Крепкий орешек. Советский арсенал против немецкого «Тигра»

106

Трофей с башенным номером 121. Источник: warspot.ru

Кубинка принимает гостей


В январе 1943 года вермахту не повезло: немцы потеряли несколько новейших танков «Тигр». И не просто потеряли, а отдали Красной армии в качестве трофея. Гудериан в своей манере обвинил в этом Гитлера. В книге «Воспоминания солдата» он комментирует потерю «Тигров» под Ленинградом:

«В сентябре 1942 года «Тигр» вступил в бой. Еще по опыту Первой мировой войны было известно, что при создании новых образцов вооружения следует запастись терпением и дождаться их массового производства, а затем применить их сразу в больших количествах. Зная об этом, Гитлер тем не менее хотел как можно быстрее увидеть в деле свой главный козырь. Однако перед новыми танками была поставлена абсолютно второстепенная задача: локальная атака в труднопроходимой местности в заболоченных лесах под Петербургом. Тяжелые танки могли двигаться только в колонну по одному по узким просекам, попадая под огонь противотанковых пушек, расставленных вдоль них. В результате – потери, которые можно было бы избежать, преждевременное рассекречивание новой техники и, как следствие, невозможность в будущем застать противника врасплох».





Источник: smolbattle.ru

Под Ленинградом тогда орудовал 502-й тяжелый танковый батальон. К концу января 1943 года он безвозвратно потерял шесть танков «Тигр». В этом списке был танк под башенным номером 100, который экипаж оставил красноармейцам полностью в исправном состоянии. Случилось это 18 января под Рабочим поселком №5 Ленинградской области. Танковый экипаж не знал, что населенный пункт уже занят советскими войсками и вел себя в его окрестностях как дома. А когда гусеничный гигант сполз с дороги, танкисты спокойно выбрались наружу, пытаясь оценить обстановку. Тут же были обстреляны и спешно ретировались, оставив «Тигр» в качестве трофея. Командованию беглый экипаж объяснил, что у танка вышел из строя мотор. Советские танкисты вытащили тяжеловеса из снежного плена, завели и отогнали на железнодорожную станцию Поляна. Очевидцы утверждают, что немцы с Синявинских высот непрерывно и безуспешно обстреливали потерянную машину. «Тигр» советские инженеры исследовали в Кубинке и после этого с 22 июня 1943 года экспонировали на выставке трофеев в Москве в ЦПКиО имени Горького. Машина после вернулась в Кубинку, а в 1947 году пошла на металлолом, благо из 56-тонного танка его вышло немало.

Но танк под номером 100 не был единственным танком, попавшим в советский плен. В районе того же упоминаемого Рабочего поселка №5 немцы бросили еще один "Тигр" с башенным номером 121, который действительно был неисправен. Этой машине было уготована судьба быть расстрелянной на Научно-испытательном бронетанковом полигоне ГБТУ Красной армии. Танк после экзекуции отправили на летнюю выставку трофейной техники в Москве, а потом утилизировали. Историк Юрий Пашолок утверждает, что удалось с поля боя эвакуировать еще и третий танк. Он был в плачевном состоянии и использовался в качестве донора запасных частей и образцов брони для изучения в ЦНИИ-48.




"Тигр" с башенным номером 100, попавший в руки Красной армии в полностью исправном состоянии и с подробными инструкциями. Источник: fishki.net

По итогам изучения на Полигоне первого танка №100 и других трофеев в «Вестнике танковой промышленности» были сделаны весьма интересные выводы. Немецких танкостроителей, в частности, обвинили в плагиате. Механизм управления «Тигра» стащили у французского «Сомуа», а смотровые призмы – у американцев. Среди минусов выделили также неуравновешенность башни с вынесенной вперед пушкой и тяжелой маской, что серьезно затрудняло ручной поворот башни при крене в 5 градусов. «Тигр» попал в плен еще в расцвете технологического могущества Третьего рейха, о чем говорит состав хромомолибденовой брони: углерод – 0,46%, кремний – 0,2-0,3%, фосфор – 0,02-0,03%, никель – 0,1–0,15%, марганец – 0,66–0,8%, сера – 0,014-0,025%, хром – 2,4–2,5% и молибден – 0,45–0,50%. Твердость по Бринелю 241-302 – броня средней твердости. Особо положительными моментами в «Тигре» было все, что связано с вооружением. Советские инженеры выделили унитарный боеприпас, увеличивающий скорострельность, электроспуск наводчика, улучшающий меткость и бинокулярный прицел, который вообще на тот момент был лучшим в мире.


Схема обзорности из "Тигра". Источник: "Вестник танковой промышленности"

Отдельно оценили обзорность из танка. Вне поля зрения у «Тигра» были: 6 метров у водителя, 9 метров через зеркальный смотровой прибор, 11 метров через щели в башне и 16 метров через 6 щелей в командирской башенке. По мнению испытателей, конструкция смотровых приборов у «Тигра» обеспечивала безопасность наблюдателю и удовлетворительный обзор. Удачным был, по мнению инженеров Кубинки, и двигатель «Тигра» «Майбах HL210». В сравнении с предшественником HL-120, на новом моторе удалось серьезно поднять литровую мощность. Для этого увеличили степень сжатия до 7,5, что создало проблемы с работой на 74-м бензине. В свою очередь, для снижения возросшей нагрузки на клапаны от детонации применили внутреннее охлаждение деталей натрием. Далее в моторе повысили коэффициент наполнения камеры сгорания, для чего увеличили диаметр головки впускного клапана до 0,6 от диаметра цилиндра, а самой головке клапана придали хорошо обтекаемую форму тюльпана. Каждые три цилиндра мотора имели по два сдвоенных карбюратора, что также имеет большое значение в увеличении мощности. Рекордной для класса двигателя оказалась скорость движения поршня – более 16 м/сек.

Разобрать до винтика и расстрелять


Трансмиссия «Тигра» произвела на советских инженеров неизгладимое впечатление. Коробка переключения передач «Адлер» имела 8 передач для переднего и хода и 4 для движения назад. Автоматический гидравлический сервопривод серьезно упрощал вождение гиганта. Фактически заменить механика-водителя мог любой член экипажа, настолько просто было управлять «Тигром». Для переключения передач достаточно было перевести рычажок, не выжимая при этом педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно вводил в дело главный фрикцион. При этом в случае выхода гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно производить механическим путем. Лимузин, да и только! Данном узлу советские инженеры дают громкое имя самого лучшего привода наряду с самой КПП. В то же время на этот механизм смотрели скорее как на диковинку и не вполне понимали, зачем такую сложную технику устанавливать в танк. Пожалуй, внимания заслужила только струйная система смазки, обеспечивающая подачу масла в место зацепления шестерен при сухом картере.

Механизм поворота «Тигра» (тот самый, который немцы заимствовали у французского «Сомуа») относится к типу планетарных. Не вдаваясь в сложности устройства, остановимся на выводах, к которым пришли отечественные инженеры.

Механизм поворота, в сравнении с бортовыми фрикционами, снижает нагрузку на двигатель и потери мощности в фрикционных элементах механизма поворота, благодаря чем танк обладает хорошей поворачиваемостью. Танк может поворачивать с любым радиусом, в том числе и с лежащим внутри его колеи. Недостатком было наличие двух степеней свободы в трансмиссии, что при прямолинейном движении снижало проходимость машины на препятствиях и в тяжелых дорожных условиях. Проще говоря, «Тигр» самостоятельно менял направление движения, если под гусеницами был разнородный грунт. Этот недостаток был устранен на «Королевском тигре» — он шел строго прямо, хоть и недалеко. В итоге советские танкостроители отметили изящество конструкции механизма поворота танка, усомнились в его целесообразности и решили оставить в качестве памятника тевтонской инженерной школы.

Перейдем к ходовой части «Тигра». Несмотря на сложность и массивность шахматного расположения катков, в «Вестнике танковой промышленности» указывается, что иного выхода у немцев не было. При массе танка в 56 тонн только такая схема позволяла установить машину на наружную резиновую амортизацию. Во всех других схемах резиновая ошиновка не выдерживала бы гигантских нагрузок.

