Атомная подлодка для Бразилии

14
В настоящее время только шесть стран в мире обладают подводными лодками с атомными энергетическими установками. Несмотря на сравнительно широкое распространение ядерной энергетики, далеко не все страны смогли установить атомный реактор на подводную лодку. В начале июля появились новости относительно попыток еще одного государства присоединиться к «клубу АПЛ».

Седьмой страной, располагающей атомными субмаринами, может стать Бразилия. Разговоры о начале разработки собственной АПЛ в этой стране ходили уже несколько лет, но теперь, похоже, бразильцы от слов перешли к делу. В начале июля в Сан-Паулу, в Технологическом центре ВМС Бразилии состоялась торжественная церемония, посвященная началу работ по проекту. Стоит отметить, что проект первой бразильской атомной подлодки будет воплощаться в жизнь не самостоятельно. В программе участвует французская организация DCNS, известная своими проектами подводной техники. Кроме того, часть обязанностей в ходе проекта возьмут на себя бразильские частные организации.

Первые сообщения о намерении Бразилии вооружить свои ВМС подлодкой с атомной энергетической установкой стали поступать еще в 2008 году. Тогда военное и политическое руководство страны ограничивалось общими заявлениями по поводу необходимости подобной техники и примерных целей, для которых она нужна. Утверждалось, что атомный подводный флот нужен Бразилии для патрулирования территориальных вод и прилежащих к ним районов океана. Кроме того, новые лодки должны защищать исследовательские суда и платформы, которые занимаются разведкой полезных ископаемых на дне океана. Тогда же впервые были оглашены примерные сроки строительства лодок – головной корабль должен был войти в строй только после 2020 года.

После тех заявлений прошло немало времени, но новая информация появлялась в крайне скудных количествах. Так, имеется не в полной мере проверенная информация о «происхождении» проекта. В ряде источников утверждается, что основой бразильской АПЛ станут французские дизель-электрические подлодки проекта Scorpène. Уже один этот факт вызывает массу вопросов, хотя бы по той причине, что для переделки дизель-электрической лодки в атомную придется изменить массу систем и конструктивных элементов. Очевидно, что Бразилия в одиночку не сможет справиться с этим. Поэтому даже переработка существующего проекта требует привлечения зарубежных кораблестроителей. Что касается Франции, то проект новой АПЛ будет полезен и ей. Дело в том, что французские ВМС располагают только одним типом многоцелевых атомных подводных лодок – Rubis. Головная субмарина проекта была включена в состав флота еще в 1983 году, и всю серию уже нельзя назвать современной. В настоящее время Франция строит три лодки аналогичного назначения, принадлежащие к новому проекту Barracuda, но они отправятся служить не ранее 2015 года. Соответственно, совместная разработка многоцелевой АПЛ для Бразилии может подстегнуть работы над лодками для собственных нужд Франции или даже привести к созданию обновленного проекта «Барракуда», в котором будет учтен ряд особенностей эксплуатации и т.д.

Версия об использовании в качестве основы для нового проекта лодок Scorpène появилась не на пустом месте. Еще в девяностых годах Франция полностью отказалась от дизель-электрических подводных лодок, а самый новый проект этого класса субмарин, которым оказался Scorpène, сделали исключительно экспортным. При этом «Скорпен» был разработан компанией DCNS. Очевидно, что такой набор фактов мог привести только к одному выводу. Если, конечно, АПЛ для Бразилии действительно будет делаться на базе существующего проекта. Что касается класса бразильской лодки, то с большой долей вероятности можно утверждать, что это будет «охотник». В настоящее время атомные подводные лодки используются только в трех вариантах: они несут баллистические ракеты с ядерными зарядами, вооружаются торпедами и/или ракетами, а также оснащаются крылатыми ракетами. Бразилия до сих пор не была замечена в разработке стратегических ракет для подводных лодок, да и с крылатыми ракетами в этой стране особых успехов нет. Поэтому остается только класс «подводная лодка атомная торпедная» – ПЛАТ. Кроме того, именно таким вооружением обладают и вероятно базовые лодки Scorpène.

