Military Review

Multipurpose mystery: China's first reusable spacecraft

27
Multipurpose mystery: China's first reusable spacecraft

Presumably, preparations for the launch of a reusable ship. Photo Weibo.com


China is developing its rocket and space program and exploring new directions. Recently, a flight of a promising reusable spacecraft was carried out. Most of the data about this event and the ship itself has not yet been published, which, however, did not prevent the emergence of various versions and estimates.

According to official data


On September 4, the Xinhua news agency announced a new space launch from the Jiuquan cosmodrome. The Changzheng-2F launch vehicle launched a reusable spacecraft into orbit. It was reported that the device will stay in orbit for some time, after which it will launch and land in the planned area. The purpose of the flight was called the development of reusable technologies and the provision of support for the peaceful use of space.

On September 6, Xinhua announced the successful landing of the ship. The two-day mission ended in the designated area. The successful flight has been called an important breakthrough in technology research. In addition, it was indicated that he provided experience for the development of cheaper and more convenient methods of delivering cargo into orbit. The peaceful purpose of the project was again emphasized.

Curiously, both official reports did not mention any technical or other details. The name, class and characteristics of the ship remain unknown. In addition, photo and video materials of the launch have not yet been published. The place and method of landing are not specified.


A new type of spaceplane may be hidden under a large fairing. Photo Weibo.com

Thanks to foreign space control means, information appeared about the orbital parameters of the Chinese spacecraft. The spacecraft was in geostationary orbit with an inclination of 50,2 °. Apogee and perigee were 348 and 332 km, respectively. It was not possible to establish the features of the deorbiting and the landing site.

Also in foreign sources, unofficial photographs of the launch vehicle appeared on the launch pad during preparation for launch. The ship's payload was not captured, but there are other interesting details. Satellite photos of the proposed landing site were soon released.

Reason for discussion


News from China, despite their specific nature and the absence of the most interesting details, naturally attracted the attention of foreign media and the interested public. Various versions and estimates are proposed based on the limited information available.

The class of the Chinese reusable ship is unknown, but the version about an orbiting aircraft should be considered the most plausible. Messages from past years speak in her favor. Thus, in the fall of 2017, China Aerospace Science and Technology Corporation announced its intention to launch a reusable ship in 2020. Then it was argued that upon returning to Earth, he would be able to perform aerodynamic flight and land "like an airplane." Astronauts and various cargoes were mentioned as future payloads.


Satellite image of the airfield where the ship could land. Photo Thedrive.com

It is quite possible that three years ago it was about a promising project, which by now has been brought to the first flight. In addition, over the past several years, CASC and related organizations have been involved in the creation of a spaceplane and even brought such a project to testing.

The general appearance, layout, layout and dimensions of the recently flown ship remain unknown. Alleged pre-launch photos show the ship being housed in a large fairing casing. Its diameter is roughly double that of the rocket, which indicates an approximate wingspan. At the same time, it is clear that the mass of the device does not exceed 8,4 tons - this is how much the launch vehicle can put into low-earth orbit.

Presumably, the test flight ended at the Lop Nor training ground in the Gobi Desert. There is an airfield with a long runway suitable for landing various equipment, incl. orbital aircraft. Satellite images taken after September 6 have already appeared in foreign media. Low quality images show some activity at the airfield, and an unknown large object is visible on the runway.

Succession issues


In the context of the latest news, it is necessary to recall the previous project of the Shenlong spacecraft, which has been developed since the beginning of the XNUMXs. With its help, the technological groundwork used in the current project could appear.

For the first time about the product "Shenlong" became known in 2007, and by that time the project had managed to advance quite far. Preliminary studies were completed and an experimental aircraft was built. At the end of 2007, the prototype was tested in the atmosphere: the H-6K bomber lifted it to a given height and dropped it, after which an independent flight took place.


The Shenlong prototype under the H-6K bomber. Photo Bmpd.livejournal.com

In early 2011, according to various sources, the Shenlong was first sent into orbit and returned back. Other launches were no longer reported. In addition, until recently, the question of the possibility of re-using this ship remained open. Apparently, the experimental apparatus was not reusable, and similar functions are provided only now, in the next project.

