Не металлолом, а новая служба: как Китай поступает со списанной военной техникой

22

Проблема утилизации старых вооружений во многих странах мира стоит крайне остро. Россия не исключение. Но сегодня мы расскажем о том, как этот вопрос решает Китай.

Одни сдают на металл, другие продают, Китай - использует


Как известно, самыми высокими темпами замены оружия характеризуются Соединенные Штаты. Постоянное обновление вооружений приводит к тому, что списывается огромное количество самолетов, танков, кораблей. В штате Аризона есть авиационная база, которую прозвали «кладбищем самолетов»: здесь находится более 4000 списанных самолетов. Эти воздушные машины хранятся на базе длительное время, что требует больших затрат – и привлечения рабочей силы, и финансирования.



В Филадельфии есть такой же центр по хранению утилизированных кораблей. Множество военных кораблей, некогда несших службу американской державе, ждут там своей отправки на металлолом. Впрочем, какие-то корабли удается продавать развивающимся странам. Но многие американские эксперты сами недовольны тем, как организована система утилизации оружия в их стране, и восхищаются опытом Китайской Народной Республики.

Когда-то, еще несколько десятилетий назад, Поднебесная имела на вооружении большое количество старого советского оружия. Сегодня уровень экономического развития КНР кардинально изменился: теперь Пекин не просто покупает самое современное оружие у той же России, но и производит свои собственные самолеты, танки, подводные лодки последнего поколения.

На текущий момент, по данным из открытых источников, Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая имеют на вооружении 1271 истребитель и 1385 штурмовиков, уступая по количеству самолетов лишь США. Естественно, что происходит и постепенное обновление парка боевых самолетов. Но куда отправляются списанные истребители?

БПЛА из истребителей, музейные экспонаты из подлодок


В большинстве стран мира ушедшие со службы самолеты отправляются на переработку и превращаются в груду металлолома. Китай действует иначе, приняв принцип превращения отслужившей военной техники "в сокровище". Списанные со службы истребители превращают в беспилотные летательные аппараты, например, в качестве целей во время отработки лётчиками современных истребителей навыков воздушного боя, поражения целей в воздухе.

Что интересно, такие БПЛА используются не только в качестве самолетов-мишеней для ежедневных тренировок летного состава ВВС, но и могут быть применены в реальном бою. Если во время миссии такой беспилотник будет уничтожен, это не станет серьезным уроном для китайской авиации. По крайней мере, не будет человеческих жертв, да и сама воздушная машина уже отслужила свой срок по всем показателям.

Не собирается Китай отправлять на металлолом и свои атомные подводные лодки. Субмарины ВМС КНР проходят денуклеаризацию, после чего выставляются в музеях как экспонаты. Что же касается надводных кораблей, то они преобразуются в корабли морской полиции и используются для патрулирования прибрежных вод. Ведь к полицейским патрульным кораблям предъявляются меньшие требования, чем к боевым кораблям флота. Поэтому корабли-ветераны флота и выходят на патрульные рейды, а не печально ждут своей участи на кладбищах старых кораблей, как в Соединенных Штатах.

Таким образом, китайский опыт работы со списанным оружием не просто интересен, но и полезен. Как у рачительных хозяев, у китайцев ничего не пропадает зря, и этому у Поднебесной могут поучиться не только американские военные.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    7 сентября 2020 09:42
    Автор видимо, где-то китайский репортаж прочитал и на его основе решил сляпать статью уровнем "Дзена", если автор не в курсе, то в США со списанными самолетами в частности F-4 и F-16 поступают также делая из них БЛА. Ну и совсем непонятно, зачем автор привел в пример списанные корабли ВМС США, если насчет КНР в отношении списанных кораблей ничего не написал
    1. -1
      7 сентября 2020 09:43
      Одни сдают на металл, другие продают, Китай - использует

      Рачительные хозяева yes Иного не скажешь...

      Цитата: Postum
      Автор видимо, где-то китайский репортаж прочитал и на его основе решил сляпать статью уровнем "Дзена", если автор не в курсе, то в США со списанными самолетами в частности F-4 и F-16 поступают также делая из них БЛА


      Остаётся открытым вопрос в проценте использованной таким образом техники у тех и других.
      1. Комментарий был удален.
      2. +5
        7 сентября 2020 09:48
        Таки да, но писатель сей статьи, почему-то энтот процент не привел what
      3. +3
        7 сентября 2020 11:13
        Списанный самолет для начала должен быть исправным
    2. -1
      7 сентября 2020 10:19
      Эх... привезли бы на Урал этот цветмет, за неделю бы полк утилизировали...
  2. Комментарий был удален.
  3. +10
    7 сентября 2020 09:51
    Практика использования старой техники (не только самолетов) в качестве мишеней существуют очень-очень давно. По крайней мере с начала 20-го века.
    1. +5
      7 сентября 2020 19:42
      Цитата: Ascold1901
      Практика использования старой техники (не только самолетов) в качестве мишеней существуют очень-очень давно. По крайней мере с начала 20-го века.

