В Дагестане начинается транспортировка экраноплана «Лунь» на сушу

87

Начата транспортировка на сушу ракетного экраноплана, который находится сейчас в Каспийском море неподалеку от дагестанского города Дербент. Его планируют установить в 150 метрах от берега в городском парке «Патриот».

Об этом сообщает пресс-службе администрации Дербента.



Представитель городской администрации рассказал, что исполнителям работ не были установлены никакие конкретные сроки:

У нас ограничений по срокам нет. Перед теми, кого мы наняли для транспортировки и установки, стоит главная задача, чтобы был результат. Люди делают свою работу.

На данный момент никаких сложностей с транспортировкой уникальной военной техники пока не возникает.

Представитель агентства, который в настоящий момент находится на месте, сообщил, что экраноплан поддерживается на поверхности воды двумя надувными понтонами и с помощью троса постепенно подтягивается к берегу. Сам процесс вызывает большой интерес у наблюдающих за ним отдыхающих.

Советский ударный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» был построен на заводе «Волга», расположенном в Горьком, который теперь носит название Нижний Новгород. Экраноплан предназначен для нанесения ударов ракетами по надводным кораблям противника. Высокая скорость и незаметность для радаров позволяет ему приближаться к авианосцам на близкое расстояние для ракетной атаки.

Планировалось создать восемь таких экранопланов, но был построен только один. В 1986 году его отправили на Каспийское море, где он успешно прошел испытания и был передан в войска. В 1991 году его служба закончилась.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    16 августа 2020 16:01
    Боевая ценность экранопланов спорна, но чего не отнять, так это красоты аппарата. Хорошо, что станет экспонатом, а не вторсырьём.
    1. -21
      16 августа 2020 16:10
      Боевая ценность экранопланов спорна...

      Боевая ценность околонулевая. А вот экономическое преимущество этого технического изделия огромно. Если бы империя Советов не рухнула, экранопланы бы сильно потеснили традиционную авиацию.
      1. -2
        16 августа 2020 19:51
        Абсолютно согласен. До гражданского применения экранопланов не дошли руки, и это очень жаль.
    2. +24
      16 августа 2020 16:20
      но чего не отнять, так это красоты аппарата.

      Тут красота не простая - инженерная красота. Алексеев сумел и в судах на подводных крыльях, и в экранопланах решить задачку устойчивого движения без всякой электроники и рулей. Два крыла . Переднее - в экранном режиме , заднее вне экрана ( это не обычное ГО , как считают ). Дочка его работала на Сормовском. Как-то передачка была . Соотношение площадей и плеч - главное в этой машине.
      1. -1
        16 августа 2020 16:34
        Извиняюсь. Где вы там ПГО увидели ?
        1. +8
          16 августа 2020 16:35
          Извиняюсь. Где вы там ПГО увидели

          laughing А где Вы у меня в комменте увидели ПГО ?
          1. -2
            16 августа 2020 16:42
            два крыла: переднее и заднее - это о чем ?
            1. +12
              16 августа 2020 16:50
              два крыла: переднее и заднее - это о чем ?


              Это о плавающем фокусе экранного крыла. Ладно, распишу поподробнее .
              Алексеев не просто так вынес на самый верх киля ГО. Экранный эффект исчезает на одной трети хорды до экрана . В этом и изюминка - фокус переднего крыла гуляет от расстояния над водой, заднего - нет. Заметьте, что при этом угол атаки вообще не меняется , как у обычного самолёта . В идеале экраноплану и руль высоты не нужен.
              1. -2
                16 августа 2020 16:56
                Так это о хвостовом оперении вы написали "заднее крыло" ? Такой здоровый хвост нужен чтобы Лунь не врезался носом ( давление экрана концентрируется на задней кромке ЭП, опрокидывая аппарат вперед ). Заодно приобретается лишний вес и сопротивление. А балансировка зависит от высоты экрана, так что изюминка эта стоит поперек горла
              2. +1
                17 августа 2020 06:40
                Цитата: dauria
                два крыла: переднее и заднее - это о чем ?


                Экранный эффект исчезает на одной трети хорды до экрана .

                wassat гениально, млеать !
      2. +8
        16 августа 2020 17:07
        С точки зрения эффективности по массе, скорости и стоимости доставки грузов аналогов этому чуду еще долго не будет. Но к сожалению в те времена ни кто не задавался целью проектирования инфраструктуры с учетом всего жизненного цикла изделия. Эта задача отдавалась на откуп отдельным личностям военно-политического руководства, которые экономические и технологические аспекты не рассматривали в принципе, не их уровень. Поэму, после смерти Алексеева и возникла проблема боевого применения, которая напрямую связана с отсутствием у ВМФ нормального боевого обеспечения. Т.к. для автономных действия экраноплана в океанской зоне номенклатура его вооружения и соответствующие размеры должны быть сопоставимы с авианосцем.
        1. +1
          17 августа 2020 10:41
          Цитата: Vitaly.17
          С точки зрения эффективности по массе, скорости и стоимости доставки грузов аналогов этому чуду еще долго не будет.