Для машины №121 была, как уже говорилось выше, уготована другая участь. С танка сняли все оборудование и разместили на Полигоне в Кубинке в качестве мишени. Пожалуй, испытания броневой защиты танка на тот момент для Красной армии были гораздо важнее нюансов конструкции. По итогам полигонных стрельб в мае 1943 года вышел отчет, в котором очень подробно описываются слабые и сильные стороны нового немецкого танка. Военные настолько серьёзно отнеслись к «тигровой» угрозе, что даже привлекли для испытаний два самолета, ЛаГГ-3 и Ил-2, которые работали по танку 37-мм пушкой. Крылатые машины расстреливали крышу «Тигра», пикируя под углом 35-40° с расстояния более 500 метров. В номенклатуре средств поражения были гранаты, мины (противогусеничная ТМД-Б и опытная прыгающая мина завода №627), пять противотанковых ружей, три противотанковые пушки, четыре танковые пушки, два зенитных орудия и четыре крупнокалиберные полевые пушки. Забегая вперед, стоит упомянуть, что три из четырех полевых пушек калибров 107 мм, 122 мм и 152 мм не попали в цель. 152-мм пушка-гаубица МЛ-20 тщетно ударила по цели десять раз, 122-мм гаубица М-30 пятнадцать раз, а 107-мм дивизионная пушка М-60 выпустила мимо «Тигра» семь снарядов, после чего у нее сбилась установка сошника. В арсенале присутствовали как отечественные, так и лендлизовские артиллерийские орудия. Приступили к артиллерийским стрельбам по «Тигру» 25 апреля и закончили спустя шесть дней.

Начали с 45-мм пушки танка Т-70. Орудие пробило подкалиберным снарядом бортовую броню толщиной 62 мм с 350 метров. Но эту уязвимую точку надо было еще отыскать на немецкой туше: обычно снаряды попадали в 82-мм толщу брони (верхний лист борта), оставляя только вмятины. И только с 200 метров, то есть в упор, Т-70 смог поразить толстую часть борта «Тигра». Противотанковая 45-мм пушка образца 1942 года также смогла поразить танк только в борт и только подкалиберным снарядом (начальная скорость 1070 м/сек). Нижний лист борта пробивался с 500 метров, верхний – с 350 метров. Более серьезным калибром, 57 мм (ЗИС-2), пытались пробить уже лобовые листы. Это оказалось тщетным, но вот борта корпуса и башни пушка пробивала с 800-1000 метров. А один раз снаряд удачно угодил в командирскую башенку, пробил насквозь и сорвал с погона. Английской 57-мм пушкой по какой-то причине в лоб «Тигру» не били, но борт снаряды уверенно поражали с 1000 метров. Советские испытатели отдельно отметили качественный сплав, из которого англичане изготавливали бронебойные снаряды. Также высоко были оценены бронебойно-трассирующие снаряды M-61 с донным взрывателем из боекомплекта американского танка М4А2.


Результаты работы американской пушки М3. Калибр 75 мм. Источник: warspot.ru

Эти 75-мм снаряды не разрушались, даже когда пробивали насквозь борт немецкого танка. Только вот пробивали они его с удаления всего в 400-650 метров. Настоящим провалом с далеко идущими последствиями стали стрельбы из 76-мм пушки Ф-34: из 10 выстрелов ни одного зачетного поражения. Не справились ни штатные бронебойные снаряды, ни опытные кумулятивные боеприпасы. При этом сталь снарядов никуда не годилась, при ударе о «Тигр» боеприпас просто рассыпался. А немецкая броня только выпучивалась (не откалывалась) на тыльной стороне листа. 76-мм зенитная пушка К-3 смогла пробить только 82-мм борт башни танка с 0,5 километра. Хорошие новости пришли вместе с зенитной пушкой 52-К калибра 85 мм. Это орудие уверенно пробивало танк в борт с 1000 метров, в лоб с 500 метров. Если гаубица М-30 своим 122-мм снарядом не попала в «Тигр», то аналогичная пушка А-19 двадцатипятикилограммовым снарядом не просто пробивала немецкую машину, но и проламывала куски брони. Тогда и зародилась идея установки чудо-орудия на тяжелый советский танк.


76-мм танковой Ф-34 не справились с броней "Тигра". Источник: warspot.ru

Теперь о легкой артиллерии. Граната КБ-30, которую в «Тигра» метали из-за Т-34, ни разу из трех повторов не пробила броню. Однако если гранату вплотную прислоняли к бортовой броне, то она вполне прожигала «Тигр», оставляя 20—25-мм отверстия. Условия, надо сказать, очень специфические и далеки от реальности. Поэтому использовать ручную гранату можно было только против крыши танка, где толщина брони не превышала 28 мм.


Впереди у данного экземпляра выставка в Москве и переплавка на нужды фронта. Источник: warspot.ru

В следующем опыте немецкий танк буксировался отечественным КВ-1 с целью исследования характера поражения миной ТМД-Б. Все прошло хорошо: гусеницу порвали заодно с зубчатым венцом правого ведущего колеса. Далее была ружейная прыгающая мина завода №627, которая укладывалась под днищем «Тигра» и подрывалась. 28-мм броня успешно поражалась с образованием внушительной пробоины 27х35 мм. Вполне ожидаемыми были провалы противотанковых ружей калибров от 14,5 мм до 20 мм. Но вот ружье системы Блюма 43П бронебойной пулей с начальной скоростью в 1500 м/сек пробивало нижний бортовой лист танка со 100 метров. Надо только было в боевых условиях сподобиться поразить «Тигра» подобным оружием. Наконец, авиация. Для летающей техники немецкий тяжеловес не был сложной целью: 37-мм пушка с дистанции в полкилометра успешно пробивала тонкую крышу танка.

Оказавшись для отечественных танков и артиллерии крепким орешком, «Тигр» (одним из немногих) стал инициатором масштабных изменений в советском танкостроении, которые в итоге и стали частью Великой Победы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    18 августа 2020 18:12
    Спасибо. Если начало статьи широко освещено ранее, то продолжение заслуживает достойного внимания. Очень интересно.
    1. +1
      19 августа 2020 07:43
      Верх немецких технологий того времени очень серьезный противник
      1. +1
        19 августа 2020 07:58
        Продолжение ч 2
        1. +1
          19 августа 2020 08:00
          И последняя ч 3
  2. +6
    18 августа 2020 18:29
    Механизм управления «Тигра» стащили у французского «Сомуа», а смотровые призмы – у американцев
    И что с того. Брать у противника лучшее и применять у себя, так делали ВСЕ и ВСЕГДА...
    Советские инженеры выделили унитарный боеприпас, увеличивающий скорострельность....
    Вопрос. А что у нас на тот момент как то по иному было? Так нет. В тот момент все наши выпускаемые танки имели унитарный боеприпас. Да и применяемая пушка это модификация знаменитой немецкой зенитки "восемь-восемь", с соответствующей схожей номенклатурой боеприпасов. Бывали случаи, когда из "Тигров" сбивали наши низколетящие штурмовики...
    1. 0
      18 августа 2020 19:18
      Бывали случаи, когда из "Тигров" сбивали наши низколетящие штурмовики...

      А спутники на геостационарной орбите из них не сбивали?
      1. +5
        18 августа 2020 20:23
        Цитата: Hwostatij
        А спутники на геостационарной орбите из них не сбивали?

        Альтернативная история на ином сайте.
        Если наши пращуры с худшей оптикой и баллистикой 76,2-мм танковой пушки Т-34 умудрялись сбивать немецкие самолеты, то о чем Вы сейчас пытаетесь шутить?
        1. +2
          18 августа 2020 20:43
          Как Вы себе прицеливание из танковой пушки тех времён по быстролетящим воздушным целям представляете?
          1. +4
            18 августа 2020 23:14
            Читал в мемуарах летчиков-штурмовиков на Ил-2, что немцы с года так 43 начали использовать танки при отражении налетов Ил-2. Танк съезжал в кювет, чтобы получить необходимый угол возвышения для пушки. Стреляли ОФС. Постараюсь вспомнить, где именно читал.
            1. AUL
              +2
              20 августа 2020 00:13
              Цитата: dmmyak40
              Постараюсь вспомнить, где именно читал.

              Приключения Вернера Хольта.
            2. +5
              20 августа 2020 14:33
              Цитата: dmmyak40
              Читал в мемуарах летчиков-штурмовиков на Ил-2, что немцы с года так 43 начали использовать танки при отражении налетов Ил-2. Танк съезжал в кювет, чтобы получить необходимый угол возвышения для пушки. Стреляли ОФС. Постараюсь вспомнить, где именно читал.