The experienced ship, seen under the bottom of the bomber, was a product with an elongated fuselage and a small delta wing. The glider was made with the necessary thermal protection, which resulted in a characteristic black and white appearance. In the tail section of the ship there was a propulsion system with one large nozzle. Perhaps the design changed between atmospheric and orbital tests.

In connection with the Chinese reusable spaceplane, one should recall the American development of the same class - the X-37B product developed by Boeing. This apparatus is approx. 9 m with a wing span of 3,5 m and a launch weight of less than 5 tons. Two ships were built, they are alternately sent into orbit. For 10 years of experiments, the flight duration was brought to 779 days. Mission objectives remain secret.

Special tool


According to official reports, the goal of the new Chinese project is to optimize the processes of delivering cargo to orbit. It is emphasized that all this is done for peaceful purposes. However, more accurate information has not yet been announced. When, how and for what purpose the ship is going to be used - it is not known, although this does not interfere with assessing its potential.


The American X-37B spaceplane is a likely functional analogue of the Chinese product. Photo by US Air Force

The reusable spaceplane is capable of solving a variety of military and scientific tasks. It can be used to conduct different types of reconnaissance for different purposes. Also, the spacecraft can become a carrier of small and ultralight satellites, capable of putting them into different orbits. If the flight duration is sufficient, it can work as a platform for various orbital research. Finally, a reusable spacecraft can be used as transport for people and goods, incl. in the interests of a promising space station project.

In all cases, a promising ship and a spent launch vehicle will provide the optimal cost of launch and operation as a whole. Due to these advantages, the new complex will be able to replace traditional systems in a number of areas. At the same time, there are restrictions on the launch mass and the weight of the payload.

Thus, the current project has the broadest prospects and is of great interest to various departments. The project was brought to flight tests, and the first launch was recognized as successful. In the near future, we should expect the introduction of new technologies in practice, in the peaceful and military spheres. As a result, the Chinese rocket and space industry will receive a completely new tool with special capabilities.

China traditionally does not disclose all its plans, and therefore it is not known how soon the new apparatus will reach mass exploitation and demonstrate all its capabilities. However, it is already clear that the Chinese rocket and space industry is expanding its capabilities and aspiring to world leadership.
Author:
27 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Grandfather
    Grandfather 10 September 2020 05: 38 New
    +6
    Rogozin: "Yes, this is a printer, what to take from them!"))))
    1. Civil
      Civil 10 September 2020 07: 22 New
      +1
      Well, who is to blame for the decline of astronautics in the Russian Federation?
      1. alexmach
        alexmach 10 September 2020 14: 41 New
        -1
        Gorbachev, the collapse of the Union and the ensuing large-scale scientific and technical regression?
        1. Civil
          Civil 10 September 2020 14: 42 New
          +5
          Quote: alexmach
          Gorbachev, the collapse of the Union and the ensuing large-scale scientific and technical regression?

