Военное обозрение

Десантные катера Ship-to-Shore Connector: современная замена для старых LCAC

10
Десантные катера Ship-to-Shore Connector: современная замена для старых LCAC

Первый катер серии - LCAC 100


С середины восьмидесятых одним из основных десантно-высадочных средств ВМС США является катер на воздушной подушке Landing Craft Air Cushion (LCAC). К настоящему времени такая техника устарела и нуждается в замене. Новый катер был создан в рамках проекта Ship-to-Shore Connector и уже поставлен в серию. На днях флоту передали очередной серийный экземпляр.

Неспешная замена


Впервые предложения о замене LCAC более новым образцом появились в начале двухтысячных годов. В 2003 г. был издан план развития ВМС, согласно которому разработка будущего десантного катера должна была начаться в 2005-м. Фактически она стартовала только в 2010 г. По планам того времени, производство новой техники должно было начаться во второй половине десятых.

Программа 2010 г. изначально обозначалась как LCAC Replacement Tactical Assault Connector или LCAC(X). Позже программу назвали Ship-to-Shore Connector (SSC), и это обозначение используется до сих пор. Первый катер носит собственный номер LCAC 100, из-за чего проект иногда именуют LCAC 100 class.

В 2010 г. к программе присоединились три разработчика, в т.ч. консорциум во главе с компанией Textron Marine & Land Systems. Вместе с Alcoa Defense и L-3 Communications она разработала свой вариант катера на воздушной подушке, который военные посчитали наиболее удачным. В июле 2012 г. появился контракт стоимостью 212 млн долл. на разработку технического проекта с последующим строительством опытного LCAC 100. Также предусматривался опцион на серию из восьми предсерийных катеров.


Поставленные задачи были решены в установленные сроки, и в апреле 2015 г. был подписан контракт на строительство первой серийной партии из двух изделий SSC. Стоимость катеров – 84 млн долл. Сдача заказчику планировалась на последний квартал 2019 г.

Первые образцы


В 2019 г. компания-подрядчик завершила строительство первого SSC и провела его испытания. Мероприятия завершились в середине декабря, и в феврале 2020 г. катер сдали заказчику. Теперь ВМС планирует использовать его в качестве опытной и учебной платформы.

Первый SSC уложился в установленный график, но строительство второго вышло за его рамки. Его удалось передать заказчику только в конце августа 2020 г. На сроках строительства негативно сказались общие проблемы проекта, а также организационные сложности из-за неожиданной пандемии.

За время строительства двух первых катеров компания Textron получила новый заказ на следующую партию. В апреле этого года ВМС объявили о размещении нового заказа на 15 катеров; их общая стоимость составит 386 млн долл. Как сообщается, завод в г. Новый Орлеан уже заложил 12 катеров, и они находятся на разных стадиях строительства. Первые будут переданы заказчику в ближайшее время. Ожидается появление новых контрактов, а строительство всей серии будет продолжаться до середины десятилетия.

Больше, тяжелее и мощнее


Задачей проекта SSC являлось создание нового десантного катера, по основным характеристикам превосходящего существующие серийные LCAC. Требовалось нарастить грузоподъемность и площадь под полезную нагрузку, а также повысить ходовые и эксплуатационные характеристики. Для выполнения таких задач новый SSC выполнили на базе имеющегося LCAC, но с серьезной переработкой конструкции и внедрением новых решений.


SSC представляет собой судно на воздушной подушке с плоской палубой, окруженной надстройками. В конструкции широко используются алюминиевые сплавы и композиционные материалы, что позволило снизить массу без других потерь. Применяется новый вариант резинового ограждения воздушной подушки, повышающее маневренность и снижающее вероятность повреждений. За счет совершенствования конструкции назначенный ресурс доведен до 30 лет.

В бортовых надстройках катера помещаются четыре газотурбинных двигателя Rolls-Royce MT7 мощностью по 6160 л.с. С их помощью обеспечивается нагнетание воздуха под днище и привод маршевых воздушных винтов. С помощью такой силовой установки катер SSC способен развивать на воде скорость до 50 узлов. Обеспечивается выход на неподготовленное побережье без крупных препятствий.

Для размещения полезной нагрузки предусматривается палуба размером 67х24 фута (20х7,3 м). Нормальная грузоподъемность – 70 т. Для сравнения, LCAC способен нести только 54 т или 68 т в перегруз. На носу и корме палубы находятся откидные аппарели для загрузки и выгрузки техники. Как и в случае с LCAC, техника может сгружаться своим ходом.

Катер способен перевозить до 145 морпехов с вооружением и снаряжением либо несколько бронемашин легкого класса, автомобилей и т.д. Возможна высадка артиллерии с тягачами или перевозка грузов в стандартных контейнерах. Теоретически SSC способен транспортировать основные танки M1 Abrams, но на практике это исключается – КМП отказывается от подобной бронетехники.


Экипаж включает четырех человек. В двух рубках в носу работают командир и его помощник, бортинженер и мастер загрузки. Управление всеми агрегатами осуществляется с эргономичных рабочих мест при помощи электродистанционных систем.

О вооружении катеров пока не сообщалось. Возможно, строевые боевые единицы смогут нести пулеметы разных типов или иное легкое оружие для поддержки высаживаемого десанта. При этом катера обойдутся без артиллерии или ракет.

Общая длина новая катера – 28 м, ширина – 14,6 м, высота конструкции – ок. 8 м. Водоизмещение ок. 200 т. Таким образом, новый SSC немного больше и тяжелее существующего LCAC, за счет чего обеспечивается рост основных рабочих характеристик.

Большой серией


В составе ВМС США сейчас имеется 74 катера на воздушной подушке типа LCAC. Они разделены между несколькими подразделениями и несут службу на разных базах. При необходимости они способны работать самостоятельно или вместе с крупными десантными кораблями.

