Концепт-проект неатомной подлодки П-750Б «Сервал»

54
Концепт-проект неатомной подлодки П-750Б «Сервал»

Возможный облик "Сервала"

В последние годы Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» занимается проработкой направления малых подводных лодок прибрежного действия. Заказчикам предлагается несколько проектов такого рода, и самым новым из них является П-750Б «Сервал». В этом проекте реализуются новые технические решения и принципы.

Картинки с выставки


Концепт-проект неатомной подлодки П-750Б, являющийся развитием более раннего П-750, впервые представили на отечественных военно-технических выставках 2019 г. Их посетителям показывали макет перспективной подлодки и материалы технического и рекламного характера. На будущем форуме «Армия-2020» СПМБМ «Малахит» планирует представить новый детализированный макет субмарины, лучше показывающий особенности проекта.



В рамках выставок организация-разработчик огласила основные особенности будущего «Сервала» и его примерные характеристики. Было объявлено, что новая лодка получит воздухонезависимую энергоустановку (ВНЭУ). С ее помощью предлагается в разы повысить продолжительность нахождения под водой. Также предлагается модульная архитектура вооружений, расширяющая круг решаемых задач.

Несколько дней назад еженедельник «Звезда» опубликовал интервью с гендиректором «Малахита» Владимиром Дорофеевым, темой которого стал новый проект неатомной субмарины П-750Б. Руководитель проектной организации уточнил некоторые известные сведения, а также раскрыл новые подробности и планы.

Перспективные решения


Концепт «Сервал» предлагает строительство подлодки длиной 65,5 м и шириной 7 м с водоизмещением ок. 1450 т. Использована полуторакорпусная конструкция; легкий корпус образует всю носовую оконечность корабля. Стальной прочный корпус должен обеспечить погружение на глубину 300 м. Корпус разделяется на отсеки разного назначения. В частности, кормовые объемы полностью отдаются под энергоустановку оригинальной архитектуры.


Выставочный макет

Энергоустановка включает два газотурбинных двигателя мощностью по 400 кВт, связанных с генераторами, а также одновальную систему с гребным электродвигателем мощностью 2500 кВт. При движении на поверхности ГТД получают воздух из атмосферы, а отработанные газы выбрасываются наружу. В подводном положении двигатели переходят на замкнутый цикл.

Для работы под водой ГТД используют кислород, хранящийся на борту лодки в жидком виде в теплоизолированных емкостях. Ранее сообщалось, что выхлопные газы двигателя так же сжижаются и не выходят за пределы подлодки. В недавнем интервью гендиректор «Малахита» указал на возможность получения кислорода из газовой смеси с последующей его подачей в двигатель.

Используя только аккумуляторы, подлодка П-750Б сможет оставаться под водой трое суток. Применение ВНЭУ предлагаемого типа позволяет увеличить этот срок до 30 сут. Кроме того, обеспечиваются высокие скоростные и маневренные характеристики. Полная подводная скорость достигнет 18 узлов. Непрерывная дальность на ВНЭУ – 1200 миль. Общая дальность – 4300 миль.

Проект «Сервал» предлагает модульную архитектуру вооружений и полезной нагрузки. Необходимые агрегаты располагаются в носовой части лодки, под легким корпусом. Там могут размещаться 533-мм торпедные аппараты, средства самообороны, безэкипажная техника различного назначения и т.д. Допускается возможность замены подобной полезной нагрузки непосредственно при подготовке к выходу в море.

Наличие нескольких торпедных аппаратов позволяет применять весь спектр отечественного минно-торпедного вооружения. Также возможна интеграция ракетного комплекса «Калибр» в исполнении для подлодок. Таким образом, «Сервал» сможет работать по различным надводным и береговым целям, в т.ч. на большом удалении.


Лодка в разрезе

Интересной особенностью П-750Б является наличие шлюзовой камеры, тоже размещенной в носовой части. С ее помощью подлодка сможет высаживать и принимать до шести боевых пловцов одновременно. При этом обитаемые отсеки позволят брать на борт и доставлять к месту решения задач до 16 человек.

На лодке «Сервал» должны использоваться современные общекорабельные системы, средства управления и т.д. За счет высокой автоматизации процессов возможно сокращение экипажа до 18-20 человек. Соответственно, сокращаются объемы для их размещения, что позволяет оптимизировать конструкцию подлодки в целом. Предусматривается снижение требований к пунктам базирования. Развертывание П-750Б и обеспечение их службы возможно на существующих базах флота.

Лодка прибрежного действия


Малые подлодки проекта П-750Б, как и предыдущие разработки СПМБМ «Малахит», предназначаются для выполнения самых разных задач в прибрежной зоне. Они способны выполнять патрулирование и осуществлять борьбу с надводными или подводными кораблями противника с целью защиты морских границ. Возможны постановка морских мин, ведение разведки, а также обеспечение работы диверсионно-разведывательных групп.

