Military Review

German armor-piercing: Sverdlovsk studies of 1942

19

3,7-cm PaK 36. Source: warspot.ru


Topic #39


Sverdlovsk. 1942 year. TsNII-48 is studying captured artillery shells in application to the penetrating action on domestic tanks... It was not the only organization involved in detailed studies of the lethality of German artillery. The Artillery Committee of the Artillery Directorate, the Main Armored Directorate and the Main Intelligence Directorate of the Red Army, to one degree or another, contributed to the research. Separately, the design bureau of plant No. 112 (Krasnoe Sormovo) worked, where, among other things, options for additional armor for the T-34 were worked out. Based on the numerous data collected by 1942, TsNII-48 in Sverdlovsk issued a secret report on topic No. 39 "Study of the penetrating action of German captured shells on the armor of our tanks and the development of measures to combat them." At the very beginning of the material, we are talking about the various types of shells used by the Germans against domestic armored vehicles, and about high penetrating action. It is for these reasons that all studies of Hitler's shells in the Soviet Union received high priority status.

German armor-piercing: Sverdlovsk studies of 1942

A sketch of one of the researchable 37-mm shells. Source: 1942 Report

German infantry and motorized formations, according to intelligence in 1942, possessed solid anti-tank artillery with a large selection of calibers. Soviet engineers conditionally divided German guns into three classes: the first with a caliber of up to 37 mm, the second - from 37 to 75 mm inclusive, and the third - more than 75 mm. In this classification, 22 types of artillery guns were counted, which included the captured Czechoslovak 37-mm anti-tank guns M-34 and 47-mm Skoda guns, as well as 47-mm Puteaux anti-tank guns of the 1937 model. It is noted that the Wehrmacht also uses a 7,92-mm anti-tank rifle and even a 15-mm Czechoslovak heavy machine gun on armored vehicles. Despite such a wide arsenal, the Germans mainly used 37 mm and 50 mm calibers against Soviet tanks - simply because of the greater prevalence of these guns. With them, we will begin the story about the adventures of captured ammunition in the depths of the Soviet rear.


47-mm anti-tank gun Puteaux. One of the weapons that the Germans inherited in France. Source: ru.wikipedia.org


German armor-piercing 50 mm shell. Source: 1942 Report

Initially, the shells were freed from the cartridge case and discharged. In 37-mm armor-piercing tracer shells, one could find 13 grams of phlegmatized pentaerythritol tetranitrate (PETN), which is quite sensitive to impacts. The fuses were usually bottom slow action. In the Czechoslovak 37-mm shells, TNT was occasionally used. The German armor-piercing tracer sabot projectile of the 1940 model did not have explosives at all, had a weight reduced to 355 grams and an initial speed of 1200 m / s. After the projectile was gutted from explosives, it was cut along the axes of symmetry to remove a sketch and measure the hardness in different places. The first was a sharp-headed 37 mm armor-piercing projectile. As it turned out, the body of the projectile was uniform, turned from a solid forging of high-carbon chromium steel. At the same time, German gunsmiths specially hardened the head part for hardness up to 2,6-2,7 Brinell. The rest of the hull was more pliable - the hole diameter was up to 3,0 Brinell. A detailed analysis of the chemical composition of the alloy of the armor-piercing projectile showed the following "vinaigrette": C - 0,80-0,97%, Si - 0,35-0,40, Mn - 0,35-0,50, Cr - 1,1% (main alloying element), Ni - 0,23%, Mo - 0,09%, P - 0,018% and S - 0,013%. The rest of the alloy was iron and trace amounts of other impurities. A much more effective 37-mm APCR projectile, more precisely, its core, consisted of W - 85,5%, C - 5,3% and Si - 3,95%.


37-mm sub-caliber. Source: 1942 Report

These were classic German coils, which, however, made a certain impression on the domestic testers. The high-hardness tungsten carbide core of the 37-mm projectile had a diameter of 16 mm and a high specific gravity with an overall lightening of the ammunition. Tests have shown that at the moment such a projectile hits the armor, the coil sump crumples, being a kind of mandrel for the core, allowing it to penetrate the armor. Also, the pallet or coil, as the testers called it, ensured the core from premature destruction. The reel-to-reel shape of the projectile itself was chosen solely to save weight and was made of relatively mild steel with a hardness of up to 4-5 Brinell. The sub-caliber projectile was very dangerous, primarily for medium-hard armor, which was equipped with heavy domestic KV. When faced with the high-hardness of the T-34 armor, the fragile tungsten carbide core had a chance to simply collapse. But this coil shape also had its drawbacks. Initially, a high speed of up to 1200 m / s, due to the imperfect aerodynamic shape, quickly faded along the trajectory and at long distances the shooting was no longer so effective.

