Военное обозрение

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

31

Мачты затонувшего транспорта Richard Montgomery


Эхо взрыва в порту Бейрута прокатилось по всей планете, вытащив на свет некоторые скелеты в шкафу. В очередной раз в Великобритании заговорили о затонувшем в годы Второй мировой войны транспорте Richard Montgomery. Корабль затонул в устье Темзы на небольшой глубине в сентябре 1944 года. Всё бы ничего, но на борту транспорта, который направлялся во Францию, осталось примерно 1,5 тысячи тонн различных боеприпасов. И, хотя специалисты оценивают вероятность взрыва как маловероятную, если это произойдет, мало не покажется никому.

Транспорт Richard Montgomery типа «Либерти»


Транспорт Richard Montgomery относят к кораблям типа «Либерти», которые стали настоящими тружениками Второй мировой войны, обеспечивая транспортные перевозки союзников на различных театрах военных действий. Корабль, спроектированный в США, был построен огромной серией, которая превышает 2700 судов. Водоизмещение кораблей доходило до 14 450 тонн, максимальная скорость хода до 11 узлов (чуть более 20 км/ч).

Корабль получился достаточно удачным как по своим грузовым возможностям, так и по технологичности производства. Дальность плавания составляла до 20 тысяч морских миль. За один рейс на борт можно было взять 2840 джипов, 440 легких или 260 средних танков, до 300 тысяч 105-мм снарядов. Но на практике грузы часто были комбинированными. О технологичности проекта свидетельствуют рекорды, которые ставились при сборке данных судов. Так, в ноябре 1942 года транспорт SS Robert Peary построили за 4 дня 15 часов и 29 минут (это время от закладки до спуска на воду). Этот транспорт не только пережил войну, но и активно эксплуатировался до 1963 года. И всё же это был пропагандистский прием, хотя и очень успешный. Но даже без этого средняя скорость постройки кораблей уже к концу 1942 года была доведена до 42 дней, а собирающие транспорты типа Liberty 18 верфей выдавали флоту по три готовых судна каждые сутки.


Транспортный корабль типа «Либерти» в море

Интересующий нас транспорт Richard Montgomery был заложен в Джексонвилле во Флориде. Постройку корабля осуществляла компания St. Johns River Shipbuilding Company. Свою деятельность она начала в апреле 1942 года, выпустив до конца войны 82 транспортных судна типа «Либерти». Корабль Richard Montgomery был седьмым кораблем этого типа, построенным на верфи в Джексонвилле. Закладка корабля произошла 15 марта 1943 года, а уже 15 июня того же года судно было спущено на воду.

Многие корабли типа «Либерти» получали имена собственные в честь известных исторических деятелей или отличившихся в боях военнослужащих. Герой нашей истории не был исключением. Корабль назвали в честь Ричарда Монтгомери, ирландца по национальности, который начинал свой путь солдатом и офицером британской армии. А позднее стал одним из героев Войны за независимость США, будучи уже генералом Континентальной армии.

Последний рейс транспорта Richard Montgomery


В августе 1944 года корабль трудился в Атлантике. Прибыв в Великобританию, транспорт должен был доставить военные грузы в порт Шербур, который полностью перешел под контроль союзников в конце июня 1944 года, но был введен в полноценную эксплуатацию только в середине августа. Корабль «Ричард Монтгомери», на который было загружено примерно 7 тысяч тонн различных боеприпасов, должен был прибыть в Великобританию, присоединившись к конвою HX-301, который должен был отправиться в Шербур, чтобы доставить военные грузы войскам союзников, сражающимся во Франции.

Прибыв в устье Темзы, транспорт стал на якорную стоянку недалеко от портового города Ширнесса, ожидая полного формирования конвоя. 20 августа судно снялось с якоря во время прилива. Дальше последовала череда странных ошибок, которая привела к тому, что корабль вынесло на широкую песчаную отмель недалеко от Ширнесса и судоходного канала в направлении реки Медуэй, впадающей в эстуарий Темзы возле данного города. Корабль намертво сел на мель, при этом повредив свой корпус. Здесь сыграла свою роль особенность кораблей типа «Либерти». Данные суда были хороши и технологичны, но никто всерьез не рассчитывал на их длительную эксплуатацию, делая упор на массовое строительство.