Небольшие размеры и водоизмещение позволят «Сервалу» перемещаться и вести боевые действия на мелководье и в узкостях. Это значительно увеличивает возможные районы работы и дает серьезные преимущества перед более крупными подлодками. Низкая требовательность к пунктам базирования упростит переброску и развертывание в новых районах.

ВНЭУ новой конструкции делает подлодку тише кораблей с другими энергоустановками. Кроме того, предлагаемая система безопаснее – в ее контурах отсутствует водород, что резко снижает риски. Планируется обеспечить увеличенный ресурс агрегатов, за счет чего уменьшится стоимость эксплуатации.

В ожидании заказа


В недавнем интервью гендиректор «Малахита» рассказал о существовании действующего макетного образца ВНЭУ для «Сервала». Это изделие работает на стенде, проходят эксперименты и исследования. Как скоро его доведут до полноценного работоспособного образца – не уточняется.


Сам проект подлодки П-750Б пока существует только на уровне концепции и общих решений. Дальнейшая судьба этой разработки зависит от потенциального заказчика в лице министерства обороны. В связи с этим сроки появления готового проекта и вступления подлодки в строй остаются неизвестными.

Военное ведомство пока никак не комментировало проект «Сервал» – хотя по его заказу уже реализуется альтернативный проект неатомной подлодки с ВНЭУ от ЦКБ МТ «Рубин». Возможно, новая концепция и макетная ВНЭУ от СПМБМ «Малахит» тоже заинтересуют военных, что позволит двум проектам перейти на новую стадию.

Со временем «Сервал» или другие малые подлодки от «Малахита» способны привлечь внимание зарубежных стран. Повышенные тактико-технические характеристики, связанные с ВНЭУ, могут стать важным конкурентным преимуществом в контексте экспортных контрактов.

Подводные перспективы


Предлагаемый концепт неатомной подлодки П-750Б представляет большой интерес, как минимум, с технической точки зрения. Этот проект предлагает целый ряд важных и многообещающих решений разного рода, способных положительно повлиять на развитие флота. Подлодки типа «Сервала» могут стать важнейшей составляющей отечественного ВМФ в отдаленном будущем.

Следует признать, что далеко не все интересные и перспективные проекты доходят до практической реализации. Судьба П-750Б еще не определена, а главный заказчик пока воздерживается от заявлений на эту тему. Перспективный концепт от СПМБМ «Малахит» может не получить развития и не дойти до строительства и службы.

Однако и в этом случае бюро сможет провести научно-исследовательские работы по воздухонезависимым энергоустановкам и другим компонентам малых неатомных лодок. Благодаря этому в распоряжении наших кораблестроителей окажутся новые технологии, пригодные для использования в реальных проектах будущего. Дойдет ли «Сервал» до строительства или все ограничится только технологиями – покажет время.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 августа 2020 05:10
    Было объявлено, что новая лодка получит воздухонезависимую энергоустановку (ВНЭУ). С ее помощью предлагается в разы повысить продолжительность нахождения под водой.
    свежо предание,да верится с трудом..столько уже копий сломано,а воз и ныне там.
    1. -3
      20 августа 2020 06:56
      Используя только аккумуляторы, подлодка П-750Б сможет оставаться под водой трое суток. Применение ВНЭУ предлагаемого типа позволяет увеличить этот срок до 30 сут.

      О каких АКБ идёт речь ?
      О "традиционных" свинцово-кислотных,или каких-то иных,более прогрессивных и энергоэффективных ?
      1. +6
        20 августа 2020 09:35
        В недавнем интервью гендиректор «Малахита» рассказал о существовании действующего макетного образца ВНЭУ для «Сервала». Это изделие работает на стенде, проходят эксперименты и исследования. Как скоро его доведут до полноценного работоспособного образца – не уточняется.

