Итальянский тяжелый танк «FIAT-2000» (1919 год)

Неудачи и поражения в Первой мировой войне заставили итальянских военных искать пути повышения боеспособности армии в закупке и создании боевой тяжелой техники. Успех английских танков в 1917 году только подстегнул интерес к данному виду боевой техники. Поэтому в этом же году итальянцы попытались приобрести у французов несколько десятков «Шнейдеров» и около сотни более легких Рено FT-17. Но производство первых уже было прекращено, а последние были необходимы самим французам. Поэтому в Италию отправились один средний танк «Шнейдер» и три легких танка «Рено FT-17». На базе танков Рено итальянцы стали создавать собственный танк «FIAT 3000», а более тяжелый «FIAT 2000» итальянские конструкторы начали создавать самостоятельно. Развитие танкостроительных мощностей позволило Италии войти в пятерку государств, имевших возможность создавать серийно боевые танки и технику.

Итальянский тяжелый танк «FIAT-2000» (1919 год)


Для создания собственных танков у итальянцев уже была развита хорошая техническая база. Итальянцы имели опыт создания бронеавтомобилей типа Бианчи и Ансальдо. Поэтому не удивительно, что первые танки стал создавать концерн «FIAT» - известное итальянское машиностроительное предприятие, основанное в 1899 году. Конструкторы компании начинают работы по созданию собственного танка в 1916 году, не имея для этого официального правительственного задания. Эти работы проводились под впечатлением от увиденных английских танков, которые на то время еще не имели большого успеха как боевая техника, а имели успех как новые технические решения, воплощенные в металле. Итальянцы подошли к созданию танков рационально и сначала разработали гусеничное шасси (в виде трактора) на которое стали устанавливать деревянный макет-платформу. В случае, если военные не возьмут новый танк на вооружение, «FIAT» планировал выпустить на его основе тяжелый трактор гражданского назначения.


В то время танкостроение в мире только зарождалось, конструкция и технологические решения танков были достаточно сырые и находились в стадии поиска лучших решений. Итальянский «Fiat Tipo 2000» имел конструкцию «подвижный форт», который мог передвигаться по неровной местности и помогать пехотным подразделениям огневой поддержкой. Такой «подвижный форт» становился участком боевой надежности при любом методе ведения боевых действий. Танк имел большие возможности по круговому обстрелу, защищенности и достаточной скорости для преодоления неровной местности со скоростью, приемлемой для наступления пехотных подразделений.

Танк получился достаточно интересным решением, так что немецкие конструкторы тоже стали разрабатывать тяжелый танк «A7V», аналогичный итальянской разработке. Однако итальянский «FIAT-2000» не принимал участия в боевых действиях в отличие от германского аналога. Но техническая реализация «подвижного форта» у итальянцев получилась намного удачливее немецкого танка «A7V».

Первый прототип танка был готов к февралю 1918 году и получил башенную часть в виде шестигранной башни с пушкой, и местами для установки пулеметов. Интересным фактом стало наличие пестрой деформирующей окраски по типу окраса танка «Шнейдер». Серийный танк «FIAT-2000», продемонстрированный компанией «FIAT» на римском стадионе весной 1919 года, получил заметные усовершенствования от своего прототипа.

Итальянский тяжелый танк «FIAT-2000» (1919 год)


Устройство и конструкция
Компоновка танка выполнена по трехярусной схеме. МТО занимает первый ярус по всей длине между днищем танка и нижней частью второго яруса. Второй и третий ярус – обитаемая часть танка. Командир и водитель танка в одном лице располагался в передней выступающей рубке, наблюдение и обзор при движении происходили из окна в передней части рубки, выполненном в лобовом листе. Окно закрывалось глухой стальной крышкой. Для наблюдения и обзора в боевых действиях на танке установили зеркальный перископический прибор. Это было первое удачное техническое размещение перископов на танковой технике, английские танки этим похвастаться на то время не могли.

В центральной части боевого отделения во вращающейся башне полусферического исполнения находился наводчик, по периметру боевого отделения расположились пулеметчики. Из всего экипажа только водитель был обеспечен нормальным «рабочим местом». Посадка/высадка экипажа происходила с помощью двери, расположенной на левом борту танка. К ней вела скобовая лесенка. Для ведения огня из личного оружия или наблюдения за обстановкой в боевом отделении между бойницами вооружения были выполнены прямоугольные окошки, закрывающиеся вертикальными заслонками.

Корпус танка – катанные стальные листы, соединенные между собой клепкой. Боковые и лобовые листы имели толщину 20 мм, верхние 15 мм. Лобовые, кормовые и бортовые листы были выполнены с наклоном, ходовая танка была защищена большими экранами. На то время это была очень неплохая защита экипажа, оборудования и агрегатов танка. Башня была выполнена по аналогии корпуса и состояла из 4-х элементов: нижний пояс, купол, передняя и задняя половина.

В МТО монтировали карбюраторный авиационный двигатель «FIAT-12А» с характеристиками мощности 240 л.с. Для охлаждения радиатора использовали вентилятор, воздух поступал через жалюзи, выполненные в корме танка. Трансмиссия состояла из главного фрикциона, коробки передач.