Caliber grows


Next in line are 50-mm shells. These were larger ammunition, the weight of which could reach two kilograms, of which only 16 grams fell on the phlegmatized heating element. Such a sharp-headed projectile was heterogeneous in its structure. Its warhead consisted of high-carbon steel with a hardness of 2,4-2,45 Brinell, and the main body of the projectile was softer - up to 2,9. Such heterogeneity was achieved not by specific hardening, but by simple welding of the head part. The report indicated that this arrangement of the armor-piercing projectile ensured high penetration in homogeneous armor and especially in high hardness armor, which was the protection of the T-34. In this case, the place of contact welding of the projectile head is a localizer of cracks formed upon impact on the armor. Before the war, TsNII-48 specialists tested similar German shells against domestic homogeneous plates and knew firsthand about the characteristics of enemy ammunition. Among the trophy armor-piercing shells were also reel-to-reel sabot. Chemical analysis of the cores of such 50-mm ammunition showed that there are differences with 37-mm counterparts. In particular, in the tungsten carbide alloy there was less W itself - up to 69,8%, as well as C - up to 4,88% and Si - 3,6%, but Cr appears in a minimum concentration of 0,5%. Obviously, it was costly for the German industry to produce expensive cores with a diameter of 20 mm using the technologies used for 37-mm APCR shells. If we return to the composition of steel of conventional sharp-headed 50-mm armor-piercing shells, it turns out that it does not differ much from its younger counterparts: C-0,6-0,8%, Si - 0,23-0,25%, Mn - 0,32 , 1,12%, Cr - 1,5-0,13%, Ni - 0,39-0,21%, Mo - 0,013%, P - 0,018-0,023% and S - XNUMX%. If we talk about saving the Germans already in the first years of the war, then it is worth mentioning the leading belts of shells, which were made of steel, although the technology required copper.


50-mm sub-caliber German armor-piercing projectile. Source: 1942 Report


A novelty of its time: a 50-mm shell with an armor-piercing tip. Source: 1942 Report

Subcaliber shells appeared in Germany in 1940. The domestic military probably had some fragmentary information about them, but the meeting with shells equipped with armor-piercing tips came as a surprise to everyone. Such a 50-mm projectile appeared already during the war and was intended directly for the sloping high-hardness armor of Soviet tanks. The ammunition had a high hardness welded head, on which an armor-piercing tip of chromium steel with a hardness of up to 2,9 Brinell was put on top. As they say in the report:

“The tip is attached to the projectile head by soldering with low-melting solder, which makes the connection of the tip to the projectile quite strong.”

The presence of an armor-piercing tip increased the effectiveness of the action of an armor-piercing projectile, on the one hand, due to the preservation from destruction, the projectile came to life at the first moment of impact on high hardness armor (read: T-34 parts), on the other hand, it increased the ricocheting angle. When hit at large angles (more than 45 degrees) from the normal, the tip “bites” the armor, as it were, helping the projectile to normalize to the plate under the action of the resulting force pair. Simply put, the shell turned slightly on impact and attacked the tank at a more comfortable angle. At TsNII-48, these conclusions were also confirmed by shelling the armor of Soviet tanks in laboratory conditions.

After careful research of 37-mm and 50-mm projectiles of various designs, test engineers began field firing. To do this, the resources of two training grounds were attracted: the Sverdlovsky training ground of the artillery plant No. 9 and the Gorokhovetsky artillery scientific testing experimental ground (ANIOP) in the village of Mulino. The organizers were specialists from TsNII-48 and the Artillery Committee of the Artillery Directorate of the Red Army. For this work, high-hardness armor plates with a thickness of 1942 mm, 35 mm and 45 mm, as well as an average hardness with a thickness of 60 mm, 30 mm and 60 mm, were prepared in 75. In the first case, the protection of the T-34 tank was imitated, in the second - the KV.

To be continued ...
Author:
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Bormanxnumx
    Bormanxnumx 9 September 2020 18: 12 New
    11
    In Brinell hardness values, the comma should be moved two digits to the right.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 9 September 2020 18: 32 New
      17
      for hardness up to 2,6-2,7 Brinell.

