Слово о чёрном танковом комбинезоне

97
Слово о чёрном танковом комбинезоне

Очень часто при просмотре фильмов о войне, об армии СССР и армии России слышу от бывших и действующих танкистов, солдат и офицеров претензии к создателям кино по поводу качества работы военных консультантов и других специалистов. Мол, где они вообще взяли такую форму? Откуда эти комбинезоны? Почему вооружение экипажа не соответствует уставу?..

Претензий множество. Действительно, странно слышать от специалиста, который иногда прослужил не один десяток лет в танковых войсках, такие выражения. Особенно где-нибудь на даче или в гараже, где на каждом крючке висит что-то, полученное от родной армии. От шлемофона до старого комбинезона с ромбиком и желтым Т-62 на груди.



Чтобы как-то успокоить критиков военных консультантов, пришлось мне закопаться в военную историю. Оказалось, что простой вопрос об одежде солдата или офицера может быть не менее интересен, чем хороший детектив. Даже открытия были.

Танкисты РККА


Мы привыкли к тому, что в советских фильмах о довоенном и военном времени танкисты выглядят одинаково. Черный комбинезон, шлемофон и пистолет на поясе.

Увы, разочарую вас, первые комбинезоны были синими. Точнее, темно-синими. И назывались они так: комбинезон механика-водителя. Просто потому, что выдавались водителям практически всего, что могло ездить. Экипаж же носил обычную полевую форму.

Куртка и брюки были просто пришиты друг к другу по поясу. Соответственно, застегивался такой комбинезон на пуговицы сверху до низу. С тканью промышленность тоже не особо экспериментировала. Обычная х/б ткань. Да и предназначен был этот элемент военной одежды просто для того, чтобы уберечь форму механика от технической грязи при ремонте техники.

Отсюда некоторые особенности этого элемента одежды. Прежде всего клапаны. Это специальные накладки на пуговицы и карманы, которые прикрывали пуговицы на груди и поясе и карман сверху. На карманах клапаны застегивались на пуговицу. Дальше затяжные хлястики на рукавах и внизу брюк. Они использовались для утяжки одежды на запястьях и щиколотках. Третий элемент — наколенники. Несколько непривычные для современного военнослужащего — ромбовидные.

Карманы. У комбинезона было всего два кармана. Один на левой стороне груди и второй на правом бедре. В отличие от более поздних советских комбинезонов карман на груди был действительно карманом, а не кобурой для пистолета.

В принципе, комбинезон был достаточно удачным. За исключением некоторых деталей. Прежде всего цвет. Темно-синий не скрывал пятен от масла и смазок, которые появлялись при ремонте машин. Поэтому достаточно быстро темно-синий цвет был заменен на черный. Однако даже в начальный период Великой Отечественной войны в армии было достаточно много и темно-синих танкистов.

Второй недостаток достаточно пикантный. Комбинезон был совершенно не приспособлен для отправления естественных надобностей танкиста. Если «по маленькому» ещё как-то можно было сходить, то «по большому»… Именно поэтому ещё в предвоенный период сзади был сделан отстегивающийся клапан.

Кстати, прыжковые комбинезоны в Советской Армии копировали танковые и тоже пошиты были с клапанами. Ветераны-парашютисты помнят тот «комфорт», который предоставлял комбинезон для оправления этих самых надобностей. Особенно на площадке перед посадкой на борт многие испытали такое «наслаждение» на личном опыте.

Небольшое отступление от главной темы


Самым узнаваемым элементом танкиста и, как мне кажется, самым любимым элементом, является танковый шлемофон. Хотя сегодня такими шлемами пользуются не только танкисты, но и пехотинцы, артиллеристы, моряки и даже десантники. Правда, в последнем случае шлем несколько упрощен.

Шлем, точнее, шлемофон, имеет очень удачную конструкцию. Именно потому и практически не меняется до сих пор. История данного аксессуара танкиста началась в середине 30-х годов прошлого века. Необходимость разработки специального головного убора была вызвана бурным развитием танковых войск.

Шился шлемофон из кирзы. Правда, к сапогам солдатским эта ткань имеет отношение только по наименованию завода-изготовителя. Обычная ткань, прорезиненная каучуком. На шлем нашивались валики, набитые конским волосом или другими компонентами. Прямо напротив ушей нашиваются специальные клапаны для наушников. Подкладка плисовая (лето) или натуральный мех (зима). Регулировка по размеру головы танкиста производится с помощью ремешков сверху и на затылке.

Иногда в комплект шлемофона включали специальные очки. Единой конструкции очков не существовало, но в большинстве случаев они представляли собой полумаску с двумя боковыми и двумя передними стеклами. В РККА очки были достаточно редким явлением просто потому, что стекло постоянно разбивалось.

И ещё один интересный факт. Связан он с личным оружием экипажа. Пистолеты, в начальный период револьверы, а затем ТТ были у всех членов экипажа. Кстати, кобуры были специально созданы как комбинированные. Для ношения обоих пистолетов. Носились они поверх комбинезона на ремне. Однако при посадке экипажа в машину часто случались заминки из-за того, что кобура застревала.

Именно тогда и появился особый шик советских танкистов. Кобура с ремешком для ношения через плечо. Внешне этот способ ношения не особо отличался от поясного, но давал огромные преимущества во времени в случае застревания. Дело в том, что поясной ремень выполнял совсем другую функцию. Он прижимал ремешок кобуры к телу танкиста. И в случае застревания достаточно было расстегнуть ремень.

И последний интересный факт. Советским танкистам никогда не выдавались кирзовые сапоги! Согласно приказам наркома обороны, танкистам выдавались только яловые или юфтевые сапоги! Никаких кирзовых сапог или ботинок танкистам не выдавали.

Война и форма


Великая Отечественная война внесла некоторые коррективы в одежду танкистов. Прежде всего комбинезон стал обязательным для всех членов экипажа. Вызвано это было желанием сохранить экипаж при поражении машины. Дополнительный слой ткани теоретически должен был уберечь тело танкиста от ожогов. Что, в принципе, вполне логично.

