Военное обозрение

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

16

Подлодка I-400 вскоре после сдачи. Фото Ww2db.com


Пиком развития японского подводного кораблестроения в годы Второй мировой войны стал проект авианесущей подлодки «Сэнтоку». Такие корабли должны были действовать на большом удалении от баз и обеспечивать нанесение авиаударов по объектам противника. Однако все усилия по строительству этих подлодок не оправдались – они ни разу не смогли выполнить боевую задачу.

Особые задачи


На рубеже 1941-42 гг. командование японского флота начало прорабатывать вопрос нанесения ударов по континентальной части США. Применение авианосцев или надводных кораблей было чрезмерно опасным, и потому появилась идея тяжелой подлодки, несущей гидросамолеты-бомбардировщики. Разработка предварительного и технического проекта продолжалась до весны 1942 г., после чего началось строительство. Проект получил обозначение «Токугата Сэнсуикан» (сокращенно «Сэнтоку») – «Специальная подлодка».


Общий вид лодок типа "Сэнтоку". Графика Wiki.wargaming.net

Первоначальные планы предусматривали строительство 18 кораблей. Однако в 1943 г. план строительства сократили вдвое. Затем отменили еще несколько заказов. В итоге флот надеялся получить только пять субмарин. Из них удалось достроить и сдать только три – две другие по разным причинам не дошли до службы и были разобраны.

Головную лодку I-400 заложили 18 января 1943 г. на верфи в Курэ. Следующую I-401 начали строить в апреле, а осенью провели закладку еще трех корпусов. Ровно через год после закладки I-400 спустили на воду, и в течение 1944-го за ней последовали еще три лодки. Головной корабль сдали накануне нового 1945 г., а I-401 и I-402 начали службу в январе и июле. Любопытно, что на финальном этапе строительства I-402 переделали из авианосца в танкер. Таким образом, в итоге флот получил всего две тяжелые авианесущие лодки.


Схема подлодки. Внизу указаны сечения прочного корпуса. Графика Wikimedia Commons

Особенности и преимущества


«Сэнтоку» представляла собой дизель-электрическую лодку длиной 122 м и полным водоизмещением 6,7 тыс.т. Корабли этой серии оставались самыми крупными в мире до появления атомных субмарин. Использовался прочный корпус с сечением в виде пересекающихся окружностей, разделенный поперечными и продольной переборкой. За счет этого удалось получить большую ширину лодки, необходимую для размещения ангара-надстройки и катапульты.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Американский офицер изучает открытый ангар. Фото US Navy

Экипаж включал полторы сотни человек, в т.ч. два десятка офицеров. Автономность – 90 суток, но условия службы оставляли желать много лучшего.

Крупная подлодка получила развитый комплекс торпедного и артиллерийского вооружения. На двух палубах носового отсека помещалось по четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. Боезапас – 20 торпед. На палубе, позади надстройки, находилась 140-мм нарезная пушка. Зенитное вооружение включало 10 автоматов калибра 25 мм на одной одиночной и трех строенных установках.


Интерьер ангара на I-400. Фото Ww2db.com

Основным ударным средством I-400 и ее систершипов являлись поплавковые бомбардировщики «Аити» M6A «Сэйран». Они развивали скорость до 480 км/ч и могли доставить 800-кг бомбу или сопоставимую нагрузку на дальность 1,2 тыс. км.

Надстройка подлодки «Сэнтоку» была выполнена в виде цилиндрического герметичного ангара, способного вместить 3 самолета, а также емкости с топливом и боекомплект. Выход из ангара осуществлялся через носовой люк; перед ним имелась рельсовая направляющая катапульты. Садиться предлагалось на воду, после чего самолет поднимался на палубу при помощи крана. Также рассматривалась возможность полета без возвращения на лодку.


Победители рассматривают 140-мм орудие подлодки I-400, осень 1945 г. Фото US Navy

Боевая служба


К моменту завершения строительства «Сэнтоку» стало ясно, что успешная атака континентальной части США попросту невозможна. Если подлодке-авианосцу и удалось бы подойти на рубеж запуска самолетов, то ПВО не пропустила бы их к важным целям. В связи с этим появился альтернативный план – атаковать сооружения Панамского канала со стороны Атлантики.

