Боевые корабли. Зачем же так с идеалом, месье?

107

Да простят мне постоянные читатели рубрики, что вот так бесцеремонно от раскритикованных немецких легких корыт я перескакиваю почему-то к французским тяжелым крейсерам. Да, по идее, сейчас должны идти «Хипперы», но вот – «Альжери». И это неспроста. В самом конце будет ответ на вопрос, почему именно так. Но все справедливо.

Итак, после окончания Первой мировой войны Франция оказалась на вторых ролях, в региональных державах, задушенных Лондонским соглашением и Вашингтонским договором. Единственным соперником, с кем можно было пободаться за главенство на морях (точнее, в Средиземном море) была Италия.



Уже в то время стало ясно, что в акватории Средиземноморья о линкорах речь не идет совсем, эти кувалды будут применяться в самом крайнем случае, а вся работа как в мирное, так и в военное время ляжет на палубы крейсеров и эсминцев.

Крейсера… Ну, с ними и у французов, и у итальянцев было так себе. Итальянские «Тренто» и «Триест» были тем еще металлоломом, хотя то же самое можно было сказать и про «Дюкени» и «Сюффрены» французов.

Первыми ход сделали итальянцы, заложив «Зары». Это были не самые лучшие корабли, но они на голову превосходили все ранее сделанное.

Самое интересное, что, согласно Лондонскому соглашению, Франция и Италия могли иметь по 7 тяжелых крейсеров. И французы имели 6!!! А итальянцы заложили аж 4 новых «Зары», что явно во Франции никому не понравилось.

Даже если итальянцы не построили бы хорошие корабли (а они построили, хотя и с оговорками), четыре новых тяжелых крейсера – это серьезная заявка на превосходство. Ибо новый крейсер – он и в Средиземноморской луже новый крейсер.

Надо было не просто отвечать, а быстро и качественно. И, хочу сказать, у французов это не просто получилось. А получилось просто великолепно.


Вообще, проект нового крейсера изначально был весьма серьезен, особенно в плане бронирования. На фоне «картонных» «Сюффренов» корабль смотрелся этаким бронированным монстром из довоенных времен.

Вся вертикальная броня должна была выдерживать попадание снаряда калибром 155 мм с 15 км, а горизонтальная – с 20 км. Противоторпедной защите вменялась обязанность спасать корабль от попадания торпеды с боевой частью в 300 кг взрывчатки.

Ну и внешний вид тоже был весьма модерновым. Название было в честь 100-летия установления протектората Франции над Алжиром, которое пришлось как раз на год закладки.

«Алжир».

Боевые корабли. Зачем же так с идеалом, месье?

Заложен 19 марта 1931 года. Спущен на воду 21 мая 1932 года. Введен в строй 15 сентября 1934 года. Погиб в Тулоне 27 ноября 1942 года. Сдан на слом 21 декабря 1956 года.

Да, судьба более чем короткая, но не будем спешить, а рассмотрим просто и беспристрастно — как боевой корабль.

Водоизмещение:
— стандартное: 10 109 т;
— полное: 13 461 т.

Длина: 180/186,2 м.
Ширина: 20 м.
Осадка: 6,15 м (нормальная), 7,1 м (в полном грузу).

Бронирование.
— пояс: 110 мм;
— продольная переборка: 40 мм;
— траверзы: 70 мм;
— палуба: от 30 до 80 мм;
— башни: 100 мм (лоб), 70 мм (борт);
— барбеты: 70 мм;
— боевая рубка: 100 мм.

Двигатели. 4 ТЗА Rateau Bretagne, 84 000 л. с. Скорость хода 31 узел. Дальность плавания 8 700 морских миль на 15 узлах. Автономность плавания 30 суток.

Силовая установка показала себя как весьма надёжная и экономичная. Максимальная скорость на испытаниях составила 33,2 узла при мощности 95 700 л.с. Крейсер с чистым днищем мог пройти 8700 миль при скорости 15 узлов, 7000 миль при скорости 20 узлов и 4000 миль на 27 узлах при боевом запасе топлива 2142 т.

Экипаж 616 человек.

Вооружение.

Главный калибр: 4 × 2 — 203 мм
Зенитная артиллерия:
6 × 2 — 100-мм универсальные орудия;
4 × 1 — 37-мм зенитные автоматы;
4 × 4 — 13,2-мм пулемёты.
Минно-торпедное вооружение: 2 трехтрубных торпедных аппарата 550 мм.


Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта Gourdou Leseurre GL-812HY.


В общем, очень сильный набор. Да, итальянцы ставили на свои тяжелые крейсера силовые установки под 100 000 л.с., но скорости это прибавляло, но не критично. Бронирование было намного лучше, чем у «Зары», универсальная артиллерия сильнее вдвое, главный калибр… С главным калибром вообще отдельная история. Учитывая, что проверить в бою во время войны не пришлось, говоря теоретически, я бы не поставил на итальянцев, которые всю войну отправляли свои 203-мм снаряды в сторону противника и не более того.

С началом войны «Алжир» успел пройти ряд модернизаций и улучшений, и, надо отметить, они все были по делу. Это нехарактерно для французского военного ведомства, которое просто погрязло в бардаке.

В начале 1940 года все одноствольные зенитные 37-мм автоматы заменили на спаренные установки такого же калибра. Стволов стало вдвое больше.



Дополнительно установили еще четыре пулемета «Браунинг» M1921 калибром 13,2 мм. Это «Браунинги» бельгийского производства концерна FN под французский патрон 13,2х99 от «Гочкиса».

В 1942 году установили еще четыре 13,2-мм «Браунинга». И главное – тогда же была установлена радиолокационная станция DEM с длиной волны 2 м.

Универсальный калибр был роскошен. 100-мм орудия М1930 были действительно на голову лучше итальянских аналогов, и появление этих пушек на французских кораблях – большая удача. Орудия могли стрелять как по надводным целям, так и по летающим. Зенитные фугасные снаряды летели на высоту до 10 км, полубронебойными стреляли по дальности до 15 км.

Реальная скорострельность составляла 6-7 выстрелов в минуту.