      Quote: BORMAN82
      In Brinell hardness values, the comma should be moved two digits to the right.

      The author got carried away and stupidly indicates the diameter of the ball's imprint, which is pointless, because the diameter of the balls is not known. Conversion to Brinell hardness scale is required.
      Carbide balls of 1 diameter are used as indenters; 2; 2.5; 5 and 10 mm
    2. psv2008
      psv2008 13 September 2020 07: 42 New
      +1
      The author indicates the diameter of the print according to Brinell. The conversion table for Rockwells, Vickers and Shors is online. IMHO everything is clear from the text
  2. polpot
    polpot 9 September 2020 18: 12 New
    +3
    Thank you, I wonder, we look forward to continuing.
  3. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 9 September 2020 18: 16 New
    +9
    I read from the first to the last letter. Very interesting. Thank. I look forward to continuing.
    1. antivirus
      antivirus 9 September 2020 19: 48 New
      0
      28.3.17.
      antivirus 2 Today, 19:36 ↑
      On the issue of starched shirts and honor.
      Yakov Mikhailovich Glazunov, captain of the Volga Shipping Company, brother-in-law of my acquaintance, b.
      "They summon him, in the summer, to the management of the shipping company, to Gorky (perhaps Kuibyshev?), They say:
      - "go to Stalingrad, everyone who can be evacuated there"
      Loaded at the pier. A raid began, they were quickly kicked out of the pier.
      He went along the shore.
      - "if it hits, then I will swim to the coast, and others who will survive"
      And the second ship went in the middle and drowned,
      children injured.
      They laid out white sheets with red crosses on the deck.
      "The fascist threw, threw, but missed. I kept dodging and left."
      "Every time he told me with a cry"

      the same acquaintance - from Priokskoye to Navashino and further along the branch to Kulebaki under the southern slope lay tanks, cannons and scrap for melting

      people lived richly on tungsten and nickel
      1. Pavel57
        Pavel57 9 September 2020 21: 20 New
        0
        It's good that there was no uranium yet.
  4. Mavrikiy
    Mavrikiy 9 September 2020 18: 18 New
    10
    Material Hardness
    Soft wood, e.g. pine 1,6 HBS 10/100
    Hardwood 2,6 to 7,0 HBS 10/100
    Low pressure polyethylene 4,5-5,8 HB [1]
    Polystyrene 15 HB [1]
    Aluminum 15 HB
    Copper 35 HB
    Dural 70 HB
    120 HB mild steel
    Stainless steel 250 HB
    Glass 500 HB
    Tool steel 650-700 HB
    Do you insist that the Germans made the head part of the shells from wood?
    1. vetal1942
      vetal1942 9 September 2020 20: 14 New
      +4
      Well, why are you so right away, it is clear that you measured with a 10mm ball ... 2,4-2,5 print -600-650HB ...
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 9 September 2020 21: 49 New
        +2
        Quote: vetal1942
        Well, why are you so right away, it is clear that you measured with a 10mm ball ... 2,4-2,5 print -600-650HB ...

        That's just the point. The 10 mm ball is used for soft metals. It does not penetrate into hardened metal. request
  5. Mountain shooter
    Mountain shooter 9 September 2020 18: 19 New
    +5
    The Germans, as usual, were extremely rational, in conditions of a global shortage of resources ... Well, the results were ... The Germans always had excellent metallurgists ... there were not enough resources ...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 9 September 2020 18: 35 New
      19
      Quote: Mountain Shooter
      The Germans, as usual, were extremely rational, in the face of a global shortage of resources ...

      In the first year of the war, the global deficit is not about the Germans. A pr country in which the cores of experienced sub-caliber projectiles are made from high-carbon tool steel with vanadium additive, after which the projectile crumbles into tiny pieces when hitting armor.
      And why?
      1) we do not have tungsten reserves and therefore, even if favorable results are obtained, such shells will not have further practical introduction into production;
      2) the manufacture of such cores can only be carried out on grinding wheels, i.e. on equipment that is available in a few factories.

