Приоткрывая занавес тайны: стелс-вертолеты на службе США

63

На пути к малозаметности


Стелс-технология твердо заявила о себе, если говорить о малозаметных самолетах. Де-факто любой современный истребитель или бомбардировщик (если, конечно, он действительно является современным) должен обладать ею. Исключение составляют разве что стратегические бомбардировщики, но и это вынужденная мера в преддверии появления таких машин, как B-21, или российского самолета, созданного в рамках программы ПАК ДА.

А как насчет малозаметных вертолетов? Эксперименты в этом направлении США начали намного раньше, чем можно было предположить. Первые работы над стелс-версией Black Hawk, вероятно, стартовали еще в 70-е. Некоторые элементы малозаметности нашли свое воплощение на экспериментальном вертолете Sikorsky S-75, совершившем первый полет в 1984-м и построенном в количестве двух единиц.



Приоткрывая занавес тайны: стелс-вертолеты на службе США

В конструкции двухместной машины широко применили композитные материалы, призванные, кроме прочего, уменьшить ее вес: масса пустого вертолета составляла около 2900 килограммов. Несмотря на многие инновационные решения, в ходе испытания вертолет показал несоответствие критериям Пентагона. Проект закрыли.

Настоящее рождение стелс-вертолетам должна была дать знаменитая программа RAH-66 Comanche, направленная на создание разведывательно-ударного вертолета будущего. Программа, как мы знаем, окончилась ничем и стоила к моменту закрытия больше шести миллиардов долларов.


Полученный опыт, впрочем, американцы смогли применить на практике. В пользу этого говорят обломки стелс-версии Sikorsky UH-60 Black Hawk, использованной при ликвидации «террориста номер один» (Усамы бен Ладена) в мае 2011 года. Один из ее итогов — фактическое рассекречивание малозаметного Black Hawk, принимавшего участие в операции. Хвостовая часть машины, используемой Командованием специальных операций США, осталась цела после крушения и оказалась рядом со стеной убежища.


Серийные номера, которые нашли на месте происшествия, оказались совместимы с MH-60, построенным в 2009-м. Машина получила стелс-формы балки и зализ. Ее также оборудовали стреловидными стабилизаторами и «колпаком» над хвостовым винтом. В целом, по мнению экспертов, успех операции в очередной раз подтвердил эффективность технологии стелс. С другой стороны, сложно судить, были ли бы выбранные технические решения эффективны, имей противник современные радиолокационные средства.

Долгая дорога


То, что появление малозаметного Black Hawk, — явление не «спонтанное», в очередной раз подтвердило издание The Drive в своем материале This Is The First Photo Ever Of A Stealthy Black Hawk Helicopter. На представленном фото, вероятно, фигурирует один из прообразов (прототипов?) вертолета, который использовали в 2011 году. По сведениям издания, вертолет, предположительно, сфотографировали в 1990-е на территории дислокации 128-й бригады армейской авиации США в Форт-Эустис, что в штате Вирджиния. Эта бригада — часть обеспечения авиации Сухопутных сил США. Вместе с ней дислоцируется управление авиационных технологий армии США (Aviation Technology Office). Последнее, вероятно, и ведет работы над малозаметной версией Black Hawk.

Фотография не датирована, и у нас нет непосредственной информации о каких-либо программах, с которыми мог быть связан вертолет. Эксперты полагают, что в качестве базы для машины, вероятно, использовали вертолет радиотехнической разведки и РЭБ Sikorsky EH-60, имеющий комплекс целевого оборудования серии Quick Fix, элементы которого мы можем видеть на представленной машине.

Не совсем понятно, является ли вертолет версией EH-60A или же EH-60L. Обе эти модификации получили системы Quick Fix, включающие в себя две самостоятельные станции: радиоперехвата и пеленгования AN/ALQ-151 и радиоэлектронного подавления AN/TLQ-27. Оборудование комплекса размещено в грузовой кабине вертолета, а его антенны смонтировали на хвостовой балке и под фюзеляжем. EH-60A был оснащен системой AN/ALQ-151 (V) 2 Quick Fix II, а EH-60L получил более функциональный комплекс AN/ALQ-151 (V) 3 Advanced Quick Fix.


