Военное обозрение

Двадцатилетие трагической гибели «Курска»

61
Двадцатилетие трагической гибели «Курска»

Часть АПЛ «Курск» как памятник морякам-подводникам погибшим в мирное время в Мурманске


20 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории русского флота. 12 августа 2000 года атомный подводный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море после взрыва на борту. Весь экипаж, 118 человек, погиб.

Трагедия атомного подводного крейсера потрясла всю страну. До этого случались и другие серьёзные аварии на атомных подводных лодках, но они имели очевидные причины. Тут корабль погиб у своих берегов, буквально на глазах у всей России. Была надежда, что спасут хоть часть героического экипажа. Страшная гибель всех подводников стала мощным психологическим ударом по российскому государству. Национальной трагедией.

Развал советской державы


Гибель «Курска» есть результат гибели Советского Союза и советских вооруженных сил. Началось всё ещё в октябре 1986 года. В шахте ракетного крейсера стратегического назначения К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты. Экипаж удалось эвакуировать, корабль затонул. На подлодке погибло 4 человека, впоследствии из членов экипажа, которые пережили катастрофу, умерли ещё четыре человека. Причина — «халатность»: на подводном корабле была серьёзная неисправность, но его всё равно отправили в поход. Следующая трагедия — гибель атомного подводного крейсера К-278 «Комсомолец» в Норвежском море в апреле 1989 года. Тогда погибло 42 человека. Подлодка затонула в результате пожара. Причины аварии тоже были связаны с халатностью командования, отвечавшего за боевую подготовку моряков. Её «упрощение» снизило качество подготовки экипажей и вследствие этого увеличило аварийность и травматизм. Подлодка ушла в поход с неисправной техникой (газоанализаторами).

В августе 2000 года погибла АПЛ К-141 «Курск». Подготовка кадров со времени «перестройки» лучше не стала, скорее, наоборот. Погибла мощная и высокоразвитая в области науки и технологий цивилизация. Экономика, дававшая 20% мирового ВВП. Великая держава, бывшая первой в космосе, находившаяся среди лидеров в тяжелом машиностроении, станкостроении и робототехнике. Один из основных признаков военного, промышленного и технологического могущества — это флот, подводный и атомный в первую очередь. Лишь немногие державы могут позволить себе такой флот. Нет научной, образовательной, кадровой, технологической и промышленной базы — нет и такого флота.

В конце 1980-х и в 1990-е годы мы утратили статус военной, научно-технологической просвещённой сверхдержавы. Нас отбросили в прошлое, на уровень сырьевого полуколониального придатка Запада и Востока. Соответственно, РФ не должна была обладать таким атрибутом великой державы, как атомный подводный флот. «Комсомолец» и «Курск» — своего рода символы уничтожения высокоразвитой советской цивилизации.

Распад и показуха


Деградация вооруженных сил, развал, бардак и материальные трудности за годы горбачёвской перестройки и ельцинских реформ к 2000 году дошли до катастрофического уровня. Финансирование армии и флота было на самом низком уровне, боевая подготовка упала до нуля. В частности, из-за отсутствия ГСМ. Офицеры кончали с собой из полной безнадеги, безысходности и безденежья. Рушились семьи. Кто-то ушёл в коммерсанты и преступники.

Когда правительство возглавил Владимир Путин, офицеры стали вовремя получать денежное довольствие. Однако разрушительная инерция ещё преобладала. Армию и флот поразила «показуха». Москва решила показать, что Россия восстанавливает присутствие своего флота в Мировом океане. В 1999 году К-141 участвовала в походе в Атлантический океан и Средиземное море. На 2000 год был запланирован поход в Средиземное море в составе авианосной группы Северного флота.

