Структура композитного материала F-35 не обеспечивает ему защиты от молнии

39

В США обсуждается подготовка к учениям Нацгвардии в штате Висконсин. Внимание привлекла к себе фотография с военной базы Volk Field, появившаяся на официальных страницах Национальной гвардии США.

На фотографии можно увидеть развёрнутые три громоотвода над самолётами. Американский обозреватель Джозеф Тревитик пишет о том, что получается некоторое игра слов: истребители пятого поколения F-35A, которые называют «Молниями» (Lightning II) спасают от возможных ударов молний. И всё это происходит во время подготовки к маневрам, которые Нацгвардия США назвала «Северной молнией».



В США отмечают, что истребители пятого поколения являются уязвимыми от попадания молний при нахождении на аэродромах базирования.



В частности, технический персонал военных баз опасается детонации топлива в баках и всей топливной системе F-35. Если самолёт не будет защищён от природного электрического разряда высокой мощности, то удар способен привести к пожару или даже взрыву в связи с тем, что в топливной системе истребителя мог накопиться кислород.

Как оказалось, структура композитного материала F-35 в отличие от самолёта с традиционной металлической обшивкой не обеспечивает ему пассивной защиты от молнии.

Джозеф Тревитик пишет о том, что существуют и дополнительные риски. Например, речь идёт о том, что молния способна привести к повреждению компонентов системы ALIS. Это автономная логистическая информационная система, существующий вариант которой в ВВС США поэтапно выводят из эксплуатации из-за множества претензий со стороны лётчиков и техников.

Дополнительно отмечено, что опасность молнии для F-35 увеличивается из-за проблем с бортовой системой OBIGGS, предназначенной для закачки воздуха, обогащённого азотом в топливную систему. Эта система призвана предотвратить опасность накопления других, опасных газов. Проблема в том, что у системы OBIGGS раньше обозначенных производителем сроков обнаруживаются повреждения трубок соединения с топливным баком. Электрический разряд вследствие этого может вызвать воспламенение топлива истребителя. Техникам приходится чаще осуществлять продувку системы, включая топливные баки, азотом.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 августа 2020 06:50
    И что скажут тогарищи по этому поводу, которые взахлёб расхваливают эту железяку? laughing Пи.Си. Если начнут тогарищи сравнивать с нашими самолётами, пусть сразу удосужутся показать громоотводы возле нашей техники. ( хранилища ГСМ не в счёт)
  2. -4
    18 августа 2020 06:51
    Гадание на кофейной гуще, в данном случае по фотографии.
  3. +14
    18 августа 2020 06:54
    В общем, потенциальному диверсанту надо просто потереть шерстяной тряпочкой эту эбонитовую вундерваффе wink
  4. +4
    18 августа 2020 06:55
    Однако композит - диэлектрик.
    Если неудачно выполнены уравнители потенциалов, то будет разлетаться композит.
    Полагаю и у СУ-57 и у МС-21 возможна такая проблема.
    1. 0
      18 августа 2020 08:54
      При ионизации поверхности истечения воздухом или жидкостями эл.магнитный потенциал формирует магнитные процессы независимо от того как мы называем материал . Не магнитных материалов не существует . Существуют различные методы формирования эл.магнитных процессов в них. Иначе стоит говорить об уровне использования нового качества энергетических процессов.
      1. +1
        18 августа 2020 08:55
        Цитата: gridasov
        Не магнитных материалов не существует

        Правда?
        1. 0
          18 августа 2020 09:01
          Как минимум можно любой линейный отрезок с одной стороны нагреть ,а с другой охладить . И получить разность потенциалов. Но существует очень простой метод формирования эд.магнитных процессов в абсолютно любых материалах .В данном случае я говорю об твердом агрегатном состоянии материала с относительно устойчивой структурой. В жидкостях это происходит через изменения потенциальной энергии состояния молекул.
          1. 0
            18 августа 2020 09:08
            Вызывает интерес
            и такой еще разрез.
            Как у вас там ходють бабы,
            в панталонах, али без?

            Так всё-таки что сильнее подвержено разрушительному влиянию статического электричества металл или композит?
            1. 0
              18 августа 2020 09:12
              Структура композитного материала рассыпется при высоких аэродинамических нагрузках . Металлические детали рвуться в участках наивысшиго спин магнитного плтока
              1. 0
                18 августа 2020 09:15
                Цитата: gridasov
                Структура композитного материала рассыпется при высоких аэродинамических нагрузках

