Военное обозрение

Псевдоспутники для псевдокосмоса: в ожидании высотной революции

49

Pathfinder Plus. Источник: wikipedia.org


Выгодный ракурс наблюдения


Стратосферные высоты порядка 18-30 километров слабо освоены человеком. В этот своеобразный «предкосмос» (англ. near space) самолеты забираются нечасто, а космические аппараты там отсутствуют. Но подобная прослойка в воздушном слое Земли очень удобна для скрытого наблюдения. Во-первых, летательные аппараты на таких высотах могут обозревать зону, сопоставимую с территориями Афганистана или Сирии, и при этом длительное время барражировать над одной территорией. В то же время орбитальный спутник достаточно быстро проскакивает местность, зачастую не успевая запечатлеть важные объекты и процессы. Во-вторых, наземные системы противовоздушной обороны пока не предназначены для поиска и уничтожения подобных малогабаритных и высотных разведчиков. По расчетам, эффективная площадь рассеивания может достигать 0,01 м2. Безусловно, с массовым появлением таких псевдоспутников в небе ПВО найдет решения для перехвата, но стоимость уничтожения может быть запредельной. Помимо разведки, высотные беспилотники могут обеспечивать связь и навигацию.

Большая часть разработанных на данный момент дронов, рассчитанных на подобные высоты, построена на основе солнечных фотоэлементов и аккумуляторных батарей. На высотах в несколько десятков километров солнечная энергия «усваивается» гораздо эффективнее, что позволяет крылатой машине не только питать электромоторы, но и накапливать энергию в батареях. В ночное время дроны используют запасенное днем, с рассветом цикл повторяется. Получается этакий вечный двигатель, позволяющий машинам летать от нескольких дней до нескольких лет на высотах до 30 километров. К примеру, если один такой псевдоспутник заменит знаменитый Global Hawk, то только горючего оператор сэкономит порядка 2000 тонн в год. Это не учитывая меньшей стоимости и гораздо большого времени оперативного использования. Однако вся данная информация носит теоретический характер: до сих пор рекорд по продолжительности полета подобной техники составляет 26 суток. Этого в 2018 году добился европейский псевдоспутник Airbus Zephyr.


Иллюстрация применения псевдоспутника Airbus Zephyr. Источник: АО "НПО Лавочкина"

В сравнении с классическими спутниками высотные дроны, естественно, сильно дешевле и находятся ближе к Земле, что обеспечивает высокое качество съемки и наблюдения. Упоминаемый Airbus Zephyr по стоимости в 10 раз дешевле Global Hawk и в 100 раз спутников типа World View. При этом псевдоспутники находятся ниже ионосферы, что повышает точность навигации и определение места источников радиоизлучения. В отличие от спутника, летательный аппарат способен длительное время, словно орел, барражировать над объектом наблюдения, отслеживая все происходящие внизу изменения.


Один из прототипов дрона Helios. Источник: ru.wikipedia.org

Что же из себя представляет концепция псевдоспутника для стратосферного полета? Это легкий планер из композитов, с хорошими аэродинамическими характеристиками, оснащенный высокоэффективными солнечными батареями, аккумуляторами и топливными элементами. Кроме этого, обязательны высокоэффективные электромоторы, легкие приборы управления с низким энергопотреблением, способные оперативно и самостоятельно реагировать на нештатные ситуации в полете. Такие высотные аппараты отличает небольшая грузоподъемность (до 100-200 килограммов) и чрезвычайная медлительность – до нескольких десятков километров в час. Первый из подобных появился еще в 1980-х годах в Соединенных Штатах.