          Gorbachev was 30 years ago, the 90s were 20 years ago.
          1. alexmach
            alexmach 10 September 2020 14: 46 New
            +2
            And in them the country lost 2/5 of the population, God knows what, but clearly a large share of the industry. The prestige of engineering work and all that. I will not say that now in Russia everything is in order and everyone is sitting in their places, but it is also strange to demand miracles and leadership in a high-tech and high-cost industry from an economically productive and scientifically lagging country.
          2. Vladimir Mashkov
            Vladimir Mashkov 11 September 2020 10: 26 New
            +3
            Thanks to Kirill for an interesting article. The fog around the Chinese spacecraft is slowly dissipating.
          3. vVvAD
            vVvAD 12 September 2020 20: 14 New
            0
            Chaos in the heads, golden calf, gum, jeans, Coca-Cola.
            The generation of the 90s has grown from "effective" managers to "managers" in cleaning. And everyone decides questions at random. The Soviet system of standardization, personnel training, incl. engineering personnel, rationalization proposals, education, incl. high-quality higher education, upbringing and many other things are irretrievably lost.
            Western processing of our best forms was taken as samples, i.e. instead of reviving or trying to recreate the best Soviet practices and forms, for the most part, we create tracing copies from surrogates. Well, as a result, almost everything is done carelessly, with a disregard for procedures and standards (and the quality of modern standards and the quality of the work of standardization bodies and supervisory bodies is just a song), through connections, a disregard for a person.
            The whole country took part in this, starting with "chewing gum, jeans, Coca-Cola" and ending with foreign clothes, tape recorders, special stores, grain positions in distribution, diplomatic service and long voyage during the decadence of the USSR. Now, we seem to want to get out, but we can't: the new generation has its own cultural code, the old one is leaving, and the window of opportunities for transferring the remaining experience and recreating documentation (at least at the conceptual level) is closed.
            Welcome to a brave new world. No - a cruel and soulless world. The world of my generation.
            Fortunately, the new generation is less attached to the material, and nostalgia for what they know only from stories is materialized into a craving for transforming the present into something better, they integrate into our world and change it for themselves. Hopefully - for the better, because while the results of this are little noticeable - before the generation change ...
      2. Proxima
        Proxima 10 September 2020 15: 06 New
        +7
        Author, quote: “The ship was on geostationary orbit with an inclination of 50,2 °. Apogee and perigee were 348 and 332 km, respectively. " Kirill, correct illiteracy! Geostationary orbit is about 36 thousand kilometers from the Earth. The ship was in a low reference orbit.
  2. parusnik
    parusnik 10 September 2020 06: 29 New
    11
    The Chinese do silently, without loud statements ...
    1. Ingvar 72
      Ingvar 72 10 September 2020 07: 01 New
      10
      But we come out ahead in animation! laughing
      But seriously, it is corny enviable.
    2. Vadim237
      Vadim237 10 September 2020 20: 47 New
      0
      "The Chinese do it in silence" - They copy from others even more precisely.
  3. UVB
    UVB 10 September 2020 06: 58 New
    10
    The spacecraft was in geostationary orbit with an inclination of 50,2 °. Apogee and perigee were 348 and 332 km, respectively
    !!! Geostationary is a circular orbit located above the equator of the Earth (0 ° latitude) at an altitude of 35 786 km above sea level
    1. DED_peer_DED
      DED_peer_DED 11 September 2020 00: 25 New
      0
      That, not ....
      At the same time, it is clear that the mass of the device does not exceed 8,4 tons - this is how much the launch vehicle can put into low-earth orbit.

      Low quality images show some activity at the airfield, and an unknown large object is visible on the runway.

      Only 8,4 tons (in the writer's dreams), but at the same time "an unknown LARGE object". Oh...
  4. Vladimir61
    Vladimir61 10 September 2020 07: 18 New
    -8
    Because of the "Novichok-Navalny" in the State Department, there was a complete rush, there was no one under the fuss and make a statement that China has once again shown that it systematically steals US technology.
    1. Trapp1st
      Trapp1st 10 September 2020 11: 42 New
      +2
      China has once again shown that it systematically steals technology
      Even if it steals, not only China is engaged in industrial espionage.
      1. Vladimir61
        Vladimir61 10 September 2020 19: 45 New
        -1
        Quote: Trapp1st
        Even if it steals, not only China is engaged in industrial espionage.

        Yes, it's not about the possibility of "running into" Russia, because of the "sudden" (I think that this is an operation from the outside, it is probably a purely "European") story with Navalny, overshadowed exclusively all US concerns!
    2. aries2200
      aries2200 10 September 2020 13: 58 New
      0
      everyone steals from each other ... common practice
  5. common man
    common man 10 September 2020 08: 37 New
    +2
    Questions arise. We are told that from space it is even possible to make out the license plates on the cars, but they could not take a picture of the landing site of the spaceplane. The flight trajectories of ballistic missiles are calculated up to centimeters, but the point and trajectory of the descent of this apparatus could not be determined. And not only we (Russia) but the rest of the "civilized" world.
    Second. How does this device reduce the cost of launches? So that in order to launch a satellite weighing 1 ton, it is necessary to put 7 tons into orbit, and then put 6 tons back? Doubtful. Probably their main purpose is the return of some cargo to Earth. Regardless of the cost. Or work as a reusable companion. He flew, went down, refilled consumables, passed the results and back into orbit. Only the reduction in price has nothing to do with it.
    1. kpd
      kpd 10 September 2020 10: 24 New
      +1
      The numbers can be seen, but only at a certain position of the spacecraft above the shooting point, provided that the exact location is known (the higher the magnification, the smaller the frame area) and cloudiness will not interfere. So there are a lot of restrictions.
      By the way - a "certain load" which is undesirable to destroy during descent from orbit has long been known, it also requires thermal stabilization and is sufficiently "gentle" to shock loads - is called a nuclear warhead.
  6. Daniil Konovalenko
    Daniil Konovalenko 10 September 2020 11: 21 New
    -1
    That's how many former Soviet engineers are working on this ... Plus trained Chinese personnel ..
    1. Jacket in stock
      Jacket in stock 10 September 2020 12: 05 New
      +3
      Former Soviet personnel helped them 25 years ago to create analogues of the "Union".
      I remember there were loud stories. Many sat down.
      And now they are doing great themselves.
  7. Undecim
    Undecim 10 September 2020 12: 04 New
    +4
    The author once again demonstrated his amazing talent with his article - to write a lot and about nothing.
    By the way, the Americans on “Space News” reported that the Chinese ship had released a “mysterious object” during the flight.
  8. Virus-free crown
    Virus-free crown 10 September 2020 13: 56 New
    -1
    I will find fault with only one sentence from the article:

