В сети обсуждается ночная дозаправка истребителя-бомбардировщика F/A-18 в грозу
Один из вопросов, который у читателей возникает по теме осуществления дозаправки самолётов боевой авиации в воздухе, касается темы грозы. Может ли осуществляться дозаправка самолётов в воздухе во время грозы пр многочисленных разрядах атмосферного электричества – молниях?
Такого рода дозаправка – явление не частое, однако от него в военно-воздушных силах разных стран не отказываются – в случаях крайней необходимости. Так, в США в условиях ночной грозы было осуществлено пополнение баков F/A-18 топливом с применением воздушного танкера KC-130.
Соответствующее видео опубликовано в Instagram на странице Combat_Learjet. Такая дозаправка активно обсуждается в сети.
В американских информационных источниках при обсуждении предполагается, что дозаправка палубного истребителя-бомбардировщика в таких условиях оказалась вынужденной мерой. Самолёты находились в воздухе и пытались обойти грозовой фронт, но в итоге непогода настигла средства авиации во время той самой дозаправки.
На самом деле, самолёты могли находиться на вполне безопасном расстоянии от грозового фронта.
Что говорят по этому поводу отечественные нормативы?
Например, Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (приказ Минтранса РФ от 1994 года) предписывает:
Западные регламенты: «При наблюдении грозового фронта и всполохов от разрядов атмосферного электрического в радиусе 10 миль (около 16 км) от непосредственного места заправки, процедура заправки горючим должна быть остановлена».
Однако всё это «аэродромные» нормативы, причём для самолётов гражданской авиации и именно по заправке. Условия для эксплуатации боевых самолётов – иные. Хотя вполне очевидно, что дозаправка в воздухе во время грозы и разрядов атмосферного электричества – действие крайне опасное, способное привести к негативным последствиям для обоих бортов - топливных донора и акцептора.
Информация