От Галифакса до Бейрута. Четыре крупнейшие техногенные катастрофы в портах

40

Вид на разрушенный Галифакс через два дня после взрыва, 1917 год

Взрыв в порту Бейрута, который произошел вечером 4 августа 2020 года, стал настоящей катастрофой не только для города, но и для страны. По последним данным, техногенная катастрофа в порту унесла жизни 158 человек, ранено оказалось больше 6 тысяч жителей города. Но ещё серьезней оказались экономические последствия данного взрыва. Только по предварительным оценкам, ущерб от взрыва 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры) в порту Бейрута стоил Ливану 3-5 миллиардов долларов.

Взрыв в порту Бейрута


Разрушительной силы взрыв в порту Бейрута произошел вечером 4 августа. Всего взрывов было два, второй, более мощный, привел к огромным разрушениям в порту и близлежащих кварталах города. Взрыв произошел на складе №12, в котором хранилось 2750 тонн нитрата аммония. Опасный груз был конфискован ещё в 2014 году с борта судна «Rhosus», которое принадлежало бизнесмену с российским гражданством Игорю Гречушкину. В дальнейшем вопрос об опасности хранения компонента взрывчатых веществ в порту поднимался многократно, но какого-то решения об утилизации или вывозе груза принято не было. По предварительной информации, причиной взрыва стало нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ в указанном складском помещении.




Бейрут, вид на место взрыва в порту. Самая большая постройка — полуразрушенный элеватор

Информация о последствиях взрыва, в том числе экономических, разнится. Но уже сейчас можно говорить о том, что в истории Ливана это крупнейшая техногенная катастрофа, которая, даже по самым скромным оценкам, нанесла стране ущерб в размере 5-10% от ВВП. Для не самой богатой страны на Ближнем Востоке это настоящая национальная катастрофа. При этом тысячи людей лишились своего жилья, так как масса квартир и домов были повреждены. В конечном итоге взрыв привел к массовым беспорядкам в столице Ливана, которые начались в городе 8 августа.

Общее количество жертв оценивается пока в 158 человек, еще более шести тысяч жителей ливанской столицы получили различные ранения, дома и квартиры 300 тысяч человек получили разные повреждения. Во многих домах разрушило фасады, выбило все стекла, двери, повредило межкомнатные перекрытия и кровлю. Особенно пострадали дома, находящиеся в непосредственной близости к порту. Те или иные повреждения зданий были зафиксированы на удалении в 10 километров от эпицентра взрыва. При этом Бейруту ещё в какой-то мере повезло, так как часть мощнейшей ударной волны принял на себя зерновой элеватор в порту, являющийся крупнейшим в стране. Здания, которые располагались за элеватором, получили меньше повреждений.


Бейрут, вид со стороны порта в сторону прилегающего района города

Помимо очевидных жертв и разрушений, взрыв в порту Бейрута имеет колоссальные последствия для ливанской экономики. В том же элеваторе хранилось более 15 тысяч тонн зерна. О дефиците хлеба в стране пока речи не идет, но, по официальной информации запасов, зерна в Ливане осталось теперь только на месяц. Также важно понимать, что порт Бейрута обеспечивал 60 процентов всего ливанского импорта, в том числе 80 процентов продовольственного импорта. Негативным фактором для Ливана стало и то, что взрыв произошел на фоне экономического и политического кризиса в стране, возникшего после введения чрезвычайной ситуации в связи с пандемией нового коронавируса, который серьезно ударил по экономикам всех без исключения стран мира.

Даже несмотря на масштаб разрушений, который потряс всех очевидцев трагедии, ранее на нашей планете уже происходили подобные катастрофы и самые страшные из них случались именно в портах или непосредственно на входе в порт. По количеству жертв и разрушений взрыв в Бейруте не является самым мощным. В этом печальном списке крупнейших неядерных взрывов лидирует трагедия в канадском Галифаксе, которая произошла 6 декабря 1917 года и привела к тысячам жертв и разрушению значительной части города.

Взрыв в Галифаксе


6 декабря 1917 года в канадском Галифаксе произошла катастрофа, которая потрясла всю страну. В гавани этого канадского порта столкнулись между собой два судна. Французский военный транспортный корабль «Монблан» столкнулся с норвежским кораблем «Имо». Столкновение произошло в узкой части внешнего рейда порта с заливом Бедфорд-Бэйнси. Столкновение двух кораблей произошло в 8:45 по местному времени. «Имо» врезался в правый борт вспомогательного транспорта «Монблан» у трюма №1.

Само столкновение не имело для кораблей серьезных последствий, но в трюме «Монблана» из поврежденных бочек вытек бензол. При расцепке двух кораблей от трения металла о металл появились искры, которые привели к воспламенению бензола и началу пожара на «Монблане». Дальнейшая катастрофа была предрешена, но её последствия могли быть гораздо менее разрушительными для Галифакса. К несчастью для местных жителей, «Монблан» практически полностью был загружен взрывчаткой. Судно везло из Нью-Йорка груз взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ: 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и примерно 35 тонн бензола.

От Галифакса до Бейрута. Четыре крупнейшие техногенные катастрофы в портах

Облако дыма, которое образовалось после взрыва в Галифаксе 6 декабря 1917 года

Командир «Монблана» вместе с командой бросили корабль, который в буквальном смысле стал горящей пороховой бочкой. Дрейфуя, неуправляемое судно достигло пирса №6, который находился в начале улицы Ричмонд-стрит. Многие горожане и жители района наблюдали за пожаром на корабле из своих окон или прямо с улиц. Многие из них поплатились за это жизнью, десятки людей навсегда лишились зрения. Их глаза оказались повреждены осколками стекла, а кто-то получил ожог глаз от силы самой вспышки, которая образовалась при взрыве. Позднее специалисты установят, что в эпицентре взрыва температура составляла 5000 градусов Цельсия.