Из фото также можно сделать вывод, что стелс-вертолет получил как минимум два датчика предупреждения о приближении ракет: по одному с каждой стороны носа под дверями основной кабины. Они могут быть частью системы предупреждения о приближении ракет AN/ALQ-156A, установленной на EH-60A и EH-60L. Также вертолет имеет два небольших крыла, оборудованных по одной точке крепления.

Родство с машиной, использованной при ликвидации Усамы бен Ладена, условное. Так, например, сильно отличается строение рулевого винта. Очевидно, на ранней версии машины разработчики не уделили такого большого внимания его заметности. Однако в целом вертолет имеет все признаки технологии стелс. Помимо общей «стелсовидной» формы фюзеляжа, обращает на себя внимание оригинальная конструкция воздухозаборников, призванная скрыть элементы двигателя, традиционно повышающие радиолокационную заметность летательного аппарата. Измененная носовая часть имеет некоторое визуальное сходство с комплектом, который Bell разработал для OH-58X Kiowa в 1980-х годах.


Наиболее интересным видится тезис The Drive о том, что после 2011 года США не остановили работы в этом направлении (что логично с учетом успеха операции) и новые малозаметные версии Black Hawk могут иметь еще более широкие возможности.

Между тем…


Сложно сказать, будут ли в будущем другие военные вертолеты США малозаметными. Если говорить об известных перспективных машинах, то наиболее ярко (по крайней мере, на первый взгляд) такие признаки проявляются у Bell 360 Invictus, разрабатываемого в рамках программы FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft) и призванного сменить упомянутый выше Kiowa.

Однако здесь имеют место несколько важных моментов. Во-первых, Invictus — не единственный претендент на победу в конкурсе. Помимо него, в FARA остался Sikorsky Raider X. Последний создан на основе уже летавшего S-97. Bell 360 Invictus, напомним, существует лишь в виде макета.


Во-вторых (и это еще более важно) новый вертолет от Bell не будет стелсом в привычном смысле этого слова. Его оригинальная внешность, роднящая машину с RAH-66 Comanche, — следствие компромиссов между высокими летно-техническими качествами, экономичностью и огневой мощью. Снижение радиолокационной заметности — опциональная цель для создателей Invictus.

Если говорить о других странах, таких, как Россия и Китай, то на сегодня не существует прямых свидетельств (либо нам они неизвестны) активных работ над машинами, похожими на малозаметную версию Black Hawk или RAH-66. Фигурировавший ранее в Сети концепт ударного вертолета Ка-58 — скорее всего, не более чем творчество производителя авиамоделей. Иногда всплывает информация о «китайском ударном вертолете будущего», однако конкретные выводы делать пока что рано в силу недостатка данных.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    17 августа 2020 18:13
    Позитивно. Янки сильно двигают вперёд определённые темы!
    1. -3
      18 августа 2020 00:25
      Цитата: rocket757
      Позитивно. Янки сильно двигают вперёд определённые темы!

      Особенно в вопросе рекламы. Мой отец частенько говаривал-хороший продукт в рекламе не нуждается. И приводил наглядный пример. Вы когда-нибудь видели рекламу Ролс-Ройса скажем в 90-е?Или рекламу Ламборджини? А скажем рекламу товаров от Тифани? Нет! А почему?Да потому что эти товары качественные и в рекламе тупо не нуждаются.Само качество этих товаров сделало им рекламу,а не сотня другая тупых рекламных менеджеров на ТВ.
      1. +5
        18 августа 2020 02:06
        И Роллс-Ройс рекламируют вовсю, и Ламборгини. Может не на российском ТВ, но тем не менее.





      2. 0
        18 августа 2020 06:28
        Реклама есть и будет, это теперь неизбежное "зло".
      3. 0
        7 ноября 2020 00:15
        > Вы когда-нибудь видели рекламу Ролс-Ройса скажем в 90-е?

        Рекламу премиальной марки авто на нищем рынке со средней зп на уровне нескольких сотен баксов, на котором у РР в девяностые не было ни сети дистрибуции, ни лицензионной поддержки. Удивительно.
    2. MMX
      +1
      19 августа 2020 17:13
      Цитата: rocket757
      Позитивно. Янки сильно двигают вперёд определённые темы!