Главный калибр — 203-мм орудия образца 1931. Они не сильно отличались от орудий образца 1924 года, которыми вооружали тяжелые крейсера ранних построек, но это были весьма хорошие орудия.


Орудие имело три типа снарядов. Фугасный весом 123,8 кг, бронебойный весом 123,1 кг. Эти снаряды орудие могло отправить на дальность 31,4 км. И был еще усиленный бронебойный снаряд весом 134 кг, который летел на меньшее расстояние (30 км), но дел мог наделать нешуточных.

Все башни главного калибра несли собственные имена. Первая носовая – «Альже», в честь столицы, вторая носовая – «Оран», первая кормовая – «Кара Мустафа», вторая кормовая – «Константина».

На бумаге, в цифрах получился очень серьезный корабль. С хорошим ходом, хорошей бронезащитой, вооружением. Слабым местом однозначно была ПВО, но это было в начале войны характерно для многих флотов.

Боевое применение.


«Алжир» вошел в состав 1-й лёгкой дивизии, куда вообще свели почти все тяжелые крейсера французского флота.

Когда началась Вторая мировая война, «Алжир» включили в состав соединения «Х», которое охотилось (без особых успехов) на немецкие рейдеры в Атлантике. В 1940 году крейсер занимался конвоированием особо важных конвоев, перевез в Канаду часть золотого запаса Франции (почти 60 тонн золота).


К сожалению, корабль принял участие только в одном реальном боевом походе. Это произошло после того, как Италия объявила войну Франции. 14 июня 1940 года крейсер вел огонь по целям на берегу возле Генуи. А 22 июня Франция уже капитулировала, подписав Компьенское соглашение.

Как один из новейших кораблей, «Алжир» остался в составе флота Виши, который превратили во «Флот открытого моря». Единственный боевой поход корабль совершил в ноябре 1940 года, после чего боевая деятельность флота практически была прекращена.


Дальше была Тулонская трагедия. 11 ноября 1942 немецкие войска начали операцию «Антон» — оккупацию территории Виши. Одновременно началась реализация операции «Лила», согласно которой немцы решили прибрать к рукам французский флот.

Немецкие танки появились на окраине Тулона утром 27 ноября 1942 г. Почти весь французский флот находился в гавани. На прорыв в Касабланку ушло лишь несколько кораблей и подводных лодок, благо никто не задерживал и не пытался остановить. Остальные героически самозатопились на рейде Тулона.

«Алжиру» фактически не повезло, его команда слишком уж ответственно подошла к вопросу уничтожения корабля, подорвав его в нескольких местах, открыв кингстоны и устроив пожары. Крейсер сел на грунт в гавани и горел почти три недели, превратившись в груду голого обгорелого металла. Тушить его никто не бросился, и так получилось уничтожить крейсер.



Так как Тулон попал в зону итальянской оккупации, то соответствующие службы итальянского флота пытались что-то сделать с кораблем, но поднять не смогли. На том и бросили.


Останки корабля были подняты только в 1949 году, и к 1956 году от «Аджира» не осталось ничего.

В целом очень грустная история, потому что более слабые крейсера вполне успешно провоевали всю войну.

«Алжир» реально можно считать одним из лучших тяжелых крейсеров мира поствашингтонского периода. Он был очень хорошо сбалансирован. Приличная противоторпедная защита, хорошее бронирование, эффективная артиллерия главного калибра, отличные универсальные орудия в достаточном количестве для решения многих задач.


Некоторые эксперты считают, что в совокупности «Алжир» превосходил многие корабли своего времени, такие, как «Пенсакола», «Зара», «Адмирал Хиппер» и «Такао».

Честно говоря, в этом списке все справедливо, хотя «Такао», пожалуй, был сильнее. Он превосходил «Алжир» в скорости и дальности хода, что для французского крейсера, оперирующего в Средиземном море, было не критично, и японский корабль обладал более сильной ПВО. А у французского крейсера уже в начале войны была РЛС, которая значительно облегчала жизнь.

Если бы не излишнее рвение экипажа, который мог бы на крейсере, обладавшем приличной скоростью, просто уйти в Алжир или Марокко и там продолжить войну… Но вышло так, как вышло.


Наконец, почему «Алжир» пошел перед немецкими тяжелыми крейсерами типа «Адмирал Хиппер»? Все просто. Немцам после начала возрождения Кригсмарине нужны были тяжелые крейсера. Это нормально. Но проектов живых и готовых просто не имелось. А корабли нужны были Гитлеру вчера.

К счастью для Германии, были адмирал Канарис и его «Абвер», в котором было много грамотных разведчиков и флотских специалистов. Была проведена огромная работа по добыче информации закрытого характера и анализ этой информации.

И вот эта работа показала, что за образец для подражания надо брать именно «Алжир». Что немцы и сделали. Посмотрите, насколько общая идея корабля схожа. А между закладкой кораблей прошло ни много ни мало шесть лет.



Но «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген» провоевали всю Вторую мировую, а вот у их прототипа жизнь не сложилась. Так бывает. Поэтому мы отметим прекрасную работу французов по созданию тяжелого крейсера, который можно назвать если не идеальным, то близким к идеалу. Но основное внимание уделим немецким кораблям, жизнь которых была хоть и не длиннее, чем у героя нашего повествования, но изрядно содержательнее.
107 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    26 августа 2020 18:15
    Традиционно поблагодарю автора за предоставленную статью. Может, для специалистов это старо, но мне, сухопутному, читать было интересно.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. +1
      27 августа 2020 15:48
      Вы к каждой статье цикла Романа оставляете подобный коммент , и каждый раз я его лайкаю потому что
      Может, для специалистов это старо, но мне, сухопутному, читать было интересно. для меня так же hi
      1. +1
        28 августа 2020 20:32
        Цитата: ...
        2 гидросамолёта Gourdou Leseurre GL-812HY.

        А вот сомневаюсь я. Ибо большая часть самолетов была списана к 1939 году, А на тяжах типа Алжир этот хлам и не планировался
    3. +3
      30 августа 2020 16:47
      Традиционно, добавляю, что тема в очередной раз не раскрыта.
      А по данному кораблю есть работы Кофмана, светлая ему память,Патянина, Александрова.
      И по характеристикам этого корабля,в первую очередь, по массе бронирования,существуют очень серьезные расхождения.
  2. +10
    26 августа 2020 18:46
    Бронирование было намного лучше, чем у «Зары»,

    ПТЗ - да... Но бронирование в целом - сильно сомнительно.
    В лучшем случае паритет.