Место, где затонул транспорт

Всю эксплуатацию корабли данной серии сопровождали проблемы с прочностью корпуса. На более ранних транспортах эти проблемы были более выраженными, но до конца их устранить всё равно не удавалось. Двенадцать кораблей данного проекта буквально разломились прямо в море, а всего на кораблях во время эксплуатации было отмечено примерно 1,5 тысячи случаев образования трещин в конструкции корпуса. Отчасти это было связано со спешкой при строительстве, использованием новой технологии сварки корпусов, привлечением неквалифицированного рабочего персонала в условиях дефицита кадров. Свою роль накладывали также частая эксплуатация кораблей с перегрузом и перепады температур в Северной Атлантике.

На второй день после посадки на мель корабль Richard Montgomery начал буквально трещать по швам, чему только способствовала сила приливов в этом районе. Корабль нельзя было снять с мели в течение двух недель. При этом всё это время не прекращались работы по разгрузке корабля, чтобы спасти груз, а также уменьшить осадку судна. В конечном итоге корпус корабля не выдержал нагрузок и окончательно надломился, вода достаточно быстро затопила передние трюмы. При этом выгрузка боеприпасов из кормовых трюмов продолжалась до 25 сентября. Именно в этот день разломившийся на две части корабль полностью затонул.

Согласно официальной версии, с борта транспорта удалось извлечь большую часть опасных грузов. И все же в его трюмах по-прежнему остается примерно 1400 тонн различных боеприпасов. При этом, как писала год назад газета The Guardian, некоторые специалисты считают, что на борту корабля может находиться в два раза больше взрывчатых веществ, чем считается официально. Согласно официальной информации, на борту затонувшего на глубине 15 метров примерно в миле от берега корабля находятся 286 бомб калибра 910 кг, 4439 бомб калибра 450 кг, 1925 бомб калибра 230 кг, а также 2815 осколочных и кассетных бомб, различные взрывоопасные вещества, взрыватели, боеприпасы с белым фосфором, дымовые заряды, сигнальные ракеты и т.д.

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Затонувший транспорт Richard Montgomery

Какую опасность представляет затонувший корабль?


В настоящее время затонувшее судно хорошо исследовано, за его состоянием регулярно наблюдают британские водолазы и специальные экспедиции. Корабль, разломившийся на две части, лежит на глубине 15 метров на большой песчаной отмели. При этом над водой постоянно торчат все три мачты корабля, вне зависимости от начала прилива или отлива. Известно, что корабль лежит на дне с креном на правый борт. Из-за наличия на борту большого количества взрывоопасных веществ судно находится под постоянным контролем Агентства морской и береговой охраны. А само место затопления обозначено на всех картах и выделено предупреждающими буями. Несмотря на это, за прошедшие годы здесь едва не произошло 24 аварии, а один раз грузовое судно фактически столкнулось с обломками, повредив винт. Это лишь повышает риск возможного взрыва.

Как грустно шутят британцы, если бы корабль затонул у стен парламента страны, какие-то работы по извлечению боеприпасов уже были бы проведены. С другой стороны сделать это не так-то просто. Особенно если учесть, что в английской истории имеются неудачные примеры подобных операций. В июле 1967 года попытка извлечения взрывоопасных грузов с борта польского грузового судна Kielce, затонувшего в Ла-Манше у Фолкстона ещё в 1946 году, закончилась провалом. Корабль взорвался ещё во время проведения подготовительных работ. В результате на дне образовалась воронка глубиной 6 метров, а сам взрыв был сопоставим с землетрясением, эквивалентным 4,5 балла по шкале Рихтера. Этот взрыв вызвал настоящую панику в Фолкстоне, хотя в городе и не было зарегистрировано пострадавших. При этом специалисты отмечают, что Kielce затонул на удалении в 4 мили от берега и на большей глубине.