                А мужики-то и не знали!
                Бобинг, вон как "черным крылом" 787-го гордится!
                Наши на МС-21 расстарались.
                Или
                при высоких аэродинамических нагрузках
                недостаточно высокие?
                1. -3
                  18 августа 2020 09:20
                  Мы говорим на разных языках. Я подразумевают полёт на гиперскорости , а главное высокие ускорения и маневрирование . Вы говорите про так наз статические нагрузки и дозвуковые скорости. Будьте здоровы ! всего доброго!
                  1. 0
                    18 августа 2020 09:23
                    Цитата: gridasov
                    Вы говорите про так наз статические нагрузки

                    Вообще-то речь в статье о статическом ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ!
                    Структура композитного материала F-35 не обеспечивает ему защиты от молнии
                    Однако заголовок статьи!
                    1. 0
                      18 августа 2020 18:41
                      Виктор, про черное крыло МС-21 написано в "Аргументах Недели" №31 (725) 12-18 августа 2020г.. Статья "Гости из будущего". Не все так хорошо с ним. hi
    2. +3
      18 августа 2020 09:46
      Кстати серийный Су-57 уже идёт со стелс покрытием, гладенький стал.

  5. 0
    18 августа 2020 06:56
    истребители пятого поколения F-35A, которые называют «Молниями» (Lightning II) спасают от возможных ударов молний. И всё это происходит во время подготовки к маневрам, которые Нацгвардия США назвала «Северной молнией».
    Не случайно упоминание молний столько раз. Как бы чего не вышло. От судьбы не скроешься даже за громоотводом.
  6. -2
    18 августа 2020 07:23
    На земле разрушающий эффект от молнии, возможно, сильнее проявляется в силу того что разность потенциалов с землёй максимальная.
    Особенно на электронику.
    Думаю, у других самолётов эта проблема тоже присутствует.
    Поэтому думаю, что это или обычная перестраховка или какие- то работы намечались- заправка, например, или ещё что то.
    Как вариант- по какой то причине они там стояли до этого и их просто не убрали или просто постоянно стоят.
    Не очень то верится в то что в статье написали.
    Композиты все больше применяются в авиации, включая гражданскую, и проблем не наблюдается.
    1. +2
      18 августа 2020 07:45
      Композиты все больше применяются в авиации, включая гражданскую, и проблем не наблюдается.

      при чем тут композиты? и без них в самолете полно металлических элементов. Как вы приводы механизации сделаете из композита? Все под обшивку не спрячешь. А раз есть металл, значит может быть место пробоя. Вопрос к защите от перегрузки
      1. -1
        18 августа 2020 08:27
        А вы статью читали?
        В статье речь о том, что вроде бы композитные элементы хуже проводят ток, чем металл, и якобы поэтому поставили молниеотводы.
        Металла на самолёте полно, начиная с двигателя и прочего.
        Молниезащита на самолётах развитая, и защита отдельных блоков и узлов от перенапряжения есть в обязательном порядке, но это только один из элементов.
        Там ещё летчик сидит вообще то, его тоже нужно защищать.
        1. +1
          18 августа 2020 09:33
          А вы статью читали?

          читать мало. Нужно еще и осмысливать))
          Металла на самолёте полно, начиная с двигателя и прочего.

          двигатель находится внутри планера, как и большинство силовых элементов - шпангоуты и лонжероны. Если они прикрыты композитными панелями, то не грозит им разряд. Другое дело металичесие детали типа антенн, приводов, технлогических люков и тп. Но еще один момент - стелс-покрытие сделано на основе наноферритового состава. А он сам по себе проводник.
          1. 0
            18 августа 2020 11:09
            Это вам к автору статьи, я ни с чем таким и не спорил.
    2. +2
      18 августа 2020 09:41

