Военное обозрение

Гражданская война в Испании: конница и танки

46

Первый испанский танк был на самом деле французским. Боевая ценность этих машин приближалась к нулю, но зато большие вертикальные поверхности боковой бронировки были очень удобны для написания всевозможных лозунгов! Вот этот танк принадлежал бойцам ПОУМ!


Фашисты не думали здесь останавливаться. Сопротивление они сочли за временную задержку. Увлекаясь маневром, подбросили еще танков, еще пехоты, еще авиации. И понесли на этом большие потери. Авиацию встретили «курносые», они гонят, сбивают, поджигают «юнкерсы», пугают и путают их, вынуждая удирать, не сбросив бомб или сбросив их как попало, без прицела. Против германских пулеметных танков выступили республиканские пушечные. Кроме того, действуют броневики, и хорошо действуют. Мигель Мартинес упоенно носится в броневике, он никогда не думал, что эта машина может так лихо действовать.
М. Кольцов. Испанский дневник


За страницами гражданских войн. Характерная для Испании пересеченная местность была удобна для действий конницы, поскольку и танки, и авиация все еще не были столь могущественны, чтобы кардинальным образом изменить ход сражений.


А вот этот – объединенным профсоюзам!

До 1936 г. в испанской армии имелась одна кавалерийская дивизия, состоявшая из трех бригад. В составе бригады было два полка, а поддерживали их батальон мотоциклистов, рота бронеавтомобилей и еще батальон конной артиллерии из трех батарей 75-мм пушек. В дивизию дополнительно входили еще четыре отдельных кавполка и еще один пулеметный эскадрон. Но особенно экзотичными подразделениями испанской армии были пять таборов, подразделений марокканской конницы, несколько меньших по численности, чем батальон. В табор обычно входило три эскадрона марокканской конницы и еще один испанский пулеметный эскадрон.


Третьим был опять же французский танк «Рено»

Правда, говорить о том, что испанский конник был хорошим представителем своей военной профессии, в общем-то, можно лишь с натяжкой. Это был пехотинец с конем и саблей, кое-как обученный фехтованию. Эскадрон испанской кавалерии считался эквивалентом пехотной роты, но в отношении своей огневой мощи дотягивал лишь до пехотного взвода, а все потому, что на вооружении кавалеристов были только винтовки и три жалких ручных пулемета. Поэтому-то в полку и числился еще и чисто пулеметный эскадрон и вдобавок эскадрон, оснащенный 40- и 60-мм минометами. Ну а затем туда добавили еще и противотанковые и даже зенитные орудия.


Немцы поставляли в Испанию легкие пулеметные танки PzIB

На сторону Франко с началом мятежа перешла значительная часть имевшихся в армии семи кавалерийских полков, затем один эскадрон «Гвардии сивиль» и, разумеется, вся марокканская конница и несколько изначально преданных мятежникам эскадронов добровольческой «Испанкой фаланги». Республиканцев поддержали три кавполка, затем восемь эскадронов «Гвардии сивиль», два эскадрона «Гвардии де Асальто» и весь персонал учебных лагерей, где проходило обучение кавалеристов.


И также командирские танки этого типа

Тактика конницы заключалась в поддержке пехотных бригад в труднодоступной местности и рейдах на территорию противника. Кавалерию вместе с бронеавтомобилями использовали также для проведения разведки и охранения транспортных колонн. Линия фронта между республиканцами и националистами была растянута на 2,5 тысячи миль, поэтому коннице было также очень легко просачиваться через нее в тыл противника и совершать там разные «безобразия».


А это итальянский транспортер орудий: Fiat OCI 01…


…и Fiat OCI 02

Однако в полевых условиях испанская кавалерия как с той, так и с другой стороны чаще всего действовала, будучи спешенной. Действовали обычно повзводно или группами, а в группу обычно входило три-четыре всадника. Две группы составляли отделение и на ровной, и отрытой открытой местности отделение по фронту могло быть растянуто на расстояние до 45 метров, то есть около пяти метров между отдельными всадниками. Огневую поддержку осуществляли эскадроны, вооруженные ручными пулеметами «Браунинг». «Легкая броня» (танкетки с пулеметами и огнеметами) использовались для подавления вражеских огневых точек.


А вот так они перевозили орудия

А вот как описывал атаку табора марокканцев один из интернационалистов Раймон Сендер из 5-го пехотного полка, действовавшего в 1937 году под Мадридом.

Марокканцы медленно приближались, угрожающе надвигаясь в громадном облаке пыли. Глядя на эту волнующую картину, я невольно сравнил их с воинством какого-нибудь римского императора, прибывающего на битву. Подойдя на расстояние выстрела нашей артиллерии и, перестроившись в боевой порядок, они начали атаку. Дикие вопли, залпы орудий, разрывы шрапнели в воздухе, крики раненых и ржание обезумевших лошадей — все перемешалось в этой адской какофонии звуков. После первых залпов треть всадников была буквально скошена, другие продвигались в беспорядке. Когда они подошли поближе, среди них мы увидели два танка, вооруженных пулеметами.



