Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671РТ
Для расширения боевых возможностей судов проекта 671 в борьбе с надводными судами (главным образом с ударными авианосцами) в ноябре 61-го года было принято совместное решение Министерства судостроительной промышленности и военно-морского флота об усилении торпедного вооружения за счет оснащения атомных подводных лодок новыми сверхмощными дальноходными 650-мм торпедами 65-76. Одна-две торпеды 65-76 были способны вывести из строя крупное боевое судно. Применение мощной ядерной боевой части значительно увеличивало потенциал данного оружия. Другой важнейшей особенностью данных торпед была способность преодолеть ими расстояние в 50 километров со средней скоростью около 50 узлов (по сей день ни одна торпеда зарубежного производства подобными возможностями не обладает).
Для установки на борту субмарины 671-го проекта крупногабаритного оружия потребовалось внести изменения в конструкцию судна, в частности, увеличить длину торпедного отсека.
Модернизированное судно оснащалось противолодочным ракетным комплексом «Вьюга», разработку которого начало в 1960 году свердловское ОКБ-9 Уралмашзавода (руководители проекта – главные конструкторы Ф.Ф. Петров и Н.Г. Кострулин). Ракета, которая входит в комплекс, должна выстреливаться из торпедного аппарата подлодок на глубине 50-60 метров, выходить из воды и доставлять ядерный боеприпас в район цели летя по баллистической траектории. Предусматривалось создание ракет калибров 650 мм («Вьюга-65») и 533 мм («Вьюга-53»).
1 — основная антенна ГАК «Рубин»; 2 — антенна ГАС «Арфа-М» (миноискания); 3 — 533-мм ТА; 4 — 650-мм ТА; 5 — торпедопогрузочный люк; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — носовой аварийный буй; 8 — носовой люк; 9 — выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 10 — запасная 533-мм торпеда; 11 — запасная 650-мм торпеда; 12 — цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 13 — носовая дифферентная цистерна; 14 — аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Рубин»; 15 — АБ, 16 — носовая дифферентная цистерна; 17 — носовой горизонтальный руль с приводами; 18 — ЦГБ; 19 — второй (жилой) отсек; 20 — третий (центрального поста) отсек; 21 — антенны ГАК «Рубин»; 22 — ходовой мостик; 23 — перископ ПЗНГ-10М; 24 — перископ комплекса МТ-70-10; 25 — ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 26 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»; 27 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 28 — ПМУ антенны «Кипарис» (КСС «Молния»); 29 — прочная рубка; 30 — центральный пост; 31 — выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 32 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 33 — четвертый (реакторный) отсек; 34 — реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 35 — пятый (турбинный) отсек; 36 — паровая турбина; 37 — планетарный редуктор; 38 — главный упорный подшипник; 39 — конденсатор; 40 — шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 — кормовой люк; 42 — кормовой аварийный буй; 43 — компрессоры системы ВВД; 44 — седьмой (жилой) отсек; 45 — восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 46 — кормовая дифферентная цистерна; 47 — приводы горизонтальных рулей; 48 — вертикальные стабилизаторы.
Правительственным постановлением № 617-209 04.08.1969 года комплекс «Вьюга» с 533-миллиметровой ракетой 81Р приняли на вооружение военно-морского флота. Он был способен поражать подводные цели на дальности от 10 до 40 тыс. м. Необходимо отметить, что американский аналог «Вьюги», разработка ПЛРК Гудьир Эрспейс Корпорейшнл UUM-44A SUBROC, была начата в 58-м году и принята на вооружение американских ВМС в 1965 г. Он по сравнению с комплексом советской разработки имел несколько большую максимальную дальность стрельбы (около 50 тыс. м), что обуславливалось большей дальностью работы американского ГАК Рейтеон AN/BQQ-2 по сравнению с отечественным гидроакустическим комплексом «Рубин».
Во время модернизации проекта изменили некоторые технические элементы силовой установки атомной подводной лодки. Для дальнейшего снижения акустического поля автономные турбогенераторы и их обслуживающие механизмы а также турбозубчатый агрегат установили в едином агрегате на общей раме с амортизирующим двухкаскадным креплением.
Вместо 200-киловатного дизель-генератора постоянного тока субмарина получила более мощный 460-киловатный дизель-генератор. При вынужденном расхолаживании паропроизводящей установки обоих бортов этим обеспечивался в подводном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядка аккумуляторных батарей.