Планирование и подготовка серьезно затянулись, и операцию удалось начать только в июне 1945 г. Подлодки I-400, I-401, а также I-13 и I-14 другого проекта должны были скрытно обогнуть Южную Америку и приблизиться к входу в Панамский канал. Далее десять самолетов с пилотами-смертниками должны были атаковать ворота первого шлюза.


Бомбардировщик M6A "Сэйран" с поплавковым шасси. Фото Wikimedia Commonc

Однако в конце июня последовал новый приказ. Авианесущие «Сэнтоку» решили перебросить к атоллу Улити для атаки американских надводных кораблей. Подготовка вновь заняла немало времени, и подлодки отправились в поход только в начале августа. Не добравшись до своей цели, подводники получили сообщение о капитуляции. Через несколько дней все участники операции встретили корабли ВМС США и сдались.

В это время осуществлялась подготовка еще одной операции. В конце сентября «Сэйраны» с борта «Сэнтоку» должны были сбросить на территории США бомбы с зараженными насекомыми. Однако поражение Японии отменило эту бомбардировку.


Подлодка I-401 в море. Фото Wikimedia Commons

Победители изучили трофейные подлодки, но не стали сохранять их. С апреля по июнь 1946 г. корабли I-400, I-401 и I-402 использовали в качестве мишеней при стрельбах. В результате этих учений три уникальных корабля пошли на дно. Две недостроенные лодки разобрали.

Причины неудачи


Подлодки типа «Сэнтоку» разрабатывались и строились дольше чем служили. Кроме того, за несколько месяцев службы они ни разу не совершали полноценных походов – и не участвовали в боях. Таким образом, сложный и амбициозный проект не дал никаких результатов, кроме демонстрации принципиальных возможностей кораблестроения.


Подлодка I-400 у борта американской плавбазы USS Proteus (AS-19), 29 августа 1945 г. Фото Ww2db.com

Главной проблемой проекта, с которой были прямо связаны другие недостатки и затруднения, можно считать ошибочную концепцию. Размещение ударных самолетов на подлодке может дать некоторые преимущества, но приводит к множеству ограничений и сложностей. Именно из-за этого «Сэнтоку» получились слишком большими и тяжелыми, а также сложными в производстве и эксплуатации. Кроме того, гипотетический потенциал сокращался в связи с малой численностью самолетов и боеприпасов на борту, а также из-за специфики их применения.

Старт строительства подлодок-авианосцев совпал с тем периодом, когда Япония впервые столкнулась с серьезным недостатков ресурсов и возможностей промышленности. По этой причине серию из 18 лодок несколько раз сокращали, а в итоге удалось построить и ввести в строй только две авианесущие субмарины и один подводный танкер. Боевая ценность столь «мощной» группировки была сомнительной.


Плавбаза "Протеус" (видна лишь часть надстройки слева), подлодка I-400 (слева) и I-14 (справа). Фото Ww2db.com

Наконец, в последние месяцы войны японское командование оказалось в крайне сложном положении. Не располагая желаемой группировкой кораблей, оно пыталось проводить решительные и даже авантюрные операции. Однако метания между разными планами привели к тому, что ряд операций не успели вовремя подготовить и провести – а капитуляция поставила крест на всех планах.

Место в истории


Таким образом, подлодки «Сэнтоку» строились на основе сомнительной концепции, были слишком сложными и немногочисленными, а также не применялись грамотно. Все это не позволило им стать полноценными боевыми единицами и нанести противнику хоть какой-то ущерб. Наоборот, I-400 и I-401 помогли американским морякам отработать вопросы взятия и изучения трофеев, а также обеспечили тренировки по стрельбе.

Впрочем, «Сэнтоку» нашли свое место в истории – не в последнюю очередь из-за своих неудач. Они оказались самыми крупными, самыми тяжелыми и самыми бесполезными подлодками Второй мировой.
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 15 августа 2020 05:53 Новый
    +3
    Читал монографию о "сейране". Переводится, как "горный туман".
    1. НДР-791
      НДР-791 15 августа 2020 06:42 Новый
      +1
      Старт строительства подлодок-авианосцев совпал с тем периодом, когда Япония впервые столкнулась с серьезным недостатков ресурсов и возможностей промышленности.
      Может это всё "комплекс маленьких"? Изо всех сил напрягаясь, но построить самую большую лодку, самый большой линкор, самый большой авианосец (утоплен недостроеным).
  2. igordok
    igordok 15 августа 2020 10:46 Новый
    +1
    Подскажите, как взлетал самолет? Как гидросамолет или по "рельсам" на палубе?
    1. Macsen_Wledig
      Macsen_Wledig 15 августа 2020 12:03 Новый
      +3
      Цитата: igordok
      Как гидросамолет или по "рельсам" на палубе?