Однако на практике дело выглядело полностью наоборот. В ремонте и обслуживании боевых машин участвовали практически все члены экипажа. Естественно, при такой работе обмундирование пропитывалось каплями горючего и масел. Получалось, что через определенное время комбинезон не только не спасал от огня, а наоборот, становился дополнительным фактором гибели танкистов. Особенно страдали механики-водители.

Немногие знают, но эту проблему попытались решить уже в ходе войны. В 1943 году был создан специальный огнезащитный танковый костюм. Он состоял из куртки с капюшоном, брюк, маски и перчаток. Создан он был из двухслойной кирзы, пропитанной ОП. На испытаниях костюм показал достаточно серьезную защиту. От 10 до 20 секунд.

Однако в боевых условиях костюм мешал экипажу выполнять боевую работу. Потому и не любили его танкисты. Но костюм не «потерялся». По крайней мере, в советское время такие костюмы часто использовались при работе сварщиков. Даже сегодня найти такой костюм не проблема.

А что же танкисты? Танкистов военной поры спасало тоже средство, что спасает сегодня от коронавируса и поноса. Хозяйственное мыло! Комбинезоны стирали при любой возможности. Насколько это было эффективно, сказать не могу, исследований не проводилось, но, думаю, солдата не обманешь. Если он вместо отдыха стирает обмундирование, это что-то значит.

Время испытаний и поиска


Послевоенное время характеризуется частыми экспериментами с формой одежды. Танкисты наконец-то отказались от классического комбинезона. Танковый комбинезон стал костюмом. Брюки и куртка стали самостоятельным элементом одежды. Плохо это или хорошо, сказать не могу. В определенных случаях лучше костюм, в других — комбинезон.

Главное, что было сохранено для танкистов, — это черный цвет. Куртки и брюки периодически меняли фасон, количество карманов, пуговицы на молнии, но оставались черными. И продолжалось это до 1980 года. То есть до начала активных боевых действий в Афганистане.

Дело в том, что танкисты и механики-водители боевых машин и САУ были хорошо воспитаны Советской Армией и гордились своими черными комбинезонами. Однако после того как противник стал активно использовать ПТС, выяснилось, что даже практически целый экипаж или механик после покидания подбитой машины становился чуть ли не главной мишенью душманов. Черный цвет не особо маскировал его среди других солдат.

Механики-водители боевых машин уже в 1981-82 году практически отказались от черных комбинезонов и воевали в обычной полевой форме. Танкисты же оставались верны своему цвету.

Те, кто в начале 80-х побывал за речкой, помнят, сколько «эксперименталок» было тогда. Форму испытывали в боевых условиях практически постоянно. Испытывали все. И пехота, и ВДВ, и танкисты в том числе. Тогда-то и появились первые камуфлированные танковые комбинезоны и первые песчанки. Кстати, песчанки прижились именно тогда. Увы, простое решение, которое просто напрашивалось тогда, найдено не было.

Современное решение проблемы живучести экипажа боевой машины


Есть ли решение проблемы выживания танкового экипажа при поражении боевой машины? Что бы ни говорили конструкторы, какие бы системы защиты ни устанавливали на танки, боевая машина заведомо находится в проигрышной ситуации перед ПТС. Просто потому, что в бою танк должен быть в первом эшелоне, на самом острие атаки. Да и действует он чаще всего против хорошо подготовленной обороны противника.

Если сейчас спросить танкистов, служивших в последние 10-15 лет, о форме одежды в танковых войсках, картина получится не хуже калейдоскопа. Советские комбинезоны, камуфляж, черные российские комбинезоны. Кто-то расскажет о «ковбоях». И все скажут правду.

Я уже написал выше о простом решении, к которому мы должны были прийти ещё в 80-90-е годы прошлого века. Вполне возможно, что к этому решению тогда и пришли, но катавасия в стране, все эти перестройки, гласности и прочие переломы общества через колено не позволили реализовать задуманное.

Нельзя объять необъятное! Нельзя соединить в одной, даже идеальной форме все нужные качества. Что, танкисты прекратят заправлять и обслуживать свои боевые машины? Или не будут на себя капать горючим, вытирать промасленные руки о комбинезон? Конечно, нет. Танк — это не только боевая машина экипажа, это его дом. Но это и машина, которая всегда требует внимания.

Разве грязь, пыль и погодные условия изменились? «Танки грязи не боятся» отменили? Или болотины и поломки в дороге больше не встречаются? Значит, нужен комбинезон. Именно для ремонта и обслуживания машин нужен. Для маршей нужен. Для повседневной боевой учебы нужен. И будет этот комбинезон немногим отличаться от тех, что были на танкистах в 1941-1945 годах. И гореть будет так же.

Только почему танкист должен учиться, обслуживать технику, проходить марши и стрельбы и воевать в одном и том же обмундировании? Черный цвет танкисты выбрали не от собственных амбиций, а просто потому, что он самый практичный при учебе и обслуживании танков. А в обычную песчанку в бою они переодевались просто потому, что это дает дополнительный шанс выжить.

20 мая 2017 года в 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознаменной дивизии имени им. Ю. В. Андропова отмечалось 75-летие 12-го гвардейского Краснознаменного Шепетовского орденов Суворова и Кутузова 2-й степени танкового полка. Именно там и была показана новая форма для танкистов. То самое гениальное решение, о котором я писал выше.

Работаешь в парке? Обслуживаешь технику? Получи черный, истинно танковый, удобный и практичный комбинезон. И берет на голову. Полевой выход? Стрельбы? Марш? Замени берет на другую танковую легенду — шлемофон.

Готовишься в бой? Атаковать или отбивать атаку противника? Меняй комбинезон на «цифру», на комбинезон, пропитанный специальным огнезащитным раствором. Материал комбинезона защищает от мелких осколков. Более того, эти комбинезоны делают экипаж незаметным для тепловизоров и других технических средств противника. И классический шлемофон поменяй на специальную каску из композитного материала.

Просто? Действительно, просто. Но чтобы дойти до этой простоты, понадобилось много крови и много жизней. Понадобилось море солдатского пота.

