Водоплавающий «Дрозд»: перспективный глиссер для Джеймса Бонда

42

Амфибия "Дрозд". Источник: youtube.com


Как рыба в воде


Конструирование любой амфибии — это поиск разумного компромисса между мореходностью и сухопутностью. В случае с «Дроздом» акцент явно сделан на способности быстро и безопасно ходить по водной поверхности. «Балтийская машиностроительная компания» разрабатывает амфибию с 2014 года полностью в инициативном порядке. Первый спуск на воду ходового прототипа состоялся в ноябре 2018 года. Несмотря на то, что условия в сборочных цехах ненамного лучше гаражных, амфибия отличается сложными и нестандартными инженерными идеями. Прежде всего это полный привод вкупе с убирающимися внутрь лодки колесами. Для подобного технического решения разработчики заново спроектировали мосты, раздаточную коробку и сложную кинематику убирающегося шасси — в общей сложности подали 12 патентов. Необычное расположение запасного колеса на носовой части объясняется двумя причинами. Во-первых, это отличный отбойный кранец, позволяющий «Дрозду» достаточно жёстко швартоваться. А во-вторых, в корме колесу просто не нашлось места из-за расположенных радиаторов охлаждения силовой установки. И на распределение масс в лодке тяжелое запасное колесо на носу влияет благотворно. Швартовочные утки на корпусе, помимо своего основного назначения, могут использоваться для крепления парашютной системы десантирования. Разработчики прямо говорят, что машина может быть полезной для ВДВ и морской пехоты. Среди потенциальных пользователей также рассматриваются сотрудники МЧС: у «Дрозда» мощный водометный движитель, который при необходимости может использоваться как помпа для тушения пожаров с воды.




"Дрозд" в мореходном положении шасси. Источник: mag.auto.ru

260-сильный дизельный мотор Steyr располагается для большей остойчивости в центральной части лодки между водителем-рулевым и передним пассажиром. Как утверждают авторы, в ходе отработки конструкции перепробовали пять двигателей (отечественных и зарубежных), но именно Steyr оказался самым легким и компактным. Выбранный Steyr, помимо своих достоинств, имеет потенциал для разгона мощности до 300 л/с. Запас хода по топливу на суше составляет 800 км, на воде – 300 км. В связи с тем, что мотор вынужден работать на воде постоянно на высоких оборотах (специфика мореходной эксплуатации), инженерам пришлось разработать особую систему охлаждения. Радиаторы встроены в задние распашные двери и обеспечивают теплонагруженному дизелю гораздо эффективное охлаждение, чем в гражданском сухопутном исполнении. Силовая установка обеспечила амфибии замечательные мореходные качества: лодка в режиме глиссирования разгонятся на воде до 70 км/ч, при этом успешно выдерживает 3-балльный шторм. При большем волнении скорость хода на водоемах ожидаемо снижается. На суше «Дрозд» развивает максимальные 100 км/ч, при этом способен преодолевать серьезное бездорожье. Амфибия в первоначальном исполнении комплектуется трехдиапазонной автоматической коробкой переключения передач, заимствованной у тяжелых американских внедорожников. По словам конструктора Сергея Терешенкова, в ходе испытаний КПП пришлось адаптировать ее под мореходные нужды. В определенные моменты набора скорости «Дрозд» поднимал нос, что датчики коробки воспринимали как затяжной подъем (специфика сухопутной эксплуатации) и, само собой, понижали передачу. Вследствие этого темп разгона лодки снижался. Лечить врожденный недуг пришлось перепрограммированием КПП.

«Дрозд» способен на скорости 20-30 км/ч в режиме глиссирования выброситься на берег, словно кит, и уже потом встать на колеса. Легкая и прочная карбоновая рама вкупе с композитным корпусом должны выдержать подобную нагрузку. Такие трюки «Дрозд» проделывает единственный в мире. Дорожный просвет в самой низкой точке киля составляет 360 мм, что обеспечивает неплохую геометрическую проходимость. Интересно, как Терешенков в одном из ознакомительных роликов описывает дизайнерские работы по проекту. По его словам, никаких эстетических изысков в ходе постройки прототипа не предусматривались: в 3D-редакторе просто «обтянули» салон на 10 мест композитным кузовом, и все. У «Дрозда» действительно функциональность форм стоит на первом месте. Кузов на первом экземпляре стеклопластиковый, что несколько увеличивает итоговый вес. В перспективе конструкторы предполагают перейти на полностью карбоновый кузов. О том, как это увеличит стоимость амфибии, информации нет. При снаряженной массе в 2000 килограммов «Дрозд» способен взять на борт полторы тонны груза. Потопить амфибию без разрушения невозможно: даже с открытыми дверями лодка будет сохранять положительную плавучесть. Центр тяжести лодки расположен таким образом, что при перевороте «Дрозд» возвращается в первоначальное положение. Как и любое морское судно, амфибия оснащается якорем (расположен в запасном колесе) с лебедкой, которая одновременно служит для самовытаскивания застрявшей машины на суше.

