Военное обозрение

«Чайка-2»: «гражданские» экранопланы с высоким потенциалом применения для десантных нужд

25

Для повышения возможностей доставки личного состава и грузов к побережью, у которого обычные корабли и суда могут испытывать большие проблемы при движении и швартовке, рассматриваются варианты использования экранопланов. Тема создания и развития экранопланов как боевых единиц, в том числе для высадки десанта на неподготовленное побережье, рассматривается достаточно часто. Однако пока в нашей стране чётко не определена концепция такого применения, как и то, готов ли ВМФ РФ заказывать экранопланы для своих нужд.


Между тем, научно-исследовательские центры и конструкторские бюро продолжают изыскания в сфере разработки экранопланов различных типов.

Одна из разработок – экраноплан «Чайка-2», относящийся к проекту А-050-742d от ЦКБ им.Р.Алексеева. «Чайка-2» позиционируется в первую очередь как гражданская модификация для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных зонах. Однако разработчики выделяют и возможности по использованию этого экраноплана в силовых структурах. В частности, речь идёт о применении для решения спецзадач МЧС.

«Чайка-2» - экраноплан с амфибийностью и способностью осуществлять выход на необорудованное побережье, имеющее уклон до 5 градусов. Экраноплан может базироваться как на воде, так и на аэродромах, относящихся ко 2-му классу (взлётная масса принимаемых средств авиации 30-75 тонн, длина ВПП до 2700 м).


Дальность полёта экраноплана «Чайка-2» на экране (С) – до 3000 км, вне экрана – 1900 км. Вместимость – до 100 человек. Грузоподъёмность – 9 тонн. Полное водоизмещение – 54 тонны. Скорость полёта "на экране" – до 400 км/ч, вне экрана – 450 км/ч. Осадка – около 1,1 м.

Экраноплан оснащается двумя винтами. Система оперения имеет особую геометрию, включая раздвоенный хвост с соединением вертикального оперения горизонтальной плоскостью в верхней его части. Это придаёт устойчивости на высокой скорости.


Такие характеристики вполне могут позволить использовать такой экраноплан в качестве скоростного десантного средства с амфибийностью.

Учитывая возможности по осадке и выходу на береговую линию, можно констатировать, что такое средство однозначно применимо на различных флотах и флотилиях ВМФ РФ – в том числе, для организации действий в прибрежных зонах с задействованием морской пехоты.
Использованы фотографии:
"Военное обозрение", ЦКБ им.Алексеева
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 16 сентября 2020 09:11
    +3
    Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....
    1. Липчанин
      Липчанин 16 сентября 2020 09:22
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Не обязательно На Каспии и Чёрном, да где угодно. На Балтике вполне может пригодиться
      1. А Вам Зачем
        А Вам Зачем 16 сентября 2020 09:47
        -1
        Цитата: Липчанин
        Цитата: Mavrikiy
        Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

        Не обязательно На Каспии и Чёрном, да где угодно. На Балтике вполне может пригодиться

        А ещё в Китае,думается ждать недолго осталось
        1. Липчанин
          Липчанин 16 сентября 2020 09:48
          0
          Цитата: А Вам Зачем
          А ещё в Китае,думается ждать недолго осталось

          belay А Китай при чём? belay
        2. Виктор Дубровский
          Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:44
          0
          Владимир, в Китае построили опытный образец (с помощью наших учёных из Института им. Крылова). Выяснить результаты эксплуатации не удалось, только видел модель на Всемирной выставке в Шанхае. В серию, очевидно, не пошёл...Впрочем, как и множество других опытных судов, построенных в КНР...
    2. НДР-791
      НДР-791 16 сентября 2020 09:25
      +1
      Чем их Орлёнок не устраивал? Ну поменяйте двигатели на новые модификации и летайте. Документация на них вся сохранилась. Вариант изначально грузопассажирский. Или всё это за ради освоения средств?
    3. Avis
      Avis 16 сентября 2020 09:35
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Север — да. На ЧМ и Каспии дистанции не те. Да и водоплавающим будут мешать — экраноплану чем ниже, тем безопаснее, а скорость самолётная. Нет, опасно это. Даже сами мореманы то сталкиваются на скоростях 20-30узлов, а тут сразу 400-500км/ч на высоте 5-20м...
      1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 16 сентября 2020 09:51
        +3
        Ну! Если говорить о столкновениях! То и пешеходы сталкиваются и между собой, и с машинами. Чудно смотреть это в роликах! Самолёты тоже не чужды столкновениям. Поэтому вопрос с экранопланами совсем не смешной. Но думаю применят радары. А как так низко летать в темноту или туман? Если только при солнце?! Но даже при солнце на скорости 400 км в час проблематично всё увидеть. и принять решение. Тут водители на скорости 40-60 км не успевают разглядеть замаскировавшихся пешеходов! Поэтому радары тут обязательны.
    4. СВД68
      СВД68 16 сентября 2020 13:45
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Так никто же не мешает купить и пользоваться частным лицам и компаниям.
  2. Alien From
    Alien From 16 сентября 2020 09:28
    0
    Бесперспективное это направление. Доказано ещё в Союзе.
    1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
      СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 16 сентября 2020 09:58
      +3
      Ну почему бесперспективное дело? Такие скорости на воде, в пустыне, тундре противопоказаны? Там скорее опасность столкновения на такой скорости. А так для МЧС наверно очень нужная техника. Наверно ещё проблема с навигацией. Ну если судить по гражданской версии навигаторов, то они далеко не навигаторы! Они ещё те Сусанины!
    2. stalki
      stalki 16 сентября 2020 10:01
      +1
      Бесперспективное это направление. Доказано ещё в Союзе.
      Это как посмотреть. Если с терпением и на долную перспективу с доводкой, доработкой, на удешевление, то вполне стоящая идея. А если уже "завтра" так это конечно бесперспективно. Заморачиваться не хотят.
  3. Макс1995
    Макс1995 16 сентября 2020 09:29
    -4
    Пиарят Чайку, а видно не прет.
    Уже и с ракетами на борту расписывали, теперь вон десантные....

