Военное обозрение

Американский лётчик-испытатель рассказал об особенностях прототипа истребителя 5 поколения YF-23

11

Разработка истребителей пятого поколения в США начиналась с конкуренции между YF-23 и YF-22. При этом первый полёт YF-23 (экземпляр «Чёрная вдова II») совершил в августе 1990 года – 30 лет назад. Через пару месяцев в небо поднялся второй экземпляр создаваемого истребителя – «Серый призрак». Эти самолёты имели некоторые отличия, главным из которых были разные двигатели.


Несмотря на множество передовых по тем временам технологий, проект YF-23 проиграл конкуренту YF-22, и в итоге в ВВС США появился первый в мире истребитель пятого поколения, известный сегодня как F-22.

На неделе в сети появился ролик, где американский лётчик-испытатель Рой Мартин рассказывает о самолёте YF-23 «Black Widow II»с- прототипе истребителя пятого поколения. Один из важных акцентов он делает на инновационную систему управления полётом, которая использовалась на истребителе, так и не пошедшем в серию.

Отмечается, что одной из реализованных технологий была технология использования дросселя ускорения-замедления, который позволял пилоту эффективно контролировать скоростной режим. Лётчик-испытатель говорит о том, что интуитивно понятная система управления позволяла пилоту не уделять повышенного внимания кинетическому состоянию самолёта и сосредотачиваться на чём-то важном. При этом Рой Мартин отмечает, что изначально управление YF-23 было «довольно хлопотным», так как «любое отвлечение даже на мгновение могло привести к резкому изменению его скорости».

Лётчик-испытатель рассказывает о реализованной замене трубкам Пито для измерения напора (давления) струи воздуха. В качестве замены выступили крошечные отверстия, которые в качестве новой технологии были применены на секретном демонстраторе Tacit Blue (экспериментальный самолёт, поднявшийся впервые в воздух в 1982 году). В США Tacit Blue получил неофициальной название "Кит".

Управление флаперонами (элеронами-закрылками) на YF-23 осуществлялось с помощью сверхмощных исполнительных механизмов в связи с тем, что крылья самолёта имели крайне малую толщину. Новый тип привода был реализован и для управления хвостовой системой YF-23.
Из повествования:

Управление обеспечивалось двухступенчатым приводом. Проблема заключалась в том, что огромные хвосты должны были иметь возможность быстро двигаться на медленных скоростях во время воздушного боя, а также иметь возможность буквально толкать воздух сверхвысокого давления во время высокоскоростного полёта, существенно превышающего скорость звука. В результате был создан привод с двумя отдельными камерами, позволяющий выполнять обе задачи.

В итоге YF-23 получил высокие показатели по сверхманевренности без использования сложных и тяжёлых сопел управления вектором тяги.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ASAD
    ASAD 15 августа 2020 10:52 Новый
    +6
    Прочитал с интересом, но ничего не понял!
  2. Zaurbek
    Zaurbek 15 августа 2020 10:53 Новый
    0
    Там же УВТ , вроде бы, не было.
    1. AVM
      AVM 15 августа 2020 11:11 Новый
      +6
      Цитата: Zaurbek
      Там же УВТ , вроде бы, не было.


      Собственно, так и написано.

      В итоге YF-23 получил высокие показатели по сверхманевренности без использования сложных и тяжёлых сопел управления вектором тяги.


      Мощные скоростные приводы и большие управляющие поверхности.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 15 августа 2020 11:20 Новый
        0
        Я прочитал без слова "без".
  3. Pete Mitchell
    Pete Mitchell 15 августа 2020 12:02 Новый
    -1
    Хороший интересный аппарат, хорошо что в музее. Они вроде здорово напугали генералов уровнем новизны и те выбрали более консервативный 22ой.
    1. Анджело Проволоне
      Анджело Проволоне 15 августа 2020 13:27 Новый
      +3
      Они вроде здорово напугали генералов уровнем новизны

      Пугать американцев новизной, как женщину известно чем.
      Макдоннел продавил просто
      1. Pete Mitchell
        Pete Mitchell 15 августа 2020 13:53 Новый
        +1
        Цитата: Анджело Проволоне
        Макдоннел продавил просто

        Может Lockheed?
        Вообще то YF-23 создавася в кооперации с Nortrop, а эти ребята никогда не стеснялись внедрять новые идеи
        1. Анджело Проволоне
          Анджело Проволоне 15 августа 2020 14:31 Новый
          +1
          Точно. Я перепутал
          1. Pete Mitchell
            Pete Mitchell 15 августа 2020 14:34 Новый
            0
            Случается, я по правде говоря так и подумал, но для чистоты процесса... drinks
  4. FreeDIM
    FreeDIM 15 августа 2020 17:08 Новый
    0
    У них все вояки спереди подписаны?.. Чтобы легче было ябедничать?
  5. Pike
    Pike 15 августа 2020 20:40 Новый
    0
    Хммм ... помню, на Дискавери рассказывали об этих самолётах. И сравнили их с нереализованным Су-37, названным в итоге "Повелителем неба"