          Обычный Ан-124.
          Если бы экранопланы были бы такими, как их рекламируют, то авиаперевозчики грузов давно бы перешли на них. smile
      3. +8
        16 августа 2020 18:14
        Советский ударный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь»
        1. +4
          16 августа 2020 18:25
          Советский ударный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь»

          Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты
          Тактико-технические характеристики
          Размах крыла — 44,00 м;
          Длина — 73,80 м;
          Высота — 19,20 м;
          Площадь крыла — 550,00 м2;
          Масса:
          пустого самолёта — 243 000 кг,
          максимальная взлётная — 380 000 кг;
          Тип двигателей — НК-87;
          Тяга — 8 × 13 000 кгс;
          Максимальная скорость — 500 км/ч;
          Практическая дальность — 2000 км;
          Высота полёта на экране — 1…5 м;
          Мореходность — 5…6 баллов;
          Экипаж — 10 чел.;
          Вооружение:
          3 × 2 — ПУ ПКР 3М-80 «Москит»,
          2 × 4 — 23-мм АУ УКУ-9К-502-II.
          1. +8
            16 августа 2020 18:28
            Немного фото








            1. +6
              16 августа 2020 18:32
              Проекции проекта 903 «Лунь»


            2. +2
              17 августа 2020 06:48
              Сколько замечательных идей и инженеров было задействовано при его создании!
          2. +2
            17 августа 2020 10:45
            Цитата: рич
            Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы.

            Это... как? Слабое противодействие со стороны СВН при атаке на авианосец? belay
            Цитата: рич
            Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты

            Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения (дозвуковой) великолепно выделяется даже примитивной СДЦ из отражений от волн. Напомню, что ПВО АУГ затачивалось на обнаружение и поражение КРВБ и КРМБ, размеры которых (и ЭПР) гораздо меньше, чем у летающего ракетного катера.
      4. -7
        17 августа 2020 00:12
        Алексеев сумел и в судах на подводных крыльях, и в экранопланах решить задачку устойчивого движения без всякой электроники и рулей.

        Талантливые люди иногда скатываются в дикий маразм. Например, Алексеев, академик Сахаров. Надо вовремя ограничивать их активность, что бы не наворотили чего не надо. Суда на подводных крыльях - это достижение.
    3. +11
      16 августа 2020 16:37
      Боевая ценность, на момент создания, была достаточно высокой. Развитье радаров нивелировалло преимущества. А так усилить ударный потенциал КУГ в ближней морской зоне можно было оперативно.
      1. dsk
        -19
        16 августа 2020 16:48
        Восемь двигателей. Наверное из-за такого расхода керосина и прослужил только 5 лет.
        Грузоподьёмность "Бурана - 30 тонн, 1 полёт. Гигантомания обоих погубила.
        Штатовский челнок Х-37 оказался более оптимальным и востребованным.
        1. +1
          16 августа 2020 17:05
          А причем тут Буран и Х 37? Лунь был отработкой концепции ударного экраноплана. По "Стоимост/эффективность" и гибкость применения проигрывал самолетам. Но боевая эффективность была достаточно высокой.
        2. +13
          16 августа 2020 18:09
          Цитата: dsk
          Восемь двигателей. Наверное из-за такого расхода керосина и прослужил только 5 лет.

          Какого расхода конкретно?
          В режиме экранного полёта работали только два двигателя. Остальные нужны в качестве бустеров для разгона с воды.
        3. +1
          16 августа 2020 18:30
          Не нужно путать тёплое с мягким. hi
      2. +1
        17 августа 2020 10:51
        Цитата: garri-lin
        Боевая ценность, на момент создания, была достаточно высокой.


        Grumman E-2 Hawkeye. Принят на вооружение в 1964 году. Учитывая размеры и скорость экраноплана, дальность его обнаружения самолётом ДРЛО аналогична дальности обнаружения цели класса МРК.
        Вообще, экраноплан объединил в себе живучесть и оборонительное вооружение самолёта-ракетоносца с габаритами и манёвренностью МРК. А по скорости оказался посредине. smile
        1. -1
          17 августа 2020 11:58
          Экраноплан мог позволить себе оборонительное вооружение на уровне современного корвета. Размер позволял. Авиация просто гибче в применении. И лучше полк ту 22 чем за те же деньги Луни. Но чисто за счет красоты можно и помечтать.
          1. +1
            17 августа 2020 12:25
            Цитата: garri-lin
            Экраноплан мог позволить себе оборонительное вооружение на уровне современного корвета. Размер позволял.

