Military Review

"Chaika-2": "civilian" ekranoplanes with a high potential for landing needs

19

To increase the possibilities of delivering personnel and cargo to the coast, where conventional ships and vessels can experience great problems during movement and mooring, options for using ekranoplanes are being considered. The topic of creation and development of ekranoplanes as combat units, including for landing troops on an unprepared coast, is considered quite often. However, the concept of such an application has not yet been clearly defined in our country, as well as whether the Russian Navy is ready to order ekranoplanes for its needs.


Meanwhile, research centers and design bureaus continue research in the development of ekranoplanes of various types.

One of the developments is the ekranoplan "Chaika-2", related to the project A-050-742d from the Central Design Bureau named after R. Alekseev. "Chaika-2" is positioned primarily as a civilian modification for the transport of passengers and cargo in coastal sea areas. However, the developers also highlight the possibility of using this ekranoplan in law enforcement agencies. In particular, we are talking about the use for solving special tasks of the Ministry of Emergencies.

"Chaika-2" is an amphibious ekranoplane with the ability to access an unequipped coastline with a slope of up to 5 degrees. The ekranoplan can be based both on water and on airfields belonging to the 2nd class (takeoff weight of the received funds aviation 30-75 tons, runway length up to 2700 m).


The flight range of the ekranoplan "Chaika-2" on the screen (C) - up to 3000 km, off the screen - 1900 km. The capacity is up to 100 people. Carrying capacity - 9 tons. Full displacement - 54 tons. On-screen flight speed - up to 400 km / h, off-screen - 450 km / h. Draft is about 1,1 m.

The ekranoplan is equipped with two screws. The tail system has a special geometry, including a forked tail with a vertical tail joint with a horizontal plane at the top. This gives stability at high speed.


Such characteristics may well allow the use of such an ekranoplan as a high-speed amphibious assault vehicle.

Considering the possibilities of draft and access to the coastline, it can be stated that such a tool is unambiguously applicable at various fleets and the flotillas of the Russian Navy - including for organizing actions in coastal zones with the involvement of the marines.
Photos used:
"Voennoye Obozreniye", Alekseev Central Design Bureau
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 16 September 2020 09: 11 New
    +3
    The passenger ekranoplan in the Caspian and Black Sea may well be in demand. And in the north ...
    1. Lipchanin
      Lipchanin 16 September 2020 09: 22 New
      0
      Quote: Mavrikiy
      The passenger ekranoplan in the Caspian and Black Sea may well be in demand. And in the north ...

      Not necessarily in the Caspian and the Black Sea, but anywhere. It may well come in handy in the Baltic
      1. And why do you need
        And why do you need 16 September 2020 09: 47 New
        -1
        Quote: Lipchanin
        Quote: Mavrikiy
        The passenger ekranoplan in the Caspian and Black Sea may well be in demand. And in the north ...

        Not necessarily in the Caspian and the Black Sea, but anywhere. It may well come in handy in the Baltic

        And also in China, I think it won't take long to wait
        1. Lipchanin
          Lipchanin 16 September 2020 09: 48 New
          0
          Quote: Why do you need it?
          And also in China, I think it won't take long to wait

          belay And what does China have to do with it? belay
    2. NDR-791
      NDR-791 16 September 2020 09: 25 New
      +1
      Why didn't the Eaglet suit them? Well, swap engines for new modifications and fly. All the documentation for them has been preserved. The option was originally a cargo-passenger one. Or is it all for the sake of spending money?
    3. Reviews
      Reviews 16 September 2020 09: 35 New
      0
      Quote: Mavrikiy
      The passenger ekranoplan in the Caspian and Black Sea may well be in demand. And in the north ...

      North - yes. At the World Cup and the Caspian, the distances are not the same. And they will interfere with waterfowl - the lower the ekranoplane, the safer, and the airplane speed. No, it's dangerous. Even the Moremans themselves collide at speeds of 20-30 knots, and then immediately 400-500 km / h at an altitude of 5-20 m ...
      1. SOVIET UNION 2
        SOVIET UNION 2 16 September 2020 09: 51 New
        +3
        Well! Talking about collisions! Sometimes pedestrians collide with each other and with cars. It's wonderful to watch it in commercials! Airplanes are also no strangers to collisions. Therefore, the question with ekranoplanes is not at all funny. But I think they'll use radars. How can one fly so low into darkness or fog? If only in the sun ?! But even with the sun at a speed of 400 km per hour, it is difficult to see everything. and make a decision. Here drivers, at a speed of 40-60 km, do not have time to see the disguised pedestrians! Therefore, radars are required here.
    4. SVD68
      SVD68 16 September 2020 13: 45 New
      0
      Quote: Mavrikiy
      The passenger ekranoplan in the Caspian and Black Sea may well be in demand. And in the north ...

