Лучшие авиадвигатели для истребителей с точки зрения их тяги

98

Невозможно определить, какой авиационный двигатель лучше, а какой хуже, ведь это сложные инженерные изделия, характеризуемые множеством различных характеристик и создаваемые для различных типов летательных аппаратов, предназначенных для выполнения разных задач. Поэтому их можно сравнивать только по отдельным параметрам. Если выбрать тройку лидеров среди двигателей для истребителей с учетом их тяги, то в ней окажется продукция российских и американских производителей.

Тяга – один из ключевых параметров двигателя боевого самолета


В авиации тягой называют силу, толкающую самолет в воздушной среде. Ей противостоит лобовое сопротивление. Если машина летит прямолинейно и горизонтально с постоянной скоростью, то тяга будет примерно равна лобовому сопротивлению.



Чаще всего тягу измеряют в килоньютонах (кН) или килограмм-силах (кгс). Грубо на одну килограмм-силу приходится 10 ньютонов. А если точно, то 1 кгс = 9,80665 Н.

Используя этот показатель, отберем три самых лучших двигателя по тяге. Чтобы упростить задачу, будем сравнивать их тягу по максимальному показателю в режиме форсажа.

Двигатели для семейства истребителей Су-27


Российские истребители Су-27, Су-30 и Су-35 относятся к единому семейству. Основой для проектирования конструкции более поздних Су-30 и Су-35 стал Су-27.

В боевом самолете Су-27 используется турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-31Ф с форсажной камерой. На каждый истребитель устанавливают по два таких двигателя. Их также используют для оснащения истребителей Су-30. Такой двигатель в режиме форсажа способен развивать максимальную тягу 122,6 кН.


В более новом истребителе Су-35 применен уже другой двигатель – АЛ-41Ф1С, обладающий управляемым вектором тяги. Это изделие, как и предыдущее, имеет длину 4,9 метра и диаметр 1,2 метра. Несмотря на то, что новый агрегат имеет такие же габариты, он способен развивать гораздо большую тягу, чем предшественник. Она составляет уже 142,2 кН.

Американский чемпион F-22


Истребители F-22, выпускаемые в США, оборудованы двигателями Pratt&Whitney F119-PW-100. На сегодняшний день их выпущено более 500 единиц. Это изделие представляет собой двухвальный двигатель, оснащенный роторами высокого и низкого давления с противовращением.

По тяге, которая составляет почти 155 кН, F119-PW-100 имеет полное право на звание лидера среди двигателей для истребительной авиации. Правда с некоторыми оговорками.


Как говорилось ранее, тяга является далеко не единственной характеристикой. Поэтому из-за большей массы максимальная скорость, развиваемая F-22, ниже, чем скорость Су-35, хоть американец и развивает большую тягу, чем россиянин.

Помимо этого, как оказалось, двигатели F119-PW-100 вырабатывают свой ресурс быстрее, чем рассчитывали. Поэтому ВВС США уже начинают испытывать дефицит этих изделий.

С другой стороны, если ресурс двигателей подходит к концу, это говорит об их интенсивной эксплуатации. А активное использование изделий свидетельствует о том, что он нашел свое место в американской военной авиации и вполне устраивает по своим характеристикам своих пользователей.

Унифицированный российский авиадвигатель


В июле этого года управляющий директор Опытно-конструкторского бюро имени Люльки при Уфимском моторостроительном ПО Евгений Семивеличенко рассказал агентству РИА Новости о начале разработки нового универсального авиадвигателя для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35. При этом изделие можно устанавливать на любой из трех типов самолетов без доработки планера.

Планируется улучшение технических характеристик двигателя по сравнению с предшественниками, причем в нем будут задействованы узлы, уже задействованные в предыдущих моделях.

Унификация двигателей для истребителей разных типов является положительным фактором с точки зрения экономики их производства. При этом станет дешевле и проще обслуживать эту технику в частях.

И когда создадут первый прототип нового двигателя, будет интересно узнать его технические характеристики, в том числе и развиваемую тягу.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. D16
    +17
    6 сентября 2020 10:14
    А как же Ф-35 с его мотором? Там тяга ЕМНИП 19,5т.
    1. +10
      6 сентября 2020 10:19
      Цитата: D16
      А как же Ф-35 с его мотором?

      Ага, тоже прочитал статью и ощущение, что суть статьи в очередном обещании обогнать и перегнать...
      F-135-PW-100/400 19500кгс на форсаже.
      1. D16
        +1
        6 сентября 2020 10:22
        Хотя если допилят изделие 30 с его 18000кгс, то по удельной тяге сделают амеров.
        1. +25
          6 сентября 2020 10:32
          Вполне может быть. Но сама статья однобокая. Взялся сравнивать тягу, так и пиши что на ф-35 двигатели мощнее. А если в качестве аргумента, что амерское хуже, пошел разговор о ресуре, то надо добавлять что на ф-22 плоское сопло, но тангаж только в одной плоскости изменяется в отличии от наших всеракурсных. На миг-25 тяга была меньше на много, зато летал он быстрее нынешних и ф-22 и су-35. Вобщем не тягой единой...)
          1. -4
            6 сентября 2020 10:50
            Цитата: Harry.km
            на ф-22 плоское сопло, но тангаж только в одной плоскости изменяется в отличии от наших всеракурсных.

            Ну такое преимущество, как в анекдоте про неуловимого Джо. Кто хотел сделать, тот сделал.
            1. +4
              6 сентября 2020 12:29
              Цитата: Grazdanin
              Кто хотел сделать, тот сделал.