В условиях пересеченной местности и для сопровождения кавалерии часто применялись бронеавтомобили. Например, наши советские ФАИ

Достаточно эффективно действовала конница националистов и в других места. Так, 6 февраля 1938 года у местечка Альфамбра две бригады всадников-националистов из дивизии генерала Монастерио строем в две шеренги и общей численностью в 2000 сабель пошли в атаку на позиции республиканской дивизии. Третья бригада вместе с итальянскими танкетками CV 3/35 в качестве сил поддержки двигалась за ними в резерве. В результате атакованная дивизия республиканцев была полностью разгромлена, потеряла всю артиллерию, все пулеметы и даже свои полевые кухни.


Понятно, что на них тут же появлялись разные надписи!

Но обычная схема атаки от этой отличалась. Кавалерия двигалась вместе с танками, очень часто параллельно дороге, по которой они как раз и шли, чтобы не портить гусеницы на каменистой испанской земле. Когда передовой отряд вступал бой с противником, остальные всадники тут же спешивались и создавали фронт, за которым развертывались батареи 65-мм орудий. Танки сходили с дороги на грунт и наносили удар с фронта, одновременно несколько кавалерийских отрядов атаковали противника с флангов, стремясь зайти ему в тыл. Заблокировав таким образом позицию противника, кавалеристы давали возможность остальной пехоте завершать операцию, а сами двигались дальше.


Красили их на местах и обычно под цвет местности!

Стоит заметить, что так воевали главным именно националисты. Республиканцы, хоть и были воспитаны на лучших традициях нашей собственной гражданской войны и видели лихие кавалерийские атаки Чапаева в кино, подобным образом действовали настолько редко, что ни один из источников ее не зафиксировал! И это происходило в условиях, когда об отказе о приоритете кавалерии в качестве главной ударной силы сухопутных войск еще и речи не шло, он никем не оспаривался, так как традиционные стереотипы были очень сильны. В тех же Соединенных Штатах танковые части имели название бронекавалерийских вплоть до самого начала Второй мировой войны. В РККА танкисты постоянно готовились к действиям вместе с конницей, что даже и не скрывалось, а напротив, демонстрировалось на маневрах! И тем не менее, в Испании весь этот положительный опыт использовали только франкисты. Неужели наши военные советники держали свой боевой опыт в секрете? Да нет, такое просто невозможно. Возможно другое: их там просто никто не слушал! Вот, например, какая телеграмма поступила с Арагонского фронта военному министру Испании относительно наших военных специалистов: «Большое количество русских офицеров в Арагоне ставит испанских солдат в положение колонизируемых аборигенов». Вот именно так, слово в слово!


А вот тем же националистам приходилось трофейные танки ярко раскрашивать, чтобы они не стали жертвами «дружеского огня»: танк Т-26 в раскраске националистов


Хотя сначала опознавательный «флажок» был совсем небольшим!

Ну а как же быть с танками самой Испании? Их что, совсем не было? Ведь строила же Испания линкоры, пусть даже и небольшие, а ведь танк много проще любого линкора! Что ж, бронетехника в Испании появилась еще в 1914 г. (а отдельные образцы бронеавтомобилей испытывались еще в 1909-м), когда во Франции были закуплены 24 броневика «Шнейдер-Крезо», крупногабаритные машины на шасси парижских автобусов с броней толщиной всего лишь 5 мм. Двигатель в 40 л.с. был откровенно слабым, привод только на задние колеса. Шины традиционно из литой резины. Словом, ничего выдающегося. Правда, вот крыша была с А-образным наклоном бронелистов, чтобы с нее скатывались вражеские гранаты.


В итоге и для танков, и для бронеавтомобилей БА-3, БА-6 установили единый образец нанесения опознавательных знаков националистов. Теперь такие машины трудно было спутать с танками противника!

Автомобиль по хорошей дороге мог двигаться со скоростью до 35 км/ч. Скорость его, как и запас хода, составлявший 75 км, были невелики. Постоянного вооружения почему-то не было предусмотрено, но зато на нем имелись шесть больших люков-амбразур по каждому борту, которые служили для вентиляции машины, а еще через них могли вести огонь пулеметы и стрелки. Последних было 10 человек. Во время боевых действий на территории Испанского Марокко эти машины неплохо себя показали, причем использовались они и в гражданской войне!