Как всегда бывает при создании и воплощении подобных программ, одной из главных проблем является экономическая сторона. Пока что Бразилия желает получить только пять атомных лодок и заплатить за каждую по 565 миллионов американских долларов. До сих пор не был уточнен один интересный момент, касающийся стоимости. Бразильские официальные лица не рассказали, входят ли в эти 565 миллионов затраты на проектирование или нет. Зато на мероприятии 6 июля много говорилось о сроках. Проект новой лодки будет подготовлен к 2015 году, после чего еще шесть лет выделят на строительство. Таким образом, головной корабль будет спущен на воду как раз в конце текущего десятилетия. После окончания строительства два-три года уйдет на испытания лодки. Поэтому введение первой бразильской АПЛ в строй состоится в 2023-25 годах. За ней последуют и другие подводные корабли.

Бразильские планы относительно освоения новых технологий, несомненно, похвальны. Но, читая новости, трудно отделаться от одного вопроса: зачем? В настоящее время южноамериканский регион является довольно спокойным и стабильным. Крупные военные конфликты в ближайшее время не предвидятся, хотя некоторые страны и имеют претензии друг к другу. При этом не стоит забывать, что бразильская экономика в последние годы показывает хорошие темпы роста. Если эта тенденция сохранится, то после 2020 года мы сможем наблюдать нечто похожее на то, что было с Китаем 15-20 лет назад. Бразилия «тихой сапой» вырастет в экономическом и политическом смыслах до такой степени, что станет ведущим государством своего континента. Ну а сильная экономика по определению не может не быть защищенной сильной армией. Уже сейчас немалая часть экспорта и импорта Бразилии идет по морским путям, которые нуждаются в военном прикрытии. В таком случае анонсированный проект АПЛ станет своеобразным пробным шаром, который даст ощутимые результаты только в будущем. В еще более отдаленной перспективе Бразилия может попытаться стать новой сверхдержавой. Вряд ли сейчас тамошние политики строят столь смелые планы на столь отдаленные времена, но создание атомной подводной лодки прямо сейчас точно не будет лишним.

Как видим, элитарный клуб стран-обладательниц атомных субмарин в ближайшие годы может пополниться. Причем на звание новых членов этого клуба станут претендовать сразу несколько государств. Прежде всего, конечно, Бразилия, чьи планы недавно превратились в конкретную программу. Несколько недель назад в претенденты чуть было не записали Иран. Сначала представители ВМС Исламской республики обмолвились о своих планах по поводу атомных боевых кораблей и подводных лодок, но потом глава иранской ядерной программы Ф. Аббаси опроверг эти высказывания, рассказав об отсутствии в плане его организации каких-либо корабельных проектов. Другими претендентами на вступление в «АПЛ-клуб» являются Южная Корея, ЮАР, а также некоторые европейские страны.


По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://atomic-energy.ru/
http://a-submarine.ru/
http://dcnsgroup.com/
http://dailymail.co.uk/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. damba
    +4
    8 августа 2012 09:39
    Что это будет за АПЛ мы еще узнаем. а вот почему именно французы будут ее помогать строить вот это вопрос, могли бы между прочим и нас как партнеров по БРИКС попросить мы бы им построили полу-Ясеня они бы нам потом руки целовали. На худой конец дали бы сигнал китаезам они бы за два-три года построили бы головную подлодку и дешевле будет и и быстрее.
  2. Tirpitz
    +2
    8 августа 2012 09:40
    Какие это европейские страны? Украина и Польша? laughing
    1. Паратов
      +4
      8 августа 2012 12:49
      Цитата: Tirpitz

      Какие это европейские страны? Украина и Польша

      Германия скорей всего.Других претендентов,учитывая экономическую ситуёвину,предположить трудно.
    2. MorganStanley
      +4
      8 августа 2012 17:23
      Цитата: Tirpitz
      Украина

      Украина как раз таки без проблем может ее сделать, да только толку от этого не будет, а бюджет пока маловат.
      А так, по статье, то это немного убивает:
      Бразильские планы относительно освоения новых технологий, несомненно, похвальны. Но, читая новости, трудно отделаться от одного вопроса: зачем?