    К счастью для Германии, были адмирал Канарис и его «Абвер», в котором было много грамотных разведчиков и флотских специалистов. Была проведена огромная работа по добыче информации закрытого характера и анализ этой информации.

    Как-то странно, но об этой шпионской истории не пишет ни один немецкий источник...
    Пишут только, что Редер дал команду спроектировать крейсер не худший, чем сильнейший корабль потенциального противника. Сильнейшим на тот момент считался "Альжери".


    И вот эта работа показала, что за образец для подражания надо брать именно «Алжир». Что немцы и сделали. Посмотрите, насколько общая идея корабля схожа. А между закладкой кораблей прошло ни много ни мало шесть лет.

    Прочитав это, можно решить, что все корабли Кригсмарине "второго поколения" (поствеймарского) скопированы с "Альжери". :)
    Одно плохо, перед тем как делать подобный вывод, автор не стал рыться в истории немецкого флота.
    1. +20
      26 августа 2020 19:27
      Как-то странно, но об этой шпионской истории не пишет ни один немецкий источник...
      Да автор не стесняясь гонит отсебятину. То у него японцы самолеты у французов копируют, то немцы корабли.
    2. +5
      27 августа 2020 11:31
      ПТЗ крейсера «Алжир» имелa максимальную глубину 4,2 метра! - размера, которого не было у многих линкоров, и в этом отношении был, пожалуй, лучшим тяжелым крейсером.
      Сама броня «Алжира» весила 2657 тонн, и в этом отношении она была почти сопоставима с массой брони крейсеров «Зара» - 2688 тонн.
      Конечно, у итальянских крейсеров этого типа было более толстое бронирование на бортовых планках и башнях, но, несмотря на номинально меньшую толщину листов на Алжире, его броня была более обширной - см. Чертежи



      Заявления автора о том, что «Алжир» был прототипом кораблей «Адмирал Хиппер», не следует воспринимать всерьез.

      Единственное, что объединяет эти корабли, - это количество основных артиллерийских орудий - 8 орудий в 4-х башенках и гладкопалубный корпус. Алжир, однако, имел более высокий надводный борт, большую наполненность корпуса и четырехвальный двигатель «Адмирал Хиппер» - трехвальный.

      Да, французский крейсер, несомненно, произвел впечатление на немецких конструкторов, это нельзя считать копированием французского проектa или рассматривать его как прототип. С историей о краже его планов абвером я не встречал - это, скорее, выдумка автора.
      1. +1
        27 августа 2020 18:32
        Цитата: Кonstanty
        его броня была более обширной - см. Чертежи

        Что у одного, что у второго схема бронирования "всё или ничего".
        Единственный плюс "Альжери" - толстая ПТП.
        1. 0
          28 августа 2020 08:16
          «Algerie» имел гораздо больший вклад в броню с точки зрения водоизмещения.
          Наличие более тонких броневых листов при практически одинаковом весе (разница в случае с крейсером «Gorizia» составляла всего 16 тонн!), Должно быть, привело к тому, что этих листов было просто больше.
          Конечно, много съелa толстая ПТП но продольные переборки французского крейсера толщиной 40-60 мм, простирающиеся от двойного дна до главной палубы, служили не только противоторпедной переборкой, но и противоосколочной броней для снарядoв, проходящих через главный пояс и броню палубы. Это значительно повысило эффективность брони и защиты жизненно важных механизмов корабля.
          1. 0
            28 августа 2020 14:52
            Цитата: Кonstanty
            (разница в случае с крейсером «Gorizia» составляла всего 16 тонн!)

            Разница ушла в 40-мм ПТП...

            Цитата: Кonstanty
            Это значительно повысило эффективность брони и защиты жизненно важных механизмов корабля.

            Машины прикрыли. А погреба?
            1. 0
              28 августа 2020 15:14
              А погреба?


              На мой взгляд, погреба - склады боеприпасов (красный цвет) в Algerie лучше защищены.

        2. 0
          30 августа 2020 16:57
          Александров в своей монографии указывает, что расчеты,произведенные французами показали, чтобы получить толщину пояса как у крейсеров типа "Зара" необходимо еще 230 т., а чтобы аналогично увеличить толщину палубы - еще 90 т.
          1. 0
            31 августа 2020 08:33
            Из того, что вы пишете, к уровню брони итальянских крейсеров ZARA нужно было бы прибавить 320 тонн, тогда как стандартное водоизмещение «Алжира» на 1710 тс меньше, а у французского крейсера дальность полета больше - 8700Мм / 15w.. а "Зара" 5361Мм/ 16w.
      2. 0
        30 августа 2020 16:55
        Патянин В своих работах указывает массу брони в 2035 т. Если принять его точку зрения, то получается, что легкие крейсера типа "Гарибальди" несли брони больше.
    3. 0
      30 августа 2020 16:51
      По массе брони существуют серьезные расхождения. Например, Александров в своей монографии, вышедшей в 2007 году , указывает массу брони в 2657 т., а Патянин в своих работах, указывает массу брони в 2035 т. Расхождение очень серьезное. И кто ближе к истине ?
      1. +1
        30 августа 2020 17:19
        Цитата: ignoto
        И кто ближе к истине ?

        2035 (1720+315) т - цифры из работы Мулина-Мурана.
        В работе Александрова вообще какой-то бред: 3135 (1720+1415) т.
        Что "курил" автор совсем непонятно...
        1. 0
          30 августа 2020 17:50
          В монографии Ю.И. Александрова вышедшей в 2007 году указана масса брони в 2657 т. ( 2265+392 ).
          Но сильно занижены статьи нагрузки по оборудованию и прочему.
          Поэтому, я все таки полагаю, что Патянин ближе к истине, со своими 2035 т.
          1. 0
            30 августа 2020 17:56
            Цитата: ignoto
            указана масса брони в 2657 т. ( 2265+392 ).