        Гм... только одному мне, почему-то, тут вспоминается "батутный чел" с его макетами, с чем-то, там "на стендах"...прожектами освоения чего-то, там далекого.... в отдаленной перспективе.... winked
        1. +5
          20 августа 2020 13:44
          С Вами согласен....опять слова да и помимо самой ВНЭУ которая не доведена который год до ума большой вопрос по самим дизелям.
          1. 0
            20 августа 2020 20:22
            тут вообще вопрос в необходимости подобном варианте ДЭПЛ, особенно для РФ и наших закрытых морей, в одних местах нужна более маленькая минимальная осадка вплоть до 3-4м(ЧФ\БФ), а для этого ПЛ нужно увеличить по длине\ширине, во вторых местах нужна большая автономность особенно в подводном режиме(СФ\ТОФ), а для этого нужна ЯСУ, в третьих нужна большая ремонтопригодность и независимость от баз снабжения(СМ), а для этого нужна другая конструкция ПЛ.
    2. 0
      21 августа 2020 14:19
      Сжигается и не уходит за пределы лодки это как?
      1. -1
        3 ноября 2020 23:09
        Сжижаются, а не сжигаются )
  2. +8
    20 августа 2020 05:19
    Французы атомные подводные лодки строили, схожих габаритов. Лодки типа " Рюби". По многим показателям данные намного выше.
    1. +12
      20 августа 2020 08:28
      Ну тогда надо поступить как американцы и выписать дизелюхи из состава флота. Делать только атомоходы. Однако и тут есть проблемы. Например избыточность атомохода в ряде ситуаций. Значительно большие расходы на строительство и обслуживание. Тем более в условиях России даже имеющиеся атомоходы починить нет возможности. Дизелюхи же чинятся значительно проще и на обычных ССЗ или ремонтных предприятиях.

      ВНЭУ это разумный компромисс между плюсами дизелюхи (размер, лучших возможностей скрываться, особенно в небольших акваториях со сложным рельефом дна, стоимость, универсальность) и атомохода (автономность). Как и любой компромисс не идеален. Однако если глянуть на рыночек - то сейчас уже 6 стран предлагают на экспорт лодки с ВНЭУ и продают их.

      Аккумуляторы нового поколения, сверхвысокой емкости являются непроверенной альтернативой. За это ухватились страны, которые являются мировыми лидерами по выпуску таких аккумуляторов и имеют действительно передовые технологии. Лезть туда с продукцией Лиотеха - это в разы опаснее, чем возить жидкий кислород. Ибо последний при правильной эксплуатации если бахнет, то как правило уже после первичного взрыва, разворотившего лодку. Продукция Лиотеха не отличается качеством даже в мирной сфере применения (их ИПБ которые пихают обязательно в госучереждения на уровне дешевых китайских ИПБ с алика по бросовой цене). На лодке это постоянные самовозгорания.
      1. 0
        7 ноября 2020 21:18
        В пользу аккумуляторов:
        Их можно перезаряжать в походе. Жидкий кислород в море не добыть.
        Чтобы получить кислород на базе - это надо неслабое спец производство. т.е. лодку не обслужить в любом порту.
        Теоретически блоки аккумуляторов можно разместить вне прочного корпуса: в сменных модулях.
  3. +5
    20 августа 2020 05:28
    Статья хорошая, ёмкая... recourse
    Подлодки типа «Сервала» могут стать важнейшей составляющей отечественного ВМФ в отдаленном будущем.

    А могут и не стать...Как «Хаски»...А в далёком будущем никто не узнает был ли такой проект вообще...
    Когда-то Герберт Уэллс назвал Ленина «кремлёвским мечтателем». Здесь ситуация гораздо «мечтательнее»
  4. +4
    20 августа 2020 05:33
    Так у них только макет , или рабочий стендовый образец энергоустановки ?
    Если образец рабочий и выдаёт заявленную мощность в замкнутом цикле , то почему не попробовать ?
    1. +4
      20 августа 2020 08:21
      Макетный образец. До рабочего там миллиарды рублей и годы работы.
  5. -3
    20 августа 2020 05:40
    Дорогу осилит идущий!
  6. 0
    20 августа 2020 06:15
    Иметь на борту резервуары с сжиженным кислородом? Нет уж, увольте...
    1. +5
      20 августа 2020 06:59
      У пакистанцев есть ВНЭУ системы MESMA (на трёх лодках типа Agosta 90B французской постройки). Она тоже предполагает баки с жидким кислородом на борту. Вроде не жалуются. Но кроме них больше никто такие ВНЭУ не купил.

      Разница в том, что MESMA - это по сути котлотурбинная энергоустановка, а та, которую предлагают в "Малахите" - газотурбинная. Вся "воздухонезавистимость" обоих вариантов заключается как раз в этом баке с жидким кислородом, который используется вместо атмосферного воздуха. Прямое, простое, дешёвое и сердитое решение. Но не факт, что правильное. Коммерческий неуспех ВНЭУ MESMA - тому подтверждение.

      Впрочем, с учётом того, как обстоят сейчас в России дела с ВНЭУ, запросто может отказаться, что даже это лучше, чем ничего.
      1. -5
        20 августа 2020 07:14
        Цитата: Pushkowed
        с учётом того, как обстоят сейчас в России дела с ВНЭУ, запросто может отказаться, что даже это лучше, чем ничего.