              Смысла правда особого нет, что и подтвердили сами американцы отказавшись от плоского сопла.
              1. +1
                6 сентября 2020 18:06
                Цитата: Кирилл Г...
                отказавшись от плоского сопла.

                Отказались не везде, везде его лепить нет смысла это точно. Минусов у этого сопла достаточно, плюсы не всегда очевидны.
            2. D16
              -3
              6 сентября 2020 14:25
              Кто хотел сделать, тот сделал.

              Именно. С нами никто воевать не собирается, а против папуасов и так сойдет. Тем более, что от уровня разработок немцев, отданных амерам до нас как до луны. laughing
              1. +3
                6 сентября 2020 16:19
                В статье ... кроме сопротивления воздуха, есть сила тяжести.
                Китайцы начали копировать именно советские двигатели из-за массо-габаритных характеристик и тяги, которые они выдавали - эта пропорция была в пользу советских двигателей. Взять тот РД-33 с МиГ-29 - выдающийся двигатель, на мой взгляд. Ресурс до 4000ч., масса 1т., а тяга 5,4т. (9,4 - ЧВР(макс. на форсаже)) . Взять F-135 c весом 1,7т. с тягой 13т.(19т-ЧВР). Если составить пропорцию, то 33 выигрывает. И почему американцы ставят ограничения на скорость (тягу) Ф-35?
                Вообще-то тяга движка зависит от температуры, вернее материалов, которые могут выдерживать максимальные параметры, которые зависят от давления и температуры.
                1. D16
                  0
                  6 сентября 2020 17:10
                  Китайцы начали копировать именно советские двигатели из-за массо-габаритных характеристик и тяги, которые они выдавали

                  Именно копируют в наглую они CFM-56 (WS-20) и F100 (WS-10), сделанный на его ГГ. РД-93 они делают по лицензии. Вроде пытались делать Д-30КП2 (WS-18) но ничего не слышно о результатах.
                2. 0
                  10 сентября 2020 10:18
                  5,4/1<13/1.7, a 9.4/1<19/1.7.
                  Че то у меня не вырисовывается, что "33 лучше"......
                  Поясните, пожалуйста.
          2. +11
            6 сентября 2020 11:57
            Невозможно определить, какой авиационный двигатель лучше,

            Похоже автор не имеет технического образования ! Двигатель характеризуется удельной тягой, удельным расходом и ресурсом...Лучший двигатель на военном серийном боевом самолёте стоит на F35 Pratt & Whitney F135 ! Очень неплохие двигатели на Рафале и обещают ещё лучше на новой модификации...Нельзя забывать и о стоимости...Те которые не стоят на серийных, мы не учитываем ...
          3. +11
            6 сентября 2020 12:25
            Вобщем не тягой единой.


            Упомянуть бы в статье простенькую школьную физику. И стало бы понятно, почему не получится движок с огромной тягой от транспортника поставить на истребитель. Тяга - масса газа в секунду , умноженная на скорость струи на срезе . Можно увеличить массу , можно увеличить скорость. При этом удобнее увеличить массу из соображений затрат энергии ( топлива) . Все помнят , что энергия- Эм ВЭ квадрат ?
            Да вот беда - как только самолёт поехал ( полетел) , из скорости струи на срезе сопла надо вычесть скорость самолёта. И при равной скорости тяга превратится в ноль. (Ну, не совсем - сравняется с сопротивлением ) И всё, дальше не прыгнешь.
            Поэтому глупо ставить реактивный движок на кукурузник- просто пустой перевод керосина . А на винте не прыгнешь за звук . И с большим вентилятором двухконтурного сэкономишь керосин, но быстро не разгонишься.
            1. Комментарий был удален.
        2. -7
          6 сентября 2020 11:59
          Цитата: D16
          изделие 30 с его 18000кгс, то по удельной тяге сделают амеров.

          Не сделают. XA100 от General Electric и XA101 от Pratt & Whitney имеют кгс больше 200 000.
          1. +5
            6 сентября 2020 12:38
            Цитата: Grazdanin
            Цитата: D16
            изделие 30 с его 18000кгс, то по удельной тяге сделают амеров.

            Не сделают. XA100 от General Electric и XA101 от Pratt & Whitney имеют кгс больше 200 000.

            200 000 ,но не кгс , а Н или короче 200 кН.
            1. 0
              6 сентября 2020 17:49
              Да, спасибо, не верно написал.
          2. +3
            6 сентября 2020 12:54
            Удельная тяга , это отношение тяги к весу агрегата . При равной тяге(а у "Изделия-30 тяга на максимальном температурном режима на лопатках турбины - как раз 19,5 т. , а вот в щадящем режиме , для большего ресурса - 18 т.) , вес "Изделия-30" чуть меньше , чем АЛ-31Ф(который - 1300 кг.) ... будем считать , что 1250 кг.
            А у F-135 ?
            Более чем в полтора раза выше !
            Но изделие на испытаниях ...
            Вот и приведённые Вами прототипы ... пока только прототипы . А как появятся серийно , тогда и взвесим , и сравним .
          3. D16
            +2
            6 сентября 2020 14:04
            Не сделают.