Обычный элемент одежды военнослужащего, коих десятки, а иногда сотни, для некоторых военных специальностей. Но как сложно складывалась судьба этого простого и обычного (даже для гражданской жизни) танкового комбинезона, гордости танкистов…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    17 сентября 2020 18:04
    Мечта всех трактористов и комбайнёров времён СССР! good
    1. +8
      17 сентября 2020 18:24
      Хаживал.. Ну! За БТВ drinks
  2. +18
    17 сентября 2020 18:06
    В нашей технике без шлемофона нельзя. На практиках отбил всю голову. На работе лазил в изделия исключительно в шлемофоне. Дома валяется где-то.
    1. +12
      17 сентября 2020 18:46
      С языка сорвали, один раз полез без шлемофона - пришлось в санчасти лоб зашивать, шрам на всю жизнь и наука тоже!
    2. +24
      17 сентября 2020 20:34
      Цитата: sergo1914
      В нашей технике без шлемофона нельзя. На практиках отбил всю голову. На работе лазил в изделия исключительно в шлемофоне. Дома валяется где-то.

      Как-то на марше меня вдруг "укачало". Открыл люк, начал выползать на воздух. Но люк на стопор не встал и на первой же кочке начал закрываться. Жуткий удар по голове. Слава шлемофону! А "укачивание" сразу прошло и больше не приходило laughing
      1. +5
        17 сентября 2020 22:50
        Цитата: Doliva63
        А "укачивание" сразу прошло и больше не приходило

        Запатентуйте сей метод исцеления ))
      2. +4
        18 сентября 2020 07:06
        У знакомой моей матери сын так остался инвалидом. Скрючило в сидячей позе и все. Сам мог только глазами хлопать. Вам повезло.
    3. +8
      17 сентября 2020 22:35
      Цитата: sergo1914
      В нашей технике без шлемофона нельзя. На практиках отбил всю голову. На работе лазил в изделия исключительно в шлемофоне. Дома валяется где-то.

      Сергей, hi
      Я не танкист, но выскажусь.
      Может пора перейти на современные "головные уборы" для танкистов. Меняются средства поражения танка, меняются боеприпасы, меняется все!!!
      Может пора перейти на нечто подобное, которое защитит от вторичного поражения в танке, легкое и удобное.
      Изменились материалы, появилась бронекерамика, кевлар, полиамиды и много др.

      Почему бы и нет? Или "бабы еще нарожают"?
      1. +10
        17 сентября 2020 23:06
        Я танкист в прошлом. Знаете, давно приглядываюсь к фото шлемаков, типа указанного вами. Честно говорю - не знаю! По уму, да - кевлар от осколка защитит или пули даже, но вот как по удобству?
        Попробовать бы в нем попрыгать туда - обратно, посидеть в машине...
        Но одного сделать в каске будет не возможно - расстегнуть ларингофон в и скинуть шлемофон на спину, что б он там болтался, а по волосам тебе ветер гуляет)))
        1. +4
          17 сентября 2020 23:11
          Цитата: Вождь краснокожих
          Но одного сделать в каске будет не возможно - расстегнуть ларингофон в и скинуть шлемофон на спину, что б он там болтался, а по волосам тебе ветер гуляет)))

          good drinks
          Это воспоминание о молодости и прекрасных временах. Эх ! Время бежит!
          Для этого случая, чтобы ветер гулял, надо его в танке держать, да и смотрится он по "гусарски", а вот воевать , думаю безопасней в "легкой и надежной каске". hi
        2. +1
          24 сентября 2020 12:04
          Для танкистов и мехводов есть форма с пропиткой, легким броником, на бронике петля чтоб вытянуть из люка и титановая накладка на шлемофон с выемками под головные телефоны. В Чечне с 2006 или 7 года их давать начали. Может раньше, уже не помню
      2. +4
        18 сентября 2020 00:05
        Цитата: kapitan92
        Может пора перейти на современные "головные уборы" для танкистов.

        Современный российский комплект защиты для членов экипажа бронемашин 6Б15 «Ковбой»

        "....Комплект защиты 6Б15 «Ковбой» обеспечивает защиту шеи, плеч и паховой области танкиста, транспортировку и размещение штатного вооружения, а также других предметов, которые входят в штатную экипировку военнослужащих данного рода войск. Помимо этого костюм обеспечивает беспрепятственное выполнение всего спектра функциональных задач любым членом экипажа боевой машины на протяжении 2-х полных суток (48 часов). Бронезащитные элементы костюма произведены из баллистической ткани на основе высокопрочного российского волокна Армос, имеющего влаго- и маслоотталкивающую обработку. ..." https://topwar.ru/18055-individualnyy-zaschitnyy-komplekt-tankista-6b15-kovboy.html
        1. +5
          18 сентября 2020 00:27
          Цитата: Bad_gr
          Современный российский комплект защиты для членов экипажа бронемашин 6Б15 «Ковбой»

          Я читал об этом комплекте. Правда не уверен, что все бронетанковые части получили подобное.
          hi
        2. +4
          18 сентября 2020 12:18
          Каска-чехол на шлемофон одевается? belay "Голова " раза в два больше чем в шлемофоне.
      3. +2
        18 сентября 2020 04:08
        Цитата: kapitan92
        Может пора перейти на нечто подобное, которое защитит от вторичного поражения в танке, легкое и удобное.

        Невнимательно читали последнюю часть. Именно такие шлемы будут использоваться в боевой обстановке согласно приказа МО РФ.
        1. +1
          18 сентября 2020 10:01
          Цитата: domokl
          Именно такие шлемы будут использоваться в боевой обстановке согласно приказа МО РФ.