      To produce just one core for a 76 mm projectile requires such an amount of alloy that will deprive at the same time 30 aircraft industry machines it will be victorious for the entire service life of these cutters!
      © Director of NII-24 Averchenko. Chief designer of NII-24 Matyushkin.
      Thanks for the document. Andrey Ulanov.
  6. lucul
    lucul 9 September 2020 19: 43 New
    +2
    It is written so thoroughly ...
  7. zwlad
    zwlad 9 September 2020 21: 15 New
    +1
    We are waiting for the continuation.
  8. Saxahorse
    Saxahorse 9 September 2020 21: 17 New
    +6
    Quite curious. Good materials were selected. Thanks to the author!

    If we talk about saving the Germans already in the first years of the war, then it is worth mentioning the leading belts of shells, which were made of steel, although the technology required copper.

    And here is a controversial point. Is it only for economy of iron? Or were there such charges that the copper belts tore off?
    1. alien308
      alien308 10 September 2020 17: 57 New
      +2
      PTA does not live long. Why barrel durability?
  9. Radikal
    Radikal 12 September 2020 00: 42 New
    0
    All this is curious, but from the figures for the article it is in no way clear that they are from someone's report, especially from 1942. sad
  10. Andrey Shmelev
    Andrey Shmelev 12 September 2020 22: 12 New
    -1
    Why write such a post - is it not better to post a report? there will be a hundred and five hundred times more huskies
  11. Kerzhak
    Kerzhak 13 September 2020 16: 14 New
    +1
    Very interesting.

Военное обозрение

Германские бронебойные: свердловские исследования 1942 года

19

3,7-cm PaK 36. Источник: warspot.ru


Тема №39


Свердловск. 1942 год. ЦНИИ-48 занимается изучением трофейных артиллерийских снарядов в приложении к пробивному действию по отечественным танкам. Это была не единственная организация, привлеченная к детальному изучению смертоносности немецкой артиллерии. Артиллерийский комитет артиллерийского управления, Главное автобронетанковое управление и Главное разведуправление Красной Армии в той или иной степени способствовали исследованиям. Отдельно работало конструкторское бюро завода №112 («Красное Сормово»), на котором, помимо прочего, прорабатывали варианты дополнительного бронирования Т-34. Основываясь на многочисленных данных, собранных к 1942 году, в ЦНИИ-48 в Свердловске выпустили секретный отчет по теме №39 «Изучение пробивного действия немецких трофейных снарядов по броне наших танков и разработка мер борьбы с ними». В самом начале материала ведется речь о разнообразных типах снарядов, применяемых немцами по отечественной бронетехнике, и о высоком пробивном действии. Именно по этим причинам все исследования гитлеровских снарядов в Советском Союзе получили статус высокоприоритетных.

Германские бронебойные: свердловские исследования 1942 года

Эскиз одного из исследуемых 37-мм снарядов. Источник: Отчет 1942 года

Немецкие пехотные и моторизованные соединения, по данными разведки 1942 года, обладали солидной противотанковой артиллерией с большим выбором калибров. Советские инженеры условно разделили немецкие пушки на три класса: первый калибром до 37 мм, второй – от 37 до 75 мм включительно и третий – больше 75 мм. В данной классификации насчитали 22 вида артиллерийских орудий, в который включили и трофейные – чехословацкие 37-мм противотанковые пушки М-34 и 47-мм пушки Skoda, а также 47-мм противотанковые пушки Пюто образца 1937 года. Отмечается, что вермахт использует также по бронетехнике 7,92-мм противотанковое ружье и даже 15-мм чехословацкий крупнокалиберный пулемет. Несмотря на такой широкий арсенал, немцы преимущественно против советских танков применяли калибры 37 мм и 50 мм – просто по причине большей распространенности данных орудий. С них и начнем рассказ о приключениях трофейных боеприпасов в глубине советского тыла.


47-мм противотанковая пушка Пюто. Один из образцов вооружения, доставшийся немцам во Франции. Источник: ru.wikipedia.org