По официальной версии, причиной гибели АПЛ стал взрыв в торпедном аппарате №4 перекисно-водородной торпеды 65-76А. Торпеда была произведена в 1990 году, её срок истекал в 2000 году. Это торпеда, чрезвычайно сложная в эксплуатации и сравнительно опасная в хранении. Корабельный боевой расчет «Курска» никогда не стрелял такой торпедой. Двух матросов-торпедистов БЧ-3, в том числе командира отделения, включили в состав экипажа корабля вообще накануне выхода в море. Они не прошли полного курса обучения. То есть начальники не подготовили экипаж к стрельбе самой сложной торпедой. Кораблю нельзя было ставить такую задачу. Кроме того, «Курск» должен был произвести испытание управляемой самонаводящейся электрической торпеды УСЭТ-80 калибра 533 миллиметра. Сплошная показуха: кому-то хотелось блеснуть на учениях, выполнить сразу два сложных задания. В условиях кадрового голода на флоте, недочётов в боевой подготовке. Плюс технические упущения. В итоге — катастрофа.

Гибель «Курска» — это результат недочётов боевой подготовки, ошибок и очковтирательства высшего командования флота. По сути, спасти адмиралов от уголовного преследования было политическим решением. «Что греха таить: мы же знаем, в каком состоянии тогда находились вооруженные силы. Откровенно говоря, ничего удивительного нет. Но трагедия колоссальная, столько людей погибло», – сказал президент РФ В. В. Путин в фильме А. Кондрашова «Путин» через много лет после гибели К-141.

Уголовное дело по факту гибели «Курска» было закрыто в 2002 году. Его закрыли, так окончательно и не определив, что вызвало взрыв торпеды на борту АПЛ. Поэтому существует несколько неофициальных версий катастрофы, которые имеют много сторонников и опираются на факты, которые не укладываются в официальную версию. В частности, это столкновение с подводным объектом (вероятно, столкновение с иностранной субмариной); торпедирование американским подводным крейсером; торпедирование учебной торпедой, которую выпустил сам «Курск» и т. д. Правда могла вызвать серьёзные политические осложнения, и её скрыли от общественности.

Стоит отметить, что служба подводников тяжелее и опаснее, чем у космонавтов на орбите. А уроки «Курска» до сих пор не усвоены в полной мере. Россия по-прежнему сохраняет сырьевую модель экономики (по сути, колониальную). Живёт за счёт продажи ресурсов за бесценок. Передовые отрасли промышленности (станкостроение, робототехника, машиностроение, электроника и пр.) в упадке, налицо технологическая зависимость от Запада и Востока. Правда, многое сделано для развития спасательной морской техники. Но у флота есть только одно спасательное судно океанского класса «Дельфин» — «Игорь Белоусов», а такие суда надо иметь во всех флотах.
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 12 августа 2020 05:11 Новый
    +10
    Вечная память вам, ребята...
  2. Olddetractor
    Olddetractor 12 августа 2020 05:11 Новый
    +12
    Светлая память морякам-подводникам
  3. Ольгович
    Ольгович 12 августа 2020 06:28 Новый
    -14
    Правда могла вызвать серьёзные политические осложнения, и её скрыли от общественности.

    Сплетни не должны подменять выводы официального следствия

    Россия по-прежнему сохраняет сырьевую модель экономики (по сути, колониальную). Живёт за счёт продажи ресурсов за бесценок.


    Тогда США-САМАЯ колониальная экономика мира, ибо является обладателем ПЕРВОГО места по добыче нефти и газа в мире и гордится этим, наращивая при этом эскпорт углеводородов и яростно дерясь за рынки их сбыта.
    1. Deniska999
      Deniska999 12 августа 2020 06:47 Новый
      +3
      Это не даёт нам индульгенцию поступать также.
    2. smel
      smel 12 августа 2020 08:47 Новый
      -6
      Цитата: Ольгович
      Сплетни не должны подменять выводы официального следствия