Взрыв на «Монблане» произошел в 9 часов 4 минуты, когда огонь добрался до груза взрывчатых веществ. Произошедшая катастрофа признается самым мощным взрывом доядерной эпохи в истории человечества, мощность взрыва оценили в 2,9 килотонны в тротиловом эквиваленте. Последствия для города Галифакса оказались катастрофическими. Район Ричмонд был разрушен полностью. Площадь сплошных разрушений составила 160 га, в радиусе 2,6 километра от места взрыва здания были либо полностью разрушены, либо серьезно повреждены. Здесь стоит учесть, что в те годы застройка города во многом была деревянной, капитальных каменных и кирпичных зданий было не так много. Помимо чудовищной силы взрывной волны, повреждения городу нанесли многочисленные пожары, который вспыхнули в разных районах Галифакса и быстро распространились по деревянной застройке.


Первые спасательные работы в Галифаксе

Согласно официальным данным, в катастрофе погибло 1963 человека, опознаны были 1950 человек. Различные ранения получили более 9 тысяч человек. Полностью разрушенными оказались 1630 домов, еще 12 тысяч домов получили различные повреждения. Промышленный сектор города оказался почти полностью разрушен, особенно пострадали верфи и сам порт. Общий ущерб от взрыва оценили тогда в 35 миллионов канадских долларов (примерно 591 миллион долларов по сегодняшнему курсу).

Взрыв в Порт-Чикаго


Взрыв в небольшом городке в Калифорнии Порт-Чикаго, который произошел 17 июля 1944 года, по мощности сравнивают со взрывом в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 года. При этом разрушений и жертв было меньше, но только исключительно из-за удаленности порта от основных городских кварталов и небольшой численности жителей. Склады боеприпасов располагались более чем в миле от городских построек.

Сам город возник и развивался как небольшой портовый поселок при тыловой базе снабжения Тихоокеанского флота США. В 1942 году после нападения японцев на Пёрл-Харбор в Порт-Чикаго была построена новая перевалочная база для снабжения боеприпасами всех американских сил, действовавших на Тихоокеанском ТВД. При этом работы по совершенствованию портовой инфраструктуры продолжались. В 1944 году здесь завершилось строительство погрузочного пирса с тремя железнодорожными путями. В порту появилась возможность одновременно загружать сразу два транспорта.


Вид на Порт-Чикаго, сами городские здания расположены в верхнем правом углу снимка

17 июля 1944 года в порту стояли на погрузке два судна типа «Либерти». К тому моменту на борт корабля E.A. Bryan уже успели загрузить 4606 тонн различных боеприпасов (к вечеру 17 июля корабль был заполнен примерно на 40%), ещё 429 тонн боеприпасов хранилось в железнодорожных вагонах на пирсе. Второй корабль, Quinault Victory, только готовился к загрузке. Что именно произошло на пирсе в тот роковой день, доподлинно неизвестно, так как все непосредственные очевидцы и участники погрузки боеприпасов погибли на месте. По словам очевидцев, в 22:18 они слышали звук, похожий на треск древесины и скрежет металла. Возможно, это был звук упавшей стрелы крана. Сразу же после этого последовал первый взрыв и возник пожар, а всего через 5-7 секунд произошел следующий взрыв, который уничтожил пирс, вагоны и оба корабля, на которых шла загрузка.

Мощность взрыва, по некоторым оценкам, могла достигать 2-2,2 килотонны в тротиловом эквиваленте. Огненный шар, образовавшийся на месте взрыва, было видно за много миль. При этом пилот американских ВВС, который был свидетелем взрыва, оценил диаметр возникшего огненного шара в 3 мили (4,6 км). Куски кораблей, вагоны и боеприпасы подбросило в воздух на высоту до трех километров. При этом транспорт E.A. Bryan был разрушен полностью, а Quinault Victory разорвало на части, которые были разбросаны в разных направлениях. К примеру, корма судна улетела на 150 метров от места взрыва.


Последствия взрыва на пирсе в Порт-Чикаго

Взрывом были разрушены казармы и постройки в порту, также повреждения получила большая часть города, но за пределами пирса никто не погиб. Взрыв унес жизни 320 человек, всех, кто находился на пирсе и на борту кораблей, ещё 390 человек из числа военнослужащих и гражданских получили различные ранения. При этом от погибших в буквальном смысле практически ничего не осталось. По найденным на месте катастрофы фрагментам тел удалось опознать лишь 51 человека. Большая часть пострадавших в результате взрыва была афроамериканцами: 202 убитых и 233 раненых. Через несколько недель после ликвидации последствий катастрофы и приказа на возобновление работы с боеприпасами в порту произошел бунт. Многие афроамериканцы отказались выходить на работу. За это они были отправлены под трибунал, 50 человек получили реальные тюремные сроки на 8-15 лет. Добиться их помилования удалось только в январе 1946 года.

Взрыв в порту Техас-Сити


16 апреля 1947 года ещё один мощный взрыв произошел в порту американского Техас-Сити. Как и в Бейруте, здесь взорвался груз нитрата аммония. Всё началось с пожара на борту французского транспортного судна «Grandcamp». Это был очередной транспорт типа «Либерти». Пожар на борту корабля начался примерно в 8 часов утра. От момента начала пожара до взрыва прошло более часа. За это время с корабля сошла вся команда, кроме капитана, а на борт успели подняться 27 городских пожарных из 50, которые имелись в Техас-Сити.


Разрушенное 5-этажное здание каучукового завода в Техас-Сити

Взрыв на борту корабля произошел в 9:12 по местному времени. Взорвались 2300 тонн аммиачной селитры. Жертв данного взрыва оказалось больше, чем могло бы быть, так как пожар на борту судна привлек внимание большого количества зевак, которые следили за происходящим, располагаясь вдоль береговой линии. Люди считали, что находятся на безопасном расстоянии. Внимание зевак дополнительно привлекал необычно яркий желто-оранжевый дым, поднимавшийся из трюмов корабля. Специалисты позднее отмечали, что такой цвет был характерен для образующихся паров диоксида азота.