Изменения в составе энергоустановки, усиление ракето-торпедного и торпедного вооружения, применение более совершенных новых средств управления торпедным огнем потребовали удлинения прочного корпуса на 8800 мм и увеличения диаметра на 100-500 мм. Это обусловило увеличение водоизмещения субмарины и незначительное снижение скоростных характеристик АПЛ.
В 63-и году начали проектирование модернизированной атомной подводной лодки (проект 671 РТ). Техдокументация на корабль была утверждена 15 июля 1967 года.
У субмарин проекта 671РТ по сравнению с лодками проекта 671 было несколько измененное расположение отсеков:
В первом отсеке размещались торпедные аппараты, провизионные и жилые помещения;
Во втором — кают-компания, каюты и столовая личного и мичманского составов, камбуз и ДУК (спец. система, которая обеспечивает выброс мусора за борт лодки);
В третьем — провизионные камеры, вспомогательные механизмы и центральный пост;
В четвертом — реакторы;
В пятом — блок ГТЗА-АТГ, пост энергоустановки и опреснительная установка;
В шестом — пароэжекторные холодильные установки, компрессоры, преобразователи ПР-501-2;
В седьмом — дизель-генератор и жилые помещения;
В восьмом — гребные электродвигатели, камбуз, приводы рулей, химический пост.
Корабль оснастили усовершенствованным гидроакустическим комплексом МГК-300Т «Рубин». Значительно возросли боевые возможности лодки. Это было достигнуто за счет оснащения информационно-управляющей боевой системой «Ладога». За рубкой в отсеке легкого корпуса устанавливалась протяженная связная буксируемая антенна системы «Параван», которая обеспечивала на глубине до 160 метров прием сверхдлинных волн.
Вооружение АПЛ состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм и двух калибра 650 мм. В зависимости от решаемой задачи определялся боезапас.
Было принято решение строить субмарины 671РТ-проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком, где после сдачи серии ПЛАРК 670-го проекта флоту образовалась «пауза». На К-387 - одной из лодок построенной в Горьком — были впервые использованы малошумные гребные винты, которые размещались по схеме «тандем».
В 71-м году строительство субмарин 671РТ-проекта началось и в Ленинграде на Адмиралтейской верфи (что объяснялось невысоким темпом строительства в Нижнем). Ленинградцами в технологию постройки субмарин внесли ряд усовершенствований: вместо блочного метода применялся передовой агрегатно-блочный метод, посредством спец. устройства рамы с уже установленными агрегатами весом до 350 тыс. кг вдвигались внутрь через торец секции.
Характеристика атомной подводной лодки проекта 671РТ:
Наибольшая длина – 101,8 м;
Наибольшая ширина – 10,8 м;
Средняя осадка – 7,3 м;
Нормальное водоизмещение – 4673 м3;
Полное водоизмещение – 7190 м3;
Запас плавучести – 29,0 %;
Предельная глубина погружения – 400 м;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Полная скорость подводного хода – 31,7 узлов;
Надводная скорость – 11,7 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 88 человек.
На «Красном Сормове» построили четыре лодки 671РТ-проекта. К-387, первая из них, была заложена 02.04.1971 года, за ней последовала закладка судна К-371 (12.05. 1973 года), К-467 (06.09.1975 года), К-488 (15.12.1976 года). На воду корабли были спущены, соответственно, 02.09.1971 года, 30.07.1974 года, 12.08. 1976 года, 08.10. 1977 года и были приняты в состав ВМФ СССР 30.12.1972 года, 29.12.1974 года, 29.12.1976 года и 29.10.1978 года.
Ленинградские подлодки — К-495, -513 и -517 — заложили 28.09.1974 года, 22.07.1975 года и 23.03.1977 года, на воду спущены 26.08. 1975 года, 21.08.1976 года и 24.08. 1978 года. В состав военно-морского флота они были приняты 30.12.1975 года, 27.12.1976 года и 31.12.1978 года.
Все субмарины вошли в состав тридцать третьей дивизии подводных лодок Советского флота и базировались в губе Западная Лица. К-371, -387, -467 и -495 в 1982 году передали в состав шестой дивизии подлодок. В 1985 году подводные лодки были перебазированы в губу Ягельная и вошли в состав двадцать четвертой дивизии подлодок. В период с 1989 по 1993 год атомные подводные лодки зачислили в семнадцатую дивизию подлодок и передислоцировались в г. Гремиха на Иокангский рейд.
В 93-95 годах все суда проекта 671РТ вывели из состава флота и передали для утилизации.
Информация