      Согласен... Но выводы официальной комиссии так ничего и не прояснили. Волею судьбы в мае 1999 года я был на лодке. После завершения работы на корабле мы (это я и трое моих соратников) с командиром остались одни. Разговаривали о трудностях, о радостях и многом другом. Он тогда рассказал о самой большой проблеме, которая может привести к большому несчастью. И я считаю, что именно она (эта проблема) и стала причиной трагедии, тем более, что результат полностью совпадает с предвидением командира. Описывать её я не буду, ибо эта версия полностью противоречит официальной версии. Кстати, в то время у меня была включена видеокамера, так что видеозапись этой беседы я храню.
      1. carstorm 11
        carstorm 11 12 августа 2020 09:08 Новый
        +14
        странный вы...с одной стороны вы имеете данные которые прольют свет на эту трагедию и их не даете с другой вы этим кичитесь... простите но это какая то бредятина.
        1. smel
          smel 12 августа 2020 10:23 Новый
          -4
          Данных я не имею. Я имею мнение командира. Я не кичусь этим. Я отвечаю на мнение оппонента о сплетнях и официальных выводах.. Если Вы это считаете бредятиной - это Ваше право. Как известно, - каждый человек думает в меру своей образованности ( в некоторых интерпретациях - распущенности)
          1. слава1974
            слава1974 12 августа 2020 10:46 Новый
            +8
            Я имею мнение командира. Я не кичусь этим. Я отвечаю на мнение оппонента о сплетнях и официальных выводах..

            К сожалению вы только слухи распускаете о каких-то других мнениях. Потому что не приводите никаких фактов.
            1. smel
              smel 12 августа 2020 11:05 Новый
              -1
              Как раз я-то и не распускаю слухи. И фактов никаких не привожу. Я разговариваю с Ольговичем. И при чём тут встревающие личности мне непонятно
              1. слава1974
                слава1974 13 августа 2020 08:37 Новый
                +5
                Как раз я-то и не распускаю слухи. И фактов никаких не привожу.

                Я об этом и пишу. Что фактов никаких нет, а это и есть слухи.
                Я разговариваю с Ольговичем. И при чём тут встревающие личности мне непонятно

                если у вас личная беседа, так и общайтесь через личку. А здесь поле для свободной дискуссии.
      2. leks
        leks 12 августа 2020 09:08 Новый
        +6
        Что с того, что противоречит, думаете если вы свою версию озвучите, то официальную сразу отвергнут или вас по судам затаскают.
        Не вы первый, не вы последний!
        1. smel
          smel 12 августа 2020 10:41 Новый
          0
          Если я свою версию озвучу или распространю видеоматериал, ничего не произойдёт: ни официальную версию не поменяют, ни по судам не затаскают меня (уж за это я точно не переживаю). Не хочется грязь лить на людей и ворошить это событие. Ничего не вернёшь, ничего не поправишь. Трагедия произошла двадцать лет назад огромная..Родина, как могла, сгладила эту трагедию, сохранила и сохраняет память моряков-подводников. И нечего ворошить эту историю.
          В то время я проживал на борту эсминца "Гремящий". И когда я узнал, что и он в составе эскадры разнородных сил собирается в Средиземное море вместе с "Курском" и др., - я ужаснулся. В 1999 году он у стенки простоял 10 лет не отрываясь. На борту было всего 40 человек. Любой разумный человек может себе представить, что может произойти с эсминцем за это время при таком экипаже у стенки.
          После этой трагедии планы по отправке в Средиземное море были свёрнуты. А то ещё многое могли бы наворотить.
          Просьба ко всем читающим: не пишите в ответ билиберду..
          1. kepmor
            kepmor 12 августа 2020 11:24 Новый
            +14
            ну какие 10 лет у стенки???...зачем вы тут ля-ля разводите...
            Гремящий только в 88-м на СФ пришел...свежачок был...в 95-96 не раз лично его в морях наблюдал...до 97 года бегал, как заводной, пока котлы не спалили...и только в 97-м выведен в резерв 1 категории...
            а ваши "воспоминания" о задушевных беседах с командиром атомохода, извините, но не вызывают доверия...
            мне, как бывшему командиру корабля, как-то не очень-то верится в такие разглагольствования о проблемах...тем более с "промышленностью"...
            1. ccsr
              ccsr 12 августа 2020 13:39 Новый
              +7
              Цитата: kepmor
              как-то не очень-то верится в такие разглагольствования о проблемах...тем более с "промышленностью"...