              Думаю для любого лётчика-штурмовика стоящий раком в кувете Тигр был бы просто шикарным подарком.
              Я такую же ересь слышал, только наоборот, про брошенный Т-34. Мол дед нашёл (!) Возле ж/д насыпи брошенный Т-34, загнал его на насыпь, чтобы забрать пушку в небо, прицелился через канал ствола в немецкий самоль, быстренько закинул в казённик снаряд и сбил!
              На вопрос сказочнику, представляет ли он, с какой скоростью летит самолёт, что такое упреждение и что можно увидеть глядя через ствол пушки, он ответил, что самоль пикировал прямо на танк (видимо прямо в дуло, не иначе), а я, если сомневаюсь в смекалке и доблести советского человека времён ВоВ - предатель, негодяй и либерал. Во как! И возразить то после этого нечего request
          2. +7
            19 августа 2020 05:33
            Цитата: Hwostatij
            Как Вы себе прицеливание из танковой пушки тех времён по быстролетящим воздушным целям представляете?

            Я ж не говорю, что это было каждый день, но случаи бывали. А как? Да по разному. Если ты опытный стрелок, то взять точку упреждения не сложно и в тот момент когда тебя фронтально на бреющем атакует самолет противника попытаться его сбить...
            Вроде такого случая с нашим танкистом на Т-34
            Прошло несколько минут, и над дорогой с подбитыми фургонами, прямо над телеграфными столбами, пролетел немецкий самолёт.
            Александр Михайлович вспоминал: "Самолёт курсировал вдоль этой линии и, зная примерно расстояние между столбами, я рассчитал его скорость. Она была небольшой, порядка 50-60 километров в час. Когда самолет сбросил груз и пролетел мимо нас, я решил, что, если он развернется, я попытаюсь его сбить. Даю команду Фетисову отвернуть колпачок и зарядить осколочным. Самолет разворачивается, я беру упреждение - выстрел. Снаряд угодил ему прямо в мотор, и самолет переломился".

            Так понимаю они "Аиста" сбили
            Или вот этого, из книги "Танкист на иномарке"
            На смену первой группе «Ю-87» пришла вторая, а за нею – третья. Самолеты в течение полутора часов кружились над отрядом, ничего не могли сделать, но «закупорили» нас в огромном, давно заброшенном карьере под горой…

            И вдруг один «Шерман» рванул к железнодорожной насыпи. По нанесенному номеру на башне я сразу определил, что это машина гвардии лейтенанта Григория Вербового. На мои требования: «Остановись! Вернись назад!» – он ответил коротко: «Сейчас их проучу!»

            Фашистские летчики сразу заметили вышедший из укрытия танк и ринулись на него. Начался необычный поединок одной «Эмча» с шестью бомбардировщиками противника. Ведущий «юнкерс» закончил заход и вошел в пике. В этот момент механик-водитель гвардии сержант Михаил Кораблин вздыбил носовую часть «Шермана» на высокую железнодорожную насыпь. Длинноствольная пушка смотрела в небо, почти как зенитное орудие. Головной самолет продолжал стремительно пикировать, за ним с небольшими интервалами неслись другие бомбардировщики…
            Секунда, вторая… Самолеты неумолимо приближались к танку Вербового. Когда казалось, что уже ничто не спасет «Шермана» от прямого попадания вот-вот сброшенной серии мощных бомб, грянул пушечный выстрел. Танк вздрогнул и немного сполз вниз. Ведущий «Ю-87» взорвался, и его бесформенные куски, покружившись в воздухе, рухнули в реку и на землю.

            А теперь и победе Тигра над советским самолетом из книги "Тигры в грязи"
            «Крамер, удрученный неумолимым напором этих парней, поднял свою пушку по линии движения самолета. Я дал ему разрешение на огонь. Он рискнул и нажал на курок. Со второй попытки он попал одной из «пчел» в крыло. Русский разбился позади нас».
            1. 0
              19 августа 2020 08:30
              Нигде не врут так, как на охоте и на войне (с).
              Теоретически, конечно, такое возможно, но на практике бессмысленно даже просто из соображений бесполезного расхода боеприпасов. Вероятность сбития самолета с одного снаряда - это как раз из разряда альтернативной истории.
              1. +6
                19 августа 2020 08:34
                Цитата: Hwostatij
                Нигде не врут так, как на охоте и на войне

                Но не тогда, когда вокруг тебя много свидетелей...
              2. +3
                19 августа 2020 13:33
                Цитата: Hwostatij
                Нигде не врут так, как на охоте и на войне (с).
                Теоретически, конечно, такое возможно, но на практике бессмысленно даже просто из соображений бесполезного расхода боеприпасов. Вероятность сбития самолета с одного снаряда - это как раз из разряда альтернативной истории.

                шанс "один из миллиона" срабатывает в половине случаев. (С) ;)
              3. 0
                21 августа 2020 23:11
                В случае стрельбы по самолетам важна не вероятность поражения самолета, а возможность сбить самолеты с боевого курса, расстроить боевой порядок, нервировать пилота самолета. Думаю, что когда мимо тебя пролетает трассер бронебойного снаряда (не знаю, были ли у немцев ОФС с установкой взрывателя), настроение это явно не улучшает.
              4. +1
                21 августа 2020 23:14
                Еще раз сошлюсь на забытый мною источник: было зафиксировано (запомнил слова, что единственно документально зафиксированное) попадание нашей 82-мм мины в пикирующий Ю-87. Источник, увы, не помню. request Также встречал упоминание данного факта в книге С. Анисимова "Вариант "Бис".
                1. +1
                  21 августа 2020 23:40
                  единственно документально зафиксированное) попадание

                  https://topwar.ru/134146-russkiy-paren-sbil-fokke-vulf-iz-minometa.html
                  1. +1
                    22 августа 2020 00:21
                    Спасибо! Как-то пропустил эту статью...
            2. +6
              19 августа 2020 09:11
              Первый приведённый пример читал на сайте "я помню". Там бой был просто выдающийся. Из разряда "это невероятно, но это факт".
              Я когда читал, так тоже сразу не понял... ещё и самолёт сбил...
              Книга Лозы содержит множество интересных фактов, она из разряда "обязательна к прочтению".
              Вспоминаются и обратные примеры. В результате обстрела танка пулемётом винтовочного калибра с самолёта пуля прошла сквозь поднятый ствол орудия и открытый казённик и убила командира танка.
              Это тоже у Лозы описанно вроде....
              Сергей, спасибо, что напомнили, пожалуй ещё перечитаю. hi
              А Хвостатому, рекомендую, чтобы про
              спутники на геостационарной орбите
              не писать.... Ведь всякое бывает... например минный заградитель против бронепоезда... yes
              1. 0
                19 августа 2020 17:39
                Подводная лодка торпедировала паровоз... smile
                1. +2
                  20 августа 2020 05:50
                  Во время десанта в порт Сейсин 13-18 августа 1945 г. корабли десантного отряда в т.ч. и минзаг "Аргунь" вели огонь по японскому бронепоезду. Так что... хоть и звучит как курьёз, но это факт.
                  1. +3
                    20 августа 2020 06:01
                    Про подлодку и паровоз- был такой случай на Сахалине.
                    Железная дорога японцев на каком то участке проходила непосредственно по берегу.
                    1. 0
                      20 августа 2020 06:02
                      Спасибо, этого я не знал good
            3. +11
              19 августа 2020 12:47
              "Самолёт курсировал вдоль этой линии и, зная примерно расстояние между столбами, я рассчитал его скорость. Она была небольшой, порядка 50-60 километров в час.
              Это где вы видели, чтобы самолеты летали с такой скоростью?! Не кажется ли вам, что это чистой воды бред или армейская байка?
              1. -3
                19 августа 2020 13:49
                ну что вы... как вы не верите человеку на слово? я вот на велосипеде до 50 км разогнался и чуть не взлетел! а на мотоцикле летают?)))) может самолет шел неспеша, разве это нереально? пока самолет неспеша передвигался, летчики вылезли и попросили у населения прикурить а командир по быстрому сгонял в магазин за армянским коньяком. мех, покупался в речке и все успели вернуться назад до того момента когда самолет достиг второго столба)))
              2. 0
                19 августа 2020 14:03
                Цитата: Варяг_0711
                Это где вы видели, чтобы самолеты летали с такой скоростью?

