Вам нужны проблемы? Вам нужен авианосец!
Кому, как не американцам, судить о чужих авианосцах? Действительно, специалисты они по этому виду кораблей самые-самые в мире.
Кайл Мизоками, сотрудник нашего любимого «The National Interest», выдал очень интересную картину относительно индийских амбиций авианосного характера. Кайл вообще весьма хороший специалист, с юмором, потому читать его всегда интересно. Не со всем можно согласиться, так что мы при случае поправим Кайла. Курсивом.
Как и многие другие страны, Индия хочет иметь лучшее оружие, которое она может себе позволить. Но идеологические и финансовые проблемы означают, что есть много вещей, которые она не будет покупать в Соединенных Штатах или Европе. Это в значительной степени указывает на Россию.
Индия уже 50 лет является крупным покупателем российского оружия. Это были нелегкие годы для Нью-Дели. Оборонные контракты Индии с Россией постоянно терпели задержки и перерасход средств. И полученное оборудование не всегда работает.
Вообще-то, российская военная техника работает. Всегда. Даже если ее эксплуатировать не самым должным образом, но вот что-то, а с работоспособностью у нашей техники всегда было нормально.
Перерасход средств… Знаете, вот тут американцам лучше бы и помолчать. Если господин Мизоками привел бы в пример хотя бы одну из программ Пентагона за последние 10 лет, которая обошлась в первоначально запрашиваемую сумму – было бы очень интересно познакомиться с такой информацией.
Из всех бед Индии с российскими закупками ни одна не говорит больше о неблагополучных отношениях между двумя странами, чем сага об авианосце «Викрамадитья».
В начале 2000-х годов Индия пошла по рынку за новым авианосцем. Индийские военные хотели новый корабль на замену старому «Вираату» и никто не собирался устраивать военно-промышленный кошмар. Так получилось.
Но началось все несколько раньше.
В 1988 году Советский Союз ввел в строй авианосец «Баку». Эти корабли представляли собой шедевр советского дизайна. Передняя треть напоминала тяжелый крейсер с 12 гигантскими противокорабельными ракетами SS-N-12, до 192 ракет класса "земля-воздух" и двумя 100-миллиметровыми палубными орудиями. Оставшиеся две трети корабля представляли собой авианосец с наклонной полетной палубой и ангаром.
"Баку" недолго служил в советском военно-морском флоте, пока СССР не распался в 1991 году. Россия унаследовала судно, переименовала его в "Адмирал Горшков" и держала его в списках нового российского флота до 1996 года. После взрыва котлов, вероятно из-за отсутствия технического обслуживания, "Адмирал Горшков" ушел в нафталин.
Вообще, сперва эта посудина называлась «Харьков». Единственный ТАВКР проекта 1143.4. Совершил единственный выход в море в 1988 году, выполняя задачи в Средиземном море. После этого похода встал на якорь в Североморске, где и простоял до 1999 года, когда началась подготовка к продаже корабля Индии. 1 февраля 1992 года действительно имела место авария, унесшая жизни 6 человек. Пожар в кормовом машинном отсеке.
В начале 2000-х годов Индия столкнулась с дилеммой. Единственный авианосец индийского флота «Вираат» должен был уйти в отставку в 2007 году.
Авианосцы помогают Индии утвердить свое влияние в Индийском океане, не говоря уже о том, что они являются символами статуса. Нью-Дели нужно было заменить «Вираат», и быстро.
Возможности Индии были ограничены. Единственные страны, строившие авианосцы в то время, Соединенные Штаты, Франция и Италия, строили корабли, слишком большие для индийской чековой книжки. В 2004 году Индия и Россия заключили сделку, по которой Индия получит «Адмирала Горшкова». Индия заплатит России 974 миллиона долларов за его модернизацию сверх суммы продажи.
Россия должна была превратить судно в действующий авианосец со стартовой рампой и полетной палубой длиной чуть более 900 футов, с авиагруппой из 24 истребителей МиГ-29К и до 10 вертолетов Камова.
У корабля, согласно договору, будут заменены на новые радары, котлы, аэрофинишеры и палубные лифты. Все 2700 помещений и отсеков, расположенных на 22 палубах, будут отремонтированы, и по всему кораблю будет проложена новая проводка. «Новый» носитель будет назван «Викрамадитья» — в честь древнего индийского царя.