В 2015 г. были утверждены планы по строительству новой техники и замене устаревших катеров. Предлагается построить 73 новых SSC, не считая головного опытного образца. Общая стоимость строительства превысит 4 млрд долл. – ок. 55 миллиона за единицу. Уже имеются заказы на две дюжины катеров.


Катер LCAC 101 на испытаниях

Компания Textron готова строить катера большой серией и ежегодно сдавать заказчику по 12 ед. Таким образом, выпуск всей запланированной серии займет не более 6-7 лет. События последних месяцев серьезно ударили по производству на самых ранних стадиях, но подрядчик сохраняет оптимизм, готовится продолжать выполнение заказов и ждет появление новых контрактов.

Не позднее 2025-27 гг. ВМС США смогут провести полную и равноценную замену парка десантных катеров LCAC. 74 старых изделия уступят место 73 (или 74) новым катерам. По всей видимости, подразделения таких катеров смогут сохранить нынешний штатный состав и численность техники. Эксплуатация перспективных катеров будет продолжаться до 2050-60 гг.

Благодаря производству новых катеров количественные показатели десантных сил ВМС США не изменятся, однако группировка катеров изменится качественно. Катера смогут перевозить больший груз с увеличенной скоростью и меньшими расходами на эксплуатацию. С их помощью будет решена проблема высадки десанта на несколько ближайших десятилетий.

Таким образом, один из важнейших проектов в контексте модернизации ВМС и КМП успешно доведен до стадии серийного производства и освоения техники в войсках. В ближайшие годы эти успехи получат развитие и серьезно изменят возможности десантных сил, не требуя серьезной перестройки штатной структуры или методов боевого применения.
Автор:
Использованы фотографии:
Textron / textronsystems.com
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Рагнар лодброк
    Рагнар лодброк 4 сентября 2020 18:19 Новый
    +8
    Достойный аналог "Зубра" нашего...

    Красиво идет,не раз с восторгом в море имел удовольствие видеть на ходу красавца этого...Мощщщщь!
    1. carstorm 11
      carstorm 11 4 сентября 2020 18:51 Новый
      +6
      ну кроме того что зубр даже по грузоподьемности раза в два сильнее прям таки аналог)))
    2. профессор
      профессор 4 сентября 2020 20:08 Новый
      +9
      Цитата: Рагнар лодброк
      Достойный аналог "Зубра" нашего...

      Ни разу не аналог. У американцев это шатл доставляющий десант с десантного корабля на берег, причем катер делает много ходок.
      https://topwar.ru/27421-kater-na-vozdushnoy-podushke-lcac.html
  2. L-39NG
    L-39NG 4 сентября 2020 19:19 Новый
    +12
    Американец, по всем показателям , приблизительно, в два раза меньше, чем "Зубр". По высоте и того более. По количеству экипажа, "Зубр" -27, американец - 4. И, как вы понимаете, SSC будут базироваться на LSD и работать челноками, с корабля на берег и обратно. Нет смысла сравнивать "Зубр" и SSC. Не всегда "больше" значит "лучше". Каждый из них создан для разных целей
    1. Alexey RA
      Alexey RA 6 сентября 2020 19:18 Новый
      +1
      Цитата: L-39NG
      И, как вы понимаете, SSC будут базироваться на LSD и работать челноками, с корабля на берег и обратно.

      Не только на LSD. Основная работа у ДКВП будет, когда подойдёт "Экспедиционный передаточный док" (мобильная гавань - платформа для перегрузки грузов с больших судов на ДКА, обеспечивающая разгрузку у необорудованного берега) и суда командования морских перевозок, которые будут через него разгружаться.
  3. mvg
    mvg 4 сентября 2020 19:46 Новый
    +8
    Автор статьи опять копипастит без анализа...
    Тоимость катеров, то 84 млн $/шт, то 25 млн $/шт (386/15), то 50 млн. Ему пофик о чем писать (копировать). Ни одной вдумчивой статьи от афтора, ни одного анализа. Нет такой темы, в которой он разбираетcя. Если только комбинации Ctrl + C, Ctrl + V. Ну и повторяшки по десятку раз.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 6 сентября 2020 19:30 Новый
      +1
      Цитата: mvg
      Автор статьи опять копипастит без анализа...
      Тоимость катеров, то 84 млн $/шт, то 25 млн $/шт (386/15), то 50 млн.

      84 миллиона и 26 миллиона за штуку - это два разных заказа, о чём и говорится в статье.
      Первая серия - как всегда, дорогая (причём 84 миллиона - это за два катера, номер 102 и 103):
      в апреле 2015 г. был подписан контракт на строительство первой серийной партии из двух изделий SSC. Стоимость катеров – 84 млн долл.

      Вторая серия - дешевле:
      В апреле этого года ВМС объявили о размещении нового заказа на 15 катеров; их общая стоимость составит 386 млн долл.

      А 55 миллионов за штуку - это, походу, общая оценочная стоимость всей программы SSC, делённая на количество катеров.
  4. Saxahorse
    Saxahorse 4 сентября 2020 21:36 Новый
    +3
    Шикарная тележка! Нам бы такая на северах очень пригодилась. Вот на чем буровые, технику забрасывать надо! Наши вроде предложили что то недавно, но увы в пять раз мельче. Серьезную технику не поднимет.
  5. Грац
    Грац 5 сентября 2020 04:10 Новый
    +1
    смотрится чисто как гражданский грузовик, военного экстерьера не видно
  6. Алекс2000
    Алекс2000 5 сентября 2020 10:03 Новый
    +1
    Зато их много. И относительно дешевы.

    А Зубров мало, и от них отказываются.
    Очень дорого, Шумно, не ресурсно, малоэффективно