            АК-176, "Кортик" или "Кинжал"? Урежьте осетра, пожалуйста. smile
            Один антенный пост ЗРК своими лопухами (даже под обтекателями) убьёт всю аэродинамику.
            Остаётся только авиационное вооружение. Но его тоже придётся дорабатывать с учётом невысокой скорости носителя и малой высоты пуска.
            А главное - площадь верхней палубы не резиновая. Если ставим оборонительное вооружение, то урезаем ударное. Плюс, вокруг ПУ ПКР довольно большие мёртвые зоны, в которых ничего размещать нельзя. Плюс центровка.
            1. 0
              17 августа 2020 12:37
              ФАР на корпусе и ракеты типа оморяченного ТОРа. Больше и не нужно. Ракеты не в фюзеляже а в крыльях.
              1. 0
                17 августа 2020 13:39
                Цитата: garri-lin
                ФАР на корпусе

                Штатная? Или конформная/внутреннего размещения, которую ещё делать надо?
                Цитата: garri-lin
                и ракеты типа оморяченного ТОРа. Больше и не нужно. Ракеты не в фюзеляже а в крыльях.

                УВП в крыльях? Или ещё и ракету новую делать?
                Это я ещё не беру в расчёт маленькую деталь: нужно стрелять с платформы, движущейся на скорости 400-500 км/ч. Тут проблем у ЗРК - выше крыши, начиная от пуска ракет до автоматического сопровождения цели при стрельбе с хода.
                1. 0
                  17 августа 2020 14:17
                  Лунь был концепцией. Пробником и демонстраторм технологий. Не распадись СССР и реши руководство страны что концепция экранопланов жизнеспособна работа над БОЕВЫМИ машинами началась бы в конце 90х начале нолевых. И там бы делали по полной. Как ТОГДА умели. Так что и ФАР был бы.
                  УВП ракет в крыле не проблема. Там толшина плоскости позволяет. Места много.
                  Не получится стрелять на ходу ракетами ПВО есть ракеты Воздух Воздух. Изначально для того созданные. Будет дороже. Но сути этотне меняет. Экраноплан мог иметь своё ПВО/ПРО ближней зоны достаточное чтоб отбится от нескольких ракет.
                  1. 0
                    17 августа 2020 15:20
                    Цитата: garri-lin
                    Изначально для того созданные. Будет дороже. Но сути этотне меняет. Экраноплан мог иметь своё ПВО/ПРО ближней зоны достаточное чтоб отбится от нескольких ракет.

                    Просто для того, чтобы Вы понимали - с чем придётся иметь дело экраноплану.
                    Учитывая склонность ВПК США к тяжёлым и продолжительным НИОКР и любовь ВМС к старым проверенным решениям, стандартной ракетой для его поражения, скорее всего, поначалу стал бы старый добрый "Феникс" с новой ГСН. Впрочем, учитывая габариты и ЭПР экраноплана, задача выделения отражённого от него сигнала на фоне отражений от воды была бы намного легче, чем для КР.
                    А "Феникс" - это 400 кг собственной массы (из них 60 кг - БЧ), летящие на высоте 25 км на 5 Махах, а затем пикирующие на цель.
                    Чем будем работать по 5-маховой цели? wink
                    1. 0
                      17 августа 2020 15:39
                      А чем по ним обычно работают? Экранопланы рассматривались на замену МРК. Сами по себе они бы не работали. Превосходство/ паритет в воздухе создавался бы изначально. А это создает проблемы для носителей Фениксов. Ту 22 имел бы против Фениксов тоже мало шансов. И тоже нуждался бы в прикрытии.
                    2. 0
                      17 августа 2020 16:01
                      А именно за перехват 5 маховой атакующей ракеты пришлось подумать. Новый Панцирь может. Тор вроде не может, хотя по перегрузкам должен мочь. Более крупные могут но их туда не установить. С Воздух Воздух сложнее. Но тоже есть ракеты которые могут. Не помню названия. Надо плотно гуглить.
    4. +2
      16 августа 2020 17:01
      Цитата: Стройбат запаса
      Боевая ценность экранопланов спорна,

      Будем посмотреть - Проект «Орлан»: возвращение боевых экранопланов https://topwar.ru/145185-proekt-orlan-vozvraschenie-boevyh-ekranoplanov.html
      1. dsk
        0
        17 августа 2020 01:06
        Если создадут, хотя бы размером в 2-3 меньше, да отправят в незамезающую Находку, он там попугает японцев, уж больно сильно "кричат" они в последнее время.
  2. +4
    16 августа 2020 16:01
    Ох и знатный аппарат!
    Монстр!
    А вот тупиковая ветвь или нет до сих пор копья трещат. И не только у диванных экспертов.
    1. +1
      16 августа 2020 16:05
      Victor_B (Виктор Петрович)
      Сегодня, 16:01
      Ох и знатный аппарат!


      Теперь будет музеем Советского Военно-морского достижения. Не в одной стране мира такого аппарата и близко не было
    2. 0
      17 августа 2020 10:12
      Они только в интернете трещат. Он как многобашенный танк, хорош только на параде показывать и соседей пугать. А на деле сейчас всякие катамараны и суда на подводных крыльях гоняют как гоночные болиды по трассе. И полезная нагрузка у них на порядки выше.
  3. 0
    16 августа 2020 16:01
    Ну а когда наследника, к месту службы отправят ?
  4. +5
    16 августа 2020 16:14
    На вечную стоянку...Как достижение СССР...Хорошо, что не на металлом...
  5. +3
    16 августа 2020 16:30
    Удивительно как в 90 х. Не прихватизировали !
  6. +2
    16 августа 2020 16:52
    Цитата: FIR FIR
    Боевая ценность экранопланов спорна...