                Немецкий "Аист", наш По-2 могли летать с такой скоростью
                1. -3
                  19 августа 2020 14:27
                  то есть вы утверждаете если к велосипеду прикрепить крылья то он полетит? возможно! но только велосипед, а как же броня? я что то разгоняясь на велосипеде до 50 км как то не могу представить что в воздух можно поднять при такой скорости машину.... вы в курсе что человек бегом развивает до 30 км скорость? вы только что написали что (трактор со скоростью 50-60 км взлетел на воздух) я с вами согласен, трактор может взлететь на воздух))) у подрывников))) но после к серийным полетам он уже будет не пригоден)))
                  1. +2
                    19 августа 2020 14:41
                    Цитата: Лёха Лёхавич
                    то есть вы утверждаете если к велосипеду прикрепить крылья то он полетит? возможно!

                    Я утверждаю, что есть скорость фактическая и приборная. По приборной самолет может лететь со скорость 120 км. в час, а фактически, из-за сильного встречного ветра он вообще может стоять на месте или лететь назад, что бывало с теми же Ан-2, уже в более поздние времена
                    1. -1
                      19 августа 2020 15:02
                      вы сравниваете ан, ну тогда возьмите и як! это облегченные типы самолетов, не имеющие брони! они и были облегчены для подъема большего количества снарядов и преобладания скорости в бою! но мы разбирает тему где сбили немецкий самолет, не так ли? а они не имели легкой брони! а потому увеличивался вес ... вообщем лично для вас в 1930-х годах Германия объявила конкурс на самолеты которые должны были достигать 350 км.ч из них выиграл... мессершмитт. бф 109, достигал 600 км.ч вес- более 2.5 тонн (пустой) вы представляете? 2.5 тонны (пустой даже без пилотов) летит со скоростью 50-60 км.ч???
                      1. +2
                        19 августа 2020 15:18
                        Цитата: Лёха Лёхавич
                        ы сравниваете ан, ну тогда возьмите и як!

                        Простите,а у немцев только BF-109 был?
                        А вот этот, очень часто используемый ими самолет Вам знаком?

                        А такой?

                        И такой?

                        А они воевали ,в ту войну против нас и на таких самолетах
                      2. -6
                        19 августа 2020 15:31
                        ну тогда ладно!... такие в первой воевали! а во второй бились в на бф, их было сделано 34 000 единицы! и это только бф! при таких объемах такой кукурузник.... нее имел смысла! это техника до 34г. а наши летали на кукурузниках потому что небыли готовы к войне! а немцы на винтовые бф пересели еще до 41г, так как готовились к войне! хотя возможно я ошибаюсь... возможно история не как не клеится с вашей фантазией!
                      3. -3
                        19 августа 2020 15:32
                        я просто переживаю что вы не помните с кем мы воевали в первой мировой......
                      4. -4
                        19 августа 2020 15:40
                        а ну да.... я забыл, да эти летали и скидывали мины. но летали они на передовых и по ночам! такие можно было бы сбить и из любого оружия имеющееся под рукой! тут уж не обязательно из танка! их на передовой и из пулемета шили! это кукурузник рассчитанный для удобрения. я так понимаю вы уже пошли на крайность что бы выйти из положения?)))
                      5. -5
                        19 августа 2020 15:44
                        да я был прав) кукурузники немцами использовались до 40-х годов) я только что проверил))
                    2. -2
                      19 августа 2020 15:09
                      мы можем конечно рассмотреть бомбардировщики Германии! минимальный пустой 14.5 тонн... со скоростью 50-60 км.ч?.....
                      1. +1
                        19 августа 2020 15:38
                        Цитата: Лёха Лёхавич
                        мы можем конечно рассмотреть бомбардировщики Германии! минимальный пустой 14.5 тонн... со скоростью 50-60 км.ч?.....

                        Последнее фото у меня это Хеншель 126, разведчик и корректировщик, но использовался как легкий бомбардировщик, ВЗЛЕТНАЯ МАССА - 3275 кг..., выше него фото НОЧНОГО ЛЕГКОГО БОМБАРДИРОВЩИКА Гота-145, ВЗЛЕТНАЯ МАССА - 1380 кг...
                        Вы хотите и дальше со мной, со своим скудным запасом знаний спорить?
              3. 0
                19 августа 2020 15:30
                Цитата: Варяг_0711
                Это где вы видели, чтобы самолеты летали с такой скоростью?!

                Видел и с меньшей, Ан-2 при сильном встречном ветре, вообще хвостом вперед летел...и что?
                1. +1
                  20 августа 2020 21:59
                  Цитата: svp67
                  Цитата: Варяг_0711
                  Это где вы видели, чтобы самолеты летали с такой скоростью?!

                  Видел и с меньшей, Ан-2 при сильном встречном ветре, вообще хвостом вперед летел...и что?

                  . Но речь то ведь не про ан2.
            4. -6
              19 августа 2020 13:39
              ну во 1) ствол физически не поднимется на такую высоту, зарядный механизм не даст да и места там в пустом танке с гулькин нос, а если с танкистами то друг другу на яши наступали! ты видать в танчики переиграл! .. далее - в лоб они бы не пробили так как толщина не позволяла а потому асы заходили в борт и только в борт, ручной поворотный механизм не не давал такой возможности что бы крутить башню как вентилятор а потому танк для асов становился легкой мишенью. это нужно танком стоять на горке и ждать когда на тебя вылетит ленивая до ужаса муха и будет лететь именно на т 34. а про рассказы.. ну есть рассказ про ВОВ когда кто то якобы сбил самолет из ружья... смех да и только! это невозможно и не реально... хотя нет.. кукурузник можно сбить! но и только
              1. +2
                19 августа 2020 15:26
                Цитата: Лёха Лёхавич
                ствол физически не поднимется на такую высоту,

                Пройденый этап...Достаточно заехать на бугорок, пенек, валун, как высота подъема увеличивается...
                Цитата: Лёха Лёхавич
                далее - в лоб они бы не пробили так как толщина не позволяла а потому асы заходили в борт и только в борт

                Вы похоже не понимаете и не слышите, что при стрельбе по танкам из самолета, танки старались поразить через КРЫШУ, где толщина бронирования была МИНИМАЛЬНА
                1. -1
                  19 августа 2020 15:46
                  ну да... осталась незначительная часть... это успеть следить на опережение за самолетом который летит.. минимум 350 км.ч максимум 600 км.ч)))
                  1. 0
                    19 августа 2020 15:55
                    Цитата: Лёха Лёхавич
                    ну да... осталась незначительная часть... это успеть следить на опережение за самолетом который летит.. минимум 350 км.ч максимум 600 км.ч)))

                    Ждешь когда он выходит на определенную дальность или точку и стреляешь
                2. -1
                  19 августа 2020 15:49
                  у меня складывается впечатление что немец специально летел так что бы его сбили, и сделал для этого всё в буквальном смысле)))) и всё же я не верю в то что танком сбили самолет))) ну ни как не верю! ни какой танк даже сейчас не способен сбить! а в то время и подавно
                  1. +1
                    19 августа 2020 15:56
                    Цитата: Лёха Лёхавич
                    у меня складывается впечатление что немец специально летел так что бы его сбили

                    Он и думать не думал, что за ним уже охотятся, он выполнял какую то свою задачу...
                    1. +1
                      24 августа 2020 01:36
                      В том примере речь шла о Фи́зелер Fi 156 «Што́рх»
                  2. +1
                    24 августа 2020 01:35
                    В том случае речь шла о
                    Фи́зелер Fi 156 «Што́рх».
                    Учите мат часть, а то смотритесь нелепо мягко говоря
            5. +2
              19 августа 2020 16:37
              Так понимаю они "Аиста" сбили


              вообще-то, судя по мемуарам Фадина, он транспортник капрони сбил.
              а вообще, "танковая" мемуаристика - самая, наверное, завиральная после "лётчицкой".
          3. +2
            19 августа 2020 10:03
            Низко летящие самолёты сбивались из танковых орудий на встречных курсах.
            1. -4
              19 августа 2020 13:51
              какой будет идти в лоб танку у которого броня более 40 мм? а ну да..... это были самолеты с пушками от тигров))) ну или минимум от зениток... немецких 8-8))))
              1. +1
                19 августа 2020 14:06
                Цитата: Лёха Лёхавич
                какой будет идти в лоб танку у которого броня более 40 мм?

                Хорошо они пойдут в борт, вот только башня у танка имеет свойство поворачиваться, да ите кто попал под танковый снаряд, как и Вы в это просто не верил и атаковал с любого ракурса, так как стремился поразить не лоб, а КРЫШУ танка, где толщина брони не большая
                1. -3
                  19 августа 2020 14:32
                  я повторюсь, башня у т34 не вентилятор что бы успевать за авиамашиной, механизм у т34 был ручной поворотный кулак. у тигра механический но всё ровно не вентилятор так как такие как т34 легко их обходили! что говорит о том что 40 км в час достаточно было его дестабилизировать и выиграть время для выстрела в борт или корму кому как удобно
                  1. 0
                    19 августа 2020 14:39
                    Цитата: Лёха Лёхавич
                    я повторюсь, башня у т34 не вентилятор что бы успевать за авиамашиной, механизм у т34 был ручной поворотный кулак. у тигра механический но всё ровно не вентилятор так как такие как т34 легко их обходили!