      So no one bothers to buy and use for individuals and companies.
  2. Alien From
    Alien From 16 September 2020 09: 28 New
    0
    This direction is unpromising. Proven back in the Union.
    1. SOVIET UNION 2
      SOVIET UNION 2 16 September 2020 09: 58 New
      +3
      Why is it a hopeless business? Are these speeds on the water, in the desert, or on the tundra contraindicated? There is rather a danger of a collision at that speed. And so for the Ministry of Emergency Situations, it is probably a very necessary technique. Probably another problem with navigation. Well, judging by the civil version of navigators, they are far from being navigators! They are still those Susanins!
    2. stalki
      stalki 16 September 2020 10: 01 New
      0
      This direction is unpromising. Proven back in the Union.
      It depends on how you look at it. If with patience and for the long term with fine-tuning, revision, to reduce the cost, then it is quite a worthy idea. And if already "tomorrow" it is of course futile. They don't want to bother.
  3. Maks1995
    Maks1995 16 September 2020 09: 29 New
    -4
    They are promoting the Chaika, but apparently they are not rushing.
    Already they painted with missiles on board, now there are troopers ...

    Sucks. She is ugly. Will not trample.
  4. rocket757
    rocket757 16 September 2020 09: 40 New
    -1
    A beautiful bird, lacquered, and waterfowl!
    And then, everything is not very clear!
  5. Andrei from Chelyabinsk
    Andrei from Chelyabinsk 16 September 2020 09: 56 New
    0
    Everything is as usual. They blinded the ekranoplan, now they are trying to vpendyurit the Ministry of Emergency Situations and the Ministry of Defense of the Russian Federation to receive a state order. Of course, bashfully silent the seaworthiness of this device, in order to avoid uncomfortable questions about how the ekranoplan will save people in a storm, if it does not fly in a storm. The idea of ​​landing from an ekranoplan on an unequipped coast is even more "amusing" - taking into account the fact that even a fighter with a machine gun can turn this device into a mass assault grave
  6. Ervin
    Ervin 16 September 2020 10: 01 New
    -2
    It would be nice to load the assembly line of the aircraft plant before the serial production of the Chaika-2 ekranoplan, as a test before the mass production of the ekranoplan, the production of the An-2 lightweight multi-purpose piston single-engine biplane with a bracing wing, since the last serial An-2 was built in 1971. This plane, An-2, is very necessary. According to the FSUE "SibNIA im. S. A. Chaplygin ", as of mid-2017, 90% of the tasks of small aviation in Russia were still performed by An-2 aircraft. There are many tasks for him, but to establish production - it does not work well. And then - such a convenient opportunity will turn up - and "riveted" the An-2 all over the country, and even for export, and, having debugged the assembly line, immediately start mass production of the "Chaika-2" ekranoplan.
    1. Asad
      Asad 17 September 2020 11: 44 New
      0
      The engine is no Russian, American expensive and sanctions! Twenty first century! We cannot create an engine on AH2!
  7. Pavel57
    Pavel57 16 September 2020 16: 34 New
    0
    Are there any restrictions on stormy weather?
  8. Dmitry Potapov
    Dmitry Potapov 16 September 2020 16: 46 New
    +1
    I cannot understand why the military does not seriously consider ekranoplanes as carriers of missiles and as a means of delivering equipment and troops to the enemy's shores?
  9. Radikal
    Radikal 17 September 2020 00: 22 New
    +1
    "Voennoye Obozreniye", Alekseev Central Design Bureau
    Talented, brilliant, one might say, the designer Rostislav Evgenievich Alekseev did not upload color pictures and models of his products (unlike those who use his developments and his name) in the public space, as the alleged result of the work done - he just worked and produced valid copies technology, and not his fault that they did not go into the series. Eternal memory to him. hi

Военное обозрение

«Чайка-2»: «гражданские» экранопланы с высоким потенциалом применения для десантных нужд

25

Для повышения возможностей доставки личного состава и грузов к побережью, у которого обычные корабли и суда могут испытывать большие проблемы при движении и швартовке, рассматриваются варианты использования экранопланов. Тема создания и развития экранопланов как боевых единиц, в том числе для высадки десанта на неподготовленное побережье, рассматривается достаточно часто. Однако пока в нашей стране чётко не определена концепция такого применения, как и то, готов ли ВМФ РФ заказывать экранопланы для своих нужд.


Между тем, научно-исследовательские центры и конструкторские бюро продолжают изыскания в сфере разработки экранопланов различных типов.

Одна из разработок – экраноплан «Чайка-2», относящийся к проекту А-050-742d от ЦКБ им.Р.Алексеева. «Чайка-2» позиционируется в первую очередь как гражданская модификация для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных зонах. Однако разработчики выделяют и возможности по использованию этого экраноплана в силовых структурах. В частности, речь идёт о применении для решения спецзадач МЧС.

