Операция «Дунай»: годовщина ввода войск Организации Варшавского договора в Чехословакию

169

20 августа 1968 года в 22 часа 15 минут войска стран Организации Варшавского договора (ОВД) получили сигнал «Влтава-666», который означал начало операции «Дунай» по установлению контроля над Чехословакией. И уже в 2 часа после полуночи на аэродроме «Рузине» в Праге высадились подразделения советской 7-й воздушно-десантной дивизии. Одновременно с этим по 18 направлениям с территорий СССР, ГДР, Венгрии и Польши в Чехословакию вошло 24 дивизии стран Варшавского Договора. Контингент насчитывал, по некоторым данным, до полумиллиона человек.

Боевая операция ОВД


Так как в операции участвовали военная техника сразу нескольких стран, было решено нанести на нее белые полосы, чтобы случайно не вступить в боевое столкновение с союзниками. Встретив военную технику, не имеющую таких знаков, ее следовало нейтрализовать. Чехословацкая армия имела приказ не вступать в конфликты с «союзниками», и этот приказ исполнялся.



Хотя действовать против местных мирных жителей армия не собиралась, жертв избежать не удалось ни среди чехословацкого населения, ни среди военных. Хотя разные источники указывают разные цифры, все они утверждают, что их число было незначительным по сравнению с масштабом происходящих событий.

Но случалось всякое. К примеру, колонне советской военной техники на горной дороге преградили путь местные жители. Впереди были женщины с детьми. Один из танков во время резкого маневра сорвался в пропасть и загорелся, в результате чего весь экипаж погиб.

Боестолкновений не было, но в Праге и других городах страны военных в некоторых случаях забрасывали камнями и «коктейлями Молотова». Считается, что наиболее жестко против нарушений порядка и попыток сопротивления действовали военнослужащие армии Германской Демократической Республики (ГДР).

Армия Варшавского договора быстро захватила ключевые объекты в столице, а через неделю на совещании в Москве чехословацкое руководство безоговорочно признало, что заблуждалось, и заверило СССР и другие социалистические страны в приверженности «истинному социализму».

Почему ввели войска?


Формальным поводом для ввода войск стало приглашение то ли главы компартии Чехословакии Александра Дубчека, то ли некой загадочной группы видных «партийных и государственных деятелей» ЧССР.

Но важно не то, просила ли Прага об оказании «интернациональной помощи или нет. Важно, что Советскому Союзу удалось остановить нежелательные процессы. «Перестройка», затеянная в стране Дубчеком, имела благие намерения. Партийный лидер хотел построить в отдельно взятой Чехословакии «социализм с человеческим лицом». Как ни странно, толчком к началу протестных акций, где наиболее активную роль играла молодежь, стала отмена в стране цензуры в феврале 1968.


Так началась «Пражская весна»


Невмешательство СССР и других стран соцлагеря в чехословацкие дела могло привести, к примеру, к расколу страны на Чехию и Словакию, так как уже начали нарастать противоречия между этими частями двуединого государства. Причём расколу отнюдь не "бархатному".

Но был вариант и похуже – дрейф Праги за пределы советской орбиты. Заметно увеличился приток в страну «туристов» из Западной Германии и Соединенных Штатов. Руководство СССР не исключало и силовое вмешательство НАТО в чехословацкие дела. И это не было пустой паранойей, так как предпосылки реализации этого сценария существовали, да и разведданные такую вероятность подтверждали. Активность проявляли западные спецслужбы, занимаясь координацией протестов и финансированием тех, кого сегодня принято называть "активистами".

Поэтому СССР имел только два варианта: допустить потерю Чехословакии и уход ее в западный лагерь или ввод войск и силовой возврат контроля над страной. Как известно, выбор был сделан в пользу второго варианта.

Спустя полвека


В России годовщина ввода войск в Чехословакию и подавления «Пражской весны» сегодня практически не вспоминается, а оценки этого события даются российским обществом самые разные: от жёсткого осуждения решения советского правительства до полного одобрения действий войск ОВД.

В Чехии 21 августа считается памятной датой, которая официально называется Днем памяти жертв вторжения и оккупации. На государственном уровне ее отмечают впервые в этом году. Когда было выдвинуто предложение об учреждении этой памятной даты, её поддержали все парламентские фракции Чехии, кроме коммунистов.
169 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 августа 2020 16:46
    Я вспоминаю один значиый разговор с отцом... Сидят трое в камере... За что сидишь? За то, говорит, что выступал за Гомулки! Ну а я сижу, что выступал против Гомулки... А третий.. Ну, говорит, я и есть Гомулка.
  2. +2
    21 августа 2020 16:48
    Как решать с майданутыми...всё просто.твёрдой рукой наводить порядок.
  3. +6
    21 августа 2020 16:53
    Удержали Чехословакию, от развала на 22 года и на это же время, от вступления в НАТО..
    1. -3
      21 августа 2020 19:11
      Как то случилось, что Чехия и Словакия разные страны. Ну вот люблю я Прагу.. Но эта не та страна это. Нацики Голимые уже гитлерюгенд попроще.
    2. +2
      21 августа 2020 19:58
      Цитата: parusnik
      Удержали Чехословакию, от развала на 22 года и на это же время, от вступления в НАТО.

      Верно вы сказали. Про ввод войск в Чехословакию я могу сказать только одно "Чтобы не делала моя страна, она всегда права, потому что это моя страна". А про чехов могу сказать "Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит".
  4. -4
    21 августа 2020 16:57
    И уже в 2 часа после полуночи на аэродроме «Рузине» в Праге высадились подразделения советской 7-й воздушно-десантной дивизии. Одновременно с этим по 18 направлениям с территорий СССР, ГДР, Венгрии и Польши в Чехословакию вошло 24 дивизии стран
    Молодцы!
    К примеру, колонне советской военной техники на горной дороге преградили путь местные жители. Впереди были женщины с детьми.
    Слышал, что в 2010 чехам за это было стыдно.
    1. +2
      21 августа 2020 17:43
      Цитата: Mavrikiy
      Слышал, что в 2010 чехам за это было стыдно.