          Экипажу перед боем будут раздавать! laughing
      4. +2
        18 сентября 2020 19:27
        Да давно уже придумали , сделали. Вопрос по моему в том когда старые запасы кончатся. Сразу придуманную писателями интеллигентами писанину норовите вставить "бабы еще нарожают", "нет человека нет проблемы". Не зря считается что один интеллигент столько крови прольёт что никакому генералу не снилось..........
      5. +1
        26 сентября 2020 16:09
        Видел по телеку, что предлагается новый шлемофон в виде каски для защиты от пуль и осколков. Только забыли, что танковый шлемофон защищал и горло и шею от переохлаждения. И был ещё зимний шлемофон, меховой. В зимнем любой мороз был не страшен. Предлагаемый, новый, этих функций не имеет. Это плохо.
    4. -1
      18 сентября 2020 09:14
      Зато немцы всю ВМВ отвоевали без шлемофонов.
  3. +8
    17 сентября 2020 18:10
    Ходили в 1987 в наряды по кухне или парку , очень удобный был черный комбез.
  4. +12
    17 сентября 2020 18:17
    Несколько комплектов для каждого вида робот - отлично, особенно для мирного времени. Только в боевых условиях шкаф на танк не поставишь. soldier
  5. +2
    17 сентября 2020 18:22
    Не очень информативная, но интересная статья.
  6. +22
    17 сентября 2020 18:27
    Имею в личной коллекции два ещё советских шлемофона. Зимний и летний - подарок дядьки.
    Никогда не слышал о шлемлфонах из кирзы, но отлично помню выступление перед нами ветерана. Он принес тогда свою легенду. Шлемофон из натуральной кожи! Мы все щупали ее и прикивали от зависти.
    Ну, а по поводу "гениальных" решений... Имею свое видение. Можно обойтись и одним комбинезоном. Но он должен быть из негорючей ткани, с продуманными карманами и клапаном и... цвета общевойсковых соединений, но с заранее нанесенными пятнами, имитирующими потёки масла, грязи и ржавчины! Это создаст и камуфлирующий эффект и не будет раздражать начальство!
    1. +4
      18 сентября 2020 00:19
      Цитата: Вождь краснокожих
      Имею свое видение. Можно обойтись и одним комбинезоном.

      Если вспомнить по фильмам, все чекисты в кожаных куртках. Спрашивается, откуда куртки ? Машины, закупаемые за рубежом комплектовались одеждой для водителя. Вся из кожи. Огнестойкость у неё неплохая. (Да и уделался в масле, протёр тряпочкой - и опять чистый).
      На дорогих машинах того времени сиденья обшивались дорогой материей, а вот водительское сиденье - кожей (тут из практических соображений, так как материя под водителем недолго б оставалась чистой.)
      1. 0
        18 сентября 2020 00:32
        Вспомнилось, когда сам служил (Дебрецен, Венгрия) В учебке зимой, на полигон выдавали летние комбинезоны Мы их одевали поверх ПШ и шинелей. Частенько комбезы были с дырами и в эти дыры выглядывали фрагменты шинелей. Вобщем смотрелось всё это не очень. В линейных частях такого безобразия уже небыло.
      2. 0
        18 сентября 2020 02:37
        материя под водителем недолго б оставалась чистой

        Сейчас есть ткани на основе тефлона которые плохо пачкаются и легко стираются - это для техработ. А насчёт противопожарных свойств одежды - разумнее выдавать на такой случай отдельный пожарозащитный и легкосбрасываемый с тела свободного кроя костюм типа куртка-венгерка и шаровары с верхним толстым слоем из микроперфорированной пожаростойкой силиконовой резины, сильно армированной стеклотканью и металлической фольгой - этот материал горит и прогорает очень и очень плохо и не позволяет горящим жидкостям быстро попасть на тело а сбросить его оставшись в обтягивающей камуфлированной поддевке можно быстро. Совместить все требования в одном костюме сложно и лучше иметь отдельную теходежду и отдельную пожарозащитную.
      3. +1
        18 сентября 2020 04:11
        Цитата: Bad_gr
        Машины, закупаемые за рубежом комплектовались одеждой для водителя

        Именно так. Я ведь не зря про кожанные сапоги вставил, когда пехота в обмотках ходила. Кстати, какое-то время шлемофоны тоже были кожанные. Даже во время войны у многих танкистов такие были, а командиры бригад и выше почти всегда получали именно кожанные шлемофоны
      4. +1
        18 сентября 2020 11:37
        Была у меня та курточка... По наследству передавалась, 50 лет отходила, и хоть бы хны ей сделалось. Только засралась до полной невозможности :)
      5. +3
        18 сентября 2020 12:37
        Цитата: Bad_gr
        Вся из кожи. Огнестойкость у неё неплохая

        Была форма из кожи у танкистов, пока не такие многочисленные войска были, потом осталась только у комсостава, затем и они без "кожи" остались.



    2. +2
      18 сентября 2020 04:06
      Цитата: Вождь краснокожих
      Никогда не слышал о шлемлфонах из кирзы

      Ваши шлемофоны пошиты именно из кирзы.... laughing Просто вы гн знаете, что кирза солдатских сапог и кирза для шлемофонов это разные материалы. В статье есть указание на это. Материал кирза называется так по названию завода-изготовителя-Кировского завода искусственных кож. КИРовский ЗАвод
    3. +2
      18 сентября 2020 07:02
      Все наоборот. Начальство всегда должно иметь повод докопаться до подчиненного. Форма одежды - самое очевидное. Эх...
  7. +3
    17 сентября 2020 18:32
    Механики-водители боевых машин уже в 1981-82 году практически отказались от черных комбинезонов и воевали в обычной полевой форме.

    laughing
    Они имели возможность выбирать?
    1. +2
      18 сентября 2020 04:13
      laughing Именно так. Они просто не одевали комбинезоны и все...Ездили таким же голышом, как и десант...
      1. 0
        19 сентября 2020 09:43
        Цитата: domokl
        Именно так.

        ???
        Вот у нас механы в пехоте тоже не носили танкачи... Потому что им их не выдавали.
  8. +3
    17 сентября 2020 18:35
    У нас самоходчиков тоже такая форма была только зелёная очень удобная особенно зимняя.
    1. +7
      17 сентября 2020 18:39
      Цитата: BARKAS
      У нас самоходчиков тоже такая форма была только зелёная

      Зелёная тоже танковая.