Транспорт «Ричард Монтгомери» представляет гораздо большую опасность, так как лежит на небольшой глубине примерно в миле от Ширнесса. Взрыв корабля может представлять опасность для всех проходящих в этом районе судов, а также для самого города с населением 20 тысяч жителей и ближайших населенных пунктов, в которых определенно придется менять все окна. Осколки стекол при этом сами выступят поражающим фактором и могут серьезно покалечить людей. Также одним из последствий взрыва может стать миниатюрное цунами с высотой волны от 4 до 16 футов (от 1,2 до 4,8 метра). Такое мини-цунами станет причиной наводнения, которое нанесет близлежащим районам существенный экономический ущерб.


Изображение затонувших частей корабля

Последние исследования показывают, что корпус корабля всё больше подвергается коррозии. Специалисты оценивают вероятность серьезного взрыва как небольшую. Но полностью такой вариант развития событий не исключают. Взрыв может произойти при серьезном перемещении груза или столкновении судна с обломками. В районе, где каждый год проходит примерно пять тысяч судов, исключать этого нельзя. Масла в огонь подливает и тот факт, что на верхней палубе корабля над носовыми трюмами осталось большое количество снаряженных взрывателями осколочных бомб. Их падение в трюмы вместе с конструкциями корабля и последующий взрыв могут вызвать цепную реакцию. Также специалисты полностью не исключают возможности взрыва в процессе самопроизвольного разрушения боеприпасов.

В любом случае в настоящее время работы по контролю за состоянием судна продолжаются. А взрыв в Бейруте только придаст данной проблеме дополнительное внимание. Из последних действий, которые готовы предпринять британские официальные органы, можно выделить проект по срезанию мачт, верхушки которых видны над поверхностью воды. Для работ по удалению мачт будут привлекаться лучшие военные эксперты. При этом сам процесс удаления связан не столько с ликвидацией возможности столкновения с ними других судов, сколько с ослаблением давления, которое они оказывают на разрушающийся со временем корпус судна. По данным специалистов, в настоящее время мачты уже создают чрезмерную нагрузку на всю конструкцию затонувшего корабля.
Автор:
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mitroha
    Mitroha 14 августа 2020 10:08
    +6
    Вот уж приглашение террористам, так приглашение. Сами и подсказали.
    1. Инсургент
      Инсургент 14 августа 2020 10:15
      +27
      Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

      Корабль затонул в устье Темзы на небольшой глубине в сентябре 1944 года.


      Это происходит в Great Britain, "владычице морей",или в захудалом бандустане,который не в состоянии с 1944(!!!) года ,в силу вопиющей нищеты и технической отсталости очистить фарватер belay ?

      Где ваши "Британские учёные" и "Grand Fleet" ???
      1. БДРМ 667
        БДРМ 667 14 августа 2020 10:39
        +8
        Цитата: Инсургент
        Где ваши "Британские учёные" и "Grand Fleet" ???


        Цитата: Инсургент
        Это происходит в Great Britain, "владычице морей"
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------ не в состоянии с 1944(!!!) года ,в силу вопиющей нищеты и технической отсталости очистить фарватер



        Похоже на то,что всё британское,а не только пресловутые "британские учёные" wassat работают исключительно против "внешнего врага" находя его в "новичках","хакерах", "недемократической вакцине" и так далее, и так далее...