      Не думаю, что стыдно, но тогда в сорвавшемся танке погиб брат моего однокашника.
  5. +5
    21 августа 2020 17:09
    У врагов коммунистов вот всём и всегда двойные стандарты . Вот ,они выставляют за преступление советских коммунистов что те подавили попытки государственных переворотов в Венгрии и Чехословакии ,а вот если бы была попытка коммунистов и их сторонников устроить государственные перевороты в Западной Европе ,находящейся под оккупацией США , они бы все поддержали бы жестокое подавление этих попыток .
  6. +2
    21 августа 2020 17:12
    Скрытая антирусская пропаганда. В ЧССР широко действовали коллаборационисты гитлеровской Германии, перекрасившиеся под коммунистов. В войсках СССР ещё служили офицеры и генералы, которые прошли жестокие бои в Словакии, Богемии и Моравии. Они этих "чехов" знали в разных ситуациях.
    СССР действовал правильно соответственно обстановке и своим интересам. А они тогда были, а советских войск в ЧССР не было. Операция "Дунай" была задумана, организована и проведена неплохо. Однако вести себя следовало более решительно и определённо, подавлять теракты против солдат и техники нужно было жёстче. Для этого нужны были специально подготовленные силы и средства. Но и так НАТО всё поняла и надолго затихла.
  7. +2
    21 августа 2020 17:15
    В СССР учли уроки Венгрии 1956 года. Потому операция в ЧССР была уже коллективной. Участник тех событий, к 1980-му году уже подполковник, а в 1968-м молодой лейтенант-танкист, говорил мне, что наибольшее "рвение" в подавлении протестующих проявили тогда немцы, т.е. войсковые подразделения армии ГДР. Чехи даже говорили, что так могло быть с ними в 1945-м, если бы тогда не подоспели части Красной Армии под командованием маршала Конева и не освободили Прагу. А вот с информационным обеспечением тогда всё обстояло по-другому, чем сейчас. В СССР никто толком и не знал тогда, что происходит в Чехословакии.
    Знаю одно, военной силой вряд ли можно долго удерживать в повиновении народ. Ну, не любят чехи русских. Насильно мил не будешь. Но надо было добиться, чтобы страны, подобные этой, стали нейтральными, были завязаны в экономических проектах с СССР, с другими странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). А то ведь сегодня это просто шпионским гнездом натовских спецслужб каким-то стало, воронкой для информационных помоев, чтобы прицельно лить из нее помои на Россию. Противно, ей бо. По хорошему, надо было бы посла чешского из Москвы попросить на выход. Но мы всё чего-то ждём. Чего, непонятно?
    1. +6
      21 августа 2020 18:14
      Войска ГДР остановили на границе, в Чехословакии была только небольшая группа немцев, несколько десятков человек.
    2. -2
      21 августа 2020 18:32
      Цитата: 1536
      Участник тех событий, к 1980-му году уже подполковник, а в 1968-м молодой лейтенант-танкист, говорил мне, что наибольшее "рвение" в подавлении протестующих проявили тогда немцы, т.е. войсковые подразделения армии ГДР.

      Врал. ГДРовских войск в Чехословакию не вводили. Усвойте это раз и на всегда.
      1. +3
        21 августа 2020 18:54
        Решение предварительно было, но в последний момент их остановили и в Чехословакию они не вошли.
      2. 0
        21 августа 2020 19:43
        Уважаемый, мои источники не врут. Впрочем, вряд ли это вас убедит в том, что операция в ЧССР была совместной операцией стран ОВД. Вы, я виду, давно усвоили другую информацию. Не заблуждайтесь.
        1. -4
          21 августа 2020 20:01
          Цитата: 1536
          Уважаемый, мои источники не врут. Впрочем, вряд ли это вас убедит в том, что операция в ЧССР была совместной операцией стран ОВД. Вы, я виду, давно усвоили другую информацию. Не заблуждайтесь.

          Вещдоки в студию.

          ПС
          Может вы об этих?
    3. +4
      21 августа 2020 18:42
      Цитата: 1536
      Ну, не любят чехи русских. Насильно мил не будешь. Но надо было добиться, чтобы страны, подобные этой, стали нейтральными,

      По Вашему мнению немцы так сильно любили "русских" после 1945, что пригласили миллионную группировку войск "погостить" аж до 1990-ых? Между прочим, чехи не оказали сопротивления Гитлеру в 1938 году, а русским в 1968 году оказали. В 1945 году русские не освободили Чехословакию, взяли с боем протекторат Богемия и Моравия и и Словакию - союзника Гитлера. После 1945 года Европа был разделена союзниками. При этом в Греции, в Италии и во Франции не могли победить коммунисты, а в Восточной Европе были образованы с социалистические государства и там не могли победить противники СССР, пока сам СССР не самораспустился. Если бы раньше времени в Чехословакии или раньше в Венгрии (где тоже фашистов было более чем достаточно) победили бы сторонники США, то это бы означало войну. Это так работает.
      Насильно мил не будешь, но ты проиграл войну и если насилие организовано правильно, то должен и будешь терпеть.
    4. +2
      21 августа 2020 20:14
      "...войсковые подразделения армии ГДР."
      Их там практически не было. ННА ввела только подразделения обеспечивания и, возможно, разведку. Т.е., если бы возник "напряг", они тоже были готовы, но, слава аллаху, пронесло.
  8. +4
    21 августа 2020 17:18
    Цитата: Serwid
    Цитата: Vakcina
    Там солдаты ГДР очень жестко себя вели с чехами ,они их натуру знали

    ГДР войска не вводили.

    Все таки ГДР войска вводили.
    1. +5
      21 августа 2020 17:23
      Цитата: Костадинов
      Все таки ГДР войска вводили.

      https://www.bundesarchiv.de/DE/Content/Virtuelle-Ausstellungen/21-August-1968-Einmarsch-Kein-Einmarsch-Die-Beteiligung-Der-Nationalen-Volksarmee-Der-Ddr-An-Der-Niederschlagung-Des-Prager-Fruhlings/21-august-1968-einmarsch-kein-einmarsch-die-beteiligung-der-nationalen-volksarmee-der-ddr-an-der-niederschlagung-des-prager-fruhlings.html
      Если владеете немецким, это из федерального архива Германии.
    2. +2
      21 августа 2020 18:15
      Вводили, но не ввели.
      Их остановили на границе.
      1. -2
        21 августа 2020 18:27
        Цитата: Avior
        Вводили, но не ввели.
        Их остановили на границе.

        Немецкие войска немецкую границу не переходили.
        1. +4
          21 августа 2020 18:52
          Не переходили, правильно, их на ней остановили.
          В Чехословакию они не входили, стояли на границе, границу не пересекали
          Кто насочинял банк о поведении немцев, которых там не было- не знаю.
          1. +1
            21 августа 2020 19:26
            Цитата: Avior
            Не переходили, правильно, их на ней остановили.
            В Чехословакию они не входили, стояли на границе, границу не пересекали
            Кто насочинял банк о поведении немцев, которых там не было- не знаю.

