Советская нефть. Двести метров до победы Германии

113

Если бы немцы захватили Сталинград, этот бензин просто не добрался бы до фронта

Начать эту статью я должен с некоторых извинений. Когда я описывал захват немцами майкопской нефти, я принимал во внимание контекст немецких нефтяных планов, отразившихся в некоторых архивных документах. Этот контекст был известен мне, но не был известен читателям, что и породило некоторое недопонимание того, почему немцы не особенно спешили с восстановлением майкопских нефтепромыслов. Контекст этот состоял в том, что немцы не могли вывезти захваченную нефть в Германию, и пришли к этому выводу еще до начала войны с СССР.

Необычное обстоятельство, которое заставляет внести существенные коррективы в понимание причин и подоплеки различных изгибов войны, в частности, в понимание того, почему немцы так упорно старались захватить Сталинград, и вообще зачем он был им нужен.



Нефтяная проблема была в центре внимания нацистского руководства с самых ранних пор возникновения нацистского режима, что объясняется тем, что Германия в значительной степени зависела от импортируемых нефти и нефтепродуктов. Эту проблему руководство пыталось решить (отчасти решило успешно) путем развития производства синтетического топлива из угля. Но при этом они присматривались к другим источникам нефти, которые могли оказаться в сфере их влияния, и подсчитывали, смогут ли они покрыть потребление нефти в Германии и в других европейских странах. Этому вопросу были посвящены две записки. Первую составил для Исследовательского центра военного хозяйства профессор Кёльнского университета доктор Пауль Беркенкопф в ноябре 1939 года: «СССР как поставщик нефти в Германию» (Die Sowjetunion als deutscher Erdölliferant. РГВА, ф. 1458, оп. 40, д. 116). Вторая записка была составлена в Институте мирового хозяйства университета Киля в феврале 1940 года: «Снабжение Великой Германии и континентальной Европы нефтепродуктами при нынешнем военном осложнении положения» (Die Versorgung Großdeutschlands und Kontinentaleuropas mit Mineralölerzeugnissen während der gegenwärtigen kriegerischen Verwicklungen. ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190).

Советская нефть. Двести метров до победы Германии

Титульный лист записки Института мирового хозяйства Университета Киля

Сразу пояснение насчет Великой Германии. Это политико-географический термин с четким значением, означающий Германию после всех территориальных приобретений с 1937 года, то есть вместе с Судетами, Австрией и рядом территорий бывшей Польши, присоединенных к Рейху.

Эти записки отражают немецкие взгляды определенного этапа войны, когда Румыния со своими нефтяными запасами еще была страной, Германии недружественной, и ее нефть все еще находилась под контролем французских и британских фирм, вовсе не желавших продавать нефть немцам. СССР в то время еще был страной, Германии дружественной. Поэтому хорошо заметно, что авторы обоих документов рассуждают о возможности использования советского нефтяного экспорта без попыток передела потребления нефти и нефтепродуктов в СССР в германскую пользу.

Сколько нужно нефти? Столько не достать!


Потребление нефти в военное время в Германии оценивались в 6-10 млн. тонн в год при наличии запасов на 15-18 месяцев.

Наличные ресурсы оценивались следующим образом.

Добыча нефти в Германии — 0,6 млн. тонн.
Синтетический бензин — 1,3 млн. тонн.
Расширение производства синтетического бензина в скором будущем — 0,7 млн. тонн,
Ввоз из Галиции — 0,5 млн. тонн.
Ввоз из Румынии — 2 млн. тонн.
Всего — 5,1 млн. тонн (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 3).

Впрочем, были и другие оценки военного потребления топлива, которые колебались от 12 до 15-17 млн. тонн, но авторы Института мирового хозяйства в Киле решили исходить из потребления 8-10 млн. тонн в год. С этой точки зрения положение выглядело не столь устойчивым. Производство синтетического топлива могло быть доведено, по их оценкам до 2,5-3 млн. тонн, и на ввоз приходилось от 5 до 7 млн. тонн нефти. Даже в мирное время Германия нуждалась в большом ввозе. В 1937 году потребление составило 5,1 млн. тонн (и в 1938 году выросло до 6,2 млн. тонн, то есть более чем на миллион тонн), собственное производство — 2,1 млн. тонн, ввоз 3,8 млн. тонн; таким образом, Германия снабжала сама себя на 41,3% (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 7). Вместе с Австрией и Судетами потребление 1937 года (использовались расчетные показатели) достигало 6 млн. тонн, собственное производство — 2,2 млн. тонн, и покрытие потребностей своими ресурсами составляло всего 36%.

Польские трофеи дали немцам еще 507 тысяч тонн нефти и 586 млн. кубометров газа, из которых 289 млн. кубометров расходовались на получение бензина — 43 тысячи тонн (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 12). Немного, и серьезного улучшения положения это не принесло.

Импорт нефти в Германию перед самой войной был в руках вероятных противников. Из 5,1 млн. тонн ввоза в 1938 году на США приходилось 1,2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, на Нидерландскую Америку (Аруба) и Венесуэлу — 1,7 млн. тонн. Румыния экспортирована в Германию 912 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов, СССР — 79 тысяч тонн. В общем, одно расстройство. Институт мирового хозяйства в Киле подсчитал, что в случае блокады Германия может рассчитывать лишь на 20-30% предвоенного ввоза.

Немецких специалистов заинтересовало, сколько нефти потребляют нейтральные страны континентальной Европы, которые в случае блокады морского подвоза обратятся или к Германии или к тем же источникам нефти, что и Германия. Вывод подсчетов был не особо утешительным. Нейтралы вместе потребляли 9,6 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в 1938 году, а ввоз в них составил 9,1 млн. тонн, то есть почти весь объем (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 17-18). 14,2 млн. тонн потребностей всей Европы, Германии и нейтральных стран, удовлетворяющихся импортом, из них — 2,8 млн. тонн из Румынии и СССР, а остальное — из враждебного заморья.

Советский Союз привлекал Германию своей крупной добычей нефти, составившей в 1938 году 29,3 млн. тонн, и огромными запасами нефти — 3,8 млрд. тонн в подтвержденных на начало 1937 года запасах. Потому, в принципе, немцы могли бы рассчитывать на то, что им получится поправить свой нефтяной баланс, а также нефтяной баланс нейтральных стран континентальной Европы за счет советской нефти.

Но, к вящему огорчению немцев, СССР почти всю свою добычу нефти потреблял сам. Точных цифр они не знали, но могли вычесть из добычи объем вывоза, и у них получалось, что в 1938 году в СССР было добыто 29,3 млн. тонн, потреблено 27,9 млн. тонн и вывезено 1,4 млн. тонн. При этом потребление гражданского сектора оценивалось немцами в 22,1 млн. тонн нефтепродуктов, военное — 0,4 млн. тонн, и потому в Киле были уверены в том, что СССР накапливает ежегодные запасы в размере 3-4 млн. тонн нефти или нефтепродуктов (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 21-22).

СССР и Румыния вывозили нефть в разные страны. Если в случае морской блокады континентальной Европы весь объем экспортной румынской и советской нефти пойдет в Германию и в нейтральные страны, то и в этом случае дефицит составит 9,2 млн. тонн — по оценкам предвоенного потребления (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 30).


Таблица с расчетом дефицита нефти в континентальной Европе

Отсюда был сделан вывод: «Eine vollständige Selbstversorgung Kontinentaleuropas mit Mineralölerzeugnissen nach dem Stande der Jahre 1937 und 1938 ist also nicht möglich, auch wenn eine ausschließliche Belieferung Kontinentaleuropas durch Rumänien und Sowjetrußland stattfinden würde». То есть даже если всю экспортную нефть Румыния и СССР будут направлять в континентальную Европу, ее все равно не хватит. Как ни крути, а 5-10 млн. тонн нефти нужно получить откуда-то еще, не из Европы. Итальянцы пусть думают, где им раздобыть нефти, поскольку румынская и советская нефть должна экспортироваться в Германию.

Трудности перевозки


Помимо того, что нефти вообще явно не хватало, так ее еще и трудно было доставить в Германию и до большей части нейтральных стран континентальной Европы. Советский экспорт нефти шел через Черное море, особенно через Батуми и Туапсе. Но дело в том, что Германия не имела прямого выхода ни на Черное море, ни на Средиземное. Танкеры должны были идти вокруг Европы, через Гибралтар, контролируемый Великобританией, через Ла-Манш, Северное море и далее в немецкие порты. Этот путь был уже фактически блокирован на момент составления записки в Институте мирового хозяйства Киля.

Румынскую и советскую нефть можно было вывозить морем в Триест, в то время контролировавшийся итальянцами, и там перегружать на железную дорогу. В этом случае часть нефти неизбежно доставалась бы Италии.