Ходовая – восемь опорных сдвоенных катков, собранных попарно в тележках, подвешенных на рессорах. Впереди/сзади установили натяжные катки, которые защищали гусеницы от перегрузок при преодолении трудных препятствий. Упругая подвеска и небольшой динамический ход тележек делал довольно ощутимым передвижение танка для экипажа. Кроме того, ходовая имела направляющие и ведущие крупные колеса спицованного исполнения. Ведущие колеса приводились в движение цепями Галля, которые выступали в передней части ходовой и были достаточно уязвимы для повреждения. Гусеничный трак крупнозвенчатого исполнения. В то время у гусениц сильно выделялись рельсы для прокатки катков с ребордами и подушки с выраженным грунтозацепом. Выполнение ходовой позволило танку иметь неплохие характеристики проходимости. На корпусе впереди/сзади выполнили серьги для буксировки танка или танком.

Итальянский тяжелый танк «FIAT-2000» (1919 год)


Вооружение итальянского тяжелого танка
Основное орудие – 65 мм пушка образца 1913 года. На раме в башне была выполнена ее качающаяся часть. Орудие получило хорошие углы наведения, так как башня находилась достаточно высоко над землей и стрельба из орудия в основном велась навесного типа. Дальность поражения из орудия – 6.8 километров. Сама башня была выполнена на шаровом погоне. Все действия с орудием (вращение, наведение, заряжание) проводились вручную. Амбразура орудия перекрывалась щитком, соединенным с его качающейся частью.

Пулеметы калибра 6.5 мм «FIAT» образца 1914 года были равномерно размещены по углам и середине корпуса. Пулеметы имели водяное охлаждение, автоматика пулеметов работала за счет короткого хода отдачи ствола, патроны подавались от магазина емкостью 50 боеприпасов. Скорострельность пулеметов до 400 выстрелов в минуту. Вертлюжная установка пулеметов закреплялась кронштейном к стене корпуса. Она состояла из качающегося цилиндрического щитка, поворотного щитка (выполненного как половина конуса усеченного типа). Горизонтальные углы наведения пулемета составляли почти 100 градусов, что давало практически круговой пулеметный обстрел из танка. Все пулеметы оснащались гильзосборниками.

Итальянский тяжелый танк «FIAT-2000» (1919 год)


Судьба танка «FIAT-2000»
В 1919 году один из танков был доставлен в Ливию и получил 2-х цветный маскировочный окрас (по другим данным все 4-е танка). К 1920 году было выпущено 4-е единицы «FIAT-2000», которые официально состояли на вооружении в итальянской армии до 1934 года. Следующие попытки модифицировать танк, увеличив боевую мощь танка установкой 37 мм пушек взамен передних 6.5 мм пулеметов, не принесла ожидаемого результата.

Хоть танк и не использовался ни разу в боевых действиях, военные эксперты того времени отмечали в лучшую сторону конструкцию танка, которая дала возможность преодолевать ему вертикальные препятствия и уверенно передвигаться по неровной местности. Но даже имея в плюсе вращающуюся орудийную башню, отличную защищенность и проходимость, упругую подвеску, итальянский танк «FIAT-2000» не получает дальнейшего развития и остается в истории танкостроения интересным образцом итальянской конструкторской мысли.

Основные характеристики «FIAT-2000»:
- полный вес – 42 тонны;
- экипаж танка – 10 человек;
- длина - 7.4 метра;
- высота – 3.8 метра;
- ширина – 3.1 метра;
- дорожный просвет – 54 сантиметра;

Броня:
- лоб, борт, корма, башня -20мм;
- крыша – 15мм;

Вооружение:
- главный калибр – орудие 65мм, длиной 17 калибров;
- вес используемого снаряда – 4.3 килограмма;
- начальная скорость снаряда – 345 м/с;
- дальность огня до 6.8 километров;
- пулеметы – 7 единиц 6.5мм «FIAT»;

Силовая:
- двигатель – авиационный «FIAT А12»;
- количество цилиндров – 6 единиц;
- мощность двигателя – 240 л.с;
- топливо – 600 литров;

Ходовая:
- трак ширина – 45 сантиметров;
- скорость до 7.5 км/ч;
- дальность хода до 75 километров;
- длина опорной поверхности гусеничного трака – 2.15 метра;

Преодолеваемые препятствия:
- подъем до 40 градусов;
- ров до 3.5 метров;
- вертикальное препятствие до 0.9 метров;
- глубина препятствия до 1 метра;
- возможность сваливания дерева толщиной до 50 сантиметров.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/italy/fiat_2000.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Fiat_2000
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/fiat2000/
http://ww-tank-ru.livejournal.com/9080.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. datur 8 августа 2012 11:47
    для того времени неплохой получился танк-и какое убожество у итальянцев вышло потом!!!! странно!!!! wink
  2. AlexMH 8 августа 2012 14:57
    Действительно, в этом танке уйма технических решений, передовых для того времени - перископические приборы, наклонная броня, вращающаяся башня полусферической формы....Фактически, это самый лучший тяжелый танк времен 1 мировой войны (на которую он чуть опоздал). И то, что итальянские танки спустя 20 лет во второй мировой войне (и сейчас тоже:)) были далеко позади танков остальных стран (ну кроме Японии), объясняется недостаточным вниманием, уделяемым правительством Италии в межвоенный период танковой тематике (в отличии от флота и авиации) и слаборазвитой в целом промышленностью, не позволяющей массово выпускать достаточно мощные машины. Хотя у СССР в 20-х годах промышленность была еще слабее, а вот смогли.
    AlexMH
  3. KORVIN 11 августа 2012 18:15
    Макаров недоумеваэ :,,Фиат две тыщи?Новая модель?Почему еще не купили?,, )))
    KORVIN

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня