Структура композитного материала F-35 не обеспечивает ему защиты от молнии
В США обсуждается подготовка к учениям Нацгвардии в штате Висконсин. Внимание привлекла к себе фотография с военной базы Volk Field, появившаяся на официальных страницах Национальной гвардии США.
На фотографии можно увидеть развёрнутые три громоотвода над самолётами. Американский обозреватель Джозеф Тревитик пишет о том, что получается некоторое игра слов: истребители пятого поколения F-35A, которые называют «Молниями» (Lightning II) спасают от возможных ударов молний. И всё это происходит во время подготовки к маневрам, которые Нацгвардия США назвала «Северной молнией».
В США отмечают, что истребители пятого поколения являются уязвимыми от попадания молний при нахождении на аэродромах базирования.
В частности, технический персонал военных баз опасается детонации топлива в баках и всей топливной системе F-35. Если самолёт не будет защищён от природного электрического разряда высокой мощности, то удар способен привести к пожару или даже взрыву в связи с тем, что в топливной системе истребителя мог накопиться кислород.
Как оказалось, структура композитного материала F-35 в отличие от самолёта с традиционной металлической обшивкой не обеспечивает ему пассивной защиты от молнии.
Джозеф Тревитик пишет о том, что существуют и дополнительные риски. Например, речь идёт о том, что молния способна привести к повреждению компонентов системы ALIS. Это автономная логистическая информационная система, существующий вариант которой в ВВС США поэтапно выводят из эксплуатации из-за множества претензий со стороны лётчиков и техников.
Дополнительно отмечено, что опасность молнии для F-35 увеличивается из-за проблем с бортовой системой OBIGGS, предназначенной для закачки воздуха, обогащённого азотом в топливную систему. Эта система призвана предотвратить опасность накопления других, опасных газов. Проблема в том, что у системы OBIGGS раньше обозначенных производителем сроков обнаруживаются повреждения трубок соединения с топливным баком. Электрический разряд вследствие этого может вызвать воспламенение топлива истребителя. Техникам приходится чаще осуществлять продувку системы, включая топливные баки, азотом.
Информация