«Чайка-2» - экраноплан с амфибийностью и способностью осуществлять выход на необорудованное побережье, имеющее уклон до 5 градусов. Экраноплан может базироваться как на воде, так и на аэродромах, относящихся ко 2-му классу (взлётная масса принимаемых средств авиации 30-75 тонн, длина ВПП до 2700 м).


Дальность полёта экраноплана «Чайка-2» на экране (С) – до 3000 км, вне экрана – 1900 км. Вместимость – до 100 человек. Грузоподъёмность – 9 тонн. Полное водоизмещение – 54 тонны. Скорость полёта "на экране" – до 400 км/ч, вне экрана – 450 км/ч. Осадка – около 1,1 м.

Экраноплан оснащается двумя винтами. Система оперения имеет особую геометрию, включая раздвоенный хвост с соединением вертикального оперения горизонтальной плоскостью в верхней его части. Это придаёт устойчивости на высокой скорости.


Такие характеристики вполне могут позволить использовать такой экраноплан в качестве скоростного десантного средства с амфибийностью.

Учитывая возможности по осадке и выходу на береговую линию, можно констатировать, что такое средство однозначно применимо на различных флотах и флотилиях ВМФ РФ – в том числе, для организации действий в прибрежных зонах с задействованием морской пехоты.
Использованы фотографии:
"Военное обозрение", ЦКБ им.Алексеева
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 16 сентября 2020 09:11
    +3
    Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....
    1. Липчанин
      Липчанин 16 сентября 2020 09:22
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Не обязательно На Каспии и Чёрном, да где угодно. На Балтике вполне может пригодиться
      1. А Вам Зачем
        А Вам Зачем 16 сентября 2020 09:47
        -1
        Цитата: Липчанин
        Цитата: Mavrikiy
        Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

        Не обязательно На Каспии и Чёрном, да где угодно. На Балтике вполне может пригодиться

        А ещё в Китае,думается ждать недолго осталось
        1. Липчанин
          Липчанин 16 сентября 2020 09:48
          0
          Цитата: А Вам Зачем
          А ещё в Китае,думается ждать недолго осталось

          belay А Китай при чём? belay
        2. Виктор Дубровский
          Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:44
          0
          Владимир, в Китае построили опытный образец (с помощью наших учёных из Института им. Крылова). Выяснить результаты эксплуатации не удалось, только видел модель на Всемирной выставке в Шанхае. В серию, очевидно, не пошёл...Впрочем, как и множество других опытных судов, построенных в КНР...
    2. НДР-791
      НДР-791 16 сентября 2020 09:25
      +1
      Чем их Орлёнок не устраивал? Ну поменяйте двигатели на новые модификации и летайте. Документация на них вся сохранилась. Вариант изначально грузопассажирский. Или всё это за ради освоения средств?
    3. Avis
      Avis 16 сентября 2020 09:35
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Север — да. На ЧМ и Каспии дистанции не те. Да и водоплавающим будут мешать — экраноплану чем ниже, тем безопаснее, а скорость самолётная. Нет, опасно это. Даже сами мореманы то сталкиваются на скоростях 20-30узлов, а тут сразу 400-500км/ч на высоте 5-20м...
      1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 16 сентября 2020 09:51
        +3
        Ну! Если говорить о столкновениях! То и пешеходы сталкиваются и между собой, и с машинами. Чудно смотреть это в роликах! Самолёты тоже не чужды столкновениям. Поэтому вопрос с экранопланами совсем не смешной. Но думаю применят радары. А как так низко летать в темноту или туман? Если только при солнце?! Но даже при солнце на скорости 400 км в час проблематично всё увидеть. и принять решение. Тут водители на скорости 40-60 км не успевают разглядеть замаскировавшихся пешеходов! Поэтому радары тут обязательны.
    4. СВД68
      СВД68 16 сентября 2020 13:45
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Так никто же не мешает купить и пользоваться частным лицам и компаниям.
  2. Alien From
    Alien From 16 сентября 2020 09:28
    0
    Бесперспективное это направление. Доказано ещё в Союзе.
    1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
      СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 16 сентября 2020 09:58
      +3
      Ну почему бесперспективное дело? Такие скорости на воде, в пустыне, тундре противопоказаны? Там скорее опасность столкновения на такой скорости. А так для МЧС наверно очень нужная техника. Наверно ещё проблема с навигацией. Ну если судить по гражданской версии навигаторов, то они далеко не навигаторы! Они ещё те Сусанины!
    2. stalki
      stalki 16 сентября 2020 10:01
      +1
      Бесперспективное это направление. Доказано ещё в Союзе.
      Это как посмотреть. Если с терпением и на долную перспективу с доводкой, доработкой, на удешевление, то вполне стоящая идея. А если уже "завтра" так это конечно бесперспективно. Заморачиваться не хотят.
  3. Макс1995
    Макс1995 16 сентября 2020 09:29
    -4
    Пиарят Чайку, а видно не прет.
    Уже и с ракетами на борту расписывали, теперь вон десантные....