            Я знаю кто накасаячил. И Вы знаете. Однако удобнее рассказывать сказки о том какими жестокими были немцы в Чехословакии в 1968-м.Иначе на ком кровь чехов и словак?
            1. +2
              21 августа 2020 19:43
              насчёт крови..мне в Праге парень водитель БРДМ говорил что когда он отвёз своего лейтенанта в госпиталь или в больницу (не помню точно)то видел и наших и чехов лежащих там вместе.кто виноват вы спрашиваете?да тот или те кто отрывал страны народной демократии от СССР.разделяй и властвуй! девиз негодяев,известный ещё со времён Римской империи.
            2. +1
              22 августа 2020 11:36
              Цитата: профессор
              Однако удобнее рассказывать сказки о том какими жестокими были немцы в Чехословакии в 1968-м.Иначе на ком кровь чехов и словак?

              Я тоже так думаю, самые добрые ребяты и во время ВМВ были немцы.
          2. +1
            21 августа 2020 19:32
            Кто насочинял банк о поведении немцев, которых там не было- не знаю.

            Участники ввода войск "насочиняли". Причём сразу же, в конце 60-х. А что там в архивах - это немцы "письма в будущее" заготовили.
            1. +2
              21 августа 2020 19:52
              Сочиняют до сих пор.
              В интернете в обсуждениях этого мифа полно историй от современных читателей о том, как " друг брата дяди" лично всё видел.
              Диву даешся, как легко люди ведутся
              https://politus.ru/history/2474-k-sobytiyam-v-chehoslovakii-1968-goda-ili-pochemu-chehi-boyatsya-nemcev-no-negativno-otnosyatsya-k-russkim.html
              А уж на Пикабу развернулись...
              https://www.google.com/amp/s/pikabu.ru/story/k_sobyitiyam_v_chekhoslovakii_1968_goda_ili_pochemu_chekhi_boyatsya_nemtsev_no_negativno_otnosyatsya_k_russkim_5887392%3fview=amp
  9. +5
    21 августа 2020 17:20
    Цитата: tatra
    а вот если бы была попытка коммунистов и их сторонников устроить государственные перевороты в Западной Европе ,находящейся под оккупацией США , они бы все поддержали бы жестокое подавление этих попыток .

    Только в Греции Британия и США уничтожили несколько сот тисяч человек в 1944-49.
    1. +2
      21 августа 2020 17:46
      Цитата: Костадинов
      Только в Греции Британия и США уничтожили несколько сот тисяч человек в 1944-49.

      Они не "уничтожили", они несли "свободу и демократию". И извиняться не торопятся...
    2. -2
      21 августа 2020 17:49
      В Греции 45-49 годах были полноценные боевые действия?
      Геноцид?
      Расстрелы?
      Внесудебные казни?
      Концлагеря?
      О каких сотнях тысяч речь???
      1. +2
        21 августа 2020 18:35
        Цитата: patron
        В Греции 45-49 годах были полноценные боевые действия?Геноцид? Расстрелы? Внесудебные казни? Концлагеря?

        Все было - британцы же.
      2. +3
        21 августа 2020 22:14
        Да, была гражданская война, десятки тысяч греков погибли.
      3. +2
        22 августа 2020 11:22
        Бриты применяли напалм против партизан
    3. +2
      21 августа 2020 18:00
      Цитата: Костадинов
      Только в Греции Британия и США уничтожили несколько сот тисяч человек в 1944-49.

  10. -1
    21 августа 2020 17:24
    Во ВМВ Чехия (протекторат Богемия и Моравия) составляла одну из основ военно-промышленного комплекса Третьего рейха. Словакия была военной союзницей Третьего рейха. В 1968 году Брежневу пришлось сделать то, от чего отказался Сталин в 1945 году - оккупировать территорию немецкого прихвостня.
  11. +5
    21 августа 2020 17:38
    Не помешала бы официальная поздравительная в связи с датой телеграмма в Прагу. laughing
  12. -11
    21 августа 2020 17:38
    Это не годовщина ввода войск Организации Варшавского договора в Чехословакию, а годовщина советской оккупации.


    Хотя действовать против местных мирных жителей армия не собиралась, жертв избежать не удалось ни среди чехословацкого населения, ни среди военных

    Да ну?


    Из всего Варшавского договора в Чехословакию вторглись СССР, Болгария, Польша и Венгрия. Солдат ГДР не было. СОВСЕМ. Не было и остальных. Так что нечего списывать зверства на немцев. Повторяю, их там не было.
    1. +2
      21 августа 2020 17:54
      Ну на самом деле, каждый гегемон ведёт на своей территории как хочет. И так можно осуждать и США за многочисленные вторжения.
      1. -10
        21 августа 2020 18:06
        Цитата: Deniska999
        Ну на самом деле, каждый гегемон ведёт на своей территории как хочет. И так можно осуждать и США за многочисленные вторжения.

        Статья о США?
        Цитата: Альф
        Цитата: профессор
        Солдат ГДР не было. СОВСЕМ.


        Цитата: профессор
        Не было и остальных.

        Кого-остальных ?

        ГДРовских войск в Чехословакию не вводили и преступления на них списать не получится.

        Остальных: Румыния, Албания.
        1. +2
          21 августа 2020 18:40
          Я к вашим словам об оккупации.
          1. -8
            21 августа 2020 19:28
            Цитата: Deniska999
            Я к вашим словам об оккупации.

            В чем неточность? Советские войска оккупировали Чехословакию. Это неопровержимый факт.
            1. +2
              22 августа 2020 11:38
              Цитата: профессор
              В чем неточность? Советские войска оккупировали Чехословакию. Это неопровержимый факт.

              Так же как и Израиль Палестину.
              1. -1
                22 августа 2020 14:34
                Цитата: tihonmarine
                Цитата: профессор
                В чем неточность? Советские войска оккупировали Чехословакию. Это неопровержимый факт.

                Так же как и Израиль Палестину.

                Кого? Палестину? Не знаю такую. Не подскажите кто был главой т.н. Палестины когда как вы выразились "Израиль Палестину"?
                1. 0
                  22 августа 2020 15:00
                  Цитата: профессор
                  Не подскажите кто был главой т.н. Палестины когда как вы выразились "Израиль Палестину"?

