Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw IV (Sd Kfz 161)

34
Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе — 40 км/ч, запас хода — 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.



Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Средний танк Pz Kpfw IV (Sd Kfz 161)
Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года


Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.


По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов — до 40 мм, башни — до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40—41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц — до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год


Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год


Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки, выполненные по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года


Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года


Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.


В засаде

Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года

В 12-й танковой дивизии вермахта получают горючее. Разгрузка немецкого товарного поезда: бочки по бревнам перекатывают прямо на броню среднего танка PzKpfw IV Ausf.B. Группа армий «Центр», июль 1941 года

Немецкий танк PzKpfw IV Ausf.G, захваченный союзниками на Сицилии

Подбитые немецкий танк PzKpfw IV и два советских танка Т-34

Немецкий танкист и танк PzKpfw IV с пробоиной в 75-мм пушке

Советский военнослужащий осматривает уничтоженный немецкий средний танк T‑IV (PzKpfw IV Ausf.D)

Немецкий танк PzKpfw IV Ausf. Н, захваченный советскими войсками

Курская дуга, июль 1943-го. На снимке — подбитый немецкий средний танк PzKpfw IV (модификации H или G)

Советские танкисты на трофейном немецком среднем танке PzKpfw IV
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Tirpitz
    +3
    8 августа 2012 09:46
    Много "счастья" он принес нам.
  2. +5
    8 августа 2012 09:54
    Как его называли - "танк-солдат". Может и допустили немцы ошибку, что на Пантеры перешли. Т-4 объективно был очень неплохой машиной.
  3. SerGL
    +5
    8 августа 2012 10:06
    "Четверка" - противник серьезный.
    И увлечение немцев "Пантерой" принесло, ИМХО, вермахту больше вреда, нежели пользы.
    1. borisst64
      +2
      8 августа 2012 11:14
      Пантера на порядок лучше, промышленность только подвела. А точнее Советский Союз не дал германским заводам выпустить достаточное количество танков.
      1. +4
        8 августа 2012 11:42
        Пантера хорошая противотанковая самоходка а не танк.
        1. loc.bejenari
          +4
          8 августа 2012 16:28
          да Пантера создавался именно как истребитель танков
          1. Прохор
            +2
            8 августа 2012 20:59
            Он таковым фактически стал, но задумывался именно как средний танк на замену "четвёрке".
      2. SerGL
        0
        8 августа 2012 20:37
        Цитата: borisst64
        Пантера на порядок лучше, промышленность только подвела.


        Вот ни сколько не спорю, что "Пантера" лучше. Но в сумме (медленное освоение промышленностью, недоведенность начальных модификаций, проблемы самой конструкции, особенности немецкой бронетанковой промышленности) - вреда больше.
  4. +4
    8 августа 2012 10:48
    Немцы знали что хотели вот и сделали хороший танк,с основной задачей поддержки пехоты он справлялся отлично командирская башенка окурок способный вести навесной огонь башня по центру надёжность и технологичность,потребовалась увеличение огневой мощи пожалуйста небольшая модернизация и противотанковые возможности выравнились с противниками а сколько специальных б\м от сау до зсу.Сравнивать с т-34 не совсем коректно на той промышленной базе что была в СССР в то время наши конструкторы и производственники героическими усилиями сделали что могли даже больше.
  5. Братец Сарыч
    +2
    8 августа 2012 12:39
    Да уж, был слишком хорош - много проблем противникам доставил и горя принес...
  6. +6
    8 августа 2012 13:24
    Что сказать с небольшой натяжкой его можно было бы назвать лучшим танком Второй мировой,но нам повезло что Т-34 оказался более технологичным а доблесть и отвага советских танкистов борющихся за свою родину была непобедима.
    1. Прохор
      0
      8 августа 2012 16:06
      По проходимости он сильно не тянул в лучшие. Да и движок слабоват... Любопытно, что немцам в разы удалось увеличить бронирование лобовой части "тройки" и "четвёрки", а у нас на Т-34 даже не пытались, компоновка не позволяла.
      1. +1
        8 августа 2012 17:57
        причём здесь компоновка? Вес и подвижность вот главные враги увеличения толщины брони!
        1. +1
          9 августа 2012 00:20
          Уважаемый neri73-r компоновка много значит на 4 башня по середине и следовательно центр масс тоже у 34 башня сдвинута вперёд и центр масс спереди и нагрузка на передние катки запредельная это и недавало увеличить бронирование это позже на 44 развернули движку выкинули свечную подвеску сдвинули башню назад и получили броню в 120 мм.
          1. 0
            9 августа 2012 10:44
            В 1942 году делали экранированные Т-34, но с переходом немцев на калибр 75 мм для ПТО и установка KwK40 нивелировало это решение. Решили выиграть в подвижности и надёжности. Кроме того, наличие большого люка механика-водителя не позволяло поднять стойкость лобового листа. Этот люк вбивался вовнутрь танка даже 50 мм противотанковой пушкой.
            1. 0
              9 августа 2012 11:43

