Ночной таран Виктора Талалихина

13
Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.

В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения – он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.

Ночной таран Виктора Талалихина
Виктор Талалихин. Лето 1941 года


В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт. Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.
В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.

Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.

Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.

Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.



Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности. Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха. Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.
В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.

Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.



В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.

Главным подвигом Виктора Талалихина, совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль – протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части. 8 августа 1941 года за этот подвиг отважному лётчику Виктору Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза, была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.



После этого героического поступка Виктор Талалихин еще не один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Лихой лётчик погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.
Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.

Памятник в Подольске


Подготовлено по материалам:
http://airaces.narod.ru/winter/talalih.htm
http://www.gistory.ru/content/viktor-talalikhin-nochnoi-taran-v-bitve-za-moskvu
http://www.sovross.ru/old/2006/90/90_2_3.htm
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    7 августа 2012 08:56
    Вечная память и слава герою!
  2. +3
    7 августа 2012 09:06
    "Да, были люди в наше время..."(с)
    Спасибо автору за статью
  3. slas
    +3
    7 августа 2012 09:09
    Служил в Подольске рядом с тем местом где таран произошел Да во были времена и люди """ не то что нынешнее племя """
  4. borisst64
    +1
    7 августа 2012 09:11
    Короткая жизнь и вся в войне.
  5. grizzlir
    -1
    7 августа 2012 09:11
    Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов.Кто нибудь может пояснить как совмещали службу в армии с обучением в авиационной школе?
    1. 0
      7 августа 2012 20:03
      Меня тоже покоробила данная фраза. По окончании аэроклуба, Талалихин был направлен на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Все курсанты этой школы находились на военной службе.
      Статья нужная. Замечательная подборка фотографий. Но, сложилось впечатление, что из разных источников надёрганы отдельные фрагменты. Из-за этого некоторые не стыковки в тексте. Да, и стиль изложения более подходит для школьников 3-6 классов.. Уж очень много пафоса в статье, а психологический портрет Виктора Васильевича не просматривается.
      Хотелось бы, чтобы автор подправил текст статьи.
  6. Туранчопс
    +1
    7 августа 2012 09:28
    Красавец! Вечная память...
  7. pribolt
    +1
    7 августа 2012 09:32
    Интересная история и человек достойный, а что у нас сейчас в школах расказывают про таких людей?
  8. GES
    GES
    +6
    7 августа 2012 10:01
    Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.
    Около 636 Советских летчиков совершили тараны В Великую Отечественную Войну . Борис Ковзан совершил 4 тарана. Японцы на втором месте по таранам . Но они специально готовились к этому и знали на что идут заранее . Американцы во Второй Мировой совершили ... 1 таран .
    Знай наших angry
  9. +2
    7 августа 2012 10:13
    По самоотверженности и мужеству, нашим нет равных.
  10. 0
    9 августа 2012 00:17
    Интересно ,а немцы совершали тараны?
  11. 0
    28 августа 2012 19:22
    Первый ночной таран был совершёл 28 октября 1937 года. Он был осуществлён в Испании советским лётчиком Е.Н.Степановым, который в небе над Барселоной на самолёте И-15 сбил бомбардировщик “Савойя-Маркетти” S.M.81.
    Ссылка - http://d-pankratov.ru/archives/3452
    Это никак не умоляет значение подвига Талалихина В.В.
  12. +15
    4 ноября 2017 23:03
    Люблю читать про летчиков
    Сам служил в Копьяре