            1. 0
              30 августа 2020 18:09
              Я имел ввиду монографию Ю.И. Александрова вышедшую в 2007 году в издательстве "Истфлот" в серии "Боевые корабли мира".
              Возможно, в разных изданиях данные разные.
              Эволюция взглядов.
              1. 0
                30 августа 2020 18:21
                Цитата: ignoto
                Я имел ввиду монографию Ю.И. Александрова вышедшую в 2007 году в издательстве "Истфлот" в серии "Боевые корабли мира".
                Возможно, в разных изданиях данные разные.
                Эволюция взглядов.

                Так это из неё и есть.
                Страница 26.
            2. 0
              31 августа 2020 08:53
              Немного странные значения в этой таблице, особенно если речь идет об артиллерийской броне. Есть информация, что общий вес брони 203-мм башен крейсера «Алжир» составлял 315 тонн, что в сочетании с 1720 тоннами брони корпуса дает 2035 тонн - это то, что говорит М.Дж. Уитли «Крейсера Второй мировой войны».
        2. 0
          30 августа 2020 17:52
          Я полагаю, что не автор "курил", а редактор пропустил ошибку допущенную при наборе.
          Сталкивался с таким.
        3. 0
          31 августа 2020 10:15
          В обширной монографии "Le croiseur "Algerie"" Jean Moulin, Patrick Maurand
  3. -4
    26 августа 2020 18:48
    что в совокупности «Алжир» превосходил многие корабли своего времени, такие, как «Пенсакола», «Зара», «Адмирал Хиппер» и «Такао».


    -судьбы флотов в руках доярок --готовы ли отдать своих сыновей в армию и флот воевать, а не просиживать штаны.
    всё было бы иначе--и слава, и история в веках.
    получилась очередная республика без колоний и перспектив мирового лидерства. кровью не заплатили.
    1. +1
      30 августа 2020 17:00
      "Алжир" в совокупности характеристик не превосходил ни один из этих кораблей.
      К тому же обладал существенным недостатком - полным отсутствием запаса водоизмещения.
      А это называется невозможностью серьезной модернизации.
      Достаточно вспомнить крейсера типа "Кливленд".
      1. 0
        30 августа 2020 19:58
        Алжир" в совокупности характеристик не превосходил ни один из этих кораблей.

        ЭТО К АВТОРУ , НЕ МОИ СЛОВА , ЕСЛИ ЧИТАЛИ СТАТЬЮ
  4. +4
    26 августа 2020 19:00
    Ушедшая эпоха, красивые раньше были корабли, подобные обводы остались в РФ, США в типа "музеях" и на дне... Хотя вот, если честно - из линкоров нравятся мне исключительно японцы (Ямато), американцы (Айова) и наши "Севастополи"... Надо будет прикупить и собрать.
    Хоть детство вспомню... Эх.


  5. +20
    26 августа 2020 19:24
    Так как Тулон попал в зону итальянской оккупации, то соответствующие службы итальянского флота пытались что-то сделать с кораблем, но поднять не смогли. На том и бросили.
    Зачем же порочить честное имя итальянской фирмы Cantiere Navale Santa Maria di Genova, которая 19 августа 1943 года корабль подняла. Однако при попытке буксировки он снова утонул. Итальянцы подняли снова, но корпус сел на мель. В третий раз, в 1944 году, корпус подняли немцы но американцы во время налета его снова потопили. И уже окончательно корпус подняли в 1949 году.
    1. +2
      26 августа 2020 19:44
      Вик, добрый вечер. hi
      Вот уж невезуха --так невезуха: сколько раз бедолагу топили. Судьба... или, наоборот, не судьба. smile
      1. +2
        26 августа 2020 19:51
        Кто его знает. У кораблей тоже, наверное, есть судьба.
        1. +1
          26 августа 2020 19:53
          Это по нашей "Авроре" заметно, могла ведь и не вернуться после боя в Цусиме.
          1. +7
            26 августа 2020 20:01
            Или "одноклассники" - "Олимпик", «Титаник", "Британник".
            "Олимпик" "прожил" яркую, полную событий жизнь и ушел на покой. А "братья" утонули.
            1. +1
              26 августа 2020 20:17
              Не помню точно, но вроде бы у З. Перля читал, что российским кораблям с именем "Орёл" катастрофически не везло, начиная с первого, который спали Разин и заканчивая "подаренным" японцам броненосцем после Цусимы.
              1. +1
                26 августа 2020 20:49
                Цитата: Морской Кот
                читал, что российским кораблям с именем "Орёл" катастрофически не везло,

                да даже госпиталь под данным именем интернировали, хотя права не имели...
              2. +4
                26 августа 2020 20:53
                Да я бы не сказал. Если зажать в кулак турбопатриотизм, то во флоте российском многим кораблям "не везло", притом по разным причинам.
                Например, второй по счету "Орел", парусно-паровой линкор о 84 пушках, введенный в строй в 1855 году, через десять лет просто разобрали на дрова ввиду окончания эпохи парусных линейных кораблей. За эти десять лет никаких особых подвигов, кроме практических плаваний, корабль не совершил. Вот как Вы считаете, повезло или нет?
                1. +6
                  26 августа 2020 21:20
                  Вот как Вы считаете, повезло или нет?