    Боевая ценность околонулевая. А вот экономическое преимущество этого технического изделия огромно. Если бы империя Советов не рухнула, экранопланы бы сильно потеснили традиционную авиацию.

    Глупости не пишите. Сравните любой из экранопланов (в частности "орленок" с аналогичным по взлетному весу самолетом и увидите, что горючки понадобится для экраноплана намного больше, радиус действия меньше, зависит от погодных условий сильнее, чем любой транспортный самолет...
    1. +1
      16 августа 2020 18:47
      Цитата: Старый26
      Сравните любой из экранопланов (в частности "орленок" с аналогичным по взлетному весу самолетом и увидите, что горючки понадобится для экраноплана намного больше,

      И где посмотреть?
      Про экранный эффект уже давно известно, особенно пилотам, поскольку самолёты у земли резко увеличивают подьёмнуюю силу, которая мешает при посадке.
      И экранопланы, по настоящему ещё не делались. Их собирали из разных деталей и двигателей от самолётов, которые далеки от оптимальных скоростных режимов экраноплана.
      Экраноплан боится только высокой волны. Дождь и сдвиг ветра ему не страшны (как автомобилю).
      Малые экранопланы - это идиотизм, поскольку они не могут в эффективно реализовать своё крыло в экране (получается гидросамолёт).
      1. 0
        17 августа 2020 09:51
        Цитата: Genry
        Малые экранопланы - это идиотизм, поскольку они не могут в эффективно реализовать своё крыло в экране (получается гидросамолёт).

        Что тем не менее не останавливает - была концепция грузопассажирский экраноплан ЭП-15
    2. 0
      17 августа 2020 08:10
      Цитата: Старый26
      Сравните любой из экранопланов (в частности "орленок" с аналогичным по взлетному весу самолетом и увидите, что горючки понадобится для экраноплана намного больше, радиус действия меньше, зависит от погодных условий сильнее, чем любой транспортный самолет...

      Экранопланы они были в составе ВМФ, по мне сравнить того же Орленка пусть с Зубром, на море они решают одни задачи...
  7. Комментарий был удален.
  8. +5
    16 августа 2020 16:55
    Цитата: dsk
    Восемь двигателей. Наверное из-за такого расхода керосина и прослужил только 5 лет.
    Грузоподьёмность "Бурана - 30 тонн, 1 полёт. Гигантомания обоих погубила.
    Штатовский челнок Х-37 оказался более оптимальным и востребованным.

    Если не ошибаюсь,все двигатели оаботали при старте, потом только 2
    1. -5
      16 августа 2020 17:37
      Цитата: tarakan
      Цитата: dsk
      Восемь двигателей. Наверное из-за такого расхода керосина и прослужил только 5 лет.
      Грузоподьёмность "Бурана - 30 тонн, 1 полёт. Гигантомания обоих погубила.
      Штатовский челнок Х-37 оказался более оптимальным и востребованным.

      Если не ошибаюсь,все двигатели оаботали при старте, потом только 2

      представьте что вам впарили машину с 4мя двигателями ( один запасной на крыше, один в салоне и еще один в багажнике ): 4ре нужны только для того чтобы тронуться, дальше, со второй передачи на одном. Будет ли это экономично ? Грузоподъемность, проходимость, скорость, дальность, дешевизна, управляемость, простота обслуживания, ремонта, базирования ?
      1. +2
        16 августа 2020 19:27
        Цитата: тлауикол
        4ре нужны только для того чтобы тронуться, дальше, со второй передачи на одном. Будет ли это экономично ?

        Кто не хочет кормить свою армию, кормит чужие (с) Наша страна, с её огромными территориями, которые нуждаются в быстрой реакции на агрессию, может себе позволить гораздо больше, чем такая уникальная техника! Это всё оправдано и перспективно до сих пор!
        1. 0
          16 августа 2020 19:35
          Я Вам об эффективности аппарата говорю, а Вы о бане. fool
          1. +1
            16 августа 2020 19:47
            Цитата: тлауикол
            Я Вам об эффективности аппарата говорю, а Вы о бане.