Случившаяся катастрофа считается самой крупной для американской промышленности за всю её историю. В результате взрыва порт был разрушен. Взрывной волной, пожарами и образовавшейся 4,5-метровой волной была уничтожена или серьезно повреждена тысяча различных зданий. В результате взрыва погиб и пропал без вести 581 человек, более пяти тысяч жителей города получили различные ранения. В огне было уничтожено 1100 автомобилей и 362 грузовых вагона. Повреждения от взрыва затронули 2/3 города и 3/4 от всей химической и нефтеперерабатывающей промышленности, которая располагалась в Техас-Сити. Сила взрыва была такова, что двухтонный якорь транспорта «Grandcamp» нашли позднее в 2,6 км от места взрыва.


Сгоревшие легковые автомобили на стоянке, расположенной в 400 метрах от порта в Техас-Сити

В результате взрыва и последовавших пожаров были полностью сожжены несколько химических заводов и нефтехранилищ. При этом сила пожаров была такой, что борьба с ними продолжалась и через неделю после взрыва. Общий имущественный ущерб оценили в 100 миллионов долларов (1,1 миллиарда долларов в ценах 2019 года). События в Техас-Сити стали поводом для подачи первого коллективного иска против правительства США. Иск был подан от имени 8485 граждан, которые в различной форме пострадали от взрыва и его последствий.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +8
    10 августа 2020 06:47
    ровно 5 лет назад. взрыв в Китае. тоже в порту. тоже химикаты.
    1. +6
      10 августа 2020 07:48
      Китайское расследование показало, что при втором взрыве тоже сдетонировала хранившаяся селитра в количестве 800 тонн, мощность составила 336 тонн тротила.

      1. +4
        10 августа 2020 08:08
        Размер воронки составил 85м.

        1. 0
          10 августа 2020 08:17
          нормально так долбануло...
    2. +12
      10 августа 2020 09:25
      Бабахает периодически везде, но хранить столько селитры посередине города, это надо быть редким идиотом.
  3. +9
    10 августа 2020 06:47
    Можно ещё упомянуть взрыв на химическом заводе в Оппау. Химический завод концерна компании BASF в немецком Оппау в 1921 году был центром производства взрывчатки, отравляющих газов и удобрений - смеси сульфата и нитрата аммония (последний также называется аммиачной селитрой - это то самое вещество, которое взорвалось в Бейруте).
    Запасы удобрений складировали в глиняном карьере, где они неизбежно затвердевали. Отправлять рабочих в карьер было слишком опасно - они могли оказаться похороненными заживо. Поэтому селитру доставали из карьера с помощью небольших взрывов, несмотря на знание о ее взрывоопасности. 21 сентября 1921 года такая операция привела к детонации запаса удобрений в хранилище - 4,5 тыс. тонн сульфата и нитрата аммония.

    1. 0
      10 августа 2020 08:14
      Взрыв в Оппау был устроен инженером Гариным . Описано в романе Толстого . Шутка , хотя шутить на такую тему наверное грешно .
      Кроме того статья описывает взрывы в портах , Оппау к таким не относиться . А вот взрыв на корабле Дальстроя автору стоило бы описать , я давно как то об этом слышал , но не знаю к сожалению подробностей .
    2. +19
      10 августа 2020 08:16
      И в царской России пароходы со взрывчаткой в Архангельске во время ПМВ взлетали на воздух и в СССР. Правда о подобных событиях в СССР мало кто знает:
      24 июля 1946 года во время погрузки аммонала на пароход Дальстрой в бухте Находка из-за грубых нарушений техники безопасности произошёл взрыв. Погруженные с грубейшими нарушениями правил безопасности в навал в трюм 7000 тонн аммонала загорелись ещё во время загрузки парохода. Находившиеся в другом трюме 400 тонн тротила под воздействием высокой температуры взорвались, полностью разрушив портовые сооружения на мысе Астафьева и вызвав значительные человеческие жертвы.

      Из письма Министра внутренних дел СССР Круглова — Сталину, Берии, 14 августа 1946 года:

      "В результате пожара и взрыва в бухте Находка уничтожен пароход "Дальстрой" и все находившиеся на нём грузы в количестве:

      взрывчатки — 917 тонн, сахара — 113 тонн, разных промтоваров — 125 тонн, зерна — 600 тонн, металла — 392 тонн, а всего на сумму 9 млн рублей;

      на сгоревших складах Дальстроя уничтожено различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн руб. и взрывчатки на сумму 25 млн руб.

      Во время взрыва парохода "Дальстрой" убито и умерло от ран 105 человек, в том числе: военнослужащих — 22, гражданского населения — 34, заключённых — 49; ранено и находится в лечебных заведениях 196 человек, в том числе: военнослужащих — 55, гражданского населения — 78 и заключённых — 63".

      К словам и цифрам министра МВД СССР Круглова стоит относиться очень скептически. 7400 тонн взрывчатки, погруженные в трюмы парохода "Дальстрой" в письме министра к Сталину превращаются волшебным образом в … 917 тонн. Не хотел министр говорить правду Иосифу Виссарионовичу…
      10 часов 19 декабря 1947 года. Катастрофа
      19 декабря 1947 года пароход "Генерал Ватутин" в 10 часов 10 минут подходит к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них делает разворот кормой к порту.

      Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Левый борт в области третьего трюма отваливается и становятся видны шпангауты. "Генерала Ватутина", объятого пламенем, начинает нести к пирсам, по направлению к танкеру "Советская нефть". Капитан пытается развернуть пароход и вывести его за пределы порта.

      Очевидцы показывают, что всё время, пока горел "Ватутин", судовая команда принимала меры к тушению пожара.