              Я тоже могу сказать как бывший Гензаказчик, что какая бы ситуация не случилась, строжайше запрещалось выносить её обсуждение с промышленностью даже если все находились в сильнейшем подпитии. За это сразу бы по голове получил любой офицер, если бы командование узнало что он болтает лишнее даже в кругу сослуживцев, а уж про промышленность и говорить нечего - они зачастую даже не знали как в будущем будет использоваться то или иное изделие, которое они создают. Так что в откровения командира, да еще с записью на чужую видеокамеру, верится как-то с трудом - думаю там речь если и шла, то совсем о другом.
              1. kepmor
                kepmor 12 августа 2020 14:59 Новый
                +13
                про запись НА КАМЕРУ "рассуждений" командира атомохода о насущных проблемах перед первыми встречными, вообще феерично...столько даже закалённому "шилом" не выпить...бред...
                кстати, за наличие на борту нештатной ауди-видеоаппаратуры можно и должности лишиться, а не регламентированное командованием и не согласованное с контрразведкой использование вообще дело подсудное...
      3. kiborg
        kiborg 12 августа 2020 22:21 Новый
        +2
        Кстати, в то время у меня была включена видеокамера, так что видеозапись этой беседы я храню.

        Почему бы вам её не обнародовать??
  4. Андрей ВОВ
    Андрей ВОВ 12 августа 2020 07:34 Новый
    +6
    Вечная память героям!
  5. dgonni
    dgonni 12 августа 2020 07:40 Новый
    +4
    Самсонов опять полез в тему в которой ни в зуб ногой.
    Экипажу вечная память!
    1. Олег Скворцов
      Олег Скворцов 12 августа 2020 08:04 Новый
      +5
      напишите лучше
      1. dgonni
        dgonni 12 августа 2020 08:35 Новый
        +2
        Я в 2000х не ходил в автономки. Хотя в своё время плафончик забортной испил.
        Пусть Тимохин пишет он профи. А вот так обвинять экипажи?
  6. val43
    val43 12 августа 2020 08:34 Новый
    +5
    Цитата: Олег Скворцов
    напишите лучше

    Видите ли, уважаемый, если я, подводник, прошедший 3 БС за 20 лет до трагедии "Курска" не могу написать лучше - это не дает права Самсонову писать ересь.
    1. kepmor
      kepmor 12 августа 2020 12:07 Новый
      +9
      ну почему же ересь...автор довольно-таки правдиво описал лихие времена на флоте в 90-е и в начале 2000-х...
      вы ведь служили в благостные 80-е...и вам просто не понять, что такое ходить "на железе" с кучей неисправностей мат.части, с укомплектованностью своего экипажа в 50-60% и бесполезными прикомандированными, которых брали с неходовых, а порой и с береговых, лишь бы довести комплектность до заветных 75%... с ограниченными запасами ГСМ и продовольствия...так сказать "на честном слове" и под личную ответственность...
      в 80-е такого не было априори...а в 90-е стало обыденностью..
  7. BISMARCK94
    BISMARCK94 12 августа 2020 08:41 Новый
    +4
    Вечная память мужикам!
  8. leks
    leks 12 августа 2020 09:04 Новый
    +9
    Статья о гибели АПЛ Курск или о сырьевой экономике РФ. Смешал все подряд автор. Хотя чего я удивляюсь это же Самсонов.
    Есть официальная версия гибели АПЛ Курск, взрыв торпеды на борту подводной лодки. ("она утонула" и ехидная улыбка)
    Проверить или узнать истину у нас с вами нет никакой возможности.
  9. Boris55
    Boris55 12 августа 2020 09:05 Новый
    -11
    Цитата: А.Самсонов
    В частности, это столкновение с подводным объектом (вероятно, столкновение с иностранной субмариной);

    По "Курску" было выпущено 4-е торпеды с подлодки США.