            Забыли, что писали? Я напомню
            представьте что вам впарили машину с 4мя двигателями ( один запасной на крыше, один в салоне и еще один в багажнике ): 4ре нужны только для того чтобы тронуться, дальше, со второй передачи на одном. Будет ли это экономично ? Грузоподъемность, проходимость, скорость, дальность, дешевизна, управляемость, простота обслуживания, ремонта, базирования ?
            Всё касается экономического аспекта, ни одной реплики про боевое применение. Чтобы не пришлось в следующий раз съезжать с темы, думайте, что пишете! Возвращаю смайл fool
            1. 0
              17 августа 2020 04:08
              fool эффективно вместо груза в/на багажнике/салоне возить лишние движки и топливно для них? Эффективно построить неустойчивый, неманевренный, перетяжеленный автомобиль-пузотер? Эффективно обслуживать такое чудо и базировать?
              Хорошо, сделайте танк с лишними двигателями вместо вооружения или брони ( чтобы тупо тронуться с места, а потом везти их на себе на одном). Самолет, летящий на 1-4, и взлетающий на 4-16, а дальше они просто не работают.Эффективно? fool
              Бартини пытался построить самолет ВВП, а затем ЭП с 14ю двигателями! Из которых 12 в полете не работают! Итого: аппарат должен был нести эти движки и ДВЕ тонны груза с грацией беременной черепахи. 14 движков и две тонны груза, Карл! ЭФФЕКТИВНО?За это расстреливать надо, а ему позволили впулить в эту аферу сотни миллионов полновесных рублей.
            2. -1
              17 августа 2020 04:32
              fool Пришейте себе еще четыре ноги чтоб тронуться с места, а на бегу складывайте их в подмышки. Мы не будем говорить об экономичности ( лишние джинсы, носки, обувь), об обслуживании ( мытье, лечение и т.п.). Поговорим об эффективности?
              1. 0
                17 августа 2020 22:27
                а я даже не об эффективности: попробуйте хотя бы простейший редуктор рассчитать. практически, на арифмометрах считали или с помощью полиномов . тесла тоже чудил, но его гениальность не оспаривается. современные инженеры и диванные эксперты чертежи прочитать не могут. насмотрелся я на этих "гениев" мысли. токарного станка от фрезерного отличить не могут. а уж техпроцесс написать.... это уже из области фантастики. зато чертят на компах, только сообразить не могут, куда деталь эту прилепить. стоял час, наблюдал как такой технарь на чпу деталь вал точил по конструкторскому!!! чертежу. спрашиваю:" а шлифовать будем?" ответ:"будем". больше я вопросов не задавал. составил акт о браке. хорошо вал не очень дорогой был и можно было переточить на меньший э.двигатель. а если бы МТН-613-10?
  9. -1
    16 августа 2020 17:10
    Такую тему запороли ,АУГ еще на подходе можно было встречать,да и надо было бы 2-3 машины на флот
    1. +1
      17 августа 2020 10:59
      Цитата: APASUS
      Такую тему запороли ,АУГ еще на подходе можно было встречать

      Разве что слепую АУГ без самолётов. smile

      Единственный флот, против которого экраноплан был бы эффективен и незаметен - это ВМФ СССР. По причине полного отсутствия палубных машин ДРЛО и опоры на ЗРК в построении ПВО соединения (со всеми их прелестями типа радиогоризонта). А злобные империалисты обнаружили бы и атаковали экраноплан задолго до выхода на рубеж пуска ПКР. У них ПВО АУГ затачивалась на цели намного быстрее и меньше экраноплана - самолёты МРА и тяжёлые КР/ПКР.
  10. -1
    16 августа 2020 17:15
    У нас ограничений по срокам нет. Перед теми, кого мы наняли для транспортировки и установки, стоит главная задача, чтобы был результат. Люди делают свою работу.
    Вот это по взрослому! good Молодцы. если так поступили.Работа не стандартная.
  11. +4
    16 августа 2020 17:36
    По логике, его надо было отбуксировать в место его производства, на завод "Волга" и рядом поставить обелиск Алексееву. Но, видим, не нашлось "денежек", на его буксировку - на свою "родину." Если государству и "нью-миллиардерам" это слабо, бросили бы клич, мы бы сбросились.
  12. +2
    16 августа 2020 18:04
    Памятник ушедшей цивилизации.
  13. +6
    16 августа 2020 18:11
    Молодцы. Надо сохранять такие машины ( хоть в виде памятников). Это вершина достижений на тот момент судостроя/ авиастроя/ ракетостроя/ двигателестроя, инжнерно-конструкторской мысли.
    Причём такая машина по сей день реально не имеет аналогов у Мире. Насколько мне известно.
  14. +1
    16 августа 2020 19:25
    В 1991 году его служба закончилась.
    Это самый печальный момент в истории этой техники вообще и "Луня" в частности! Очень жаль терять такие наработки и такое перспективное вооружение!
  15. +1
    16 августа 2020 19:43
    Пусть остаётся в Дербенте и послужит развитию внутреннего туризма. А вот то, что многие массово выпускавшиеся образцы авиатехники не сохранились, это преступление государства и министерства.
  16. +1
    16 августа 2020 20:30
    Какие то новости запоздалые, спали что-ли. Он уже дней 10 у берега, с вытаскиванием на сушу проблемы. Фото внутри интересные:https://zen.yandex.ru/media/lanasator/ekranoplan-lun-proekta-903-v-derbente-udalos-oboiti-ohranu-i-popast-vnutr-5f30e9b9bbe8572b801cebe9.
  17. +6
    16 августа 2020 20:39
    Цитата: APASUS
    Такую тему запороли ,АУГ еще на подходе можно было встречать,да и надо было бы 2-3 машины на флот