Летающие солнечные панели


В США первыми среди подобных аппаратов стали экспериментальные псевдоспутники программы HALSOL. Ничего толкового из них не получилось по причинам элементарного отставания технологий: не было ни емких аккумуляторов, ни эффективных солнечных батарей. Проект закрыли, но внешний вид прототипов не рассекретили, а инициатива перешла к NASA. Ее специалисты в 1994 году представили свой Pathfinder, ставший, по сути, золотым стандартом для будущих псевдоспутников. У аппарата был размах крыльев в 29,5 метра, взлетная масса в 252 килограмма и высота полета в 22,5 километра. В течение нескольких лет проект неоднократно модернизировали; последним в серии стал Helios HP, у которого крылья растянули до 75 метров, в взлетную массу догнали до 2,3 тонны. Этот аппарат в одной из генераций смог забраться на 29 524 метров — рекорд для горизонтально летящих летательных аппаратов без реактивных двигателей. По причине не самых совершенных водородных топливных элементов Helios HP во время второго полета разрушился в воздухе. К идее его восстановления уже не возвращались.

Второй известной моделью псевдоспутника двойного назначения можно назвать семейство Zephyr от британской QinetiQ, появившееся на авиагоризонте в 2003 году. После долгих испытаний и совершенствования конструкции проект в 2013 году был куплен Airbus Defence and Space и развился до двух основных моделей. Первая имеет размах крыльев 25 м и ее в состав входят: планер из ультралёгкого углепластика, солнечные панели из аморфного кремния фирмы United Solar Ovonic, литий-серные аккумуляторы (емкость 3 кВт·час) фирмы Sion Power, автопилот и зарядное устройство компании QinetiQ. Солнечные батареи генерируют до 1,5 кВт электроэнергии, что достаточно для осуществления круглосуточного полёта на высоте до 18 км. Вторым, более крупным псевдоспутником стал Zephyr T с двумя хвостовыми балками и с увеличенным размахом крыла (с 25 м до 33 м). Такая конструкция обеспечивает подъём в четыре раза большей полезной нагрузки (массой 20 кг, достаточной для размещения радиолокационной станции на высоте 19500 м).

Zephyr уже законтрактованы армиями Великобритании и США в единичных количествах. Они еще не успели в полной мере освоиться в войсках, как в марте 2019 года один из них потерпел крушение около сборочного предприятия в Фарнборо, Хэмпшир. В этой аварии в полной красе раскрылся основной недостаток таких летательных аппаратов – высокая чувствительность к метеорологическим условиям на взлете и посадке. На рабочих многокилометровых высотах псевдоспутникам осадки и ветер не страшны, а вот у земли они чувствуют себя неуютно.


Solar Eagle. Источник: newatlas.com

DARPA также не осталась в стороне от столь перспективной темы и в конце 2000-х годов инициировала программу VULTURE (Very-high Altitude, Ultraendurance, Loitering Theater Element – сверхвысотная система наблюдения с ультрадлительным барражированием над театром военных действий). Первенцем стал псевдоспутник Solar Eagle, созданный Boeing Phantom Works совместно с компанией QinetiQ и Venza Power Systems. Этот гигант имеет размах крыла в 120 метров, литий-серные аккумуляторы, восемь моторов, питаемых как солнечными батареями, так и водородными элементами. В настоящее время американцы засекретили проект и, скорее всего, уже испытывают Solar Eagle в виде предсерийных прототипов.






PHASA-35 Источник: prismaticltd.co.uk

Самым современным из незасекреченных прототипов является псевдоспутник совместной разработки BAE и Prismatic Ltd — PHASA-35 (Persistent High Altitude Solar Aircraft, долгосрочный высотный солнечный летательный аппарат). В феврале 2020 году на авиабазе австралийских Королевских ВВС в Южной Австралии его впервые запустили в воздух. Летающая солнечная панель с крыльями способна подняться на 21 километр и нести при этом полезную нагрузку массой до 15 килограммов. По меркам высотных дронов, PHASA-35 имеет небольшой 35-метровый размах крыльев и предназначен, как пишут сами разработчики, для мониторинга, связи и безопасности. Однако первоначальной и основной стезей псевдоспутника будет боевая работа. В этой связи по результатам первого полета Ян Малдоуни, технический директор BAE Systems, высказался:

Это выдающийся ранний результат, демонстрирующий темпы, которых можно достичь, когда мы объединим все лучшее из британских возможностей. Переход от проектирования к полету менее чем за два года (20 месяцев) показывает, что мы можем принять вызов, который правительство Великобритании поставило перед отраслью, чтобы в течение следующего десятилетия создать боевую воздушную систему будущего.