      В 10 часов 25 минут на пароходе "Генерал Ватутин" происходит взрыв огромной силы. Почти одновременно со взрывом "Генерала Ватутина" от детонации произошел взрыв капсюлей, находящихся в носовой части парохода "Выборг". В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули.

      Из числа команды парохода "Генерал Ватутин" никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых.

      От взрыва "Генерала Ватутина" образовалась волна воды со льдом до 10 метров высотой, которая дошла до порта и нанесла некоторые повреждения трем пароходам, стоящим у причала, а взрывной волной были повреждены палубные надстройки на остальных четырех пароходах.

      Взрыв был чудовищной силы. Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты в том месте, где погиб "Генерал Ватутин". В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной 7 метров. В котловане обнаружены отдельные части парохода, разбросанные на площади до 150 метров.
      1. +2
        10 августа 2020 08:34
        Цитата: Улиточник N9
        Правда о подобных событиях в СССР мало кто знает:

        Спасибо за комент. Не знал про тот случай.
      2. +4
        10 августа 2020 09:28
        Ух ты! Зачетное дополнение. Наверное, действительно, мало кто знал об этих случаях. Спасибо за информацию.
    3. -3
      10 августа 2020 08:16
      Тихо, тихо. А то в Америке вспомнят, что:
      Большая часть пострадавших в результате взрыва была афроамериканцами: 202 убитых и 233 раненых. Через несколько недель после ликвидации последствий катастрофы и приказа на возобновление работы с боеприпасами в порту произошел бунт. Многие афроамериканцы отказались выходить на работу. За это они были отправлены под трибунал, 50 человек получили реальные тюремные сроки на 8-15 лет.
      И белых опять на колени поставят по второму кругу.
      1. +1
        10 августа 2020 08:34
        Цитата: Mavrikiy
        И белых опять на колени поставят по второму кругу.

        Молчите, может они не знают про это.
      2. +4
        10 августа 2020 09:24
        Вот о взрывах (скорее всего диверсиях) в Архангельске в ПМВ:
        23 октября 1916 года к причалу № 20 Бакарицы пришвартовался пароход «Барон Дризен» с 5,3 тысячи тонн военных грузов из Балтимора и Нью-Йорка. Судно под российским флагом имело многонациональную команду — только три человека были русскими, офицерский состав — эстонцы и латыши. Состав груза парохода: 2002 тонны металлов — меди, свинца, цинка, стали, 1074 тонны металлоизделий — станков, рельсов, локомотивов, шоссейных катков, проволоки, 46 тонн боевого отравляющего вещества — хлора и 2184 тонны снарядов, пороха и тротила (4).
        26 октября в обеденный перерыв взорвался носовой трюм парохода со снарядами, в результате возникшего пожара взорвался и кормовой трюм со взрывчаткой. В результате снесло надстройки и трубу разгружавшегося рядом парохода «Эрл оф Фарфар», затонули буксир «Рекорд», 100-тонный плавучий кран и почтовая баржа. На берегу рухнуло здание электростанции и пожарного депо. Пожар и взрывы сложенных на берегу снарядов мгновенно достигли деревянных бараков с отдыхавшими рабочими, сгоревшими заживо. Самую большую опасность представляли 46 тонн отравляющих веществ, ранее выгруженных с «Дризена» и находящихся неподалеку. Газ мог убить не только спасателей, но и весь Архангельск. По случайности, самого страшного не произошло. Пожар и взрывы продолжались до 18 часов вечера.
        Для его тушения и устранения последствий прислали пожарные буксиры, пожарный поезд с Исакогорки, добровольцев-спасателей из числа гимназистов старших классов. Из Вологды был срочно отправлен еще один пожарный поезда с медиками. В Мурманске на английский крейсер «Виндиктив» погрузили плотников и рабочих и на максимальной скорости отправили в Архангельск.
        Погасив к 22 часам основные очаги горения, стали подводить предварительные итоги катастрофы. Было установлено, что в лазареты доставлены 1186 раненных, в том числе 25 женщин и 10 детей, обнаружено 607 трупов, пропал без вести 851 человек (5). Некоторые из пропавших явились после окончания спасательных работ, но подавляющее большинство следовало причислить к погибшим, останки которых не подлежали идентификации. Катастрофа унесла жизни около 1500 человек, трупы и части тел хоронили в поселке Затон. Общий ущерб оценили в 2 млн рублей.
        Расследованием занялась комиссия во главе с адмиралом Маниковским. В качестве основной версии рассматривалась диверсия — так как до взрыва «Дризена» в Архангельске последовал ряд подозрительных происшествий: «на Быку» сгорели 3200 тонн грузов для союзников — на 15 млн рублей, в июле 1916 г. пожар на станции Исакогорка уничтожил 22 вагона, также с грузами для союзников.