    Thanks to foreign space control devices, information appeared about the orbital parameters of the Chinese spacecraft. The spacecraft was in geostationary orbit with an inclination of 50,2 °. Apogee and perigee were 348 and 332 km, respectively. It was not possible to establish the features of the deorbiting and the landing site.

    If in fact this is the case - I'm talking about the text in bold - then the entire world missile defense system can be thrown into the dustbin of history and start "from scratch" to create a missile defense system that the United States and Russia recourse

    How it is?! belay So China can at any time from space strike any blow to any point on Earth - and we with the Americans will learn about this only by the fact ?! am lol
    1. Vadim237
      Vadim237 10 September 2020 20: 50 New
      +2
      The author is not us, not the United States does not report what flew where and where it landed.
  9. Mikhail m
    Mikhail m 11 September 2020 05: 38 New
    +1
    China traditionally does not reveal all its plans
    Unlike Mr. Rogozin, when the plans are enormous, but there are no fathoms of steps.
  10. shonsu
    shonsu 18 October 2020 23: 56 New
    0
    The spacecraft was in geostationary orbit with an inclination of 50,2 °. Apogee and perigee were 348 and 332 km, respectively.

    How to understand it?
  11. shonsu
    shonsu 19 October 2020 00: 21 New
    0
    What can I say, well done Chinese. Since 2014, I have been writing everywhere on the Internet that this is a diagram of the near future: a reusable ship, vertical takeoff, landing on an airplane. And they regularly minus me everywhere. The fact that China has taken this path for me only proves that I am not that much.

Военное обозрение

Многоцелевая тайна: первый многоразовый космический корабль Китая

29
Многоцелевая тайна: первый многоразовый космический корабль Китая

Предположительно, подготовка к запуску многоразового корабля. Фото Weibo.com


Китай развивает свою ракетно-космическую программу и осваивает новые направления. На днях был осуществлен полет перспективного многоразового космического корабля. Большая часть данных об этом мероприятии и самом корабле пока не публиковалась, что, однако, не помешало появлению различных версий и оценок.

По официальным данным


4 сентября информагентство «Синьхуа» сообщило о новом космическом запуске с космодрома Цзюцюань. Ракета-носитель «Чанчжэн-2F» вывела на орбиту многоразовый корабль. Сообщалось, что аппарат пробудет на орбите некоторое время, после чего произведет спуск и посадку в запланированном районе. Целью полета назвали отработку технологий многоразового использования и оказание поддержки мирному использованию космоса.

6 сентября «Синьхуа» сообщило об успешной посадке корабля. Двухдневная миссия завершилась в назначенном районе. Успешный полет назвали важным прорывом в исследовании технологий. Кроме того, указали, что он предоставил опыт для развития более дешевых и удобных методов доставки грузов на орбиту. Вновь подчеркивалось мирное предназначение проекта.

Любопытно, что в обоих официальных сообщениях не упоминались какие-либо технические и иные подробности. Название, класс и характеристики корабля остаются неизвестными. Кроме того, пока не опубликованы фото- и видеоматериалы пуска. Не уточняется место и способ посадки.