Сначала «национальные» броневики «Бильбао» красились в темно-серый цвет, за что и получили прозвище «негрилос». На рисунке машина подразделения карабинеров

Первыми испанскими танками были CAI «Шнейдер», поступившие в Испанию после окончания Первой мировой войны из Франции, а потом и знаменитые «Рено» FT-17, как с пулеметным, так с и пушечным вооружением, в башнях, литых и клепаных. Танки управления FT-17TSF, с радиостанциями в рубке корпуса, также поставлялись. Словом, это была все французская техника, причем вполне современная, если не считать убогие «Шнейдеры». Впрочем, и они тоже нашли себе место в гражданской войне…


В ходе войны раскраска их стало более прихотливой. Например, такой…


И такой…

Интересно, что в 20-е годы опять же во Франции испанцами были закуплены приглянувшиеся им экспериментальные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», затем колесно-гусеничные бронеавтомобили с резинометаллическими гусеницами «Ситроен-Kerpecc-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, опытные английские танкетки «Карден-Лойд», и итальянские танки «Фиат-3000».

Но только в 1928 году в Испании удалось построить свой собственный так, работы над которым были начаты двумя годами ранее на государственном заводе «Трубиа». Руководил работами капитан Руис де Толедо, а название танку было дано следующее: «быстроходный танк пехоты», или «Модель «Трубиа», серия «А».


Танк «Трубиа»

Решили выпускать его, как и «Рено», в пулеметном и пушечном вариантах, да еще и поставить свою собственную пушку калибра 40 мм, имевшую дальность стрельбы 2060 м и начальную скорость снаряда 294 м/сек.

Но почему-то пушечный вариант у испанцев не получился, и танк вооружили сразу тремя французскими пехотными пулеметами «Гочкис» под 7-мм маузеровский патрон. Внешне этот танк немного походил на «Рено», но имел и множество «национальных» отличий. Например, непонятно зачем на него поставили двухъярусную башню. Причем каждый ярус вращался независимо от другого и в каждом ярусе было установлено по пулемету – каждый в шаровой установке, что позволяло изменять сектор обстрела каждого из них без поворота самой башни. Еще один пулемет поставили рядом с водителем в выступе на переднем броневом листе. На крыше башни вдобавок ко всем ее новшествам еще и поставили стробоскоп. Вспомним, что прибор этот состоял из двух цилиндров, один внутри другого, при этом внутренний цилиндр был неподвижен, а вот внешний, имевший привод от электромотора, вращался с большой скоростью. Вешний цилиндр имел на поверхности множество вертикальных щелей, столь узких, что пули винтовочного калибра проникнуть через них не могли, ну а на поверхности внутреннего цилиндра были смотровые окна, закрывавшиеся пулестойким стеклом. Когда внешний цилиндр быстро вращался, начинал действовать стробоскопический эффект, бронировка цилиндров словно «таяла», что и позволяло, засунув голову в неподвижный цилиндр, вести из него наблюдение. При этом обеспечивался обзор в 360°, но стробоскоп требовал специального привода, часто выходил из строя, нуждался в хорошей освещенности и в итоге на танках так и не прижился. Сверху стробоскоп был закрыт броневым колпаком, который одновременно служил вентилятором. Помимо третьего пулемета, в корпусе по бортам танка было две шаровые установки для стрельбы из личного оружия.


Артиллерийский тягач «Ландеса», превращенный в танк, причем опять же со стробоскопом!

Интересно, что конструкторы сделали носовую часть корпуса выступающей за обод гусеницы, и, чтобы она ни в что не упиралась, поставили на нее узкий каток преодолевать вертикальные препятствия. Предусмотрен был и традиционный «хвост», так как он должен был, по идее, помогать пересекать окопы. В отличие от «Рено», у «Трубиа» вся ходовая часть была забронирована. Да еще и сверху закрыта надгусеничными полками, имеющими скосы. Гусеница была сконструирована очень оригинально. Траки своими внутренними поверхностями скользили по направляющим полозьям внутри забронированного обвода гусеницы, тогда как у каждого второго трака специальный выступ охватывал эту же бронировку снаружи!

Такая конструкция гусениц позволяла их надежно укрыть от попаданий пуль и осколков снарядов, от грязи и камней, но из-за отсутствия подрессоривания она была не слишком надежной. А отсутствие на траках грунтозацепов сильно снижало проходимость.

В боях, например, при обороне Овиедо и у Эстремадуры, применение этих танков показало, что их пулеметное вооружение было вполне достаточным, хотя пользоваться им было неудобно. Но было их очень уж мало*
На базе артиллерийского трактора «Ландеса», у которого с «Трубиа» была похожая ходовая часть, попытались сделать «боевой пехотный танк» — «Трубиа» мод. 1936, или (по названию финансирующей организации) «Трубиа-Наваль», но республиканцы называли его «машина Эускади».