    Какую АУГ на подходе??
    Зона патрулирования палубными АВАКСами - 400 км от авианосца. Последние модели "Хокая" имеют высоту полета порядка 10 км. дальность обозрения радаром целей на поверхности моря будет порядка 560-600 км. То есть этого монстра засекут на расстоянии порядка 1000 км от самого авианосца. То, что было на "Луне" имела дальность стрельбы ЕМНИП 120 км. Даже если поставить "Ониксы" с их 600 км дальностью, то для того, чтобы эти 6 ракет достигли авианосца понадобится 1 час времени. Причем времени для перехвата ракет будет масса, а барражируящая пара самолетов с авианосца разнесет экраноплан в клочья обычными ракетами. И все три экраноплана на флот будут потоплены не принеся никакой пользы...

    Цитата: askort154
    По логике, его надо было отбуксировать в место его производства, на завод "Волга" и рядом поставить обелиск Алексееву. Но, видим, не нашлось "денежек", на его буксировку - на свою "родину." Если государству и "нью-миллиардерам" это слабо, бросили бы клич, мы бы сбросились.

    На "Красном Сормово" есть второй экраноплан этого типа, который собирались достроить в качестве спасателя. Его как раз и можно использовать, как памятник Алексееву
    1. 0
      16 августа 2020 22:55
      Экранопланы не должны были работать в одиночку. КУГ вышедшую на перехват АУГ противника в момеет удара можно было усилить с берега экранопланами. Две пары машин с разных ракурсов, синхронно с авиацией, подлодками и кораблями. Плюс экраноплан намного быстрей мог вернутся на базу для перезарядки, если выживет конечно. Лунь использовался для отработки технологий. На основе этого опыта стало понятно что самолеты типа Ту 22 за ту же сумму гибче в применении. Но это никак не умаляет боеых возможностей именно экраноплана. 6 москитов по 4500 кг это 27 тонн. А 27 тонн это 4 Гранита. Хотя мокрый пуск и портит всё первое впечатление. Но проблема была решаемой. А 4 ГРАНИТА это ой как немало. И дальность другая.
      1. 0
        17 августа 2020 11:05
        Цитата: garri-lin
        КУГ вышедшую на перехват АУГ противника в момеет удара можно было усилить с берега экранопланами. Две пары машин с разных ракурсов, синхронно с авиацией, подлодками и кораблями.

        Проще на эти деньги дать флоту ещё эскадрилью МРА. Она и выйдет в район пуска быстрее, и шансов выжить у неё больше, чем у этого дозвукового летающего РКА.
        Цитата: garri-lin
        Плюс экраноплан намного быстрей мог вернутся на базу для перезарядки, если выживет конечно.

        Не быстрее Ту-22М3.
        1. 0
          17 августа 2020 12:00
          Я выше уже написал что авиация гибче.
          1. 0
            17 августа 2020 12:36
            Цитата: garri-lin
            Я выше уже написал что авиация гибче.

            ПМСМ, поэтому тема экранопланов и не получила развития, остановившись на машинах опытной эксплуатации.
            1. 0
              17 августа 2020 12:41
              Но это не отменяет боевую эффективность экранопланов. С современными Цирконами они смотрелись бы вобще замечательно. Но увы авиация гибче и такие крсавцы остались на бумаге.
    2. +1
      24 августа 2020 14:37
      Цитата: Старый26
      Цитата: APASUS
      Такую тему запороли ,АУГ еще на подходе можно было встречать,да и надо было бы 2-3 машины на флот


      Какую АУГ на подходе??
      Зона патрулирования палубными АВАКСами - 400 км от авианосца. Последние модели "Хокая" имеют высоту полета порядка 10 км. дальность обозрения радаром целей на поверхности моря будет порядка 560-600 км. То есть этого монстра засекут на расстоянии порядка 1000 км от самого авианосца. То, что было на "Луне" имела дальность стрельбы ЕМНИП 120 км. Даже если поставить "Ониксы" с их 600 км дальностью, то для того, чтобы эти 6 ракет достигли авианосца понадобится 1 час времени. Причем времени для перехвата ракет будет масса, а барражируящая пара самолетов с авианосца разнесет экраноплан в клочья обычными ракетами. И все три экраноплана на флот будут потоплены не принеся никакой пользы...

      Гражданин! Старый"26! Не надо путать, дорогой, "пытаться ишака с ослом"!
      1. Дальность действия при патрулировании E-2D "Эдванст Хокай" - 320 км, а не 400 км, хотя при применении дозаправки, намного больше.
      2. Практический потолок - 9,4 км, а не 10 км.
      3. Дальность обнаружения экраноплана "Лунь" радаром "РЛС AN/APY-9" на фоне водной (без её учёта) поверхности составляет около 420 км, а не 560-600 км, как вы пишите, а может и того может меньше, так как данных радара нет в открытом доступе или по крайней мере, я не нашёл в источниках. США могут обнаружить экраноплан на расстоянии не более 740 км, а не 1000 км, как вы пишите.
      4. Новые противокорабельные ракеты Оникс-М имеют максимальную дальность стрельбы уже 800 км.
      5. Учитывая вышеизложенное. Противокорабельные ракеты Оникс-М долетят до авианосца приблизительно за 18 минут, а не 1 час, как вы пишите.

