Зарубежные танковые двигатели: тройка наиболее мощных

46
Зарубежные танковые двигатели: тройка наиболее мощных

Появление первых танков на поле боя кардинально поменяло стратегию и тактику сражений. Стальные гиганты, появившиеся в период Первой мировой войны, получили широкое распространение в 20-м веке и не утратили своей актуальности в современных войнах. Хорошая броня, мощное орудие и возможность танка действовать в условиях бездорожья, делают его незаменимым в сухопутных сражениях. Конечно же, без мощного и надежного двигателя даже самый мощный танк становится просто железной коробкой и хорошей мишенью. Сегодня поговорим о двигателях танков, причем иностранных.

Немного истории


Высокая подвижность и проходимость танков рассматривается как важный фактор повышения их выживаемости на поле боя. Поэтому разработчики танков во всем мире уделяют особое внимание силовой установке. Известно, что согласно тактико-техническим требованиям, принятым в США, двигатель танка должен иметь: небольшие габариты и вес, значительный срок службы, высокие показатели удельной мощности, надёжности работы в широком диапазоне температур, лёгкий запуск, низкий удельный расход топлива и т. д. и т.п. Кроме того, они должны легко монтироваться и демонтироваться.



После второй мировой войны на танках западных стран в основном использовались бензиновые двигатели. На американских танках устанавливались четырёхтактные 12-цилиндровые V-образные бензиновые двигатели воздушного охлаждения фирмы "Континенталь", британские танки использовали четырёхтактные 12-цилиндровые V-образные бензиновые двигатели, но с жидкостным охлаждением фирмы "Роллс-Ройс".

Со временем бензиновые двигатели начали вытесняться дизельными и вскоре совсем перестали использоваться (исключая старые модели танков, еще стоящих на вооружении). Новый дизельный двигатель при сохранении такой же мощности значительно сокращал расход топлива, что сразу же сказалось на запасе хода танков. К тому же дизельные двигатели не такие "капризные" как бензиновые и способны работать на различных видах топлива.

В дальнейшем на танки стали устанавливаться дизельные двигатели, газотурбинные и комбинированные силовые установки.

Тройка самых мощных


На сегодняшний день самыми лучшими считаются силовые установки танков "М1 Абрамс", "Леопард-2" и "Меркава-4", по крайней мере об этом заявляют военные эксперты.

Итак, приступим:

На американские танки "Абрамс" устанавливается газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. при 3000 об/мин. Двигатель представляет собой трехвальную силовую установку с двухкаскадным компрессором и свободной турбиной. AGT-1500 объединен в единый блок с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B, что обеспечивает высокую ремонтопригодность танка. Вес блока - 3860 кг, замена блока в полевых условиях при наличии спецтехники не превышает часа.


Мотор обладает меньшей массой по сравнению с дизельными аналогами, имеет простую конструкцию, повышенный ресурс и высокую надежность. К тому же AGT-1500 лучше подходит под требования многотопливности, обладает меньшей шумностью, а также легко запускается при низких температурах.

При этом недостатками называются повышенный расход воздуха и топлива. Система очистки воздуха в три раза превышает аналогичную у дизельных двигателей. При применении в пустынных условиях часто выходит из строя из-за засорения пылью и песком.

Немецкие "Леопарды" оснащаются дизельным V-образным 12-и цилиндровым четырехтактным двигателем MTU MT-883 Ka-501 1500 л.с. при 2600 об/мин. Он относится к силовым установкам предкамерного типа и оборудуется турбонаддувом и жидкостным охлаждением наддувочного воздуха. Установлены два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, которые объединены в единую систему охлаждения. Запуск двигателя осуществляется электростартером, зимой применяются свечи накаливания. При температурах ниже -20° предпусковой прогрев двигателя обеспечивается обогревателем.


Двигатель представляет собой единый конструкционный блок, при наличии спецтехники его замена в полевых условиях может занять немного времени.

Данный двигатель был назван Euro-Motor, а лицензию на его производство купили Великобритания, Франция, Канада, США и другие. На его основе компания MTU создала единый силовой блок EuroPowerPack (EPP), предназначенный для применения в унифицированных моторно-трансмиссионных отделениях (МТО) европейских танков НАТО.

И наконец-то V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом GD883 компании General Dynamics (США) мощностью 1500 л.с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325 немецкой фирмы Renk. Данная установка является лицензионной копией немецкого двигателя GD883. Мотор отличается улучшенными массо-габаритными показателями и низким расходом топлива. Система питания двигателя обладает индивидуальными топливными насосами, а регулировка подачи топлива контролируется электрогидравлической системой.