Потому немцы предлагали другой вариант, ныне кажущийся фантастическим. СССР должен был своими судами вывозить кавказскую нефть по Волге, по каналам Мариинской водной системы в Ленинград и там грузить в морские танкеры (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 38). Волга была крупнейшей водной магистралью, по которой перевозилась нефть, а по второму пятилетнему плану, как немцам было известно, каналы Мариинской системы должны были быть реконструированы и их пропускная способность должна была увеличиться с 3 до 25 млн. тонн в год. Для них это был бы наилучший вариант. Во всяком случае, исследователи Института мирового хозяйства в Киле выступали именно за него.

Рассматривались также и другие варианты транспортировки советской нефти в Германию. Вариант Дуная тоже был весьма выгоден, но требовал увеличения дунайского танкерного флота. Институт мирового хозяйства считал, что необходимо построить нефтепровод в Юго-Восточной Европе, чтобы облегчить перевозки нефти по Дунаю (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 40). Доктор Беркенкопф был несколько иного мнения. Он считал, что перевозки по Дунаю затруднительны, во-первых, из-за явной нехватки вместимости дунайского флота барж и танкеров, которые задействованы в перевозках румынской нефти, и, во-вторых, из-за того, что советские танкеры не могут войти в устье Дуная. Румынский порт Сулина мог принимать лишь суда до 4-6 тысяч брт, тогда как советские танкеры были крупнее. Танкеры типа «Москва» (3 единицы) — 8,9 тысяч брт, танкеры типа «Эмба» (6 единиц) — 7,9 тысяч брт. В составе флота «Совтанкера» было еще 14 танкеров разного типа и разной вместимости, но самые новые суда фактически исключались из перевозки нефти по дунайскому маршруту (РГВА, ф. 1458, оп. 40, д. 116, л. 18). В некоторой перспективе Дунай был весьма выгоден, и в мае 1942 года на совещании Гитлера и рейсхминистра вооружений Альберта Шпеера обсуждался вопрос о сооружении крупных гаваней в Линце, Кремсе, Регенсбурге, Пассау и Вене, то есть в верховьях Дуная (Deutschlands Rüstung im Zweiten Weltkrieg. Hitlers Konferenzen mit Albert Speer 1942-1945. Frankfurt am Main, „Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion“, 1969, S. 107). Но для того чтобы запустить дунайский маршрут на потребную для Германии и тем более для всей континентальной Европы мощность, требовалось несколько лет для строительства танкерного флота и портов.

Железнодорожные перевозки нефти в СССР были делом обычным. Из 39,3 млрд. тонно-километров нефтяных перевозок в 1937 году 30,4 млрд. тонно-километров пришлись как раз на железнодорожный транспорт, из них 10,4 млрд. тонно-километров составляли маршруты длиной более 2000 км (РГВА, ф. 1458, оп. 40, д. 116, л. 12). Нефтепродукты, выпускавшиеся в основном на Кавказе, развозились по всей стране. Но немцы, в частности, Беркенкопф, смотрели на это с ужасом, как на нерациональный расход ресурсов и перегрузку железнодорожного транспорта. Речной и морской транспорт с их точки зрения был выгоднее.

В Германию нефть перевозили по железной дороге из порта Одессы и далее по маршруту: Одесса — Жмеринка — Лемберг (Львов) — Краков — и далее в Верхнюю Силезию. В поставках нефти из СССР в Германию, которые были в 1940-1941 годах (606,6 тыс. тонн в 1940 году и 267,5 тыс. тонн в 1941 году) нефть перевозилась именно этой дорогой. На пограничной станции Перемышль нефть перекачивалась из цистерн на советской колее в цистерны на европейской колее. Это было неудобно, и потому немцы хотели бы, чтобы СССР разрешил устроить магистраль на европейской колее 1435 мм прямо до Одессы (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12463, д. 190, л. 40).


Станция Перемышль. Перелив нефти из советских цистерн в немецкие

Почему так? Потому, как писал доктор Беркенкопф, что советские железные дороги были перегружены и большой объем экспортных грузов пропустить не могли, а эта линия, Одесса — Львов — Перемышль, была относительно мало загружена. Пропускную способность ее Беркенкопф оценивал в 1-2 млн. тонн нефти в год; для перевозки 1 млн. тонн требовалось 5 тысяч цистерн по 10 тонн каждая (РГВА, ф. 1458, оп. 40, д. 116, л. 17).

Поскольку СССР магистраль до Одессы на европейскую колею не перешил, а даже наоборот, успел до начала войны перешить часть железных дорог в Западной Украине на советскую колею, пришлось немцам удовлетвориться тем, что было: сильно ограниченными возможностями поставок через Одессу и по железной дороге. Беркенкопф высказывал мысль, что хорошо было бы, если в СССР построили нефтепровод до пограничной станции, но и этого тоже не случилось.

200 метров до победы Германии


Это то, что писали о положении с нефтью немецкие специалисты. Теперь время для экстравагантных выводов.

Вывод первый и наиболее поразительный: немцы при всем желании не могли пограбить советскую нефть, просто в силу отсутствия возможностей ее вывоза в Германию и другие европейские страны. Сложившаяся до войны инфраструктура транспортировки нефти не позволяла Германии вывозить более чем миллион тонн в год, практически даже меньше.

Даже если бы немцы одержали полную победу и захватили все нефтяное хозяйство в совершенно исправном состоянии или с небольшими повреждениями, то им бы потребовалось 5-6 лет для строительства флота или нефтепроводов, чтобы кавказская нефть реально пошла бы в Германию и остальную Европу.

К тому же из 21 танкера «Совтанкера» в 1941 году немецкой авиацией и флотом было потоплено 3 танкера и в 1942 году — 7 танкеров. То есть сами же немцы сократили советский танкерный флот на Черном море почти наполовину. Им достался только один танкер, «Грознефть», бывший крейсер, перестроенный в танкер (он получился бронированный, поскольку броню крейсера не снимали), который в 1934 году был переделан в баржу, а с 1938 года стоял в Мариуполе на приколе и был там затоплен в октябре 1941 года при отступлении. Немцы его подняли. Формально танкер, но негодный для морских перевозок.


Танкер "Грознефть", затопленный в Мариуполе


Танкер "Михаил Громов", 836 брт; такой танкер мог бы легко войти в порт Сулина на Дунае. Немецкие торпедоносцы потопили его 2 июня 1942 года в 40 милях от Ялты. Несомненный успех летчиков. Попасть в такое небольшое судно торпедой непросто. Но этот успех отдалял Германию от кавказской нефти

Итак, советского танкерного флота немцам в трофеи не досталось, своего на Черном море не было, румынский танкерный флот, дунайский и морской, был занят текущими перевозками. Поэтому немцы, захватив Майкоп, и не особенно спешили восстанавливать нефтепромыслы, ввиду того, что возможностей для вывоза нефти в Германии не было и в ближайшее время не предвиделось. Захваченную нефть они могли использовать только для текущих потребностей войск и авиации.

Вывод второй: известный тезис Гитлера о том, что надо захватить кавказскую нефть, мы явно воспринимаем неправильно. Мы привыкли считать, что речь идет об эксплуатации. Но Гитлер, несомненно, читал или эти записки, или другие материалы на их основе, и потому хорошо знал, что поставки кавказской нефти в Германию есть дело некоего отдаленного будущего, и сразу после захвата это сделать будет нельзя. Так что смысл требования Гитлера захватить кавказскую нефть состоял в другом: чтобы не досталось Советам. То есть лишить Красную Армию топлива и тем самым лишить ее возможности вести боевые действия. Чисто стратегический смысл.

Наступление на Сталинград решало эту задачу гораздо лучше, чем наступление на Грозный и Баку. Дело в том, что не только добыча, но и переработка до войны были сосредоточены на Кавказе. Крупные НПЗ: Баку, Грозный, Батуми, Туапсе и Краснодар. Суммарно 32,7 млн. тонн мощности. Если перерезать коммуникации к ним, это будет равнозначно захвату самих нефтедобывающих районов. Водные коммуникации — это Волга, а железнодорожные — магистрали к западу от Дона. До войны Нижняя Волга не имела железнодорожных мостов, самый нижний из них был только в Саратове (сдан в 1935 году). Железнодорожное сообщение с Кавказом велось главным образом через Ростов.

