Военное обозрение

В сети обсуждается ночная дозаправка истребителя-бомбардировщика F/A-18 в грозу

34

Один из вопросов, который у читателей возникает по теме осуществления дозаправки самолётов боевой авиации в воздухе, касается темы грозы. Может ли осуществляться дозаправка самолётов в воздухе во время грозы пр многочисленных разрядах атмосферного электричества – молниях?


Такого рода дозаправка – явление не частое, однако от него в военно-воздушных силах разных стран не отказываются – в случаях крайней необходимости. Так, в США в условиях ночной грозы было осуществлено пополнение баков F/A-18 топливом с применением воздушного танкера KC-130.

Соответствующее видео опубликовано в Instagram на странице Combat_Learjet. Такая дозаправка активно обсуждается в сети.

В американских информационных источниках при обсуждении предполагается, что дозаправка палубного истребителя-бомбардировщика в таких условиях оказалась вынужденной мерой. Самолёты находились в воздухе и пытались обойти грозовой фронт, но в итоге непогода настигла средства авиации во время той самой дозаправки.

На самом деле, самолёты могли находиться на вполне безопасном расстоянии от грозового фронта.

Что говорят по этому поводу отечественные нормативы?

Например, Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (приказ Минтранса РФ от 1994 года) предписывает:

5.1.10. Открытая заправка ВС топливом при дожде и сильном ветре с пылью, во время грозы (при разрядах атмосферного электричества) и закрытая заправка при грозовых разрядах запрещается.


Западные регламенты: «При наблюдении грозового фронта и всполохов от разрядов атмосферного электрического в радиусе 10 миль (около 16 км) от непосредственного места заправки, процедура заправки горючим должна быть остановлена».

Однако всё это «аэродромные» нормативы, причём для самолётов гражданской авиации и именно по заправке. Условия для эксплуатации боевых самолётов – иные. Хотя вполне очевидно, что дозаправка в воздухе во время грозы и разрядов атмосферного электричества – действие крайне опасное, способное привести к негативным последствиям для обоих бортов - топливных донора и акцептора.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 7 сентября 2020 06:52 Новый
    -23
    В сети обсуждается ночная дозаправка истребителя-бомбардировщика F/A-18 в грозу
    Ну да. Памперсы прошли испытания на 5. Что обсуждать? request
    1. Вольный ветер
      Вольный ветер 7 сентября 2020 07:20 Новый
      +15
      И сколько вы их использовали?
      1. Лексус
        Лексус 7 сентября 2020 16:32 Новый
        +15
        Дозаправка в воздухе для пилотов НАТО, в общем-то, достаточно рядовое событие. Даже вертолётчики на средних и тяжёлых машинах делают это чаще, чем все ВКС в целом. Время суток и метеоусловия - лишь нюанс разной степени значимости. hi
    2. фигвам
      фигвам 7 сентября 2020 08:52 Новый
      +1
      Цитата: Mavrikiy
      Ну да.

      Гроза внизу и далеко в стороне, что обсуждать?
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 7 сентября 2020 07:07 Новый
    +13
    Достойно уважения. Если уж так сложились обстоятельства, то пилоты мастерски справились с задачей.
    1. Касым
      Касым 7 сентября 2020 23:58 Новый
      +2
      Нашим летчикам надо повышать летные час - и они будут не хуже справлятся с подобными задачами.
      Если судить по Вики, то у индусов очень хороший налет.
      Если бы нашим дали до 250 ч. в год, то подобные операции не были диковинкой для них.
  3. askort154
    askort154 7 сентября 2020 07:13 Новый
    +3
    В сети обсуждается ночная дозаправка....

    Что обсуждать ? Если проводилась дозаправка, значит других вариантов не было.
    Наверняка, экипажи максимально обезопасили эту процедуру. Шли выше грозовых очагов, на безопасном от них интервале. (как правило более 500 метров)
    Ночью, визуально, разряды молний воспринимаются "эффектнее", чем днём, расстояние до них "сокращается", ощущение что они очень близко. Что и показано на этом видео. Экипажи определяют расстояние до грозовых очагов не визуально, а инструментально, при помощи систем р/локации.
  4. Bez 310
    Bez 310 7 сентября 2020 07:14 Новый
    +3
    "Жить захочешь - не так раскорячишься…"
  5. bober1982
    bober1982 7 сентября 2020 07:22 Новый
    -5
    Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.
    Какие ещё средства авиации,которые настигла непогода? В соц.сетях и,не такое расскажут.
    1. Сидор Аменподестович
      Сидор Аменподестович 7 сентября 2020 07:38 Новый
      +4
      Цитата: bober1982
      Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.
      Какие ещё средства авиации,которые настигла непогода? В соц.сетях и,не такое расскажут.