Под крупным обтекателем может скрываться космоплан нового типа. Фото Weibo.com

Благодаря зарубежным средствам контроля за космическим пространством появилась информация о параметрах орбиты китайского аппарата. Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно. Особенности схода с орбиты и место посадки установить не удалось.

Также в зарубежных источниках появились неофициальные фотографии ракеты-носителя на стартовом столе во время подготовки к запуску. Полезная нагрузка в виде корабля в кадр не попала, однако имеются другие интересные детали. Вскоре были опубликованы спутниковые фото предполагаемого места посадки.

Повод для обсуждений


Новости из Китая, несмотря на их специфический характер и отсутствие наиболее интересных подробностей, закономерно привлекли внимание зарубежных СМИ и интересующейся общественности. Предлагаются различные версии и оценки, основанные на ограниченной доступной информации.

Класс китайского многоразового корабля неизвестен, однако наиболее правдоподобной следует считать версию об орбитальном самолете. В ее пользу говорят сообщения прошлых лет. Так, осенью 2017 г. корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation сообщала о намерении запустить в 2020 г. многоразовый корабль. Тогда утверждалось, что при возвращении на Землю он сможет выполнять аэродинамический полет и осуществлять посадку «по-самолетному». В качестве будущей полезной нагрузки упоминались космонавты и различные грузы.


Спутниковый снимок аэродрома, где корабль мог совершить посадку. Фото Thedrive.com

Вполне возможно, что три года назад речь шла о перспективном проекте, который к настоящему времени был доведен до первого полета. Кроме того, в течение нескольких предыдущих лет CASC и смежные организации занимались вопросами создания космоплана и даже довели такой проект до испытаний.

Общий облик, схема, компоновка и габариты недавно летавшего корабля остаются неизвестными. Предполагаемые фотографии подготовки к запуску показывают, что корабль помещается в крупном кожухе-обтекателе. Его диаметр примерно вдвое больше поперечника ракеты, что указывает на примерный размах крыла. При этом ясно, что масса аппарата не превышает 8,4 т – столько ракета-носитель может вывести на низкую околоземную орбиту.

Предположительно, тестовый полет завершился на полигоне Лобнор в пустыне Гоби. Там имеется аэродром с взлетно-посадочной полосой большой длины, пригодной для посадки различной техники, в т.ч. орбитальных самолетов. В зарубежных СМИ уже появились спутниковые снимки, сделанные после 6 сентября. Низкокачественные изображения показывают некую активность на аэродроме, а на ВПП заметен неизвестный крупный объект.

Вопросы преемственности


В контексте последних новостей необходимо вспомнить о предыдущем проекте космического корабля «Шэньлун», разрабатывавшегося с начала двухтысячных годов. С его помощью мог появиться технологический задел, использованный в нынешнем проекте.

Впервые об изделии «Шэньлун» стало известно в 2007 г., причем к этому времени проект успел продвинуться достаточно далеко. Были завершены предварительные исследования и выполнена постройка опытного самолета. В конце 2007 г. прототип испытывался в атмосфере: бомбардировщик H-6K поднимал его на заданную высоту и сбрасывал, после чего происходил самостоятельный полет.


Прототип "Шэньлун" под бомбардировщиком H-6K. Фото Bmpd.livejournal.com

В начале 2011 г., по разным данным, «Шэньлун» впервые отправили на орбиту и вернули обратно. О других запусках более не сообщалось. Кроме того, до недавнего времени оставался открытым вопрос возможности повторного применения этого корабля. По-видимому, экспериментальный аппарат не был многоразовым, и подобные функции обеспечены только сейчас, в следующем проекте.

Опытный корабль, замеченный под днищем бомбардировщика, представлял собой изделие с вытянутым фюзеляжем и треугольным крылом малого размаха. Планер выполнили с применением необходимой теплозащиты, что привело к характерному черно-белому внешнему виду. В хвостовой части корабля находилась двигательная установка с одним крупным соплом. Возможно, между атмосферными и орбитальными испытаниями конструкция претерпела изменения.