Немецкий бронебойный 50-мм снаряд. Источник: Отчет 1942 года

Первоначально снаряды освобождались от патронной гильзы и разряжались. В 37-мм бронебойно-трассирующих снарядах можно было найти 13 граммов флегматизированного пентаэритриттетранитрата (ТЭН), достаточно чувствительного к ударам. Взрыватели были обычно донные замедленного действия. В чехословацких 37-мм снарядах изредка использовался тротил. Немецкий бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд образца 1940 года вообще не имели взрывчатки, имел уменьшенный до 355 граммов вес и начальную скорость до 1200 м/сек. После того как снаряд был выпотрошен от взрывчатки, его резали по осям симметрии для снятия эскиза и замера твердости в разных местах. Первым стал остроголовый бронебойный снаряд калибром 37 мм. Как выяснилось, тело снаряда было однородное, выточенное из цельной поковки высокоуглеродистой хромистой стали. При этом немецкие оружейники специально закаливали головную часть на твердость до 2,6-2,7 по Бринеллю. Остальная же часть корпуса была податливее – диаметр лунки до 3,0 по Бринеллю. Детальный анализ химического состава сплава бронебойного снаряд показал следующий «винегрет»: С- 0,80-0,97%, Si – 0,35-0,40, Mn – 0,35-0,50, Cr – 1,1% (основной легирующий элемент), Ni – 0,23%, Mo – 0,09%, P – 0,018% и S – 0,013%. Остальная доля сплава приходилась на железо и следовые количества других примесей. Гораздо более эффективный по броне 37-мм подкалиберный снаряд, точнее, его сердечник, состоял из W — 85,5%, C – 5,3% и Si – 3,95%.


37-мм подкалиберный. Источник: Отчет 1942 года

Это были классические немецкие катушки, которые, однако, произвели на отечественных испытателей определенное впечатление. Высокотвердый сердечник из карбида вольфрама у 37-мм снаряда имел диаметр 16 мм и большой удельный вес при общем облегчении боеприпаса. Испытания показали, что в момент попадания такого снаряда в броню поддон катушки сминается, являясь некой оправкой для сердечника, позволяя ему проникать в броню. Также поддон или катушка, как её называли испытатели, обеспечивали сердечнику сохранность от преждевременного разрушения. Сама катушечная форма снаряда была выбрана исключительно для экономии веса и изготавливалась из относительно мягкой стали твердостью до 4-5 по Бринеллю. Подкалиберный снаряд был очень опасен, прежде всего для брони средней твердости, которой оснащались тяжелые отечественные КВ. При встрече с высокотвердой броней Т-34 у хрупкого сердечника из карбида вольфрама была вероятность просто разрушиться. Но такая форма катушки имела и минусы. Изначально высокая скорость до 1200 м/сек из-за несовершенной аэродинамической формы быстро угасала на траектории и на дальних дистанциях стрельба была уже не так эффективна.

Калибр растет


На очереди 50-мм снаряды. Это были более крупные боеприпасы, вес которых мог достигать двух килограммов, из которых только 16 граммов приходилось на флегматизированный ТЭН. Такой остроголовый снаряд по своему строению был неоднороден. Его головная часть состояла из высокоуглеродистой стали твердостью 2,4—2,45 по Бринеллю, а основное тело снаряда было мягче — до 2,9. Подобная разнородность достигалась не специфической закалкой, а простым привариванием головной части. В отчете указывалось, что такая компоновка бронебойного снаряда обеспечивала высокую пробивную способность по гомогенной броне и в особенности по броне высокой твердости, каковой и являлась защита Т-34. При этом место контактной сварки головки снаряда является локализатором трещин, образующихся при ударе о броню. Специалисты ЦНИИ-48 еще до войны испытывали аналогичные немецкие снаряды по отечественным гомогенным плитам и не понаслышке знали о характеристиках вражеских боеприпасов. Были среди трофейных бронебойных снарядов и катушечные подкалиберные. Химический анализ сердечников таких 50-мм боеприпасов показал, что существуют отличия с 37-мм аналогами. В частности, в сплаве карбида вольфрама было меньше самого W – до 69,8%, а также C – до 4,88% и Si – 3,6%, но появляется Cr в минимальной концентрации 0,5%. Очевидно, для немецкой промышленности было накладно изготавливать дорогостоящие сердечники диаметром 20 мм по технологиям, применяемым для 37-мм подкалиберных снарядов. Если вернуться к составу стали обычных остроголовых бронебойных 50-мм снарядов, то окажется, что она не сильно отличается от младших аналогов: C-0,6-0,8%, Si – 0,23-0,25%, Mn – 0,32%, Cr – 1,12-1,5%, Ni – 0,13-0,39%, Mo — 0,21%, P – 0,013-0,018% и S – 0,023%. Если говорить об экономии немцев уже в первые годы войны, то стоит упомянуть про ведущие пояски снарядов, которые изготавливались из стали, хотя технология требовала меди.