                  В своём роде -- да, таки помер "в своей постели". smile А вот экипажу повезло однозначно, никто не погиб.
                  1. +4
                    26 августа 2020 21:25
                    А вспомогательный крейсер "Орел", спущенный на воду в 1909, порезали на металл аж в 1950, после долгой службы, в том числе под английским флагом.
                    Кстати, в эскадре Рожественского было два "Орла" - броненосец и госпитальное судно. Оба достались японцам.
                    1. +2
                      26 августа 2020 21:27
                      А вспомогательный крейсер "Орел",

                      А как он попал к лайми и кто на металл порезал?
                      1. +4
                        26 августа 2020 21:30
                        В 1921 году белогвардейцы продали. Так он стал "Silvia", потом "Haitan". Британцы и порезали.
                      2. +1
                        26 августа 2020 23:54
                        30 сентября 1908 года Добровольный флот заключил с германской фирмой «Шихау» (F. Schichau) в Эльбинге контракт на постройку трёх больших товаропассажирских пароходов для осуществления дальних перевозок на линиях между Владивостоком и заграничными портами. Головной пароход серии получил название «Орёл».
                        В 1950 году корабль разрезали на металл в Гонконге.
                2. +3
                  26 августа 2020 21:21
                  Опять какая-то г н и д а по сайту ползает.
                  laughing
                  1. +1
                    26 августа 2020 21:27
                    Ага, я тоже обратил внимание, минуса кто-то лепит.
                    1. +4
                      26 августа 2020 21:30
                      Бессловесное существо, только так и может нагадить. Или наш любезный Голован опять в бане, он тут под другим ником было высунул морду, но его самого враз на минус помножили.
                      1. +4
                        26 августа 2020 21:32
                        он тут под другим ником было высунул морду
                        Под каким?
                      2. +3
                        26 августа 2020 21:36
                        Да неделю-две тому назад, то ли Брюс Норрис, то ли ещё как-то.
                      3. +2
                        26 августа 2020 21:56
                        Да, было такое видЕние, но уж очень он плыл против течения, Голован так не бросался на людей. Может озверел?
                      4. +4
                        26 августа 2020 21:58
                        Долгое сидение в бане вредно для здоровья, так что неудивительно. laughing
                  2. -3
                    26 августа 2020 22:03
                    Я свою "личную" ( вернее одну из них) уже знаю. Он мне по глупости "в прямом эфире" сообщил, что я ему "не комильфо"))) laughing
                    Да и Undecim о нем известно)))
                    1. +2
                      26 августа 2020 22:09
                      Назар hi , а что за клиент, я уже сам обратил внимание на то, что Вам минусы лепят без всяких объяснений, нивелирую по мере возможности.
                      1. +3
                        26 августа 2020 22:17
                        Спасибо. Не обращайте внимания. Есть тут один... Позиционирует себя бывшим пулемётчиков из ДНР. Поспекулировав на этой теме, вознёсся до генерала. За пол года! А теперь даже иногда хамит молодежи. Не иначе в маршалы стремится...
                        P.S. А, вообще то меня зовут Игорь. А Назарий - псевдоним, который придумал мне сын)
                      2. +1
                        26 августа 2020 22:32
                        Игорь, я понял о ком Вы. Меня на этот сайт сын просватал, а вот "погоняло" придумала жена. smile
                      3. +1
                        26 августа 2020 22:40
                        Цитата: Морской Кот
                        "погоняло" придумала жена.

                        А чем обосновала?
                      4. +6
                        26 августа 2020 22:48
                        1 класс по третьей группе специализации (лёгкие водолазы) . Белое море -- ББС, Чёрное -- Севастополь. А вообще, я её не спрашивал, захотелось и сделала, а Котом меня, от имени, с детства кличут.
                      5. +1
                        26 августа 2020 22:58
                        Цитата: Морской Кот
                        (лёгкие водолазы)

                        Значит не очень то Вы:
                        Цитата: Вождь краснокожих
                        мне, сухопутному,
                      6. 0
                        26 августа 2020 23:11
                        Значит не очень то Вы:

                        Простите, не понял.
                      7. 0
                        26 августа 2020 23:13
                        Цитата: Морской Кот
                        Простите, не понял.

                        Не совсем сухопутный, как на самом верху написали.
                      8. +1
                        26 августа 2020 23:41
                        Так это не я написал, а Игорь. Хотя, конечно, человеку, который всю жизнь отдал морю и кораблям, я, естественно, покажусь не совсем "морским". smile
                      9. +1
                        26 августа 2020 23:46
                        Цитата: Морской Кот
                        Так это не я написал, а Игорь.

                        Тьфу, попутал. fool Совсем расслабился, и ужинаю, и кино про Стрельцова смотрю, и тут всякую чушь пишу. Извиняюсь. hi
                      10. +1
                        26 августа 2020 23:53
                        Извиняюсь

                        Не за что. Если скучно, загляните на "Завершение гуситских войн" в самый конец комментов. Там у нас новый филолог образовался, может быть Вам и интересно будет. wink
                      11. 0
                        27 августа 2020 12:21
                        Хорошую вы картинку подобрали... Верную. Повылуплялись)))
          2. +2
            30 августа 2020 17:09
            Все корабли этого типа несут на себе клеймо "ущербности".
            Сколько писали о том,что и обводы корпуса неудачные, и управляемость никакая.
            И вооружение слабое.
            Зря писали.
            Японцы заполучив "Палладу" сотворили "чудо".
            Крейсер начал ходить со скоростью за 20 узлов.
            А "чудо" оказалось вовсе и не чудом, а всего лишь головою с мозгами.
            Достаточно было изменить расположение на крейсере переменных грузов.
            Крейсер перестал сидеть "свиньей", то есть зарываться носом.
            Увеличилась скорость,улучшилась управляемость.
            Есть свидетельства, что до этого додумался и Егоров во время похода к Цусиме.
            Да и вооружение было нормальным. В бортовом залпе пять 6" орудий. У "Варяга" было шесть.
  6. +2
    26 августа 2020 20:38
    В начале 1940 года все одноствольные зенитные 37-мм автоматы заменили на спаренные установки такого же калибра. Стволов стало вдвое больше.