                  Так же как и я не знаю что СССР оккупировал Чехословакию.
                  1. 0
                    22 августа 2020 15:14
                    Цитата: tihonmarine
                    Цитата: профессор
                    Не подскажите кто был главой т.н. Палестины когда как вы выразились "Израиль Палестину"?

                    Так же как и я не знаю что СССР оккупировал Чехословакию.

                    А теперь знаете, что совок оккупировал Чехословакию со столицей в Праге. Кстати рекомендую посетить.
                    1. -2
                      23 августа 2020 15:10
                      Если Россия - это "совок", из которого вы свалили, извольте прекратить изъяняться по русски. Это не ваш язык.
                      1. +2
                        23 августа 2020 20:25
                        Цитата: palatin64
                        Если Россия - это "совок", из которого вы свалили, извольте прекратить изъяняться по русски. Это не ваш язык.

                        Причем здесь Россия? fool Чехословакию Россия не оккупировала.
                    2. -1
                      23 августа 2020 19:28
                      Цитата: профессор
                      Кстати рекомендую посетить.

                      А я, что там не был, что рекомендуете. И Прагу и Хайфу и Иерусалим посещал. И что ? Но что Палестину вы ...., то тут не отвертитесь.
                      1. +1
                        23 августа 2020 20:26
                        Цитата: tihonmarine
                        Цитата: профессор
                        Кстати рекомендую посетить.

                        А я, что там не был, что рекомендуете. И Прагу и Хайфу и Иерусалим посещал. И что ? Но что Палестину вы ...., то тут не отвертитесь.

                        Палестину? Не знаю такой.
    2. +4
      21 августа 2020 17:54
      Цитата: профессор
      Солдат ГДР не было. СОВСЕМ.


      Цитата: профессор
      Не было и остальных.

      Кого-остальных ?
      1. -4
        21 августа 2020 18:02
        Цитата: Альф
        Кого-остальных ?

        Вы сами то свою ссылку прочитали? Несколько десятков военнослужащих ННА.
        1. +2
          21 августа 2020 18:07
          Цитата: Serwid
          Цитата: Альф
          Кого-остальных ?

          Вы сами то свою ссылку прочитали? Несколько десятков военнослужащих ННА.

          Кого остальных ? Поясните.
          1. +1
            21 августа 2020 18:36
            Цитата: Альф
            Кого остальных ? Поясните.

            Про остальных это не я написал, но очевидно это про остальные страны Варшавского Договора.
            1. 0
              21 августа 2020 18:46
              Цитата: Serwid
              Цитата: Альф
              Кого остальных ? Поясните.

              Про остальных это не я написал, но очевидно это про остальные страны Варшавского Договора.

              Да, видимо, профессор имел ввиду остальные страны ОВД. Но из остальных стран ОВД остается только Румыния, но Румыния это такое политическое непотребство, что ее наличие или отсутствие никакой роли бы не сыграло. А уж Албания...Ну, не будем о грустном.
              1. -6
                21 августа 2020 19:31
                Цитата: Альф
                Да, видимо, профессор имел ввиду остальные страны ОВД. Но из остальных стран ОВД остается только Румыния, но Румыния это такое политическое непотребство, что ее наличие или отсутствие никакой роли бы не сыграло. А уж Албания...Ну, не будем о грустном.

                Присутствие Венгрии и Ко. тоже было символическим. Брежнев ввел более полумиллиона солдат рассчитывая подавить сопротивление за 4 дня. Чехи сопротивлялись 6 месяцев.
                1. -1
                  22 августа 2020 01:23
                  Чехословаки убивать коммунистов начали ,поэтому ввели войска .
              2. 0
                21 августа 2020 22:20
                Румыния осудила ввод войск войск ОВД. В этом вопросе население страны полностью поддержало Чаушеску.
      2. +1
        21 августа 2020 18:12
        Читайте Википедию чаще!!! Я вот сейчас туда зайду и поправлю статью и напишу что еще была целая дивизия с планеты Нибиру!!!
    3. -3
      21 августа 2020 21:05
      Профессор,ты реально достал,талдычишь одно и то же,угомонись уже,старенький же уже,а то сосудики лопнут
  13. Комментарий был удален.
  14. +4
    21 августа 2020 18:50
    позвольте несколько слов по поводу...вы там НЕ БЫЛИ! а я был.наш танк т-62 из 5ой роты 52гв.полка стоял на ул.Панкрац.несколько дней .потом мы перешли на пустырь,а вышли из Праги последними из танкистов.вы бы видели ту колонну велосипедисток,что нас провожали и вовсе не с . проклятьями.да и потом пока мы стояли в пригороде приезжали.я бы мог многое рассказать и о беседах с пражанами и...да что говорить...вы всё сами прочуствовали на примерах Грузии,Украины,а теперь и Белоруси.идет война,тихая,холодная СССР её проиграл...не проиграть бы и России.
    1. 0
      23 августа 2020 07:43
      Так немцы были или нет,завершите спор пожалуйста!
  15. -2
    21 августа 2020 18:57
    Президент ЧССР и Верховный главнокомандующий ВС ЧССР Людвиг Свобода в 1968 году поддержал ввод войск Варшавского договора в Чехословакию путем отдачи приказа о невыходе чехословацких военных за границы мест постоянной дислокации, а также принял отставку старого состава и утвердил новый состав Правительства ЧССР. Т.е. суверенитет ЧССР не был нарушен.

    Первый секретарь ЦК КП Чехословакии Александр Дубчек в системе органов государственной власти был никто и звать его было никак. Куда возили указанного д...ла и какое он там подписал коммюнике - для межгосударственных отношений СССР и ЧССР не имело никакого значения.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      21 августа 2020 22:45
      Ну во всех соцстранах главным человеком был руководитель правящей компартии. И в Конституции ЧССР была статья о руководящей роли КПЧ. Другие партии, две чешские и две словацкие, признавали эту роль и были младшими партнёрами КПЧ в Нацфронте чехов и словаков, куда входили также общественные организации. Ключевые руководители страны входили в состав
      Президиума ЦК КПЧ. Кандидатуры Президента, Председателя правительства, ключевых министров предварительно рассматривались на Пленумах ЦК, а затем на заседаниях руководства Национального фронта. Кстати, и до ввода войск, и пару лет после него правительство ЧССР возглавлял Черник, осудивший ввод войск. И новое правительство в основном было из тех же людей. К
      Поначалу и Густав Гусак, сменивший в 1969 году Дубчека, тоже неоднозначно оценил ввод войск. Прямо не осудил, но и не одобрил. Потом поменял точку зрения, но всё равно считал, что это было не лучшее решение. Дубчек после ухода с поста Первого секретаря ЦК некоторое время был Председателем Федерального Собрания ЧССР. Однозначно одобрили ввод войск с самого начала в руководстве КПС Васил Биляк (украинец-русин по происхождению) и Милош Якеш. В общем, процесс "нормализации" затянулся на два-три года.
      1. 0
        22 августа 2020 00:21
        Насчет руководящей роли КПСС и прочих КП я в курсе laughing