Поэтому захват Сталинграда немцами означал бы почти полную потерю кавказской нефти, даже если бы она все еще находилась в руках Красной Армии. Вывезти ее было бы нельзя, за исключением сравнительно небольшого вывоза из Баку морем в Красноводск и дальше по железной дороге кружным путем через Среднюю Азию. Насколько это был бы серьезный удар? Можно сказать, что серьёзный. Кроме блокированной кавказской нефти, оставались бы Башкирия, Эмба, Фергана и Туркменистан с суммарной добычей в 1938 году 2,6 млн. тонн нефти, или 8,6% довоенной союзной добычи. Это примерно 700 тысяч тонн бензина в год, или 58 тысяч тонн в месяц, что, конечно, жалкие крохи. В 1942 году среднемесячный расход ГСМ составлял в армии 221,8 тысячи тонн, из них 75% — бензин всех сортов, то есть 166,3 тысячи тонн бензина. Таким образом, потребности армии были бы в 2,8 раз больше, чем смогла бы поставить оставшаяся нефтепереработка. Это ситуация поражения и крушения армии по причине нехватки топлива.

Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

Ну что, зашевелились волосы? Подлинно документальная история куда интереснее и драматичнее, чем изложенная в цветастых мифах.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 сентября 2020 05:43
    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

    Кроме того минирование Волги.тоже угроза танкерному судоходству.
    Автор правильно изложил.так пусть она не достаниться никому...нефть матушка.
    Но то что им не хватило 200 метров это так.для красного словца.резервов им не хватило.слишком пасть сильно разявили.
    1. +7
      6 сентября 2020 06:39
      а я чета не уловил - если автор развивает тезис перекрыть Волгу как один из способов транспортировки нефти то почему нельзя было выйти к Волге выше или ниже Сталинграда и добиться того же результата без таких катастрофических потерь ?
      1. -1
        6 сентября 2020 14:18
        Цитата: Киса
        выйти к Волге выше или ниже Сталинграда и добиться того же результата без таких катастрофических потерь ?

        Гарантии?
      2. +3
        6 сентября 2020 14:59
        Выше, или ниже? А там была железная дорога основной поставщик Вермахта? Кому нужна степь, если по ней ничего не перевезти. Немцы пробовали через калмыцкие степи, но ничего не получилось. Сколько пошло, столько потерялось.
    2. +7
      6 сентября 2020 06:54
      Цитата: апро
      то что им не хватило 200 метров это так.для красного словца

      ...к тому же, они эти "150-200 метров" таки преодолели:
      "В 16 часов 23 августа 1942 года ударная группировка 6-й немецкой армии прорвалась к Волге близ северной окраины Сталинграда, в районе посёлков Латошинка, Акатовка, Рынок"
      1. 0
        7 сентября 2020 09:27
        Правильно. Коридор шириной 8км.
    3. Комментарий был удален.
  2. +1
    6 сентября 2020 06:20
    Мы привыкли считать, что речь идет об эксплуатации
    belay Да, да. Криворожская руда, донецкий антрацит, грузинский Баржоми. Все с колес. what
  3. +1
    6 сентября 2020 06:46
    А ведь могли ударить южнее Сталинграда, в Калмыкии. Дойти до Волги. И перерезать доставку нефти.
    Только почему-то фашисты зациклились именно на Сталинграде.
    Для гитлера это было делом принципа
    1. +1
      6 сентября 2020 08:17
      Цитата: Неволя
      А ведь могли ударить южнее Сталинграда, в Калмыкии. Дойти до Волги. И перерезать доставку нефти.
      Только почему-то фашисты зациклились именно на Сталинграде.
      Для гитлера это было делом принципа

      Точно "зациклились"? Сталинградский фронт был протяжённость. около 520 км ..
      1. +2
        6 сентября 2020 08:38
        В Калмыкии и фронта то сплошного небыло. Бывало что один батальон прикрывал км 10.
        1. -1
          6 сентября 2020 08:40
          И где бы они силы взяли? С других направлений снять?Ну тогда там будет ещё меньше батальона на 10 км ...
          1. -5
            6 сентября 2020 10:00
            Ну, обычно так и делают. Берут с других направлений. Прям со Сталинграда можно было. Все ровно там ни хрена не делали.
            1. +3
              6 сентября 2020 10:25
              Цитата: Неволя
              Все ровно там ни хрена не делали.

              Это шутка такая?
              1. -1
                6 сентября 2020 11:36
                Для кого и шутка.
                Можно долбить в стену. А можно пойти в обход.
                1. +5
                  6 сентября 2020 11:45
                  Цитата: Неволя
                  Для кого и шутка.
                  Можно долбить в стену. А можно пойти в обход.

                  Ну да, "стена" будет смотреть как вы там по степям рассекаете?Или вам в тыл двинется?
                  1. +1
                    6 сентября 2020 12:30
                    Все операции так проводились.
                    Блицкриг вообще только на это и основан.
                    1. 0
                      6 сентября 2020 12:32
                      Цитата: Неволя
                      Блицкриг вообще только на это и основан.

                      Блицкриг,в 1942 ? Ясненько ...
                      1. -1
                        6 сентября 2020 13:30
                        Конечно ясненько. А что, только блицкриг существует? Вообще-то как бы все военные операции проводятся в секрете. Это тоже ясненько? Или на 1942 год это не распространяется?
                      2. 0
                        6 сентября 2020 13:41
                        Ну так естественно ясненько - для того чтобы проводить операции нужны людские,материальные и технические ресурсы ,а так же как сейчас говорят логистику ... Или на немецкую армию это не распространяется?
                      3. -1
                        6 сентября 2020 18:32
                        И вправду, откуда у немцев людские,материальные и технические ресурсы ,а так же как сейчас говорят логистику? Особенно в 42 году.
                      4. 0
                        7 сентября 2020 05:10
                        Цитата: Неволя
                        И вправду, откуда у немцев людские,материальные и технические ресурсы ,а так же как сейчас говорят логистику? Особенно в 42 году.

                        Действительно глупцы - всё было ,а не воспользовались ...наверное вас в генеральном штабе не хватало ...
                      5. +1
                        7 сентября 2020 07:59
                        Глупо когда решения принимает не генштаб а дорвавшийся до власти глупец который мнит себя великим и непогрешимым стратегом. В этом смысле Сталин оказался гораздо более благоразумным и не лез не в своё дело а давал военным делать что умели.
                      6. 0
                        7 сентября 2020 15:36
                        Цитата: Неволя
                        Глупо когда решения принимает не генштаб а дорвавшийся до власти глупец который мнит себя великим и непогрешимым стратегом.

                        Если бы вы поинтересовались,то были бы в курсе что у немцев в степях воевало побольше чем в самом Сталинграде ...
                      7. +2
                        7 сентября 2020 15:50
                        Цитата: Неволя
                        Глупо когда решения принимает не генштаб а дорвавшийся до власти глупец

                        Что значит глупец. Этот глупец пришёл к власти, освободил германию от позорных договоров, завоевал Европу, северную Африку. Причём всё это сделал за короткий срок.
                        Но Россия Матушка не - по зубам оказалась. Как и многим другим во все времена. Русским духом она сильна и своим Народом. А он её пытался просчитать по наличии техники и по количеству солдат. Как Европу. Только там кроме Югославов и испанских патриотов ни кто не воевал.
                        ИМХО hi
                      8. 0
                        7 сентября 2020 15:40
                        Цитата: Неволя
                        И вправду, откуда у немцев людские,материальные и технические ресурсы ,а так же как сейчас говорят логистику? Особенно в 42 году.

                        Людские ресурсы поставляли союзники
                        По Сталинградом кроме 6-й армии Паулюса и 4-й танковой армии Гота, находились 2 Румынские армии (прикрывали фланги, а севернее по дону была 8-я армия Итальянцев и 2-я Венгерская армия.
                        Вояки они конечно не ахти - не в пример немцам, но свою лепту внесли то же.
                      9. 0
                        7 сентября 2020 16:05
                        Цитата: Ruswolf
                        находились 2 Румынские армии (прикрывали фланги, а севернее по дону была 8-я армия Итальянцев и 2-я Венгерская армия.

                        Если бы у немцев были свободные ресурсы ни кто бы этих вояк на фланги не поставил ... как там лучше один немецкий солдат на километр фронта ,чем румыны ...цитата по памяти(за дословность естественно не ручаюсь) не помню какого немецкого генерала .
                      10. 0
                        7 сентября 2020 18:58
                        Цитата: mat-vey
                        Если бы у немцев были свободные ресурсы ни кто бы этих вояк на фланги не поставил ...

                        Согласен с Вами. Окружение Паулюса началось именно с того что были смяты Румынские армии. А в добавок немцам приходилось усмирять Румыно-Венгерские междусобойчики. Они люто ненавидели друг друга из за территориальных претензий.
                      11. 0
                        7 сентября 2020 15:28
                        Цитата: Неволя
                        Вообще-то как бы все военные операции проводятся в секрете.