    Фигово. Некрасивая она. Не попрет.
  4. rocket757
    rocket757 16 сентября 2020 09:40
    -1
    Красивая птичка, лакированная, к тому ж водоплавающая!
    А дальше, всё очень не понятно!
  5. Андрей из Челябинска
    Андрей из Челябинска 16 сентября 2020 09:56
    0
    Все как обычно. Слепили экраноплан, теперь пытаются впендюрить его МЧС и МО РФ для получения госзаказа. Конечно, стыдливо умалчивая мореходность данного девайса, во избежание неудобных вопросов о том, как экраноплан будет спасать людей в шторм, если в шторм он не летает. Еще более "забавна" идея высадки с экраноплана на необорудованное побережье - с учетом того, что даже боец с пулеметом может превратить данный девайс в братскую могилу десанта
  6. Ervin
    Ervin 16 сентября 2020 10:01
    -2
    Было бы неплохо перед серийным производством экраноплана «Чайка-2» нагрузить сборочный конвейер авиазавода, в качестве теста перед массовым производством экраноплана, производством лёгкого многоцелевого поршневого однодвигательного биплана с расчалочным крылом Ан-2, так как последний серийный Ан-2 был построен в 1971г. Самолет этот, Ан-2 - он очень нужный. По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90% задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2. Задач для него много, но производство наладить - не получается ну никак. А тут - такой удобный случай подвернётся - и Ан-2 на всю страну "наклепать" да ещё и на экспорт, и, отладив сборочный конвейер - сразу приступить к массовому производству экраноплана «Чайка-2».
    1. ASAD
      ASAD 17 сентября 2020 11:44
      0
      Двигателя нет российского, американский дорогой и санкции! Двадцать первый век! Не можем двигатель на АН2 создать!
  7. Pavel57
    Pavel57 16 сентября 2020 16:34
    0
    А есть ограничения по штормовой погоде?
    1. Виктор Дубровский
      Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:41
      0
      Р.Алексеев назначил 500-тонному аппарату предельное волнение 3 балла (высота волны 3-%ной обеспеченности 1.25 м). Это значит - выход в море крайне опасен...:(
  8. Дмитрий Потапов
    Дмитрий Потапов 16 сентября 2020 16:46
    +1
    Не могу понять почему военные всерьез не рассматривают экранопланы как носители ракет и как средство доставки техники и десанта к берегам противника?
    1. Виктор Дубровский
      Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:39
      0
      Дмитрий, потому, что экранопланы В ПРИНЦИПЕ немореходны. Если на малой высоте, то крайне опасна каждая большая волна. А если на бОльшей высоте, уже нет экранного эффекта...Законы физики, к счастью, не подчиняются чиновникам, даже в погонах...:)
  9. Radikal
    Radikal 17 сентября 2020 00:22
    +1
    "Военное обозрение", ЦКБ им.Алексеева
    Талантливый, гениальный можно сказать конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев не выкладывал цветные картинки, и модели своих изделий (в отличии от тех, кто пользуется его разработками, и именем) в публичное пространство, как якобы результат сделанной работы - он просто работал, и выпускал действующие экземпляры техники, и не его вина, что они не пошли в серию. Вечная ему память. hi
  10. fone
    fone 1 октября 2020 11:47
    0
    Очередной распил бюджета на бесполезную идею плохого гидросамолета. С другой стороны, провал будет даже полезен - позволит окончательно закрыть это направление.
  11. Виктор Дубровский
    Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:36
    0
    Великие боги Олимпа, когда же до наших "энтузиастов" дойдёт элементарная информация: экранопланы в принципе маломореходны, и чем они меньше, тем меньше мореходность... Касание на полной скорости ОДНОЙ, редчайшей для данной интенсивности волны, как правило, приводит к более или менее серьёзной аварии. Если сам Р. Алексеев назначил 500-тонному аппарату предельное волнение 3 балла, на каком волнении может работать 55-тонный аппарат? :(
  12. nikolai55soot
    nikolai55soot 18 ноября 2020 18:55
    0
    <<Чайка-2>>может работать в степи , и по болотам в Сибири , на Севере: на гибридных сверхмощных высоковольтных электродвигателях от 20000 кВт.(кВ.А.) и более , на высоте от земли и болота 1 метра до 3 метра и более лететь со скоростью от 100 до 500 км/час параллельно линии ЛЭП-а (0,4-10-110-220-330-500-750-1150 кВ.) по лучу лазера (с боку) .