«Настоящий авианосец менее чем за миллиард долларов» звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Так оно и оказалось.
В 2007 году, всего за год до поставки, стало ясно, что российский завод «Севмаш» не сможет уложиться в оговоренные сроки. Более того, завод потребовал более чем в два раза больше денег, 2,9 миллиарда долларов в общей сложности, чтобы завершить работу.
Стоимость одних только ходовых испытаний, первоначально составлявшая 27 миллионов долларов, выросла до фантастических 550 миллионов долларов.
Необходимый комментарий. Откуда взялась цифра в 550 миллионов долларов, несколько непонятно. В контракте было четко указано, что 974 миллиона долларов на ремонтные работы и 530 миллионов долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27.
Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Однако сами индусы застопорили дело, выплатив только около 458 млн долларов США. А когда платежи были приостановлены, тогда, соответственно, российская сторона поставила вопрос об индексации и недооценке объёма работ.
Год спустя, когда проект еще не был завершен, а готовность авианосца оценивалась лишь на 49 процентов, один из руководителей "Севмаша" предложил Индии заплатить дополнительно 2 миллиарда долларов, сославшись на «рыночную цену «нового авианосца» в диапазоне от 3 до 4 миллиардов долларов».
«Севмаш» специализировался на строительстве подводных лодок и никогда раньше не работал на авианосце. Корабль изначально строился на николаевских верфях, которые после распада Советского Союза вошли в состав Украины. Оснастка и специализированное оборудование, на котором строился «Адмирал Горшков», находились за тысячи километров отсюда, а теперь в чужой стране.
На самом деле оснастка и оборудование были совершенно ни к чему, потому что корабль как бы уже был построен. А вот другой вопрос, что кадры, строившие авианесущий крейсер, знавшие каждую заклепку, остались на Украине – с этим трудно спорить. Да, на «Севмаше» было достаточно своих крутых специалистов, но специализация…
Выполнив половину условий сделки и потеряв 974 миллиона долларов, Индия не могла позволить себе отказаться от сделки. Россия это знала и была прямолинейна в отношении вариантов для Индии. «Если Индия не заплатит, мы сохраним авианосец», — заявил РИА «Новости» один из чиновников Минобороны.
К 2009 году проект зашел в тупик. Российский экспорт вооружений в 2009 году составил всего 8 миллиардов долларов, и задержки «Севмаша» и его вымогательская тактика не пошли на пользу российской оборонке в целом.
Скажем честно: 974 миллиона долларов Индия не теряла. Затраты по первому времени составили 478 миллионов, а 516 зависли. Так же, как и 550 миллионов за самолеты. Нечего жалеть «бедных индусов», так как простите, но принцип «деньги – товар – деньги» никто не отменял.
Конечно, полмиллиарда долларов в сравнении с 8 миллиардами в общем – это тоже много, однако здесь интереснее то, что недоплаченное индусами никак не отразилось на общем положении дел.
В июле 2009 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев совершил громкий визит на завод «Севмаш». Индийские новости сообщали, что перевозчик все еще наполовину готов, а это означало, что верфь фактически не делала никаких работ на корабле в течение двух лет, поскольку она держалась за большие деньги.
Медведев публично отругал чиновников «Севмаша». «Вам нужно завершить «Викрамадитью» и передать ее нашим партнерам», — сказал явно раздраженный президент генеральному директору «Севмаша» Николаю Калистратову.
В 2010 году индийское правительство согласилось более чем удвоить бюджет авианосца — до 2,2 миллиарда долларов. Это было меньше, чем требовалось “Севмашу” (2,9 миллиарда долларов), и намного меньше предложенной "Севмашем "рыночной цены" в 4 миллиарда долларов.
Давайте применим калькулятор. Первоначально 947 + 530 = 1 504 миллиона долларов. Недоплата составила «всего» 1 миллиард 046 миллионов, так что доплата в 696 миллионов долларов выглядит нормальной компенсацией.
Внезапно «Севмаш» волшебным образом стал работать усерднее, фактически вдвое усерднее и закончил вторую половину модернизации всего за три года. «Викрамадитья» окончательно ушел на ходовые испытания в августе 2012 года и был введен в строй ВМС Индии в ноябре 2013 года.
На церемонии ввода в эксплуатацию министр обороны Индии господин Энтони выразил облегчение, что испытание закончилось, сказав прессе, что было время, «когда мы думали, что никогда не получим его».