                        „В теории фактор неожиданности может сыграть вам на руку. Но на практике в ход вступает сила трения, когда скрип вашей машины предупреждает противника об опасности.
                        Карл фон Клаузевиц
                        Всё секретное становится явным.
                      12. 0
                        7 сентября 2020 15:39
                        Да шастали у них по степям диверсионные группы ,но в степях перемещение больших групп не скроешь - "мне с верху видно всё,ты так и знай"...
                2. 0
                  8 сентября 2020 08:19
                  Нормальные герои всегда идут в обход. Айболит 66
      2. -2
        6 сентября 2020 10:03
        "Сталинградский фронт был протяжённость. около 520 км .."
        после захвата ставропольского края, образовались дыры в фронте, короче говоря, немцы могли выйти к баку без проблем,но не стали, видно поняли, что нефть в фатерлянд не вывезешь, и решили перекрыть её в сталинграде, опять не вышло
        1. 0
          6 сентября 2020 10:25
          Цитата: аксельбант
          "Сталинградский фронт был протяжённость. около 520 км .."
          после захвата ставропольского края, образовались дыры в фронте, короче говоря, немцы могли выйти к баку без проблем,но не стали, видно поняли, что нефть в фатерлянд не вывезешь, и решили перекрыть её в сталинграде, опять не вышло

          Вопрос тот же - И где бы они силы взяли? С других направлений снять?
    2. 0
      6 сентября 2020 08:38
      Цитата: Неволя
      И перерезать доставку нефти.

      она и была прекращена с июля 1942 г
    3. +7
      6 сентября 2020 12:31
      А ведь могли ударить южнее Сталинграда, в Калмыкии. Дойти до Волги.
      И получить удар с фланга с перспективой котла в степи.
    4. +7
      6 сентября 2020 14:03
      Цитата: Неволя
      А ведь могли ударить южнее Сталинграда, в Калмыкии. Дойти до Волги. И перерезать доставку нефти.
      Только почему-то фашисты зациклились именно на Сталинграде.
      Для гитлера это было делом принципа

      Там они снабжаться не смогли бы, ИМХО. Ни железных, ни шоссейных дорог.
    5. 0
      7 сентября 2020 09:29
      А как снабжать войска в Калмыкии?
    6. 0
      8 сентября 2020 07:02
      Цитата: Неволя
      в Калмыкии

      В Калмыкии в позднем СССР и то не особо было с логистикой, а уж в 40-е...
      Бросить туда дивизию - все равно что горсть песка в Сахару ...
  4. +6
    6 сентября 2020 06:54
    Ну что, зашевелились волосы?
    ..Нет, не зашевелились..
    .известный тезис Гитлера о том, что надо захватить кавказскую нефть, мы явно воспринимаем неправильно. Мы привыкли считать, что речь идет об эксплуатации.
    ..Вот здесь не надо обобщать.. smile ...Копните историю гражданской войны, оборона Царицина, Астрахани и особенно откуда и в каких количествах шла нефть в Советскую республику,когда она была в окружении фронтов...Да и во многих работах о Сталинградской битве,битве за Кавказ,указывается, что цель данных операций, лишение Красной армии, сырьевой базы, транспортных коммуникаций...
    1. 0
      8 сентября 2020 07:06
      Про Алгембу еще... Тоже еще та эпопея была....
  5. +1
    6 сентября 2020 07:46
    Война, это не только логистика... Правда в те времена наверное в русском языке (про немецкий не знаю) слова логистика не было, было тыловое обеспечение действующей армии. Автор приводит довоенные документы, а не те что были в период Сталинградской битвы. Меня всегда, ещё со времён школы, как то напрягало, то что некоторые историки объясняли, что Гитлер (именно как личность, как вождь немецкого народа, как фюрер фашистской идеологии) до последнего держался за Сталинград из-за нефти. Тогда в советской школе не говорили открыто о том, что в 41-42 годах в плен попало много советских военнослужащих, о предательстве и т.п. За то чётко обозначалось, что Гитлер рассчитывал на то, что в результате первых сокрушительных ударов на западе СССР, страна развалится на отдельные национальные государства. Сталину и партии, несмотря на потери и поражения 41-42 года удалось страну сохранить единой. Взял бы Гитлер Сталинград, а город был уже захвачен практически и немцы вышли к Волге и казалось бы прервали "водный нефтяной путь", но кризиса с поставками нефти и топлива для армии из Баку и Грозного не произошло. Были накоплены силы и средства для окружения армии Паулюса. Моё мнение - Битва за Сталинград больше носила идеологический характер. Гитлер с его "маниакализмом превосходства" - я сильнее Сталина, пытался решить вопросы консолидации вокруг Германии не только тех, кто ещё не присоединился к участию в военных действиях против СССР (Турция, Иран, Афганистан, Япония), но и укрепить веру немцев в свою непогрешимость (потери немцем на восточном фронте были очень ощутимы для граждан рейха, и начиналось уже брожение в немецких умах). Поэтому материал, интересный, но он показывает только одну из сторон значения Сталинградской битвы. Автору спасибо.
  6. +1
    6 сентября 2020 08:33
    Потребление нефти в военное время в Германии оценивались в 6-10 млн. тонн в год при наличии запасов на 15-18 месяцев.

    Подобное потребление Германии обеспечить, в принципе, удалось:

    кроме упомянутых источников нефти, Германия получала нефть из Венгрии -1,5 млн т, Австрии -1,5 млн т, сама Германия нарастила с ,05 млн до 1,5 млн т добычу (в Ганновере) , а еще сотни тыч тонн шли из Чехочловакии, Албании,Польши и Зап Украины.

    Проблема в том, что реальное потребление оказалось 15 млн тонн.

    Немцы очень неудачно выступили в Ираке, где их разгромили англичане, а Иран взяли те же англичане и СССР, так что и оттуда нефть не пошла.

    С Румынией тоже немцы работали плохо: до них, в 1936 г румыны добыли 8,5 млн т, а при немцах, всего.... 5,5 млн т в год...

    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

    Странное утверждение: Немцы вышли к Волге севернее Сталиграда на протяжении нескольких км (Латошкино и пр) еще в августе 1942 , в самом Сталиграде тоже вышли к Волге не в одном месте.

    А уже с июля 1942 г. навигация по Волге была прервана, доставка нефти прекратилась.
    1. +2
      6 сентября 2020 10:07
      "Немцы очень неудачно выступили в Ираке, где их разгромили англичане, а Иран взяли те же англичане и СССР, так что и оттуда нефть не пошла."
      а как можно было тогда доставить нефть из ирака в германию, даже если бы никто не мешал?
      1. -1
        6 сентября 2020 10:30
        Цитата: аксельбант
        как можно было тогда доставить нефть из ирака в германию, даже если бы никто не мешал?

        Сухопутный путь, как бы был, но без трубопроводов, это да: Ирак-Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Германия.

        А трубопроводы шли к Басре-порту , а в море -англичане, Вы правы.

        НО-с другой стороны-через Испанию немцы через англосаксонскую Атлантику вполне себе получали нефтепродукты... Так что варианты, думаю, были.

        Но были пресечены на коню...
        1. +2
          6 сентября 2020 10:46
          "НО-с другой стороны-через Испанию немцы через англосаксонскую Атлантику вполне себе получали нефтепродукты... Так что варианты, думаю, были."
          там бензин с юса шёл, потому и вариантов не было_- торговля с нейтралами, кто ж их тронет
        2. 0
          6 сентября 2020 14:46
          С 1934 года работали нефтепроводы: Киркук --- Триполи (Ливан) и Киркук --- Хайфа. Ливан был подмандатной территорией Франции (Виши с 1940).
          https://e-migration.ru/iraq/neft-v-irake.html
          1. -1
            6 сентября 2020 15:43
            Цитата: Николай Чудов
            1934 года работали нефтепроводы: Киркук --- Триполи (Ливан) и Киркук --- Хайфа. Ливан был подмандатной территорией Франции (Виши с 1940).

            1.Триполи-это Ливия

            2. Опять-таки, Средиземное море тоже контролировалось в значительной степени англичане.
            1. +1
              6 сентября 2020 18:06
              Два города с названием Триполи: в Ливии и в Ливане. Нефтепровод до ливанского Триполи. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8_(%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD)
              Цитата: Ольгович
              Опять-таки, Средиземное море тоже контролировалось в значительной степени англичане

              После захвата Крита Восточное Средиземноморье не очень контролировалось. Путь вдоль турецкого берега, через Дарданеллы и Босфор в Румынию, далее по Дунаю или нефтепроводом, железной дорогой.
              1. +1
                7 сентября 2020 09:19
                Цитата: Николай Чудов
                После захвата Крита Восточное Средиземноморье не очень контролировалось. Путь вдоль турецкого берега, через Дарданеллы и Босфор в Румынию, далее по Дунаю или нефтепроводом, железной дорогой.

