Военное обозрение

Многоцелевая тайна: первый многоразовый космический корабль Китая

Многоцелевая тайна: первый многоразовый космический корабль Китая

Предположительно, подготовка к запуску многоразового корабля. Фото Weibo.com

Китай развивает свою ракетно-космическую программу и осваивает новые направления. На днях был осуществлен полет перспективного многоразового космического корабля. Большая часть данных об этом мероприятии и самом корабле пока не публиковалась, что, однако, не помешало появлению различных версий и оценок.

По официальным данным

4 сентября информагентство «Синьхуа» сообщило о новом космическом запуске с космодрома Цзюцюань. Ракета-носитель «Чанчжэн-2F» вывела на орбиту многоразовый корабль. Сообщалось, что аппарат пробудет на орбите некоторое время, после чего произведет спуск и посадку в запланированном районе. Целью полета назвали отработку технологий многоразового использования и оказание поддержки мирному использованию космоса.

6 сентября «Синьхуа» сообщило об успешной посадке корабля. Двухдневная миссия завершилась в назначенном районе. Успешный полет назвали важным прорывом в исследовании технологий. Кроме того, указали, что он предоставил опыт для развития более дешевых и удобных методов доставки грузов на орбиту. Вновь подчеркивалось мирное предназначение проекта.

Любопытно, что в обоих официальных сообщениях не упоминались какие-либо технические и иные подробности. Название, класс и характеристики корабля остаются неизвестными. Кроме того, пока не опубликованы фото- и видеоматериалы пуска. Не уточняется место и способ посадки.

Под крупным обтекателем может скрываться космоплан нового типа. Фото Weibo.com

Благодаря зарубежным средствам контроля за космическим пространством появилась информация о параметрах орбиты китайского аппарата. Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно. Особенности схода с орбиты и место посадки установить не удалось.

Также в зарубежных источниках появились неофициальные фотографии ракеты-носителя на стартовом столе во время подготовки к запуску. Полезная нагрузка в виде корабля в кадр не попала, однако имеются другие интересные детали. Вскоре были опубликованы спутниковые фото предполагаемого места посадки.

Повод для обсуждений

Новости из Китая, несмотря на их специфический характер и отсутствие наиболее интересных подробностей, закономерно привлекли внимание зарубежных СМИ и интересующейся общественности. Предлагаются различные версии и оценки, основанные на ограниченной доступной информации.

Класс китайского многоразового корабля неизвестен, однако наиболее правдоподобной следует считать версию об орбитальном самолете. В ее пользу говорят сообщения прошлых лет. Так, осенью 2017 г. корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation сообщала о намерении запустить в 2020 г. многоразовый корабль. Тогда утверждалось, что при возвращении на Землю он сможет выполнять аэродинамический полет и осуществлять посадку «по-самолетному». В качестве будущей полезной нагрузки упоминались космонавты и различные грузы.

Спутниковый снимок аэродрома, где корабль мог совершить посадку. Фото Thedrive.com

Вполне возможно, что три года назад речь шла о перспективном проекте, который к настоящему времени был доведен до первого полета. Кроме того, в течение нескольких предыдущих лет CASC и смежные организации занимались вопросами создания космоплана и даже довели такой проект до испытаний.

Общий облик, схема, компоновка и габариты недавно летавшего корабля остаются неизвестными. Предполагаемые фотографии подготовки к запуску показывают, что корабль помещается в крупном кожухе-обтекателе. Его диаметр примерно вдвое больше поперечника ракеты, что указывает на примерный размах крыла. При этом ясно, что масса аппарата не превышает 8,4 т – столько ракета-носитель может вывести на низкую околоземную орбиту.

Предположительно, тестовый полет завершился на полигоне Лобнор в пустыне Гоби. Там имеется аэродром с взлетно-посадочной полосой большой длины, пригодной для посадки различной техники, в т.ч. орбитальных самолетов. В зарубежных СМИ уже появились спутниковые снимки, сделанные после 6 сентября. Низкокачественные изображения показывают некую активность на аэродроме, а на ВПП заметен неизвестный крупный объект.