        Речь идет об официальном главе государства и верховном главнокомандующем ЧССР, который положил болт на руководящую роль местной КП в лице Президиума, ЦК и партийного съезда, дав команду своим вооруженным силам не препятствовать операции союзников по военному блоку

        Потому все визги богемцев о советской оккупации - ни о чем.
  16. -7
    21 августа 2020 19:11
    Удачная, успешная операция? Добились только того, что чехословаки научились ненавидеть "социализм" сталинского типа, который был, скорее, идеологически близкий к кавказкому понятию рабовладельчества и не имел ни чего общего с марксизмом.
    А офицеры, которые помнят, могли бы поделиться неудобными воспоминаниями, как пришлось ретироваться, если не сказать, удирать, из городов, в которых были военные гарнизоны чехословацкой армии, которые отказывались подчиняться приказам коллабарантских "коммунистов", например городок Голешов (Holešov). Вспомнить как чехословацкие предатели - "товарищи" на коленях упрашивали гарнизонных военных сложить оружие. Там даже матери солдат встали на сторону своих детей.
    Ввод оккупационных войск на 22 года затормозил развитие общества. А в результате - целоевропейский крах сталинской идеологии и как следствие, развал СССР. Подчёркиваю - сталинской, но не марксистической. До этих событий мы считали советских людей своими братьями, потом перестали. И не подкидывайте в костёр дискуссий события Второй Мировой войны, Чехия не только делала оружие для германии, но и много чехов сражалось против Гитлера на разных фронтах. Например пилоты в Битве за Британию, пехотинцы в северной Африке, армия Людвика Свободы...
    У нас была бархатная революция, поэтому советских прокси коллаборантов не судили, просто их задвинули на пенсию и посоветовали им не говорить.
    1. +1
      21 августа 2020 19:38
      Цитата: L-39NG
      Добились только того, что чехословаки научились ненавидеть "социализм" сталинского типа, который был, скорее, идеологически близкий к кавказкому понятию рабовладельчества и не имел ни чего общего с марксизмом.

      Можно подумать был другой вариант социализма. В ЧССР не строили социализм вообще, ни с каким лицом. Чехия - придаток Германии. Дело вообще не в социализме, а в том, что наше государство, должно было подвергнуться уничтожению, но победило и надолго обеспечило свою безопасность и безопасность других государств. СССР - победитель, а Германия (и Чехословакия (с Венгрией, Румынией, Болгарией....)) - проиграли нам войну. Не только СССР, но и антигитлеровской коалиции.
      1. -5
        21 августа 2020 19:57
        Не Вам, Вас тогда скорее всего и в планах не было. А вот кто проиграл и т.д. Проигравшый, Германия, живёт и процветает а вот СССР перестал существовать. Так кто выиграл?
        И к вопросу истории - Чехословакия перестала существовать в марте 1939 года. Вместо неё возникли два независимых друг от друга государства - Словацкая республика (1939—1945) и Протекторат Богемии и Моравии
        1. +4
          21 августа 2020 20:28
          Цитата: L-39NG
          возникли два независимых друг от друга государства

          Ага. "Независимых". От Гитлера. Ну, Вы и сказочник!
          Государства и народы развиваются неравномерно, в разных геополитически условиях, поэтому и уровень жизни разный. А при чём здесь это? Если бы СССР проиграл, нашего народа не было бы. Езжайте в Германию, но не пить пиво, а в Бухенвальд. Это рядом с Веймаром. Вам понравится.
          1. +1
            21 августа 2020 23:47
            Наши школьники ездят на экскурсии и в Бухенвальд и в Освенцим, чтобы знали, что тиранские режимы нельзя допускать к руководству государствами. Вот только в музеи ГЛАГу пока не пускают
            1. -2
              22 августа 2020 07:58
              Цитата: L-39NG
              ...... Вот только в музеи ГЛАГу пока не пускают
              и хорошо,что не пускают! Нечего на всякое враньё смотреть.
            2. 0
              22 августа 2020 16:12
              Понятно: нацист, восставший из тлена. Началось.
      2. +2
        21 августа 2020 22:59
        ЧССР была вполне социалистическим государством, с преобладанием государственной и кооперативной собственности. У власти КПЧ. Кстати, социальная сфера, жилищное строительство там были очень хорошо развиты, во многом лучше, чем у нас. А другие варианты социализма были. Был югославский вариант, был не похожий ни на югославский, ни на советский китайский маоистский вариант, а затем отличающийся от него вариант Дэна. Есть чучхеистский вариант в КНДР. Был ходжаизм в Албании, отличающийся и от советского, и от югославского, и от китайского вариантов. Весьма специфичен кубинский социализм, официально марксистский, но реально с элементами народнической идеологии.Те страны, в которых была условно советская модель, тоже имели определённые различия.
    2. +6
      21 августа 2020 19:39
      Чехия не только делала оружие для германии, но и много чехов сражалось против Гитлера на разных фронтах.