      В авиации они всегда (за некоторыми исключениями) были номер один.
  2. +9
    17 августа 2020 18:26
    Некоторые элементы малозаметности нашли свое воплощение на экспериментальном вертолете Sikorsky S-75, совершившем первый полет в 1984-м и построенном в количестве двух единиц.
    Никаких элементов малозаметности программа Advanced Composite Airframe Program (ACAP) не предусматривала. Задача была проверить возможность постройки фюзеляжа вертолета полностью из композитов. Кроме Sikorsky S-75 в программе участвовал Bell D292.
  3. +5
    17 августа 2020 18:30
    Пока не будет изобретен стелсовый несущий винт, все прыжки и ужимки с уменьшением радиолокационной заметности остальных частей вертолета будут являться распилом бюджета. Сейчас ЭПР вертолета определяется исключительно площадью ометания несущего винта (с учетом угла зрения радара) плюс характерные пульсации радиолокационной отметки с частотой вращения лопастей винта.

    Другое дело снижение заметности вертолета в инфракрасном спектре (с помощью выдува выхлопных газов ГТД вдоль задней кромки лопастей несущего винта) и в акустическом диапазоне (с помощью активных резонаторов в газовом тракте ГТД, работающих в противофазе). Но именно над подобными решениями никто в вертолетостроении не работает - пилить бюджет в виде разработки косметических накладок на фюзеляж/рулевой винт куда прибыльнее.
    1. -4
      17 августа 2020 22:06
      Другое дело снижение заметности вертолета в инфракрасном спектре
      Почитай про RAH-66 Команч,у него ИК-заметность в 4 раза меньше чем у AH-64 Апач,а также и акустическая заметность.Вообще американцы молодцы,всегда первопроходцы в сложных системах.Ни в СССР,и уж тем более в России не занимались полноценно Стелс,надеюсь Су-57 исключение.
      1. 0
        17 августа 2020 22:20
        Мой израильский друг "на ты" по переписке - опытный RAH-66 был отправлен в утиль самим заказчиком (Армией США) как проваливший тесты на радиолокационную заметность несущего винта. ИК-заметность действительно была снижена за счет выброса выхлопных газов ГТД через щели в хвостовой балке (с подсосом воздуха).

        На фоне подавляющего превосходства СССР/РФ в наиболее инновационном ракетно-ядерном оружии достижения США в области самолетостроения выглядят бледно laughing
        1. 0
          17 августа 2020 22:23
          Но сейчас выглядят бледно ВС России,особенно флот,тёзка.
          1. -5
            17 августа 2020 22:35
            ВС РФ очень даже ничего выглядят на фоне подавляющего преимущества наших СЯС, тем более с учетом перевооружения на суборбитальную МБР "Сармат" и не имеющий аналогов НПА "Посейдон". Плюс аэробаллистический "Кинжал", гиперзвуковой "Циркон", космический (в смысле целей) "Пересвет" и готовый к постановке на вооружение БРСД "Рубеж" (как только американцы разработают, поставят на вооружение и развернут свои БРСД).

            НПА "Посейдон" - это и есть новый облик ВМФ РФ.
            1. -7
              17 августа 2020 23:20
              Продолжай верить в мультики и сказки,а также другому вранью ГШ России.
              1. +9
                18 августа 2020 00:19
                Цитата: merkava-2bet
                Продолжай верить в мультики и сказки,а также другому вранью ГШ России.

                Ну вы же поверили в ЭПР 0,000000000001м2 Ф-22 и Ф-35. fellow Причем даже не потрудившись проверить эти данные,за долго до того,как первый Ф-35 появился в ваших ВВС.
                Так кто там в мультики больше то верит?
                1. -7
                  18 августа 2020 00:28
                  Мы не покупаем ширпотреб,и ваша зависть понятна,у вас нет аналога.
                  И вы не перегнули палку с нулями,усреднённое ЭПР истребителя F-22 около 0,2-0,3 м^2,что очень хорошо для столь большого аппарата.
                  1. +1
                    18 августа 2020 00:34
                    Цитата: merkava-2bet
                    Мы не покупаем ширпотреб,и ваша зависть понятна,у вас не аналога.

                    А Ф-35 -это по вашему что? fellow Как вы классифицируете данное изделие среди семейства боевых машин,мне интересно?
                    Цитата: merkava-2bet
                    усреднённое ЭПР истребителя F-22 около 0,2-0,3 м^2,что очень хорошо для столь большого аппарата.