К концу текущего года планировали закончить испытания и спустя 12 месяцев передать заказчику первые серийные машины. Но пандемия, естественно, внесет свои коррективы в указанные сроки.


Отечественный ЛА-251 «Аист». Источник: missiles2go.files.wordpress.com


Второй псевдоспутник, ЛА-252 "Аист", пока в стадии разработки. Источник: АО "НПО Лавочкина"

Сейчас наблюдается устойчивый рост интереса к подобным высотным беспилотниками, и расширение ареала разработок — тому доказательство. Помимо успехов Китая, Индии, Тайваня и Южной Кореи, в конструировании псевдоспутников задействованы российские КБ. Первый отечественный экспериментальный высотный дрон разработан в НПО имени С.А. Лавочкина и именуется ЛА-251 «Аист». Его представили впервые на форуме «Армия-2016». Дрон выполнен по нормальной аэродинамической схеме и представляет собой свободный несущий моноплан с размахом крыла 16 м и массой около 145 кг. Моноплан имеет две хвостовые балки, четыре двигателя мощностью 3 кВт, оснащён аккумулятором на 240 А·ч. Высота полета до 12 тыс. метров, длительность до 72 часов. Разрабатывают сейчас более крупный «Аист» с размахом крыльев в 23 метров и полезной нагрузкой в 25 кг. Такой псевдоспутник уже поднимается на 18 километров и может находиться в воздухе несколько суток. Ради облегчения конструкции летательному аппарату оставили одну балку и с четырех до двух уменьшили количество моторов. Дальнейшему развитию отечественной темы псевдоспутников мешает отсутствие технологий производства литий-серных аккумуляторов с удельной энергоотдачей 400–600 Вт·ч/кг. Кроме этого, нужны солнечные батареи с удельной массой 0,32 кг/м2 при КПД не менее 20%. Во многом от этого зависит, удастся ли России сократить сложившееся отставание от мировых лидеров. С такой гигантской территорией нашей стране просто не обойтись в будущем без подобных псевдоспутников.
Автор:
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 10 сентября 2020 06:08 Новый
    +10
    Забавные летательные аппараты.
    В наш век реактивных двигателей и гиперскоростей выглядят анахронично, словно первые самолёты. И применение им придумывают, как тем же "этажеркам".
    Но мы то знаем, какой шаг всего за сотню лет сделала мировая авиация. Кто знает, может, через пол века наши дети не смогут представлять свою жизнь без висящих на 30 км высоте псевдоспутников?
    1. Гражданский
      Гражданский 10 сентября 2020 07:35 Новый
      +3
      http://albatross.solar/#slide-7
      В 2018 году презентовали в Сколково проект "Альбатрос". С размахом и супер сайтом. На том и закончили.
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 10 сентября 2020 07:50 Новый
        +5
        В 2018 году презентовали в Сколково проект "Альбатрос". С размахом и супер сайтом. На том и закончили.

        Деньги освоили, целевая функция выполнена. Какой ещё "Альбатрос"?
        1. Лопатов
          Лопатов 10 сентября 2020 15:47 Новый
          +3
          Цитата: Авиатор_
          Деньги освоили

          Чьи?
          Вексельберга?
          А он был согласен? laughing laughing laughing

          Цитата: Авиатор_
          Какой ещё "Альбатрос"?

          У Конюхова заявлялось, что строить самолёт начнут в конце 2019, и уйдёт на это 20-24 мес.
          Пока ещё очень рано кричать "всё пропало, распилили"
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 10 сентября 2020 19:41 Новый
            +1
            Чьи?
            Вексельберга?

            Этот "труженик" теперь мечтает о мосте через Татарский пролив, зачем ему высотный аэроплан?
            1. Лопатов
              Лопатов 10 сентября 2020 22:11 Новый
              +1
              Цитата: Авиатор_
              Этот "труженик" теперь мечтает о мосте через Татарский пролив, зачем ему высотный аэроплан?