                Т.е. иракская нефть была вполне доступна Германии, они ее просто упустили, а вернеее, сил на все не хватило...
                1. +1
                  7 сентября 2020 17:05
                  Военный переворот в Ираке в апреле 1941 года оказался неожиданностью для Гитлера, это была чисто арабская инициатива. В Германии не знали, что с этим делать, а в противном случае вся война могла пойти иначе.
                  1. 0
                    7 сентября 2020 18:48
                    Не могла - у Германии уже в апреле рвало ресурсы, армию и логистику! Посопротивляйся еще Греция и Югославия, и 22 июня быв и не состоялся вообще. И, соглашусь с Вами, война бы приобрела совсем другой ход - перенос "Барбароссы" на 1942 и прочее, но это уже альтернативщина. История состоялась так, как состоялась.
                    1. +1
                      7 сентября 2020 19:13
                      "Барбаросса" на иракской нефти --- это совсем другая история. Проспал Гитлер Ирак.
  7. +4
    6 сентября 2020 09:04
    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.
    А можно уточнить, а разве удалённость от берега Волги в 150-200 не мешало немецким войскам контролировать перевозки по реке? Даже при большей удалённости немецких войск от береговой линии количество перевозок по реке было сильно сокращенно, а в некоторые периоды и вовсе прерывалось.
    1. +1
      6 сентября 2020 16:47
      А зачем по вашему тогда БАМ разобрали?
      Полный захват города создавал бы предпосылки для форсирования Волги со всеми вытекающими.
    2. +1
      6 сентября 2020 21:42
      28.3.17.
      антивирус 2 Сегодня, 19:36 ↑
      К вопросу о накрахмаленных манишках и чести .
      Яков Михайлович Глазунов, капитан Волжского пароходства, зять моего знакомого, 1928 г р.
      "Вызывают его, летом, в управление пароходства, в Горький( возможно Куйбышев?), говорят:
      - "иди в Сталинград, там эвакуируют всех кого можно"
      Грузится у пристани. Начался налет, быстро их выгнали от пристани.
      Он пошел вдоль берега.
      -"если попадет , то доплыву до берега и др кто выживет"
      А второй пароход пошел по середине и его потопили,
      детей, раненых.
      Раскладывали белые простыни с красными крестами на палубе.
      "Фашист кидал, кидал, но промахнулся. Я все уворачивался, так и ушел."
      "Каждый раз рассказывал с плачем"
  8. +1
    6 сентября 2020 11:19
    Автор:
    Верхотуров Дмитрий
    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

    Это явно притянутый за уши вывод - мы к началу 1943 года не только научились воевать, но и создали огромные производственные мощности внутри страны, так что если бы и были задержки в обеспечении горючим, то не надолго хотя бы потому что просто построили новую объездную ж.д. дорогу. Так что в 1943 году уже явно было видно, что немецкий военный потенциал не в состоянии обеспечить восполнение боевых потерь, а вот советский ВПК не только справился с этим, но и постоянно наращивал выпуск вооружения, что в итоге и стало основой нашей Победы. А вообще итог войны некоторые умные немецкие полководцы определили еще в 1941 году, когда сорвался блицкриг - они просто поняли, что в затяжной войне Германия проиграет союзникам, и это было очевидно военным профессионалам, а не фанатикам.
    1. +1
      6 сентября 2020 21:45
      в 1941 году, когда сорвался блицкриг - они просто поняли, что в затяжной войне Германия проиграет союзникам, и это было очевидно военным профессионалам, а не фанатикам.
      о фанатиках и профи: все ли зависит от Путина? или есть решения которые ему приносят готовыфми?
      так и с Гитлером--нефть брать оттуда, сахар --Хстрана, резина -ххх страна, выводы из брюквенной зимы сделали правильные. без фанатизма работали тысячи аналитиков-директоров-бухгалтеров( сейчас -эффективные манагеры)
    2. +1
      7 сентября 2020 18:53
      А почему все сбрасывают со счетов поставки ГСМ по ленд-лизу? Иран был оккупирован нами в сентябре 1941 года. Просто поставки бы шли через Туркменистан и далее в центральную часть страны. СССР при любом раскладе бы выкрутился, а вот Германия была обречена до 1 сентября 1030 года. Увы, Факт.
  9. +7
    6 сентября 2020 11:52
    Вообще то за Волгой рельсы бросили таки - те что с Байкало-Амурской магистрали сняли))) Немцы к волге вполне вышли и реку растреливали - перекрыв судоходство по ней но в степи за Волгой из Астрахани уже была готова ж/д дорога)))
    1. +4
      6 сентября 2020 14:06
      за Волгой из Астрахани уже была готова ж/д дорога
      Вспоминается
      Во время войны Сталин поручил Байбакову открытие новых нефтяных месторождений. Когда Байбаков возразил, что это невозможно, Сталин ответил: – Будет нефть, будет Байбаков, не будет нефти, не будет Байбакова! Вскоре были открыты месторождения в Татарии и Башкирии.
  10. 0
    6 сентября 2020 13:09
    Непонятна логика вывоза немцами сырой нефти из СССР после ее захвата - ведь были мощности и руки для того,чтобы переработать ее в топлива уже на месте - что потребовало бы куда меньших транспортных возможностей.
    А так да,очень интересные выводы..
    1. 0
      8 сентября 2020 07:15
      Цитата: Knell Wardenheart
      ведь были мощности и руки для того,чтобы переработать ее в топлива уже на мест

      Это нереально... НПЗ слишком лакомый и легко уязвимая цель - диверсии, партизаны, авианалеты...
      1. -1
        8 сентября 2020 12:29
        Как пишет автор : " Суммарно 32,7 млн. тонн мощности " . Вот просто так это не уничтожить - это не заводик с тяжелой водой в Норвегии и не бункероК с ФАУ-2 . Слишком большие площади с разнесенными предприятиями , которые в принципе строили с учетом возможности воздушного удара по такой инфраструктуре (правда со стороны Англичан и прочих империалистов) .
  11. +2
    6 сентября 2020 14:05
    Даже если бы немцы одержали полную победу и захватили все нефтяное хозяйство в совершенно исправном состоянии или с небольшими повреждениями, то им бы потребовалось 5-6 лет для строительства флота или нефтепроводов, чтобы кавказская нефть реально пошла бы в Германию и остальную Европу.
    В этом случае они могли бы снабжать свой восточный фронт напрямую, без крюка через Европу.
  12. +2
    6 сентября 2020 14:45
    Спасибо большое.
    Так спокойно и аргументированно заполнился ещё один мой пробел в истории ВОВ нашего народа...
    Слава победителям!
  13. +3
    6 сентября 2020 15:43
    ,,,хотелось бы увидеть статистику о добытой нефти в СССР в ВОВ и сколько из нее произведено авиабензина,бензина,керосина,дизельного топлива и масел, и сколько за этот период было поставок по ленд- лизу?
  14. +3
    6 сентября 2020 16:49
    Поэтому захват Сталинграда немцами означал бы почти полную потерю кавказской нефти, даже если бы она все еще находилась в руках Красной Армии. Вывезти ее было бы нельзя, за исключением сравнительно небольшого вывоза из Баку морем в Красноводск и дальше по железной дороге кружным путем через Среднюю Азию. Насколько это был бы серьезный удар? Можно сказать, что серьёзный. Кроме блокированной кавказской нефти, оставались бы Башкирия, Эмба, Фергана и Туркменистан с суммарной добычей в 1938 году 2,6 млн. тонн нефти, или 8,6% довоенной союзной добычи. Это примерно 700 тысяч тонн бензина в год, или 58 тысяч тонн в месяц, что, конечно, жалкие крохи. В 1942 году среднемесячный расход ГСМ составлял в армии 221,8 тысячи тонн, из них 75% — бензин всех сортов, то есть 166,3 тысячи тонн бензина. Таким образом, потребности армии были бы в 2,8 раз больше, чем смогла бы поставить оставшаяся нефтепереработка. Это ситуация поражения и крушения армии по причине нехватки топлива.

    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.



    СССР в 1942 году построил железнодорожную ветку параллельно Волге, но восточнее Волги. Не малая часть нефти из Баку на НПЗ расположенные выше Сталинграда по течении Волги поставлялась по этой ветке. Те. даже форсировав Волгу немцы не могли полностью прекратить поставки нефти с Кавказа хотя и в РИ создали СССР не малые проблеммы.
    1. +2
      6 сентября 2020 18:29
      ,,,вот и зачем Сталинград? Взяли бы Астрахань и перерезали бы все сообщения.
      1. +1
        8 сентября 2020 16:52
        Цитата: bubalik
        ,,,вот и зачем Сталинград? Взяли бы Астрахань и перерезали бы все сообщения.