Движение на воде амфибии обеспечивается водометным движителем с управляемым вектором тяги или поворотным соплом. Это позволяет лодке разворачиваться на воде буквально вокруг своей оси.

Армейский перспективы


Главной особенностью амфибии от «Балтийской машиностроительной компании» является способность выходить из воды на неприспособленный берег. Именно для этого на «Дрозде» относительно большие 40-дюймовые колеса с развитыми грунтозацепами, полноприводная трансмиссия и возможность изменения давления в шинах. Кстати, система централизованного регулирования давления в колесах появилась впервые на водоплавающих автомобилях армии США — так было проще выбираться из воды на топкий берег. И уже после войны в широкую серию систему запустили на отечественном вездеходе ЗИЛ-157. Грузовик на спущенных колесах значительно повышал свою проходимость по слабым грунтам. В дополнение ко всем вышеуказанным offroad-системам «Дрозд» оснащается блокировками всех дифференциалов и, естественно, независимой подвеской. В случае использования зависимой подвески складывания колес внутрь корпуса добиться было бы невозможно.


"Дрозд" в мореходном положении шасси. Источник: mag.auto.ru

Внедорожная амфибия успела произвести впечатление на заокеанских журналистов, которые нарекли её машиной Джеймса Бонда. В то же время американские наблюдатели высказали сомнения о военных перспективах «Дрозда». И с ними тяжело не согласиться. Сейчас для российской армии появление подобной амфибии — явно не среди главных приоритетов. Последние десятилетия военные вообще в ней не нуждались. Со времен Советского Союза сохранились проекты плавающих автомобилей от ВАЗа и УАЗа, но должного развития они не получили. Еще раньше шли работы по обеспечению положительной плавучести грузовиков «Урал», однако и это оказалось невостребованным в армии. Вместо этого преодоление водных преград возложили на понтонные парки инженерных войск и специализированные транспортеры. Сама концепция плавающих машин, по большому счету, неполноценна. С одной стороны, лодка из машины получается не самая совершенная, а с другой — автомобиль достаточно посредственный. Примерно также обстоят дела с широко разрекламированными летающими автомобилями. Да, сейчас строятся единичные экземпляры подобной экзотики, но никто уже давно всерьез крылатые авто не воспринимает. Слишком много всего накладывается на оператора подобного универсального гаджет: и навыков управления воздушным судна требуют, и уровень риска во время полета не сравним с передвижением по суше.


Источник: rg.ru

Военным «Дрозд» подходит очень условно. В реалиях, когда противник до зубов оснащен стрелковым оружием, выпускать десять бойцов в стеклопластиковой сухопутной лодке в бой подобно убийству. Для самого примитивного бронирования у амфибии явно не хватает запаса грузоподъемности, да и перераспределение масс в данном случае негативно скажется на остойчивости судна. «Дрозд» может очень быстро перемещаться по воде — в этом его несомненный плюс. Но при эксплуатации на суше машина не может обеспечить военным даже простейшей защиты от осколков, не говоря уже о возможном подрыве. И здесь отечественные бронетранспортеры дадут сто очков вперед «Дрозду», пусть и за счет тихоходности на воде.

Наконец, вызывает вопросы и использование большого количества иностранных комплектующих. И если с дизелем Styer еще как-то можно разобраться (хотя сам Терешенков не смог) и заменить его на российский аналог, то с автоматической КПП все гораздо сложнее. В России, к сожалению, пока даже в разработке нет «автомата» подобного класса. Если, конечно, не заимствовать у представительского Aurus: агрегат для него строили в московской фирме КАТЕ.