        Катастрофа, как на Бакарице в октябре 1916 года, повторилась в Архангельске спустя 3 месяца. В январе 1917 года в архангельский порт из Романова-на-Мурмане (ныне г. Мурманск) пришел ледокол «Семен Челюскин» с 3000 тонн военных грузов, в том числе взрывчатки. Белое море покрылось льдом, и чтобы перебросить оружие из незамерзающего Мурманска на Северную железную дорогу, его перегружали в мурманском порту на ледоколы.
        .12 января «Челюскин» встал под разгрузку у крайнего причала участка порта Экономия. Оказалось, что в один из трюмов были загружены уголь и взрывчатые вещества — что весьма опасно. В ходе работ груз несколько раз загорался, его тушили и продолжали разгрузку. Слухи о пожарах быстро распространились в порту и поселке, сотни людей в панике бежали в сторону Архангельска и в близлежащие деревни.
        В полдевятого утра 13 января раздался взрыв. Помощник капитана парохода «Курск», стоявшего неподалеку: «Загорелись надстройки пароходов, одновременно начали врываться сложенные штабелями на причалах артиллерийские снаряды и патроны. Плавучий док вместе с «Курском» чуть не опрокинулся, лед вокруг него был изломан, а надстройка получила повреждения. Через две минуты после взрыва я выскочил на палубу и увидел, что замерзшая Северная Двина была покрыта бегущими на противоположную сторону людьми… Над всем районом Экономии стоял густой дым, многие дома были объяты огнем… За 15−20 минут всё население покинуло Экономию» (1).
        Рядом с «Челюскиным» стоял английский пароход «Бейригия» также с грузом взрывчатки: «Осыпаемая беспрестанным градом осколков от рвущихся на берегу снарядов, команда не могла спастись. Через несколько минут сильный взрыв потряс воздух. На наших глазах из трюма парохода вылетел огромный огненный шар и поднялся высоко в небо. Затем раздался страшный грохот»
        На месте «Челюскина» и «Бейригии» образовались воронки в десятки метров. Начальник штаба Посохов: «Подъезжая с юга к Экономии, видел небольшой дым слева, это горели конюшни и сараи у парохода «Курск». Справа — большой пожар, оттуда раздавались частые взрывы страшной силы и виделись вспышки пламени. Идя дальше, видел полуразрушенные и покинутые своими жильцами бараки; видел труп рабочего, убитого вылетевшим из печи кирпичом. Рабочие и ратники разбежались, ко мне сошлись 10−15 офицеров, многие раненные. Почти беспрерывные взрывы и свист снарядов раздавались со стороны восточной части района, где были сосредоточены взрывчатые вещества»
        Сразу же после первого взрыва начали работу спасатели из числа офицеров и команд пароходов. Вскоре стало ясно, что огонь подбирается к складам со взрывчаткой, было принято решение приостановить работы и дождаться большого взрыва. Людей с территории вывели, и самый мощный взрыв произошел в 16.30. После него спасательные работы продолжились, несмотря на сильный ветер и мороз, когда вода застывала в пожарных рукавах. Раненных сносили на «Курск», где развернули подобие полевого госпиталя.
        Итог взрыва — погибли пароходы «Челюскин» и «Бейрингия», буксир «Могучий», несколько плавучих копров, сильно повреждены буксир № 6 и еще два парохода. К счастью, рабочие и жители поселка вовремя покинули территорию порта, и жертв было значительно меньше, чем в Бакарице. Погибли 70 человек, ранены — 344 человека. Пламя пожара уничтожило несколько тысяч тонн военных грузов.
        https://regnum.ru/news/society/2550218.html
        https://regnum.ru/news/society/2549221.html
    4. -1
      10 августа 2020 16:31
      Цитата: Башкирхан
      Можно ещё упомянуть взрыв на химическом заводе в Оппау. Химический завод концерна компании BASF в немецком Оппау в 1921 году был центром производства взрывчатки, отравляющих газов и удобрений - смеси сульфата и нитрата аммония (последний также называется аммиачной селитрой - это то самое вещество, которое взорвалось в Бейруте).
      Запасы удобрений складировали в глиняном карьере, где они неизбежно затвердевали. Отправлять рабочих в карьер было слишком опасно - они могли оказаться похороненными заживо. Поэтому селитру доставали из карьера с помощью небольших взрывов, несмотря на знание о ее взрывоопасности. 21 сентября 1921 года такая операция привела к детонации запаса удобрений в хранилище - 4,5 тыс. тонн сульфата и нитрата аммония.

      Там было 12 тысяч тонн селитры. Множество раз рыхлили слежавшуюся селитру пороховыми зарядами. Потом, из-за отсутствия, перешли на бризантные заряды, что привело к массовому взрыву. С тех пор, было запрещено разрыхлять таким методом ЛЮБОЕ химическое вещество, хотя бы, даже, не взрывающееся по определению.
  4. +2
    10 августа 2020 07:52
    В Галифаксе очень сильно бумкнуло. 2к трупов. В тоже время можно отметить слаженную работу экипажа "Монблана", который за считанные минуты дружно эвакуировался с корабля и скрылся в кустах.
  5. +3
    10 августа 2020 07:56
    Ничто не стоит так дешево и не обходится так дорого, как человеческая глупость. Какой смысл это обсуждать, назад ничего не вернешь.
    1. +4
      10 августа 2020 08:25
      Цитата: Ros 56
      Какой смысл это обсуждать, назад ничего не вернешь.
      Чтобы избежать новых случаев.
      1. 0
        10 августа 2020 08:26
        А сам факт их повторения, вам ни о чем не говорит?
        1. +4
          10 августа 2020 08:29
          Мир не чёрно-белый, у всего есть полутона. Если катастроф нельзя избежать полностью, это не значит, что не следует пытаться их предотвращать.
          1. -1
            10 августа 2020 08:36
            Совершенно верно, мир не черно-белый, поэтому в нем имеет место быть достаточно глупостей человеческих. О чем я и писал. hi
    2. 0
      10 августа 2020 16:37
      Цитата: Ros 56
      Ничто не стоит так дешево и не обходится так дорого, как человеческая глупость. Какой смысл это обсуждать, назад ничего не вернешь.