              Есть его фирма, работающая с энергонакоплением. Суперконденсаторы и тому подобное. Но пока такое применяют от силы для того, чтобы заводить грузовики в морозы, хотя перспективы большие. К примеру, НИР "Крымск"

              Нужна реклама. Акция. Появляется идея: беспосадочный перелёт вокруг Шарика под мудрым руководством Конюхова.
              Но проводить это как рекламу не выгодно. Потому это проходит как меценатство со стороны Вексельберга

              Если Вы не поняли, "Альбатрос"- это аэроплан, который должен догнать и перегнать "Вояджер" Стива Фоссета
              1. Авиатор_
                Авиатор_ 11 сентября 2020 07:55 Новый
                0
                Понятно. Под мудрым меценатством Вексельберга Конюхов станет покорять пространство. Только управление самолётом - это не управление воздушным шаром, сумеет освоить наш путешественник?
                1. Лопатов
                  Лопатов 11 сентября 2020 10:55 Новый
                  0
                  Цитата: Авиатор_
                  сумеет освоить наш путешественник?

                  1. Авиатор_
                    Авиатор_ 11 сентября 2020 18:14 Новый
                    0
                    Планёр и самолёт в стратосфере - это принципиально разные методики пилотирования. Первый наш стратосферник М-50 (второй позже назвали "Геофизика") угробил заслуженный лётчик-испытатель. Я понимаю, Федя - человек отважный, но есть объективные законы.
      2. Сидор Аменподестович
        Сидор Аменподестович 10 сентября 2020 09:35 Новый
        -3
        Цитата: Гражданский
        В 2018 году презентовали в Сколково проект "Альбатрос". С размахом и супер сайтом. На том и закончили.

        С ума сойти! В России хоть что-то делается по-настоящему, а не с целью запудрить мозги и разокрасть? Как же тогда государство до сих пор существовать умудряется, если только и делают, что пилят, да вывозят?
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 10 сентября 2020 06:14 Новый
    +7
    Красавцы!
    Намахнуло, чем-то из детства. Хотя понимаю, что детские авиакомпании модели из дерева и бумаги!!!!
  3. Uncle Lee
    Uncle Lee 10 сентября 2020 06:45 Новый
    +3
    Псевдоспутники для псевдокосмоса
    Интересный поворот в технике !
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 10 сентября 2020 07:14 Новый
    -3
    У нас же с-300 есть, система только готовится к пуску, с неба все падают, даже воробьи стреляные.
  5. Avis
    Avis 10 сентября 2020 07:21 Новый
    0
    Очередной виток спирали.
    американцы уже реализовывали на более традиционных платформах. "Stratovision".



    А самолёт со стометровым размахом появился на кульманах ещё в 1930-ых.


    1. John Jons
      John Jons 10 сентября 2020 20:51 Новый
      0
      U-2 напоминает...
  6. Авиатор_
    Авиатор_ 10 сентября 2020 07:52 Новый
    +3
    Интересная ниша летательных аппаратов. По сути, стратосферную область высот сейчас вообще не используют, а надо бы.
  7. Горный стрелок
    Горный стрелок 10 сентября 2020 08:19 Новый
    +4
    Была идея дирижабли развешивать. Но дирижабль чем выше, тем грузоподъёмность ниже.
    А такое применение двигает технологию и солнечных батарей, и аккумуляторов, и электродвигателей...заставляет снижать вес аппаратуры и ее энергопотребление... Любые разработки, двигающие прогресс в смежных областях, крайне полезны. Синергия - так называется это явление. Всем нужны и солнечные батареи с высоким КПД, и ёмкие лёгкие аккумуляторы.
  8. мыслитель
    мыслитель 10 сентября 2020 08:29 Новый
    +1
    Интересно, когда и вообще будет ли осуществлён проект - стратосферный дирижабль
    «Беркут» – дирижабль, с энергоснабжением от солнечных батарей. Он способен удерживать постоянное географическое положение на высоте 20-23 км. Полезная нагрузка, в которую входит аппаратура наблюдения и слежения составляет 1200 кг и обеспечивается электроэнергией.