        Видеть то,что происходит у них самих непосредственно под носом,не остаётся ни сил не возможностей.
      2. НДР-791
        НДР-791 14 августа 2020 10:43
        +7
        Да, ладно!!! Владычица морей!!! Вонючую треску до 54го по талонам продавали laughing Мне только не понятно по какой причине до сих пор не бабахнуло? Устье Темзы, противотечения, приливы, шторма там хорошие. А оно мелко лежит и не шевелится?
        1. Fibrizio
          Fibrizio 14 августа 2020 11:10
          +9
          А с чего ему бахать? Транспортировка инициирующих зарядов и основного тела обычно раздельная. Я тоже собираясь на охоту иногда патроны роняю. Они же не взрываются (и не взорвутся как бы я ими не швырялся, только если звезды сойдутся). А тут еще и всякого дерьма на них наросло, амортизация.
          1. НДР-791
            НДР-791 14 августа 2020 12:27
            +2
            Из статьи...Масла в огонь подливает и тот факт, что на верхней палубе корабля над носовыми трюмами осталось большое количество снаряженных взрывателями осколочных бомб.
            Вероятно не бомб, а кранцы первых выстрелов. А под ними погреба. А 127мм или даже 100мм это много. А так-то патроны я на охоту не тротилом снаряжаю wassat и полежавшими больше пятилетки стараюсь не стрелять belay
            Тактико-технические характеристики транспорта типа Liberty:
            Водоизмещение – 14 450 тонн.
            Габаритные размеры: длина – 134,57 м, ширина – 17,3 м, осадка – 8,5 м.
            Энергетическая установка – одна паровая машина, два котла, мощность – 2500 л.с.
            Скорость хода – 11-11,5 узлов (20,4-21,3 км/ч).
            Дальность плавания – 20 000 морских миль.
            Экипаж – 38-62 человека (моряки торгового флота), 21-40 человек (военные моряки).
            Вооружение: 127-мм (или 102-мм) орудие на корме для защиты от подлодок противника, 76-мм орудие на баке, до 8х20-мм зенитных автоматов «Эрликон».
            1. Fibrizio
              Fibrizio 14 августа 2020 12:52
              0
              Да ладно Вам, 5 лет для патронов не срок если перепадов температуры не было. Лично знаю копателей кто стреляет из своих car 98 копаными патронами (только капсюля меняют). И летит, очень даже хорошо. А вот отсыревшие или при хранении в неотапливаемом помещении (особенно гладкие), тут да, разорвет вряд ли, но может "не полететь".
        2. GTYCBJYTH2021
          GTYCBJYTH2021 14 августа 2020 13:06
          -2
          Цитата: НДР-791
          Да, ладно!!! Владычица морей!!! Вонючую треску до 54го по талонам продавали laughing Мне только не понятно по какой причине до сих пор не бабахнуло? Устье Темзы, противотечения, приливы, шторма там хорошие. А оно мелко лежит и не шевелится?

          О треске,рыбе-много знаете,видимо......Осетрину кушаете и стерлядь с форелью ? Так ведь она на первом месте по питательности среди рыб Северного полушария,КОТОРАЯ круглый год ловится
  2. RealPilot
    RealPilot 14 августа 2020 10:32
    +5
    Да... И ведь множество подобных грузов лежат в морях. Только вспомнить историю с Данией, которая запрещала якорное позиционирование баржи "Фортуна" (СП-2) у острова Бронхольм из-за рисков взрыва сброшенных на дно боеприпасов.

    А англичане, да, пропустили сроки безопасного поднятия груза. А ведь могли бы решить вопрос. Хотя, во время войны целесообразность выглядит по-другому, что нужно учитывать.
    1. БДРМ 667
      БДРМ 667 14 августа 2020 10:45
      +2
      Цитата: RealPilot
      множество подобных грузов лежат в морях. Только вспомнить историю с Данией, которая запрещала якорное позиционирование баржи "Фортуна" (СП-2) у острова Бронхольм из-за рисков взрыва сброшенных на дно боеприпасов

      "История с Данией" - вопрос чисто политический хоровода вокруг СП-2 .
      Цитата: RealPilot
      А англичане, да, пропустили сроки безопасного поднятия груза. А ведь могли бы решить вопрос. Хотя, во время войны целесообразность выглядит по-другому, что нужно учитывать.


      Что им мешало произвести расчистку после войны ? Пять,десять,пятнадцать,двадцать,даже тридцать лет после неё ?
    2. Сергей39
      Сергей39 14 августа 2020 10:58
      0
      Цитата: RealPilot
      пропустили сроки безопасного поднятия груза.