      Разве обсуждение ведётся с надеждой возврата? С целью не повторения, я думаю. Мало обсуждали ДО этого события, вот оно и случилось.
  6. 0
    10 августа 2020 08:12
    При этом транспорт E.A. Bryan был разрушен полностью, а Quinault Victory разорвало на части, которые были разбросаны в разных направлениях. К примеру, корма судна улетела на 150 метров от места взрыва.
    К тому моменту на борт корабля E.A. Bryan уже успели загрузить 4606 тонн различных боеприпасов (к вечеру 17 июля корабль был заполнен примерно на 40%), ещё 429 тонн боеприпасов хранилось в железнодорожных вагонах на пирсе. Второй корабль, Quinault Victory, только готовился к загрузке.
    Не согласуется. recourse E.A. Bryan - загружен и разрушился.Quinault Victory начали загружать и "разорвало на части" request
  7. +9
    10 августа 2020 08:20
    !4 апреля 1944 года взрывом парохода"Форт Стайкин", тоже было уничтожена часть Бомбея и порт. Кроме взрывчатых веществ там находилось ещё и 155 слитков золота, на сумму 5 млн. долларов, которые просто куда то исчезли. Пожар тушили две недели.
    1. +2
      10 августа 2020 09:53
      Хорошо, что вспомнили, сам хотел об этом написать. Добавлю по грузу хлопка - 1233 тонны разлетелись при взрыве и подожгли все что можно в радиусе 9 км.
      1. +2
        10 августа 2020 10:12
        Цитата: Галеон
        Добавлю по грузу хлопка - 1233 тонны разлетелись при взрыве и подожгли все что можно в радиусе 9 км.

        Поэтому и горели деревянные постройки две недели.
    2. +5
      10 августа 2020 12:28
      Правды ради 154 - один слиток добросовестный индиец таки вернул smile
  8. -1
    10 августа 2020 09:15
    Автор похоже с каких-то СМИ США статейку спёр. Ни про Индию, ни про Китай не упомянул.
  9. Комментарий был удален.
  10. -5
    10 августа 2020 11:07
    Давайте обсудим, где в РФ может "рвануть". Кажется, на днях (после взрыва) был принят закон, разрешающий создание подобных складов. И цель актуальная: повышение экономической эффективности за счёт снижения затрат на логистику.
    1. +1
      10 августа 2020 16:45
      Цитата: iouris
      Давайте обсудим, где в РФ может "рвануть". Кажется, на днях (после взрыва) был принят закон, разрешающий создание подобных складов. И цель актуальная: повышение экономической эффективности за счёт снижения затрат на логистику.

      Прежде, чем нести бред сивой кобылы. хорошо бы прочитать Правила Техники Безопасности при хранении, перевозке ВВ. Найдёшь следующее- хранить в количестве, в одном складе не более, склады расположены на расстоянии не менее, склады должны быть заглублены по крышу, в траншеях или котлованах. Внутренняя охрана вооружена медными ножами, на дающими искру при трении и ударе. Не разрешается хранить в одном складе ВВ разного назначения. Не разрешается хранить в одном помещении инициирующие припасы и другие. Удаление мест хранения от жилых построек - не менее.....
      Примерно так. Цифры не называю, сам изучал их давненько, боюсь соврать.
      1. +2
        10 августа 2020 20:24
        Цитата: Кузьмич Сибиряков
        Прежде, чем нести бред сивой кобылы. хорошо бы прочитать Правила Техники Безопасности при хранении, перевозке ВВ.
        Почтенный, вы бы выбирали выражения. Бред неесете вы. Местный склад удобрений, на котором хранилась аммиачка, в прежние времена был в каждом колхозе или совхозе. И НИ РАЗУ ни один колхоз не взорвался, хотя никто и не догадывался, что аммиачка - взрывчатое вещество. Для ее подрыва нужны исключительные условия: мощный промежуточный детонатор, либо расплавление очень большого количества нитрата в закрытом объеме, или попадание в нее ЛВЖ - что, опять же, облегчает подрыв, но все равно требует очень мощного детонатора. Разумеется, пожар на складе может привести к чему угодно, но это не означает, что сторож склада должен быть заменен на часового, ходить с медным ножом, пропускать на склад по спецпропуску. Уверен, что вы не сумеете подорвать мешок аммиачной селитры - если дома не храните хотя бы пятисотграммовой толовой шашки.
        1. -1
          11 августа 2020 19:23
          Цитата: astepanov
          Цитата: Кузьмич Сибиряков
          Прежде, чем нести бред сивой кобылы. хорошо бы прочитать Правила Техники Безопасности при хранении, перевозке ВВ.
          Почтенный, вы бы выбирали выражения. Бред неесете вы. Местный склад удобрений, на котором хранилась аммиачка, в прежние времена был в каждом колхозе или совхозе. И НИ РАЗУ ни один колхоз не взорвался, хотя никто и не догадывался, что аммиачка - взрывчатое вещество. Для ее подрыва нужны исключительные условия: мощный промежуточный детонатор, либо расплавление очень большого количества нитрата в закрытом объеме, или попадание в нее ЛВЖ - что, опять же, облегчает подрыв, но все равно требует очень мощного детонатора. Разумеется, пожар на складе может привести к чему угодно, но это не означает, что сторож склада должен быть заменен на часового, ходить с медным ножом, пропускать на склад по спецпропуску. Уверен, что вы не сумеете подорвать мешок аммиачной селитры - если дома не храните хотя бы пятисотграммовой толовой шашки.