                    Откуда у вас данные цифры? Начальник из Вашингтона шепнул или мультиков американских насмотрелись?
                    На счет зависти...вас пожалеть надо ,а не завидовать.Отсекут вас от Голландских высот и вы на своей шкуре испытаете ,что такое нехватка воды. Вот тогда и поговорим о том,кто кому завидует.
                    1. 0
                      18 августа 2020 00:45
                      А что разве Голландия в составе Израиля?
                      А причём здесь вода,когда речь о авиации?
                      В Израиле почти 50% воды добывают из моря,и с каждым годом эта цифра растёт,кстати и вам мы продаём системы и технологии очистки воды,так что мимо ваша злоба пролетела по поводу Голанских высот.
                      По поводу данных по ЭПР,а что у вас данные по Су-57 в открытом доступе,тут и ежу понятно,совсекретная информация ,или вы не в курсе.
                      1. +1
                        18 августа 2020 01:22
                        Цитата: merkava-2bet
                        технологии очистки воды,так что мимо ваша злоба пролетела по поводу Голанских высот.

                        Серьезно мимо? А может вы тут хрень пытаетесь втюхать ,рассказывая,что с водой у вас все хорошо?
                        Да еще и минусит собеседника,умник.
                        Цитата: merkava-2bet
                        тут и ежу понятно,совсекретная информация ,или вы не в курсе.

                        Если секретная,че сидите мне тут рассказываете про супер-пупер ЭПР пепелацев ваших хозяев? Что вы,евреи или матрассы такого прорывного в стэлс-технологии создали,чтоб сидеть тут и рассказывать,что эти самолеты невидимее чем китайские или наши?
                        На мои вопросы так и не ответил...причем не на один.Зато сидит тут пузыри пускает.
                      2. -2
                        18 августа 2020 01:30
                        Во первых,причём здесь вода,или больше нечего сказать,«умник».
                        Во вторых,у США уже четвёртое поколение системы Стелс,к тому же проверено в боевых действиях,у России ноль поколений и пытаются родить Су-57.
                        Сам сопли пускаешь от злобы,как малое дитя.
                        И ты мне вопросы не задавал,а только шипишь на отдалённые темы.Подойди более конструктивно,тёзка.
                      3. -4
                        18 августа 2020 01:37
                        Да еще и минусит собеседника,умник.
                        Этот собеседник летает в облаках и верит в разные фантазии,и кстати именно он и минусует меня от злобы,у него нет фактов и аргументов.И кстати,а кто мне запрещает минусовать бред и глупость?Вы что ль?
                  2. 0
                    7 октября 2020 00:00
                    В какой проекции и в каком диапазоне частот? Что-то не строят штаты самолеты разведчики из F-22 или F-35. Пусть подлетят к границам России и исследуют свою ЭПР на малозаметность))) Да хоть к базе Хмеймим. После подключения РФ к войне в Сирии, F-22 есть на фото в прицеле Су-35, но нет ни одного фото Су-35 в прицеле F-22
              2. 0
                18 августа 2020 11:03
                Цитата: merkava-2bet
                Продолжай верить в мультики и сказки,а также другому вранью ГШ России.

                Ну вот американские военные уже не только поверили в "мультики", но и вовсю "выражают озабоченность" (тм) и даже так возбудились, что возобновили/форсировали/начали-с-нуля ответные программы вооружений. А вот недавно настолько струхнули, что так и вовсе ПОПРОСИЛИ РФ провести совместные консультации по поводу российских космических спутников-перехватчиков-инспекторов "матрёшек 3 в 1". Видимо, "мультики" на мониторах насавских радаров чё-то совсем обидное показывают.
            2. +1
              18 августа 2020 00:10
              очень круто! Но это точно про вертолеты?..
              1. -4
                18 августа 2020 00:36
                Вот и я не пойму,начали за здравие а теперь за упокой.Когда нечего предъявить или просто пообщаться,переходят на другие темы или национальность,увы и ах,уж много диванных экспертов и верящих на слово чиновников малохольных уря-патриотов.
          2. +2
            18 августа 2020 00:17
            Цитата: merkava-2bet
            Но сейчас выглядят бледно ВС России,особенно флот,тёзка.