В связи с китайским многоразовым космопланом следует вспомнить американскую разработку того же класса – изделие X-37B разработки компании Boeing. Это аппарат длиной ок. 9 м с крылом размахом 3,5 м и стартовой массой менее 5 т. Построено два корабля, их попеременно отправляют на орбиту. За 10 лет экспериментов продолжительность полета удалось довести до 779 суток. Цели миссий остаются секретными.

Особый инструмент


Согласно официальным сообщениям, целью нового китайского проекта является оптимизация процессов доставки грузов на орбиту. Подчеркивается, что все это делается в мирных целях. Однако более точная информация пока не оглашалась. Когда, как и для чего собираются применять корабль – неизвестно, хотя это не мешает оценить его потенциал.


Американский космоплан X-37B - вероятный функциональный аналог китайского изделия. Фото US Air Force

Многоразовый космоплан способен решать самые разные задачи военного и научного характера. Его можно использовать для ведения разных видов разведки с различными целями. Также корабль может стать носителем малогабаритных и сверхлегких спутников, способным выводить их на разные орбиты. При достаточной продолжительности полета возможна работа в качестве платформы для различных орбитальных исследований. Наконец, многоразовый космический корабль может быть транспортом для людей и грузов, в т.ч. в интересах перспективного проекта космической станции.

Во всех случаях перспективный корабль и отработанная ракета-носитель обеспечат оптимальную стоимость пуска и эксплуатации в целом. За счет таких преимуществ новый комплекс сможет потеснить традиционные системы в ряде областей. При этом имеются ограничения по стартовой массе и весу полезной нагрузки.

Таким образом, нынешний проект имеет самые широкие перспективы и представляет большой интерес для разных ведомств. Проект доведен до летных испытаний, и первый запуск признан успешным. В ближайшее время следует ожидать внедрение новых технологий на практике, в мирной и военной сфере. В итоге китайская ракетно-космическая отрасль получит совершенно новый инструмент с особыми возможностями.

Китай традиционно не раскрывает все свои планы, и потому неизвестно, как скоро новый аппарат дойдет до массовой эксплуатации и продемонстрирует все свои возможности. Однако уже сейчас ясно, что китайская ракетно-космическая отрасль расширяет свои возможности и претендует на мировое лидерство.
Автор:
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дедкастарый
    Дедкастарый 10 сентября 2020 05:38
    +6
    рогозин : " да это принтер,что с них взять !"))))
    1. Гражданский
      Гражданский 10 сентября 2020 07:22
      +1
      Ну и кто виноват в упадке космонавтики в РФ?
      1. alexmach
        alexmach 10 сентября 2020 14:41
        -1
        Горбачев, развал Союза и последовавший масштабный научно-технический регресс?
        1. Гражданский
          Гражданский 10 сентября 2020 14:42
          +5
          Цитата: alexmach
          Горбачев, развал Союза и последовавший масштабный научно-технический регресс?

