Военное обозрение

«Чайка-2»: «гражданские» экранопланы с высоким потенциалом применения для десантных нужд

19

Для повышения возможностей доставки личного состава и грузов к побережью, у которого обычные корабли и суда могут испытывать большие проблемы при движении и швартовке, рассматриваются варианты использования экранопланов. Тема создания и развития экранопланов как боевых единиц, в том числе для высадки десанта на неподготовленное побережье, рассматривается достаточно часто. Однако пока в нашей стране чётко не определена концепция такого применения, как и то, готов ли ВМФ РФ заказывать экранопланы для своих нужд.


Между тем, научно-исследовательские центры и конструкторские бюро продолжают изыскания в сфере разработки экранопланов различных типов.

Одна из разработок – экраноплан «Чайка-2», относящийся к проекту А-050-742d от ЦКБ им.Р.Алексеева. «Чайка-2» позиционируется в первую очередь как гражданская модификация для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных зонах. Однако разработчики выделяют и возможности по использованию этого экраноплана в силовых структурах. В частности, речь идёт о применении для решения спецзадач МЧС.

«Чайка-2» - экраноплан с амфибийностью и способностью осуществлять выход на необорудованное побережье, имеющее уклон до 5 градусов. Экраноплан может базироваться как на воде, так и на аэродромах, относящихся ко 2-му классу (взлётная масса принимаемых средств авиации 30-75 тонн, длина ВПП до 2700 м).


Дальность полёта экраноплана «Чайка-2» на экране (С) – до 3000 км, вне экрана – 1900 км. Вместимость – до 100 человек. Грузоподъёмность – 9 тонн. Полное водоизмещение – 54 тонны. Скорость полёта "на экране" – до 400 км/ч, вне экрана – 450 км/ч. Осадка – около 1,1 м.

Экраноплан оснащается двумя винтами. Система оперения имеет особую геометрию, включая раздвоенный хвост с соединением вертикального оперения горизонтальной плоскостью в верхней его части. Это придаёт устойчивости на высокой скорости.


Такие характеристики вполне могут позволить использовать такой экраноплан в качестве скоростного десантного средства с амфибийностью.

Учитывая возможности по осадке и выходу на береговую линию, можно констатировать, что такое средство однозначно применимо на различных флотах и флотилиях ВМФ РФ – в том числе, для организации действий в прибрежных зонах с задействованием морской пехоты.
Использованы фотографии:
"Военное обозрение", ЦКБ им.Алексеева
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 16 сентября 2020 09:11 Новый
    +3
    Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....
    1. Липчанин
      Липчанин 16 сентября 2020 09:22 Новый
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Не обязательно На Каспии и Чёрном, да где угодно. На Балтике вполне может пригодиться
      1. А Вам Зачем
        А Вам Зачем 16 сентября 2020 09:47 Новый
        -1
        Цитата: Липчанин
        Цитата: Mavrikiy
        Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

        Не обязательно На Каспии и Чёрном, да где угодно. На Балтике вполне может пригодиться

        А ещё в Китае,думается ждать недолго осталось
        1. Липчанин
          Липчанин 16 сентября 2020 09:48 Новый
          0
          Цитата: А Вам Зачем
          А ещё в Китае,думается ждать недолго осталось

          belay А Китай при чём? belay
    2. НДР-791
      НДР-791 16 сентября 2020 09:25 Новый
      +1
      Чем их Орлёнок не устраивал? Ну поменяйте двигатели на новые модификации и летайте. Документация на них вся сохранилась. Вариант изначально грузопассажирский. Или всё это за ради освоения средств?
    3. Avis
      Avis 16 сентября 2020 09:35 Новый
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Север — да. На ЧМ и Каспии дистанции не те. Да и водоплавающим будут мешать — экраноплану чем ниже, тем безопаснее, а скорость самолётная. Нет, опасно это. Даже сами мореманы то сталкиваются на скоростях 20-30узлов, а тут сразу 400-500км/ч на высоте 5-20м...
      1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 16 сентября 2020 09:51 Новый
        +3
        Ну! Если говорить о столкновениях! То и пешеходы сталкиваются и между собой, и с машинами. Чудно смотреть это в роликах! Самолёты тоже не чужды столкновениям. Поэтому вопрос с экранопланами совсем не смешной. Но думаю применят радары. А как так низко летать в темноту или туман? Если только при солнце?! Но даже при солнце на скорости 400 км в час проблематично всё увидеть. и принять решение. Тут водители на скорости 40-60 км не успевают разглядеть замаскировавшихся пешеходов! Поэтому радары тут обязательны.
    4. СВД68
      СВД68 16 сентября 2020 13:45 Новый
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Пассажирский экраноплан на Каспии и Черном вполне может быть востребован. Да и на северах.....