                    Вам когда либо приходилось стрелять по движущимся целям методом выноса точки прицеливания? Я 100% уверен, а рассказы это подтверждают, что пилотов сгубило то, что они действовали шаблонно, осуществляя заходы с одних и тех же направлений, а в этом случае подловить их можно было. У каждой пушки есть такая характеристика, как дальность прямого выстрела, на которой снаряд летит почти горизонтально, с малыми изменениями высоты. Зная все эти характеристики и имея опыт в стрельбе, можно попасть.
                    1. -5
                      19 августа 2020 15:17
                      бф 109 развивал скорость до 600 км.ч и более! максимальная зафиксированная 700 км.ч..... я бы хотел посмотреть как бы вы с такой скоростью сбили, а ну да... так вот... мессер бф 109 разгонялся до 600 км.ч и весил 2.5 тонны (совершенно пустой) и авиа не ходили пешком а пикировали с верху в борт что лишало возможности танку даже навестись на авиамашину! и я бы хотел взглянуть как вы в ручном режиме будете крутить ручку со скоростью 3000 оборотов в минуту что бы выстрелить в танк на опережение!!!
                    2. -2
                      19 августа 2020 15:22
                      ваше (100% верю) ни как не совпадает с техническими и историческими возможностями техники тех времен! это просто нереально технически!
                      1. +4
                        19 августа 2020 15:29
                        Цитата: Лёха Лёхавич
                        ваше (100% верю) ни как не совпадает с техническими и историческими возможностями техники тех времен!

                        А мои 100% касались ТАКТИКИ боевого применения, Вы азбучных вещей не знаете и не пытаетесь понять...
                      2. -1
                        19 августа 2020 15:53
                        найдите мне видео что бы современный танк сбил самолет! его нет, а что поменялось? скорость выросла у авиа максимум в 2 раза, а возможности танка с тех времен выросли в десятки раз! но все ровно они не способны сбивать самолёты
                      3. -1
                        19 августа 2020 15:58
                        для того что бы в то время сбили танком самолет должно в один момент слиться много факторов, даже наверно что бы бог поцеловал в лоб танкистов! учитывать тучу формальностей, ветер, скорость, холодный ствол, дистанцию, и даже тот фактор что если он промажет им трындец... так что повторюсь это нереально, если он только не стоял на месте и дал танку несколько попыток!
            2. -3
              19 августа 2020 14:39
              ну станкового не знаю.... с рогатки точно сбивались, а иногда пустой бутылкой сбивали! кидали на уровень полета самолета полную бутылку шнапса и пилот просто сам выходил за ней из кабины))))
          4. +1
            19 августа 2020 13:40
            Пытаться сопровождать цель не реально. Но если знать направление, то теоретически можно сбить осколочными. Если стреляют несколько танков, шанс увеличивается.
            Из трёх стволов да по такой чтае laughing
            1. -4
              19 августа 2020 14:35
              тогда танк становится для не разгруженного самолета легкой мишенью! ни кто нормальный не пойдет на такой риск! у танка попасть в самолет очень и очень мизерные, и даже у 3, а вот самолету раздолбать как минимум 1 танк есть все шансы!
      2. +2
        19 августа 2020 07:54
        Такой случай описывает Кариус "Тигры" в грязи. Воспоминания немецкого танкиста»
        «Крамер, удрученный неумолимым напором этих парней, поднял свою пушку по линии движения самолета. Я дал ему разрешение на огонь. Он рискнул и нажал на курок. Со второй попытки он попал одной из «пчел» в крыло. Русский разбился позади нас».
        «Мой наводчик, Унтерофицер Крамер, может взять на себя ответственность за дело, которое, вероятно, не имело аналогов на Восточном фронте. То есть ему удалось сбить российский истребитель из танковой пушки «Тигра»».
        1. -6
          19 августа 2020 13:53
          вот твои познания о тиграх прекрасны) а об ИС-2? а о орудии ЗИС? орудия ЗИС просто отрывали башни вашим хваленным тиграм! а ну этого мы не знали)))
      3. -5
        19 августа 2020 13:29
        ДА БРОСЬ ТЫ ПРИНИЖАТЬ ДОСТОИНСТВА ТИГРА))) про 3 фронт не слышал?)) знаешь сколько НЛО сбили тигры? ого... считать не пересчитать, а один поговаривают за нло на луну улетел... до сих пор не свернулся)))))))) а еще он подлодки топит как с куста)) прям на дне вылавливает и топит)))
    2. 0
      19 августа 2020 09:00
      TANKFEST в Бовингтон — Англия.
      Tiger 1 Tank '131' встречает Leopard 1 и Leopard 2
      1. 0
        19 августа 2020 09:03
        Кто ставит минусы?
  3. +6
    18 августа 2020 18:40
    Цитата: svp67
    Механизм управления «Тигра» стащили у французского «Сомуа», а смотровые призмы – у американцев
    И что с того. Брать у противника лучшее и применять у себя, так делали ВСЕ и ВСЕГДА...


    ... Тем более, что упрощённый и доработанный двухпоточный поворотный механизм был впоследствии применён на АТ-Т и мотолыге.
  4. +1
    18 августа 2020 19:19
    Интересно, но скорее не Гитлер загнал первые тигры в болото.
  5. -6
    18 августа 2020 19:23
    тигр-1 лучший тяжелый танк второй мировой, но как же ис-2 ,барятинский пишет: ис-2 лучший тяжелый танк если его вооружить германской пушкой от тигра
    1. +2
      18 августа 2020 23:08
      ИС-2 и Тигр это разные концепции тяжёлых танков. ИС-2 с пушкой от Тигра бессмысленная вещь. Твой Барятинский лучше бы написал "ИС-2 с пушкой Д-10 100мм", это более верный вариант.
    2. -2
      19 августа 2020 12:27
      Барятинский пишет много бредовых измышлизмов.
    3. -3
      19 августа 2020 13:56
      они переиграли в игрушки))) ис-2 с орудием ЗИС заставлял команду танкистов танка тигр на ходу собирать вещи и выходить из танка коллективно))))
  6. +15
    18 августа 2020 19:24
    Автор почему то остановился на половине пути и не привел результаты обстрела советских танков пушкой тигра и не осчетил те меры, которые Военный совет бронетанковых и механизированных войск Красной Армии предлагал срочно принять по результатам испытаний.
    ...
    Установленная на танке T-VI 88 мм танковая пушка пробивает бронебойным снарядом броню наших танков с дистанции:

    1. Наиболее прочную часть корпуса танка Т-34—носовую балку (литая, толщина 140 мм), а также лобовую и башенную броню с 1500 метров.

    2. Наиболее прочную лобовую часть корпуса танка КВ-1 толщиной 105 мм (75 мм основная броня+30 мм экран) с 1500 метров.

    Для обеспечения танковых и механизированных соединений средствами борьбы с танками T-VI прошу Вас:

    1. Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана2) устанавливать на танках Т-34 пушки 57 мм калибра (ЗИС-4) из расчета 2—3 танка с пушкой 57 мм на каждые десять танков. Одновременно обязать Наркомат боеприпасов и ГАУ КА в кратчайший срок наладить производство 57 мм снарядов осколочно-фугасного действия.

    2. Дать указание Наркомату боеприпасов и ГАУ КА срочно отработать:

    а) бронебойный (сплошной) снаряд для танковой 76 мм пушки Ф-34, способный пробивать бортовую 82 мм броню танка T-VI с дистанции не менее 600 метров;

    б) подкалиберный снаряд для танковой 76 мм пушки Ф-34, способный пробивать лобовую 100 мм броню танка T-VI с дистанции 500 метров.

    3. Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана) изготовить до 1-го июня 1943 г. на базе ходовой части танка Т-70 три образца самоходных установок СУ-57, вооруженных 57 мм пушкой.

    Указанные образцы ГБТУ КА испытать в десятидневный срок и результаты доложить ГОКО не позднее 10 июня 1943 года.