      Вы считаете, что современные самолёты не могут летать в грозу?
      1. bober1982
        bober1982 7 сентября 2020 07:41 Новый
        -1
        Цитата: Сидор Аменподестович
        Вы считаете, что современные самолёты не могут летать в грозу?

        Все могут летать в грозу,даже не современные.
        Смотрите фильм "Иду на грозу"
        1. Сидор Аменподестович
          Сидор Аменподестович 7 сентября 2020 07:48 Новый
          +3
          Тогда этот Ваш комментарий
          Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.

          к чему относится?
          1. bober1982
            bober1982 7 сентября 2020 08:06 Новый
            -4
            Цитата: Сидор Аменподестович
            к чему относится?

            Здесь всё дело в том,что летать в грозу все могут,вылететь из грозы проблематично.
            1. Сидор Аменподестович
              Сидор Аменподестович 7 сентября 2020 08:17 Новый
              +2
              Цитата: bober1982
              летать в грозу все могут,вылететь из грозы проблематично

              В чём конкретно заключается проблема вылета из грозы, если летать собственно в грозе можно?
              1. bober1982
                bober1982 7 сентября 2020 08:18 Новый
                -6
                Цитата: Сидор Аменподестович
                В чём конкретно заключается проблема вылета из грозы,

                Кубарем вылетишь из грозы,в этом проблема.
                1. Сидор Аменподестович
                  Сидор Аменподестович 7 сентября 2020 08:22 Новый
                  +4
                  Понятно.
                  Судя по Вашим комментариям, к авиации Вы не имеете ни малейшего отношения.
                  1. bober1982
                    bober1982 7 сентября 2020 08:36 Новый
                    -1
                    Цитата: Сидор Аменподестович
                    Понятно

                    Понятно,в грозу летали.
                    На каком типе современного самолета? Заинтересовало.
                    1. Maximilian37
                      Maximilian37 7 сентября 2020 18:04 Новый
                      0
                      Я летал! это был Б737-300. Москва-Сочи. Бизнес класс. Виски наливали, еду подавали и это сильно сгладило впечатления от полета. Но ответственно заявляю! В грозу летать можно!!!
                      1. bober1982
                        bober1982 7 сентября 2020 18:57 Новый
                        0
                        Цитата: Maximilian37
                        Виски наливали

                        Цитата: Maximilian37
                        В грозу летать можно!!!

                        Цитата: Maximilian37
                        Я летал!

                        Ключевые слова - виски наливали! На Пёрл-Харбор!
        2. Wwk7260
          Wwk7260 7 сентября 2020 07:52 Новый
          +1
          если науку вы предлагаете изучать по художествееному (весьма неплохому фильму )" иду на грозу" , то чем ваше предложение лучше, тех деятелей, которые предлагали изучать историю по графоманскому (худодественным не назовёшь) "архипелаг гулаг"?
          1. bober1982
            bober1982 7 сентября 2020 08:07 Новый
            -2
            Цитата: Wwk7260
            изучать историю по графоманскому (худодественным не назовёшь) "архипелаг гулаг"?

            И,даже в этой теме,никак без Исаевича не обойтись.
    2. Bez 310
      Bez 310 7 сентября 2020 07:55 Новый
      +1
      Цитата: bober1982
      Ни о каких полетах в грозу не может быть и речи.

      Да, летать в грозу - разновидность самоубийства.
      Ну а что делать, если пришли на аэродром, над аэродромом
      гроза, топлива на запасной не хватает? Или покидать самолет,
      или подныривать под грозу в надежде на нормальную посадку.
      1. bober1982
        bober1982 7 сентября 2020 08:03 Новый
        -4
        Цитата: Bez 310
        Или покидать самолет,
        или подныривать под грозу в надежде на нормальную посадку.

        Немедленно доложить руководителю полётов!
        В ответ последует визгливая команда - Покинуть самолёт!
        1. Володин
          Володин 7 сентября 2020 08:07 Новый
          0
          Цитата: bober1982
          Немедленно доложить руководителю полётов!
          В ответ последует визгливая команда - Покинуть самолёт!

          Хочется надеяться, что это шутка такая...
          1. bober1982
            bober1982 7 сентября 2020 08:15 Новый
            +1
            Цитата: Володин
            Хочется надеяться, что это шутка такая...