      Цитата: BARKAS
      очень удобная особенно зимняя

      Была зимняя не на вате, а на меху. Вот это было действительно круто.
      1. +1
        17 сентября 2020 18:48
        В условиях монгольской зимы, удобнее и теплее оказался меховой комбинезон, меховой продувался тамошними ветрами. В первую зиму получил меховой, а потом понял почему надо мной громко ржали те, кто зимовал там 3-5 зим.
        1. +2
          17 сентября 2020 18:52
          "Горку" надо было пододеть 8))))) Советская брезентовая "горка" с палаточной пропиткой ветром не продувалась.

          Это была в своё время мода в среде сибирских студентов, кожаная куртка а поверх пуховик.
          1. +4
            17 сентября 2020 18:57
            Ну как сказать, в армии носят то, что выдают. Исключение были унты, которые пытались снять, но валенки протирались через несколько дней. Мороз есть, а снега нет!
            1. +3
              17 сентября 2020 19:02
              Цитата: AlexGa
              Исключение были унты, которые пытались снять

              Когда батя в ЗабВО служил, вроде как разрешали без вопросов.

              Цитата: AlexGa
              но валенки протирались через несколько дней.

              А фетровые? Которые с серыми толстыми голенищами и подошвами как у унтов, войлок-резина. Не было таких?
              1. +4
                17 сентября 2020 19:12
                Нет, таких не было. До Забайкалья такие , наверное, не доходили. Пытались в пост-советские времена выдавать их в Белоруссии, но с местными зимами с дождями, тяжело и неудобно, а потом пришли берцы и меховые полусапожки для повседневной носки. И один раз выдали классные кожаные перчатки, исключительного качества.
                1. +4
                  17 сентября 2020 19:21
                  Цитата: AlexGa
                  но с местными зимами с дождями, тяжело и неудобно

                  В Коломне прекрасно носились. Караулы, полевые выходы, практические занятия
                  Потом уже в СКВО выдавали немного другие, с чёрным или тёмно-синим фетром и подошвой, как у кирзачей. Вот те действительно мокли и разваливались.
      2. +1
        18 сентября 2020 04:17
        Цитата: Лопатов
        Зелёная тоже танковая.

        Самоходчики по приказу наркома обороны одевались по танковым нормам. Более того, после универсализации шасси танков и САУ механики =водители после излечения в госпиталях могли направляться как в танковые части, так и в артиллерию. В зависимости от необходимости и состояния здоровья.
  9. 0
    17 сентября 2020 19:41
    Шился шлемофон из кирзы. Правда, к сапогам солдатским эта ткань имеет отношение только по наименованию завода-изготовителя. Обычная ткань, прорезиненная каучуком.

    Так вроде кирзавые сапоги тоже сделаны из х/б ткань пропитанной каучуком?
    1. 0
      17 сентября 2020 21:03
      Видимо автор придерживается той версии, что слово "кирза" произошло от сокращения КИРовский ЗАвод каких то там изделий, не помню точно. Есть и другие варианты образования слова, но мне трудно представить шлем из этой синтетики. Я видел кожаный.
      1. +1
        18 сентября 2020 03:14
        Автор скорее всего не знает зверя " ДЕРМАНТИН" особо ценных пород, с его шкуры и шили многие изделия. laughing
      2. 0
        18 сентября 2020 04:20
        Цитата: Вождь краснокожих
        Видимо автор придерживается той версии,

        В принципе очень неплохая версия. Но написано это название не потому. Просто в некоторых документах той поры именно так и указан материал шлемофона. В частности приказ 36 года ...
        1. 0
          19 сентября 2020 04:11
          А вот тут очень интересная ситуация , кирзу , сапоги кирзовые стали точать с сентября 41 года. А автор написал о 36 годе, уже тогда упоминалась кирза. . Может кто то знает об этом? А мы ели кирзуху.
  10. +6
    17 сентября 2020 19:42
    Танкисты РККА

    Вот эти (на фото) и другие прекрасные наши ребята-танкисты, сломавшие хребет всем хваленым... с 1-го по 7 -й танковые корпуса СС...
    Уверена, что нынешние танкисты не посрамят их Славы! drinks

  11. +8
    17 сентября 2020 19:51
    первые комбинезоны были синими. Точнее, темно-синими. И назывались они так: комбинезон механика-водителя.
    В соответствии с "Временным положением о вещевом довольствии РККА в мирное время", вступившим в действие 1 января 1929 г. на снабжение РККА был введен "костюм рабочий - комбинезон".
    Обычная х/б ткань.
    Ткань была не обычная, а отличающаяся прочностью - нанка.
    Поэтому достаточно быстро темно-синий цвет был заменен на черный.
    1935 г. на снабжение РККА поступил новый образец летнего комбинезона - из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния".
    Вот в нем и встретили войну советские танкисты. В темно - синем.

    А с началом войны иногда шили "из того, что было". Потому встречаются и черные, и серые, и даже "хаки".
    Но официально черный цвет для тановых комбинезонов приняли в 1947 году. И еще во время войны "молнии" часто меняли на пуговицы.
    1. 0
      17 сентября 2020 20:47
      слышал такое , что когда начали получать лендлизовские танки в комплекте шли комбезы , красивые , на молниях , но когда дошло до боёв при покидании подбитой машины были случаи когда эти молнии цеплялись за всё что можно и эйфория по поводу красоты быстро прошла
      1. +6
        17 сентября 2020 21:06
        Мой дед с "шерманом" не получал. Шоколадки, шарфы, носки, перчатки были. Даже бутылка вискаря и банка тушёнки в стволе солидолом замазаны были, а одежды не было.
        1. +1
          17 сентября 2020 22:27
          это я из какой то передачи то ли "броня России" или из документального фильма снятого ко дню победы слышал там ветеран танкист рассказывал про молнии на лендлизовских комбезах , а дед мой рассказывал как ближе к концу войны на ствол т 34 ведро вешали что бы из дали на ис 2 походить ,немец не особо хотел воевать против ис2
          1. +1
            18 сентября 2020 06:35
            В Китай американцы шерманы поставляли в такой комплектации
            от томпсона и шлема до одежды уж не знаю как они с размером угадывали
        2. +1
          18 сентября 2020 06:56
          Просто кто-то спёр раньше. На них даже кожу/дермантин с сидений спарывали. Только отвернись.
          1. 0
            18 сентября 2020 11:38
            за то какие сапоги шили из этого кожзама !
      2. +3
        17 сентября 2020 23:32
        В комплекте комбезов не было. Сухпай был. Какой размер комбеза класть?
    2. +7
      17 сентября 2020 21:05
      Цитата: Undecim
      был введен "костюм рабочий - комбинезон".