            Удельная тяга определяется не только максимальной тягой, но и весом силовой установки. Так что совсем не факт. Да и пилить их будут еще лет 10-15.
          4. 0
            6 сентября 2020 16:54
            Гражданин, тут от веса тоже кое-что зависит. Как можно исключить силу тяжести - Вы имеете отношение к физ.-мат. дисциплинам или как?! hi
            1. 0
              6 сентября 2020 17:48
              Вес новых двигателей XA100/101 будет примерно равен F135, но минимум на 10% мощнее, у него кгс будет больше 19500 однозначно. То что написал ранее опечатка.
              1. D16
                0
                6 сентября 2020 18:42
                Вес новых двигателей XA100/101 будет примерно равен F135

                Прям есть пруфы, а то как-то не верится. winked
                1. 0
                  6 сентября 2020 18:53
                  Задача сделать новый двигатель для F35. Он должен быть примерно равен масса-габаритным характеристикам текущего.
                  1. D16
                    +3
                    6 сентября 2020 19:50
                    Так это не значит, что его будут запихивать в старый Ф-35. Наверняка устроят какую-нибудь модернизацию планера под это дело. Подумайте сами. 135й мотор сам по себе предельная конструкция. Сколько времени Ф-35 ограничивали по перегрузке из-за мотора. Третий контур в любом случае должен увеличить габариты и вес. В альтернативную физику я как-то не верю. Я вообще не понимаю смысла этой модернизации. Что даст новый мотор? Летать быстрее пингвин не сможет. Вес полезной нагрузки ограничен объемом внутренних оружейных отсеков. Для улучшения маневренности есть методы проще, чем новый мотор. ОВТ они в принципе допилили.F-16 VISTA не даст соврать. Дозаправка в воздухе есть. Думаете собираются экономить керосин или улучшают разгонные характеристики? laughing
                    1. +1
                      6 сентября 2020 20:05
                      Цитата: D16
                      Так это не значит, что его будут запихивать в старый Ф-35.

                      Задача стоит так.
                      General Electric XA100-это трехпоточный адаптивный цикловый двигатель-демонстратор, разрабатываемый компанией General Electric (GE) для Lockheed Martin F-35 Lightning и для программы истребителей шестого поколения ВВС США.
                      Цитата: D16
                      Думаете собираются экономить керосин

                      Да, собираются экономить топливо.
                      цель AETP-продемонстрировать 25% - ную повышенную топливную экономичность, 10% - ную дополнительную тягу и значительно лучшее тепловое управление.
                      По данным GE, двигатель может предложить до 35% увеличенную дальность полета и 25% снижение расхода топлива по сравнению с текущими турбореактивными двигателями.

                      Рекомендую погуглить на англоязычном сегменте интернета: Adaptive Engine Technology Demonstrator (AETD), Adaptive Engine Transition Program (AETP), General Electric XA100
                      1. D16
                        0
                        6 сентября 2020 20:14
                        По данным GE, двигатель может предложить до 35% увеличенную дальность полета и 25% снижение расхода топлива по сравнению с текущими турбореактивными двигателями.

                        Когда перед цифрой 35 я вижу артикль "до", и формулировку "по сравнению с текущими турбореактивными двигателями", то сразу вспоминаю анекдот про дедушку, которому доктор рекомендует:
                        - Сосед говорит три раза за ночь, ну и вы говорите laughing . Мало ли этих "текущих" ТРД laughing
          5. 0
            6 сентября 2020 19:03
            С такой тягой можно сделать сверхзвуковой самолёт весом в 200т.
      2. 0
        6 сентября 2020 13:00
        Цитата: Harry.km
        Цитата: D16
        А как же Ф-35 с его мотором?

        Ага, тоже прочитал статью и ощущение, что суть статьи в очередном обещании обогнать и перегнать...
        F-135-PW-100/400 19500кгс на форсаже.


        Поскромнее.
        19 100 кгс на форсаже для F-135-PW-100/400 и
        18 200 кгс на форсаже для F135-PW-600.
        Технические характеристики (F135-PW-100)
        Данные с сайта F135engine.com

        Общие характеристики
        Тип: форсажный ТРДД
        Длина: 220 дюймов (559 см)
        Диаметр: 46 дюймов (117 см) макс., 43 дюйма (109 см) на входе вентилятора
        Сухой вес: 5400 фунтов (2449 кг)
        Составные части
        Компрессор: 3-ступенчатый вентилятор, 6-ступенчатый компрессор высокого давления
        Камеры сгорания : кольцевая камера сгорания
        Турбина : 1-ступенчатая турбина высокого давления, 2-ступенчатая турбина низкого давления.
        Производительность
        Максимальная тяга :
        Военная тяга 28000 фунтов силы (128 кН),
        43000 фунтов силы (191 кН) с форсажной камерой
        Общий коэффициент давления : 28: 1 общее соотношение давления
        Тяговооружённость : 5,185: 1 (сухой), 7,963: 1 (мокрый / дожигания)
        Технические характеристики (F135-PW-600)
        Данные с сайта F135engine.com

        Общие характеристики
        Тип: Турбореактивный дожигатель с выносным подъемным вентилятором с приводом от вала
        Длина: 369 дюймов (937,3 см)
        Диаметр: 46 дюймов (116,8 см) максимум, 43 дюйма (109,2 см) на входе вентилятора, 53 дюйма (134,6 см) на входе подъемного вентилятора
        Сухой вес:
        Составные части
        Компрессор: 3-ступенчатый вентилятор, 6-ступенчатый компрессор высокого давления , 2-ступенчатый, обратного вращения, подъемный вентилятор с приводом от вала
        Камеры сгорания : кольцевая камера сгорания
        Турбина : одноступенчатая турбина высокого давления, двухступенчатая турбина низкого давления
        Производительность
        Максимальная тяга :
        Военная тяга 27000 фунтов силы (120 кН),
        41000 фунтов (182 кН) с форсажной камерой
        40650 фунтов силы (181 кН) в зависании
        Общий коэффициент давлений : общий коэффициент давления 28: 1 (обычный), общий коэффициент давления 29: 1 (механический подъем),
    2. +5
      6 сентября 2020 10:34
      Тогда уж и вспомнить об "ветеране" Д-30Ф6 от МиГ-31 с максимальной тягой 15,5 тс.
      1. D16
        0
        6 сентября 2020 14:09
        А еще был Р-79-300 от Як-141. То же 15,5 тс.
    3. 0
      6 сентября 2020 12:55
      А как же Ф-35 с его мотором? Там тяга ЕМНИП 19,5т.