          Горбачев был 30 лет назад, 90-е были 20 лет назад.
          1. alexmach
            alexmach 10 сентября 2020 14:46
            +2
            И в них страна потеряла 2\5 населения, бог знает какую, но явно большую долю промышленности. Пристиж инженерной работы и все такое. Я не скажу что сейчас в России все впорядке и все сидят на своих местах, но и требовать чудес и лидерства в высокотехнологичной и высокозатратой отрасли у эконоимически производственно и научно отстающей страны тоже странно.
          2. Владимир Машков
            Владимир Машков 11 сентября 2020 10:26
            +3
            Спасибо Кириллу за интересную статью. Туман вокруг китайского космолёта потихоньку рассеивается.
          3. vVvAD
            vVvAD 12 сентября 2020 20:14
            0
            Разруха в головах, золотой телец, жвачка, джинсы, кока-кола.
            Выросло поколение 90-х от "эффективных" менеджеров до "менеджеров" по клинингу. И все решают вопросы как попало. Советская система стандартизации, кадровой подготовки, в т.ч. инженерных кадров, рацпредложений, образования, в т.ч. качественного высшего, воспитания и много чего ещё безвозвратно утеряны.
            За образцы взяты западные же переработки наших лучших форм, т.е. вместо возрождения или попытки воссоздания лучших советских практик и форм в массе своей создаём кальки из суррогатов. Ну и как результат - почти всё делается спустя рукава, при наплевательском отношении к процедурам и стандартам (а качество современных стандартов и качество работы органов стандартизации и надзорных - просто песня), через связи, наплевательское отношение к человеку.
            Вся страна в этом поучаствовала, начиная со "жвачки, джинсов, кока-колы" и заканчивыая зарубежными шмотками, магнитофонами, спецмагазинами, хлебными должностями на распределении, дипслужбе и дальнем плавании при декадансе СССР. Теперь вот, вроде бы хотим выбраться, а не можем: у нового поколения свой культурный код, старое уходит и окно возможностей для передачи оставшегося опыта и воссоздания документации (хотя бы на концептуальном уровне) закрывается.
            Добро пожаловать в смелый новый мир. Нет - жестокий и бездушный мир. Мир моего поколения.
            К счастью, новое поколение меньше привязано к материальному, и ностальгия по тому, о чём они знают только по рассказам материализуется в тягу преобразования настоящего во что-то лучшее, встраиваются в наш мир и меняют его под себя. Надо надеяться - в лучшую сторону, т.к. пока результаты этого мало заметны - до смены поколений...
      2. Проксима
        Проксима 10 сентября 2020 15:06
        +7
        Автор, цитата: «Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно.». Кирилл, исправляйте безграмотность! Геостационарная орбита - это около 36 тысяч километров от Земли. Корабль находился на низкой опорной орбите.
  2. parusnik
    parusnik 10 сентября 2020 06:29
    +11
    Китайцы, молча делают, без громких заявлений...
    1. Ингвар 72
      Ингвар 72 10 сентября 2020 07:01
      +10
      Зато мы в мультипликации вперед выходим! laughing
      А если серьезно, то банально завидно.
    2. Вадим237
      Вадим237 10 сентября 2020 20:47
      0
      "Китайцы, молча делают" - Ещё точнее копируют у других.
  3. УВБ
    УВБ 10 сентября 2020 06:58
    +10
    Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно
    !!! Геостационарная- это круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты) на высоте 35 786 км над уровнем моря
    1. DED_peer_DED
      DED_peer_DED 11 сентября 2020 00:25
      0
      Та, не....
      При этом ясно, что масса аппарата не превышает 8,4 т – столько ракета-носитель может вывести на низкую околоземную орбиту.

      Низкокачественные изображения показывают некую активность на аэродроме, а на ВПП заметен неизвестный крупный объект.

      Всего 8,4 тонны (в мечтах писателя), но при этом "неизвестный КРУПНЫЙ объект". Ой...
  4. Владимир61
    Владимир61 10 сентября 2020 07:18
    -8
    Из-за "Новичка-Навального" в ГосДепе полный аврал, некому было под суетится и сделать заявление о том, что Китай в очередной раз показал, что систематически ворует технологии США.
    1. Trapp1st
      Trapp1st 10 сентября 2020 11:42
      +2
      Китай в очередной раз показал, что систематически ворует технологии
      Даже если и ворует, не только у Китай занимается промышленным шпионажем.
      1. Владимир61
        Владимир61 10 сентября 2020 19:45
        -1
        Цитата: Trapp1st
        Даже если и ворует, не только у Китай занимается промышленным шпионажем.