      То есть это была "рабочая" форма одежды. А не "специальная", к которой позже стал относиться танковый комбинезон...
      Кстати, автор забыл про этот момент...
      В том числе и для работ на технике предназначена рабочая ФО


      Просто её надо поставлять в войска. А не экономить, заменяя подменкой.
      1. 0
        18 сентября 2020 06:54
        Комменту плюс. Но ответ: ха-ха-ха!
        Все эти картинки придуманы для высокого начальства. А на деле... один комлект хб изнашивался в хлам и все.
        1. 0
          19 сентября 2020 09:39
          Цитата: mmaxx
          Все эти картинки придуманы для высокого начальства. А на деле... один комлект хб изнашивался в хлам и все.

          В училище в наряд по столовой ходили именно в рабочей. Правда, почему-то синего цвета.

          Ну а про подменку я ниже написал.
          1. 0
            19 сентября 2020 10:47
            Училище.... Это для будущих офицеров. А солдатне и так пойдет. Стойко преодолевать.
  12. +5
    17 сентября 2020 19:59
    Цитата: AlexGa
    В условиях монгольской зимы, удобнее и теплее оказался меховой комбинезон, меховой продувался тамошними ветрами. В первую зиму получил меховой, а потом понял почему надо мной громко ржали те, кто зимовал там 3-5 зим.

    Все таки как: меховой тепле и меховой продувался ветрами. Как то не логично
    1. +1
      17 сентября 2020 21:30
      Виноват, хотел написать-ватный комбинезон.
      1. 0
        18 сентября 2020 04:02
        Цитата: AlexGa
        Виноват, хотел написать-ватный комбинезон.

        Вы забыли написать, что меховые комбинезоны выдавались офицерскому составу, а ватные - срочникам. Когда на складах не было меховых, то офицеры получали ватные (надо было в чём-то «воевать»).
        Сказать по-честному, зимняя полевая форма для «общевойсковиков» была неудобной не только из-за того, что стояла «колом», а и потому, что на неё надо было умудриться пришить погоны, надеть портупею, офицерскую сумку...
        Меховые «танкачи» были весьма престижны. А командиры полков (бывало) не брезговали не только ими, но и лётными куртками.
  13. +6
    17 сентября 2020 20:02
    Автор, проверьте Ваша работа выиграла бы на 50% добавь Вы иллюстрации
  14. +9
    17 сентября 2020 20:13
    Шился шлемофон из кирзы. Правда, к сапогам солдатским эта ткань имеет отношение только по наименованию завода-изготовителя. Обычная ткань, прорезиненная каучуком. На шлем нашивались валики, набитые конским волосом или другими компонентами. Прямо напротив ушей нашиваются специальные клапаны для наушников. Подкладка плисовая (лето) или натуральный мех (зима). Регулировка по размеру головы танкиста производится с помощью ремешков сверху и на затылке.
    В механизированных войсках (позднее автобронетанковых) РККА на оснащении военнослужащих стояли шлемы образца 1931 года и образца 1934 года. Поскольку в то время армия не имела радиостанций и переговорных устройств, шлемы не являлись шлемофонами.

    Шлем образца 1931 года.

    Шлем образца 1934 года.
    Первоначально шлемы шились из шеврета – вид кожи, который изготавливается путём хромового дубления шкур овец и баранов. Главная особенность материала – небольшая толщина (0.6—1.5 миллиметра).
    Однако вскоре стал применяться авизент - авиационный брезент - плотная хлопчатобумажная ткань.
    Из "кирзы" - хлопчатобумажной ткани с пропиткой из синтетического каучука, начали шить во время Великой Отечественной. Кстати, это не та кирза, что на сапогах - обработанная плёнкообразующими веществами многослойная ткань.
    А в 1936 году к шлему добавили пазухи для наушников и шлем стал шлемофоном.
  15. 0
    17 сентября 2020 20:57
    Служил в Чехословакии в 1987-89 годах Танковый комбез был черный, затем в 1988 году стали выдавать зеленые.
  16. +6
    17 сентября 2020 21:37
    Зимние шлемаки стоили по 25 руб. И были завидной добычей ушлого дембеля, или еще кого с липкими руками. А удерживали за них как за меховые изделия - в пятикратном размере, т. е. по 125 руб за штуку. Поэтому, приняв свой первый в карьере взвод связи, где этих шлемаков было несколько десятков, приходилось тут же класть их в мешок - и домой, в общагу, потому как в части такого надежного места, где их не спионерят не существовало. На учения брал с собой ровно сколько надо, комдиву всегда нулевку с учетом размера его большой головы.
    Вторым таким вожделенным объектом были часы авиационные (до сих пор в толк не возьму - кому и зачем они позарез были нужны?) и тестеры.
    Комбез "танкач" конечно был отдельной ценностью, "афганки" еще не было, а всей остальной формы он был на практике просто сильно удобнее.
    1. 0
      18 сентября 2020 06:50
      Как это знакомо...
  17. +2
    18 сентября 2020 01:17
    -Вроде как чёрные комбезы носили "чистые" танкисты, а зелёные - экипажи БМП, танкисты в танковых батальонах мотострелковых полков и самоходчики.
    - И ещё были раздельные комплекты - рубаха и штаны. На рубахе один из двух нагрудных карманов был сделан под кобуру, из кожзама... и с ромбиком над карманом.
  18. +2
    18 сентября 2020 01:35
    Увы, разочарую вас, первые комбинезоны были синими.
    Первая спец одежда вообще была КОЖАНАЯ. Есть такой советский фильм "Горячие денечки" 1935 года, там вот форма наших БТВ хорошо показана, там к стате и шлемофон еще не такой, как мы привыкли видеть...Но есть уже и комбезы "моно", это те что "темно синие"