      "Рельсы" - это катапульта
    2. пищак
      пищак 15 августа 2020 12:16 Новый
      -1
      Цитата: igordok
      Подскажите, как взлетал самолет? Как гидросамолет или по "рельсам" на палубе?

      С подлодки японабомбер взлетал по рельсам с рампой-по авианосному( подлодка-матка шла полным ходом, курсом-против ветра), а садился на воду, при возвращении, на поплавки. Затем уж краном поднимался на борт.

      Все три авианесущие подлодки США утаили от советских союзников и после недолгого изучения спешно утопили, чтобы избежать законных союзнических требований поделиться трофеями с СССР, так как послевоенное сотрудничество не планировали и рассматривали его как свою следующую цель( которой не следует отдавать передовые разработки и технологии подплава!)!
      1. Avior
        Avior 15 августа 2020 17:30 Новый
        +5
        По соглашению все без исключения японские подлодки должны были быть затоплены, и в репарациях не учитывались.
        так что никаких требований по японским подлодкам от СССР в части репараций быть не могло.
        По немецким подлодки - подлежали затоплению все, кроме 30, которые поделили поровну между тремя сторонами.
        По японскому флоту репарации включали 134 корабля, делились на 4, включая Китай, из них 34 получил СССР.
        Здесь подробнее
        https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskie-i-germanskie-voennye-korabli-peredannye-sovetskomu-soyuzu/viewer
        1. пищак
          пищак 15 августа 2020 19:09 Новый
          -1
          hi Аvior, в своё время достаточно подробно( почитав изданные в СССР мемуары японского командира-подводника и зная о "кайтен" и их тактике из других публикаций и рассказов моего отца) интересовался и изучал всё, связанное с действиями, конструкцией и вооружением японских подлодок( в том числе и современных тогда-класса "Юсио").
          Тогда же столкнулся и с описанием авианесущих I-400, да и в советском журнале "Техника-Молодёжи" о них печатали.
          Точно так же, как советское командование информировало союзников по антигитлеровской коалиции о захваченных образцах вооружения противника и содействовало их изучению( например, передало англичанам и американцам найденные на подлодке У-250 новейшие германские самонаводящиеся торпеды!), американцы были обязаны проинформировать СССР об уникальных захваченных японских подводных авианосцах и предоставить возможность их изучения!
          А посмотреть там было на что-японские конструкторы творили настоящие чудеса, остроумно решая сложнейшие технические задачи( не говоря уже об их 650-мм торпедах!)!
          Достаточно сказать, что, впервые применённый японцами на "I-400", новаторский спаренный прочный корпус был через несколько десятилетий повторен советскими конструкторами в самых гигантских в мире подводных ракетоносцах "Тайфун"!
          Да и в послевоенных проектах советских дизельных десантных и авианесущих подлодок знания о конструкции японских сверхбольших однотипных подлодок были бы очень кстати!
          Поэтому, чтобы не способствовать прогрессу советского подводного кораблестроения, американские "союзники" скрыли факт захвата систершипов проекта "I-400" и быстренько их уничтожили!
          ИМХО
          1. Avior
            Avior 15 августа 2020 20:37 Новый
            +1
            Информация по электрическим торпедам у них была и без этого, они ловушку сделали.
            а передачу образца наши затянули почти до конца войны. И это было во время войны, а не после, что совершенно разные вещи.
            А если серьезно, есть соглашение о затоплении японских подлодок- американцы их затопили.
            Если было соглашение, что должны были передать СССР для изучения- я его с интересом почитаю, давайте ссылку.
      2. Macsen_Wledig
        Macsen_Wledig 15 августа 2020 17:35 Новый
        +3
        Цитата: пищак
        С подлодки японабомбер взлетал по рельсам с рампой-по авианосному( подлодка-матка шла полным ходом, курсом-против ветра),

        Рельсы с рампой назывались "катапульта Тип 4 Мод. 10".
        Длина стартовой дорожки 27 м. Скорость самолёта на старте 34 м/с при ускорении 2,5 g.
        1. пищак
          пищак 15 августа 2020 18:34 Новый
          +2
          Цитата: Macsen_Wledig
          Цитата: пищак
          С подлодки японабомбер взлетал по рельсам с рампой-по авианосному( подлодка-матка шла полным ходом, курсом-против ветра),