        Самый лучший Российский вариант ВНЭУ - по типу космического реактора Топаз. Ну а у нас все как обычно.
        1. +2
          20 августа 2020 07:58
          Для фанатов ядерных батареек есть сразу ряд минусов:
          1) Отвод тепла. Если в океан, то это еще один способ обнаружить лодку. Оно реально сильно греется.
          2) Мощность. Она невелика. Меньше ВНЭУ. Ну или надо кочегарить большую батарейку (больше активных материалов в лодке, больше отвод телпа, больше стоиомсть).
          3) Цена. Самое вкусное. Она огромна. Даже на уране. Плутониевые батарейки вообще стоят космических денег (сотни миллионов $ на сотни ватт выработки), то есть в цену лодки фактически).
          3а) Необходимость частой замены. Если брать дешевый урановый - то там надо каждые 6-8 месяцев менять (сильно падает выработка в последние несколько месяцев, для лодки это уже балласт становится). Если дорогую плутониевую - то там можно менять на средних ремонтах. Но опять же, чтобы нагнать хоть минимальную мощность, я боюсь предположить сколько плутония надо впихнуть и по цене Ясень будет дешевле, причем возможно даже в разы.
          1. -1
            20 августа 2020 09:25
            Для РИТЕГ-ов минусы верны. Но если изотопный елемент применить как источник тепла для двигателя Стирлинга, то некоторые недостаки, возможно, нивелируются.
            1. 0
              20 августа 2020 12:28
              Как?!!! Куда Вы тепло отводить будите? Это до сих пор проблемма на всех АПЛ
              1. +1
                20 августа 2020 13:33
                Тепло так или иначе придется отводить. У ДВГ часть уходит с выхлопом, часть через систему охлаждения. В замкнутом цикле нагрузка на охлаждающие контуры уже будет немалой и вполне возможно, сопоставимой с АПЛ. В случае с турбиной проблемы тоже намечаются серьезные. Даже на електрическом ходу надо отводить порядка 50-80 кВт тепла (електромотор в 2000 кВт с КПД 95-97%).
                По-моему изотопные топлинные источники не смогут составить конкуренцию с реактором. Выходная можность не та. Но, выделение тепла относительно равномерно и постоянно, так что система охлаждения будет попроще и, возможно, ее можно сделать пассивной. Плюс, в связки с Стирлингом сам двигател будет отнимать тепло у елемента.
                Также, ПМСМ, изотопные источники со Стирлингом логичнее применять не как двигатель основного хода, а только для дозарядки батареи. Т.е. как воздухонезависимый генератор, работающий при постоянных и оптимальных условий (обороты, нагрузка). Мощность максимум в 20% от полной мощности електромотора, точнее равна мощности "тихого хода" в 3-5 узлов (т.е. основной двигатель в 2000кВт, а генератор в 200-400 кВт). В таких условий охлаждение изотопных елементов и генератора(ов) в целом не должно стать непреодолимой проблемой.
          2. -4
            20 августа 2020 10:29
            Цитата: donavi49
            Плутониевые батарейки вообще стоят космических денег (сотни миллионов $ на сотни ватт выработки),

            Можете подтвердить?

            Цитата: donavi49
            Меньше ВНЭУ.

            Достаточно обеспечить повседневные нужды и малый ход.
    2. 0
      20 августа 2020 09:24
      Цитата: Вождь краснокожих
      Иметь на борту резервуары с сжиженным кислородом? Нет уж, увольте...


      Это уже проходили более 100 лет назад. ПЛ Почтовый. Так же резервуары но со сжатым воздухом
      1. +10
        20 августа 2020 10:21
        Цитата: Кирилл Г...
        Это уже проходили более 100 лет назад. ПЛ Почтовый. Так же резервуары но со сжатым воздухом

        Последний подход к снаряду был в 50-х годах прошлого века - "зажигалки" пр. А615.
        1. +7
          20 августа 2020 12:36
          Если по порядку:
          1. "Почтовый". Бензиновые двигатели внутреннего сгорания. В баллонах - сжатый воздух. Выхлоп - за борт, в воду.
          2. А615. Дизельные двигатели внутреннего сгорания. В баке - жидкий кислород. Выхлоп - в баки с химическим поглотителем.
          3. MESMA. Паровая турбина (т.е. двигатель внешнего сгорания). В баке - жидкий кислород. Выхлоп - за борт, в воду.
          4. П-750Б. Газовая турбина. По идее это тоже разновидность двигателя внутреннего сгорания. Да, поговаривают, что теоретически могут быть версии ГТД с внешним сгоранием (и циркуляцией рабочего газа по внутреннему циклу), но в статье прямо указано, что на поверхности она работает от атмосферного воздуха и делает выхлоп в атмосферу. А значит, подключение "замкнутого цикла" обеспечивается тупо подачей кислорода из бака вместо воздуха из атмосферы. Никакого внешнего сгорания быть тут не может - слишком разные конструкции у таких газовых турбин.

