо!)) laughing
  3. +2
    9 августа 2020 08:16
    А, звук двигателей как нибудь они пытались скрыть?
    1. +1
      9 августа 2020 13:49
      А смысл? Для воздушного боя бесполезно. Для маскировки с земли тоже не очень, если слышишь двигатель, то найти в небе точку-самолёт всё-равно непросто.
  4. +11
    9 августа 2020 09:51
    Вообще, идея интересная - смешать естественное освещение с искусственным. Автору спасибо hi
    Кстати, статья напомнила: кварцевать помещения ультрафиолетом лучше в темное время суток, тогда ультрафиолет не "разбавляется" дневным светом и более эффективен.
    1. +1
      9 августа 2020 13:54
      А в без лунную ночь КПД УФ лампы равен 150% good
  5. +1
    9 августа 2020 18:37
    Вот это поворот!
    Спасибо автору.
    Честно говоря, я обращал внимание, что наши машины имеют серебристый цвет. А капиталисты- камуфляж. Но, не придавал значения- почему так сделано.
    А тут оказывается- вон оно что. Я ещё раз проникаюсь уважением к нашим конструкторам и прочим товарищам работавшим в те старые/ добрые времена. hi
  6. +2
    9 августа 2020 20:06
    Полагаю, что и за НЛО их вполне могли принимать. Летит, светится, огни во все стороны.
  7. 0
    10 августа 2020 17:19
    Авиационный камуфляж - очччень интересная тема. Особенно - камуфляж Второй мировой. Рад буду, если кто-то отважится на цикл статей о нём. yes