      Вот такие "мобильные" штуки они прикупают за 20 000$. И везде таскают с собой при перебазировании.
      1. +1
        18 августа 2020 11:00
        Когда в войсках появятся Су-57, где тоже много композитов, и ВКС
        придется прикупить такие мачты. Жалко, если самолет под 100 млн $
        сгорит от молнии на аэродроме. И ангары, кстати, тоже придется строить.
        Как Су-27 под снегом, Су-57 не оставить...
  7. +3
    18 августа 2020 07:25
    Да ладно, введут ещё некоторые ограничения в инструкции по эксплуатации .... хотя прикольно, молнию может грохнуть молния на учениях под название той же молнии! Каламбур.
  8. +1
    18 августа 2020 07:28
    Ну, про топливо и топливную систему понятно. А почему не пишут про электронику? Или она на F-35 такая неубиваемая. что ей не страшен самый мощный разряд молнии? recourse
    1. 0
      18 августа 2020 08:31
      Привет Вячеслав soldier
      Электроника грохнется, есть шанс у пилота успеть катапультироваться! Полыхнёт\взорвётся горючее, пилот даже чирикнуть не успеет, не то что успеть слинять ... плохой вариант, очень плохой.
  9. 0
    18 августа 2020 07:42
    Структура Ф-35 ему по сей день не обеспечивает даже принятие на вооружение, статус - "ограничено боеспособен", госпириемка завалена. Пилите, Шура, пилите)))
  10. +2
    18 августа 2020 08:50
    Опасность удара молнии в военный самолёт на стоянке, в большей степени теоретическая. Так что возлагать большие надежды, на то, что F-35 поразит "гром небесный" не стОит.
    Нет, постебаться, конечно же можно, чо?
    Но не будем забывать, что количество плохих, дорогих, не раз на ВО осмеяных Фу уже перевалило за 550 бортов. Они уже на вооружении семи, если я не ошибаюсь, армий мира, по слухам, обкатаны в боевых условиях. В отличии от хороших, дешёвых, не раз прославленных на ВО самолётов Су, количество прототипов и экспериментальных бортов которых, ещё не достигло и дюжины, или достигло? Что-то я уже запутался в публикациях об установочных партиях, серийных выпусках, госзаказах и пр. hi
    1. -2
      18 августа 2020 09:18
      550 - значит лесопилка работает замечательно! Лохи обуваются конвеерным способом. А молния как раз не на стоянке
      28 мая 2020 г. - Молния ударила в самолет, заходивший на посадку в Красноярске. Об этом 27 мая сообщило «РИА Новости»

      13 февр. 2020 г. - В Великобритании молния ударила в летящий пассажирский самолет ирландской авиакомпании Aer Lingus.
      ...и так далее...
      По статистике, ежегодно в каждый самолет попадает по несколько ударов молний — во время, когда он преодолевает грозовой фронт во время взлета или посадки.
      Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82
      1. +1
        18 августа 2020 16:05
        "550 - значит лесопилка работает замечательно!"///
        ----
        Неплохо работает. К концу года будет 600.
        Лесопилка должна допилить
        количество жирных нелетающих пингвинов до 2600-3000 штук.
        И тогда - конец Америке!
        Хотя, наверняка, их еще раньше уничтожат молнии.
        1. -3
          18 августа 2020 16:15
          Цитата: voyaka uh
          Лесопилка должна допилить
          количество жирных нелетающих пингвинов до 2600-3000 штук.

          Не. У израильских лохов деньги кончатся раньше, а поляки живут в кредит, а им пособия урезали...
          Про израильского истребителя на Ф-35 есть такой анекдот...
          - Всем лошится, это ограбление!
          - Может, "ложиться"?
          - Нет, лошится! Я пистолет дома забыл...
          Как пушка-то, работает? А-а-а, "пистолет дома забыл"?
          1. -1
            19 августа 2020 03:53
            У израильских лохов деньги кончатся раньше

            У японцев не закончатся - их бюджет 1,5 трлн $. А главное они все ещё есть у самих США, ведь бОльшую часть самолетов производят для себя.
            И да, нам такие темпы производства (Су-35, скажем) недоступны...
            1. 0
              19 августа 2020 04:43
              за бюджет - верю
  11. 0
    18 августа 2020 09:14
    Это все поклеп недоброжелателей на F-35 . Не может детище американцев бояться молнии.Это антенна для связи с космосом ,небесными силами подпитывается !! При таком ценнике ,сами инопланетяне их оберегают
    laughing lol wink
  12. +1
    18 августа 2020 10:56
    Все современные самолеты строят из композитов.
    Алюминия становится все меньше и меньше.
    Поэтому громоотводы не лишне ставить над любым самолетом
    в районах, где часты грозы.
  13. -1
    18 августа 2020 12:04
    И эти люди запрещают нам (ковыряться в носу) пользоваться мобильниками
  14. 0
    18 августа 2020 16:08
    Автор! Падежи!!! Кого-чего: топливной системЫ... "...являются уязвимыми" (!) К попаданиЮ, но никак не ОТ!
  15. -1
    18 августа 2020 20:13
    Где Вояка ? Он завсегда за Ф-35 ратует...
  16. 0
    18 августа 2020 21:24
    Хороший самолет, устранять недоделки можно и потом, главное надо побольше выпустить, вот до 2600 догонят количество и всех победят. Даже турки и поляки мечтают о таких самолётах, украинцы и те рассматривают варианты закупки толи ф35х, толи каких-то кукурузников, а они не дураки, денежку считать любят. Вот как закупят все себе ф35, как поставят их в ряд и начнут с американцев денежку за гостевание и харчевание грести, а как же без этого, бордели, выпивка, и всякие прочие потреблятства. Не всё же только Японии да Германии быть странами развитого капитализма. О чём это я, а да: А ну, зайца кому, зайца?! Выбегайца!
    1. -1
      19 августа 2020 04:52
      Выбегайаа - турерки - тут - не лягут. своих заберут