Вопросы преемственности

В контексте последних новостей необходимо вспомнить о предыдущем проекте космического корабля «Шэньлун», разрабатывавшегося с начала двухтысячных годов. С его помощью мог появиться технологический задел, использованный в нынешнем проекте.

Впервые об изделии «Шэньлун» стало известно в 2007 г., причем к этому времени проект успел продвинуться достаточно далеко. Были завершены предварительные исследования и выполнена постройка опытного самолета. В конце 2007 г. прототип испытывался в атмосфере: бомбардировщик H-6K поднимал его на заданную высоту и сбрасывал, после чего происходил самостоятельный полет.

Прототип "Шэньлун" под бомбардировщиком H-6K. Фото Bmpd.livejournal.com

В начале 2011 г., по разным данным, «Шэньлун» впервые отправили на орбиту и вернули обратно. О других запусках более не сообщалось. Кроме того, до недавнего времени оставался открытым вопрос возможности повторного применения этого корабля. По-видимому, экспериментальный аппарат не был многоразовым, и подобные функции обеспечены только сейчас, в следующем проекте.

Опытный корабль, замеченный под днищем бомбардировщика, представлял собой изделие с вытянутым фюзеляжем и треугольным крылом малого размаха. Планер выполнили с применением необходимой теплозащиты, что привело к характерному черно-белому внешнему виду. В хвостовой части корабля находилась двигательная установка с одним крупным соплом. Возможно, между атмосферными и орбитальными испытаниями конструкция претерпела изменения.

В связи с китайским многоразовым космопланом следует вспомнить американскую разработку того же класса – изделие X-37B разработки компании Boeing. Это аппарат длиной ок. 9 м с крылом размахом 3,5 м и стартовой массой менее 5 т. Построено два корабля, их попеременно отправляют на орбиту. За 10 лет экспериментов продолжительность полета удалось довести до 779 суток. Цели миссий остаются секретными.

Особый инструмент

Согласно официальным сообщениям, целью нового китайского проекта является оптимизация процессов доставки грузов на орбиту. Подчеркивается, что все это делается в мирных целях. Однако более точная информация пока не оглашалась. Когда, как и для чего собираются применять корабль – неизвестно, хотя это не мешает оценить его потенциал.

Американский космоплан X-37B - вероятный функциональный аналог китайского изделия. Фото US Air Force

Многоразовый космоплан способен решать самые разные задачи военного и научного характера. Его можно использовать для ведения разных видов разведки с различными целями. Также корабль может стать носителем малогабаритных и сверхлегких спутников, способным выводить их на разные орбиты. При достаточной продолжительности полета возможна работа в качестве платформы для различных орбитальных исследований. Наконец, многоразовый космический корабль может быть транспортом для людей и грузов, в т.ч. в интересах перспективного проекта космической станции.

Во всех случаях перспективный корабль и отработанная ракета-носитель обеспечат оптимальную стоимость пуска и эксплуатации в целом. За счет таких преимуществ новый комплекс сможет потеснить традиционные системы в ряде областей. При этом имеются ограничения по стартовой массе и весу полезной нагрузки.

Таким образом, нынешний проект имеет самые широкие перспективы и представляет большой интерес для разных ведомств. Проект доведен до летных испытаний, и первый запуск признан успешным. В ближайшее время следует ожидать внедрение новых технологий на практике, в мирной и военной сфере. В итоге китайская ракетно-космическая отрасль получит совершенно новый инструмент с особыми возможностями.

Китай традиционно не раскрывает все свои планы, и потому неизвестно, как скоро новый аппарат дойдет до массовой эксплуатации и продемонстрирует все свои возможности. Однако уже сейчас ясно, что китайская ракетно-космическая отрасль расширяет свои возможности и претендует на мировое лидерство.
Автор:
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

1. Дедкастарый
    Дедкастарый 10 сентября 2020 05:38 Новый
    рогозин : " да это принтер,что с них взять !"))))
    1. Гражданский
      Гражданский 10 сентября 2020 07:22 Новый
      Ну и кто виноват в упадке космонавтики в РФ?
      1. alexmach
        alexmach 10 сентября 2020 14:41 Новый
        -1
        Горбачев, развал Союза и последовавший масштабный научно-технический регресс?
        1. Гражданский
          Гражданский 10 сентября 2020 14:42 Новый
          Цитата: alexmach
          Горбачев, развал Союза и последовавший масштабный научно-технический регресс?