      Да, тепрь остается только подрыв на месте. Или подождать, пока само рассосется.
      1. Старый Скептик
        Старый Скептик 15 августа 2020 16:05
        +1
        Мысль отличная!
        Голосуем!
        Я за! good
  3. Alex_You
    Alex_You 14 августа 2020 11:03
    +2
    Пока будет в воде не рванет. Знакомый мчсный водолаз показывал кладку снарядов прям под судном возле причала.
    Масла в огонь подливает и тот факт, что на верхней палубе корабля над носовыми трюмами осталось большое количество снаряженных взрывателями осколочных бомб.

    Это вообще на грани фантастики, зачем снаряжать бомбы взрывателями при транспортировке?
    Либо американцы(или англичане) настолько глупы и ленивы, либо кто то нагоняет ужаса.
  4. g1washntwn
    g1washntwn 14 августа 2020 11:18
    0
    Из затопленных кораблей периодически отравляющие вещества побулькивают... и ничего. И тут не факт что громко бахнет, если что самопроизвольно и рванет опасно только тем что неразорвавшиеся БП раскидает в близлежащий городок и по всему фарватеру.
  5. Медведь040
    Медведь040 14 августа 2020 11:27
    +1
    Белый фосфор штука веселая,для его горения и взрыва не нужен кислород,так что рвануть может как следует
  6. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 14 августа 2020 11:36
    +2
    Откуда на палубе осколочные бомбы со взрывателями ? Может боеприпасы к зениткам на случай атаки ? Да и будь там боеготовые снаряды или бомбы , их бы точно сняли в первую очередь при аварийной разгрузке повреждённого корабля ...
  7. Кэптен45
    Кэптен45 14 августа 2020 18:51
    +3
    Агентство ОБС сообщило, что возле "Ричарда Монтгомери" заметили мелькнувшую пару ласт с надписью "Петров". Ждут "Васечкина" laughing
  8. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 14 августа 2020 19:14
    0
    Вы бы еще статью назвали: Террористам на заметку.
  9. красноярск
    красноярск 14 августа 2020 20:24
    0
    = Так, в ноябре 1942 года транспорт SS Robert Peary построили за 4 дня 15 часов и 29 минут (это время от закладки до спуска на воду).=
    = Но даже без этого средняя скорость постройки кораблей уже к концу 1942 года была доведена до 42 дней, =
    = Закладка корабля произошла 15 марта 1943 года, а уже 15 июня того же года судно было спущено на воду. =
    Вот попробуй и пойми, за сколько дней строились корабли типа "Либерти".
    За 4 с небольшим, дня, за 42 дня или за 90 дней?
    1. iRoccka
      iRoccka 14 августа 2020 23:09
      0
      вам ничего не говорит фраза "средняя скорость постройки" ?
      по информации из статьи 18 верфей строили суда данного типа, где-то строили быстро , где-то медленно, а средняя скорость постройки 42 дня
      1. красноярск
        красноярск 15 августа 2020 07:50
        0
        Цитата: iRoccka
        вам ничего не говорит фраза "средняя скорость постройки"

        А Вы верите в то, что пароход такого водоизмещения можно построить за 4,5 дня?
    2. Alexey RA
      Alexey RA 15 августа 2020 18:13
      +2
      Цитата: красноярск
      Вот попробуй и пойми, за сколько дней строились корабли типа "Либерти".
      За 4 с небольшим, дня, за 42 дня или за 90 дней?

      Все три срока верны - в зависимости от того, что считать постройкой. smile
      Если брать срок сборки на стапеле (из готовых блоков) от момента выставления конструкций до спуска на воду - то четыре с небольшим дня.
      Если брать среднее время постройки от начала заготовки стали и изготовления блоков до сдачи заказчику - то 42 дня.
      А если брать конкретные суда - то там разброс от среднего большой. Так что 90 дней - это нормально.