    http://rosaerosystems.ru/projects/obj687
    1. Disant
      Disant 10 сентября 2020 15:10 Новый
      0
      если бы это было правдой - давно бы сделали. Вряд ли какой-либо дирижабль способен удержаться на месте на тех высотах - его сдует к чертям
  9. Eskobar
    Eskobar 10 сентября 2020 10:09 Новый
    +2
    Если бы Роснано, не разбазаривало миллиардами наши кровные, под предводительством Чубайса, а до ума доводила и работала на результат, у нас было бы и свое производство литиевых батарей и фотоэлементов
    https://topwar.ru/101346-chelovek-bankrot-samye-gromkie-proekty-anatoliya-chubaysa.html
    1. Airdefense
      Airdefense 15 октября 2020 11:20 Новый
      -1
      Как все просто спихнуть на одного человека, оказывается это Чубайс помешал производству литиевых батарей и фотоэлементов в России. Так-то между делом недавно обнуленный президент правит страной по сути с 2008, но он конечно же не причем.
      1. Eskobar
        Eskobar 16 октября 2020 11:46 Новый
        0
        Если бы вы читали внимательно мой комментарий, то заметили, что я писал про целую организовацию, а не об одном человеке
  10. Trapp1st
    Trapp1st 10 сентября 2020 11:36 Новый
    +1
    высоты порядка 18-30 километров
    Это не будет считаться заходом в чужое воздушное пространство, т.е. законной целью, и распространятся ли на такие аппараты какие нибудь международные правила полетов?
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 10 сентября 2020 11:55 Новый
      +1
      Если аппарат висит над театром военных действий, то про международные правила полётов никто не станет вспоминать.
      1. Trapp1st
        Trapp1st 10 сентября 2020 12:00 Новый
        +1
        Если аппарат висит над театром военных действий
        То есть заменить спутники этот аппарат не сможет, вести разведку технологически развитого противника, тем более когда нет открытых военных действий.
  11. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 10 сентября 2020 11:58 Новый
    +2
    Забавно.
    Особо повесилило сравнение стоимости с глобальным хавком.
    Там аппаратуры на борту....
    Она как раз и стоит миллионы.
  12. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 10 сентября 2020 12:01 Новый
    +4
    Опять же, глядя на эти хрупкие этажерки первое, что приходит в голову - это воздушный старт. Чтоб избежать неблагоприятного воздействия атмосферных явлений в плотных слоях,
    Сложил крылья, погрузил в контейнер на спине нормального самолета, поднял на высоту, там привёл в рабочий вид и отпустил на свободу...
    Не?
    1. prior
      prior 10 сентября 2020 12:21 Новый
      +1
      Есть вариант попроще - поднялся повыше на воздушных шариках, накопил "солнышка" в аккумуляторы, а дальше "сама-сама".
    2. Проктолог
      Проктолог 10 сентября 2020 13:41 Новый
      0
      Тоже так подумал. "Складывать", вероятно, не получится - механизмы складывания утяжелят аппарат, а на 100% их переставить на носитель не получится. Но жестко закрепить, деля взлет и разгон безопасными, возможно. И для транспортировки удобно, своя-то скорость маленькая. Правда, транспортировать их и разобранными можно, а собирать руками на аэродроме запуска потом.
  13. Pavel57
    Pavel57 10 сентября 2020 12:24 Новый
    0
    С какой высоты начинается космическое пространство, где можно летать без спроса?
    1. certero
      certero 10 сентября 2020 12:30 Новый
      0
      Обычно считается космос со 100 км
    2. voyaka uh
      voyaka uh 10 сентября 2020 13:54 Новый
      +1
      О! Это вопрос вопросов.
      Ни один международный договор не прописывает какой-то конкретной цифрой
      Обычно, пишут "высота полета самолетов".
      Это было до недавнего времени 21 км.
      Но появились: 1) эти новые сверхвысотные самолеты - примерно 30 км.
      2) появились гиперзвуковые крылаты ракеты-глайдеры. Высоты 30-80 км
      ----
      И это большая проблема с воздушным суверенитетом.
      Понятно, что такой сверхвысокий самолет надо сбивать. Это могут С-500 или израильская Хэц, или ракеты системы Иджис.
      И глайдеры тоже надо сбивать. Трудно попасть, но со временем научатся.
      В любом случае, в воздушное пространство страны надо официально включать и стратосферу и выше - полу-космос.
      До 100 км вверх.
      1. Zementbomber
        Zementbomber 14 сентября 2020 11:58 Новый
        0
        На самом деле - международно-признанная верхняя граница национального воздушного пространства - проходит по высоте 100 км над уровнем Мирового Океана. Все что ниже - можно сбивать, если оно залетело несанкционировано. Ну и если сможешь сбить конечно.
  14. voyaka uh
    voyaka uh 10 сентября 2020 12:34 Новый
    +8
    Я бы все-таки назвал их "сверхвысотные легкие самолеты" , а не псевдо-спутники.
    К спутниками они отношения не имеют,
    а длинные крылья четко классифицируют эти аппараты, как самолеты. Аэропланы
    1. Проктолог
      Проктолог 10 сентября 2020 13:38 Новый
      0
      Верно по сути, но псевдо-спутники звучит короче и красивее, при этом достаточно справедливо, поскольку по предназначению (а не по конструкции) эти самолеты заменяют спутники.
  15. APASUS
    APASUS 10 сентября 2020 13:58 Новый
    0
    Прицепили к аэростату контейнер с оборудованием и пусть висит месяцами
    1. Avis
      Avis 10 сентября 2020 21:06 Новый
      -2
      Цитата: APASUS
      Прицепили к аэростату контейнер с оборудованием и пусть висит месяцами