      Совершенно верно. В СССР давным давно в этой ипостаси списанные МиГ-15 использовали.
  4. +6
    7 сентября 2020 09:57
    Что мешает нам списанные самолёты использовать как эрзац КР.к примеру берём су 24 цепляем к нему до 8 т. фаб/одаб и направляем на цель в Сирии. Ведь кр.нужно изготовить и мощность бч.слабей.а тут и утилизация старой техники и нанесение мощного удара.а какой моральный эффект будет если на цель направить ан 12 с 20 тонн взрывчатки.для противника без ПВО вполне сойдёт.
  5. +11
    7 сентября 2020 10:02
    Россия это страна больших металлургических заводов. А металлолома в металлургии всегда не хватает. И если бы у нас где-то появился заброшенный танк или самолёт, то от него быстро бы остались "рожки да ножки". Поэтому не надо нахваливать Китай. Уж что, что, а утилизировать в России умеют не только танки, но и тысячи заводов. И каждый в своём регионе это подтвердить может! В 90-е и начало 2000-х вся страна жила этой утилизацией!
  6. +2
    7 сентября 2020 10:16
    Самолет - снаряд использовали японцы ,тема не нова. Но достаточно хорошая идея,забить такую машину тротилом и вперед на противника.Если даже не получиться уничтожить конкретную цель,получиться оттянуть ресурсы противника через систему ПВО
  7. +5
    7 сентября 2020 10:18
    Списанные со службы истребители превращают в беспилотные летательные аппараты, например, в качестве целей во время отработки лётчиками современных истребителей навыков воздушного боя, поражения целей в воздухе.
    Про тех кто сдаёт технику на металлолом
    .Самолет-мишень МиГ-21 Е.В середине 60-х годов специалисты ОКБ Микояна совместно с учеными Казанского авиационного института разработали беспилотные варианты истребителей МиГ-21 ПФ и МиГ-21ПФМ. Самолеты предназначались для использования в качестве мишеней для тренировки в практических пусках ракет расчетов зенитно-ракетных комплексов и летчиков-истребителей. В беспилотные мишени переоборудовались вылетавшие назначенный ресурс боевые истребители.
    Это уже после того как пришла демократия и гластность, самолёты на базах хранения начали утилизировать. Особенно гордился Миша меченый когда порезали стратегов 3МД, которые можно легко было переоборудовать в самолёты-заправщики... В США ещё рачительнее подошли к этой проблеме- было переоборудованно довольно большое количетво самолётов так называемой "сотой" серии в самолёты мишени. Известны мишени на базе F-100, F- 101,F- 104,F-4, F-16.А то что называется у них базой хранения это и есть настоящая база хранения. Часть самолётов после расконсервации и последующего обслуживания или продаются. часть самолётов разбираются, детали дефектуются и те которые имеют достаточный ресурс пускаются в оборот, единственый самолёт который был утилизирован, без возможности сохранения зачастей это F-14 "Томкет"- и то американцы побоялись что детали и запчасти с этой авиабазы смогут попасть в Иран. Ну а сравнивать наши базы хранения с американской просто неприлично.
  8. 0
    7 сентября 2020 10:19
    Ресурс даже самолетов-мишеней не бесконечен.
  9. 0
    7 сентября 2020 10:36
    Сейчас две "Акулы" находятся в остое в ожидании разделки на металлолом. Лучше бы из них выгрузили реакторы, да сделали из них музеи.

    И с "Адмирал Кузнецов" тоже просится стать музеем. Впрочем, может лучше ему быть музеем на "горячей консервации", с боекомплектом, исправными системами, топливом и прочим.