    4. Изготовить до 1-го июня с/г. на основе СУ-152 образец самоходной установки, вооруженной 122 мм пушкой образца 1931 г., и в дальнейшем выпускать такие самоходные установки наравне с СУ-152.

    5. Дать задание тов. Грабину3 срочно изготовить для танка «ИС» образец мощной танковой пушки калибра 100 мм, способной пробивать броню 120—130 мм с дистанции 2000 метров.

    6. Обязать Наркомат вооружения совместно с ГАУ КА в кратчайший срок закончить испытания опытного образца противотанкового ружья Блюма с целью принятия решения о введении ружья Блюма на вооружение Красной Армии.

    7. Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана) установить 85 мм пушку на танке «ИС» с тактико-техническими данными, изложенными в приложении.
    1. -8
      18 августа 2020 20:15
      Цитата: Undecim
      Дать задание тов. Грабину3 срочно изготовить для танка «ИС» образец мощной танковой пушки калибра 100 мм, способной пробивать броню 120—130 мм с дистанции 2000 метров.

      Глупость невообразимая. Под такую пушку нужен совершенно новый танк, с более мощной базой. Что будет с погоном? разобьет, сомнет отдачей. Немцам потому удалось зенитку 88 поставить, что была широкая тяжелая платформа, способная выдержать отдачу. request
      1. -4
        18 августа 2020 21:51
        в мерах и заданиях уже были понятны( до их выполнения) наши дополнительные потери и затраты на уменьшение "платы кровью Ваньков".
        народ и армия едины--лозунг сработал
      2. +5
        18 августа 2020 23:11
        Можно поподробнее. То есть 122 мм можно, 100 ммм - нет.
        СУ-100 с Д-10 на базе Т-34 вроде как нормально было. И потом на Т-54-55. А на ИС никак?
        1. -6
          18 августа 2020 23:38
          Цитата: mister-red
          Можно поподробнее. То есть 122 мм можно, 100 ммм - нет.
          СУ-100 с Д-10 на базе Т-34 вроде как нормально было. И потом на Т-54-55. А на ИС никак?

          Именно так. СУ-100 погона не имела. Ось орудия находится ниже оси орудия танка. У ИС диаметр погона малый.
          Посмотрите ВО от 14 июля 2012 "Отечественные танковые орудия. Семейство 100-мм танковых пушек Д-10Т"
          Но танки Т-34 оснащенные 100-миллиметровыми пушками на вооружение не поступили. Причинами этого стало то, что его ходовая часть для пушки ЛБ-1 была явно слаба, да и война подошла к концу.
          1. +2
            19 августа 2020 07:02
            Цитата: Mavrikiy
            У ИС диаметр погона малый.

            Ну какой же он малый -1800 мм, практически такой же как у Т-54
        2. +3
          19 августа 2020 05:50
          Цитата: mister-red
          Можно поподробнее. То есть 122 мм можно, 100 ммм - нет.

          Есть такое понятие как удобство заряжания, оно должно в частности обеспечиваться геометрическими размерами боевого отделения на месте заряжающего. Имеющийся объем не позволял производить нормальные манипуляции с унитарным 100-мм снарядом из-за большой длинны последнего, а вот артвыстрелы раздельного заряжания 122-мм это позволяли делать.
          1. -7
            19 августа 2020 14:09
            вы меня веселите))) объем заряжания?? КА-КАво оно.... вот оно чё михалычЬ)))) объем заряжания))) а зоны поражения газовой атаки испуганных танкистов не имелось?))) ты т34 изнутри видел? а т54-55? а ис? а ис-2? сходи в музей посмотри)))
      3. +2
        19 августа 2020 05:34
        Че за глупости? Диаметр башенного погона ИС - 1800 мм. Туда спокойно ставили 122-мм орудие. И вариант с 100-мм пушкой С-34 испытывался (объект 245), все туда прекрасно лезло и работало. Вот только 122-мм снаряд имел куда лучшее фугасное действие, а по бронепробиваемости на тот момент не уступал 100-миллиметровому.
        Те данные по 100-мм снарядам, которые в Вики - они были достигнуты лишь после войны, когда серьезно доработали снаряды.
        1. 0
          19 августа 2020 09:53
          Цитата: Sahalinets
          Вот только 122-мм снаряд имел куда лучшее фугасное действие, а по бронепробиваемости на тот момент не уступал 100-миллиметровому.

          На момент начала производства ИС-2 122-мм ББС имел абсолютное преимущество перед 100-мм. Потому что серийные 100-мм ББС пошли в войска только в ноябре 1944 г. smile
          История известная - именно этому факту обязана своим появлением "промежуточная" СУ-85М. Эту ПТ-САУ выпускали только потому, что для уже готовой к производству СУ-100 не было основных снарядов - бронебойных, а фронту были нужны САУ для замены вышедших из строя
        2. +1
          19 августа 2020 16:24
          Там неудобно было работать с длинными снарядами, да и выстрелов получилось лишь 29 против 28. Овчинка не стоила выделки.
    2. -5
      18 августа 2020 23:57
      Тяжелый танк от среднего религия (смердяковых) не позволяет? Кто в конечном итоге капитуляцию в Карлсхорсте принимал?
    3. 0
      19 августа 2020 05:46
      Цитата: Undecim
      не осчетил те меры, которые Военный совет бронетанковых и механизированных войск Красной Армии предлагал срочно принять по результатам испытаний.

      Ну тогда и Вы дату этого решения укажите... А то многое не понятно.
      Одно время и КВ-13 носил название "ИС", и куда делся проект КВ-85?
  7. +1
    18 августа 2020 20:21
    Всё опыт ... и хорошо что в ВС СССР так фундаментально подходили к исследованиям во время войны на уязвимости ... а Тигр был реально серьёзным оружием ... и весьма опасным
  8. +4
    18 августа 2020 21:55
    Коробка переключения передач «Адлер»
    Коробка передач была Maybach Olvar.
  9. +2
    18 августа 2020 23:15
    Несмотря на сложность и массивность шахматного расположения катков, в «Вестнике танковой промышленности» указывается, что иного выхода у немцев не было. При массе танка в 56 тонн только такая схема позволяла установить машину на наружную резиновую амортизацию. Во всех других схемах резиновая ошиновка не выдерживала бы гигантских нагрузок.


    Инной выход у немцев был! - это шасси танка-конкурента - Тигр (П) и созданной на его основе САУ «Фердинанд», вес которой в итоге достиг 70 тонн! - нe наружнaя резиновaя амортизация нo выход у немцев был - Внутренняя амортизация колес имеет много преимуществ, и немцы успешно ее использовали - колеса были легче, такими же прочными и израсходовали гораздо меньше дефицитной резины.

    шахматноe расположениe катков это скорее требование нарцисса Кникампа из Waffenprüfamt 6 (или, возможно, вызванное его стремлением к обычной финансовой выгоде из-за лицензионных отчислений за его патент)
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    19 августа 2020 04:08
    Статья интересная . но много неточностей.
  12. 0
    19 августа 2020 09:13
    Граната КБ-30
    Это РПГ-43.

    Далее была ружейная прыгающая мина завода №627
    А это ТПМ-627. По сути - ружейная кумулятивная граната (с 360 г ВВ) в одноразовом стреляющем устройстве, направленном вверх.
  13. -2
    19 августа 2020 11:35
    Да уж, провал операции Цитадель начался с решения Гитлера об отправке Тигров под Ленинград. Получив заблаговременно трофеи, советские конструкторы смогли заранее подготовится к Курской дуге.
  14. 0
    19 августа 2020 11:41
    Автор почему то остановился на половине пути и не привел результаты обстрела советских танков пушкой тигра

    Броню советских танков 88 мм пушка хорошо пробивала, но идея превращения танка из 28 тон машина для подавления пулеметов и миниметов и развития операции в глубину, в весящий 56 тон истребитель танков в корне ошибочная. У 88 мм пушек на Курской дуге, практически не било ОФ снарядов.
    Очень уязвимая била и 28 мм горизонтальная проекция, как у всех других танков. В среднем 20-40 вьистрела полевой артилерии 76-122 мм по видимой неподвижной цели на 4-6 километра хватало для пямое попадание ОФ снарядом и часто ето била криша танка с очевидними очень неприятними последствиями.
  15. 0
    20 августа 2020 11:14
    Тигр вообще один из неудачных танков 2-й мировой войны... Неудачный потому что танк использовался в наступлении а спроектирован исходя из оборонительной концепции - то есть имеет толстую броню и сравнительно медленную скорость.
    Танки Тигр и Королевский тигр не предназначены для глубокого удара без четкой поддержки рем-бригад....
    Этим танкам можно смело поставить двойки по таким критериям проектирования как универсальность, и мобильность !!!