              В 1942 году делали экранированные Т-34

              капля в море
            2. 0
              29 декабря 2017 23:53
              Люк с 42 года стали делать 75мм, он стал самым прочным местом лобовой брони.
  7. SooQ
    +2
    8 августа 2012 15:41
    Интересная судьба у танка, он изначально не был танком, в прямом смысле. Это был танк поддержки пехоты, он представлен на 1 и 3 фото. Танком прорыва, противотанковым средством все еще оставался Т3. Но максимально что могли впихнуть в Т3 это его 50 мл пушка. При встрече с Т-34 с его 76 мл. он негодился, а вес Т3 не позволял поставить орудие большего калибра. И решением стало превратить из Т4-танк поддержки пехоты в Т4-танк, способный выполнять все функции. Для этого в него пихнули 75мл, и наростили броню. Как нестрано это помогло более мение, танк получился удачный, но всеравно он уступал по бронированнию и по мощи пушки перед т-34. Став саммым масовым танком вермахта, чисто технически он не превзошел т-34 полностью.
    1. Братец Сарыч
      0
      8 августа 2012 17:27
      Как это уступал в бронировании? Вы бы цифры бронирования Т-34 уточнили, прежде чем такое писать! И 75 мм по своим свойствам к нашим 85 приближалась...
      1. 0
        30 декабря 2017 00:41
        Сравнили. У Т-34 лоб 45мм под углом 60град, что соответствует 90мм по нормали + большая вероятность рикошетов. У самых толстых Pz4 во лбу 80мм с мизерным наклоном, в приведёнке также, как Т34. Броня башни пазиков во лбу 50мм (у ранних вообще 30мм) тоже почти без наклона - пробивалась всеми 34-ками на всём протяжении войны. Борта всех Pz4 - 30мм - картон для всех советских танков. Пробиваемость пушек Pz4 выше, но, судя по данным советских испытаний, для гарантированного пробития в лоб корпуса Т-34 дистанция должна быть 500м и меньше. В башню с более длинной дистанции - но в неё ещё попасть надо было. Т-34-76 мог пробить башню пазика с километра-полтора. Итого Пазик 4 серий H-J был опасным противником для Т-34-76. Т-34-85 пазик уже и в башню мог пробить только с менее чем 500м. А сам Т-34-85 пробивал Пазика с любых реальных дистанций что называется "в силуэт", здесь игра в одни ворота - Т-34-85 по всем боевым качествам превосходил Pz4. Поэтому не так уж глупы были немцы, увеличивая выпуск Пантер.
    2. 0
      8 августа 2012 20:06
      но всеравно он уступал по бронированнию и по мощи пушки перед т-34

      ну конечно уступал- лоб Т-34--- 45см

      pzkfw IV Ausf.E от 30 мм,+30 мм, и это без экранов
      Ausf.F-G 50+30
      Ausf.H 80мм лоб

      уступал по мощи пушки перед т-34

      идем к Малышу и смотрим данные по пробиванию немецких снарядов(хоть подкалиберных, хоть бб) брони 34ок
      1. 0
        30 декабря 2017 00:43
        Что такое "приведённая броня" слышали? У Т-34 она 90мм. Учитывая пробиваемость немецких снарядов это полкилометра и меньше.
  8. Прохор
    +1
    8 августа 2012 16:01
    Зачем на башне два треугольных обратных скоса?
    1. +1
      8 августа 2012 22:31
      чтоб мехвод мог вылезти
  9. +1
    8 августа 2012 17:18
    Финальное фото статьи - шедевр. Настроение поднимает только так. wink
    1. +3
      8 августа 2012 17:30
      Цитата: Astrey
      Финальное фото статьи - шедевр