      Неужели сражалось больше, чем работало на рейх?
      1. -7
        21 августа 2020 20:00
        А Вы покопайтесь в документах. Найдёте там для себя много неожиданного, такого, которое Вам в советских школах и по первому каналу не расскажут. Я понимаю, что все документы под пальцем госдепа, а как же иначе.
        1. +2
          21 августа 2020 20:11
          А я копался. Там действительно много интересного. А сам-то русский язык откуда знаешь?
          1. +1
            21 августа 2020 23:35
            А ТЫ, если уж мы на ты, посмотри на скольких региональных аэродомах в России стоят или стояли чешские радары, хотя и в Шереметьево стоял. Посмотри, сколько в России летают чешских спортивных или тренеровочных самолётов и даже в ВКС. Знаешь L-410 или Let L-200 Morava, грузовики TATRA, которые строили Сибирь, или завод ŠKODA в Нижнем Новгороде, не говорю о технологии пассивных радаров и пиве. От туда и язык знаю
            1. +1
              22 августа 2020 09:45
              С ошибками знаешь. "ТренИровочный" пишется через "И". Насчёт чешского авиапрома - для его спонсирования Хрущёвым в начале 60-х был загублены учебно-тренировочные Як-30 и Як-32. Для стран ОВД стал тогда выпускаться L-29.
        2. +1
          22 августа 2020 01:25
          Не надо было коммунистов убивать никто бы войска не ввел.
    3. +4
      21 августа 2020 19:44
      Цитата: L-39NG
      "социализм" сталинского типа, который был, скорее, идеологически близкий к кавказкому понятию рабовладельчества

      В чем именно близок ?
      1. -6
        21 августа 2020 20:04
        Это тема на большую статью. В ответ спрошу, что общего имеют сталинизм и марксизм. Apriori - ни чего.
    4. +7
      21 августа 2020 19:56
      Советские офицеры удирали?сказка!а вот правда рассказал водитель ГАЗ-69 .приехали,в части тревога,окружили машину.подошёл какой то офицер чех ,поговорили они разошлись и мы уехали. И ВСЁ! а потом приказ Свободы.НО и до него ни одного выстрела со стороны чехословацких воинов НЕ БЫЛО.
      1. -6
        21 августа 2020 20:19
        Покопайтесь в документах. МО Чешской республики Вам позволит полистать те документы, которые в РФ, пока или на всегда, засекречены.
      2. 0
        21 августа 2020 21:24
        Цитата: oldzek
        Советские офицеры удирали

        А что вы хотите, тут же в обсуждении многие доказывают , что советские солдаты робкие были, зато немцы настолько круты, что чехи в их присутствии косо посмотреть не могли.
    5. 0
      22 августа 2020 11:42
      Браво Пётр. Чётко и по делу.
  17. +3
    21 августа 2020 20:06
    "...войска стран Организации Варшавского договора (ОВД) получили сигнал «Влтава-666»".
    У нашей разведки, которая входила со стороны ГДР, сигнал был другой - Чёрная тропа, если память не врёт. Они входили раньше всех и организовали захват и отправку Дубчека и Ко в Союз. У отца остался альбом их министра культуры, вроде, художника, где под надписью "Победителям от побеждённых" стоят подписи всей этой Ко. Всё собираюсь найти тот альбом.
    1. -8
      21 августа 2020 20:37
      Министр культуры и информации в 1968 - 1969 Miroslav Galuška не был замечен в том, что умел рисовать. А уж такую надпись не мог оставить. Похитить Дубчека и Ко смогли, потом под физическим и психологическим давлением ломали некоторых из этой Ко, письмо с просьбой о помощи "против контрреволюции", посланное Брежеву, подписали Alois Indra, Drahomír Kolder, Oldřich Švestka, Antonín Kapek и Vasil Biľak. Письмо было написано по-русски, здесь можно только посмеяться. Выше приведённые лица умели говорить по-русски, но у всех были проблемы с русской грамматикой. Надо вспомнить, что советские спецслужбы действовали в Чехословакии уже с 1945 года, ещё перед коммунистическим переворотом в 1948 году. Да, тогда мои предки были охотны поддержать Советское влияние в Чехословакии, по следам войны и в благодарность за изгнание нацистов, но потом советские товарищи всё испортили своими действиями
  18. +1
    21 августа 2020 20:17


    Серьезная работа и по сей день актуальна, хотя, как говорят специалисты, и не без несущественных неточностей...
  19. -3
    21 августа 2020 21:04
    Цитата: L-39NG
    благодарность за изгнание нацистов

    Вас мы не изгоняли, к сожалению.
  20. 0
    21 августа 2020 21:07
    laughingНемцы ГДР припомнили жителям Моравии и Богемии геноцид немецкого населения Судет . В донесениях и отчетах того времени можно прочесть такие строки: "Экипаж танка 64 мсп 55 мсд (старшина сверхсрочной службы Андреев Ю.И., младший сержант Махотин Е.Н. и рядовой Казарик П. Д.) на пути движения встретили организованную контрреволюционными элементами толпу молодежи и детей. Стремясь избежать жертв со стороны местного населения, они приняли решение на обход его, во время которого танк опрокинулся. Экипаж погиб". Стоило же появиться рядом солдатам ГДР, как все становилось спокойно. Немцы, не задумываясь, применяли оружие.Об участии войск Болгарии, Польши и ГДР в операции в наше время предпочитают молчать. Как же страны слились в едином экстазе НАТО и ЕЭС! Некоторые уже дописались до того, что войска ГДР в Чехословакию не входили. Однако те кто лично принимал участие в тех событиях вспоминают:" Ложившиеся на дороги чехи серьезно замедляли продвижение советских механизированных и танковых колон. Танковые колоны ГДР проходили даже не останавливаясь, прямо по лежащим на дорогах…".
  21. +1
    21 августа 2020 21:16
    К нашему удивлению в городке со странным названием Йиглава (известном всем хоккейным болельщикам своим Дворцом спорта) мы не обнаружили ставших уже привычными лозунгов и надписей на стенах. Городок был чистеньким и опрятным. Из разговоров с местными цыганами, которых в этих краях проживает огромное количество, мы узнали подробности этого странного явления. Оказывается в этот городок сразу же после наших частей ввели немецкую комендатуру. Немцы с их педантичностью и любовью к порядку, расставили на каждом перекрестке парные патрули и ввели комендантский час. Эти ребята открывали огонь на поражение сразу же после 20-00. Без предупреждения. По всему, что двигалось или подозревалось в движении.
    На второй день пребывания в городе, комендант собрал почти все взрослое население на городской площади и приказал в течение суток очистить город от надписей и прочей чепухи. В противном случае... Впрочем, чехам не нужно было говорить, что могут сделать немцы в противном случае. Они имели на сей счет слишком печальный опыт с самого 1939 года. laughing
    Толпы горожан, с ведрами, тряпками, щетками, стиральными порошками, растворителями и прочими приспособлениями, трудились, не покладая рук. И через сутки городок приобрел тот вид, который нас так удивил. Правда, после этого была снаряжена делегация, которая слезно просила, и упросила таки военные власти, сменить немецкую комендатуру на более мягкую - русскую. Им пошли навстречу. laughing из воспоминаний военнослужащего 88 отдельного Ремонтно-восстановительного батальона.
  22. +1
    21 августа 2020 21:29
    Про немцев мне давно уже рассказывал один пожилой водила, попавший по срочке в эту заваруху. Его кстати там ранили в живот и комиссовали.
    Немцы стреляли без предупреждения, чехи их боялись и ненавидели до усёру. К нашим же относились презрительно-высокомерно.
  23. +1
    21 августа 2020 21:32
    Фальсификация истории,немцев отмазывают как только произошло объединение Германии.
    Так он тоже рассказывал как немцы гасили чехов даже за косой взгляд,а нашим приходилось терпеть.
    Рассказывает:
    "Стоим на площади,чехи орут,визжат,а один вышел перед нами и снял штаны и показывает голую жопу.Тут из соседнего подразделения выходит здоровенный немец и как у.... л этому чеху,тот на карачках без штанов пополз в толпу.А чехи попритихли." laughing
    1. 0
      21 августа 2020 23:39
      И сразу жизнь и образование, и медицина в России наладились. И бедных меньше стало, и чиновники перестали воровать.
  24. 0
    21 августа 2020 21:39
    Цитата: Геннадий Фомкин
    Танковые колоны ГДР проходили даже не останавливаясь, прямо по лежащим на дорогах