Теперь, когда «Викрамадитья» наконец на службе, проблемы Индии закончились, верно?
Ни в коем случае. Невероятно, но Индия выбрала «Севмаш» для выполнения негарантийных работ на корабле в течение следующих 20 лет.
Обеспечение «Викрамадитьи» запасными частями само по себе является важной задачей. Десять индийских подрядчиков помогли достроить авианосец, но также более 200 других подрядчиков в России, Хорватии, Дании, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Франции, Норвегии, Польше, Швеции и Великобритании. Некоторые страны, например, Япония, скорее всего, даже не знали, что они экспортируют детали для иностранной системы вооружения.
Корабельные котлы, которые обеспечивают «Викрамадитью» энергией и двигательной установкой, представляют собой долгосрочную проблему. Все восемь котлов новые. Но индийские моряки обнаружили в них дефекты. Во время поездки из России в Индию на корабле произошла поломка котла.
Здесь стоит сказать, что даже если у кого-то что-то приобрели втемную, то индусы ничего не потеряли. Если что-то приобрели в США – ну да, есть смысл выразить недовольство американцу. А индусам это проблем не доставит совершенно, поскольку Индия не находится под санкциями, и если даже что-то поломается, вряд ли возникнут проблемы.
Наконец, «Викрамадитье» не хватает активной противовоздушной обороны. На корабле есть противокорабельные ракетные комплексы и противовоздушные ракеты средней дальности, но нет систем ближнего боя.
Индия могла бы установить местные версии российской пушечной системы АК-630, но «Викрамадитье» придется полагаться на новый индийский эсминец ПВО «Калькутта» для защиты от самолетов и ракет.
Вот не сморозить глупость в такой статье – это знаете, как хот-дог без кетчупа и майонеза. Все наступательное вооружение с «Викрамадитьи» было убрано, корабль превратили в нормальный авианосец легкого класса.
С корабля сняли противокорабельный ракетный комплекс «Базальт», обе 100-мм артустановки АК-100, реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-миллиметровые зенитные автоматы АК-630М. Демонтировали также противолодочный гидроакустический комплекс «Полином» и зенитные ракетные комплексы «Кинжал». Все это ради удлинения взлетной полосы.
Если индусы решили охранять авианосец с помощью самолетов и эсминца ПВО – это их личное дело.
А что «Севмаш»? После фиаско «Викрамадитьи» завод странно оптимистичен в отношении строительства новых носителей самолетов и определил Бразилию в качестве возможного покупателя. «Севмаш» хочет строить авианосцы, сказал заместитель генерального директора завода Сергей Новоселов.
Ну в те годы даже мы писали об этом. Однако то, что «Севмаш» МОЖЕТ в принципе построить «перспективный» авианосец, совершенно не значит, что так и будет в действительности. Мы все можем что-то такое. В принципе/в перспективе. Но реальность зачастую очень сильно отличается от действительности.
Эпилог.
Индия получила в итоге свой легкий авианосец, именно авианосец, а не авианесущий крейсер. Мы за довольно неплохие деньги избавились от корабля, на восстановление которого у нас все равно не было средств. Конечно, неплохо было бы полученные доллары потратить на выкуп и восстановление «Риги»/»Варяга», который обошелся Китаю в 30 миллионов долларов, но…
Но история не знает сослагательных наклонений.
Кайл Мизоками написал довольно объективную историю. И суть этой истории ясна и понятна: Индии надо было не валять дурака со старым советским крейсером, а взять кредит и приобрести корабль у США. Как индусы в свое время купили свой первый авианосец у Великобритании.
Однако данный случай можно совершенно справедливо рассматривать как экономический пример. Когда очень хочется авианосец, а денег на него нет, американские корабли… несколько дороговаты. Тем более для Индии.
Каким бы верхом совершенства ни были американские авианосцы (сарказм), пример Китая и Индии показал, что не стоит тратить на плавучий аэродром столько средств, сколько тратят американцы.
Можно помучиться с такими странными партнерами, как русские, но в результате можно получить в свое распоряжение корабль, способный выполнить возложенные на него задачи.
За совершенно реальные суммы.
Очень поучительная история. Особенно из-под пера американца.
Для тех, кто любит читать в первоисточнике:
India's Biggest Military Mistake: Buying a Russian Aircraft Carrier.
Информация