        Возможно таким образом немцы хотели не сильно удаляться от тех городов в среднем течении Волги, где было сосредоточено большое количество важных для СССР промышленных предприятий, а ЖД ветку восточнее Волги СССР проложил уже после того как немцы приблизились к Сталинграду.
  15. +2
    6 сентября 2020 16:56
    Остается неясным, почему немцы пытались выйти к Волге прямо через Сталинград. Они могли делать это где угодно.
  16. -1
    6 сентября 2020 17:57
    Автору: все как всегда, Дмитрий. Великолепная фактологическая часть, и отстойная литературно-художественная оконцовка.
    1. +2
      6 сентября 2020 18:09
      ,,а что,Антон,волосы не зашевелились? what
      1. +2
        6 сентября 2020 18:31
        Не, блин, не зашевелилесь! Ибо, те откровения, которые автор преподает в заключительной части статьи, были доступны любому советскому школьнику.
    2. +1
      6 сентября 2020 21:36
      Хотите пример великолепной литературно-художественной оконцовки? Недавно нашел.
      Гойхбарг А.Г. Стратегические ресурсы гитлеровской Германии на исходе. М., «ОГИЗ», 1942, с. 45.
      Буквально, последний абзац книги

      Наша Красная Армия, наступательный дух которой все крепнет, резервы которой растут, вооружение для которой в великом энтузиазме кует весь советский народ под мудрейшим руководством гениального стратега и великого полководца Сталина, в яростном усилии праведного гнева и законнейшей мести очистит в 1942 году нашу землю до последней пяди от слабеющих орд германского империализма.

      Подписано в печать 26 мая 1942 года.
      Как раз успела к началу немецкого наступления, когда их "слабеющие орды" добежали до Волги. Думаю, что на читателей такая концовка произвела неизгладимое впечатление.
  17. BAI
    +1
    6 сентября 2020 20:29
    1.
    Но Гитлер, несомненно, читал или эти записки, или другие материалы на их основе, и потому хорошо знал, что поставки кавказской нефти в Германию есть дело некоего отдаленного будущего, и сразу после захвата это сделать будет нельзя.

    Мне кажется Гитлер и Сталин не знали этого:
    Гитлер:
    «Мне нужна нефть Кавказа и Волги, иначе я могу списывать войну как проигранную...»

    Адольф Гитлер, на военном совещании в Полтаве, лето 1942 года.
    Сталин:
    "Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ, он объявил, что если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Нужно сделать все, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам. Имейте в виду, если вы оставите хоть тонну нефти врагам, мы вас расстреляем. Если вы уничтожите промыслы, но фашист не придет, а мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем".

    И в 1944 г.:
    "Нефть - душа военной техники".


    2.
    Поэтому захват Сталинграда немцами означал бы почти полную потерю кавказской нефти, даже если бы она все еще находилась в руках Красной Армии. Вывезти ее было бы нельзя, за исключением сравнительно небольшого вывоза из Баку морем в Красноводск и дальше по железной дороге кружным путем через Среднюю Азию.
    .....
    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

    Да никакой победы там не было. 200 м от берега гарантировано перекрывали любое судоходство. Волга была уже перерезана.
    Нефтепровод на Ростов был перерезан еще в конце июля, а 23 августа немцы вышли к Волге севернее Сталинграда. Оба основных пути вывоза нефти оказались блокированы. Пришлось идти в обход - нефть стали доставлять по Каспийскому морю до Красноводска и Гурьева, затем по железной дороге через Среднюю Азию и Казахстан. Проблем при этом возникла масса - через море танкерами нефть перевезти можно, а вот дальше - сложнее. Большая часть цистерн оказалась запертыми в окрестностях Баку. Пришлось снимать их с колес, связывать и отправлять вплавь. (вот это - интересный момент /BAI/). Немало таких "цистерновых плотов" переправили буксиры через Каспий осенью 42-го года. Тем не менее быстро перебрасывать нефть по новому маршруту не получалось, и хранилища переполнялись. Тогда нефть стали подвергать частичной переработке на местных заводах, отделяли бензин и вновь закачивали в пласты, чтобы потом переработать до конца и извлечь все ценное. В результате хоть и не так быстро, но эшелоны с нефтью и бензином регулярно прибывали к местам назначения.
    1. 0
      7 сентября 2020 09:23
      Цитата: BAI
      Большая часть цистерн оказалась запертыми в окрестностях Баку. Пришлось снимать их с колес, связывать и отправлять вплавь. (вот это - интересный момент /BAI/).

      Началось всё на Ладоге. Причём там цистерны с колёс не снимали - что позволяло здорово экономить время на входе в воду и выходе из неё.
      Начали с цистерн. Их транспортировка на восточный берег была организована по предложению начальника службы вагонного хозяйства Ладожского железнодорожного узла Н.Ганца. Предварительно задраив крышки колпаков и заклинив колеса, в бухте Морье цистерны медленно с помощью паровоза толкали по наклонному пути, уходящему в озеро. Оказавшись в воде, емкости всплывали и, сцепленные по шесть штук, буксировались на восточный берег. В Кобоне около берега их ставили на рельсы и паровозом вытягивали на основной железнодорожный путь.

      Таким образом с западного берега Ладоги на восточный переправили 800 порожних цистерн. Большинство из них было направлено в тыловые районы. В процессе эксперимента установили, что цистерны, заполненные на две трети, сохраняют свою плавучесть. Поэтому некоторое количество этих емкостей оставили на Ладоге, и они использовались для транспортировки нефтепродуктов в осажденный Ленинград.

  18. 0
    7 сентября 2020 01:51
    так зачем тогда надо было ослаблять "группировку Паулюса" и переться на Кавказ, если можно было взять Сталинград и перерезать Волгу? Обеспечение флангов 6-а и 4 ТА тоже не требовало захвата Майкопа и Грозного.
  19. +1
    7 сентября 2020 09:29
    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

    Немцы до Волги дошли. Причём в двух местах - севернее города (14 тк) и южнее города (48 тк).
  20. 0
    7 сентября 2020 09:39
    Так и не об'ьяснено, почему Гитлер повернул на Сталинград, а не на Баку. Там и добыча, и НПЗ. Захватил, и вся нефть твоя. Почему перерезание коммуникации лучше, чем захват самого места добычи?
    1. -2
      7 сентября 2020 09:44
      Цитата: voyaka uh
      Так и не об'ьяснено, почему Гитлер повернул на Сталинград, а не на Баку. Там и добыча, и НПЗ. Захватил, и вся нефть твоя. Почему перерезание коммуникации лучше, чем захват самого места добычи?

      Интересно чем занималась летом/осенью 1942 года группа армий «А»
      1. 0
        7 сентября 2020 09:53
        Они наступали на Кавказ. Но сил было недостаточно. Если бы вместо Сталинграда Гитлер всеми силами атаковал Кавказ, то Баку был бы захвачен. Это не изменило бы итог войны - все-равно такие длинные коммуникации невозможно удержать. И где-нибудь Красная армия их бы точно перерезала. Но разгрома под Сталинградом в глухих морозных степях можно было избежать.
        1. -1
          7 сентября 2020 09:56
          Вообщето удар на Сталинград-это именно операция по прикрытию коммуникаций группы армий А от удара с севера.
          1. 0
            7 сентября 2020 10:09
            Сталинград был крупным военно-промышленным центром. И его сначала разбомбили. Зачем после этого понадобилось еще и захватывать развалины, сделанные собственной авиацией? - нет логичного военного об'ьяснения.
            Только политическое, пропагандистское: "фюрер захватил крупный город!" За что и поплатились окружением и разгромом.
            1. -1
              7 сентября 2020 10:25
              И что с городом и советскими войсками в нем надо было сделать немцам?Оставить их у себя в тылу?
              1. 0
                7 сентября 2020 10:47
                Ничего не делать. От города остались развалины после массированного налета Люфтвафые. Чего в нем было искать? Могли перекрыть Волгу южнее Сталинграда.
                А потом постепенно отходить на юг до соединения с группой А
                Все-равно гитлеровцев бы выдавили оттуда.
                К Красной армии непрерывно подходили резервы с севера.
                1. -1
                  7 сентября 2020 10:50
                  В штабе ОКВ ,как всем известно,служили профаны в военном деле и таких простых вещей не понимали.
                  1. 0
                    7 сентября 2020 12:24
                    Штаб Вермахта был весьма профессиональным, но ослушаться
                    приказа фюрера не мог.
                    Было интересно побеседовать hi
                2. +2
                  7 сентября 2020 13:40
                  Цитата: voyaka uh
                  Ничего не делать. От города остались развалины после массированного налета Люфтвафые. Чего в нем было искать?