    Там полуавтоматы, с магазинным питанием. CAS M-1925 одиночные, CAS M-1933 - спаренные.
    1. 0
      30 августа 2020 17:12
      Я уже в комментариях к одной из предыдущих статей цикла указывал, что у французов был 25 мм автомат,который во всю использовали на своем флоте японцы.
  7. -2
    26 августа 2020 22:10
    О кораблях и самолетах у Романа выходят интересные статьи. Я порой с ним в чем то не согласен , но однозначно у автора свое видение и что очень важно, всегда обоснована его точка зрения. Не всегда
    понятно, почему вызывает неприятие у некоторых читателей ,то что немцы,японцы, русские,американцы заимствовали многое у французов. Это нормальное явление. Техника у французов всегда была не хуже, чем у других , а порой и лучше. Из статей на ВО недавно узнал , что трансмиссия Тигра (Т-6) ,повторяла по мнению инженеров ГАБТУ аналогичный узел французского танка. Меня это не удивило , но похоже автора той статьи удивило немало. Из сегодняшних примеров приведу Лаффает. Можно вспомнить орудие Леклерка , Рейнметалл потратил годы, на то, что бы повторить ( не улучшить) его характеристики, снаряды (то бишь выстрелы одинаковые). А Экзосет... копировали все кому не лень. А Астер 15... Список может быть длинным. Но вот тиражирование многими странами австрийского Пандура ( средней на мой взгляд машины) воспринимается спокойно.
    1. +12
      26 августа 2020 23:07
      понятно, почему вызывает неприятие у некоторых читателей ,то что немцы,японцы, русские,американцы заимствовали многое у французов.
      Никакого неприятия это не вызывает. Неприятие вызывает высосанные из пальца истории по конкретным образцам, а так же упрямое нежелание автора работать над своим техническим уровнем.
    2. 0
      30 августа 2020 17:15
      С точки зрения астрологии тотемное животное Франции - Коза.Козы - пионеры. Они обладают даром выделять перспективные решения. Правда, самим им воевать не рекомендуется.
  8. +12
    26 августа 2020 22:53
    Впаял бы минус negative
    Автор практически ничего не рассказал о проектировании крейсера, а ведь именно то, КАК французам удалось впихнуть в 10000т железа солидное бронирование, является изюминкой сие замечательного(для стандартных "вашингтонцев") крейсера. Материал так себе , для жертв ЕГЭ, общие положения ТТХ и службы.
    Ведь самое интересное в том, как сбалансировать характеристики, чем пожертвовать ради приемлимости основных тактических элементов, как правильно выбрать силовую установку, как спроектировать корпус ,что бы сэкономить вес для других статей нагрузки без ухудшения мореходности и пр. в таком ключе. Именно технические решения позволили лягушатникам сделать ,по моему мнению, чуть ли не эталон в реальных 10 000 тоннах.
    Слабым местом однозначно была ПВО, но это было в начале войны характерно для многих флотов.

    belay Именно на момент вступления в строй ПВО отвечала предъявляемым на тот момент требованиям против самолетов того периода. Другое дело, что ко ВМВ развитие авиации ушло вперед и хранцузы тут прошляпились.Но это,как правильно заметил автор, касалось всех. Хотя это касается скорее систем управления огнем,нежели самого вооружения, ибо те же спаренные 100-мм универсальные орудия вполне были современные и адекватные для своих целей.
    Так что чисто по мне тема по этому очень интересному кораблю не раскрыта от слова "совсем" no
    1. +9
      26 августа 2020 23:25
      Цитата: рюрикович
      Автор практически ничего не рассказал о проектировании крейсера ......тема по этому очень интересному кораблю не раскрыта от слова "совсем"

      Нужно признать, автор просто некомпетентен в теме.
      А ведь можно было не позориться, а взять монографию Бреера и ужать её до размеров статьи.
      1. +2
        27 августа 2020 18:34
        Цитата: Товарищ
        А ведь можно было не позориться, а взять монографию Бреера и ужать её до размеров статьи.

        Это он в следующую статью вставит. Как я понимаю, обещаны "хипперы". :)
        1. +1
          28 августа 2020 06:53
          Цитата: Macsen_Wledig
          Это он в следующую статью вставит. Как я понимаю, обещаны "хипперы"

          По-хорошему, они цикл из 4-5 статей заслужили.
          Проектирование-постройка; история службы.
        2. 0
          30 августа 2020 17:29
          Не обязательно иноязычных. Достаточно и русско язычных авторов по данным темам.
          1. 0
            30 августа 2020 17:43
            Цитата: ignoto
            Достаточно и русско язычных авторов по данным темам.

            К сожалению они сильно устарели...
            Даже для ознакомления с темой надо использовать осторожно.
            1. 0
              30 августа 2020 17:56
              Все равно необходимо использовать.
              Это часть историографического процесса.
              Эволюция точек зрения тоже весьма интересна.
              1. 0
                30 августа 2020 18:00
                Так-то да...
                Но недостаток информации порождает всякие "легенды".
                1. 0
                  30 августа 2020 18:18
                  Легенды будут всегда.
                  Даже в "святом".
                  На фото и кино материалах исследователи выделили восемь Лениных.
                  Идентифицировали четырех.
                  Рабочий Никифоров отпадает.
                  Статист для хроники.
                  Остаются трое : Николай Карпов ( фото "Ленин в Разливе ), Владимир Ульянов, Дмитрий Ульянов.
                  При этом, Николай Карпов приплыл вместе с Троцким на "революционном" пароходе.
                  А Владимир Ульянов прибыл в запломбированном вагоне из Германии.
                  И кто из них настоящий ?
                  Дилемма.
                  А кто лежит в мавзолее ?
                  Борис Ранштейн ?
                  Легенды будут всегда.
                  Главное, искать и не сдаваться.
                  1. 0
                    30 августа 2020 18:20
                    Цитата: ignoto
                    Легенды будут всегда.
                    Главное, искать и не сдаваться.

                    И это правильно... :)
    2. 0
      30 августа 2020 17:28
      Решение стандартное : корпус и силовая установка.
      По сравнению с предыдущими типами французских тяжелых крейсеров прорыв налицо.
      А если сравнить с предполагаемыми визави - типом "Зара", то не все так гладко, и не ясно.
      Корпус итальянцев легче,причем значительно.
      Если использовать данные Александрова,то на 553 т.,а если данные Патянина, то на все 701 т.
      Масса КТУ примерно одинаковы.И это не смотря на более современную французскую.
      Масса вооружения тоже близка.
      Не ясно с массой брони. Александров дает 2657 т., а Патянин - 2035 т. Разница серьезная.
      Кто ближе к истине ?
      Возможно и Патянин.
      В монографии Александрова очень много сравнительных таблиц.
      В статьях нагрузки по оборудованию и прочему в его таблицах у француза явный недобор.
      Патянин в своих работах, в этих статьях нагрузки указывает другие цифры.
      Если их сравнить с цифрами нагрузки итальянцев, то получается паритет.
      Что и неудивительно : класс кораблей один, размерность близкая, вооружение и численность команды- тоже.
      Предполагаемый театр действий -один.
  9. +12
    26 августа 2020 23:20
    К счастью для Германии, были адмирал Канарис и его «Абвер», в котором было много грамотных разведчиков и флотских специалистов. Была проведена огромная работа по добыче информации закрытого характера и анализ этой информации.
    И вот эта работа показала, что за образец для подражания надо брать именно «Алжир». Что немцы и сделали.