50-мм подкалиберный немецкий бронебойный снаряд. Источник: Отчет 1942 года


Новинка своего времени: 50-мм снаряд с бронебойным наконечником. Источник: Отчет 1942 года

Подкалиберные снаряды появились в Германии в 1940 году. Какие-то отрывочные сведения о них у отечественных военных, вероятно, были, но встреча со снарядами, оснащенными бронебойными наконечниками, стала для всех неожиданностью. Такой 50-мм снаряд появился уже в ходе войны и предназначался непосредственно для наклонной высокотвердой брони советских танков. Боеприпас имел приварную головку высокой твердости, на которую сверху был надет бронебойный наконечник хромистой стали с твердостью до 2,9 по Бринеллю. Как пишут в отчете:

«Крепление наконечника к головной части снаряда производится при помощи пайки легкоплавким припоем, что делает связь наконечника со снарядом достаточно прочной».

Наличие бронебойного наконечника повысило эффективность действия бронебойного снаряда, с одной стороны, за счет сохранения от разрушения оживала снаряда в первый момент удара о броню высокой твердости (читай: детали Т-34), с другой стороны, увеличивало угол рикошетирования. При попадании под большими углами (больше 45 градусов) от нормали наконечник как бы «закусывает» броню, помогая снаряду нормализоваться к плите под действием образовавшийся пары силы. Проще говоря, снаряд немного поворачивался при ударе и атаковал танк уже под более удобным углом. В ЦНИИ-48 эти выводы подтвердили и обстрелами брони советских танков в лабораторных условиях.

После тщательных исследований 37-мм и 50-мм снарядов различной конструкции инженеры-испытатели приступили к полевым стрельбам. Для этого привлекли ресурсы двух полигонов: Свердловского полигона артиллерийского завода №9 и Гороховецкого артиллерийского научно-испытательного опытного полигона (АНИОП) в поселке Мулино. Организаторами были специалисты ЦНИИ-48 и Артиллерийский комитет артиллерийского управления Красной Армии. Для этой работы были подготовлены в 1942 году бронеплиты высокой твердости толщиной 35 мм, 45 мм и 60 мм, а также средней твердостью толщиной 30 мм, 60 мм и 75 мм. В первом случае имитировалась защита танка Т-34, во втором – КВ.

Продолжение следует…
Автор:
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. BORMAN82
    BORMAN82 9 сентября 2020 18:12 Новый
    +11
    В значениях твердости по Бринеллю следует перенести запятую на два знака в право.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 9 сентября 2020 18:32 Новый
      +17
      на твердость до 2,6-2,7 по Бринеллю.

      Цитата: BORMAN82
      В значениях твердости по Бринеллю следует перенести запятую на два знака в право.

      Автор увлекся и тупо указывает диаметр отпечатка шарика, что бессмыслено, ибо диаметр шариков не известен. Требуется пересчет на шкалу твердости Бринелля.
      В качестве инденторов используются шарики из твёрдого сплава диаметра 1; 2; 2.5; 5 и 10 мм
    2. psv2008
      psv2008 13 сентября 2020 07:42 Новый
      +1
      Автор указывает диаметр отпечатка по Бриннелю. Таблица перевода в Роквеллы, Виккеры и Шоры есть в сети. ИМХО вполне все понятно по тексту
  2. polpot
    polpot 9 сентября 2020 18:12 Новый
    +3
    Спасибо , интересно , ждем продолжения.
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 9 сентября 2020 18:16 Новый
    +9
    Прочитал от первой до последней буквы. Очень интересно. Спасибо. С нетерпением жду продолжения.
    1. антивирус
      антивирус 9 сентября 2020 19:48 Новый
      0
      28.3.17.
      антивирус 2 Сегодня, 19:36 ↑
      К вопросу о накрахмаленных манишках и чести .
      Яков Михайлович Глазунов, капитан Волжского пароходства, зять моего знакомого, 1928 г р.
      "Вызывают его, летом, в управление пароходства, в Горький( возможно Куйбышев?), говорят:
      - "иди в Сталинград, там эвакуируют всех кого можно"
      Грузится у пристани. Начался налет, быстро их выгнали от пристани.
      Он пошел вдоль берега.
      -"если попадет , то доплыву до берега и др кто выживет"
      А второй пароход пошел по середине и его потопили,
      детей, раненых.
      Раскладывали белые простыни с красными крестами на палубе.
      "Фашист кидал, кидал, но промахнулся. Я все уворачивался, так и ушел."
      "Каждый раз рассказывал с плачем"