      Ну так самолёт с таким двигателем (тягой) должен быть одним из самых быстрых в мире , почему же тогда F-35 уступаем многим истребителям по максимальной скорости ? )))))
      1. +3
        6 сентября 2020 13:52
        Всё не так просто, важно учитывать удельную тяговооруженность, то есть отношение тяги к массе.
      2. D16
        +2
        6 сентября 2020 14:17
        самолёт с таким двигателем (тягой) должен быть одним из самых быстрых в мире

        Во первых он там один, а во-вторых пингвин стал жертвой незаметности. Оружие и топливо надо разместить вокруг двигателя и воздушных каналов. Отсюда большой мидель и высокое сопротивление.
        1. +2
          6 сентября 2020 14:44
          Во первых он там один, а во-вторых пингвин стал жертвой незаметности. Оружие и топливо надо разместить вокруг двигателя и воздушных каналов. Отсюда большой мидель и высокое сопротивление.

          Даже у МиГ-21 всё это удалось разместить без проблемм, при гораздо более слабом тоже одном двигателе . И по скорости МиГ-21 лучше F-35 ....
      3. +1
        6 сентября 2020 19:37
        Тяга двигателя на разной высоте будет разной,чем выше самолёт тем меньшую тягу выдаст двигатель. У разных моделей тяга с высотой падает по разному , по этому миг-31 с относительно невысокой тягой развивает такую скорость на высоте которую не могут осилить другие машины с аналогичной или большей тягой.
    4. 0
      6 сентября 2020 14:17
      Нет прямого аналого в РФ...и надо сравнивать ТРД на Миг-29/35 с ТРД на Ф-18/Рафаль/Тайфун и ТРД на Су35 с таковыми на новых Ф-15.
    5. 0
      6 сентября 2020 17:43
      А это ничё, что F-35 - однодвигательный, а наши - 2-х?
      1. 0
        7 сентября 2020 10:37
        Так и Ф-22 - двух моторный!....Просто у нас нет ТРД в таком классе как у Ф-35. Нечего сравнивать.
  2. 0
    6 сентября 2020 10:16
    "С другой стороны, если ресурс двигателей подходит к концу, это говорит об их интенсивной эксплуатации. А активное использование изделий свидетельствует о том, что он нашел свое место в американской военной авиации и вполне устраивает по своим характеристикам своих пользователей."
    Исходя из этого заявления автора можно сделать вывод, что двигатель М-105 (ВК-105) вполне устраивал "пользователей", раз строился многотысячными тиражами. Хотя прекрасно известно, что постоянно шел поиск и конструирование новых двигателей, для замены слишком маломощного и тяжелого М-105. Просто не было ничего лучше. И с фу-22 вполне вероятна та же ситуация.
    1. +4
      6 сентября 2020 11:08
      Скорее хотят заменить моторы на XA100 от General Electric или XA101 от Pratt & Whitney. ВВС США давно хочет модернизировать F22, конгресс деньги жмёт.
  3. +3
    6 сентября 2020 10:25
    Заводу желательно, чтобы освоенное изделие не изменялось. Тогда при выпуске его издержки минимальны, технологии устоявшиеся, производство ритмичное. Эксплуатанты хотят новое, проще, экономичнее, с большим ресурсом, менее трудоёмкое в обслуживании. Ну а разработчики двигателей хотят новых тем, на которых можно расти профессионально и административно, и вообще...КБ должно что то постоянно разрабатывать, и "не в стол", а чтобы в серию... И стоит все это ужас сколько ... Искусство управления в том и состоит, чтобы все эти противоречия компромисно увязать... Получится - будет синергетический эффект, не получится...
  4. +6
    6 сентября 2020 10:43
    Безфорсажная тяга двигателя не менее важный параметр. Он определяет дальность полёта, практическую высоту и грузоподъёмность, но о ней ни слова. Возможность преодолеть сверхзвуковой барьер без форсажа, признак 5 го поколения, тоже стоило бы упомянуть.
  5. +1
    6 сентября 2020 10:46
    Ежели судить только по тяге - как вам Д-18 с его 23430 кН? Тоже ведь мотор для военного самолета! Ааа, статья про двигатели для истребителей? все равно однобоко донельзя!
    1. 0
      6 сентября 2020 12:16
      Для транспортного самолета Ан-124.Его задача перевозить грузы любого назначения ,в том числе и военного.Как максимум его можно отнести к военно-транспортной авиации.
  6. +7
    6 сентября 2020 10:53
    Шо это было? laughing

    Авиационные двигатели в одинаковых мощностных категориях уже второе столетие как сравниваются по удельной тяге и удельному расходу топлива, вестимо.
    1. +9
      6 сентября 2020 11:03
      Не мешайте народу обсуждать сфероконину. Ведь они думают что если к планеру прикрутить более мощный двигатель, то самолет полетит быстрее. В реальности такое не часто происходит
    2. +9
      6 сентября 2020 13:08
      Цитата: Оператор
      Шо это было?