Танк «Эускади» или «Трубиа-Наваль» республиканцев

Танк вышел просто крошечным и очень легким, но, тем не менее, с экипажем из трех человек, и для своих габаритов и веса имел солидное вооружение вооружался из двух пехотных пулеметов «Льюис» калибра 7,7 мм – один в башне и один в корпусе, причем оба в шаровых установках. Сначала была мысль вооружить его 47-мм орудием в башне и пулеметом в корпусе, но из этого ничего не вышло. Танк применялся в боях и довольно широко. Попадал также в руки мятежников, но, как и в случае с «Трубиа», был выпущен в минимальном количестве.


Танк «Эускади» националистов

«Группа конструкторов танков» в городе Бардастро в провинции Хуэска создала и построила «танк Бардастро». Гусеницы на нем были забронированы, на корпусе стояла пулеметная башня цилиндрической формы. Другой информации обнаружить о нем не удалось.

Когда в 1937 г. командование националистов поручило специалистам завода «Трубиа» создать пехотный танк, превосходящий как советские, так и итало-германские танки, те такой танк под названием C.C.I. «Тип 1937» — «боевой танк пехоты», сделать сумели и получили заказ на 30 машин. Однако что же в итоге у них получилось?


Танк С.С.1

Ходовая часть заимствовалась от итальянской танкетки CV 3/35. Вооружение, спаренные пулеметы «Гочкис», находились справа от водителя, а 20-мм автоматическая пушка «Бреда» мод. 35-20/65 — в башне. Танк имел скорость 36 км/ч и дизельный двигатель. Для поддержки пехоты это было лучше, чем эрзац-танки Pz.IA и В, но все равно превзойти советские Т-26, у испанских инженеров не получилось.


Танк «Вердеха»

Следующий танк, существовавший, однако, лишь на уровне прототипа, получил название «пехотный танк «Вердеха». Причем назван он так был в честь его конструктора, капитана артиллерии армии националистов Феликса Вердеха. Разрабатывать машину начали в октябре 1938 г., а весной 1939 г. начались ее испытания. На этот раз ходовую часть позаимствовали у танка Т-26, но мотор и трансмиссию поставили спереди. Вооружение состояло из советской 45-мм пушки и немецкого пулемета «Дрейзе» MG-13 и располагалось в башне, находившейся в задней части корпуса. Причем башня была похожа на башню Pz.I, но с бронемаской большего размера, в которой и закреплялись цапфы пушки. Есть фото, где на этом танке стоит башня цилиндрической формы с двустворчатыми дверцами на обеих ее сторонах. Танк вышел примерно на четверть ниже, чем советский Т-26. Броня башни имела толщину 16 мм, лобовая бронеплита корпуса — 30 мм. Есть фотография, на которой по обеим сторонам ствола орудия стоят пулеметы, то есть на танке были опробованы разные варианты установки вооружения.

Танк «Вердеха» был показан генералу Франко, но, поскольку война уже закончилась, то смысла его выпускать уже не было, как и САУ на его базе.

Танки «Виккерс-6т» в Испании тоже повоевали. Их в 1937 году продал республиканцам президент Парагвая. Это были захваченные во время войны Парагвая с Боливией три танка типа «А» (пулеметные) и один, тип «В», — пушечный.

Был у испанцев и собственный бронеавтомобиль «Бильбао», названный так в честь города на севере страны, где его производили. На вооружение корпуса карабинеров он поступил в 1932 году и воевал в армиях и республиканцев и националистов. 48 таких броневиков было изготовлено на шасси коммерческого грузовика Форд 8 мод. 1930 г., производство которых было налажено в Барселоне. Вооружение: один пулемет «Гочкис» калибра 8 мм и личное оружие стрелков, которых в нем располагалось довольно много. Кстати, один «Бильбао» «дожил» до настоящего времени.


UNL-35 в раскраске республиканцев

А вот бронеавтомобиль UNL-35 или «Юнион Наваль де Леванте Т-35», названный так по имени завода, где его выпускали с января 1937 года, был обязан своим появлением советским инженерам Николая Алимову и Александру Воробьеву. Они взяли шасси коммерческих грузовиков «Шевроле-1937» и отечественного ЗИС-5 и забронировали их, а также установили вооружение: два 7,62-мм пулемета. Националисты, которым они также доставались как трофеи, устанавливали два MG-13. Воевали эти машины на всех фронтах, заслужили высокую оценку и… на вооружении испанской армии находились даже до 1956 года.


UNL-35 в раскраске националистов

На части этих бронеавтомобилей вместо пулемета в башню ставили 37-мм пушки Пюто, которые снимали с подбитых танков «Рено» FT-17. Воевали эти БА в Каталонии, но после поражения Республики попали в руки националистов. А те поставили на них башни... с подбитых советских бронеавтомобилей БА-6 и танков Т-26 и БТ-5! Так эти БА стали внешне очень походить на советские БА-6, и только вблизи их можно было различить визуально. Два АСС-1937 из Каталонии оказались на территории Франции вместе с ушедшими туда частями республиканцев. В 1940 году их захватили немцы, назвали «Ягуар» и «Леопард» и отправили воевать на Восточный фронт! У «Леопарда» была 37-мм пушка в башне, но затем ее убрали, заменив пулеметом за щитом. Обе эти бронемашины использовались для борьбы с партизанами, причем имеются сведения, что их даже захватили части Красной Армии!