Особенностью двигателя является наличие специального масляного поддона, который связан с добавочным плоским масляным баком. Благодаря этому силовая установка способна работать при любых дифферентах и кренах.


Информация о работе двигателя выводится на дисплей. Замена двигателя в полевых условиях занимает не больше часа.

Итоги


Данное мнение не является истиной в последней инстанции, возможно, что кто-то назовет совсем другие силовые установки, даже вспомнит российские разработки. Но у нас не стояла задача рассмотреть двигатели отечественного производства, речь в статье идет только об иностранных образцах.

Среди лучших силовых установок одна газотурбинная, а две дизельные. Спор о том, какие двигатели все-таки лучше ставить на танки - дизельные или газотурбинные - не утихает до сих пор. И у тех и у тех есть свои поклонники и свои противники. Можно отметить, что ГТД в основном развивают Россия и США, так как Европа склоняется к дизелям.

На сегодняшний день, несмотря на заявления некоторых экспертов о том, что дизель "уже своё отжил", этот двигатель остается самым популярным для использования в бронетехнике, в том числе и на танках.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 августа 2020 17:17
    Уважаемый Автор ,поясните,пожалуйста ,на каком танке стоит мотор GD? Спасибо.
    1. +3
      11 августа 2020 18:03
      Пропустил,простите великодушно. Здесь речь идет, конечно же, о "Меркава-4". hi
      1. 0
        11 августа 2020 19:40
        Цитата: major071
        Пропустил,простите великодушно. Здесь речь идет, конечно же, о "Меркава-4". hi

        Герр майор! Почему Вас так долго не было ? Где Ваши вирши ? Вы испытываете наше терпение. hi
        1. +5
          11 августа 2020 20:34
          Приветствую! hi Переквалифицировался на статьи временно, чтобы помочь родному сайту wink Шучу, просто времени пока нет, слишком большие перемены: переехал с Южного Урала в Подмосковье, пока с жильем определился, сейчас надо сына перевезти, не до виршей. Как все настроится, так и стихи появятся drinks
          1. 0
            11 августа 2020 21:35
            Цитата: major071
            переехал с Южного Урала в Подмосковье,

            Ну ни хрена ж себе переезд ! Послушали "доброго" совета айфони о трудовой мобильности ?
      2. 0
        11 августа 2020 21:55
        Цитата: major071
        Здесь речь идет, конечно же, о "Меркава-4".

        Попадалась информация, что из-за худших условий для охлаждения двигателя этот двигатель, что бы не перегревался, придушили до 1200 лошадок.
    2. 0
      12 августа 2020 07:40
      Не раскрыта тема японских и корейских дизелей, а так же китайских.
  2. +11
    11 августа 2020 17:26
    А двигатель французского танка "Леклерк" чем автора не устроил. Финский дизель Wärtsilä, модели V8X 1500, развивающий максимальную мощность в 1500 л. с. при 2500 об/мин. собранный в единый блок с трансмиссией и системой охлаждения, что позволяет производить замену это блока на танке за полчаса (30 минут), и этот двигатель и трансмиссия позволяют 50-ти тонной машине разгоняться до 30 км в час за 5 секунд...
    1. +5
      11 августа 2020 19:23
      Автор до францев не дошёл в гугле и вики :).
    2. +4
      11 августа 2020 22:02
      Цитата: svp67
      А двигатель французского танка "Леклерк" чем автора не устроил.

      Попадалась статья с совместных учений украинцев и НАТОвцев. Что украинцы интересного рассказывали о двигателе "Леклерка" (вместе с ними проходили тех-обслуживание).
      Двигатель имеет газотурбинную установку для наддува. Не турбонаддув, а полноценную турбину с компрессором, которая может работать самостоятельно, без дизеля. Генератор стоит именно на ней. На дизеле генератора нет и без турбины он самостоятельно работать не может. Дизель работает на дизтопливе, турбина - на керосине.
      И как Вам это чудо ?
      1. +2
        12 августа 2020 05:23
        Цитата: Bad_gr
        И как Вам это чудо ?

