«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
В интересах российских вооруженных сил создаются новые образцы техники, предназначенные для эксплуатации на Крайнем Севере или в других сложных регионах. Одна из последних разработок такого рода – двухзвенный сочлененный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут». К настоящему времени эта машина пошла в серию и поставляется строевым частям.
Вездеход для Арктики
Транспортер ГАЗ-3344 разработан и выпускается Заволжским заводом гусеничных тягачей (входит в «Группу Газ»). На общем сочлененном шасси выпускаются машины в разной конфигурации и разного назначения. Армейский вариант вездехода создавался по заказу министерства обороны в рамках опытно-конструкторской работы «Коробочка».
Результатом этой ОКР стали транспортеры «Алеут» от ЗЗГТ и ДТ-3ПМ от Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Один из них в будущем должен был занять нишу среднего транспортного средства – промежуточного между колесными вездеходами «Трэкол» и тяжелыми гусеничными ДТ-30. Были проведены сравнительные испытания, в т.ч. в самых сложных условиях. Так, зимой 2017 г. техника ряда типов прошла от г. Тикси до о. Котельный.
По результатам испытаний к дальнейшему производству и эксплуатации в войсках рекомендовали вездеход ГАЗ-3344-20. В том же 2017 г. появился первый контракт на поставку техники. Затем появились еще два заказа. К настоящему времени снегоболотоходы поступили в массовое производство, поставляются в армию и осваиваются разными частями.
Ход поставок
Первый контракт на сборку и поставку пяти «Алеутов» появился уже весной 2017 г. Тогда же сообщалось, что в ближайшие месяцы появится новый договор – на сотню вездеходов. Вскоре этот заказ оформили официально; Минобороны решило приобрести 112 новых машин. Практически сразу ЗЗГТ приступил к производству техники. В 2018 г. появился дополнительный заказ еще на 12 снегоболотоходов.
Первым соединением, получившим ГАЗ-3344-20, стала 80-я отдельная мотострелковая бригада береговых войск Северного флота. Новые машины передали ей в январе 2018 г., и вскоре технику опробовали на заснеженных трассах. Количество переданных машин не уточнялось. В мае того же года вездеходы впервые приняли участие в параде в Мурманске.
В июне 2019 г. руководство ЗЗГТ рассказало о последних успехах в деле производства техники. К тому времени в рамках заказа Минобороны от 2017 г. было построено ок. 30 снегоболотоходов. До конца года планировалось полностью выполнить имеющийся заказ, а также поставить машины по контракту 2018 г.
В январе 2020 г. отечественные СМИ сообщили о готовящейся поставке четырех снегоболотоходов соединению железнодорожных войск, дислоцированному в Хакасии. В марте профильная зарубежная пресса рассказала об официальном принятии «Алеута» на вооружение российской армии.
24 июня вездеходы ГАЗ-3344-20 впервые показали жителям и гостям Уссурийска на параде. Любопытно, что о поставках «Алеутов» в части ВВО до того не
сообщалось. Первая новость такого рода появилась только в середине июля. Техника поступила в отдельное мотострелковое соединение, базирующееся в Хабаровском крае.
Точное количество поставленных к настоящему времени «Алеутов» неизвестно. Из ранее оглашенных данных следует, что армия могла уже получить всю заказанную технику. При этом сообщалось о передаче машин только двум соединениям. Новости о переоснащении других частей пока не поступали – но могут появиться в любое время.

Парад 24 июня 2020 г. в Уссурийске
Технические особенности
ГАЗ-3344-20 представляет собой двухзвенный гусеничный транспортер, способный работать на сложных ландшафтах и перевозить людей и грузы. Переднее звено машины вмещает место водителя, объем для полезной нагрузки, силовую установку и часть агрегатов трансмиссии. В заднем корпусе располагаются более крупная кабина и привод гусеничного движителя. Корпуса соединены поворотно-сцепным устройством, обеспечивающим взаимное перемещение звеньев в двух плоскостях. Предусмотрено переговорное устройство для связи между кабинами. Броневая защита отсутствует.