    Разрабатывая тактико-технические данные для перспективного тяжёлого крейсера (выданных конструкторскому отделу (Konstruktionsabteilung) в феврале 1934 г.), немцы исходили из следующих требований - германский крейсер по вооружению не должен был уступать французскому крейсеру "Algérie", превосходить по скорости французский линейный корабль "Dunkerque" и иметь достаточные для действий в Атлантике запасы топлива и боеприпасов.
    Утверждение, будто якобы украденный немцами проект "Algérie" был использован ими в качестве прототипа для крейсеров типа "Admiral Hipper", является вымыслом.
    1. +1
      26 августа 2020 23:45
      Насколько я помню, Фридрих Руге в своём труде "Война на море 1939-45 гг., постоянно упоминал о том, что у "Хиппера" были вечные проблемы с машинами.
      1. +7
        27 августа 2020 00:02
        Цитата: Морской Кот
        постоянно упоминал о том, что у "Хиппера" были вечные проблемы с машинами.

        С котлами, у немцев проблемы были с котлами smile
        1. +2
          27 августа 2020 18:36
          У "Хиппера" проблемы были именно с машинами: дважды пришлось прерывать походы.
          Котлы работали более-менее, только "кушали" много. Поэтому во время ремонта 41-42 гг ему переделывали междонное пространство, чтобы была возможность брать больше топлива.
          1. +1
            27 августа 2020 21:17
            Цитата: Macsen_Wledig
            У "Хиппера" проблемы были именно с машинами:

            Согласен. Но во время "Учений на Рейне" "Принц Ойген" имел проблемы именно с котлами yes
            1. 0
              27 августа 2020 23:11
              Цитата: рюрикович
              Но во время "Учений на Рейне" "Принц Ойген" имел проблемы именно с котлами

              Тоже с машинами...
              Но тут такой момент: все "вылезшие" проблемы машин Гразер (стармех "Ойгена") считал последствиями апрельского подрыва на мине, последствия которого так и не были устранены.
              О котлах в рапорте по состоянию на 29 мая он написал следующее
              КО 1 - КО 3: в котельных отделениях необходимо провести некоторый мелкий ремонт, однако на текущий момент это не накладывает ограничений на максимальную мощность установки.
              1. +1
                27 августа 2020 23:45
                Цитата: Macsen_Wledig
                Тоже с машинами...

                Гм
                Во время боя имела место авария в одном из котлов переднего котельного отделения, где в 6.50 возник небольшой пожар, погасить который удалось только в 7.15. Тем не менее, к 8.24 корабль имел полный ход, правда, ненадолго: в 10.18 последовал приказ вывести из действия по одному котлу в каждом отделении.

                Вообще то, спорить тут не о чем - вся котлотурбинная группа кораблей типа "Хиппер" оказала им медвежью услугу ...
                drinks hi
                1. +1
                  28 августа 2020 15:57
                  Цитата: рюрикович
                  Вообще то, спорить тут не о чем - вся котлотурбинная группа кораблей типа "Хиппер" оказала им медвежью услугу ...

                  Когда читаешь ЖБД, всё выглядит не так однозначно.
                  Иногда в рапортах между строк проскакивают мысли типа "а зачем микроскопом гвозди забивать?"...
                  Что у Майзеля, что у Бринкманна.
    2. +8
      26 августа 2020 23:58
      Цитата: Товарищ
      Утверждение, будто якобы украденный немцами проект "Algérie" был использован ими в качестве прототипа для крейсеров типа "Admiral Hipper", является вымыслом.

      Оно то да, но при проработке на стадии проектирования и пр. согласованиях "Алжир" фигурировал неоднократно. Учитывая, что немцы в 30-х рассматривали хранцузов,как потенциальных противников( тот же "Дюнкерк" служил основанием для проработки проекта будущего "Шарнхорста"в виде противника),то это неудивительно. Так что "Алжир" скорее фигурировал не как пример для подражания, а как потенциальный соперник. И то, что даже при большем водоизмещении немцам не удалось не то что превзойти,но даже и повторить защиту француза,"заслуга" самих немцев request Немцы идут своим путем,им красть нужды нету smile
      1. 0
        30 августа 2020 17:43
        Почему не удалось превзойти. Кофман об этом писал.
  10. +4
    27 августа 2020 08:50
    Некоторые эксперты считают, что в совокупности «Алжир» превосходил многие корабли своего времени, такие, как «Пенсакола», «Зара», «Адмирал Хиппер» и «Такао».

    А, простите, почему из американских КРТ для сравнения взята "Пепси-Кола" "Пенсакола", принятая флотом за год до закладки "Алжира"? Её до 1931 г. вообще считали КРЛ.
    Для "Алжира" корабль USN своего времени - это "Нью-Орлеан".
  11. +2
    27 августа 2020 10:22
    Цитата: doktorkurgan
    В начале 1940 года все одноствольные зенитные 37-мм автоматы заменили на спаренные установки такого же калибра. Стволов стало вдвое больше.


    Там полуавтоматы, с магазинным питанием. CAS M-1925 одиночные, CAS M-1933 - спаренные.