В любом случае прецедент, когда владелец небольшой машиностроительной фирмы, производящей трубогибы и прицепы, строит на собственные деньги амфибию, не имеющую аналогов в мире, достоин уважения. Остается только надеяться, что разработка найдет своего клиента.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    24 августа 2020 18:09
    На мой взгляд - бесперспективно. И не автомобиль, и не катер. Военным точно не подойдёт. Жалею, что УАЗ "Ягуар" не дошел до серии.
    Но за статью спасибо. Новизна.
    1. +1
      24 августа 2020 19:00
      Цитата: Вождь краснокожих
      Военным точно не подойдёт.

      Есть концепция, а заинтересует или нет, черт его знает. Таких авто, например для спец операций, и нужно то, единицы. Вон "Фалькатус" ("Каратель"), для центра анти террора ФСБ, пусть и небольшой серией, а выпустили.
      1. +3
        24 августа 2020 20:01
        насколько я помню сей агрегат вообще изначально гражданский и к военным\полувоенным организациям не имел никакого отношения, это уже сейчас пошла такая тема в стиле "а давайте предложим военным(а давайте пропиаримся за счёт военных, МЧС и т.п.)". Да и как концепция сей агрегат не очень удачен, если у газ-46 уклон идёт в дорожные ТТХ в ущерб плавующим, у БРДМ уклон в сторону вооружения и бронирования, то у дрозда уклон в плавующею сторону в ущерб дорожным и броне.
    2. +8
      24 августа 2020 20:38
      Главное - стекла затонировать и в серию с литыми дисками пойдет laughing
  2. Hog
    +9
    24 августа 2020 18:10
    Для МЧС самое то, особенно в отдаленных районах с большим количеством малых рек и озёр.
    ПС: Для армейцев вон Стрела есть.
    1. +6
      24 августа 2020 18:16
      Цитата: Hog
      Для МЧС самое то, особенно в отдаленных районах с большим количеством малых рек и озёр.
      ПС: Для армейцев вон Стрела есть.

      сложность конструкции и отсутствие спец."сервиса"- приговор.
      1. Hog
        +3
        24 августа 2020 18:25
        Цитата: Дедкастарый

        сложность конструкции и отсутствие спец."сервиса"- приговор.

        Сложности никакой, за подъем колес скорее всего пневматика отвечает.
        Сервис будет если будет серия. Комплектующие скорее всего от серийных автомобилей.
        1. +4
          24 августа 2020 18:50
          Цитата: Hog
          Цитата: Дедкастарый

          сложность конструкции и отсутствие спец."сервиса"- приговор.

          Сложности никакой, за подъем колес скорее всего пневматика отвечает.
          Сервис будет если будет серия. Комплектующие скорее всего от серийных автомобилей.


          Как у Вас все просто!...Пневматика,-и все...
          В некоторых отдаленных местностях и с ремонтом,обслугой УАЗиков не просто.
          Прежде,чем аппарат пойдёт в серию,над ним изрядно по работают(просто обязаны)технологи.
          И ТТХ от этого ТОЧНО не улучшаться.
          Поэтому,как уже написали,скорее всего:"Какая-то чудная поделка....."
          Хотя я бы написал:"Какая чУдная подделка..."
        2. +6
          24 августа 2020 18:51
          Нет на серийных автомобилях устройства подъёма колес с поворотом.
          Значит, узел уникальный.
          И как он себя покажет и сколько стоит- это нужно выяснить.
    2. +1
      26 августа 2020 07:06
      Цитата: Hog
      Для МЧС самое то, особенно в отдаленных районах с большим количеством малых рек и озёр.

      Для МЧС - самое то . И для погранцов может пригодиться .
      И для генеральской рыбалки . yes
      А то , что брони нет ... так и УАЗик брони не имеет .
      И "Буханка" .
      Да и по суше он бегает вполне резво (судя по заявленным характеристикам) .
      А уж на воде - КАТЕР .
      И рассматривать его стоит именно как концепт , а не изделие в конечном облике . Там одна система складывания колёс МНОГОГО стоит .
      В несколько адаптированном виде такой аппарат и для морской пехоты вполне бы сгодился(конечно не для высадки под огнём - разведка , инспекция , да хоть уродцу 22160 такой в ангар) - у него скорость КАТЕРА .
      Я бы на таком , да на рыбалку ... feel ... с превеликим УДОВОЛЬСТВИЕМ ! bully
      И конечно это не броневик . lol
    3. 0
      26 августа 2020 21:54
      Цитата: Hog
      Для МЧС самое то, особенно в отдаленных районах с большим количеством малых рек и озёр.