      Очередное свидетельство убожества современной журналистики .
      Интеллектуального .
      И банальной лени .
      Ну заказали тебе статью о авиадвигателях , так отнесись как студент к реферату - поработай над источниками ... благо в библиотеку на неделю уходить не надо - всё оцифровано и в Гугле .
      Да хоть Википедию полистай , уже позора избежишь ...
      Модераторы , ну это уже совсем невыносимо , ну хоть старые статьи 7 - 10 летней давности своего же сайта для повторного обсуждения выставляйте , если нормальных авторов нет ... Ну сколько можно "троешников из сельской школы" печатать ?
    3. Eug
      +3
      6 сентября 2020 13:39
      Я бы еще расход воздуха привел. И отношение тяги к диаметру. И ресурс. Пожалуй, в первом приближении все.
      1. 0
        6 сентября 2020 13:54
        Ресурс - да, а вот расход воздуха и отношение тяги к диаметру ловятся через удельный расход топлива.
        1. Eug
          0
          6 сентября 2020 14:46
          Уточните, пожалуйста. Если по расходу воздуха не знаю, но цепочку вроде вижу, то как через удельный расход "поймать" диаметр? Разве что зная ряд других параметров (обороты и т.д.).. я не двигателист.
          1. 0
            6 сентября 2020 15:36
            Расход воздуха и диаметр двигателя сравниваются не по абсолютным, а по относительным значениям на единицу тяги, поскольку прямо зависят от степени совершенствования двигателя, т.е. удельного расхода топлива на единицу тяги.

            Естественно, что все показатели должны быть приведены для одних и тех же скоростных режимов.
  7. +2
    6 сентября 2020 10:58
    Движки, движки, движки авиационные ... Сколько же я с вами намучился на службе в ИАС ВВС СССР !
  8. +10
    6 сентября 2020 11:00
    Почему не упомянут Pratt & Whitney F135, который примерно на 9% мощнее, чем движок Ф-22 ?
    А следующий его вариант, который сейчас на непрерывных испытаниях, даст прирост еще около 10%.
    1. +2
      6 сентября 2020 11:54
      Цитата: voyaka uh
      Почему не упомянут Pratt & Whitney F135

      Цифра максимальной тяги в 191 кН растроит местных уряколок.
      1. +2
        6 сентября 2020 12:19
        Главное чтобы эта цифра плаколок обрадовала и они наконец перестали бы плакать по поводу и без.
      2. +3
        6 сентября 2020 13:26
        Ичем эта цифра расстроить может , если на этом же сайте она уже сотни раз обсуждалась , анализировалась и сравнивалась ?
        Хороший у Ф-35 движок .
        Но тяжелый .
        И габаритный .
        Поэтому если сравнивать его с тем , что по программе "Изделия-30" готовится , а именно их УДЕЛЬНУЮ тягу(на килограмм веса) , картина совсем другой рисуется . "Изделие" выполняется в весе и габарите АЛ-31 - чуть-чуть легче , чуть короче т чуточку больше в диаметре .
        А тяга как у F-135 (19500 кгс при максимальной температуре на лопатках турбины , и 18000 кгс - при более щадящем режиме).
        А если учесть , что вес последней версии F-135 не менее 2200 кг. , а у "Изделия-30" - 1250 - 1300 кг. wink ?
        Вот и получается , что по удельной тяге он будет опережать и ту версию. своего оппонента , что сейчас усиленно готовят и испытывают .
        У советско-российских двигателей была всегда одна проблема - ресурс .
        Но об этом параметре в статье(как и о многом другом) - ни слова .
        1. 0
          6 сентября 2020 17:55
          Прототип нужно с прототипом сравнивать. Pratt & Whitney F119 так же планирует модернизировать аналогично XA100/101 как и двигатели для F15/16.
          1. +1
            6 сентября 2020 21:29
            У нас нет другого двигателя пятого поколения . АЛ-41Ф - двигатель переходного этапа , появившийся лет на 5 - 6 раньше двига Ф-22 , по характеристикам они близки , но американский всё же получше .
            А "Изделие-30" , это уже будет двигатель как минимум поколения 5+ .
            И именно по удельной тяге имеющимся прототипам в США и Англии им пока не сравниться .
            Как не сравниться новым двигателям для F-15Х с нашими старыми добрыми АЛ-31Ф . По тяге то он как раз сравнялся , а вот по ВЕСУ - нет .
            Зато прекрасные показатели по ресурсу ... что не удивительно , ведь у него благодаря весу бОльшая теплоёмкость . lol ... шутка .
            Так что по удельной тяге двигатели 4-го поколения у нас либо на уровне - РД-33 по сравнению с "Шафраном" от "Рафаля" или F-404\414 от F-18 , либо лучше - АЛ-31Ф , АЛ-41Ф .
            А вот в 5-м поколении надо дождаться "изделия-30" , тогда и увидим , но по имеющимся сейчас сведениям , наш по удельной тяге будет гораздо лучше .
  9. 0
    6 сентября 2020 12:18
    К сожалению, Россия никогда не была в лидерах двигателестроения, что поршневых (автомобильных-авиационных) , что и в турбо-реактивных авиационных. Мы всегда были в роли "догоняющих", так же как сейчас Китай. Двигатель - это сгусток технологических достижений государства.. Начиная с качества металла, технологий его обработки - и так по нарастающей. Основным преткновением авиадвигателей -
    стало, температурное ограничение лопаток турбин. Мощность двигателя зависит и от температур выходящих газов турбины. Чем выше температура выходящих газов, тем больше тяга. Первый наш реактивный МиГ-15, летал на английском двигателе. Мы всё клонировали, но ресурс был в 2 раза меньше.
    Мы и сейчас, уже десятилетие, не можем создать нужный двигатель - для Су-57 и МС-21. Поэтому, мощно развивающийся Китай, обошёл нас, и другие страны, в электронике и других технологиях, но до сих пор, сильно отстаёт в двигателестроении.( в двух словах по этой теме).
    1. 0
      6 сентября 2020 12:22
      Не можем создать?Изделие 30 на испытаниях летных,а первые серийные ПД-14 установлены на МС-21.
      1. +1
        6 сентября 2020 12:30
        OrangeBigg....Не можем создать?Изделие 30 на испытаниях летных,а первые серийные ПД-14 установлены на МС-21.