            В каждой шутке,как известно,есть доля правды.
            Влететь в грозу - значит надо быть дятлом,куда смотрел(и) сам(и),куда смотрели наземные службы и т.д.
            Прийти на свой аэродром - не иметь топлива для ухода на запасной аэродром (см.выше),только добавляется,кто готовил к полету,кто контролировал и т.д.
        2. Bez 310
          Bez 310 7 сентября 2020 08:08 Новый
          +3
          Вы руководили полетами?
          Не надо про "визгливые" команды.
          Быстро принять грамотное решение в таком случае -
          дело сложное, и не все это смогут. В общем, не надо
          умничать!
  6. bober1982
    bober1982 7 сентября 2020 07:38 Новый
    -3
    Работу над ошибками,американцы провели.
    Обкуренными,на дозаправку прекратили летать,как это было полтора года назад с тем же F-18,когда снесли свой же дозаправщик вместе с экипажем.
  7. Avior
    Avior 7 сентября 2020 07:44 Новый
    +2
    понятно, что заправка вынужденная была, но пилоты молодцы
  8. askort154
    askort154 7 сентября 2020 08:49 Новый
    0
    Был трагический случай связанный с грозой. Катастрофа Ту-154М (Пулково) в 2006г., который над Донецком решил пройти грозовой фронт верхом. В результате приступно-халатных действий экипажа, самолёт свалился в плоский штопор с высоты 12 тыс. метров. Так они убили 160 человек.
    1. bober1982
      bober1982 7 сентября 2020 08:56 Новый
      +1
      Цитата: askort154
      В результате приступно-халатных действий экипажа,

      Цитата: askort154
      Так они убили 160 человек.

      На мой взгляд,так нельзя говорить.Иначе,весь летный и наземный состав можно записать в убийцы.Тем более,экипаж до момента столкновения с землей пытался выправить ситуацию,боролся до конца.
      1. askort154
        askort154 7 сентября 2020 10:23 Новый
        0
        bober1982....На мой взгляд,так нельзя говорить.Иначе,весь летный и наземный состав можно записать в убийцы.Тем более,экипаж до момента столкновения с землей пытался выправить ситуацию,боролся до конца.

        Не надо пристёгивать"весь лётный" состав. Я сказал о конкретном экипаже.
        А его преступная халатность заключалась в следующем :
        - пренебрежение технологией подготовки экипажа к данному полёту.
        (не изучали метеорологическую обстановку по маршруту полёта)
        Трассу Анапа - Пулково, пересекал холодный фронт с активной грозовой деятельностью. (фронтальная гроза). При полёте в Анапу они спокойно прошли его на эшелоне 10200 м. Вылетая из Анапы, они не удосужились уточнить положения этого фронта, считая его не " серьёзным", так как легко уже его пересекали.
        Эта их самонадеянность стала для них "ловушкой" . Они до последнего считали, что спокойно пройдут его верхом на 10800. Спохватились непосредственно перед его пересечением, когда по р/локатору определили его высоту, которая достигала
        более 12000 м. То есть, фронт за это время, резко "развился". Они безрассудно, решили всё же, пройти его верхом, потому как уже было поздно, обходить стороной. Они уже "въехали" в него и опять безрассудно стали набирать высоту, пытаясь перевалить его верхом, вытягивая самолёт в набор на предельно малой скорости, видя, что уже не успевают. В итоге, самолёт попав в сильную турбулентность, и нисходящие потоки , свалился в плоский штопор.
        На высоте, около 6000м, они вывались из облаков, поняв что уже в "плоском штопоре", из которого Ту -154 выходит очень не охотно, или вообще не выходит.
        Все их попытки вывести, не увенчались успехом. В итоге - "Земля их приняла".
        Экипаж нарушил в этом полёте всё, что только можно нарушить. hi
        1. bober1982
          bober1982 7 сентября 2020 10:46 Новый
          +1
          Цитата: askort154
          Экипаж нарушил в этом полёте всё, что только можно нарушить

          Одна ошибка может привести к целой цепочке ошибок,а дальше нарушается всё что можно.
          И,Вам моё почтение.
          1. askort154
            askort154 7 сентября 2020 11:08 Новый
            +1
            bober1982....Одна ошибка может привести к целой цепочке ошибок,а дальше нарушается всё что можно.

            Именно так ! В авиации мелочей нет. hi
  9. Maximilian37
    Maximilian37 8 сентября 2020 01:46 Новый
    0
    Цитата: bober1982

    Ключевые слова - виски наливали! На Пёрл-Харбор!


    А как налитое мне виски, отменяет ваше заявление?