Горбачев был 30 лет назад, 90-е были 20 лет назад.
          1. alexmach
            alexmach 10 сентября 2020 14:46 Новый
            И в них страна потеряла 2\5 населения, бог знает какую, но явно большую долю промышленности. Пристиж инженерной работы и все такое. Я не скажу что сейчас в России все впорядке и все сидят на своих местах, но и требовать чудес и лидерства в высокотехнологичной и высокозатратой отрасли у эконоимически производственно и научно отстающей страны тоже странно.
          2. Владимир Машков
            Владимир Машков 11 сентября 2020 10:26 Новый
            Спасибо Кириллу за интересную статью. Туман вокруг китайского космолёта потихоньку рассеивается.
          3. vVvAD
            vVvAD 12 сентября 2020 20:14 Новый
            Разруха в головах, золотой телец, жвачка, джинсы, кока-кола.
            Выросло поколение 90-х от "эффективных" менеджеров до "менеджеров" по клинингу. И все решают вопросы как попало. Советская система стандартизации, кадровой подготовки, в т.ч. инженерных кадров, рацпредложений, образования, в т.ч. качественного высшего, воспитания и много чего ещё безвозвратно утеряны.
            За образцы взяты западные же переработки наших лучших форм, т.е. вместо возрождения или попытки воссоздания лучших советских практик и форм в массе своей создаём кальки из суррогатов. Ну и как результат - почти всё делается спустя рукава, при наплевательском отношении к процедурам и стандартам (а качество современных стандартов и качество работы органов стандартизации и надзорных - просто песня), через связи, наплевательское отношение к человеку.
            Вся страна в этом поучаствовала, начиная со "жвачки, джинсов, кока-колы" и заканчивыая зарубежными шмотками, магнитофонами, спецмагазинами, хлебными должностями на распределении, дипслужбе и дальнем плавании при декадансе СССР. Теперь вот, вроде бы хотим выбраться, а не можем: у нового поколения свой культурный код, старое уходит и окно возможностей для передачи оставшегося опыта и воссоздания документации (хотя бы на концептуальном уровне) закрывается.
            Добро пожаловать в смелый новый мир. Нет - жестокий и бездушный мир. Мир моего поколения.
            К счастью, новое поколение меньше привязано к материальному, и ностальгия по тому, о чём они знают только по рассказам материализуется в тягу преобразования настоящего во что-то лучшее, встраиваются в наш мир и меняют его под себя. Надо надеяться - в лучшую сторону, т.к. пока результаты этого мало заметны - до смены поколений...
      2. Проксима
        Проксима 10 сентября 2020 15:06 Новый
        Автор, цитата: «Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно.». Кирилл, исправляйте безграмотность! Геостационарная орбита - это около 36 тысяч километров от Земли. Корабль находился на низкой опорной орбите.
  2. parusnik
    parusnik 10 сентября 2020 06:29 Новый
    Китайцы, молча делают, без громких заявлений...
    1. Ингвар 72
      Ингвар 72 10 сентября 2020 07:01 Новый
      Зато мы в мультипликации вперед выходим! laughing
      А если серьезно, то банально завидно.
    2. Вадим237
      Вадим237 10 сентября 2020 20:47 Новый
      "Китайцы, молча делают" - Ещё точнее копируют у других.
  3. УВБ
    УВБ 10 сентября 2020 06:58 Новый
    !!! Геостационарная- это круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты) на высоте 35 786 км над уровнем моря
    1. DED_peer_DED
      DED_peer_DED 11 сентября 2020 00:25 Новый
      Та, не....