    Ход 2-й мировой войны подтверждает полный провал гитлеровской концепции перевооружения своей армии на вундервафли и полностью доказывает мудрость концепции стран союзников в которой главный упор ставился на массовость производства бронетехники с минимальными усовершенствованиями ее во время войны. И как говорится Слава Богу !!!
    1. +1
      20 августа 2020 12:07
      Более того когда смотришь на немецкие танки Пантеру, Тигр и Королевский тигр создается впечатление что у немцев в их КБ сидели предатели или партизаны и своим проектированием только вредили армии Фюрера !!! )))
      Вообще-то Тигры и Пантеры появились как раз в то время когда фашисты стояли под Москвой и под Сталинградом и наступать они вроде как планировали аж до Урала а может и дальше в Западную Сибирь !!! И исходя из элементарной логики немцам в 42-43-х годах нужно было много легких танков для наступления !!! А вместо этого появляются эти громадины которые вообще сложно использовать в наступлении хотя бы потому что далеко не каждый советский мост восточнее Москвы и Сталинграда выдержит 50-60 тонн !!!
      При этом заметьте что у Гитлера была в распоряжении вся танковая промышленность Франции, Чехии и остальной Европы.
      Исходя из выше написанного стратегические решения нацистской верхушки в области танкостроения в 41-43-м годах нужно признать на редкость тупыми !!!

      Часто говорят что Тигры имели толстую броню и 88-мм мощное орудие... Но ребята - броня и мощь пушки это далеко не главное в проектировании танка !!! Тем более наступательного танка !! Каждый знает закон физики гласящий что чем больше масса тела более оно инертно ... Так вот 50-60 тонную махину в бою сложнее разогнать и сложнее остановить и главное сложнее ею маневрировать !!! Тигр не мог вытворять такие маневры на поле боя как тот же середнячок Т-34 !!! А следовательно был более удобной целью для любого противотанкового расчета и естественно чаще элементарно застревал !!!
      1. 0
        21 августа 2020 10:54
        Цитата: Selevc
        Вообще-то Тигры и Пантеры появились как раз в то время когда фашисты стояли под Москвой и под Сталинградом и наступать они вроде как планировали аж до Урала а может и дальше в Западную Сибирь !!! И исходя из элементарной логики немцам в 42-43-х годах нужно было много легких танков для наступления !!!

        ТТХ "Тигра" были окончательно установлены за месяц до начала "Барбароссы". В июле 1941 г. были заказаны по три опытных танка и по сто танков первой серии. Этот танк вообще не против СССР создавался - он должен был пойти в войска уже после запланированного разгрома СССР. И воевать он должен был с союзниками.
        Что же до "Пантеры", то её история начиналась с танка с массой 20 тонн. Но опыт войны на Востоке показал бесперспективность подобных танков:
        17 декабря 1941 г. представители Wa Pruef 6 уведомили все три фирмы о том, что дальнейшая разработка 20-тонного танка признана неперспективной и проект "перекочевал" в 30-тонную категорию.
        © Д.Шеин
        В мае 1942 г. было принято решение утолстить лобовую броню до 80 мм. И в результате всяческих улучшений проект 30-тонного танка на выходе дал 45-тонный.
        Цитата: Selevc
        И исходя из элементарной логики немцам в 42-43-х годах нужно было много легких танков для наступления !!!

        Не получится - на такую орду не хватит людей и возможностей тыла. К 1942 г. немецкий тыл мог обеспечить только одно направление стратегического наступления.
        Кроме того, много лёгких танков - это большие потери (ибо с ноября 1941 г. 45-мм ПТП получили "снаряды с подрезами").
        Цитата: Selevc
        Тигр не мог вытворять такие маневры на поле боя как тот же середнячок Т-34 !!!

        С точностью до наоборот - управление "Тигром" было много проще, чем Т-34. Мало было мехводам Т-34 усилий в 30-35 кг на рычагах управления, так ещё переключение передач вело к замедлению танка вплоть до остановки, и при этом была опасность заглушить двигатель. До ввода пятиступки Т-34 весь бой шли на второй передаче.
        1. 0
          21 августа 2020 12:21
          Цитата: Alexey RA
          Этот танк вообще не против СССР создавался - он должен был пойти в войска уже после запланированного разгрома СССР. И воевать он должен был с союзниками.

          Какимим союзниками ??? Котрых к началу 1941-го года в континентальной Европе не было ???
          Что же до "Пантеры", то её история начиналась с танка с массой 20 тонн. Но опыт войны на Востоке показал бесперспективность подобных танков
          Полный бред !!! Опыт войны на Востоке показал силу именно легких и средних танков !!! Вы посмотрите с чем Германия нападала на СССР ? Да у них почти 50 % это танки производства Франции, Чехии и остальной Европы !!! И сравните каких успехов добился Барбаросса !!! За недели - максимум месяцы была захвачена территория размерами в пол Европы !!!
          Легкие танки проще перебрасывать с одного участка фронта на другой. Легкие танки проще ремонтировать и обслуживать и еще масса плюсов !!!
          В мае 1942 г. было принято решение утолстить лобовую броню до 80 мм. И в результате всяческих улучшений проект 30-тонного танка на выходе дал 45-тонный.
          Вы хотите назвать это достижением конструкторов вермахта ??? А я считаю это нелепыми попытками гитлеровской германии догнать СССР в производстве качественных танков !!!
          Не получится - на такую орду не хватит людей и возможностей тыла. К 1942 г. немецкий тыл мог обеспечить только одно направление стратегического наступления.
          Кроме того, много лёгких танков - это большие потери (ибо с ноября 1941 г. 45-мм ПТП получили "снаряды с подрезами").
          Просто полная чушь !!! За Гитлером стояла вся Европа того времени - людские и материальные ресурсы выше советских в разы !!! Вы не забывайте что против СССР воевала коалиция государств Европы а не одна Германия !!! Более того оккупированная в 1940-м Франция воевала на стороне Гитлера. СССР испытывал в 41-м 42-м годах трудности просто на порядки выше чем Оккупированная Европа и тем не менее СССР эвакуировал и запустил десятки если не сотни оборонных предприятий... А Германия почему-то не смогла использовать ГОТОВЫЙ производственный потенциал Франции и Чехии !!! Плюс Гитлер захватил множество трофейной советской техники в летом 41-года...
        2. 0
          21 августа 2020 12:39
          С точностью до наоборот - управление "Тигром" было много проще, чем Т-34. Мало было мехводам Т-34 усилий в 30-35 кг на рычагах управления, так ещё переключение передач вело к замедлению танка вплоть до остановки, и при этом была опасность заглушить двигатель. До ввода пятиступки Т-34 весь бой шли на второй передаче.
          Хватит врать !!! Найдите мне хоть одно !!! ХОТЬ ОДНО ВИДЕО реального наступления Тигров... В сети полно фильмов с пугающими названиями "Грозный хищник", "Тевтонский монстр" и так далее - туфта полная !!! В этих фильмах есть видео стреляющего Тигра, есть видео Тигров в колонне на марше, есть видео лихого командира на Тигре !!! А на видео с вроде как атакующими танками показаны Т-3 и Т4 !!!
          Я не знаю. на кого это рассчитано - но ложь примитивная !!!

          А если и есть реальное видео Тиров в атаке - ты на них мы сразу увидим минусы которые присущи всем тяжелым танкам той эпохи - низкую скорость и практически полное отсутствие маневра !!! То есть эти громадины привозили по ЖД почти до самого поля боя, и потом они лавиной перли практически напролом и желательно по местности ровной как бильярдный стол !!!
          Кстати где-то читал что во время Курской битвы какое-то количество Тигров и Пантер просто не успели доехать до поля сражения и просто увязли в грязи и канавах по обочинам дорог...