    Чешские холуи прекрасно помнят, кто в их "суверенном" доме хозяин - в Педовикии потерли всю информацию об участии военных ГДР в подавлении нацистского мятежа в Богемии и Моравии.
    1. 0
      21 августа 2020 23:41
      Не является Ваш пост оскорблением? Напиши я так о вас, меня бы сразу вылили из ВО
      1. -1
        22 августа 2020 00:30
        Вы должны знать наше отношение к вам (части Третьего рейха, члена НАТО, лимитрофа и театра военных действий в ТМВ) - чтобы не было иллюзий.
  25. -2
    21 августа 2020 21:50
    Ввод войск СССР в Чехословакию было большой ошибкой ЦК КПСС через 11 лет на те же грабли наступили вводя войска в Афганистан.
    1. -1
      21 августа 2020 23:06
      Что ошибка, а что нет - судить трудно. Ввели войска - знаем, что получилось. А если бы не ввели, то сложилось бы как-то по-другому. Но как именно - мы не знаем и не узнаем никогда.
    2. -1
      22 августа 2020 11:31
      Германия 53, Венгрия 56, Чехословакия 68, Афган позорные страницы России.
      1. -1
        22 августа 2020 13:53
        Позорные страницы СССР - если уж на то пошло.
  26. +4
    21 августа 2020 23:12
    В брошюрах, изданных в СССР по горячим следам, есть фотографии, на которых изображены офицеры ННА ГДР, беседующие вместе с советскими, венгерскими, болгарскими офицерами с местным населением. То, что офицеры ГДР участвовали в деятельности штабных структур, комендатур на территории ЧССР, несомненно. Другой вопрос это участие боевых частей. Если оно и было, то, скорее всего, кратковременным, на небольшой территории, и численность подразделений небольшая.
    1. +6
      22 августа 2020 00:59
      Sergej1972 (Сергей) Вчера, 23:12
      То, что офицеры ГДР участвовали в деятельности штабных структур, комендатур на территории ЧССР, несомненно. Другой вопрос это участие боевых частей

      Совершенно верно.
      Части ННА ГДР только контролировали Чехо-Германскую границу. Правда не имеется сведений по какую её сторону. И если "по сю" - то на какую глубину. В глубь страны они не вводились и рассказы о "грозных немцах" являются или слухами или "солдатским фольклором".
      1. 0
        22 августа 2020 14:30
        с возрастом память хуже,но припоминаю,что когда стояли на границе с Чехословакией у нас ездили в гости к бойцам ННА ГДР это была какая то радиотехническая часть.и кстати тут кто то писал о немецких танковых колоннах так это бред.их просто НЕ БЫЛО.
  27. +3
    22 августа 2020 01:35
    Немцев там не было - войска ГДР не вводили
    1. -2
      22 августа 2020 07:51
      были, действовали части ННА чётко и жестко, чехи их провоцировать боялись
      1. +2
        22 августа 2020 08:24
        Армейская байка
        Из-за чувствительности вопроса их туда не ввели
  28. 0
    22 августа 2020 06:39
    Цитата: Krasnodar
    Немцев там не было - войска ГДР не вводили

    Seitens der NVA waren für die Übung "Donau" die 7. Panzerdivision (7. PD) und die 11. Motorisierte Schützendivision (11. MSD) vorgesehen, die bereits seit dem 29. Juli 1968 dem sowjetischen Oberkommando unterstellt waren und für den Einmarsch in die CSSR bereitstanden. Entgegen aller Planungen verließen die für den Einmarsch bereitstehenden Kampfverbände der NVA jedoch weder am 20. oder 21. August 1968 noch in den Tagen danach das Territorium der DDR. Die 7. Panzerdivision und die 11. Motorisierte Schützendivision der NVA wurden kurzerhand in die Reserve versetzt. Die NVA beteiligte sich trotz der ursprünglichen Absicht nicht mit Kampftruppen am Einmarsch in die CSSR.

    Dennoch erfolgte in den Medien der DDR eine von der Parteiführung initiierte und manipulierte Berichterstattung, die ein ganz anderes Bild zeichnete. Mit fingierten Filmaufnahmen und falschen Pressebeiträgen wollte man den Eindruck erwecken, dass die NVA sehr wohl am Einmarsch in die CSSR beteiligt war und einen wichtigen Beitrag zur Verteidigung des Sozialismus im System des Warschauer Vertrages leistete.




    Susanne Meinicke Документы из федерального архива Германии. Конец, начало позавчера.

    http://ifolder.ru/8692674

    http://rapidshare.com/files/156502370/prag68b.zip.html
    1. +6
      22 августа 2020 08:45
      7-я танковая дивизия (7-я ПД) и 11-я мотострелковая дивизия (11-я МСД) были запланированы для учений «Дунай», которые с 29 июля 1968 г. подчинялись советскому верховному командованию, и для вторжения в ЧССР были готовы. Вопреки всем планам боевые части СВА, готовые к вторжению, не покинули территорию ГДР ни 20, ни 21 августа 1968 года, ни в последующие дни. 7-я танковая дивизия и 11-я мотострелковая дивизия NVA были быстро переведены в резерв. Несмотря на первоначальное намерение, NVA не принимала участия во вторжении в ЧССР с боевыми частями.