      Лучше вертолёта пока ничего для МЧС не придумали.
      Даже СВВП не играет.
  3. -3
    24 августа 2020 18:16
    Какая-то чудная поделка........
  4. +7
    24 августа 2020 18:36
    Радует что не перевелись мужики одержимые,головчатые и рукастые!По крайней мере,судя по заявленным характеристикам.10 человек при собственной 2-тонной массе,да с указанной трансмиссией...И на воде 80 км/ч!
    В чем подвох?
    Смущяет только,что СО(системой охлаждения) сложности возникли.И это на воде!Понятное дело,что гонять забортную(солёную) воду через блок цилиндров не есть хорошо.Но теплообменник,наверное,можно было...вкорячить.
    Хотя,им виднее...
    1. +2
      24 августа 2020 19:50
      Цитата: A.A.G.
      Смущяет только,что СО(системой охлаждения) сложности возникли.
      Какие трудности? ТО прилепили на двери и он, похоже, справляется. Просто автомобильный и лодочный двигатели работают в сильно разных режимах.
      1. +1
        24 августа 2020 21:41
        Цитата: Симаргл
        Цитата: A.A.G.
        Смущяет только,что СО(системой охлаждения) сложности возникли.
        Какие трудности? ТО прилепили на двери и он, похоже, справляется. Просто автомобильный и лодочный двигатели работают в сильно разных режимах.

        В статье упомянается о радиаторах.Ясное дело,по сути тоже теплообменник.Я имел ввиду омывание теплоносителя(антифриза) забортной водой.Так иногда делают при установке автомобильных двигателей на маломерные суда к примеру...
        Разность режимов работы двигателей частично нивелируется редукцией.Работа на воде,как правило на мощностях близких к максимальным,-теплоотводом,запасом мощности,надёжности двигателя...
  5. +4
    24 августа 2020 18:38
    Идея не нова:

    1. +2
      24 августа 2020 18:42
      Цитата: sedoj
      Идея не нова:

      Так все новые идеи обычно опираются на старые. Это нормально.
  6. +5
    24 августа 2020 18:38
    «Остается только надеяться, что разработка найдет своего клиента. »

    Это вряд ли. Да, некий богатенький Буратино может заказать себе экземпляр у разработчика. Ибо, экзотика. И всё. Я, конечно, не видел КД на это чудо, но по фоткам и описанию догадываюсь, что слово «технологичность» тут и не ночевало. Отсюда: о серии можно не говорить, только штучная ручная работа под заказ. Нет, ребята — большие молодцы, что смогли реализовать самостоятельно опытный образец. Но вот про армию или МЧС — это маловероятно.
    А вот про Джеймса Бонда верю. Такую машинку в кино снимать — одно удовольствие.
    Мне это напоминает «Лауру» Парфёнова и Хаинова. Она тоже в кино снималась.
  7. +1
    24 августа 2020 18:52
    Цитата: Alien From
    Какая-то чудная поделка........

    Все хотят продать государству-в армию,МЧС,полицию еще куда то.Ну если получилась хорошая машина-пускай на рынок.Принимай частные заказы.Как раз с импортными двигателем и КПП-самое то.Боятся прогореть,цена вырисовывается большая.
  8. Hog
    +2
    24 августа 2020 19:02
    Цитата: A.A.G.

    Как у Вас все просто!...Пневматика,-и все...
    В некоторых отдаленных местностях и с ремонтом,обслугой УАЗиков не просто.
    Прежде,чем аппарат пойдёт в серию,над ним изрядно по работают(просто обязаны)технологи.
    И ТТХ от этого ТОЧНО не улучшаться.
    Поэтому,как уже написали,скорее всего:"Какая-то чудная поделка....."
    Хотя я бы написал:"Какая чУдная подделка..."