          Рельсы с рампой назывались "катапульта Тип 4 Мод. 10".
          Длина стартовой дорожки 27 м. Скорость самолёта на старте 34 м/с при ускорении 2,5 g.

          hi Масsen_Wledig, а разве я как-то возражаю, что рельсы с рампой являются частью лодочной катапульты, я же так и написал "японабомбер взлетал по рельсам с рампой-по авианосному"??! smile
          Ведь чтобы по такому короткому палубному старту( это же не облегчённая до предела деревянная "этажерка" американца Юджина Эли, если кто не знал и в детстве не читал "Моделист-Конструктор"-отважного лётчика, впервые в мире взлетевшего с 25 м деревянного настила на корабле и положившего начало авианосной авиации) поршневому боевому гидроплану за счёт одного мотора разогнаться и взлететь( с полными баками и бомбовой нагрузкой!) невозможно-без катапульты ( или реактивных пороховых ускорителей) не обойтись-это и ежу понятно! yes
          Когда писал свой комментарий, то Вашего ещё не видел-так бывает, пишешь-расписываешь, потом редактируешь-отправляешь, а кто-то раньше поспел и уже, пусть кратко, но передал суть( как Вы в данном случае)! request
          А когда обновил страницу и прочёл появившийся Ваш комментарий, то понял, что нужно бы и мне уточнить именно про катапульту( хотя два её приводных шкива и так очень хорошо видны на фото палубы подлодки!).
          Но время редактирования истекло-поэтому уже не посчитал нужным что-то добавлять, т.к. два наших комментария давали вполне адекватный ответ на вопрос aka Igordok.
          Я, вообще, очень ленюсь "гуглить" и обычно использую лишь свою память, ведь за жизнь много чего прочитал и лично узнал. Знаю, что всегда найдутся более дотошные комментаторы, которые напишут точнее и подробнее в мелочах.
          Спасибо Вам за уточнение! good
          1. Macsen_Wledig
            Macsen_Wledig 15 августа 2020 18:55 Новый
            +1
            Цитата: пищак
            Спасибо Вам за уточнение!

            Разобрались, и хорошо... drinks
  3. Бензорез
    Бензорез 15 августа 2020 17:16 Новый
    +2
    Ну, что сказать...
    Как для судостроя- интересна тема и реальный опыт постройки посудин.
    Для судостроев вообче всегда интересен чёй-то практический опыт. Бо теория - это одно, на железе обычно другая картина вылезает...
    Военным- уже давно без интереса ...
    Хотя, как сказать...
    1. Avior
      Avior 15 августа 2020 17:34 Новый
      +4
      Союзников технологии японского подводного флота не интересовали, все японские подлодки заранее решили затопить по соглашению, так что не удивительно, что американцы их утопили.
      Немецкие подлодки- другое дело, часть из них поделили между собой.
      1. Бензорез
        Бензорез 15 августа 2020 18:13 Новый
        +3
        Вполне возможно.
        Но тем-не менее, быть такого не может, чтобы чертежи и документация не изучалась. Вот не поверю никогда.
        Учитывая, что японцы- далеко не самые худшие конструктора и технологи.
  4. Костадинов
    Костадинов 17 августа 2020 11:20 Новый
    0
    К моменту завершения строительства «Сэнтоку» стало ясно, что успешная атака континентальной части США попросту невозможна. Если подлодке-авианосцу и удалось бы подойти на рубеж запуска самолетов, то ПВО не пропустила бы их к важным целям.

    Ето не совсем так или совсем не так. Если запустит самолети примерно на 100-150 километра от цели на малой висоте их перехват весьма мало вероятен в 1945.
    А цели для которие создали ети самолети били бази флота США. Готовили новий Перл Харбор с участие несколько таких подлодок.
  5. deddem
    deddem 17 августа 2020 13:37 Новый
    0
    Неуд.
    Мимо внимания автора в очередной раз проскочило то, что I400 была пределом развития технологии, а до неё у японцев было аж три серии авианесущих подлодок, которые активно использовались в БД и даже для ударов по территории США (пусть и анекдотических).
    Но, как обычно случается в переводных статьях из американских попмехов, эти серии усыхают до несчастной I-14, "принадлежавшей к другому проекту".