    Россия по-прежнему сохраняет сырьевую модель экономики

    Грех не использовать 20% Мировых природных ресурсов принадлежащих нам и кстати, доля их в нашем бюджете составляет всего 1/3.
  10. parusnik
    parusnik 12 августа 2020 09:09 Новый
    +4
    Жаль ребят..Светлая память..
  11. Alien From
    Alien From 12 августа 2020 09:17 Новый
    +4
    Вечная память героям подводникам! Скорбим.
  12. Кирилл Г...
    Кирилл Г... 12 августа 2020 09:23 Новый
    +2
    Вечная память подводникам нашего флота погибшим на боевых постах..
  13. val43
    val43 12 августа 2020 09:23 Новый
    +4
    Цитата: Boris55
    По "Курску" было выпущено 4-е торпеды с подлодки США.

    А "Товсь", "Пли!" сам Зазнобин давал, или командир американской ПЛ по дружбе рассказал?
    Цитата: Boris55
    Грех не использовать 20% Мировых природных ресурсов принадлежащих нам и кстати, доля их в нашем бюджете составляет всего 1/3.

    Да понятно, грех не использовать возможность заработать лишнюю копейку. Вопрос - куда она пойдет? Только не совсем ясно, какое это имеет отношение к данной теме? Точнее - совсем не ясно...
  14. слава1974
    слава1974 12 августа 2020 10:44 Новый
    +13
    Гибель «Курска» есть результат гибели Советского Союза и советских вооруженных сил.

    Не согласен. То либералам Сталин мешает ,то Ленин бомбу подложил под Россию. Хватит уже оправдывать свое бездействие и головотяпство прошлыми годами и коммунистами.
    Есть заключение государственной комиссии, там нет ничего о причинах взрыва, но очень много расписано о разгильдяйстве и безалаберности, которые в совокупности и привели к трагедии. И совершили это все люди с большими звездами на плечах.Не было никакой боевой подготовки ,не было подготовки к походу, не было вообще ничего что должно быть. Кто за это отвечает? Командование флота в первую очередь. Если тебе не дает правительстов денег на боевую учебу ,и ты отправляешь на смерть не подготовленных людей ,ты совершаешь преступление. У каждого есть выбор ,либо стать преступником ,либо уйти в отставку.
    Почему-то Лев Рохлин подготовил свой корпус к войне в Чечне и сам с ними в бой пошел, кто -то в отставку ушел отказавшись воевать, а кто-то понес потери и пытается свалить все на плохую обстановку в стране и отстутсвие денег на боевую подготовку.
  15. слава1974
    слава1974 12 августа 2020 10:51 Новый
    +2
    в Сентябре 2000 года ,через месяц после трагедии ,газета "Сов.секретно" написала свое мнение о случившемся. На основе имеющихся данных с норвежской сейсмической станции ,уже тогда была изложена версия, что первоначально взорвался двигатель торпеды ( около 100 кг в тротиловом эквиваленте), а потом сдетонировла торпеда ( около 2 тонн т.э.). Но что было причиной неизвестно. К сожалению расследование так ничего и не прояснило.
    Но при этом в ночь после аварии в Санкт-Петербурге разгромили ресторан "Макдональдс" и написали на стене " Это США за Курск".
    Наверное что-то знали уже тогда.
  16. val43
    val43 12 августа 2020 11:14 Новый
    +3
    Цитата: слава1974
    Но при этом в ночь после аварии в Санкт-Петербурге разгромили ресторан "Макдональдс" и написали на стене " Это США за Курск".
    Наверное что-то знали уже тогда.