          Теперь самое интересное.
          Видимо, хранение окислителя на борту в отдельном баке (хоть сжатый воздух, хоть жидкий кислород, хоть что-то ещё...) имеет смысл лишь при использовании в качестве ГЭУ именно двигателя внешнего сгорания (паровая турбина, Стирлинг и т.п...). Почему так? Потому что двигатель внутреннего сгорания (бензиновый, дизельный, ГТД...) не может обеспечить полной герметичности камер сгорания и их 100% изоляции от отсеков ПЛ.

          Причина - сама природа двигателей внутреннего сгорания. В них камера сгорания и механически движущиеся части непосредственно друг с другом контактируют. Раз есть движущиеся части - значит есть и зазоры между ними и неподвижными частями. Через эти зазоры выхлопные газы будут медленно, но верно травиться в отсеки ПЛ.

          На "Почтовом" с обитаемостью и так было неважно, но у него была невысокая подводная автономность, так что проблема с газами была не слишком актуальной. А вот на А615 - дело было очень плохо. Вплоть до того, что в машинных отсеках можно было находиться только в ИДА.

          В то же время MESMA и Стирлинги на иностранных флотах работают без особых нареканий.

          Вывод отсюда такой: ВНЭУ на основе двигателей внутреннего сгорания (хоть и замкнутого цикла) - это тупиковый путь. Нужен или двигатель внешнего сгорания, или ЭХГ. А проект силовой установки П-750Б - мертворождённый.
          1. -4
            20 августа 2020 14:19
            Пока в двигателях что-нибудь сгорает (хоть дизель, хоть уран, который просто "окисляется" иначе) - нужен кислород или его заменитель и отвод тепла. Словосочетание "воздухонезависимый" - чисто фикция. Для надводного воздуха, и то, только временно независим.
            Весь рост технологического уровня только в эффективности того что сжигаем. Фактически же сидим все там же в пещере у костра и подбрасываем хворост.
            1. +1
              20 августа 2020 17:58
              Ну не прямо уж так... Костер все-таки работу механическую не производит (точнее, производит, но не полезную), а так-то мы едем на паровозике и подкидываем в топку все, что тепло выделяет, а технологический уровень пытаемся наращивать изменениями параметров того, что в котле булькает.
              1. +3
                21 августа 2020 06:59
                Про паровозик это слишком мягкое сравнение. По космическим меркам мы именно что до сих пор сидим в пещере. Пока не научимся довольствоваться только возобновляемыми ресурсами человечество будет считаться вирусом, пожирающим организм на котором существует и облетать нас будут по кривой дороге через Альфа Центавра... ну, или продезинфицируют )))
  7. +3
    20 августа 2020 07:47
    Проблема всех ВНЭУ - малая мощность.
  8. -1
    20 августа 2020 08:30
    Можно паралельно строить "дойные коровы" для таких лодок, в беспилотом варианте, которые будут выходить в заданные точки под водой и передавать электроэнергию или топливо для боевых лодок.
    1. +3
      20 августа 2020 09:38
      Обычные дизельные доки имеют две системы энеро обеспечения , это дизель над водой и аккумуляторы под водой, лодки с ВНЭУ имеют три системы энерго обеспечения , две первых и третья дополнительная энергоустановка, причем последняя сложнее , дороже и опасней первых двух вместе взятых, все вместе это перебор , логично было бы обойтись только одной ВНЭУ, если отказаться от солярки как от топлива ,то тогда не надо иметь запас кислорода на борту,, не надо хранить выхлопные газы на борту ( от сжигания солярки ) в жидком виде. Для лодок с ВНЭУ необходимо использовать унитарное , единое топливо при этом не требующие применения окислителя, таким топливом могут быть термитные смеси на основе алюминия с окисью железа, оно конечно дороже солярки , но не на сколько , что бы промышленность не смогла обеспечить полтора десятка единиц ПЛ данной смесью. Термитные шашки идеально подходят для работы стирлинга, так как можно получить точечный источник тепла высокой температуры, что и требуется стирлингу для эффективной работы .
  9. +5
    20 августа 2020 09:58
    В принципе для БФ такие пл как раз подошли бы. Глубины на Балтике небольшие, много шхер и фьордов. У противника есть противолодочная авиация. Тч такие малые подлодки на мой взгляд были бы более востребованы , чем обычные.
  10. +1
    20 августа 2020 10:00
    Энергоустановка включает два газотурбинных двигателя мощностью по 400 кВт, связанных с генераторами, а также одновальную систему с гребным электродвигателем мощностью 2500 кВт.