            Вы упускаете один момент-Россия континентальная держава и ей приоритетнее сухопутные ВС. Гляньте на историю и обратите внимание с кем чаще всего последние лет 200 мы воевали.Флот безусловно важен,но...это удовольствие не из дешевых.И пока,судя по тому чего мы строим,можно говорить об укреплении прибрежной зоны.
            Что до кораблей надводных океанской зоны(дальней),то думаю и до них дело дойдет ибо,если не мы почешемся,нас супостат поторопит.
          3. +2
            18 августа 2020 13:57
            С Израилем сравните и побледнейте. tongue
            А также номенклатуру собственно выпускаемой военной продукции. И по количеству (наименованиям) её сравните. И побледнейте дважды. tongue tongue
  4. +2
    17 августа 2020 18:48
    Для вертолета, особенно применяемого ССО, кроме радиолокационной заметности, демаскирующими признаками являются шум винта и двигателя.
    Поэтому в конструкции первого "стелс-вертолета", который американцы создали в 1972 году для секретной операции по установке аппаратуры прослушивания телефонных разговоров на правительственные телефонные линии Северного Вьетнама, кроме радиопоглощающих покрытий были установлены специальные малошумные винты и глушители. В результате уже на ста ярдах шум полета вертолета был не слышен.
    Модификация получила название Hughes 500P "The Quiet One". Было изготовлено две машины.
    1. +3
      17 августа 2020 19:10
      Не 100 ярдов, а 250 метров: на этой дистанции Penetrator шумел как огромный пылесос с уровнем звукового давления 71 децибел - в основном за счет глушителя на выхлопе ГТД (с соответствующим падением мощности)


      https://strangernn.livejournal.com/2104475.html
      1. +1
        17 августа 2020 19:29
        Не 100 ярдов, а 250 метров
        Не 250 метров, а 200 ярдов. На этой дистанции звук уже не ассоциировался с полетом вертолета.
        https://archive.is/lc89.
        1. +1
          17 августа 2020 19:37
          Даже на 250 метрах "пылесос" мощностью 300 кВт будет прекрасно слышен: жонглирование фразой "не будет ассоциироваться с вертолетом" является чисто рекламным трюком разработчика - а что, в джунглях Вьетнама такие "пылесосы" встречаются на каждом углу (типа полянку пропылесосить)? laughing
          1. -1
            17 августа 2020 19:40
            Какой "рекламный трюк" - у секретной программы?
            1. +1
              17 августа 2020 19:47
              Причем тут секретность - речь идет об очевидности дистанции шума 300-кВт "пылесоса" да еще и с акутикой, нехарактерной для джунглей (гораздо более 250 метров).
              1. -2
                17 августа 2020 19:58
                Оператор - с Вами весело, но малопродуктивно. "Жонглирование фразой "не будет ассоциироваться с вертолетом" является чисто рекламным трюком разработчика" - Ваша фраза?
                Возникает вопрос - как можно рекламировать засекреченную программу?
                Хотя Вы всегда все знаете лучше всех и глубже всех, потому, наверняка знаете и на этот вопрос ответ.
                1. -2
                  17 августа 2020 21:55
                  А я, стало быть, дал вам интернет-ссылку на секретный документ ВВС США?

                  Вы конкретно лажанулись со 100 ярдами и даже не извинились - корона давит, вестимо.

                  Что до боли напоминает двух братов-акробатов: "румына" Климова и окраинца Тимохина, претендующих на истину в последней инстанции (с серьезным видом поучающих Верховного главнокомандующего, МО, ГШ ВС и командование ВМФ), а на деле запутавшихся в трех соснах - мелких подробностях военно-морских вооружений.

                  Акробаты переобуваются в прыжке - например, сегодня превознося корветы, которые несколько месяцев назад хаяли, требуя подать им сей момент фрегаты. Потому ждемс от них очередную статью, требующую немедленно поставить на вооружение НПА "Посейдон" в количестве не менее 1000 штук laughing
                  1. +1
                    17 августа 2020 22:21
                    Складывается впечатление, что Вы "братам-акробатам" завидуете.
                    1. -1
                      17 августа 2020 22:25
                      В чем завидую - в том, что я неоднократно утверждал о приоритете корветов над фрегатами в пику братам-акробатам? laughing
                      1. +1
                        17 августа 2020 22:40
                        В чем завидую
                        Вам виднее.
                  2. 0
                    17 августа 2020 22:44
                    А когда это они корветы хаяли? Что то не припомню такого....
                    1. -1
                      17 августа 2020 23:01
                      Я десятки раз во многих темах в комментах называл единственный тип наибольшего универсального корабля для современного флота РФ - корвет, за что в ответ получал поучающие комменты от братов-акробатов типа лучше зверя чем фрегат быть не может.