                  Советские силы. Те самые, которые должны были быть окружены согласно Директиве №41, и которые почему-то в котёл не попали. smile
                  Вся северная часть плана "Блау" была задумана для окружения советских сил и устранения угрозы для похода на Кавказ. Вот только на первом этапе вышла промашка - окружение сорвалось. А советские силы остались. И их наличие под Сталинградом создаёт для Кавказской группировки опасность удара либо в тыл, либо в основание "Кавказского мешка" с отсечением основных сил ГА "Юг" (вариация "Большого Сатурна").
                  Сталинград на момент штурма - это пять танковых корпусов. И накачивающий их техникой СТЗ.
                  1. 0
                    7 сентября 2020 14:31
                    Но реально немцы столкнулись в развалинах с отчаянно сопротивляющейся не очень многочисленной русской пехотой. К которой непрерывно добавлялись струйки пехотных подкреплений. Окружить никого было невозможно. По здравой логике надо было отступить. Но давил приказ Гитлера: "взять Сталинград".
                    А когда с великим трудом и потерями взяли, то оказалось, что уже сами в ловушке...
                    1. 0
                      7 сентября 2020 17:17
                      Цитата: voyaka uh
                      Но реально немцы столкнулись в развалинах с отчаянно сопротивляющейся не очень многочисленной русской пехотой. К которой непрерывно добавлялись струйки пехотных подкреплений. Окружить никого было невозможно. По здравой логике надо было отступить.

                      Товарищ voyaka uh упрощает. smile
                      Всё было немного сложнее. Потерпев неудачу с Директивой 41, немцы решили отыграться на РККА с Директивой 45. Задача ГА "Б" была всё та же - разгромить советские силы к северу от Кавказа:
                      На долю группы армий «Б», как приказывалось ранее, выпадает задача наряду с оборудованием оборонительных позиций на р.Дон нанести удар по Сталинграду и разгромить сосредоточившуюся там группировку противника, захватить город, а также перерезать перешеек между Доном и Волгой и нарушить перевозки по реке.

                      Для чего ГА "Б" даже передавались часть танковых сил ГА "А".
                      А дальше всё опять пошло прахом. Вместо большого котла для советских сил и взятия беззащитного города Готу пришлось постоянно взламывать подкреплённые танками рубежи обороны пехоты, а прорвавшиеся к Волге соединения Паулюса влетели между четырьмя советскими танковыми корпусами. Если бы Паулюс мог навалиться на Сталинград всеми силами, то единственную армию Чуйкова сбросили бы в Волгу. Но немцам постоянно приходилось отражать удары ещё трёх армий РККА севернее города, которые оттягивали на себя внимание и силы. В результате, сил для взятия города немцам не хватало, но каждый раз казалось, что не хватало их лишь чуть-чуть. И это породило опасную иллюзию "ещё одного удара": мол, всё хорошо, противник выдохся, мы скоро победим - нужно только ещё немножко сил, и следующий удар будет последним.
                      Сталинград обороняло пять армий. И отступать по степи, имея такого противника на хвосте - не лучший вариант.
                    2. +1
                      13 сентября 2020 23:00
                      Цитата: voyaka uh
                      отчаянно сопротивляющейся не очень многочисленной русской пехотой. К которой непрерывно добавлялись струйки пехотных подкреплений.

                      Переброска подкреплений и боеприпасов на западный берег Волги было равнозначно ее форсированию. Артиллерию на восточном берегу, поддерживающую РККА было было легче обнаружить с немецких НП и труднее укрыть от авииации чем немецкую в городе. Горючее до Сталинграда приходилось КА доставлять по голой степи намного дальше чем до северокавказских аэродромов. Редко когда на той войне у немцев были такие тактические возможности для перемалывания КА.
        2. -2
          7 сентября 2020 20:44
          Немцы знали,что направляясь и взятием Баку они могут оставлять СССР без топлива,но знали и то,что вес Баку был(что связано с топливом)заминирован,и если они вошли бы в город,то большевики взорвали бы все.Их задача была оставлять СССР без топлива,добыть победу,а потом войти в Баку,которая не взорвано.Меня возмущает статья,и не только,что роль Баку всегда не замечается,если даже замечают,принижают всякой мишурой.Например,указывая "Крупные НПЗ: Баку, Грозный, Батуми, Туапсе и Краснодар. Суммарно 32,7 млн. тонн мощности."и " Кроме блокированной кавказской нефти, оставались бы Башкирия, Эмба, Фергана и Туркменистан с суммарной добычей в 1938 году 2,6 млн. тонн нефти, или 8,6% довоенной союзной добычи." не потрудились показать,что кроме Баку,все эти "крупные" НПЗ и Башкирия,Эмба,Фергана и Туркменистан суммарно давали 22% от всего топлива.Только Баку 78% обеспечивала фронт топливом,становясь одной из главных,ключевых факторов в победе СССР. И этому городу,после победы ревностно(если учесть в те года этно состав правителей и управленцев в центре,то понятно почему,так как Ереван и Тбилиси обиделись бы) не дали звания города героя.Этот несправедливость продлился до конца СССР.А теперь,это только напоминания,без всякой нужды в этом звании.
          1. 0
            7 сентября 2020 22:21
            Ну и что, что Вас возмущает.
            История - это не бесконечное повторение приятных кому-то утверждений.
            1. -1
              7 сентября 2020 23:21
              "История - это не бесконечное повторение приятных кому-то утверждений" Возмущает именно это,так как для Баку после военные годы ничего приятного не утверждали,не то что бесконечно,даже не разу.И в итоге написал "А теперь,это только НАПОМИНАНИЯ,без всякой нужды в этом звании.",отмечая тем самым,что сейчас не ждут и не нуждаются даже в этом. А напоминания,это призыв,прежде всего к объективности ,без хотелок о каком то приятном.
              1. 0
                7 сентября 2020 23:27
                Ну так в чем проблемы? Добейтесь, чтобы оцифровали и выложили в Интернет архив "Азнефти" за предвоенные и военные годы. Тогда и написать можно будет.
          2. -2
            9 сентября 2020 22:37
            А я вижу что вы подтуречник и турции сапоги лижете постоянно.
            1. 0
              10 сентября 2020 00:28
              Я сам турок и они мои братья,поняли? И,воспитанию вы где получили? Насколько надо быть быдловатым,что чужими и незнакомыми так общаться?
              1. -2
                10 сентября 2020 14:14
                Тут уже были фанаты "великого турана", куда то слились позорно.
  21. +1
    7 сентября 2020 13:49
    Спасибо! привлечены интересные источники!
  22. 0
    7 сентября 2020 20:31
    Не будь Гитлер параноиком ,мы реально могли проиграть .Некоторые его решения были очень правильными и катастрофичными для нас
    1. 0
      8 сентября 2020 09:14
      Цитата: APASUS
      Не будь Гитлер параноиком ,мы реально могли проиграть .Некоторые его решения были очень правильными и катастрофичными для нас

      Хе-хе-хе... нужно ещё учесть, что часть катастрофических решений параноика Гитлера при внимательном рассмотрении оказывается решениями генералов вермахта, которые были просто приписаны Алоизычу в послевоенных мемуарах. Благо, что тогда на фюрера можно было валить что угодно - оправдаться, по известным причинам, он уже не мог. smile
  23. 0
    8 сентября 2020 08:39
    Цитата: Oquzyurd
    Немцы знали,что направляясь и взятием Баку они могут оставлять СССР без топлива,но знали и то,что вес Баку был(что связано с топливом)заминирован,и если они вошли бы в город,то большевики взорвали бы все.Их задача была оставлять СССР без топлива,добыть победу,а потом войти в Баку,которая не взорвано.Меня возмущает статья,и не только,что роль Баку всегда не замечается,если даже замечают,принижают всякой мишурой.Например,указывая "Крупные НПЗ: Баку, Грозный, Батуми, Туапсе и Краснодар. Суммарно 32,7 млн. тонн мощности."и " Кроме блокированной кавказской нефти, оставались бы Башкирия, Эмба, Фергана и Туркменистан с суммарной добычей в 1938 году 2,6 млн. тонн нефти, или 8,6% довоенной союзной добычи." не потрудились показать,что кроме Баку,все эти "крупные" НПЗ и Башкирия,Эмба,Фергана и Туркменистан суммарно давали 22% от всего топлива.Только Баку 78% обеспечивала фронт топливом,становясь одной из главных,ключевых факторов в победе СССР. И этому городу,после победы ревностно(если учесть в те года этно состав правителей и управленцев в центре,то понятно почему,так как Ереван и Тбилиси обиделись бы) не дали звания города героя.Этот несправедливость продлился до конца СССР.А теперь,это только напоминания,без всякой нужды в этом звании.