    Дизелей не будет?
  11. +5
    20 августа 2020 10:31
    Всё таки прыжки на граблях - это национальный вид спорта для российских ПКБ.
    Запустили в начале 2010-х "Ладу" - и до сих пор больше 5 лет "опытно эксплуатируют" первые две лодки. Мягко говоря, измазались с ними в отходных продуктах конструкторской жизнедеятельности - объявили неудачными родами и детской болезнью вследствие генетических отклонений, потом после 2015-го сказали, что уже зачали "Калину" с якобы полностью исправленным генофондом, которая "вот прям за 5 лет заменит все устаревающие "Варшавянки"... но ни "Калины" ни малины... Теперь очередная жертва российской лодочно-проектной генетики - "Сервал"...
    На первый взгляд макета - водоизмещение в 2 раза меньше "Варшавянки" и в 1,5 раза меньше "Лады".
    Заметны всего 4 ТА "главного калибра", чуть выше них еще 2 непонятно чего и 6 ТА по бокам для мини торпед самообороны или средств ГПД, все вне прочного корпуса, т.е. перезарядка ТА изначально не предусматривается. Получается что-то вроде очередной "Малютки" времен ВОВ, типа пальнул один раз - и на базу перезаряжаться, если, конечно, доплывёшь...
    Криоёмкости внутри ПК - это вообще что-то, наверняка для заморозки останков погибших подводников...
    Ну а уж "выхлопная труба" на самом верхнем рисунке, примыкающая к ограждению рубки - это прям вишенка на торте, просто шедевр гидродинамического конструирования...
  12. +8
    20 августа 2020 10:46
    Прочитал статью и, как будто, рекламный блок по телеку просмотрел. Всё хорошо, всё замечательно, всё лучше всех. Но почему то возникло куча вопросов. Говорят, что лодка малая. Какая она малая, если её длина меньше, чем у лодки проекта 677 всего на 1,3 м, а по ширине они одинаковые. Говорят, что П-750Б скоростная. Но её скорость сопоставима с лодками проекта 877 первых модификаций и на 3 узла меньше, чем у пр. 677. Пытаясь рассмотреть по картинкам вооружение я увидел только 4 торпедных аппарата 533 мм и 6 меньшего калибра, скорее всего 400 мм. Говоря о понижении шумности, то насколько я понял ГТД будет работать и под водой тоже. А разве ГТД менее шумна, чем электродвигатель? В общем очень много вопросов.
  13. +1
    20 августа 2020 13:13
    Жидкий кислород на борту? Наступаем на старые грабли. Вспоминаем проект А615 и его кличку - "зажигалки".
    1. +1
      21 августа 2020 04:36
      Много кто имеет жидкий кислород на борту. Пакистан эксплуатирует 3 лодки французской постройки с ВНЭУ MESMA на основе паровой турбины (по сути - старая добрая котлотурбинная установка). Топливо - этанол; окислитель - жидкий кислород. Продукты сгорания сразу удаляются за борт, выделяемую энергию передают турбине только (и исключительно!) через теплообменник.

      Даже шведы на Балтике (5 лодок со ВНЭУ сейчас в строю) хранят на борту 24 тонны жидкого кислорода! Тип двигателя - Стирлинг. Топливо - соляр, окислитель - жидкий кислород из баков. С продуктами сгорания поступают так же, как и MESMA - удаляют за борт после теплообменника.

      Аналогичные силовые установки стоят на 2 сингапурских (шведской постройки) и 10 японских лодках (последние - собственной японской постройки, но с лицензионными шведскими движками Стирлинга). Даже у китайцев что-то есть, хотя они и не раскрывают инфу насчёт типа установки.

      Итого - как минимум 20 лодок из 4 флотов ходят с баками жидкого кислорода на борту. И никто их "зажигалками" не кличет.

      Потому что MESMA и Стирлинг - это двигатели внешнего сгорания. А на А615 стояли дизеля - то есть двигатели внутреннего сгорания.

      В двигателях внешнего сгорания подвижные части не контактируют ни с топливом, ни с окислителем, ни с продуктами их реакции. Только забирают энергию через теплообменник. Значит можно герметично изолировать друг от друга "химическую" и "механическую" части. И удалять продукты сгорания за борт (или в отдельный бак с химпоглотителем).

      А в двигателе внутреннего сгорания так не получится. Там реакция протекает прямо в контакте с подвижными частями. Газы (не только выхлопные, но и непрореагировавшие пары топлива, и окислитель-кислород!) травятся через зазоры между цилиндром и поршнем - в картер двигателя. А оттуда через зазоры между коленвалом и картером - в отсеки ПЛ. Как не уводи выхлоп от выпускных клапанов - частично газы всё равно попадут в отсеки. На поверхности (или под РДП) отсеки можно проветрить, но в погружённом состоянии - придётся с газами соседствовать до всплытия. В этом и была беда А615.