    Кстати да.
    Спаренный автомат ACAD французская промышленность так и не осилила, хотя по чертежам он должен был стоять везде - и на Дюнкерках, и на Ришелье, и на Лё Арди, и даже на Жоффре.
    А по факту - опытная установка на сторожевике Амьен так и осталась единственной в своём роде.
    Вплоть до того, что до сих пор толком не знают размерность примененного в установке патрона!!
    1. 0
      30 августа 2020 17:31
      25 мм автомат мог выручить. Где-то читал,что он все-таки добрался до французского флота,хотя и в единичных экземплярах.
  12. +2
    27 августа 2020 14:04
    Подробнее о сенсации с якобы похищением Канарисом и Абвером планов "Алжира" и на их основе должны были быть созданы крейсеры типа Admiral Hipper.
    Я просмотрел несколько монографий об этих кораблях и нигде не встречал такой информации. В монографии «Адмирал Хиппер» Ежи Мощинского и Славомира Бжезинского в серии «Profile Morskie» № 50, откуда автор взял проекцию этого корабля, об этом не упоминается.
  13. +2
    27 августа 2020 17:51
    Т.е. франки на 4 "Зары" ответили одним "Алжиром"? Мне кажется - это не совсем "прекрасный" ответ....
    1. 0
      27 августа 2020 18:37
      Цитата: Крым26
      Т.е. франки на 4 "Зары" ответили одним "Алжиром"? Мне кажется - это не совсем "прекрасный" ответ....

      Спешка до добра не доводит. :)
    2. +1
      27 августа 2020 21:32
      Цитата: Крым26
      Т.е. франки на 4 "Зары" ответили одним "Алжиром"

      Макаронникам и лягушатникам отводился лимит водоизмещения по Вашингтонскому договору по 7 крейсеров с 203мм артой.
      Первыми начали французы парой картонных "Дюкеней", на что итальянцы ответили парой полукартонных типа "Тренто",французы с 1926 по 1929 гг построили четверку полукартонных "Сюффреней",на что итальянцы ответили в 29-30гг. четверкой забронированных "Фиуме",параллельно строя "Больцано" для комплектования полноценной дивизии с типом "Тренто"(который и был развитием этого типа),на что у французов оставался лимит на один корабль,которым и стал "Алжир". ИтогО: Италия - 4 бронированных "Зары" и трешка скоростных полукартонных "Тренто". Франция - два картонных ТКр, четыре полукартонных плюс одиночный бронированный "Алжир". У французов бонус в виде лучшей арты,ибо итальянцы своими спаренными 8"-ками могли только по верабьям пулять.
      Вот такой расклад smile
      1. 0
        30 августа 2020 17:34
        Дело,скорее в снарядах.
        К тому же, и у итальянцев бонус в виде двух легких крейсеров типа "Гарибальди", которые по массе брони превосходили "Алжир" ( если принять точку зрения Патянина о 2035 т. брони француза ) и имели 6" орудия с увеличенной дальностью стрельбы.
  14. Автор - В.Л.Кофман: "Тяжелый крейсер "Альжери".
    1. 0
      30 августа 2020 17:36
      Почитайте и монографию Ю.И. Александрова.
      Пишет он более сухо, чем Кофман, но в его работе очень много сравнительного табличного материала.
      Эти две монографии прекрасно дополняют друг друга.
  15. 0
    28 августа 2020 17:05
    Вся вертикальная броня должна была выдерживать попадание снаряда калибром 155 мм с 15 км, а горизонтальная – с 20 км.

    Может бит горизонтальная - до 20 км?
  16. +1
    28 августа 2020 17:29
    не очень понял, почему хиппер поставлен ниже алжира, но рассказ интересный.
    1. +2
      28 августа 2020 19:09
      Цитата: yehat2
      не очень понял, почему хиппер поставлен ниже алжира, но рассказ интересный.

      Думаю, вскоре узнаем мнение автора об этом. :)
      1. 0
        30 августа 2020 18:04
        Возможно, до автора дойдет, что при "написании" очередной статьи следует опираться на список использованной литературы, а не на одну...
        Из личного опыта.
        Однажды , один студент, к одной из своих курсовых работ ( курсовых,не диплома ) приложил список использованной литературы,главным образом,источников, на сорока печатных страницах.
        Усе были в шоке. Хорошем.
        Жаль, зарыл свой талант.
        1. 0
          30 августа 2020 18:23
          Цитата: ignoto
          Возможно, до автора дойдет, что при "написании" очередной статьи следует опираться на список использованной литературы, а не на одну...

          К сожалению списка использованной литературы не видел ни разу... :)
  17. -1
    30 августа 2020 21:20
    я бы не отказался почитать побольше цифр, например, сравнение дульной энергии пушек ГК "Алжира" и "Хиппера", а то чей-то мне кажется у немца они примерно на четверть мощнее были
    а еще бы хотелось почитать сравнительный анализ возможностей "линкорной" СУО немцев с тем, что было у французов
    а еще зенитки у "Алжира" были чисто номинальные: Вы его 100/45 вообще представляете? ;)
    1. 0
      30 августа 2020 22:16
      Цитата: андрей шмелев
      сравнение дульной энергии пушек ГК "Алжира" и "Хиппера", а то чей-то мне кажется у немца они примерно на четверть мощнее были

      Так тут чистая математика...
      122х925=112850 Дж
      123,1х850=104635 Дж
      134х820=109880 Дж

      Цитата: андрей шмелев
      а еще бы хотелось почитать сравнительный анализ возможностей "линкорной" СУО немцев с тем, что было у французов

      А вот с этим посложнее...
      Если хоть какое-то описание СУАО "Хипперов" есть, то по "Альжери" подробности отсутствую.
      1. -1
        31 августа 2020 00:02
        Так тут чистая математика...
        122х925=112850 Дж


        я таки думал "эм вэ КВАДРАТ пополам" ;)
        тады другая математика 52,19 против 45,05 или 44,43
        (виноват, не в ту цифирь посмотрел, на 15%)
        1. 0
          31 августа 2020 18:17
          Цитата: андрей шмелев
          я таки думал "эм вэ КВАДРАТ пополам" ;)

          Угу...
          Посчитал импульс и обрадовался... wassat
  18. 0
    30 августа 2020 22:35
    Цитата: ignoto
    25 мм автомат мог выручить. Где-то читал,что он все-таки добрался до французского флота,хотя и в единичных экземплярах.


    Вот именно, в единичных экземплярах и, по сути, самовольно - морское начальство испытывало острую изжогу при одной мысли об использовании "сухопутных" вооружений.

    Вплоть до того, что производимые одним и тем же Шнейдером 90-мм пушки, морская и сухопутная (ПВО), не были унифицированны от слова "совсем".