    Ну тогда давайте самокаты всем раздадим, там особо и чинить нечего.
    Никто и не говорил что аппарат должен отправиться в серию в текущем виде.
    1. +2
      24 августа 2020 21:08
      "Ну тогда давайте самокаты всем раздадим, там особо и чинить нечего."
      Лошади поуниверсальней будут...
      "Никто и не говорил что аппарат должен отправиться в серию в текущем виде."
      Никто и не говорил,что он вообще отправится в серию... smile Я лишь написал,что если это произойдёт,то ТТХ явно будут скромнее.
      Да,и в моём предыдущем комментарии следует читать "поделка",а не " подделка",извините,смартфон умничает)).
  9. +3
    24 августа 2020 19:09
    Кое где погранцам может пригодится. На северах в летний сезон. Зимой по льду, летом тем же маршрутом по воде. Есть несколько мест где такая техника будет востребованна. Но думаю цена нивелирует всё желание потенциальных клиентов.
  10. +4
    24 августа 2020 19:29
    В любом случае прецедент, когда владелец небольшой машиностроительной фирмы, производящей трубогибы и прицепы, строит на собственные деньги амфибию, не имеющую аналогов в мире, достоин уважения. Остается только надеяться, что разработка найдет своего клиента.

    Молодец мужик.
  11. +1
    24 августа 2020 20:06
    Автор забыл добавить, что "Дрозд" экспонируется на военно-техническом форуме "Армия-2020", значит есть к нему интерес.
    https://ria.ru/20200823/armiya-2020-1576200926.html
    1. -2
      24 августа 2020 20:27
      Значит кто-то денег занёс, чтобы под нос кое-кому подсунуть. Интерес военных заключается в заказах, а не в выставках.
      1. -2
        24 августа 2020 21:22
        Цитата: Английский тарантас
        Значит кто-то денег занёс, чтобы под нос кое-кому подсунуть. Интерес военных заключается в заказах, а не в выставках.

        Да похоже,что интересы некоторой части "военных" сильно изменились,-шоу,пиар,"экспортная составляющая"...
  12. -1
    24 августа 2020 20:07
    Двигатель Штайр, американская коробка передач, карбоновый кузов... Однозначно силовики брать не будут. Тупиковая идея пихать в авто для силовиков импортные комплектующие, сложный в ремонте кузов, пневмо, то, сё... Бред в общем. Неудивительно, что денег не дали и разрабатывали инициативно. Через неделю забудем.
  13. BAI
    0
    24 августа 2020 20:54
    Остается только надеяться, что разработка найдет своего клиента.

    Военным он не нужен. А для спасателей,охотников, туристов, различных экстремалов - вполне может подойти. Заказчиков надо в МЧС искать.
  14. +1
    24 августа 2020 21:11
    Аналогичная система выпускается фирмой gibbs
    s
    1. 0
      25 августа 2020 13:06
      У китайцев вот такая есть...
  15. -1
    24 августа 2020 21:17
    И продумывали там на западе концепты военной технике на этой базе там фишка в убирание колёс... Не просто вверх а со складывнием
    идея не плохая наши сделали дорогую амфибию... Для покатушек в этом варианте она конечно не для мо
  16. +1
    24 августа 2020 21:44
    Вспомним НАМИ... Последний проект - KAMAZ-1221 ШАТЛ, "серия" 3шт... Ё-мобиль - кто-нибудь его помнит ? - сколько их всего сделали ? - один у В. В. Жириновского bully . "Дрозд" - Нужно делать подобные проекты, что бы было от чего-нибудь отталкиваться в будущем, не повторяя глупейших ошибок. Где ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ комплектующее ? - не будет проектов - не будет и нужды их делать. Создавать современные и необходимые автокомпоненты (для начала копируя иностранные) - задача промышленности, а не конструктора проекта fellow .
    1. 0
      25 августа 2020 13:42
      Зил. Синия птица. правда без уборки шасси, но и то толку больше, и тогда уже стекло пластик стали использовать
  17. 0
    24 августа 2020 21:44
    Мне это сильно напоминает американский проект GIBBS QUADSKI. В свое время очень понравился, на выставке видел. Но проблема... в цене!

    Это и не квадроцикл, и не гидроцикл, хотя гибрид классный. $75000 и $85000 (за двухместную версию) в России - это многовато!
    За лям бы взял, а за 5 - ни за что.

    Это уже цена ОЧЕНЬ хорошей машины! А в реальности там нет ничего за такие деньги. Правда, это на другой контингент, где понты дороже денег.