      Вес троса посчитайте.
      1. APASUS
        APASUS 11 сентября 2020 14:09 Новый
        0
        Цитата: Avis
        Вес троса посчитайте.

        Может лучше вес якорной цепи рассчитать ?
        1. Avis
          Avis 11 сентября 2020 14:17 Новый
          0
          Цитата: APASUS

          Может лучше вес якорной цепи рассчитать ?

          Вы где-нибудь её видели на аэростате? Ну, посчитайте, если заняться нечем...
  16. eklmn
    eklmn 10 сентября 2020 17:45 Новый
    +2
    Для любознательных о Helios (пер.гугл):
    “Helios с электрическим приводом изготовлен в основном из композитных материалов, таких как углеродное волокно, графитовая эпоксидная смола, кевлар, пенополистирол и тонкая прозрачная пластиковая оболочка. Основной трубчатый лонжерон крыла выполнен из углеродного волокна. Лонжерон, который толще сверху и снизу, чтобы поглощать постоянные изгибающие движения, возникающие во время полета, также обернут номексом и кевларом для дополнительной прочности. Ребра крыла также выполнены из эпоксидной смолы и углепластика. Профилированный пенополистирол используется для передней кромки крыла, а прочная прозрачная пластиковая пленка покрывает все крыло.”
    “Единственные поверхности управления полетом, используемые на прототипе Helios, - это 72 руля высоты на задней кромки, которые обеспечивают управление по тангажу. Они охватывают все крыло и приводятся в действие крошечными серводвигателями, связанными с компьютером управления полетом самолета. Чтобы развернуть самолет в полете, применяется управление рысканием путем подачи дифференциальной мощности на двигатели - ускорение двигателей на одной внешней панели крыла и замедление двигателей на другой внешней панели. Основным испытанием во время первой серии полетов была оценка дифференциальной мощности двигателя как средства управления по тангажу. Во время нормального крейсерского полета внешние панели крыла Helios изогнуты вверх и придают самолету форму неглубокого серпа, если смотреть спереди или сзади. Эта конфигурация размещает двигатели на внешних панелях крыла выше, чем двигатели на центральных панелях. Повышение скорости двигателей внешней панели заставило самолет понизиться и начать снижение. И наоборот, подача дополнительной мощности на двигатели в центральных панелях заставила Гелиос наклониться и начать набор высоты”
    Электрический двигатель - 2л.с (1,5 квт)
    Солнечные батареи - 18,5квт
    Вес - от 800кг до 1000кг
    Скорость - 30км/ч до 43км/ч (прим.)
    1. Виктор Сергеев
      Виктор Сергеев 11 сентября 2020 07:59 Новый
      +1
      То есть это еле еле держит себя в воздухе, а любое усовершенствование с целью получить оборудование, приведет к резкому росту массы (двигатель, аккумуляторы, количество батарей) и невозможности летать. Пока это пустой эксперимент.
      1. eklmn
        eklmn 11 сентября 2020 19:13 Новый
        +1
        “То есть это еле еле держит себя в воздухе, а любое усовершенствование с целью получить оборудование...”
        Вы правы, если это оборудование сделано на р/лампах или транзисторах. Но сейчас оборудование для наблюдения (а аппарат больше ничего не будет делать) настолько миниатюрное и не_энергоёмкое, что этот вес он не почувствует.
        https://youtu.be/J3VtlF8JbHY?t=4
        или
        https://youtu.be/1NCOPLEJOl0?t=11
  17. фа2998
    фа2998 10 сентября 2020 18:35 Новый
    0
    Цитата: Trapp1st
    Это не будет считаться заходом в чужое воздушное пространство