        Спасибо ! Я в курсе. Это первые шаги ребёнка. Когда будут сотни самолётов летать только на наших двигателях, причём с высокими показателями - большой ресурс, малый удельный расход топлива, доступное обслуживание в любой точке Мира,
        тогда можно будет сказать - Да, мы сделали всех ! hi
        1. +4
          6 сентября 2020 12:38
          Я вам ответил на то что мы ,с ваших слов ,якобы не можем создать двигатели для Су-57 и МС-21.Вы тут же опровергаете это свое же утверждение ,говоря спасибо я все знаю (про Изделие 30
          и ПД-14) и начинаете зачем то говорить про "мы сделали всех" и "сотни самолетов в любой точке мира".Странный разговор получается.
          1. +6
            6 сентября 2020 13:47
            Я вам ответил на то что мы ,с ваших слов ,якобы не можем создать двигатели для Су-57 и МС-21.Вы тут же опровергаете это свое же утверждение ,говоря спасибо я все знаю (про Изделие 30 и ПД-14) и начинаете зачем то говорить про "мы сделали всех" и "сотни самолетов в любой точке мира".Странный разговор получается.

            Видимо я плохо изложил свои мысли.
            Начну от "печки". "Суперджет" - на чьих двигателях создавался, а после санкций вошёл в "измученную серию " ?!
            "МС-21" - на чьих двигателях начал создаваться, и проходил заводские испытания ? Долетал последние из 6-ти , американских)
            Су-57 - почему не пошёл в серию по полной программе - нет двигателя обеспечивающего бесфорсажный крейсерский режим на сверхзвуке.(один из приоритетов истребителя 5го-поколения) Бе-200 - почему не идёт в большую серию - нет своего двигателя.
            Обобщаю, в СССР ( России) никогда не было проблем с планерами самолётов, всегда была проблема с двигателями - малый ресурс, большой расход топлива, высокие децибелы.
            Во времена СССР это не было "проблемой" - тем более, цена на топливо.
            Сейчас Россия перешла в капитализм- за всё надо платить.
            А самое страшное, что развалили всю производственную базу страны.
            Да, сейчас мы близки к "выхлопу - ПД-14 и ПД-35 и двигателя "второго этапа" для Су-57. Но это длится уже более 10 лет. Что мешает ?
            1 - развал страны - развал производственных структур,
            2 - вместо их восстановления, решили строить самолёты и корабли на зарубежных двигателях.
            Всё радовало - полное партнёрство ! И вдруг, вместо поцелуев взасос-санкции!
            И наконец-то дошло - не для того разваливали СССР, чтобы его место заняла Россия. Из сложившейся ситуации мы во многом "выцарапываемся" за счёт багажа ещё уцелевшего от СССР. И хотя нам ставят палки в колёса, Россию им уже не сломать. Главное, мы не потеряли ВПК. Поэтому, мои "стенания" по отставанию в двигателестроении основывались , в основном, на этом. Но вижу, что этой проблемой , последние 5 лет стали заниматься плотно, уверен, в следующие 5 лет - проблема по двигателям,для авиации и флота
            будет решена. hi
            1. 0
              6 сентября 2020 14:01
              Ну а разве нельзя было это предположить? Проводить активную внешнюю политику с приращениями территорий военными/полувоенными средствами, угрозы применения ЯО (хоть и вскользь).
              Готовясь запустить сценарии 2014г, о чем думали?
              1. +1
                6 сентября 2020 14:49
                Сценарий 2014 запускала не РФ. Мы его просто немного скорректировали.
                1. -1
                  6 сентября 2020 16:21
                  Ок, готовясь к «коррекции», итогом которой стали приращения территорий, не предполагали подобных последствий? Это наивность или некомпетентность?
                  1. 0
                    6 сентября 2020 16:27
                    Дело в том что если бы мы не провели коррекцию было бы хуже, не понимать этого и есть наивность и некомпетентность.
                    1. 0
                      6 сентября 2020 18:14
                      Вы не понимаете..
                      Всё радовало - полное партнёрство ! И вдруг, вместо поцелуев взасос-санкции!

                      Вот о чем речь.
                      не предполагали подобных последствий?
                  2. +1
                    7 сентября 2020 01:03
                    Вы причину со следствием попутали.
                    В плане Крым явно не стоял - см. вертолетоносцы хотя бы. Однако в какой то момент США опять пошли в наступление организовав госпереворот на Украине. Москва вынуждена была ответить освободив Крым и оказав содействие вооруженному восстанию на Донбасе...
                    1. 0
                      7 сентября 2020 02:27
                      организовав госпереворот на Украине.