        В каждой избушке, свои игрушки... Французов, да и вообще западников танковые движки серии "ТД" тоже в ступор ставят.
    3. +1
      12 августа 2020 10:15
      Цитата: svp67
      А двигатель французского танка "Леклерк" чем автора не устроил.

      hi
      Да и он бы устроил wink , но автор просто перепечатал самые общие данные о танковых моторах и не вникал в подробности. Это ведь долго и нудно, разобраться почему лучше этот, а не тот, сравнить особенности конструкции, проанализировать опыт эксплуатации, боевого применения танков с данными моторами, они же широко применялись в вооруженных конфликтах.
      Например, не весьма известен отзыв английского генерал, что "один из лучших" двигателей - ГТД Абрамса в реальных условиях эксплуатации в войне в Ираке, жрал топлива в 4-ре ! раза больше, чем дизеля Челленджеров.
  3. +3
    11 августа 2020 17:34
    Интересно! Статье плюс.
  4. -2
    11 августа 2020 17:40
    Мог бы автор и развернуть тему, написать про наши аналоги, про перспективные двигатели, а то как редкий деликатес статья, вроде бы и написано хорошо, но информации очень уж мало. ..
    1. +5
      11 августа 2020 18:26
      Цитата: Бережливый
      Мог бы автор и развернуть тему, написать про наши аналоги, про перспективные двигатели,

      Да чего уж мелочиться, автор мог бы в одну статью сразу трёхтомник о танковых двигателях и поместить. Гулять, так гулять...
      Вроде бы написано чёрным по белому:
      ...Речь в статье идет только об иностранных образцах.
  5. +1
    11 августа 2020 18:08
    А дифференциал и крен как связаны меж собой? Дифференциально?
    1. +1
      12 августа 2020 19:43
      Цитата: Усатый грузин
      А дифференциал и крен как связаны меж собой?

      В статье сказано - дифферент
  6. 0
    11 августа 2020 18:56
    Не прошло и недели, и опять про мощность танков. Черт, давайте спилим им башни и будем гонять на танках, это же военные скоростные спорткары. При том элитные спорткары, ибо они дороже любого раритета :)
  7. Комментарий был удален.
  8. D16
    0
    12 августа 2020 07:21
    Благодаря этому силовая установка способна работать при любых дифференциалах и кренах.

    Может все-таки "дифферентах и кренах"?
  9. 0
    12 августа 2020 08:21
    а где обзор нашего?
    ну того...который НАШ!
    1. -1
      12 августа 2020 08:41
      Нашего нет, есть копия немецкого середины прошлого века.
      1. Urs
        0
        12 августа 2020 22:10
        Эт че намек на то что НАШ любимый В2 чьято копия.
        Чуш полная ,заявите еще что АК это копия чегото немецкого.
        Лучше не будите" лихо" в этих вопросах.
        1. 0
          13 августа 2020 17:13
          В2 лицензионная копия американского дизеля.
          1. +1
            14 августа 2020 15:47
            Цитата: Wwk7260
            В2 лицензионная копия американского дизеля.


            Какого именно, не подскажете?
            1. +1
              14 августа 2020 16:03
              не подскажу, гуглите, только добавлю, что у Т34-76 первых выпусков и коробка была американская и очень не подходящяя, но другой небыло.
              1. 0
                14 августа 2020 16:13
                Цитата: Wwk7260
                не подскажу, гуглите, только добавлю, что у Т34-76 первых выпусков и коробка была американская и очень не подходящяя, но другой небыло.


                Технические особенности В-2 наглядно демонстрируют пути, которыми развивалась техническая мысль в целом и моторостроение в частности в преддверии Второй мировой войны.

                Проектировать этот двигатель начали в дизельном отделе ХПЗ в 1931 г. под руководством начальника отдела К.Ф. Челпана. Активное творческое участие в работе принимали А.К. Башкин, И.С. Бер, Я.Е. Вихман и др. Поскольку опыта разработки танкового быстроходного дизеля не было, они начали его проектирование широким фронтом: прорабатывались три схемы расположения цилиндров – одно- и двухрядного (V-образного), а также звездообразного. Послеобсуждения и оценки каждой схемы отдали предпочтение 12-цилиндровой V-образной конструкции. При этом проектируемый двигатель, получивший первоначальное обозначение БД (быстроходный дизель), был схож с авиационными карбюраторными двигателями М5 и М17Т, устанавливавшимися на лёгких колёсно-гусеничных танках БТ. Это закономерно: предполагалось, что мотор будет выпускаться в танковом и авиационном вариантах.