    Будет,космос считается пр.100 км.-летай-нехочу.Все ниже-воздушное пространство над суверенной страной.
  18. Hog
    Hog 10 сентября 2020 22:15 Новый
    -1
    Вещь хорошая, для мониторинга пожаров в Сибири отлично подойдут, да и в принципе для МЧС.
    1. Виктор Сергеев
      Виктор Сергеев 11 сентября 2020 07:57 Новый
      -1
      Вам обычных спутников не хватает? Вы представляете сколько надо самолетиков летящих на 20 км. высоте, что бы контролировать тайгу и сколько будет стоить такая система?
  19. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 11 сентября 2020 07:54 Новый
    -1
    Представляю мощность радара весом в 20 кг. Высота в 20 км. это отлично для ПВО, мишень. Интересно, а как же у аппаратов такого размера может быть достигнуто малое ЭПР? Покрытие нанесут в пять слоев? В реальности пойдет против бармолеев (хотя зачем огород городить, если есть намного более дешевые способы наблюдения), но никто же даст такому висеть над своей территорией, если есть ПВО, собьют сразу. Ракета для таких, например запускаемая с Миг31 или прочего истребителя будет стоить копейки в сравнении с этим чудом.
    Ну о каких 30 км можно говорить при использовании не реактивных двигателей? Ну может себя как то потянут, а вот нагрузку вряд ли.
    1. Airdefense
      Airdefense 15 октября 2020 11:23 Новый
      -1
      А запуск и содержание Миг31 это конечно копейки? И зачем висеть над территорией противника, в километрах 20-30 от линии фронта будет вполне достаточно.
  20. Chia1917
    Chia1917 11 сентября 2020 18:37 Новый
    0
    https://fpi.gov.ru/projects/informatsionnye-issledovaniya/sova/ - "Проект завершен в сентябре 2017 году. В ходе его реализации ... Построена масштабная модель высотного БЛА на солнечных батареях с размахом крыла 9.5 м. Достигнута продолжительность беспосадочного полета в течении 50 часов на высоте до 8 км. Разработана и испытана летающая лаборатория беспилотного высотного комплекса свехдлительного функционирования с размахом крыла 28.5 м. Максимальная высота полета составила 19 км."
  21. Ervin
    Ervin 15 сентября 2020 15:53 Новый
    -3
    Было бы совсем не плохо, если бы такая "птичка" сбилась с пути и совершила вынужденную посадку где нибудь в районе Астрахани. Без "цап-царапа" - и С-70 «Охотник»-а бы не было, да и много чего другого. Хотя и не факт, что получится сделать, всё таки технологии отстали, ещё с прошлого века.