    А вообще соглашусь, что для работы в парке и обучения должна быть одна форма, а вот для боя иная, с бронежилетами и новыми шлемофонами, по типу, так и не пошедших в серию, еще советских "Пиастров"
  19. +1
    18 сентября 2020 01:38
    интересно, а почему немецкие танкисты времен ВОВ все в пилотках и каких то защитных головных уборах на них нет. на предвоенных фото на них какие-то береты, потом их нет. Им не о бо что было биться в танках?
    1. +3
      18 сентября 2020 02:24
      . Уже во время кампании в Польше, голову немецких танкистов покрывали лишь пилотки. Причина отказа немцев от шлемов до сих пор является предметом ожесточенных споров как между экспертами, так и любителями. По одной из версии довоенные немецкие танковые шлемы просто не стыковались с радиооборудованием, на которое очень серьезно полагались немецкие танковые части с самого начала Второй мировой войны. По другой версии, в немецких танках было достаточно просторно и комфортабельно, поэтому защита головы не требовалась. Так или иначе, за весь период войны в панцерваффе так и не было введено специального головного убора, который танкисты носили бы именно в танке.

      На мой взгляд, хотя и просторно было, но шлем бы не помешал
      1. +1
        18 сентября 2020 06:48
        Это вообще загадка
        у наших шлемофоны были, у американцев были
        А немцы всю войнувв беретках и фуражках гоняли
        Версия про простор имхо не верна , в том же шермане места хватало.
      2. +2
        18 сентября 2020 11:13
        - Был у них в конце тридцатых, специальный головной убор, в виде берета...
      3. +1
        18 сентября 2020 19:40
        Цитата: Avior
        На мой взгляд, хотя и просторно было, но шлем бы не помешал

        У шлема есть ещё одна особенность, которую никто не упомянул: звукоизоляция. От работающего двигателя в танке довольно шумно и , что интересно, без шлема разговаривать друг с другом проблематично, а если в шлеме, даже если он не подключен, разговаривать можно (речь меньше забивается шумом двигателя).
        1. +2
          19 сентября 2020 09:11
          У немцев наушники были , поверх пилотки надевались, поэтому ситуация с шумом аналогично шлему было.
          А чтобы разговаривать в танке вместо микрофона танкисты используют ларингофон- ставится напрямую на голосовые связки.
  20. 0
    18 сентября 2020 04:20
    Статья интересная, но есть непонятные моменты. Как костюм может быть из кирзы, да еще и сварщики в нем сейчас работают. Может брезент с пропиткой противопожарной. Многие вещи делались из кожи молодого дермантина, ну из кожзама, автор почему то пишет в круговую про кирзу. Кирза кроме сапог шла на изготовления полевых сумок и для кобур, это на вскидку, конечно были и из натуральной кожи. Комбезы мне не нравятся. Степень загрязнения разная у куртки и брюк. Плюс рукава у куртки пачкаются намного быстрее, как не старайся. многие ремонтники пользуются нарукавниками, и стирать неудобно. Куртка + брюки или полукомбинезон намного удобнее, ну и есть люди с нестандартной фигурой, на коротконогих комбезы смотрятся потешно. К коментариям. Фетр делается из пуха коз, особо ценный из пуха кроликов, шёл на шляпы ну и еще на ценные вещи , вы считаете что из фетра будут делать валенки? Нет ну может и делали для генералов, маршалов но там скорее было штучное производство. Серые валенки , просто не окрашенные. В валенки ширпотреба, идет все подряд низкого качества, даже коровья шерсть с кожевенных заводов, вот и получались валенки такого цвета. И не так выделяется на снегу как черные, а в пожухлой траве и подавно. Валенки с резиновой подошвой были тяжеловаты, на гражданке предпочитали пользоваться галошами. Специальные есть , для валенок. Унты наверное многие не видели. Подошва у них из толстенного войлока, никакой резины там нет с рождения. Но многие приклеивали резину на подошвы, микропорку, или пользовались галошами. НАТОвцы танкисты давно пользуются бронежилетам и шлемами. А у нас можно в танк в бронике залезть? Помнится Рогозин в люке застрял, так его хором вые, ой, вытаскивали. Насчет прокатится на танке без экипировки, натовца вздрючат по первое число, в случае ЧП не получит нихрена.
    1. +1
      19 сентября 2020 19:22
      Цитата: Вольный ветер
      К коментариям. Фетр делается из пуха коз, особо ценный из пуха кроликов, шёл на шляпы ну и еще на ценные вещи , вы считаете что из фетра будут делать валенки?

      Помнится мне, папа как-то хвастался, что в молодости у него была обувь, которую он называл "бурки" , такие типа валенок, но с кожаной подошвой и "обсоюзенные" т.е.по краю обшитые кожей. Так вот, в 50-тые годы бурки из фетра были как у нас в 80-х кроссовки "адидас", ну очень круто. Т.е. фетр использовался для производства гражданской обуви пусть не массово, но были и, кстати, генеральские "бурки" из фетра тоже имели место, в таких ходит Г.Жжёнов, играющий генерала в к/ф "Горячий снег".
      1. 0
        20 сентября 2020 02:00
        Бурки были конечно, то что они фетровые, не знал . Были ещё ботинки " прощай молодость" . Зима уже близко, надо готовиться .
  21. -1
    18 сентября 2020 06:47
    Нашему начальству додуматься, что солдату надо несколько одежек на разные случаи - это что-то невероятное. Перелом в сознании. Сколько лет понадобилось...
  22. +1
    18 сентября 2020 11:33
    Зимние комбезы + валенки - это нечто)))) Да, не мерз, но подвижность была оч условная. А норматив по посадке различался от зимы к лету всего на 3 сек)))) Это какой надо ловкостью и прытью обладать, что б в ватном комбезе и валенках заскочить на броню?
  23. +1
    18 сентября 2020 12:07
    Шлемофон- наше всё !
  24. +1
    18 сентября 2020 13:00
    Цитата: Cetron
    С языка сорвали, один раз полез без шлемофона - пришлось в санчасти лоб зашивать, шрам на всю жизнь и наука тоже!