* Например, испанский историк Кристиан Абада Третера сообщает, что в июле 1936 г. танков ФТ-17 было лишь всего 10 штук — пять в танковом полку в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и пять в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде находились и четыре старых танка «Шнейдер». Три прототипа танка «Трубиа» имел пехотный полк «Милан» в Овиедо. Две машины «Ландеса» — на заводе «Трубиа» в Астурии. Броневиков «Бильбао» было всего-то 48 штук, правда, республиканцы имели 41 машину.

Примечание: все рисунки бронетехники выполнены художником А. Шепсом.
Автор:
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 20 сентября 2020 06:26
    +8
    Спасибо, Вячеслав Олегович. Как обычно, Шпаковский по выходным)))
    Чудесные иллюстрации.
    1. kalibr
      20 сентября 2020 07:29
      +8
      Это все Шепс молодец! Я когда его "поумовский" Шнейдер увидел, просто "по потолку от восторга бегал", так точно все надписи он скопировал!
  2. bubalik
    bubalik 20 сентября 2020 06:32
    +6
    причем имеются сведения, что их даже захватили части Красной Армии!
    ,,,было такое yes

    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 09:05
      +5
      Вот на этом фото отчётливо видна надпись "Leopard":
      1. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 09:09
        +4
        ...а вот и "ягуар":

        [center]

  3. bubalik
    bubalik 20 сентября 2020 06:48
    +9
    ,,,а как история повторяется?

    В решающую атаку немцы отправили четыре батальона французских добровольцев. Перед боем их построили на Бородинском поле и фельдмаршал фон Клюге произнес речь о том, как во времена Наполеона французы и немцы сражались здесь бок о бок против общего врага — России.

    «Французы смело пошли в бой, но, к несчастью, не выдержали ни мощной атаки противника, ни сильного мороза и метели. Таких испытаний им ещё никогда не приходилось переносить. Французский легион был разгромлен, понеся большие потери от огня противника. Через несколько дней он был отведен в тыл и отправлен на Запад».
    генерал Блюментрит, начальник штаба 4-й немецкой армии
    1. kalibr
      20 сентября 2020 07:30
      +6
      Последнее фото, Сергей, вместе с приведенными словами - просто блеск. Спасибо!
      1. costo
        costo 20 сентября 2020 08:52
        +8
        Танк Вердеха(Verdeja).на постаменте у здания пехотной академии в Толедо.

        а вот еще


        Verdeja и т-26

        1. 3x3zsave
          3x3zsave 20 сентября 2020 09:11
          +4
          Я чего-то не понимаю или у "Вердеха" был практически "зенитный" угол возвышния орудия (четвертое фото)?
          1. bubalik
            bubalik 20 сентября 2020 11:42
            +4
            Приветствую Антон hi
            45-мм пушка испанского производства не была готова вовремя для первого прототипа, поэтому вместо нее была использована 45/46-мм модель 1932 года с прицелами от Т-26Б, а два параллельных пулемета были немецкими Dreyse MG-13 от Panzer I. Пушка обеспечивала наводку 72 ° по вертикали,что позволяло использовать против самолетов, хотя это никогда не испытывалось и без адекватных прицелов маловероятно, что это было бы очень эффективно.

            Капитан Феликс Вердеха, генерал Луис Оргас Йолди и Генералисимо Франко
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 20 сентября 2020 12:01
              +2
              Спасибо, Сергей! А ведь могла получиться неплохая машина зенитного сопровождения. Идея опередившая время.
              1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 15:32
                +1
                Цитата: 3x3zsave
                А ведь могла получиться неплохая машина зенитного сопровождения

                да ну. Несерьёзно это.

                Цитата: 3x3zsave
                Идея опередившая время.

                какая именно идея?
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 20 сентября 2020 16:07
                  +1
                  Начну "сзаду". Идея сопровождения войсковых колонн на марше, защита от штурмующей авиации. Этому девайсу две "бреды" в башню, и вполне себе "четвертьШилка".
                  1. Абзац Эпитафьевич Ы.
                    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 16:31
                    +1
                    ну а новизна-то в чём? Разве что на гусеничном ходу? Так-то идея ЗСУ родилась ещё в ПМВ..Всякие там "пирлессы", "пирс-эрроу" и прочие с чисто зенитным функционалом.
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 20 сентября 2020 16:40
                      0
                      Идея, в насыщении войск мобильными бронированным ЗУ.
        2. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 12:48
          +1
          а вот еще


          это не "ещё", Дмитрий. Это разные вердехи - в Толедо у академии стоит вердеха-2.