      Вы очень сильно ошибаетесь.
  18. +1
    16 августа 2020 21:09
    Цитата: Iris
    Абсолютно согласен. До гражданского применения экранопланов не дошли руки, и это очень жаль.

    Их в Крыму должны были клепать.
  19. 0
    16 августа 2020 21:32
    Цитата: тлауикол
    Цитата: tarakan
    Цитата: dsk
    Восемь двигателей. Наверное из-за такого расхода керосина и прослужил только 5 лет.
    Грузоподьёмность "Бурана - 30 тонн, 1 полёт. Гигантомания обоих погубила.
    Штатовский челнок Х-37 оказался более оптимальным и востребованным.

    Если не ошибаюсь,все двигатели оаботали при старте, потом только 2

    представьте что вам впарили машину с 4мя двигателями ( один запасной на крыше, один в салоне и еще один в багажнике ): 4ре нужны только для того чтобы тронуться, дальше, со второй передачи на одном. Будет ли это экономично ? Грузоподъемность, проходимость, скорость, дальность, дешевизна, управляемость, простота обслуживания, ремонта, базирования ?

    У танка ресурс двигателя 500 км,не экономно,списать? МБР вобще одноразовые.
    1. -2
      17 августа 2020 04:22
      Ну поставьте на танк еще три лишних двигателя и поговорим о ресурсе маршевого уже в 120км.
      Поставьте на МБР еще кучу лишних двигателей вместо топлива и уменьшив БЧ, дальность и скорость
  20. DPN
    -4
    16 августа 2020 22:11
    Были бы на Флоте такие аппараты , возможно не было бы и трагедий ,,КУРСКА" А за то что сумели сберечь это СУДНО ,большое спасибо.
  21. +4
    16 августа 2020 22:30
    Цитата: DPN
    Были бы на Флоте такие аппараты , возможно не было бы и трагедий ,,КУРСКА" А за то что сумели сберечь это СУДНО ,большое спасибо.

    И как это смогло бы предотвратить трагедию "Курска"? Он что, под воду нырнул бы и пристыковался бы к аварийному люку? Что за ерунда. "Петр Великий" был вообще на расстоянии нескольких миль от аварийного "Курска", другие корабли тоже. И что это дало лодке, лежащей на дне?
    1. +1
      17 августа 2020 11:12
      Цитата: Старый26

      И как это смогло бы предотвратить трагедию "Курска"?

      Видимо, имелся в виду "Комсомолец". Но там тоже вопрос - а смог ли бы экраноплан сесть на воду при том волнении и ветре? Или пришлось бы спасать и его тоже?
      Флоту нужно было не экранопланами грезить, а доводить до ума и держать в готовности имеющуюся машину АСС - Ан-12 с катером.
      1. 0
        17 августа 2020 22:01
        Надо новый аппарат АСС разрабатывать на базе Ил-76 с новым катером в тонн 40-45 веса...
  22. +3
    17 августа 2020 01:07
    Грациозный изгиб носовой части фюзеляжа, плавный переход в крыло, выступающие мотогондолы — все это следствие интегральной компоновки экраноплана ЛУНЬ, при которой подъемная сила формируется не только плоскостями крыла, но и за счет особой формы фюзеляжа!



    Наконец, то, чего нельзя заметить невооруженным глазом. Степень продольной статической устойчивости ЛУНЯ отрицательна и составляет 5% средней аэродинамической хорды крыла (САХ).

    Огромный вклад внесли специалисты КБ Алексеева — настоящие гении своего дела. В результате, несмотря на схожее значение нагрузки на крыло (≈300 кг/кв. м), коэффициент подъемной силы ЛУНЯ в полтора раза выше, чем у американского «Орла», а максимальное аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) достигло 12 единиц (такие значения встречаются только у пассажирских авиалайнеров). Чрезвычайно «летучая» конструкция!
    1. -2
      17 августа 2020 04:41
      Цитата: Santa Fe
      максимальное аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) достигло 12 единиц (такие значения встречаются только у пассажирских авиалайнеров). Чрезвычайно «летучая» конструкция!

      Откуда дровишки?
      Но даже если и так, то летит то он в самых плотных слоях и до лайнера ему.............
      Плюс лишний вес. Да и продольная неустойчивость на такой высоте это не плюс, а бочка пороха
  23. 0
    17 августа 2020 08:19
    А почему уникальное инженерное сооружение построенное в Ниж. Новгороде установят в Дербенте, который к этому никаким боком?
    1. 0
      17 августа 2020 10:31
      Эх, ехать далеко. В Монино бы... ((
  24. +3
    17 августа 2020 10:09
    Высокая скорость и незаметность для радаров позволяет ему приближаться к авианосцам на близкое расстояние для ракетной атаки.