          Я не говорю что Т-34 идеальный танк - у него были свои недостатки и возможно некоторые даже вполне серьезные... Но на Т-34 идеально соблюдена золотая середина скорость-броня !!! А немецкие Т-3 и Т-4 это танки недобронированные а Тигры наоборот переброннированные !!! То есть немецкие конструкторы до конца войны не смогли соблюсти этот баланс которые конструкторы СССР создали уже в конце 30-х !!!
  16. 0
    20 августа 2020 19:33
    Считаю, что наши опоздали с рождением Т-34/85 и КВ-85 (ИС-1/2) как минимум на полгода. Отвратительно сработала техническая разведка либо её донесениям не придали значение, ведь "Тигр" попал в учебные части ещё летом 42-го. Плюс на фронте уже тогда столкнулись с модернизированными Pz IV Ausf. F2/H, которые стали серьёзной проблемой. Думать, что немцы остановятся на "четвёрке" как минимум глупо. Фактически, до зимы 44-го "зверинцу" мы могли мало что противопоставить. Но тут были объективные причины - слабость работавшей на износ и на пределе возможностей промышленности. И неизбежное сокращение выпускаемой продукции при запуске новых моделей.
    Одна только КПП "Тигра" при производстве имела больше затрат человеко-часов, чем весь Т-34.
  17. 0
    17 сентября 2020 18:34
    Хорошие новости пришли вместе с зенитной пушкой 52-К калибра 85 мм. Это орудие уверенно пробивало танк в борт с 1000 метров, в лоб с 500 метров.


    Автор либо намеренно врет, либо очень плохо помнит отчет. Я в свое время изучил данный отчет вдоль и поперек (т.к. пришлось поспорить с упоротыми "немцефилами"). Так вот, НЛД Тигра (которая имеет броню толще, чем ВЛД, т.к. НЛД имеет больший угол наклона), 52-К пробивала с 1000 м., борта с 1500 м.
  18. 0
    17 сентября 2020 20:46
    Цитата: Alexey RA
    С точностью до наоборот - управление "Тигром" было много проще, чем Т-34. Мало было мехводам Т-34 усилий в 30-35 кг на рычагах управления, так ещё переключение передач вело к замедлению танка вплоть до остановки, и при этом была опасность заглушить двигатель. До ввода пятиступки Т-34 весь бой шли на второй передаче.


    Вы не путайте маневренность с легкостью управления. Это 2 большие разницы. К тому же не стоит забывать, что так расхваленная автором трансмиссия и двигатель были не надежной - танки очень часто ломались.
    Про ходовую я думаю и говорить не стоит. Причем ремонт в полевых условиях часто был невозможен.

    ТТХ "Тигра" были окончательно установлены за месяц до начала "Барбароссы". В июле 1941 г. были заказаны по три опытных танка и по сто танков первой серии. Этот танк вообще не против СССР создавался - он должен был пойти в войска уже после запланированного разгрома СССР. И воевать он должен был с союзниками.
    Что же до "Пантеры", то её история начиналась с танка с массой 20 тонн. Но опыт войны на Востоке показал бесперспективность подобных танков:


    С какими союзниками во-первых? С англичанами, которые драпанули на свой остров так, что побросали все, что можно? Или с французами, которых поработили менее чем за месяц? Американцами тогда и не пахло. Во-вторых, в немецкой классификации тех лет (конец 30- годов), пазик 4 вообще был тяжелым танком. Поэтому не удивительно, что в доктрине Блицкрига, тяжелый танк прорыва, был массой до 30 т.
  19. 0
    21 сентября 2020 02:23
    Что-то не упоминают ПТАБы (противотанковые авиабомбы), которые оказались самым эффективным противотанковым оружием. До 1943г, при неожиданной атаке советскими самолетами немецких танков (на стоянке, отдыхе...) их экипажи тут же прятались в свои стальные коробки. Когда немцы на себе испытали ПТАБы, то при аналогичных выше условиях, их экипажи, наоборот- бросали танк и разбегались в земляные укрытия. В мемуарах какого-то выжившего немца я вычитал случай с его частью на Курской дуге. Двадцать семь немецких танков скопились в балке, для последующего наступления. Неожиданно их атаковали штурмовики ИЛ-2 и буквально засыпали какими-то мелкими бомбами, неизвестными на тот момент для немцев. Атака продолжалась минуту и самолеты улетели, а все 27 танков сгорели!...
  20. -1
    26 сентября 2020 11:54
    И какие выводы "херен генерален" из РККА сделали??? Пушка Т-34 против Тигра не действительна! Есть полгода до Курской битвы... Хотя бы длину ствола увеличили, как немцы на Панцере 4 сделали. Похрен! Ничего! Самоходки начали производить, а скорость заряжания СУ-122/152 какая при раздельном-то??? А танки по полю ползают, а не стоят, как на полигоне, попробуй попади! И платили наши танкисты в июле 1943 года на Курской дуге огромной кровью, когда героически останавливали вермахт! И кровь эта из-за разгильдяйства командования! И про малое время не надо рассказывать: СУ-152 за ТРИ недели разработали и запустили в производство!
    1. 0
      2 октября 2020 13:04
      Цитата: nnz226
      И какие выводы "херен генерален" из РККА сделали??? Пушка Т-34 против Тигра не действительна! Есть полгода до Курской битвы... Хотя бы длину ствола увеличили, как немцы на Панцере 4 сделали. Похрен! Ничего!

      Хи-хи какой глупейший коммент !!! Херен- генерален сидели в Вермахте !!! И это заметно по всему протяжению 2-й мировой !!! Эти аксиомы понятны любому школьнику средних классов с элементарной логикой но почему-то не понятны местным диванным гуру танкостроения !!!

      Немцы как известно в 1940-м 41-м оккупировали всю Европу - то есть получили в свое пользование мощнейшую танковую промышленность Франции и Чехии а так же ресурсы других европейских стран !!! При этом СССР потерял огромные территории в 1941-м и почти лишился оборонных заводов в своей европейской части (учитывая и налеты гитлеровской авиации на не оккупированные территории). То есть вся оборонка СССР была в мощнейшем кризисе в 41-43-м годах а фашистская Европа наоборот на подъеме.При это как же распорядились своими ресурсами Гитлер и Сталин ??? Сталин к 1944-ому году накопил резервы и восстановил разрушенную оборонку а Гитлер бездарно профукал все свое преимущество !!! Вот и весь расклад !!!
      Далее начался советский блицкриг - который фашисты уже не смогли остановить !!! За ДВА !!! года (с лета 43-го по лето 45-го ) освободили половину Европы !!! Вот ответ на всякие пуки про неэффективность и слабость советских танков !!!
      1. 0
        2 октября 2020 13:08
        Броня это далеко не все что нужно хорошему танку - СССР в 1943-м 45-м годах быстро перебрасывал с одного фронта на другой танковые подразделения, быстро сосредотачивал мощные ударные группировки на нужных направлениях, прорывал фронт и наносил глубокие удары в тыл противника. То есть наши научились использовать танки так как это было изначально задумано !!!

        А что же Тигры с Пантерами ??? - это танки прежде всего тихоходные и маломаневренные так как ни один из тяжелых танков той эпохи не был быстроходным !!! То есть гитлеровское наступление на Курской дуге например уже изначально было медленным так как во главе его наступали медленные тяжеловесы которые тормозили все наступление !!! Во вторых почитайте и посчитайте сколько топлива жрали 55-60 тонные махины - эти танки просто не предназначены для глубокого удара изначально !!! В третьих почитайте как транспортировали Тигры и Пантеры ??? - это был просто ужас даже для немецких продвинутых служб поддержки !!! И это далеко не все минусы немецких танков которые были заложены еще на стадии проектирования этих тяжелых танков !!!
        1. 0
          2 октября 2020 13:38
          .. Хотя бы длину ствола увеличили, как немцы на Панцере 4 сделали. Похрен! Ничего!
          Вы адекватный человек и вообще что-то в области проектирования бронетехники соображаете ??? Вообще-то на Т-34-85 как раз и увеличили калибр орудия и длину ствола !!! А на Т-4 "гениальные" немецкие конструкторы прилепили сбоку танка огромный люк которые запросто сносился снарядом либо (что еще хуже) при попадании в него вдавливался в башню давя танкистов !!! Это просто гениальная глупость !!!
          Германия на начало 2-й мировой почему-то считается лидером в танкостроении и проектировании танков хотя при более близком рассмотрении оказывается в лузерах !!! Так как немцы за всю войну так и не смогли создать свой основной танк - идеальное сочетание скорость-броня !!! А в СССР это было создано еще до войны !!!
          Еще хочу заметить особо что в 90-е годы к нам из Европы пришел миф о якобы великих немецких танкистах которые пачками уничтожали орды атакующих их колхозников на грубых Т-34 !!! Эта полная бредятина опровергается элементарной логикой !!! - Если бы СССР в 43-45-м постоянно терял много танков он бы не смог наступать так быстро !!!
  21. -1
    27 декабря 2020 07:11
    Д-25Т и Д-25С очень любили тигроидов на завтрак

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»