    Фигово. Некрасивая она. Не попрет.
  4. rocket757
    rocket757 16 сентября 2020 09:40
    -1
    Красивая птичка, лакированная, к тому ж водоплавающая!
    А дальше, всё очень не понятно!
  5. Андрей из Челябинска
    Андрей из Челябинска 16 сентября 2020 09:56
    0
    Все как обычно. Слепили экраноплан, теперь пытаются впендюрить его МЧС и МО РФ для получения госзаказа. Конечно, стыдливо умалчивая мореходность данного девайса, во избежание неудобных вопросов о том, как экраноплан будет спасать людей в шторм, если в шторм он не летает. Еще более "забавна" идея высадки с экраноплана на необорудованное побережье - с учетом того, что даже боец с пулеметом может превратить данный девайс в братскую могилу десанта
  6. Ervin
    Ervin 16 сентября 2020 10:01
    -2
    Было бы неплохо перед серийным производством экраноплана «Чайка-2» нагрузить сборочный конвейер авиазавода, в качестве теста перед массовым производством экраноплана, производством лёгкого многоцелевого поршневого однодвигательного биплана с расчалочным крылом Ан-2, так как последний серийный Ан-2 был построен в 1971г. Самолет этот, Ан-2 - он очень нужный. По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90% задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2. Задач для него много, но производство наладить - не получается ну никак. А тут - такой удобный случай подвернётся - и Ан-2 на всю страну "наклепать" да ещё и на экспорт, и, отладив сборочный конвейер - сразу приступить к массовому производству экраноплана «Чайка-2».
    1. ASAD
      ASAD 17 сентября 2020 11:44
      0
      Двигателя нет российского, американский дорогой и санкции! Двадцать первый век! Не можем двигатель на АН2 создать!
  7. Pavel57
    Pavel57 16 сентября 2020 16:34
    0
    А есть ограничения по штормовой погоде?
    1. Виктор Дубровский
      Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:41
      0
      Р.Алексеев назначил 500-тонному аппарату предельное волнение 3 балла (высота волны 3-%ной обеспеченности 1.25 м). Это значит - выход в море крайне опасен...:(
  8. Дмитрий Потапов
    Дмитрий Потапов 16 сентября 2020 16:46
    +1
    Не могу понять почему военные всерьез не рассматривают экранопланы как носители ракет и как средство доставки техники и десанта к берегам противника?
    1. Виктор Дубровский
      Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:39
      0
      Дмитрий, потому, что экранопланы В ПРИНЦИПЕ немореходны. Если на малой высоте, то крайне опасна каждая большая волна. А если на бОльшей высоте, уже нет экранного эффекта...Законы физики, к счастью, не подчиняются чиновникам, даже в погонах...:)
  9. Radikal
    Radikal 17 сентября 2020 00:22
    +1
    "Военное обозрение", ЦКБ им.Алексеева
    Талантливый, гениальный можно сказать конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев не выкладывал цветные картинки, и модели своих изделий (в отличии от тех, кто пользуется его разработками, и именем) в публичное пространство, как якобы результат сделанной работы - он просто работал, и выпускал действующие экземпляры техники, и не его вина, что они не пошли в серию. Вечная ему память. hi
  10. fone
    fone 1 октября 2020 11:47
    0
    Очередной распил бюджета на бесполезную идею плохого гидросамолета. С другой стороны, провал будет даже полезен - позволит окончательно закрыть это направление.
  11. Виктор Дубровский
    Виктор Дубровский 28 октября 2020 18:36
    0
    Великие боги Олимпа, когда же до наших "энтузиастов" дойдёт элементарная информация: экранопланы в принципе маломореходны, и чем они меньше, тем меньше мореходность... Касание на полной скорости ОДНОЙ, редчайшей для данной интенсивности волны, как правило, приводит к более или менее серьёзной аварии. Если сам Р. Алексеев назначил 500-тонному аппарату предельное волнение 3 балла, на каком волнении может работать 55-тонный аппарат? :(
  12. nikolai55soot
    nikolai55soot 18 ноября 2020 18:55
    0
    <<Чайка-2>>может работать в степи , и по болотам в Сибири , на Севере: на гибридных сверхмощных высоковольтных электродвигателях от 20000 кВт.(кВ.А.) и более , на высоте от земли и болота 1 метра до 3 метра и более лететь со скоростью от 100 до 500 км/час параллельно линии ЛЭП-а (0,4-10-110-220-330-500-750-1150 кВ.) по лучу лазера (с боку) .