          Вы не разбираетесь даже в основах. Бред нести может каждый. Что значит- "мощный иницииатор?" Взрывчатые вещества подразделяются на метательные (понятно назначение) и бризантные. Бризантных- огромное количество. ВВ имеют параметры работоспособности, бризантности , чувствительности. Цифры не помню, но о принципах слушайте:
          Бризантность:
          Испытывается навеской в...(?) граммах, на свинцовый цилиндр диаметром (?) высотой (?), и, при подрыве измеряется изменение его высоты. Чем ниже- тем выше число бризантности.
          Чувствительность:
          На навеску, насыпанную на чугунную плиту, массой (?) бросают шар стальной диаметром (?) массой (?) с высоты, и, при которой происходит взрыв и есть число чувствительности.
          Самое чувствительное- азид свинца. чувствительность- 2 см.
          Взорвать аммониты (та самая селитра в смеси с древесным порошком), можно любым капсюлем- детонатором. Можно детонирующим шнуром. Капсюль- диаметром 6 мм медная тонкостенная трубка. Есть замедленные, есть короткозамедленные. Так что, о мощности помолчите. Важна не сила, а скорость детонации. Скорость удара. Шнур передаёт импульс со скоростью в 7 километров в секунду. Мне приходилось, как горному мастеру на карьере, проводить работы, связанные с массовыми взрывами. И ПБ учил настоящим образом. Зарядка скважин не передаётся по смене, сколь долгая бы она ни была. Кто заряжал- тот и палит. Никак не в ночное время. С постами, сигналами и прочее. Мой максимум- 15 тонн.
          1. 0
            12 августа 2020 00:16
            Почтенный, сколько можно нести пургу?
            Цитата: Кузьмич Сибиряков
            Взрывчатые вещества подразделяются на метательные (понятно назначение) и бризантные.
            А инициирующие? А фугасные? Вы про такие, похоже, и не слышали:
            Цитата: Кузьмич Сибиряков
            Вы не разбираетесь даже в основах. Бред нести может каждый. Что значит- "мощный иницииатор?"
            Вот то и значит: детонатор начиняют инициирующими ВВ: азидами, стифнатами, фульминатами. Вы, говорите, взрывными работами занимались? А не врете?
            Цитата: Кузьмич Сибиряков
            Взорвать аммониты (та самая селитра в смеси с древесным порошком), можно любым капсюлем- детонатором.

            Вы как-то забываете, что помимо селитры и древесного порошка в состав аммонитов вводят ТНТ, а то и гексоген. И аммиачная селитра гораздо менее чувствительна, чем аммониты или даже чем аммонал. И еще: азид свинца, конечно, штука хорошая, но дело не только в скорости детонации, но и в массе ВВ, необходимой для возбуждения детонации. И потому обычным детонатором вы аммиачную селитру не подорвете.
            И последнее: сравнивать аммиачную селитру с ВВ на ее основе - все равно, что сравнивать кислород с кислородно-водородной смесью. Вы азов химии не знаете и не понимаете. В общем, вы неуч с апломбом. Прежде, чем хамить, хотя бы в святцы заглядывали, если сами не знаете предмета.
            1. -1
              12 августа 2020 19:31
              Цитата: astepanov
              Почтенный, сколько можно нести пургу?
              Цитата: Кузьмич Сибиряков
              Взрывчатые вещества подразделяются на метательные (понятно назначение) и бризантные.
              А инициирующие? А фугасные? Вы про такие, похоже, и не слышали:
              Цитата: Кузьмич Сибиряков
              Вы не разбираетесь даже в основах. Бред нести может каждый. Что значит- "мощный иницииатор?"
              Вот то и значит: детонатор начиняют инициирующими ВВ: азидами, стифнатами, фульминатами. Вы, говорите, взрывными работами занимались? А не врете?
              Цитата: Кузьмич Сибиряков
              Взорвать аммониты (та самая селитра в смеси с древесным порошком), можно любым капсюлем- детонатором.

              Вы как-то забываете, что помимо селитры и древесного порошка в состав аммонитов вводят ТНТ, а то и гексоген. И аммиачная селитра гораздо менее чувствительна, чем аммониты или даже чем аммонал. И еще: азид свинца, конечно, штука хорошая, но дело не только в скорости детонации, но и в массе ВВ, необходимой для возбуждения детонации. И потому обычным детонатором вы аммиачную селитру не подорвете.
              И последнее: сравнивать аммиачную селитру с ВВ на ее основе - все равно, что сравнивать кислород с кислородно-водородной смесью. Вы азов химии не знаете и не понимаете. В общем, вы неуч с апломбом. Прежде, чем хамить, хотя бы в святцы заглядывали, если сами не знаете предмета.

              Конкретно, поцифрее матерись. Помню такого Астепанова в голубом берете с гладкими мозгами на Ньюсленде. Это- не ты? Болван. Я не о назначении артиллерийского снаряда говорю ( ещё о бронебойном поговори здесь). Раз, уж, о фугасных заболтал. О массе , достаточной тоже не было слов. Был разговор о самой аммиачной селитре и возможности её подорвать. Понасобирал терминологии. Как мог забыть о тетранитропентоэритрите? О Тенересе? Коль есть источник кислорода, то взорваться может что угодно- хоть пшеничная мука, хоть алюминиевая пудра. Про сахар уже....Твои знания, идиотски здесь высказанные ни в п.... , ни в красную армию. Тему прочитай сначала. Там- только о селитре. Пошёл вон, плоскостопный.
              1. 0
                12 августа 2020 22:16
                Цитата: Кузьмич Сибиряков
                Был разговор о самой аммиачной селитре и возможности её подорвать.

                Вот именно. Но вы же начали рассказывать об аммонитах, а не об аммиачной селитре. Так какие претензии ко мне? Вы, почтенный, конечно же, спец, и даже где-то что-то краем уха слышали, но мы в разных весовых категориях: я химик с университетским образованием, ученой степенью и стажем работы более сорока лет в оборонке. А вы для начала поучились бы запятые расставлять.
                И еще: такой стиль общения здесь не принят. Ботать по фене, хамить, прибегать к оскорблениям вместо аргументов будешь в пивной, а здесь для начала прочитай правила сайта. Хочешь вылететь с сайта со свистом? Могу устроить.
                1. -1
                  13 августа 2020 23:04
                  Цитата: astepanov
                  Цитата: Кузьмич Сибиряков
                  Был разговор о самой аммиачной селитре и возможности её подорвать.

                  Вот именно. Но вы же начали рассказывать об аммонитах, а не об аммиачной селитре. Так какие претензии ко мне? Вы, почтенный, конечно же, спец, и даже где-то что-то краем уха слышали, но мы в разных весовых категориях: я химик с университетским образованием, ученой степенью и стажем работы более сорока лет в оборонке. А вы для начала поучились бы запятые расставлять.
                  И еще: такой стиль общения здесь не принят. Ботать по фене, хамить, прибегать к оскорблениям вместо аргументов будешь в пивной, а здесь для начала прочитай правила сайта. Хочешь вылететь с сайта со свистом? Могу устроить.