      Вывод: проблема не в жидком кислороде. А в типе двигателя. Нужен именно двигатель внешнего сгорания. На П-750Б хотят поставить газотурбинный двигатель - а это двигатель внутреннего сгорания. Вот где проблема.
  14. -1
    20 августа 2020 14:34
    ТО, что необходим реальный прорыв в отечественном кораблестроении неатомных ПЛ- очевидно! Отмстаём-с...
    1. -1
      20 августа 2020 14:53
      Цитата: mik193
      Жидкий кислород на борту?

      Да это опасно, а скажем термитную шашку так просто не зажечь, если она будет упакована в специальную обертку как конфета, то может и при пожаре уцелеть, Россия выплавляет в год порядка 4 мил тонн алюминия (на третьем месте находимся) цена на алюминий на Лондонской бирже сейчас 1500 долларов тонна, у нас принимают ломм по 60 руб за кг, а цена солярки у нас на бирже 46 тыс руб за тонну , то есть 616 долларов тонна, это всего в 2.4 раза дешевле стоимости алюминия .Сосав железоалюминиевый термитной смеси : Fe2O3 = 75 %; Al = 25 % , то есть в 1 кг термитной смеси 250г алюминия на сумму 15 руб, остальное окись железа по народному ржавчина, таким образом мы видим, что затраты на топливо для стирлинга в ПЛ на термитной смеси будут на уровне обычных затрат на солярку.
  15. +1
    20 августа 2020 14:48
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Кирилл Г...
    Это уже проходили более 100 лет назад. ПЛ Почтовый. Так же резервуары но со сжатым воздухом

    Последний подход к снаряду был в 50-х годах прошлого века - "зажигалки" пр. А615.

    А "возить" запас ВВД при 400 кгс/см2 не "хо-хо"? Жидкий кислый безопаснее. Давление меньше. И влезает его в одинаковый объем гораздо больше. Проблема с теплоизоляцией решается предохранительными клапанами. Вот только судя по компоновке ёмкости с жидким кислым разместили внутри прочного корпуса. Может было бы безопаснее внутрь лёгкого размещать? И температура снаружи пониже в наших-то морях-океанах. smile
    1. +1
      20 августа 2020 17:30
      Лажа все это. Идеальный вариант- литиевые батареи в легком корпусе. Ни шумов, ни жидкого кислорода, ни теплового следа. Остальное- распил бабла или конструкторские извращения.
      1. 0
        20 августа 2020 18:32
        нужен надежный малогабаритный реактор это на сегодня наиболее перспективный путь развития средних пл
  16. -1
    20 августа 2020 18:27
    модульность,ха-ха, адмиралы мечтают о модульном наборе любовниц давно отказались от этого в том виде как хотят у нас
  17. 0
    20 августа 2020 20:25
    Использована полуторакорпусная конструкция

    Для работы под водой ГТД используют кислород, хранящийся на борту лодки в жидком виде в теплоизолированных емкостях

    Необходимые агрегаты располагаются в носовой части лодки, под легким корпусом
    Что-то как-то все это не очень радует. Хорошо-бы чтобы проектировщики еще подумали.
    1. -3
      20 августа 2020 21:07
      Главное что бы в этой подлодке все внутренние помещения оборудование кабеля и всё остальное было сделано из негорючих материалов - в таком случае на жидкий кислород плевать ничего он не сделает .
      1. +5
        21 августа 2020 00:08
        Цитата: Вадим237
        на жидкий кислород плевать
        При испарении жидкого кислорода объем его увеличивается почти в 800 раз. А испаряется он при -183 градусах Цельсия. Вывод - с хранением все непросто, в случае проблем может неиллюзорно рвануть. Вдобавок, в кислороде горит даже железо, так что с негорючими материалами могут быть проблемы.
        1. +1
          23 августа 2020 11:33
          в кислороде горит даже железо


          Если при пожаре в отсеке ПЛ будет повреждена большая ёмкость с жидким кислородом, то в этом помещении выгорит ВСЕ, включая сальники заборных систем, все переборки и оборудование. Будет практически "пустая комната". Выгорят кабельные трассы в соседние отсеки. Через эти отверстия под большим давлением будут поступать раскаленные продукты горения (по типу огнемета) и вызовут распространение пожара и приведут к гибели корабля. То же самое было на "Комсомольце". Весь запас ВВД через прогоревшую перемычку стравили в горевший отсек. Давление было около 15 кг на см. Прогорели все сальники заборных отверстий, уплотнения клапанов вентиляции, корпус потерял герметичность . Лодка потеряла остойчивость и затонула.
  18. +1
    21 августа 2020 10:40
    Объясните мне, бестолковому, как питать 2,5 тыс.квт двигатель 800 квт ( в сумме) турбиной? Взять кредиты? У электрических скатов?
  19. 0
    21 августа 2020 14:11
    ВНЭУ новой конструкции делает подлодку тише кораблей с другими энергоустановками