  4. costo
    costo 20 сентября 2020 09:23
    +2
    Трофеи республиканцев
    Республиканцы осматривают немецкий танк с пулеметным вооружением PZ-1.

    еще трофеи

    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 10:49
      +3
      Рич, среднее фото - БТшка, захваченная националистами в Теруэле, емнип. Это "ещё трофей" франкистов, а не республиканцев.
      1. costo
        costo 20 сентября 2020 11:12
        +3
        Спасибо за поправку. Как проглядел, сам удивляюсь -ведь фото то довольно известное. request
        Кстати, как Вас зовут? А то не удобно по такому нику к Вам обращаться
        1. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 11:45
          +4
          Кстати, как Вас зовут?

          Александр hi
          1. costo
            costo 20 сентября 2020 12:05
            +3
            Очень приятно. А меня Дмитрий hi
    2. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 11:00
      +3
      Рич, я бы не стал называть рено ФТ-17 "трофеями". Стороны просто разделили одиннадцать ФТшек пополам - 5 мадридских (+1 из автомобильной школы) отошли респам, 5 танков в Сарагосе - нацам.
      Кстати, испанцы в 2018-ом восстановили до ходового состояния один из ФТ-17 (республиканский, купленный в Польше)
  5. Lewww
    Lewww 20 сентября 2020 09:42
    +1
    "Правда, говорить о том, что испанский конник был хорошим представителем своей военной профессии, в общем-то, можно лишь с натяжкой. Это был пехотинец с конем и саблей, кое-как обученный фехтованию."
    = = = фраза режет глаз: правильно "кое-как обученный рубке". Задача кавалериста не фехтовать, а рубить, саблей не фехтуют.

    "В условиях пересеченной местности и для сопровождения кавалерии часто применялись бронеавтомобили. Например, наши советские ФАИ"
    = = = = ФАИ не могли применяться на пересеченной местности из-за своей низкой проходимости

    "А вот бронеавтомобиль UNL-35 или «Юнион Наваль де Леванте Т-35», названный так по имени завода, где его выпускали с января 1937 года, был обязан своим появлением советским инженерам Николая Алимову и Александру Воробьеву. Они взяли шасси коммерческих грузовиков «Шевроле-1937» и отечественного ЗИС-5 и забронировали их"
    = = == так на каком шасси была построена машина: ЗИС-5 или «Шевроле-1937 ?
    1. Альф
      Альф 20 сентября 2020 10:03
      +3
      Цитата: Lewww
      так на каком шасси была построена машина: ЗИС-5 или «Шевроле-1937

      Скорее всего, на обоих шасси.
    2. Комментарий был удален.
    3. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 11:35
      +3
      так на каком шасси была построена машина: ЗИС-5 или «Шевроле-1937 ?

      Изначально резали раму ЗиСа. В сентябре 1938-го, когда производство из-за бомбёжек пришлось перенести из Валенсии в Эльду, начали адаптировать шасси форд в8, шевроле и некоторых моделей британских грузовиков.
  6. Талгарец
    Талгарец 20 сентября 2020 10:22
    +3
    Долго всматривался, чем итальянский транспортер орудий Fiat OCI 01 отличается от Fiat OCI 02. Сделал вывод, все зависит от цвета краски...
  7. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 10:24
    +3
    В 1940 году их захватили немцы, назвали «Ягуар» и «Леопард» и отправили воевать на Восточный фронт!

    Эвакуированные из Испании АСС были отправлены на консервацию, а когда "странная" война перешла в статус "блицкрига", их отправили воевать. Семь АСС (точнее, АМ Шевроле по французской классификации) в составе двух взводов 8-го эскадрона совместно с "панарами" 18-19 июня прикрывали отход войск и беженцев по мосту через Луару, попутно топя зольдат Клейста, пытавшихся на резиновых лодках форсировать реку выше и ниже моста. Оставшиеся в живых колёсные танки позже воевали в арьергарде 3-ей дивизии, где их и застало перемирие.
    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 10:47
      +3
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Семь АСС

      Пардон, ААС, конечно (Autoametralladora-cañón (AAC))
  8. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 11:31
    +3
    был обязан своим появлением советским инженерам Николая Алимову и Александру Воробьеву. Они взяли шасси коммерческих грузовиков «Шевроле-1937» и отечественного ЗИС-5 и забронировали их, а также установили вооружение

    ну да, вот так просто - взяли и забронировали. Не всё так просто. Рама ЗиСа разрезалась, вырезался центральный фрагмент, чтобы уменьшить колёсную базу - база УНЛ-35 - 3150мм, а ЗиС-5 - 3810 мм. УНЛ был отнюдь не продуктом импровизации типа фриковых бронеподелок республиканцев, а продуманной машиной.
  9. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 11:59
    0
    что в июле 1936 г. танков ФТ-17 было лишь всего 10 штук — пять в танковом полку в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и пять в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2).