    Возможно, от нас что то скрывают и Гарри Поттер был юным танкистом? ;))
  25. 0
    18 сентября 2020 13:08
    Самое обидное, что идея двухкомплектного обмундирования танкистов была реализована ещё в 1930-е всеми битыми французами :((

    Tenue de Travail (рабочая форма) - брезентовые широкие штаны с утяжками штанин внизу и брезентовая куртка в обтяжку со встроенным ремнем, да берет.

    Tenue de Combat (боевая форма) - те же штаны плюс кожаная куртка в 3/4 и стальной (дюралевый у радистов) шлем с налобным амортизатором и прорезями под наушники в кожаных ремешках. Плюс очки с небьющимся стеклом и резиновым обтюратором, плотно прилегающие к лицу.

    Правда, переодевать штаны французики часто ленились и шли в бой в промасленных рабочих штанах.
    А у шлемов и очков была маленькая номенклатура размеров, из-за чего у людей с хоть чуточку нестандартной головой прорези под уши не совпадали с ушами, а в очках обзору мешали обтюраторы.
  26. 0
    18 сентября 2020 15:11
    Цитата: kapitan92
    Почему бы и нет? Или "бабы еще нарожают"?

    А как в этом "котелке" сутками при температуре 60-70 град? Вы можете себе представить "броню" и "духовку" внутри где-то в Астраханской области,на Кавказе, не говоря про далекие южные страны, типа Экваториальной Африки? В той же ДРА форма одежды была зачастую "раз" шлемофон-трусы-сапоги(кроссовки). У нас почти вся броня не "абрамсы и леклерки",кондишин если и есть,то в виде вентилятора который дует с эффектом паяльной лампы или чисто символический и то больше для охлаждения аппаратуры. Отсюда и предпочтения легковоспламеняемой хбшки и пр. натуральных тканей. Кстати, черный танковый комбинезон в 80-е и 90-е поступал с огнезащитной пропиткой.
  27. +1
    18 сентября 2020 15:18
    Ну почему НИ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ, фотография то же всего одна! Неужели сложно погуглить в интернете? Ведь массой фоток и картинок можно было снабдить статью для наглядности.
    1. +1
      19 сентября 2020 09:17
      Думаю, не так все просто.
      Это мы можем в комментариях что угодно выкладывать, это частное общение, редакция же должна учитывать возможные авторское право и права правообладателей, им сложнее.
  28. 0
    18 сентября 2020 15:30
    Цитата: moreman78
    Ну почему НИ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ, фотография то же всего одна! Неужели сложно погуглить в интернете? Ведь массой фоток и картинок можно было снабдить статью для наглядности.

    так всё просто. Автор выкладывал статью на ночь глядя. Комбезы танкистов - чёрные. То есть - чёрные комбезы чёрной ночью все равно не видно было бы ;)
  29. Комментарий был удален.
  30. 0
    18 сентября 2020 17:36
    [/i]Комбинезон был совершенно не приспособлен для отправления естественныхпотребностей[i]а это видимо вообще не учитывается что военнослужащие тоже людина флоте такая же фигня пока расстегнёшь эти бесчисленные пуговкитак или ужеперехочется или в стирку feel
  31. Комментарий был удален.
  32. +1
    19 сентября 2020 11:14
    История из жизни.Служил в танковом полку.Получаем новые зимние танковые комбинезоны.Ещё и подписать фамилии на них не успели,как таинственным образом исчезают несколько комплектов прямо из каптёрки.Ротный сразу дембелей в оборот-вы их домой в посылках послали.Долго длилось дознание и разбирательство кто,что и как ,но всё бесполезно.В Клайпеде почтовых отделений много -все не обойдёшь.И посылки ,видимо,гражданские посылали.Короче всё так и заглохло.Отстирали старые комбинезоны чтобы доукомплектовать наличие и всё.Вот такие орлята были в своё время.И главное и в роте никто не проговорился чьих рук это дело.А зимний комбинезон на гражданке хорошее дело по рыбалкам ходить.
  33. 0
    19 сентября 2020 12:36
    Если мнне не изменяет память, синяя плотная хлопчатая ткань (как она там называлась не помню? саржа?) использовалась для изготовления рабочей одежды еще в 19-м веке и прекрасно себя зарекомендовала. Поэтому сперва применяли именно ее.
  34. 0
    20 сентября 2020 12:02
    Цитата: Ivan Tixiy
    Да давно уже придумали , сделали. Вопрос по моему в том когда старые запасы кончатся. Сразу придуманную писателями интеллигентами писанину норовите вставить "бабы еще нарожают", "нет человека нет проблемы". Не зря считается что один интеллигент столько крови прольёт что никакому генералу не снилось..........

    смените слово "интиллигент" на два слова - "эффективный менеджер" и всё встанет на свои места.
  35. +1
    20 сентября 2020 12:53
    Замени берет на другую танковую легенду — шлемофон.

    Шлемофон не головной убор, как берет или кепка. Шлемофон - принадлежность машины.
  36. 0
    22 сентября 2020 20:25
    Всё просто, как только появляются деньги сразу три комплекта одежды можно делать. А если нет, значит нет.
  37. 0
    2 октября 2020 01:29
    Самое обидное, что идея двухкомплектного обмундирования танкистов была реализована ещё в 1930-е всеми битыми французами :((

    А кем всеми? Их побили только немцы в начале войны, но немцы, скажем прямо, тогда много кого побили. Потом французы получили нормальное снабжение, связь и поддержку с воздуха и воевали не хуже англичан с американцами, а за Бир-Хакейм и Домпэр и русским в лучшие их моменты было бы не стыдно.
  38. 0
    9 декабря 2020 21:22
    Хорошая статья. Спасибо автору.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»