                      Чем (условно) переворот 2004г отличается от 2014? В 00-х продолжили нормально взаимодействовать. Вы удивитесь, но и сейчас лип отношения не разорваны.
                      И правит там не генерал-губернатор. Что если Соловьев, Киселев и Скобеева вводят нас в заблуждение?
                      1. +1
                        7 сентября 2020 11:27
                        Цитата: 3danimal
                        Что если Соловьев, Киселев и Скобеева вводят нас в заблуждение?


                        Я о Соловьеве узнал после многочисленных воплей всевозможных украинствующих. По моему Соловьева смотрят исключительно всевозможные нацики , городские сумасшедшие, и граждане больные либерализмом головного мосзга. Вы к какой категории относитесь?

                        Чем (условно) переворот

                        Всем. очки протрите...
                      2. 0
                        8 сентября 2020 04:57
                        Чем всем? Нам говорили, что там все захватили нацисты. Сколько их в Раде??
                        ИМХО, именно у нас начали раздувать истерику (это легко) в 2014 году. Про Крым ряд политиков гораздо раньше высказывались (даже Лужков).
                        Опять же ИМХО, можно было сохранить норм отношения, действуя ... более интеллектуально. Напомню, что Янукович выбрался через несколько лет после Майдана 2004г.
    2. +3
      6 сентября 2020 12:27
      Цитата: askort154
      Россия никогда не была в лидерах двигателестроения

      Всмысле? Мы были и есть одни из лидеров. Не самые лучшие как уряклы кричат, но в тройке как минимум. Сколько стран в мире делают современные реактивные двигатели? Пальцев на одной руке хватит.
      Цитата: askort154
      Китай обошёл нас, и другие страны, в электронике

      Кого он обошёл? Как были максимально вторичны, так и остаются. Их + цена, она важна для масс рынка. Электроника США, Ю.Кореи, Японии, Франции, Германии и тд на голову выше.
      1. -1
        6 сентября 2020 14:03
        Есть простое сравнение: В каких странах стоят самые мощные суперкомпьютеры?
        1. 0
          6 сентября 2020 14:52
          Суперкомпьютер это лего из готовых компонентов. А кто разрабатывает процессоры?
          1. 0
            6 сентября 2020 16:24
            Интел, АМД, Эппл,, Qualcomm, в значительных масштабах. Небольшое производство есть у нас.
            70% рынка оснований для чипов - Тайвань и США.
            1. +2
              7 сентября 2020 01:20
              Цитата: 3danimal
              Интел, АМД, Эппл,, Qualcomm, в значительных масштабах.

              А интеловские процессоры ,простите чьи гены то имеют,не подскажите? Вам что то такие фамилии ,как Пентковский или например Бабаян ни о чем не говорят? Не сперли ли матрассы технологии ,которые в СССР реализовывались на первом,втором и главное третьем Эльбрусе?
              1. -1
                7 сентября 2020 02:36
                такие фамилии ,как Пентковский или например Бабаян ни о чем не говорят? Не сперли ли матрассы технологии ,которые в СССР реализовывались на первом,втором и главное третьем Эльбрусе?

                Если так, то все это относилось к 90-м годам.
                Современные Интел и АМД ушли далеко вперёд. Не говоря о Qualcomm и Apple (ARM процессоры)
                1. +2
                  7 сентября 2020 03:12
                  Цитата: 3danimal
                  Если так, то все это относилось к 90-м годам.
                  Современные Интел и АМД ушли далеко вперёд. Не говоря о Qualcomm и Apple (ARM процессоры)

                  Ошибаетесь в паре моментов.Первый-Бабаян и еще несколько наших инженеров,которые когда-то в 2000-е работали в МЦСТ, а после ,погнавшись за длинным долларом перебежали в Интел,по сей день работают там.Второй момент...это что касаемо самих процессоров...
                  Я вам тут скину видео...там все очень доходчиво объяснено и показано.Это вам на подумать.

                  И я согласен с автором-если понадобиться,тот же Эльбрус станет и быстрее и производительнее и интеловских процессоров самых новых и АМД ,причем весьма быстро. Только задачи наше МО такой не ставит пока.
                  1. 0
                    7 сентября 2020 08:22
                    если понадобиться,тот же Эльбрус станет и быстрее и производительнее и интеловских процессоров самых новых и АМД

                    Пожелания... Огромные исследовательские и производственные мощности у этих двух компаний. Наработки. И огромные серии, что позволяет делать доступной цену.
                    Как следствие: Эльбрус будет, будет несколько отставать (по производительности и техпроцессу), стоить - дорого, и для ограниченного применения (военные, спецшифрование)
        2. +1
          7 сентября 2020 11:31
          Сегодняшний авиадвигатель по сравнению с остальным невозможнейший хайтек.
      2. 0
        6 сентября 2020 14:38
        Цитата: Grazdanin
        в тройке как минимум


        А свои двигатели делают сколько стран... 4 вроде?
      3. +2
        6 сентября 2020 15:16
        Grazdanin....Всмысле? Мы были и есть одни из лидеров. Не самые лучшие как уряклы кричат, но в тройке как минимум. Сколько стран в мире делают современные реактивные двигатели? Пальцев на одной руке хватит.