Всего 8,4 тонны (в мечтах писателя), но при этом "неизвестный КРУПНЫЙ объект". Ой...
  4. Владимир61
    Владимир61 10 сентября 2020 07:18 Новый
    -8
    Из-за "Новичка-Навального" в ГосДепе полный аврал, некому было под суетится и сделать заявление о том, что Китай в очередной раз показал, что систематически ворует технологии США.
    1. Trapp1st
      Trapp1st 10 сентября 2020 11:42 Новый
      Китай в очередной раз показал, что систематически ворует технологии
      Даже если и ворует, не только у Китай занимается промышленным шпионажем.
      1. Владимир61
        Владимир61 10 сентября 2020 19:45 Новый
        Цитата: Trapp1st
        Даже если и ворует, не только у Китай занимается промышленным шпионажем.

Да речь не о том, возможность "наехать" на Россию, из-за "внезапно" возникшей (думаю, что это операция извне, то наверняка чисто "европейская") истории с Навальным, отодвинула на второй план исключительно все озабоченности США!
    2. aries2200
      aries2200 10 сентября 2020 13:58 Новый
      все воруют друг у друга ...обычная практика
  5. обыватель
    обыватель 10 сентября 2020 08:37 Новый
    Вопросы возникают. Нам говорят, что из космоса можно даже номера на машинах разглядеть, а место посадки космоплана по нормальному сфоткать не смогли. Траектории полета баллистических ракет вычисляем до сантиметров, а точку и траекторию схода данного аппарата определить не смогли. Причем не только мы (Россия) но и весь остальной "цивилизованный" мир.
    Второе. Чем данный девайс удешевляет стоимость запусков? Тем что для того чтобы запустить спутник весом в 1 тонну, надо вывести на орбиту 7 тонн, а потом 6 тонн посадить обратно? Сомнительно. Наверное их основное предназначение, возвращение неких грузов на Землю. Не зависимо от стоимости. Или работа в качестве многоразового спутника. Полетал, спустился, перезаправил расходники, сдал результаты и снова на орбиту. Только удешевление тут ни причем.
    1. kpd
      kpd 10 сентября 2020 10:24 Новый
      Номера разглядеть можно, но только при определенном положении космического аппарата над точкой съемки, при условии что точно известно место (чем выше увеличение - тем меньше площадь кадра) и не будет мешать облачность. Так что там очень много ограничений.
      Кстати - "некий груз" который нежелательно уничтожать при спуске с орбиты давно известен, он к тому же требует термостабилизации и достаточно "нежен" к ударным нагрузкам - называется ядерная боеголовка.
  6. Даниил Коноваленко
    Даниил Коноваленко 10 сентября 2020 11:21 Новый
    -1
    Это ж сколько бывших советских инженеров над этим трудятся...Плюс обученные китайские кадры..
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 10 сентября 2020 12:05 Новый
      Бывшие советские кадры помогали им лет 25 назад создавать аналоги "Союза".
      Помню громкие истории были . Многие сели.
      А теперь они и сами прекрасно справляются.
  7. Undecim
    Undecim 10 сентября 2020 12:04 Новый
    Автор своей статьей еще раз продемонстрировал свой потрясающий талант - писать много и ни о чем.
    Американцы на ”Space News”, кстати, сообщили, что китайский корабль в процессе полета выпустил некий "загадочный объект".
  8. Корона без вируса
    Корона без вируса 10 сентября 2020 13:56 Новый
    -1
    Придерусь только к одному предложению из-статьи:

Если на самом дела обстоят так - я про текст, выделенный жирным шрифтом - то всю мировую ПРО можно выбросить на свалку истории и начать "с нуля" создавать ПРО что США, что РФ recourse

Как это так?! belay Китай значит может в любое время из космоса нанести любой удар по любой точке на Земле - а мы с америкосами узнаем об этом только по факту?! am lol
    1. Вадим237
      Вадим237 10 сентября 2020 20:50 Новый
      Автору не мы не США не докладывают что куда полетело и куда приземлилось.
  9. Михаил м
    Михаил м 11 сентября 2020 05:38 Новый
    Китай традиционно не раскрывает все свои планы
    В отличие от г-на Рогозина, когда планов громадьё, а дел размаха шагов саженьих не наблюдается.