                http://www.gruzovikpress.ru/article/2993/
                1. +2
                  15 августа 2020 08:05
                  Корни этих авиадвигателей откуда? Вы понимаете, что СССР в 20х 30х годах объективно не мог иметь и не имел собственной школы моторостроения. Ну да в советской историографии и аптомобиль м 20 Победа, создан Липгартом за 8 месяцев, а по факту? Так, что ваш пруф не впечатляет
                  1. +1
                    16 августа 2020 16:02
                    Цитата: Wwk7260
                    Корни этих авиадвигателей откуда? Вы понимаете, что СССР в 20х 30х годах объективно не мог иметь и не имел собственной школы моторостроения. Ну да в советской историографии и аптомобиль м 20 Победа, создан Липгартом за 8 месяцев, а по факту? Так, что ваш пруф не впечатляет


                    Почти все СССР в 20-е, 30-е да и кое что и после начала ВОВ брал у Запада. Иначе сократить огромное отставание СССР было бы просто невозможно. После ВМВ Китай поступал так же.
              2. 0
                18 августа 2020 17:45
                У американцев не могло быть таковой дерьмовой КПП, которая не переключается в движении.
    2. Urs
      0
      12 августа 2020 22:12
      Ну автор ведь сказал "только инно марки" smile
  10. +1
    12 августа 2020 08:22
    Баварцы рулят Мту, Ренк good
  11. +2
    12 августа 2020 08:38
    Автор, обороты ГТД исчисляются в процентах на каждом каскаде турбины. ГТД в современной России не выпускают, они ушли вместе с т-80
  12. +2
    12 августа 2020 10:20
    газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. при 3000 об/мин.


    Резануло по глазам. Турбины вроде от 10000 оборотов только запускаются?

    И точно -
    Редуктор, размещенный внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин
  13. 0
    12 августа 2020 16:02
    И наконец-то V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом GD883 компании General Dynamics (США) мощностью 1500 л.с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325 немецкой фирмы Renk. Данная установка является лицензионной копией немецкого двигателя GD883. Мотор отличается улучшенными массо-габаритными показателями и низким расходом топлива. Система питания двигателя обладает индивидуальными топливными насосами, а регулировка подачи топлива контролируется электрогидравлической системой.


    Данная установка является лицензионной копией немецкого двигателя GD883. Правильнее было бы указать что это копия немецкого двигателя MTU MT-883.

    MTU-шные дизельные двигатели для боевой техники:

    https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_von_Dieselmotoren_f%C3%BCr_milit%C3%A4rische_Rad-_und_Kettenfahrzeuge_der_MTU_Friedrichshafen

    http://www.alexfiles99.narod.ru/engine2/mt880series/mt880series.htm
  14. 0
    12 августа 2020 20:40
    Я про двигалель Абрамса недопонял в контексте тишины. Там реально написанно что турбина тише дизеля?
  15. Urs
    0
    12 августа 2020 22:21
    автор конечно старался,но не очень.Много интересного в "инномарках"даже не рассматривалось а жаль.Есть более выдающиеся экземпляры.И че меркава request тоже интересный экземплярь двигателестроения.
    При таком подходе не трожте "нашемарки" а то вас тут сьедят angry laughing
    1. 0
      13 августа 2020 09:10
      Цитата: Urs
      автор конечно старался,но не очень.Много интересного в "инномарках"даже не рассматривалось а жаль.Есть более выдающиеся экземпляры.И че меркава request тоже интересный экземплярь двигателестроения.
      При таком подходе не трожте "нашемарки" а то вас тут сьедят angry laughing

      в меркаве внутри всё немецкое
      1. +1
        13 августа 2020 16:45
        алпамыс
        Знаток , в Меркаве двигатель General Dynamics GD883, пушка 120 mm (4.7 in) MG253 - США, трансмиссия Renk RK 325[32] (5 fwd / 2 rev) - немецкая.
        1. 0
          13 августа 2020 19:14
          Цитата: fider
          алпамыс
          Знаток , в Меркаве двигатель General Dynamics GD883, пушка 120 mm (4.7 in) MG253 - США, трансмиссия Renk RK 325[32] (5 fwd / 2 rev) - немецкая.

          двигло лицензия как и пушка...разработаны немцами, в чём не прав?
  16. AML
    0
    13 августа 2020 16:36
    Очередной сферический конь? Если уж делать анализ то по соотношению мощности к массе. А так фигня какая-то. Врядли в абрамс засовывали такую махину если бы его нормально 300 сильный ворочал.

    Спорткары
    Arash AF10 Hybrid - 2108 л.с.
    Aspark Owl - 2012 л.с.
    Lotus Evija (Type 130) - 2000л.с.
    Rimac C Two - 1914 л.с.