    Такие корабли-музеи украсили бы Питер, Владивосток, Севастополь, Астрахань.
    1. +1
      7 сентября 2020 11:09
      На разделке "Акул" правильные пацаны заработают. А какие правильные пацаны заработают на создании энтого музея?? Тем более, что путью никто и не представляет, сколько на это понадобится средств, как это правильно сделать, и за чей счет банкетец будет. ЕМНИП, и "золотое кольцо" образовалось токмо после того, как один дяденька импортный, небедный, сказал, что на реставрации и последующей эксплуатации одного из городов, входящих в оное, капитал свой удвоил бы.... Совершенно не помню точно его слова, но смысл был именно такой. Только после этого и зачесались. Сколько всего просто гниет??? И усадеб и всего прочего.
      И еще один момент....
      "Каждый пятый европеец (20% опрошенных), который рассматривает Россию как направление для отдыха, называет сдерживающим фактором дороговизну поездки. Об этом свидетельствуют итоги межстранового опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ.

      Всемирная туристская организация подтверждает, что доля транспортных расходов при выборе российского направления составляет около 40% от бюджета поездки. В то же время, например, в Германии туристы тратят на транспорт 29% бюджета, а в США — 16%.

      Перечисляя другие причины для отказа от путешествия по России, европейцы говорят, что есть более привлекательные (17%) и менее отдаленные направления (15%). Европейцы совершают туристические поездки длительностью в среднем около трех дней. Лишь четверть всех зарубежных путешествий длятся семь-восемь дней.

      Еще 5% респондентов пугает языковой барьер. Уже побывавшие в России туристы говорят, что испытывали трудности с ориентированием на местности, а россияне не могли помочь им из-за недостаточного уровня владения английским."
      Понятно, что и с этим можно спорить и полагать сие необъективным, но.......
    2. 0
      7 сентября 2020 21:21
      ))) Кузя под нашим "Новым" мостом не пройдет, а под старым якобы немецким и подавно. В прочем в речной луже едва-ли пройдет... (глубина макс 9 метров)
  10. +2
    7 сентября 2020 11:03
    Самый лучший метод и опыт у Украины. На 1990 г. занимала 3-е место в мире, по количеству авиационной техники размещённой на её территории. Сейчас у них счёт идёт на десятки, остальные стоят не законсервированными, поросшие бурьяном и травой. Недавно затонувшее судно в одесском порту, поднимать не собираются .
    Так что, их метод, гораздо дешевле китайского.good
  11. +1
    7 сентября 2020 13:07
    А у нас сколько техники просто брошенной ржавеет, которую даже на металлолом аккуратно никто не вывезет.
    Обязательная часть сельского пейзажа - вросшие в землю грузовики и трактора, а кое-где экскаватор или даже кран над вечным недостроем перестроечной эпохи.
    Как можно так бросать то, во что был вложен труд?
    Кстати, Шойгу, помнится, хвастался, что собирается очистить Арктику от металлолома вроде штабелей бочек из-под солярки. Как справляется, интересно?
    1. 0
      7 сентября 2020 14:12
      Вот это ты зря. На металлолом желающих сдать набежит, только свисни. Прискачут с ножовками и распилют что угодно. Только у этого металла есть хозяин. А пейзане народ прижимистый. Он со своей рухлядью нивжись не расстаница. Раритет, говорит. За дерьмовую железяку как за новую хочет. У меня москвич-412, поездил по разборкам, повидал...
      1. 0
        7 сентября 2020 14:48
        Может, и распилили, не знаю. Давно в родных местах не был.
        Но насмотрелся на такое много: бывшая ферма или другое какое хозяйство на отшибе. Здания народ давно на кирпичи разобрал, а рядом стоит трактор или грузовик, иногда не один. Достаточно раритетные экземпляры попадались вроде ДТ-54 или ЗиС-151. И всё это добро просто ржавеет годами.
  12. 0
    7 сентября 2020 13:29
    Цитата: Narak-zempo
    Кстати, Шойгу, помнится, хвастался, что собирается очистить Арктику от металлолома вроде штабелей бочек из-под солярки. Как справляется, интересно?


    Может уже и очистили -
    https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/2019731552-OHGnE.html?utm_source=tvzvezda&utm_medium=longpage&utm_campaign=longpage&utm_term=v1
  13. 0
    7 сентября 2020 20:30
    Списанные со службы истребители превращают в беспилотные летательные аппараты, например, в качестве целей во время отработки лётчиками современных истребителей навыков воздушного боя, поражения целей в воздухе.

    То же самое делается и в КНДР....
    Что же касается надводных кораблей, то они преобразуются в корабли морской полиции и используются для патрулирования прибрежных вод.

    ВМСУ переплюнули НОАК, они из сторожевого корабля морских пограничных частей КГБ СССР сделали фрегат...., который до сих пор является флагманом ВМСУ...
  14. 0
    8 сентября 2020 13:51
    Интересно, кто сможет сказать, сколько лет практике использования старых линкоров в качестве корабля-мишени?