    Вы полагаете, что , громящие ПИТЕРСКИЙ ресторан, платящий не малые деньги в ПИТЕРСКИЙ бюджет могли что-то знать? Ну вы даете....
    1. слава1974
      слава1974 13 августа 2020 08:43 Новый
      +3
      Вы полагаете, что , громящие ПИТЕРСКИЙ ресторан, платящий не малые деньги в ПИТЕРСКИЙ бюджет могли что-то знать?

      факт про погром ресторана есть. Как его объяснить- надо спросить у тех ,кто это сделал. Но моряки знали ,что нам врут с экранов с первой минуты.
      Чего только стоит заявление ,что атомная лодка легла на грунт и у нее все хорошо. request
      про бюджет питерский как-то не подумал ни разу. Впрочем как наверное и те ,кто громили.
      1. val43
        val43 13 августа 2020 09:17 Новый
        +3
        Это так. Вот только узнали мы позже. Если не ошибаюсь, было 14-е, я как раз с поломанной ногой валялся. Жена разбудила: "Валера, что то с подводной лодкой". Когда я послушал весь этот трындеж, сказал ей: "Все, п...ц, ребят утопили!". И до сих пор так считаю.
  17. Оператор
    Оператор 12 августа 2020 11:16 Новый
    0
    США направо и налево торгуют своей сланцевой нефтью и газом - о ужас, Америка сырьевой придаток мировой экономики laughing
  18. val43
    val43 12 августа 2020 11:30 Новый
    +11
    Цитата: smel
    Я разговариваю с Ольговичем.

    Если вы разговариваете с Ольговичем - пишите ему в личку. Если вы пишете в паблик - будьте готовы к тому, что вам ответит ЛЮБОЙ зарегистрированный пользователь. И если вам есть что сказать, ссылаясь на чье то мнение - говорите. Или просто промолчите, если у вас есть причины молчать. А так, уж извините - пустопорожний треп. Мне как подводнику тоже было бы интересно мнение другого подводника, тем более, что я служил срочную, да еще и за 20 лет до трагедии. А вы только таинственно намекнули, что о чем то таком слышали и все. Зачем?
  19. BAI
    BAI 12 августа 2020 15:58 Новый
    +7
    Во всем этом деле меня сильно смущают 2 вещи:
    1. Почему так скоропалительно уничтожили носовую часть, хотя вся информация о взрыве была именно в ней.
    2. Почему власть пошла на "аукцион невиданной щедрости" и выплатила приличные компенсации семьям погибших, хотя раньше никогда этого не было? Да и потом выплатили только еще один раз семьям псковских десантников.
    1. ANB
      ANB 12 августа 2020 17:15 Новый
      -1
      3. Через некоторое время очень сильно прошерстили командование СФ. Некоторые уволенные тут же начали сочинять версии о столкновении с американской пл.
    2. Авиатор_
      Авиатор_ 12 августа 2020 21:24 Новый
      -2
      Хорошо помню этот день. Были сообщения, что английская АПЛ пришла в Норвегию и стала там на ремонт. После официальной просьбы осмотреть её носовую часть был официальный ответ, что нашей стороне смотреть там нечего, джентльменам надо верить на слово. Также были сообщения о зелёно-белом аварийном буе (наши аварийные буи красно-белые). Вдруг в Москву приехал поговорить тогдашний глава ЦРУ. А потом слетело командование СФ, и появились вдруг деньги на компенсацию семьям. Скорее всего, было непреднамеренное соударение носовыми частями, "Курск" ударился об дно с детонацией торпеды, а британскую лодку выбросило вверх.
      1. ANB
        ANB 12 августа 2020 21:54 Новый
        +1
        . А потом слетело командование СФ,