    Чего это Баку вдруг стал женского рода?
  24. +1
    9 сентября 2020 22:35
    Не очень понял автора. Зачем везти нефть в германию, если можно привезти заводы на захваченные места и "с колес" снабжать атакующие войска. Вон в чечне "на коленке" бензин делают, а раньше к его качеству требования были минимальны.
  25. 0
    11 сентября 2020 14:58
    В принципе, все верно. И стратегия и экономика. И после войны многие немецкие генералы писали в мемуарах об ошибочности борьбы с Советским Союзом, что это не нужное стратегически распыление сил. Почти все считали, что нужно взять эту долбанную Мальту, после чего падет Гибралтар, армия Роммеля с нормальным снабжением и с поддержкой с Крита раскатает англичан до Суэца, а оттуда и до иракских месторождений рукой подать. После падения Суэца плечо в Англию из Австралии и Индии росло в 2 раза и делало бессмысленным этот маршрут для любого транспортного сообщения, что ставило Англию на колени за счет банальной еды. А овладение иракскими месторождениями автоматом снимало любые вопросы о снабжении нефтью через Итало-Немецкое Озеро (Средиземное море) + ставило на колени СССР, так как оттуда до Баку рукой подать и Сталину нужно было бы очень крепко задумываться о том, как и с кем вступать в войну
    Англичане с французами подобный план прорабатывали и назывался он Pike
  26. 0
    13 сентября 2020 21:34
    Есть ещё моменты. Падение Сталинграда - вступление в войну с СССР Турции и Японии. Немецкие генералы оттого не понимали Гитлера, что сведения о тайных договорах, состоянии экономики им были недоступны. У Гитлера были высокие тайные покровители, многим ему помогшие. Первоначальные успехи Гитлера очень удивляли немецкий генералитет. Сам Сталинград, помимо имени вождя занимал очень важное стратегическое положение. Сходились две жд дороги, самый западный выступ Волги, плацдарм для окончательного перерезания жд вдоль Волги. Кроме блокирования поставки нефти, блокировалась поставка войск, боеприпасов и техники на Кавказ. События в Крыму с дивизией набранной на Кавказе показали низкую боеспособность частей набранных из местных. Также рядом находились поселения немцев Поволжья и северный Казахстан, куда депортировали значительное число немцев. При случае Гитлер мог пополнить войска новобранцами из местных немцев.
    1. 0
      14 сентября 2020 15:45
      Цитата: Капитан Немо
      Также рядом находились поселения немцев Поволжья и северный Казахстан, куда депортировали значительное число немцев. При случае Гитлер мог пополнить войска новобранцами из местных немцев.

      А вот с этим весьма сомнительно. Например, в планах по послевоенному обустройству СССР (более известный, как "План Ост") никакой роли старым немецким переселенцам не отводилось. Они и раньше приехали в Россию не от хорошей жизни, обычно - из-за религиозных преследований и были чем-то вроде староверов для нас. С другими воззрениями, культурой, даже языком - старонемецким. И совершенно не факт, что они бы восприняли Гитлера ближе, чем Сталина
  27. 0
    16 сентября 2020 20:32
    какие 200 метров? Вывоз бакинской и северо-кавказской нефти вполне можно было осуществлять по железной дороге Кизляр-Астрахань-Кр.Кут
    1. 0
      22 сентября 2020 10:03
      Я не знаю пропускной способности этой дороги в 40е годы, но в 2020 году от Астрахани до Баскунчака лежит одноколейка посреди голой степи. Не уверен, что этого хватило бы, что бы вывезти всю нефть. Ну а то, что любая цель, тем более поезд с горючей жидкостью, там как на ладони и достаточно одной зажигательной бомбы, что бы дорога была блокирована на несколько дней - пока прогорит, пока разберут, пока починят пути... Так что это не панацея
      1. 0
        19 октября 2020 19:16
        Дорога Кизляр - Астрахань была построена именно для железнодорожного сообщения с Баку в обход Северного Кавказа и Ростовского жд узла, и с возложенными на неё задачами по перевозке нефтепродуктов и нефти справилась, несмотря на отсутствие железнодорожного моста через Волгу в Астрахани.
        1. 0
          19 октября 2020 23:35
          В таком случае, узкое место - паромная переправа в Астрахани. Как Слюдянка в Японскую войну. И все таки, одноколейка очень чувствительна к любым атакам. Дистанция от Сталинграда до Баскунчака не более 200 км, что ставило ее под удар любыми бомбардировщиками Вермахта
  28. 0
    19 октября 2020 19:10
    Очень интересная статья, спасибо!
    Однако - тезис, вынесенный в заголовок, вводит читателя в заблуждение. Всякое транзитное судоходство по Волге в районе Сталинграда прекратилось с выходом врага к реке, что произошло, как указано в комментариях, 16 августа (исключение - частично удачный прорыв вверх трёх пассажирских теплоходов).
    Но даже и при лучшем развитии ситуации для наших войск, Волга не могла взять на себя всю нагрузку по перевозке нефтепродуктов. Во-первых, с начала ноября по конец апреля навигация приостанавливается - зима. А во-вторых остро встала бы проблема рейдовых грузовых операций. Дело в том, что до сооружения Каспийского морского канала каспийские суда не могли заходить в Волгу, а Волжские - выходить в Каспий. Их передвижению мешали очень малые глубины в устье Волги. Поэтому в открытом море нефть и другие грузы перемещали на мелкосидящие суда, а в районе Астрахани с этих небольших судов осуществлялась перевалка на суда, ходившие по Волге. Кроме огромных потерь времени, мы бы теряли грузы и флот от бомбовых и штурмовых ударов противника.
    Однако, 8 августа 42 года было открыто движение по вновь сооружённой железной дороге Кизляр - Астрахань, протяжённостью 330 км. И вот по ней нефть и нефтепродукты из Баку непрерывным потоком устремились в центр страны.
  29. 0
    20 октября 2020 15:23
    Поэтому захват Сталинграда немцами означал бы почти полную потерю кавказской нефти, даже если бы она все еще находилась в руках Красной Армии. Вывезти ее было бы нельзя, за исключением сравнительно небольшого вывоза из Баку морем в Красноводск и дальше по железной дороге кружным путем через Среднюю Азию.

    Вьивоз нефти по Волге прекратился в августе 1942 и не востанавливался по меньшей мере до февраля 43.
    "Небольшой" вьивоз из Баку через Каспий и потом железной дороге можно било бистро увеличить и ето било сделано.
    Насколько это был бы серьезный удар? Можно сказать, что серьёзный. Кроме блокированной кавказской нефти, оставались бы Башкирия, Эмба, Фергана и Туркменистан с суммарной добычей в 1938 году 2,6 млн. тонн нефти, или 8,6% довоенной союзной добычи.

    Добича и переработка нефти вне Кавказа значительно возросла с 1938 по 1942. Кроме того била добича и переработка на Дальнем Востоке и импорт из Ирана.
    Это примерно 700 тысяч тонн бензина в год, или 58 тысяч тонн в месяц, что, конечно, жалкие крохи. В 1942 году среднемесячный расход ГСМ составлял в армии 221,8 тысячи тонн, из них 75% — бензин всех сортов, то есть 166,3 тысячи тонн бензина. Таким образом, потребности армии были бы в 2,8 раз больше, чем смогла бы поставить оставшаяся нефтепереработка. Это ситуация поражения и крушения армии по причине нехватки топлива.

    И без Сталинграда Красная армия могла получат ети 150-160 тисяч тон бензина в месяц.
    Расматривать возможности замещение бензина в армии и в хозяйство (а такие возможности били - газ из древесина и уголь, спирт, прир. газ, парние локомобили, лошади и т.д) и производство синтетического бензина из угля или прир. газа не пришлось.
    Сколько немцы не дошли до Волги в Сталинграде? 150-200 метров? Вот эти метры отделяли их от победы.

    Никакие метри, ни километри не отделяли немецкий рейх от победьи. От победьи его отделяла Красная армия, а от вьиживания Гитлер и его окружение.
  30. Комментарий был удален.
  31. 0
    29 ноября 2020 22:15
    А почему наша авиация не бомбила Плоешти?
  32. 0
    4 декабря 2020 10:49
    Немцы в 1942 году вышли к Волге и никакие баржи по ней не шли, лишь с огромным трудом получалось наладить снабжение 62 армии. Немцы заминировали русло Волги авиацией магнитно-акустическими минами повышенной чувствительности и в 1942 и в 1943 годах, причем в 43 году - в предверии "Цитадели". В 1943 году Волге было доставлено 6 млн тонн нефтепродуктов. Потери от ударов противника составили менее 0,5% от всего перевезенного количества нефти. Не совсем сходится с выводами статьи.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»