                      Причем я приводил количественные оценки подобного корвета, совпадающие, о чудо, с превозносимым сегодня акробатами корветом проекта 20380 - две тысячи тонн водоизмещения, полностью стальной корпус, дизельная ГСУ. Другое дело - состав вооружения корвета, в котором командир минно-торпедной БЧ АПЛ и журналист мелко плавают, поскольку не способны сформулировать задачи корветов, в связи с чем хотят навешать на них все виды морских вооружений (вплоть до БРПЛ в натуре laughing ).

                      P.S. Извиняюсь. что приходится говорить об акробатике "румына" и окраинца в данной теме - в их теме меня явно забанит администрация ВО.
                      1. +1
                        17 августа 2020 23:10
                        Насколько я понимаю претензии могли быть к «универсального корабля»?
                        Корвет, конечно, как и другие корабли, универсальный, но в определенных рамках.
                        А к 22380 у них и в последней статье были претензии.
                      2. -2
                        18 августа 2020 00:31
                        Тем не менее я продолжаю настаивать на универсальности 2-тысячетонных корветов и ненужности фрегатов, БПК и т.д. - исходя из современного уровня противоракетного, противосамолетного, противолодочного и противоторпедного вооружения.

                        Например, современная многофункциональная АФАР с четырьмя неподвижными полотнами вполне в состоянии заменить все без исключения корабельные радары и средства РЭБ, в том числе для наведения зенитных ракет ближнего радиуса действия с пассивными РГСН (путем подсветки) и дальнего радиуса действия с активными РГСН (путем радиокомандного наведения лучом радара на среднем участке и самонаведения на терминальном участке).

                        Тоже самое относится к торпедному вооружению, которое должно включать два типа торпед - малокалиберные противоторпеды с ракетным двигателем и калиберные противолодочные торпеды с ПАДом. Все они получают целеуказание от единого гидроакустического комплекса с подкилевой антенной гидролокатором и буксируемой антенной шумопеленгатора.

                        Зенитные ракеты, противоторпеды и противолодочные торпеды располагаются в шахтных пусковых установках - по одной зенитной ракете дальнего радиуса действия и одной противолодочной торпеде, а также по восемь зенитных ракет малого радиуса действия и восемь противоторпед.

                        Вместо вертолета с опускаемым гидролокатором - малый БПЛА с квантовым магнитометром.

                        Унификация локационной техники и пусковых устройств позволит разместить достаточное количество ШПУ в корпусе корвета. Тогда зачем платить больше за фрегат?
                      3. 0
                        18 августа 2020 06:28
                        За мореходность и обитаемость, например.
                        За дальность, автономность, скорость экономического хода, запас вооружения, запас топлива для вертолета, его полноценное обслуживание, обеспечивающее возможность его реального применения.
                        Все то, что в БМЗ будет избыточным и пустой тратой денег.
                        А целом границы фрегатов и корветов размыты стали.
                        Формидебл- большой корвет 3200 полных тонн , 265 млн долларов штука, или маленький фрегат?
                      4. +1
                        18 августа 2020 08:15
                        Современный подход к проектированию плавсредств обеспечивает достаточную мореходность/обитаемость для корабля 2-килотонного возмещения, но дело в другом - ограничении по качке для применения ракетно-торпедного оружия (волнение моря порядка 6-7 баллов).

                        Особенно это относится к противолодочным вертолетам, малые БПЛА с катапультным стартом и "сачковым" приземлением свободны от ограничений по бальности.

                        Практически все корабли вплоть до 10-килотонных имеют подобные ограничения и здесь требуется комплексное решение - переход на подводный флот (многочисленный малотоннажный) и установка ПУ зенитных ракет малой дальности и противоторпед непосредственно на десантные корабли и суда снабжения большего водоизмещения с целью их самообороны.

                        Надводные корабли не более корветов нужны лишь для патрулирования в ближней и дальней морской зонах, да и то лишь в районах без ледового покрова, что является особо актуальным именно для ВМФ России и требует перехода на 1-ктн АПЛ с ГСУ от "Посейдона".