    +1 в Центральной автомобильной школе в Мадриде. Одиннадцать)
    Националисты свои потеряли к концу года, о чём нимало не сожалели - ФТ-17 считали хламом, звёздный час которого пробил в 1925 г. при высадке в заливе Альхусемас во время Рифской войны. А вот респы, напротив, свои польские ФТшки юзали на Северном фронте.
  10. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 12:09
    +2
    А вот бронеавтомобиль UNL-35 или «Юнион Наваль де Леванте Т-35», названный так по имени завода, где его выпускали с января 1937 года, был обязан своим появлением советским инженерам Николая Алимову и Александру Воробьеву. Они взяли шасси коммерческих грузовиков «Шевроле-1937» и отечественного ЗИС-5 и забронировали их, а также установили вооружение: два 7,62-мм пулемета. ..
    На части этих бронеавтомобилей вместо пулемета в башню ставили 37-мм пушки Пюто, которые снимали с подбитых танков «Рено» FT-17. Воевали эти БА в Каталонии, но после поражения Республики попали в руки националистов. А те поставили на них башни... с подбитых советских бронеавтомобилей БА-6 и танков Т-26 и БТ-5! Так эти БА стали внешне очень походить на советские БА-6, и только вблизи их можно было различить визуально.


    Надо бы тщательнЕй - неискушённому читателю может показаться, что танковые башни лепили на УНЛы, хотя речь, как понимаю, про ААС. К тому же, спутать двухосный УНЛ с БА-6 невозможно в принципе.
  11. А. Привалов
    А. Привалов 20 сентября 2020 12:16
    +4
    Спасибо, Вячеслав Олегович. Очень интересно и познавательно.

    К слову, Михаил Кольцов, чьи слова из книги "Испанский дневник" приведены в эпиграфе, находился в то время в Испании как корреспондент газеты "Правда", что не мешало ему исполнять обязанности негласного политического представителя руководства СССР при республиканском правительстве. Естественно, активно участвовал в событиях как организатор сопротивления мятежникам, в своих репортажах и публикациях в газете клеймил "троцкистов", обвиняя их в том, что они находятся на службе у Фаланги и фашизма.
    Это, правда, ему не очень-то помогло: в сентябре 1938 года на него одновременно "наехали" народный комиссар внутренних дел Союза ССР Ежов и начальник ГУГБ УГБ НКВД СССР Берия.
    Арестован 13 декабря 1938 года прямо в редакции газеты "Правда".
    Обвинён в антисоветской троцкистской деятельности и в участии в контрреволюционной террористической организации.
    Включен в расстрельный список № 137, от 16 января 1940 года. В списке 346 фамилий, подлежащих преданию суду в качестве разоблачённых "участников заговора против ВКП(б) и Советской власти".
    Что интересно -- в этом же списке значатся фамилии всего высшего руководства НКВД ежовского набора, смещённого с постов и арестованного после "раскрытия" в октябре 1938 года "фашистского заговора в НКВД": Михаила Фриновского (с женой и несовершеннолетним сыном), Владимира Цесарского, Николая Фёдорова и других, включая самого Николая Ежова. Приговорён к расстрелу 1 февраля 1940 года.
    Казнён 2 февраля.
    1. kalibr
      20 сентября 2020 13:23
      +2
      А донос на него Сталину написал, кстати, главный испанский коммунист Хосе Антонио Мартинес - тот еще гадючник там был. И на Павлова... Но его по возвращении из Испании Сталин почему-то не тронул, а даже... возвысил. Шлепнули его уже потом, припомнив и испанские дела!
      1. А. Привалов
        А. Привалов 20 сентября 2020 14:48
        +1
        Цитата: kalibr
        А донос на него Сталину написал, кстати, главный испанский коммунист Хосе Антонио Мартинес - тот еще гадючник там был. И на Павлова... Но его по возвращении из Испании Сталин почему-то не тронул, а даже... возвысил. Шлепнули его уже потом, припомнив и испанские дела!

        Совершенно верно.

        Вообще, "испанцев" многих к стенке поставили. В основном, по стандартным статьям -- шпионаж, троцкизм, заговоры. Боялись их. Потенциальные заговорщики. От греха по-дальше.
        Сразу же после начала Гражданской войны в Испанию в адрес противоборствующих сторон хлынула иностранная «помощь». Италия, Германия и Португалия открыто поддержали режим генерала Франко и ввели в Испанию свои воинские подразделения, организовав поставки оружия и боевой техники.
        Республиканское правительство обратилось за военной помощью к правительствам европейских стран и к Лиге наций.
        В ответ на это по инициативе Англии был создан «Комитет по невмешательству», в который вошли 27 стран, включая Францию, Германию, Италию, Советский Союз и другие страны.
        И хотя на самом деле ни СССР, ни другие страны не прекратили военной помощи Испании, все они подписали «Акт о невмешательстве», один из пунктов которого обязывал их считать всех иностранных «добровольцев», участвовавших в Гражданской войне в Испании, преступниками… В том числе и собственных граждан.
        И хотя официально, разумеется, такие обвинения в адрес собственных интернационалистов в СССР никогда не выдвигались, многие из них, по возвращении в Россию были подвергнуты репрессиям и расстреляны.
      2. Авиатор_
        Авиатор_ 20 сентября 2020 19:20
        +2
        Шлепнули его уже потом, припомнив и испанские дела!