        Да речь не о том, возможность "наехать" на Россию, из-за "внезапно" возникшей (думаю, что это операция извне, то наверняка чисто "европейская") истории с Навальным, отодвинула на второй план исключительно все озабоченности США!
    2. aries2200
      aries2200 10 сентября 2020 13:58
      0
      все воруют друг у друга ...обычная практика
  5. обыватель
    обыватель 10 сентября 2020 08:37
    +2
    Вопросы возникают. Нам говорят, что из космоса можно даже номера на машинах разглядеть, а место посадки космоплана по нормальному сфоткать не смогли. Траектории полета баллистических ракет вычисляем до сантиметров, а точку и траекторию схода данного аппарата определить не смогли. Причем не только мы (Россия) но и весь остальной "цивилизованный" мир.
    Второе. Чем данный девайс удешевляет стоимость запусков? Тем что для того чтобы запустить спутник весом в 1 тонну, надо вывести на орбиту 7 тонн, а потом 6 тонн посадить обратно? Сомнительно. Наверное их основное предназначение, возвращение неких грузов на Землю. Не зависимо от стоимости. Или работа в качестве многоразового спутника. Полетал, спустился, перезаправил расходники, сдал результаты и снова на орбиту. Только удешевление тут ни причем.
    1. kpd
      kpd 10 сентября 2020 10:24
      +1
      Номера разглядеть можно, но только при определенном положении космического аппарата над точкой съемки, при условии что точно известно место (чем выше увеличение - тем меньше площадь кадра) и не будет мешать облачность. Так что там очень много ограничений.
      Кстати - "некий груз" который нежелательно уничтожать при спуске с орбиты давно известен, он к тому же требует термостабилизации и достаточно "нежен" к ударным нагрузкам - называется ядерная боеголовка.
  6. Даниил Коноваленко
    Даниил Коноваленко 10 сентября 2020 11:21
    -1
    Это ж сколько бывших советских инженеров над этим трудятся...Плюс обученные китайские кадры..
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 10 сентября 2020 12:05
      +3
      Бывшие советские кадры помогали им лет 25 назад создавать аналоги "Союза".
      Помню громкие истории были . Многие сели.
      А теперь они и сами прекрасно справляются.
  7. Undecim
    Undecim 10 сентября 2020 12:04
    +4
    Автор своей статьей еще раз продемонстрировал свой потрясающий талант - писать много и ни о чем.
    Американцы на ”Space News”, кстати, сообщили, что китайский корабль в процессе полета выпустил некий "загадочный объект".
  8. Корона без вируса
    Корона без вируса 10 сентября 2020 13:56
    -1
    Придерусь только к одному предложению из-статьи:

    Благодаря зарубежным средствам контроля за космическим пространством появилась информация о параметрах орбиты китайского аппарата. Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно. Особенности схода с орбиты и место посадки установить не удалось.

    Если на самом дела обстоят так - я про текст, выделенный жирным шрифтом - то всю мировую ПРО можно выбросить на свалку истории и начать "с нуля" создавать ПРО что США, что РФ recourse

    Как это так?! belay Китай значит может в любое время из космоса нанести любой удар по любой точке на Земле - а мы с америкосами узнаем об этом только по факту?! am lol
    1. Вадим237
      Вадим237 10 сентября 2020 20:50
      +2
      Автору не мы не США не докладывают что куда полетело и куда приземлилось.
  9. Михаил м
    Михаил м 11 сентября 2020 05:38
    +1
    Китай традиционно не раскрывает все свои планы
    В отличие от г-на Рогозина, когда планов громадьё, а дел размаха шагов саженьих не наблюдается.
  10. shonsu
    shonsu 18 октября 2020 23:56
    0
    Корабль находился на геостационарной орбите с наклонением 50,2°. Апогей и перигей составили 348 и 332 км соответственно.

    Это как понять?
  11. shonsu
    shonsu 19 октября 2020 00:21
    0
    Ну что сказать, молодцы китайцы. С 2014 года я везде пишу в интернете что это схема ближайшего будущего: многоразовый корабль, взлёт вертикальный, посадка по самолетному. И меня везде исправно минусуют. То что Китай пошёл по этому пути для меня лишь доказывает что не такой уж я .
  12. ROSS 42
    ROSS 42 23 ноября 2020 14:44
    +1
    Китай развивает свою ракетно-космическую программу и осваивает новые направления.

    Не стану хвалить то, к чему не имею реального доступа, но мне становится не по себе от того, как медленно но уверенно Россию приводят в положение страны, где кроме четырёхсот относительно честных способов изъятия денег у граждан и 100 способов самогоноварения не культивируется ни одна отрасль. Продажные менеджеры отдали первое место в освоении космоса и просто пилят бюджетные деньги, на которые можно было развить промышленность страны до определённого уровня.
    НО!!! Надеюсь, (жду и надеюсь) когда к власти придут настоящие государственники, они с лихвой раздадут благодарности причастным и скажут «глубокое мерси» ответственным.
  13. loaln
    loaln 8 декабря 2020 10:04
    0
    Ау, а где отечественные деляги со спущенными космическими штанами?
    Наверное, ищут пилу для распила, очередного прожекта построения космических Васюков?