                  Отсюда и вшивость, коль доктор наук начинает списывать наименования веществ из Википедии. Причисляя к бризантному веществу подкалиберные и фугасные снаряды. Судя по содержанию выступлений, доктор купил диплом в московской подворотне. Когда сумеешь рассчитать паспорт зарядки объекта, тогда и чирикай. Путать вахтёра с военизированной охраной режимного объекта, может, конечно, только разжалованный проворовавшийся прапорщик.
                  И насчёт фени. Говорю с теми, и на их понятных языках.
    2. Комментарий был удален.
  11. -4
    10 августа 2020 11:10
    Галифакс с городской малоэтажной деревянной застройкой не показатель. В Бейруте железобетонная застройка на пострадала, поэтому жертв на порядок меньше (с учетом уменьшенной до 1 ктн силы взрыва в тротиловом эквиваленте).

    Во всяком случае можно понять, что взрыв объемно-детонирующих американской и российской авиабомб мощностью не более 0,1 ктн в современной городской застройке по последствиям будет вообще мизерным.

    Поэтому для полного разрушения таких, например, портов как Хайфа необходимо использовать 250-ктн боевую часть 9Н38М с зарядом АА-38 весом 130 кг (оптимально для снаряжения РСЗО, ОТРК, КР, аэробаллистических ракет, РСД и торпед).
  12. +3
    10 августа 2020 17:49
    В Бейруте народ не согласен с темой "веселых сварщиков" испарившихся при взрыве ..
    Фото и флаги там интересные жгут ... Я не на что и кого не намекаю ,но что то странно все это !
    P.S. Эти катастрофы с вв в интере прям постят на всех сайтах..
    И сразу мысля зачем и почему ? Я не верю !!!!
  13. 0
    10 августа 2020 23:30
    в 1971 году 13 июня взрыв аммиачной селитры уничтодил село в Тюменской области. Мы с одноклассниками поговорили об этом...Какие то 150 тонн, а в соседних деревнях окна повылетали. И ямка 13 метров глубиной и 50 м в диаметре (а ведь взрыв поверхностный)
  14. +1
    11 августа 2020 04:23
    Наша семья проживала в шахтерском городе Артем, Приморского края. Мой отец работал горным мастером на шахте 3-ц. Он рассказал подробности взрыва в городе в 1951г. Склад с взрывчаткой для шахт располагался в сопках. К нему вела обычная грунтовая дорога. На окраине она пересекала хиленький ручей, в который поперек были уложены несколько железобетонных труб, сверху присыпанные грунтом. Этот импровизированный мосток размочалили колёсами грузовиков так, что местами в трубах образовались дыры, периодически прикрываемые "чем попало", которое тоже было разбито колесами... Мой отец неоднократно проезжал по нему, когда его посылали получать аммонал и капсули-детонаторы для шахты. Говорил, что пока его перевалишь, то несколько раз хорошо подпрыгивали. Он всегда брал коробки с детонаторами с собой в кабину и держал их на коленях, хотя другие сопровождающие не всегда так поступали... В очередной раз получать аммонал с капсулями отправили другого человека. Позже, при расследовании, складские работники говорили, что сопровождающий передал коробки с детонаторами двум рабочим в кузове и предупредил их, чтобы держали на коленях. Они погрузили две тонны аммонала, хотя чаще получали по тонне, и поехали обратно. На злополучном мостике их "студебекер" взлетел на воздух... Одну из задних осей машины нашли в километре от места взрыва на сопке, а переднее колесо- в двух километрах внизу... На месте взрыва осталась заполненная водой воронка диаметром десять метров и несколько метров глубиной.
    1. 0
      11 августа 2020 20:00
      Цитата: Edvid
      Наша семья проживала в шахтерском городе Артем, Приморского края. Мой отец работал горным мастером на шахте 3-ц. Он рассказал подробности взрыва в городе в 1951г. Склад с взрывчаткой для шахт располагался в сопках. К нему вела обычная грунтовая дорога. На окраине она пересекала хиленький ручей, в который поперек были уложены несколько железобетонных труб, сверху присыпанные грунтом. Этот импровизированный мосток размочалили колёсами грузовиков так, что местами в трубах образовались дыры, периодически прикрываемые "чем попало", которое тоже было разбито колесами... Мой отец неоднократно проезжал по нему, когда его посылали получать аммонал и капсули-детонаторы для шахты. Говорил, что пока его перевалишь, то несколько раз хорошо подпрыгивали. Он всегда брал коробки с детонаторами с собой в кабину и держал их на коленях, хотя другие сопровождающие не всегда так поступали... В очередной раз получать аммонал с капсулями отправили другого человека. Позже, при расследовании, складские работники говорили, что сопровождающий передал коробки с детонаторами двум рабочим в кузове и предупредил их, чтобы держали на коленях. Они погрузили две тонны аммонала, хотя чаще получали по тонне, и поехали обратно. На злополучном мостике их "студебекер" взлетел на воздух... Одну из задних осей машины нашли в километре от места взрыва на сопке, а переднее колесо- в двух километрах внизу... На месте взрыва осталась заполненная водой воронка диаметром десять метров и несколько метров глубиной.

      По правилам безопасности, перевозить в одной автомашине ( вагоне, повозке, сумке и т.д.) инициирующие боеприпасы ( капсюли) и само ВВ, запрещено. Не просто в кабине- кузове. Вообще. Раздолбаи- отпускающие взрывчатку, просто обязаны были не выдавать капсюли. Документы, при оформлении, явно указывают номер, тип, транспорта, и фамилии всех сопровождающих. Обмануть подставой нельзя. Их- под суд. Перевозчиков, понятно, нет. За отсутствием на этом свете.