    Угу... объект размером с ракетный катер, летящий на дозвуковой скорости, крайне незаметен для "Хокая". smile
  25. Комментарий был удален.
  26. 0
    17 августа 2020 13:00
    Цитата: Рядовой-К
    А почему уникальное инженерное сооружение построенное в Ниж. Новгороде установят в Дербенте, который к этому никаким боком?

    Потому, что все экранопланы ("Орленки" и "Лунь") базировались на Каспии. И больше нигде, кпроме как на Каспии не испытывались и не применялись. До этого он был на заводе "Дагдизель", занимая достаточно большую площадь. Так, в Дербенте хоть пользу принесет, как экспонат парка "Патриот"

    Цитата: garri-lin
    Экраноплан мог позволить себе оборонительное вооружение на уровне современного корвета. Размер позволял. Авиация просто гибче в применении. И лучше полк ту 22 чем за те же деньги Луни. Но чисто за счет красоты можно и помечтать.

    Хотелось бы узнать, куда вы собирались бы поставить ракеты класса "поверхность-воздух". Оборонительное - это две спарки 23-мм пушек. Больше в него ничего не влезло бы.
  27. 0
    17 августа 2020 15:05
    Цитата: Alexey RA
    Угу... объект размером с ракетный катер,

    Скорее с малый ракетный корабль. Те же наши ракетные катера 205 проекта "Москит" ("Оса" по НАТОвски) вдвое короче. Это скорее как наши "Буяны-М" по длине
  28. +1
    17 августа 2020 18:11
    Цитата: Д-р Франкенштуцер
    Эх, ехать далеко. В Монино бы... ((

    Увы, до Монино его не доставить никаким образом
  29. 0
    17 августа 2020 18:12
    Цитата: тлауикол
    Ну поставьте на танк еще три лишних двигателя и поговорим о ресурсе маршевого уже в 120км.
    Поставьте на МБР еще кучу лишних двигателей вместо топлива и уменьшив БЧ, дальность и скорость

    День добрый,я "намекаю"на живучесть технике на поле боя,экраноплан жив до выпуска ракет,дальше списан
  30. +1
    26 августа 2020 14:55
    Цитата: Али
    Гражданин! Старый"26! Не надо путать, дорогой, "пытаться ишака с ослом"!
    1. Дальность действия при патрулировании E-2D "Эдванст Хокай" - 320 км, а не 400 км, хотя при применении дозаправки, намного больше.
    2. Практический потолок - 9,4 км, а не 10 км.
    3. Дальность обнаружения экраноплана "Лунь" радаром "РЛС AN/APY-9" на фоне водной (без её учёта) поверхности составляет около 420 км, а не 560-600 км, как вы пишите, а может и того может меньше, так как данных радара нет в открытом доступе или по крайней мере, я не нашёл в источниках. США могут обнаружить экраноплан на расстоянии не более 740 км, а не 1000 км, как вы пишите.
    4. Новые противокорабельные ракеты Оникс-М имеют максимальную дальность стрельбы уже 800 км.
    5. Учитывая вышеизложенное. Противокорабельные ракеты Оникс-М долетят до авианосца приблизительно за 18 минут, а не 1 час, как вы пишите.
    Вы очень сильно ошибаетесь.

    1. Не стоит цепляться к десяткам километров. Все же если и есть ошибка, то на десятки, а не сотни километров. Вы сами пишите, что радиус действия при дозаправке будет намного больше. И 320 км это при патрулировании в зоне в течение 3-4 часов.
    2. Да, вы правы, потолок 9,4 км, а не 10 км, но это уменьшит дальность ненамного. Согласен, мой ляп 560-600 км, но в принципе если судить о всех возможностях E-3D то с увеличением радиуса и уменьшении дальности обнаружения все равно цифра будет близка к 1000 км, а не к 720. Тем более цифра 720 км - не понятно, то ли это дальность обнаружения именно экраноплана от точки "стояния" "Хокая". то ли дальность общая. Что сама по себе мала.
    3. Новая "Оникс-М", как вы ее называете, пока что еще не принята на вооружение и было заявлено только о разработке этой ракеты. Так что дальность в 800 км давайте оставим на будещее. Сейчас эта дальность в ПКР-варианте примерно 600 км.
    4. А исходя их этого, ни о каких 18 минутах речи быть не может. Те 400 км из 1000 км дальности обнаружения экраноплан должен пройти на своей скорости, то есть на скорости максимум в 550 км/час (а скорее на меньшей). То есть грубо говоря большую часть из этого часа будет двигаться экраноплан, и только минуты (десятки) - сам "Оникс".

    Так что я не очень сильно ошибся в расчетах.
    1. +1
      28 августа 2020 12:16
      Владимир, "Али" - это троль известный как "И-диот Вася", котрого постоянно банят, но он заводит новые аккаунты. Вступать с ним в диалог контрпродуктивно.