    Вот и тут. Для частников по меньшей мере штучно, а для военных сомнительно.
    Но я желаю удачи разработчикам, классная штука! Мне нравится!
    1. -1
      1 сентября 2020 11:24
      Некоторый апдейт к теме. У той же GIBBS есть прямой конкурент...
      Называется HUMDINGA.



      Но вот цена на сайте rosvezdehod.ru ни много ни мало, аж 105 000 000 рублей wassat laughing am
      В общем... Жаба может раздуваться до любых размеров, жадность границ не имеет! fellow
  18. +1
    24 августа 2020 21:48
    Машина интересная, конечно. Лишь одно фото на ходу-на плаву нашел:
    На Арми-2020 и прочих презентационных "Дрозд", в основном, на "кирпичах" стоит. И видео с глиссированием что-то нет. Смущает еще пачка радиаторов (сзади, как у сетевых магазинов)
    ТТХ лишь общие, "не имеющие аналогов", а сколько он жрёт? "Задний ход" есть?
    И еще фото:
    БМК
    1. Комментарий был удален.
  19. 0
    24 августа 2020 23:49
    а фото на ходу почему нет?
  20. +1
    25 августа 2020 02:38
    Главной особенностью амфибии от «Балтийской машиностроительной компании» является способность выходить из воды на неприспособленный берег.
    Главной особенностью этого...пепелаца является...запасное колесо "врезанное" в капот, которое будет оказывать такое сопротивление при движении даже не при волнении в 3 балла, как заявлено, а в условиях штиля, и чем больше будут обороты двигателя, тем больше будет расход горючего, машина будет зарываться в волну. Это очевидно на ограниченном видео, где сей механизм, на небольшой скорости перемещается, и понятно, что если прибавят оборотов, то машина просто клюнет, и зароется в волну. sad
  21. +1
    25 августа 2020 02:44
    Цитата: A.A.G.
    Цитата: Hog
    Цитата: Дедкастарый

    сложность конструкции и отсутствие спец."сервиса"- приговор.

    Сложности никакой, за подъем колес скорее всего пневматика отвечает.
    Сервис будет если будет серия. Комплектующие скорее всего от серийных автомобилей.


    Как у Вас все просто!...Пневматика,-и все...
    В некоторых отдаленных местностях и с ремонтом,обслугой УАЗиков не просто.
    Прежде,чем аппарат пойдёт в серию,над ним изрядно по работают(просто обязаны)технологи. Где их взять-то? lol
  22. +1
    25 августа 2020 02:46
    Цитата: A.A.G.
    Цитата: Hog
    Цитата: Дедкастарый

    сложность конструкции и отсутствие спец."сервиса"- приговор.

    Сложности никакой, за подъем колес скорее всего пневматика отвечает.
    Сервис будет если будет серия. Комплектующие скорее всего от серийных автомобилей.


    Как у Вас все просто!...Пневматика,-и все...
    В некоторых отдаленных местностях и с ремонтом,обслугой УАЗиков не просто.
    Прежде,чем аппарат пойдёт в серию,над ним изрядно по работают(просто обязаны)технологи.
    Где их взять-то? lol
  23. 0
    26 августа 2020 13:45
    Почему бы Аурусу не купить эту разработку и не выпускать ее под своим брендом. На земле есть лимузин, в воздухе вертолет, не хватает машины на воде.
  24. 0
    19 ноября 2020 10:01
    В связи с тем, что мотор вынужден работать на воде постоянно на высоких оборотах (специфика мореходной эксплуатации),
    Плохая проработка трансмиссии. Редуктор, специально предназначенный для привода винтов, решил бы проблему.
    Разработка любой амфибии - веселая инженерная игра, не более того. СОвременная нам техника в принципе не способна создать двухсредную колесную машину так, чтобы она не была неэффективна в воде так же, как и на суше. Прекрасно знающие эту нехитрую истину западные журналисты посмеялись над разработкой, заслуженно назвав ее машиной Джеймса Бонда. То есть напонтованным выставочным образцом, лишенным какого бы то ни было практического применения.
    Хорошо, что у нас осталось несколько инженеров (жаль, что толкового инженера механика для разработки трансмиссии обнаружить не удалось), неплохо так же, что кто то дал им денег на эту забаву. Плохо лишь то, что практических задач, ощутимо влияющих на экономику, перед этими инженерами никто не ставит.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»