      тот же знакомый --от Приокского до Навашино и далее по ветке на Кулебаки под южным откосом лежали танки , пушки идр лом для переплавки

      богато жили люди на вольфраме и никеле
      1. Pavel57
        Pavel57 9 сентября 2020 21:20 Новый
        0
        Хорошо, что еще урана не было.
  4. Mavrikiy
    Mavrikiy 9 сентября 2020 18:18 Новый
    +10
    Материал Твёрдость
    Мягкое дерево, например, сосна 1,6 HBS 10/100
    Твёрдое дерево от 2,6 до 7,0 HBS 10/100
    Полиэтилен низкого давления 4,5-5,8 HB[1]
    Полистирол 15 HB[1]
    Алюминий 15 HB
    Медь 35 HB
    Дюраль 70 HB
    Мягкая сталь 120 HB
    Нержавеющая сталь 250 HB
    Стекло 500 HB
    Инструментальная сталь 650-700 HB
    Вы настаиваете, что немцы головную часть снарядов делали из дерева?
    1. vetal1942
      vetal1942 9 сентября 2020 20:14 Новый
      +4
      Ну что вы так сразу, понятно же что 10мм шариком меряли... 2,4-2,5 отпечаток -600-650HB...
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 9 сентября 2020 21:49 Новый
        +2
        Цитата: vetal1942
        Ну что вы так сразу, понятно же что 10мм шариком меряли... 2,4-2,5 отпечаток -600-650HB...

        Вот в том то и дело. Шарик 10 мм используется для мягких металлов. В закаленный металл он не внедряется. request
  5. Горный стрелок
    Горный стрелок 9 сентября 2020 18:19 Новый
    +5
    Немцы, как обычно, были крайне рациональны, в условиях глобального дефицита ресурсов... Ну и результаты были... Металлурги были у немцев отличные всегда...ресурсов не хватало...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 9 сентября 2020 18:35 Новый
      +19
      Цитата: Горный стрелок
      Немцы, как обычно, были крайне рациональны, в условиях глобального дефицита ресурсов...

      На первый год войны глобальный дефицит - это не про немцев. А пр страну, в которой сердечники опытных подкалиберных снарядов делают из высокоуглеродистой инструментальной стали с присадкой ванадия, после чего оный снаряд рассыпается в мельчайшие куски при ударе о броню.
      А всё почему?
      1) запасов вольфрама у нас не имеется и поэтому, даже при получении благоприятных результатов, дальнейшего практического внедрения в производство такие снаряды иметь не будут;
      2) изготовление подобных сердечников можно осуществить лишь на шлифовальных кругах, т.е. на оборудовании, которое имеется на немногих заводах.

      На изготовление всего лишь одного сердечника для 76-мм подкалиберного снаряда необходимо такое количество сплава, которое лишит одновременно 30 станков авиационной промышленности победита на все время службы этих резцов!
      © Директор НИИ-24 Аверченко. Главный конструктор НИИ-24 Матюшкин.
      За документ - спасибо ув. Андрею Уланову.
  6. lucul
    lucul 9 сентября 2020 19:43 Новый
    +2
    Основательненько так написано ...
  7. zwlad
    zwlad 9 сентября 2020 21:15 Новый
    +1
    Ждем-с продолжения.
  8. Saxahorse
    Saxahorse 9 сентября 2020 21:17 Новый
    +6
    Довольно любопытно. Неплохие материалы подобраны. Автору спасибо!

    Если говорить об экономии немцев уже в первые годы войны, то стоит упомянуть про ведущие пояски снарядов, которые изготавливались из стали, хотя технология требовала меди.

    А вот тут спорный момент. Только ли из экономии железные? Или там заряды были такие что медные пояски срывало?
    1. alien308
      alien308 10 сентября 2020 17:57 Новый
      +2
      ПТА долго не живёт. Зачем стойкость ствола?
  9. Radikal
    Radikal 12 сентября 2020 00:42 Новый
    0
    Всё это любопытно, однако из рисунков к статье никак не видно, что они из чьего-то отчёта, тем более 1942 года. sad
  10. андрей шмелев
    андрей шмелев 12 сентября 2020 22:12 Новый
    -1
    зачем писать такой пост - не лучше отчет выложить? лаек в сто пятьсот раз больше будет
  11. Кержак
    Кержак 13 сентября 2020 16:14 Новый
    +1
    Очень интересно.