      Тем не менее в СМИ ГДР появлялись сообщения, инициированные и манипулируемые партийным руководством, которые рисовали совершенно иную картину. С помощью фальшивых видеозаписей и фальшивых сообщений прессы цель заключалась в том, чтобы создать впечатление, что СВА принимало активное участие во вторжении в ЧССР и внесло важный вклад в защиту социализма в системе Варшавского договора.

      Перевод с немецкого hi
  29. 0
    22 августа 2020 07:06
    Дело, конечно, не столько в страхе чехов, сколько в разнице отношения к чехам со стороны русских и немцев. Русские всех априори считают младшими братьями, пока эти "братья" им полные карманы не насрут. А немцы - юберменши природные, ещё за тыщу лет до Гитлера в этом воспитанные. Что им эти чехи? Навоз. laughing
  30. 0
    22 августа 2020 07:49
    А повторить - слабо?
    Необходимость в "оперативном лечении", как было потрясающе красиво, бвыстро и ЭФФЕКТИВНО слелано тогда,
    на постсоветском и постсоциалистическом пространстве давно назрела.
  31. Комментарий был удален.
  32. 0
    22 августа 2020 08:13
    Цитата: RoTTor
    А повторить - слабо?
    Необходимость в "оперативном лечении", как было потрясающе красиво, бвыстро и ЭФФЕКТИВНО слелано тогда,
    на постсоветском и постсоциалистическом пространстве давно назрела.

    Нет не надо. laughing При отсутствии ресурсов и сокращении "кормовой базы" у "братушек" случится диарея laughing
  33. 0
    22 августа 2020 09:07
    Цитата: Krasnodar
    7-я танковая дивизия (7-я ПД) и 11-я мотострелковая дивизия (11-я МСД) были запланированы для учений «Дунай», которые с 29 июля 1968 г. подчинялись советскому верховному командованию, и для вторжения в ЧССР были готовы. Вопреки всем планам боевые части СВА, готовые к вторжению, не покинули территорию ГДР ни 20, ни 21 августа 1968 года, ни в последующие дни. 7-я танковая дивизия и 11-я мотострелковая дивизия NVA были быстро переведены в резерв. Несмотря на первоначальное намерение, NVA не принимала участия во вторжении в ЧССР с боевыми частями.

    Тем не менее в СМИ ГДР появлялись сообщения, инициированные и манипулируемые партийным руководством, которые рисовали совершенно иную картину. С помощью фальшивых видеозаписей и фальшивых сообщений прессы цель заключалась в том, чтобы создать впечатление, что СВА принимало активное участие во вторжении в ЧССР и внесло важный вклад в защиту социализма в системе Варшавского договора.

    Перевод с немецкого hi

    Так, второй разведывательный полк ННА был размещен в Митровице под Прагой — это доказано, потому что Советы разрешили сделать там репортаж. Согласно неподтвержденным свидетельствам, танки ГДР были якобы замечены на марше в Северной Богемии, но предусмотренная для этого 7-ая танковая дивизия совершенно точно оставалась в выжидательном положении. На самом деле вторжение произошло настолько беспроблемно, что Советы вполне смогли обойтись и без участия ННА на местах. dunay1968.com/structureOVD.html. Там полно немецких частей. Войска Стран Варшавского Договора
    Болгарская Народная Армия БНР 12-й мотострелковый полк 2 мотострелковой дивизии
    22-й мотострелковый полк 7 мотострелковой дивизии
    Венгерская Народная Армия ВНР 8-я мотострелковая дивизия
    Национальная Народная Армия ГДР 11-я мотострелковая дивизия
    7-я танковая дивизия
    12-я пограничная бригада
  34. 0
    22 августа 2020 09:15
    Теперь и поляки придумают как отмазатся. laughing2-я армия Войска Польского,
    командарм - генерал дивизии Сивицкий Ф. 4-я механизированная дивизия
    10-я танковая дивизия
    11-я танковая дивизия
    16-я танковая дивизия
    6-я воздушно-десантная дивизия 49-й отдельный вертолетный полк
  35. 0
    22 августа 2020 09:45
    Были демоны. Мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались! laughing Теперь на статью будут ссылаться, как на опровержение русских "фейков" об участии немцев((( Вот так и правят правду laughing
  36. 0
    22 августа 2020 11:37
    По этой теме можно сказать только одно- какие времена -такие и методы. СССР защищал свою сферу влияния. То же самое делал и его идеологический противник США. Это только потом к 90-м и после милленеума от прямого военного вмешательства перешли к экономическим санкциям, запретам на въезд цветным революциям, боевикам из числа местных националистов. К таким более "совершенным" методам и перешли, на основании опыта конфликтов ХХ века. Потому что прямую интервенцию осудят все. А от вмешательства, хоть и неприкрытого можно "отмазаться". И правильно напомнили в своих коммент-х товарищи про действия Британии в Греции в период ВМВ.
  37. 0
    23 августа 2020 07:31
    За доблестный труд на благо рейха чехословаки нам должны навсегда.
  38. 0
    23 августа 2020 19:15
    Цитата: L-39NG
    Министр культуры и информации в 1968 - 1969 Miroslav Galuška не был замечен в том, что умел рисовать. А уж такую надпись не мог оставить. Похитить Дубчека и Ко смогли, потом под физическим и психологическим давлением ломали некоторых из этой Ко, письмо с просьбой о помощи "против контрреволюции", посланное Брежеву, подписали Alois Indra, Drahomír Kolder, Oldřich Švestka, Antonín Kapek и Vasil Biľak. Письмо было написано по-русски, здесь можно только посмеяться. Выше приведённые лица умели говорить по-русски, но у всех были проблемы с русской грамматикой. Надо вспомнить, что советские спецслужбы действовали в Чехословакии уже с 1945 года, ещё перед коммунистическим переворотом в 1948 году. Да, тогда мои предки были охотны поддержать Советское влияние в Чехословакии, по следам войны и в благодарность за изгнание нацистов, но потом советские товарищи всё испортили своими действиями

    Найду альбом, посмотрю, кто автор. Дубчека и Ко особо и не похищали, т.к. они не сопротивлялись от слова "совсем". И даже прониклись тем, как разведчики были с ними обходительны, вот и подарили тот альбом. Ну, а испортил реально всё осёл Брежнев - проявил преступное пренебрежение к тому, что творилось в ЧССР, вот и пришлось войскам за него работать. В 45-м мой отец освобождал Чехословакию, а в 1968-м сказал - надеюсь, 3-й раз брать Прагу не буду.