    Значит ли это что AF10 круче Абрамса?
    1. 0
      13 августа 2020 16:51
      AML
      300 сильный ? Ха-ха ! Это только для слабенького бтр-80 подойдёт. laughing
  17. AML
    0
    13 августа 2020 17:23
    Цитата: fider
    AML
    300 сильный ? Ха-ха ! Это только для слабенького бтр-80 подойдёт. laughing

    О чем и речь. Одно дело 1500л.с. на 40 тонн, другое на 60. Поэтому и написал, что с т а т ь я н и о ч е м.

    То что написано, через пробел режется фильтром. Прям очень страшные матерные слова.
  18. 0
    17 августа 2020 08:54
    Цитата: AML
    Очередной сферический конь? Если уж делать анализ то по соотношению мощности к массе. А так фигня какая-то. Врядли в абрамс засовывали такую махину если бы его нормально 300 сильный ворочал
    Спорткары
    Arash AF10 Hybrid - 2108 л.с.
    Aspark Owl - 2012 л.с.
    Lotus Evija (Type 130) - 2000л.с.
    Rimac C Two - 1914 л.с.

    Значит ли это что AF10 круче Абрамса?


    мы почему-то мерим все мощностью, но она производная - от крутящего момента и числа оборотов...
    поэтому всё что Вы указали - "детские игрушки"...
  19. +1
    17 августа 2020 09:03
    Цитата: NF68
    Цитата: Wwk7260
    не подскажу, гуглите, только добавлю, что у Т34-76 первых выпусков и коробка была американская и очень не подходящяя, но другой небыло.


    Технические особенности В-2 наглядно демонстрируют пути, которыми развивалась техническая мысль в целом и моторостроение в частности в преддверии Второй мировой войны.

    Проектировать этот двигатель начали в дизельном отделе ХПЗ в 1931 г. под руководством начальника отдела К.Ф. Челпана. Активное творческое участие в работе принимали А.К. Башкин, И.С. Бер, Я.Е. Вихман и др. Поскольку опыта разработки танкового быстроходного дизеля не было, они начали его проектирование широким фронтом: прорабатывались три схемы расположения цилиндров – одно- и двухрядного (V-образного), а также звездообразного. Послеобсуждения и оценки каждой схемы отдали предпочтение 12-цилиндровой V-образной конструкции. При этом проектируемый двигатель, получивший первоначальное обозначение БД (быстроходный дизель), был схож с авиационными карбюраторными двигателями М5 и М17Т, устанавливавшимися на лёгких колёсно-гусеничных танках БТ. Это закономерно: предполагалось, что мотор будет выпускаться в танковом и авиационном вариантах.

    http://www.gruzovikpress.ru/article/2993/


    да, всё это кочует по просторам интернета...
    но, корни откуда?
    у нас не было школы дизелестроения, а такое чудо выдали - "из уха достали"? - нет.
    Где корни этого дизеля? в начале 30-х у нас работало много иностранных специалистов, они бежали от великой депрессии, они многое показали многое сделали для нас, но вот, по дизелю - до сих пор непонятки.
    Не забываем что "люминия" в стране не было, а каждый двигатель требовал две сотни килограмм...
    Да и "культура веса" неприсуща нашему транспортному двигателестроению... напрашивается вывод - делали для авиации, а не для танка.
    Поэтому эти ссылки - ни о чем.
  20. 0
    28 октября 2020 16:46
    Цитата: Bad_gr
    Цитата: svp67
    А двигатель французского танка "Леклерк" чем автора не устроил.

    Попадалась статья с совместных учений украинцев и НАТОвцев. Что украинцы интересного рассказывали о двигателе "Леклерка" (вместе с ними проходили тех-обслуживание).
    Двигатель имеет газотурбинную установку для наддува. Не турбонаддув, а полноценную турбину с компрессором, которая может работать самостоятельно, без дизеля. Генератор стоит именно на ней. На дизеле генератора нет и без турбины он самостоятельно работать не может. Дизель работает на дизтопливе, турбина - на керосине.
    И как Вам это чудо ?

    Французы ей дали свое название-Система "Гипербар".
    Единственный дизель из иностранных, что имеет изюминку.
    Остальные ничем примечательным не выделяются.
  21. 0
    4 ноября 2020 14:27
    Данные по моторесурсу двигателя и расходу топлива на час работы (запас хода для модели танка). Дополнили бы картину. И не так много танковых двигателей, можно было озвучить всю линейку. И так же показать лидера.