                        P.S. В дальнюю морскую зону корабли ходят в составе ордера, где имеются танкеры и суда снабжения, обеспечивающие нужную дальность и автономность плавания.
                      5. -1
                        18 августа 2020 14:19
                        Логичней будет при таком подходе, как вы описали, два корпуса. Корвет в 2кт. И фрегат в 3,5-5 кт. Начинка идентичная. Разници только количество боезапаса. Ну и на корвете либо нет вертолета либо есть маааааленький. Типа Ка 226. А на фрегате есть. А сказанно у вас четко. Без жеваний.
                      6. +1
                        18 августа 2020 16:07
                        Вертолет не нужен - взлет/посадка ограничена 4 баллами, запас авиационного керосина на 2-3 полета, поиск подлодок вертолетом за пределами дальности подкилевого гидролокатора корабля не имеет смысла по причине ограниченности хода 533-мм торпед и дальности полета протилодочных ракето-торпед "Калибр".

                        Восьмизарядное пусковое устройство УСКС имеет массу 14 тонн и габариты 9х2х4 метра, т.е. на 2-ктн корвете размером 100х10х10 метра можно установить четыре таких УСКС с 32 ячейками для ракет и торпед - вполне достаточное количество для корабельного ПВО и ПЛО.
                      7. 0
                        18 августа 2020 17:14
                        Цитата: Оператор
                        Вертолет не нужен - взлет/посадка ограничена 4 баллами, запас авиационного керосина на 2-3 полета, поиск подлодок вертолетом за пределами дальности подкилевого гидролокатора корабля не имеет смысла по причине ограниченности хода 533-мм торпед и дальности полета протилодочных ракето-торпед "Калибр".

                        Восьмизарядное пусковое устройство УСКС имеет массу 14 тонн и габариты 9х2х4 метра, т.е. на 2-ктн корвете размером 100х10х10 метра можно установить четыре таких УСКС с 32 ячейками для ракет и торпед - вполне достаточное количество для корабельного ПВО и ПЛО.



                        А кроме физических метрических размеров, что вам известно о проектировании кораблей, ну например насколько нужно увеличить водоизмещение и балласт, для размещения 4 полотен АФАР с дальностью в 300км на высоте 30 метров...

                        Для размещения ГАС типа Полином, весом по 780 тонн - сколько водоизмещения должен прибавить корабль-носитель?

                        И так во всем...
                      8. 0
                        18 августа 2020 18:33
                        Вы РЛС с АФАР F-35 видали? Четыре единицы на 2-кт корабле можете себе представить?
                      9. 0
                        18 августа 2020 18:05
                        Вертушка не ПЛО а вобще. Это и разведка и десант высадить и поиск и спасательные операции в мирное и военное время. Тут главное чтоб верушка правильная была. Ту же досмотррвую команду при волнении легче с вертолета высадить чем на катере.
                      10. 0
                        18 августа 2020 18:40
                        При волнении высадить вертолетный десант легче - взлететь вертолету труднее.

                        Самое лучшее десантирование - выстрел из 100-мм орудия впереди по курсу досматриваемого судна, после чего оно само поплывет в нужное тихое место, где можно будет высадить десант с катера.

                        Опять же: два-три вертолетных десанта и вертолет превращается в балласт из-за израсходования запаса авиационного керосина. Плюс огромный внутренний объем корвета, который занимает ангар вертолета.
                      11. 0
                        18 августа 2020 19:14
                        На волнении 4 бала катер спустить почти нереально. А вертушка вполне работоспособна. Досмотр одно а спасение терпяших бедствие это другое. И там 100 мм не справишся. Ка 27 имеет заправку 4 тонны. Их хватает на 1000 км. 20 тонн топлива плюс 6500 вес вертушки. 5 тысяч километров за 27 тонн груза. Ангар внутренний обем не занимает он занимает площадь палубы. А крыша ангара эквивалеетна занимаемай площади. Можно распалагать много чего. Например ПУ обманок, ловушек и подобное. ВПП много места занимает, с этим согласен. Но под ней могут быть кубрики, МО и много чего ещё. Компоновкой играть можно. У вертолета есть ещё одно применение. В конфликтах малой интенсивности со слабым противником они могут служить для разведки и целеуказания. Для фрегата ка 27 приемлем по размерам. С правильной начинкой. Для корвета нужен вертолет меньшего размера.
                      12. 0
                        18 августа 2020 20:47
                        Спасение терпящих бедствие на море - дело Береговой охраны (с помощью сторожевиков и вертолетов берегового базирования) и собственно терпящих бедствие (с помощью штатных спасательных средств).