        А за что тогда командование СФ наказывать?
        1. Авиатор_
          Авиатор_ 12 августа 2020 22:13 Новый
          +1
          Он как раз и осветило вопрос о зелёно-белом аварийном буе. А после взятия америкосовских денежек об это уже говорить нельзя было.
  20. ANB
    ANB 12 августа 2020 16:11 Новый
    +3
    Практически сразу после прихода Путина был поднят вопрос о восстановлении выдачи на пл торпед с СБЧ.
    Примерно за полгода до Курска на Камчатке предложили выполнить практическую стрельбу М5. Так все М5 уже были просроченные, Камчатка отказалась.
    На Курске было 2 взрыва, один поменьше, через некоторое время большой, который всеми признан как детонация боезапаса первого отсека.
    На Курске находились представители Дагдизеля и много офицеров штаба дивизии.
    Ссылок и сканов, есно, не будет.
    Выводы делайте сами.
  21. val43
    val43 12 августа 2020 18:57 Новый
    0
    Цитата: Чак Ли
    Достаточно посчитать, насколько отлетела наружная крышка ТА
    Ну и на сколько?
  22. val43
    val43 12 августа 2020 19:17 Новый
    +2
    Цитата: Чак Ли
    В аппарате регенерационные пластины сменные.
    При попадании в воду они вызывают пожар.
    При смене пластины она упала, а отсек уже был слегка подтоплен и на полу была вода.
    Не порите чушь, ей и так больно. При попадании в воду пластины не самовозгораются, а начинают интенсивно выделять кислород. И не более. А вот если при пожаре. Именно этому если разгерметизированная банка попадет в воду - туши свет, кидай гранату! Именно этому и была посвящена моя "рацуха" сделать систему орошения этих банок. Как в 1-м орошения торпед. Завернули с резолюцией "требует согласования с КБ". До сих пор согласовывают.
    1. ANB
      ANB 12 августа 2020 20:50 Новый
      +1
      Списанными регенерационными элементами глушили рыбу.
      Орошения требует только 298 и бзо при пожаре.
  23. val43
    val43 12 августа 2020 19:33 Новый
    0
    Цитата: BAI
    Самая главная проблема для выживших на лодке была атмосфера, - поясняет Курдин. - Они использовали аварийную систему регенерации воздуха. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Но если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Эти пластины меняется примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то произошло. Три тела офицеров, проводивших перезарядку, обгорели до ужаса. У остальных закопченные верхние дыхательные пути. Я считаю, что на пластины попала капля масла или воды. Ведь сверху на подволоке скапливается конденсат. Капля упала, и вся установка мгновенно вспыхнула.

    Капитан 1 ранга, Игорь Курдин 20 лет вел собственное расследование произошедшей трагедии.
    И вы до сих пор верите этому треплу, ходившему в море или экскурсантом, а то и надмотрищиком?
















    э если и ходившему а море, то или э
  24. Pamir
    Pamir 12 августа 2020 20:48 Новый
    -1
    У меня впечатление что песня"Ты знаешь,как хочется жить"от группы Рождество,она для подплава,не в бровь а в глаз,как эта песня,то сразу подводники К141,ком к горлу подступает.Никакая другая песня с "К141" так не ассоциируется.Эту песню единственную,в юбилей страшный прокрутили.Песня всю душу под.плава вместе с лодками в себя взяла.У нас много док.фильмов про флот,про катастрофы лодок только нет,не любят эту тему в кремле,десятой тропой стараются обходить.
  25. Pamir
    Pamir 12 августа 2020 20:55 Новый
    0
    Положите венки на воду,даже если нет рядом моря,а просто в ручей.Это память о тех,кто хотел жить.
  26. nnz226
    nnz226 12 августа 2020 21:16 Новый
    +2
    Официальная версия и есть официальная: 99 % населения её приняло, а 1% тех, кто в этом понимает, задаются многими вопросами, на которые ответа получить не могут...
  27. val43
    val43 13 августа 2020 09:35 Новый
    +1
    Цитата: слава1974
    про бюджет питерский как-то не подумал ни разу. Впрочем как наверное и те ,кто громили.
    Да про бюджет я позже озвучил. А сначала просто подумал - странно громить что то в своем городе, что бы отомстить США. Ну а уж если и громить, то хотя бы их посольство.