        Шлёпнули за то, что глубокий прорыв нашей обороны немцы совершили именно в зоне его ответственности - в Белоруссии. Почему-то ни севернее, ни южнее такого не случилось, а тут целая дивизия оказалась блокирована в Брестской крепости, вместо того, чтобы быть в летних лагерях.
  12. pytar
    pytar 20 сентября 2020 13:09
    +2
    Очень интересная статия, хорошо илюстрированная! Спасибо автору! hi
    Узнал, многое новое! Особо удивил Танк «Вердеха»! Наверно получилась бы весьма удачная конструкция, если его доработали до конца.
  13. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 13:47
    +3
    Ну, коль такая солянка из брони у автора, то следует, думаю, упомянуть и Сarro IGC Sadurni В сущности, это был бронетягач на базе трактора Бенах (любимая машина республиканских танкостроителей для импровизаций). Но сами испанцы, конечно, гордо именовали его "танком") .
    Был вариант с бронерубкой и "гочкиссом" в шаровой установке:

    а так же артиллерийского транспортёра с шестиместным открытым кузовом:

    Вроде, этот шедевр справлялся с буксировкой 155мм гаубицы, но, учитывая 46-сильный бензиновый двигатель, думаю, делал он это на пределе своих силёнок)
    1. Альф
      Альф 20 сентября 2020 21:20
      +3
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Вроде, этот шедевр справлялся с буксировкой 155мм гаубицы, но, учитывая 46-сильный бензиновый двигатель, думаю, делал он это на пределе своих силёнок)

      Наверно, еще и расчет подталкивал. laughing
  14. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 14:08
    +2
    Во всей этой кунсткамере самым таинственным экземпляром остаётся Carro Barbastro)
    Даже у такого авторитета по испанской броне, как Хавьер Мазарраса об этом уникуме очень мало сведений. Известно только, что единственный достроенный экземпляр даже успел доехать до Арагонского фронта и там, вроде как, повоевать) Ни чертежей, ни информации, ни сколько-нибудь отчётливых фото этой машины нет.

  15. Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 20 сентября 2020 14:26
    +2
    А это итальянский транспортер орудий: Fiat OCI 01…


    Если точнее, то это Fiat OCI 708СМ.


    Итальянцы поставили в Испанию полсотни тракторов, и, разумеется, один экземпляр уже летом 1937-го наши испытывали на полигоне НИИАБТ)


  16. Lewww
    Lewww 20 сентября 2020 14:53
    +3
    Тактика конницы заключалась в поддержке пехотных бригад в труднодоступной местности и рейдах на территорию противника.
    Это не тактика, а боевые задачи.
    Хочу заметить что тактику кавалерии на той войне автор описывает недостаточно внятно, видимо плохо в ней разобрался
    Пересеченная местность, характерная для Испании, как нельзя более подходила для конных бойцов,
    позволю не согласиться с автором: для действий конницы наиболее благоприятна равнинная местность, что наглядно продемонстрировали события Гражданской войны в России
  17. Морской Кот
    Морской Кот 20 сентября 2020 16:24
    +4
    Что ж, бронетехника в Испании появилась еще в 1914 г. (а отдельные образцы бронеавтомобилей испытывались еще в 1909-м), когда во Франции были закуплены 24 броневика «Шнейдер-Крезо», крупногабаритные машины на шасси парижских автобусов с броней толщиной всего лишь 5 мм.


    Вячеслав, привет hi , Вы это "чудо техники" имели в виду?

    За статью спасибо -- как всегда интересно. good
    1. kalibr
      20 сентября 2020 17:56
      +1
      Ну да, только я рисунка его не нашел, в отличие от Вас!
  18. hohol95
    hohol95 21 сентября 2020 00:24
    0
    Интернет вещует о 2 десятках АСС-1937 попавших во Францию. Но узнать конкретное количество подобных машин вероятно уже не представляется возможным.
  19. Pavel57
    Pavel57 21 сентября 2020 12:20
    0
    Интересно, какие надписи были на другой стороне Сен-Шамона.
  20. xomaNN
    xomaNN 4 ноября 2020 11:47
    0
    Технические рисунки бронетехники - превосходны! И истории интересны.