                        Для уменьшения водоизмещения, парусности и высоты метацентра корвета надо всемерно минимизировать габариты буксируемых аппаратов, спуско-подъемных устройств БУГАС и катеров, стартово-посадочных устройств БПЛА и состава вооружения (ограничившись УСКС, 100-мм артустановкой и автономым искателем мин), а также избавляться от пассивных средств противовоздушной и противолодочной обороны типа ложных целей, постановщиков аэрозольных завес и т.д. - зенитные ракеты малого радиуса действия типа "Гвоздей" и малокалиберные противоторпеды - наше всё.
                      13. 0
                        18 августа 2020 21:13
                        В спасении в военное время Береговая охрана сильно не поучавствует. А необходимость в этом будет.
                        Всемерное уменьшение всех физических параметров корабля конечно приветствуется но меру тоже знать надо.
                        А вот от помех зачем избавлятся? Места и веса они почти не занимают. Кстати крыша ангара отличное место для Гвоздей.
                      14. -1
                        18 августа 2020 21:40
                        В военное время не только Береговой охране, но и корветам будет чем заняться (отличным от спасения терпящих бедствие).

                        "Гвозди" (как и противоторпеды со стартовыми твердоторливными ускорителями) можно располагать в несколько ярусов в стандартных ячейках УСКС - до нескольких десятков штук в одной ячейке, что является отличным решением от перегрузки ПВО/ПТО корвета количеством одновременно атакующих боеприпасов.

                        Помехи для современных ГСН ракет и торпед - мертвому припарка, а вот "гвозди" и противоторпеды в ближней зоне обороны корвета - убийственное средство для атакующих боеприпасов.
                      15. +1
                        18 августа 2020 23:39
                        Спорить не буду. Тем более флудим. А само ваше описание это готовая концепция. Лаконичная.
                      16. 0
                        19 августа 2020 13:07
                        Я тут маялся проблемой выбора: что почитать в разделе "Вооружение", " Авиацию",или "Флот"? Выбрал " Авиацию"...А оно вона как вышло!...))))
  5. -1
    17 августа 2020 19:52
    на первом фото-прикольная телега-футуристическая
  6. +2
    17 августа 2020 21:02
    Интересно конечно. Для общего развития. Но, честно говоря...
    Не совсем уверен в необходимости заморачиваться со "стелсами" в плане подобной техники. Точнее сказать- совсем не уверен.
    Могу ошибаться. Я всё-таки не авиатор.
    1. +3
      17 августа 2020 23:36
      Точнее сказать- совсем не уверен.


      Я тоже. Живучесть - главное. Остальные прибамбасы только не в ущерб броне и живучести. По вертолёту не пуляют С-300, его не обстреливают истребители с больших дистанций. Главный его противник - в боевых порядках пехоты. И дырки они ему наделают с дистанций от 12 км и ближе.В том, что наделают можно не сомневаться. Главное - вернуться домой, хоть и в дырках. ИК -незаметность нужна , но к радиолокационной никаким боком.
      1. +1
        18 августа 2020 00:28
        Цитата: dauria
        Точнее сказать- совсем не уверен.


        Я тоже. Живучесть - главное. Остальные прибамбасы только не в ущерб броне и живучести. По вертолёту не пуляют С-300, его не обстреливают истребители с больших дистанций. Главный его противник - в боевых порядках пехоты. И дырки они ему наделают с дистанций от 12 км и ближе.В том, что наделают можно не сомневаться. Главное - вернуться домой, хоть и в дырках. ИК -незаметность нужна , но к радиолокационной никаким боком.

        Дырки "заштопают", главное: ЭКИПАЖ! Живы и здоровы, значит завтра в бой! А дырки к этому времени заштопают!
      2. 0
        18 августа 2020 14:25
        Малозаметность для радиолокаторов штука в целом хорошая. Тот же радар отС 300 увидит вертушку из далека и просто предупредит откуда и куда она летит. Чтоб кому нужно зарание приготовились. Другое дело в том что реализовать эту малозаметность почти невозможно. Особенно для боевого. Если небольшой БПЛА вертолетной схемы ещё можно постаратся спрятать то транспорт и ударник без вариантов.
  7. 0
    18 августа 2020 11:00
    Надо было еще Ка-58 вспомнить.
  8. 0
    19 сентября 2020 13:42
    Цитата: НЕКСУС
    Вы когда-нибудь видели рекламу Ролс-Ройса скажем в 90-е?

    Видел , только не в журнале Огонек.