      Конкретно по SS Robert Peary - это был результат капиталистического соревнования между верфями Кайзера. До этого Орегонская верфь спустила на воду "Либерти" за 10 дней. Когда Кайзера спросили - а можно ли быстрее, тот пообещал лично ФДР уложиться в половину срока. И верфь в Ричмoнде собрала корабль из 250-тонных готовых блоков за 4 дня 15 часов и 29 минут. Всего же от закладки киля до сдачи заказчику прошло 7 дней, 14 часов и 32 минуты.
      При этом средний срок постройки "Либерти" на верфи в Ричмoнде составлял 50 дней. Скорость постройки ограничивали нехватка стали и мощностей для сборки блоков.
      Тем не менее, SS Robert Peary стал отличным примером реальной оптимизации производственного процесса - разгрузки узких мест производства (для ССЗ - это стапели, которых просто нельзя построить много) путём переноса операций с них на другие, менее загруженные участки. Зачем строить корпус и набивать его механизмами и системами на стапеле, занимая его на долгое время? Можно заранее подготовить в мастерских готовые блоки "с полным фаршем" и задействовать стапель только для их соединения друг с другом.
      1. красноярск
        красноярск 15 августа 2020 20:11
        0
        Цитата: Alexey RA

        Все три срока верны - в зависимости от того, что считать постройкой.

        Разумеется от нарезки стали до сдачи заказчику.
        А по другому это от лукавого.
        1. VicktorVR
          VicktorVR 17 августа 2020 15:21
          0
          Ну ведь время стройки дома никто не считает с момента изготовления первого кирпича, кг цемента для панелей...
          1. красноярск
            красноярск 17 августа 2020 20:39
            0
            Цитата: VicktorVR
            Ну ведь время стройки дома никто не считает с момента изготовления первого кирпича, кг цемента для панелей...

            Конечно - нет. Отсчет идет от начала рытья котлована под фундамент.
  10. советник 2 уровня
    советник 2 уровня 15 августа 2020 06:24
    0
    Такое наследие войны, есть много где.. В Феодосии транспорт Жан-Жорес лежит недалеко у берега с боеприпасами с 1942 года.. только сильно сомневаюсь, что они через 78 лет бахнуть могут.. хотя в 80е еще помню разговоры-что надо вытащить, а то если бахнет-полгорода снесет..

    "В 1978 году рассматривалась возможность поднятия судна. После изучения материалов Керченско-Феодосийской десантной операции и исследования самого объекта водолазами, было принято решение не поднимать «Жан Жорес». В формулировке решения прямо не было сказано о наличии боезапаса, но и не отвергалось его наличие. Как сообщил начальник ОСВОД Феодосии Александр Черноволов «…не подымать из-за возможной детонации возможных боеприпасов…»."

    2019 год. Большую часть подняли недавно. "Сотрудники крымского и севастопольского Главных управлений МЧС России подняли с поверхности затопленного грузового теплохода "Жан Жорес" в акватории Феодосийского залива более 6,5 тысячи боеприпасов."

    Я думаю только сейчас, потому что уже опасность прошла..
  11. pleschakovai
    pleschakovai 15 августа 2020 15:56
    0
    Ну что ж, пригласили террористов!!! Молодца, однако!!! Что же Вы вовремя, за столько десятилетий не очистили фарватер, господа капиталисты из дурманного альбиона???
  12. Kapkan
    Kapkan 18 августа 2020 11:58
    +1
    Петров? Боширов? А вы знаете, товарищи, что в устье некой речки есть удивительные шпили...
  13. Чарик
    Чарик 18 августа 2020 13:30
    -1
    надо бы из космоса со спутника подогреть кораблик
  14. Макс1995
    Макс1995 21 августа 2020 08:51
    0
    Имхо, все это противоречит даже школьному курсу физике.
    Поэтому англы могут спать спокойно.
  15. kamakama
    kamakama 20 октября 2020 23:28
    0
    Это место известно как мели Гудвина. Можейко описал их как кладбище кораблей Северной Европы, одно из самых опасных мест для судоходства в мире, наряду с ревущими сороковыми и Сейблом. Там на дне лежат еще галеры Цезаря. Что там лежит еще - никто не знает. Ничего, песочек затянет, рано или поздно