      Так никто же не мешает купить и пользоваться частным лицам и компаниям.
  2. Alien From
    Alien From 16 сентября 2020 09:28 Новый
    0
    Бесперспективное это направление. Доказано ещё в Союзе.
    1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
      СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 16 сентября 2020 09:58 Новый
      +3
      Ну почему бесперспективное дело? Такие скорости на воде, в пустыне, тундре противопоказаны? Там скорее опасность столкновения на такой скорости. А так для МЧС наверно очень нужная техника. Наверно ещё проблема с навигацией. Ну если судить по гражданской версии навигаторов, то они далеко не навигаторы! Они ещё те Сусанины!
    2. stalki
      stalki 16 сентября 2020 10:01 Новый
      0
      Бесперспективное это направление. Доказано ещё в Союзе.
      Это как посмотреть. Если с терпением и на долную перспективу с доводкой, доработкой, на удешевление, то вполне стоящая идея. А если уже "завтра" так это конечно бесперспективно. Заморачиваться не хотят.
  3. Макс1995
    Макс1995 16 сентября 2020 09:29 Новый
    -4
    Пиарят Чайку, а видно не прет.
    Уже и с ракетами на борту расписывали, теперь вон десантные....

    Фигово. Некрасивая она. Не попрет.
  4. rocket757
    rocket757 16 сентября 2020 09:40 Новый
    -1
    Красивая птичка, лакированная, к тому ж водоплавающая!
    А дальше, всё очень не понятно!
  5. Андрей из Челябинска
    Андрей из Челябинска 16 сентября 2020 09:56 Новый
    0
    Все как обычно. Слепили экраноплан, теперь пытаются впендюрить его МЧС и МО РФ для получения госзаказа. Конечно, стыдливо умалчивая мореходность данного девайса, во избежание неудобных вопросов о том, как экраноплан будет спасать людей в шторм, если в шторм он не летает. Еще более "забавна" идея высадки с экраноплана на необорудованное побережье - с учетом того, что даже боец с пулеметом может превратить данный девайс в братскую могилу десанта
  6. Ervin
    Ervin 16 сентября 2020 10:01 Новый
    -2
    Было бы неплохо перед серийным производством экраноплана «Чайка-2» нагрузить сборочный конвейер авиазавода, в качестве теста перед массовым производством экраноплана, производством лёгкого многоцелевого поршневого однодвигательного биплана с расчалочным крылом Ан-2, так как последний серийный Ан-2 был построен в 1971г. Самолет этот, Ан-2 - он очень нужный. По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90% задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2. Задач для него много, но производство наладить - не получается ну никак. А тут - такой удобный случай подвернётся - и Ан-2 на всю страну "наклепать" да ещё и на экспорт, и, отладив сборочный конвейер - сразу приступить к массовому производству экраноплана «Чайка-2».
    1. ASAD
      ASAD 17 сентября 2020 11:44 Новый
      0
      Двигателя нет российского, американский дорогой и санкции! Двадцать первый век! Не можем двигатель на АН2 создать!
  7. Pavel57
    Pavel57 16 сентября 2020 16:34 Новый
    0
    А есть ограничения по штормовой погоде?
  8. Дмитрий Потапов
    Дмитрий Потапов 16 сентября 2020 16:46 Новый
    +1
    Не могу понять почему военные всерьез не рассматривают экранопланы как носители ракет и как средство доставки техники и десанта к берегам противника?
  9. Radikal
    Radikal 17 сентября 2020 00:22 Новый
    +1
    "Военное обозрение", ЦКБ им.Алексеева
    Талантливый, гениальный можно сказать конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев не выкладывал цветные картинки, и модели своих изделий (в отличии от тех, кто пользуется его разработками, и именем) в публичное пространство, как якобы результат сделанной работы - он просто работал, и выпускал действующие экземпляры техники, и не его вина, что они не пошли в серию. Вечная ему память. hi