    Газотурбинние двигатели тише?
    1. 0
      24 августа 2020 10:06
      Цитата: agond
      затраты на топливо для стирлинга в ПЛ на термитной смеси будут на уровне обычных затрат на солярку.

      Возникает естественный вопрос, а почему в мире до сих пор ни кто не строит ПЛ на термитной смеси вместо солярки если цены алюминия и солярки сблизились ,
      причина первая -привычка к углеводородному топливу ,
      причина вторая -при сжигании солярки выделяется 10300ККл/к тепла , а у термитной смеси всего 770 ККл/кг, г то есть в 10-13 раз меньше и если в ПЛ заменить все дизтопливо вместе с дизелем и половиной аккумуляторов на термитную смесь то все равно радиус действия такой ПЛ будет в разы меньше чем у обычной , правда дальность подводного хода у такой лодки будет рекордной . кстати необязательно применять стирлинг , можно обойтись обычной паровой турбиной.
      А если вместо термитной смеси использовать реакцию горения алюминия в воде то энергетика будет на порядок выше , правда будет выделятся водород и с ним надо чего то делать , но если и его сжигать в кислороде (да без жидкого кислорода на борту ни как) то лодка с такой двигательной установкой будет океаны туда и обратно пересекать без всплытия.
  20. 0
    28 августа 2020 10:08
    Может кто то объяснить, зачем мучатся с ненадёжной, мало энерго-эффективной технологией ВНЭУ? Почему нельзя совместить атомную энергетическую установку с преимуществами, которые даёт проверенный временем дизель? Даже в малых объёмах это делали наши предки в 60-х годах. Преимущества в такой комбинации огромные. Большую часть времени можно идти на дизельном топливе, не сжигая ресурс АЭУ при заходе и выходе из порта, на учениях и обычном надводном плавании. Даже на крылатую ракету решили ставить атомный двигатель, что по мне очень расточительно.
  21. 0
    4 ноября 2020 00:10
    картинки у нас научились красивые рисовать ...да и макетики...но вот пойдёт ли дело дальше ....маниловщина по-моему soldier
  22. 0
    16 ноября 2020 21:23
    Вместо опасного кислорода и сжигаемого под водой топлива или аккумуляторов можно брать на борт много-много жидкого воздуха (хотя бы 3-5 тыс. тонн), который промышленность и так производит в большом количестве. Воздух будет восстанавливаться в теплообменниках с морской водой и вращать пневмомотор, как в гайковерте.
    Можно и проблему кондиционирования и очистки атмосферы в лодке тогда решить просто - низкотемпературной ректификацией органических примесей, углекислоты и воды и подмесом восстановленного воздуха. Диоксид углерода затвердевает из газовой фазы, не проходя через промежуточную жидкую фазу, не будет присутствовать в жидком воздухе, полученном на производстве, при давлении менее 5,1 атмосфер . Температура кипения жидкого воздуха составляет -194,35 ° C (78,80 К), на планете же бывают места где случается и - 70-80 ° C а аппаратура на других планетах работает и при более низких значениях. Поэтому лодка будет проста как тапок африканца, безопасна, но весьма и весьма крупногабаритна, не хуже известной "Акулы", так как воздуха нужно будет много: эффективность схем с хранением энергии в криосостоянии не превышает 25%, что близко к КПД ДВС а энергия жидкого воздуха 0,5 МДж/кг - итого 0,13 МДж/кг, плотность криожидкости 0,86 т/куб., т. е. вполне себе значения слабеньких аккумуляторов. Возможно, такие криосубмарины будут применяться и в гражданской сфере из за своей простоты и безопасности. Кроме того - бывают проточные аккумуляторы, ванадиевые и цериевые, топливные элементы на криожидкости-метане: всё это уже не столь безопасные энергоносители, но и с ними неядерные лодки будут напоминать танкеры с огромными емкостями для расходных жидкостей. Ну а главное, это способ начать делать принципиально новое и без оглядки на прошлое - очень простой и безопасный корабль на сжиженном воздухе скорее всего современное кризисное судостроение всё таки сможет сделать без серьёзных проблем.
  23. 0
    30 марта 2023 18:10
    Сервал, это "малютка" 21 века.