Снегоболотоход комплектуется дизельным двигателем ЯМЗ 53402-10 мощностью 189 л.с. Возможна установка мотора Cummins ISB4.5E3 с близкими характеристиками, но техника для российской армии получает отечественный двигатель. Имеется предпусковой подогреватель, упрощающий эксплуатацию в холодном климате. Трансмиссия оригинальной конструкции на основе автоматической коробки передач обеспечивает привод гусениц обоих звеньев.
Ходовая часть звена имеет по шесть опорных катков с торсионной подвеской на борт. Ведущие колеса располагаются в передней части корпуса, направляющие – в задней. Используются широкие резиновые гусеницы, обеспечивающие давление на грунт ок. 0,21 кг/кв.см. За счет двух подобных гусеничных движителей «Алеут» способен двигаться как по грунтам с низкой несущей способностью, так и по дорогам с твердым покрытием.
Вездеходы ГАЗ-3344 могут использоваться как в качестве транспорта, так и как платформа для различного специального оснащения. Вооруженные силы заказали технику в транспортной конфигурации. В этом случае переднее звено может перевозить до пяти человек или 500 кг груза. Заднее выполнено в виде фургона с 15 посадочными местами; грузоподъемность – 2 т. Возможна буксировка прицепа массой до 3 т. Доступ в переднюю кабину обеспечен бортовыми дверями, задняя имеет кормовую.
Обитаемые отсеки армейских машин оснащаются отопителями и фильтровентиляционными установками. Возможна установка специального оснащения. Так, некоторое количество техники для армии выполнено в виде санитарных машин. Они способны перевозить лежачих больных на носилках и имеют некоторое медицинское оснащение. Фактически «Алеуты» рассматриваются в качестве замены для стандартных армейских грузовиков с разным оснащением, разработанной специально для особых условий Севера.
Двухзвенный транспортер имеет длину менее 10 м при ширине 2,4 м и высоте не менее 2,5 м. Снаряженная масса – 8,7 т. На шоссе «Алеут» разгоняется до 60 км/ч, на воде за счет перематывания гусениц – до 5-6 км/ч. По поперечным габаритам вездеход не отличается от наиболее распространенных тракторов и автомобилей, и не требует особого подхода к выбору маршрутов.
Элемент программы
Актуальные планы – вероятно, уже выполненные или приближающиеся к выполнению – предусматривают поставку более 120 двухзвенных снегоболотоходов ГАЗ-3344-20 «Алеут». Такая техника предназначается для частей и соединений Северного флота, участвующих в обороне стратегического арктического направления. Кроме того, ее передают другим подразделениям, работающим в иных широтах, но в не менее суровых условиях.
«Алеут» и другие современные вездеходы призваны заменять другой автотранспорт, эксплуатация которого в Арктике или других районах затруднена или вообще невозможна. Имея требуемые характеристики грузоподъемности, двухзвенные снегоболотоходы показывают большие преимущества в проходимости. Соответственно, подразделения в удаленных регионах с неразвитой дорожной сетью не остаются без удобного транспорта.
Следует отметить, что ОКР «Коробочка» и ее результат в виде машины ГАЗ-3344-20 не является единственной мерой по обеспечению арктических частей необходимой техникой. По сути, сейчас речь идет о целой программе создания и внедрения перспективных образцов разного рода, изначально адаптированных к суровому климату и сложным ландшафтам. Вместе с небронированными транспортерами создаются зенитные и артиллерийские системы на особых шасси.
Таким образом, всего за несколько лет российские вооруженные силы сформировали в Арктике боеспособную и достаточно многочисленную группировку войск, а также проводят ее перевооружение и переоснащение различной техникой. В части поступают как боевые, так и вспомогательные машины. И одна из основных ролей в этих процессах отдана снегоболотоходу ГАЗ-3344-20.
Информация