      Есть похожие
      1. +2
        8 августа 2012 17:33
        а мне больше такие нравятса
  10. 8 рота
    0
    8 августа 2012 17:59
    Однако неслабо затупили немцы, поставив короткоствольную 75мм пушку на средний танк.
    1. +2
      8 августа 2012 20:09
      смотря еще кто именно затупил- немцы или 8 рота:)
    2. 0
      9 августа 2012 10:47
      У нас Т-28 строили с ещё более коротким "окурком" и при этом Т-28 был лучшим отечественным танком (а при должном качестве производства - лучший в мире в то время).
  11. SooQ
    0
    8 августа 2012 19:17
    Уступал уступал, Лоб максимум 80 мл. прямой угол, против наших 45 при наклоне 60*, что дает примерно 90 мл прямого наклона. Борт 30 мл и 50 мл (последнее башня) против 40 мл при 40* и 45 мл, и борт башни 45 мл при 30* наклона. Единственное где брони было больше это лоб башни тан 50мл против наших 45 мл. Наклон нашей брони сыграл очень зловещюю роль для немцев, мы могли облегчить танк, но благодоря наклонам наш танк оставался более защищенным. Простая физика которой не учили сумрачного тевтонского гения=0 Странно что к наклонам брони они пришли только к пантере. Отмечу что модификацый с 80 мл во лбу не было основной. пушка 75-мм KwK 37 L/24, которая была основной для этого танка уступала перед ф-34. Конечно последующие танковые орудия такие как L/43 и L-48 были весьма, весьма неплохие, но их количество на Т4 не было столь нужным. Танк конечно превосходил наш по средствам наблюдения и связи, но как показала история это не являлось главным фактором.
    1. +2
      8 августа 2012 20:20
      Танк конечно превосходил наш по средствам наблюдения и связи, но как показала история это не являлось главным фактором.

      вот это мысль- отлить в граните, а вот тонны жалоб и рекламаций, о слепости и глухости танка, говорят об обратном.
      о том, сколько машин потеряно, потому, как в полированный метал нихрена не видно, отдельный базар.

      прямой угол, против наших 45 при наклоне 60*, что дает примерно 90 мл прямого наклона

      да вы что, правда? а вот снаряды такие были, которые (нормализовывались) разворачивались к броне, вы про это слышали?

      ну а снаряды , это отдельная песня...

      уступала перед ф-34

      мей би, м е й б и ...
      "45-мм танковая и противотанковая пушка и 76-мм пушки обр. 02/30 г., Л-11, Ф-32 и Ф-34 не могут вести успешной борьбы со средними и тяжелыми танками с броней более 50 мм".
    2. Прохор
      +2
      8 августа 2012 20:55
      Коллега, миллилитр для танкиста величина тоже, безусловно, важная drinks , но толщину брони измеряют всё-таки в миллиметрах (мм)! wink
  12. Прохор
    +1
    9 августа 2012 08:34
    Следующая статья будет о "Пантере", наверное. То-то шуму на сайте поднимется... laughing
    1. +1
      9 августа 2012 09:39
      Еще Тигер будет
  13. 0
    9 августа 2012 21:26
    ТО,что немцы проиграли, не говорит о том, что Т4 плохая машина. Вариантов модернизации было много, а это всегда говорит о высокм начальном потенциале машины. Так что для Германии это был танк-солдат, как и для нас Т-34, т.е. не супер-конструкция, а рабочая лошадка, которая тянет основную нагрузку.
    1. 0
      30 декабря 2017 00:49
      Да, но, сравнивая рабочие лошадки, понимаешь, что наша изначально более удачная и при небольшом модернизационном потенциале всё же на голову превзошла немецкую - речь о Т-34-85. И очертания послевоенных машин и поздних немецких машин времён войны говорят в пользу нашей лошадки.
  14. 0
    30 марта 2013 13:05
    Цитата: alex86
    Так что для Германии это был танк-солдат, как и для нас Т-34, т.е. не супер-конструкция, а рабочая лошадка, которая тянет основную нагрузку.
    Ответить Цитировать Сообщить о нарушении правил сайта




    Здравая мысль....