        Здесь лидерство не как в спорте - 1, 2, 3 место.
        Здесь лидерство в базисе создания продукта. Вы просто окунитесь в историю двигателестроения, что поршневого, что турбореактивного.Тогда поймёте грань. Кто родоначальник, кто копировщик, кто доработчик. Я патриот не меньше вас, но здесь дело не в патриотизме, а в истине. За свою жизнь не мало эксплуатировал двигателей, и поршневых, и турбо-винтовых, и турбо-реактивных. Знаю о чём говорю, не по наслышке. hi
        1. +1
          6 сентября 2020 17:57
          В целом согласен, тут вопрос что подразумеваем под словом «лидерство».
      4. +2
        7 сентября 2020 11:30
        Цитата: Grazdanin
        Не самые лучшие как уряклы кричат, но в тройке как минимум. Сколько стран в мире делают современные реактивные двигатели? Пальцев на одной руке хватит.


        Совершенно верно. Первое США. потом мы с условно европейцами... Европейцы опережают нас по ресурсу, мы по агрегатной мощности.
  10. +2
    6 сентября 2020 12:19
    "А как же Ф-35 с его мотором?"
    F-135-PW-100/400 19500кгс на форсаже. масса 2450 кг. 7,95 кгс/кг
    АЛ-41Ф1С — 14000 кгс, масса 1608 кг. 8,7 кгс/кг
    А вот есть ещё НК-32 от Ту-160 с тагой 25000 кгс
    По двигателям второго этапа для Су-57 многие зря расстроились когда анонсированные(понятые неверно большинством) 30% прироста тяги оказались на деле 15-17%. Потому что уменьшился расход топлива(повысилась экономичность), что для истребителя, в котором треть массы это топливо, даже лучше. Уменьшение массы топлива при равной дальности полёта, даёт увеличение тяговооруженности такое же как и от прироста тяги, но при этом при меньшей ТВ самолёт может улететь дальше чем если бы приросла только тяга.
  11. +1
    6 сентября 2020 12:44
    Статья ни о чём! sad
    Если сравнивать двигатели для истребителей, то есть один более-менее объективный критерий: удельная тяга, т.е. соотношение тяги к массе двигателя. Можно сюда же добавить удельный расход топлива: расход топлива на единицу тяги за определенное время.
    Если верить автору, то лучший двигатель для истребителя это Trent 9000 и аналоги. И пофиг, что он больше и тяжелее истребителя wassat
    1. Eug
      0
      6 сентября 2020 13:47
      А геометрические размеры? Двигатель с бОльшей тягой, но его диаметр увеличивает мидель и не оставляет места для теплоизоляции, а длина с учетом необходимой длины каналов подвода воздуха превращает истребитель в монстра.. Так что только комплекс инженерно-технических и производственно-эксплуатационных параметров!
  12. 0
    6 сентября 2020 13:45
    Тяга – один из ключевых параметров двигателя боевого самолета
    Автор явно несколько далёк от темы. На любом испытательном стенде для авиадвигателей, тяга, обозначена не иначе, как - основной параметр. Все остальные параметры, если не второстепенны, то обозначаются уже своими именами. Типа "давление воздуха за компрессором" (Р-2), или "температура газов за турбиной" (t-4).
  13. +2
    6 сентября 2020 13:45
    Почему он решил написать именно про авиационные двигатели?
  14. 0
    6 сентября 2020 13:55
    Цитата: askort154
    сожалению, Россия никогда не была в лидерах двигателестроения, что поршневых (автомобильных-авиационных) , что и в турбо-реактивных авиационных.

    Если Бро поршневые и автомобильные согласится можно то с авиационными нет. Россия точнее Советский Союз до неё был реальным лидером в производстве таких двигателей.
    Простой пример, Когда впервые в 89 году нашей миг 29 появились на Фаберже, то все присутствующие просто открыли рты когда наш истребитель вертикально вверх пошёл прямо со взлётки
  15. +3
    6 сентября 2020 14:08
    Маловато. Бедно. 3 самолета, 3 мотора и вода?

    И это вся статья? В принципе, можно в ВИКИ посмотреть с тем же результатом.
  16. +1
    6 сентября 2020 14:19
    начале разработки нового универсального авиадвигателя для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35. При этом изделие можно устанавливать на любой из трех типов самолетов без доработки планера.

    Хорошо, что к этому пришли! Надеюсь и другие системы унифицируют. Как решат вопрос с УВТ для тех самолетов ,где его нет и как будут развивать Су34. Про него забыли.?
  17. +4
    6 сентября 2020 14:26
    Статья ради того, чтобы что-то написать. А давайте поговорим на ещё более бессмысленную тему "какой самолёт самый красивый". Если бы ХОТЯ БЫ автор рассмотрел вопрос удельной тяги, это было бы хотя бы чуть - чуть полезно.
  18. +2
    6 сентября 2020 14:50
    Видимо пример Дейва Маджумара заразителен. wink То Полонский Топ-3 составляет. И Кузмицкий решил не отставать.
  19. 0
    6 сентября 2020 16:14
    Очередное натягивание совы на глобус. .
    1. 0
      6 сентября 2020 21:59
      Хорошо, что пока на глобус натягивают сову. Известно: чем бы дитя не тешилось....
  20. 0
    17 сентября 2020 18:11
    Цитата: dauria
    Да вот беда - как только самолёт поехал ( полетел) , из скорости струи на срезе сопла надо вычесть скорость самолёта. И при равной скорости тяга превратится в ноль. (Ну, не совсем - сравняется с сопротивлением ) И всё, дальше не прыгнешь.

    Давно так не смеялся )))) В школу бы вам, дружок, вернуться))) Закон сохранения импульса изучить.
  21. Lew
    0
    26 февраля 2021 11:14
    чаще всего тягу двигателей определяют кг...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»