      Что бы кататся б.л.*ат.ь. Бразилия не Боливия, и она через пару лет будет играть важную роль в мире, поэтому это необходимо для нее.
  3. +4
    8 августа 2012 09:41
    Следующей новостью о проектах развития подводного флота в южной америке будет скорей всего новость о подготовке к строительству АПЛ Аргентиной.
  4. -1
    8 августа 2012 13:17
    Да статья заставляет задуматься!
    Бразильцам бы стоило вспомнить на чьей стороне были французы во время конфликта Аргентины и Англии и что сделали французы при этом.
    1. 0
      21 августа 2012 18:19
      Не понимаю причины минуса?
      Что прошло несколько лет со времени войны и все забыли?
      или неправильно что то?
      Или будто что то поменялось кардинально и повтора ситуации не будет?

      Или это отметки от идиотов (не помнящих уроки истории)
  5. +5
    8 августа 2012 13:20
    А что исторически Бразилия и Аргентина старались иметь современные на данный момент корабли.В начале 20 века это были дредноуты,в конце авианосцы,а теперь АПЛ.Непонятно только чего тянули.Тем более экономика бразилии одна из самых быстро развивающихся,огромная територия,огромная береговая линия.
  6. 0
    8 августа 2012 14:10
    Цитата: Kars
    авианосцы

    давно читал вроде у Бразильцев были проблеммы ц палубными самолетами,для старичка авианосца,вроде в штатах купили старые поршневые самолеты.И если не изменяет память эта инфа(об самолетах) была здесь в прошлом году .интересно, что нибудь изменилось?
  7. +2
    8 августа 2012 14:18
    Цитата: igor67
    Бразильцев были проблеммы ц палубными самолетами,для старичка авианосца,вроде

    Ну как сказать они веть и авианосец тоже купили у французов.А так я им особо не интересовался,возможно для бразильских мест поршневой выгодней.
    1. Eugene
      0
      8 августа 2012 14:24
      А что у них со скайхоками случилось?Ресурс и запчасти кончились?Впрочем сейчас выбирать не приходиться для таких кораблей - Хариеры - скоро развалятся тоже, F-35 - по цене лунного грунта. Под МиГ голову даю на отсечение - нужна модернизация и серьезная и тоже не 3 копейки стоит.

      Только нафиг он с поршневыми то?
  8. +2
    8 августа 2012 15:22
    Вопрос о необходимости ВМС Бразилии АПЛ скорее риторический. Это сейчас регион относительно спокойный. Что будет завтра? И вот это непредсказуемое завтра нужно встретить достойно. Молодцы, что еще скажешь, зрят на перспективу. Мало ли кому могут вдруг понравиться амазонские джунгли или не понравится состояние демократии в стране, д.е.б.и.л.о.в. в мире хватает!
  9. itr
    +2
    8 августа 2012 15:26
    странно Бразилия добровольно отказалась от ядерного оружия . Ну и ей за требовались АПЛ ???? Для чего ?????
    А подлодка будет называться Шарман блин
  10. +2
    8 августа 2012 15:57
    В Бразилии есть нефть - видно тоже не хотят демркратизироваться.
    1. +1
      8 августа 2012 18:50
      в Бразилии есть вся таблица проф. Менделеева, потому АПЛ нужен во избежание демократии
      1. Здравый смысл
        -2
        11 августа 2012 14:00
        В Бразилии и так существует демократия , так что все ваши трюизмы почерпнытые из первого кАнала с действительностью соотносяться не больше чем любая другая шизофрения.
  11. Warik
    +1
    8 августа 2012 17:28
    Бразилия - явный лидер латинской америки, а сильному лидеру ножно мощное оружие. В формирующемся многополярном мире полюса должны быть сильными, настолько сильными, чтобы американская однополярность продолжала сдуваться и ослабевать.
  12. КАРБОН
    +1
    8 августа 2012 21:36
    Прямо грузовик пряников перевернулся на Французкой улице! Сначала Мистрали для России, теперь АПЛ для Бразильцев. Ничего дороже флота придумать люди пока не смогли, боепособного флота разумеется. Только АПЛ -это только верхушка, нужны еще: база, обученные экипажи, заправка топливом, ремонт, просто эксплуатация ежедневная, если Бразилия потянет этофлаг им в руки. На мой взгляд Бразилия прямо или косвенно принадлежит американскому капиталу, так что кроме престижа ни какого смысла покупать их нет, тем более защищатся от дермократизаторов. Попытка таким образом приобрести опыт в строительстве АПЛ тоже бред, есть замечательный пример индусов, они 670 два года поэксплуатировали в 1988-1990гг, и только в 2012 спустили на воду первого Архианта)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»