Военное обозрение

Ка-52К накануне серийного производства

39

Сообщается о завершении испытаний перспективного ударного вертолета палубного базирования Ка-52К «Катран». Машина готова к серийному производству, а опытные образцы теперь привлекаются к новым мероприятиям. Планы по производству и поставкам в войска еще не оглашались, но уже ясно, к каким последствиям они приведут.


Последние новости


О последних успехах проекта Ка-52К на днях сообщило РИА Новости со ссылкой на генерального конструктора Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» Сергея Михеева. Приводятся оптимистичные и обнадеживающие новости и оценки перспектив проекта.

По словам С. Михеева, испытания «Катрана» завершены. Неустранимые замечания со стороны военного ведомства отсутствуют. Также выполнена подготовка производства. Завод «Прогресс» в Арсеньеве готов к выпуску техники – «нужно только кнопку нажать». Генеральный конструктор НЦВ не сомневается, что серию запустят, и новый вертолет поступит на службу в ВМФ. Кроме того, такое будущее прочат перспективным модификациям Ка-52К.

С. Михеев указал, что различные испытательные мероприятия проводятся и после основных проверок. Ка-52К задействованы в испытаниях вновь построенных кораблей. У каждого корабля есть свои особенности аэродинамики и другая специфика. Поэтому в ходе общих испытаний осуществляются проверки с взлетом и посадкой вертолетов.


Кроме того, генеральный конструктор напомнил, что разнообразные тесты проводятся в течение всего жизненного цикла техники. Это необходимо для отработки новых образцов аппаратуры, вооружений и т.д. В дополнительных проверках не нуждаются только силовая установка и несущая система.

Как скоро заказчик «нажмет кнопку» и запустит серийную постройку новых вертолетов – не уточняется. Также остаются неизвестными точные потребности Минобороны и возможные объемы финансирования строительства.

В процессе испытаний


Разработка палубной модификации ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» велась с начала прошлого десятилетия. Такая техника изначально предлагалась для включения в авиационную группу новых УДК типа Mistral. Российский флот так и не получил подобные корабли, но работы по вертолетам продолжились и привели к желаемым результатам.

Первый полет опытного Ка-52К состоялся весной 2015 г. После этого началась полномасштабная программа испытаний с отработкой всех новых решений, компонентов и систем. Как следует из последних новостей, но проведение подобных мероприятий потребовалось чуть более пяти лет. В обновленной конструкции нашли и исправили все недочеты, а также подготовили производственные мощности.


Достаточно большая длительность испытаний связана с рядом важных нововведений, затрагивающих практически все основные элементы вертолета. Так, для базирования на корабле переработали несущую систему, внедрив узлы складывания лопастей. Схожие устройства ввели в конструкцию крыла. С учетом новых условий базирования и работы все основные элементы конструкции защитили от коррозии.

Некоторым доработкам подвергся комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Так, изначально в проекте «Катран» хотели использовать новую РЛС на базе серийной «Жук-АЭ», однако в дальнейшем вернулись к штатному для Ка-52 «Арбалету». Имевшуюся оптико-электронную станцию заменили новой ОЭС-52. Также сообщалось об использовании ряда других приборов, необходимых для эксплуатации над морем.

Существенным доработкам подвергся комплекс вооружений. «Катран» сохранил 30-мм пушку и по-прежнему способен неси неуправляемые ракеты, а также управляемое вооружение «воздух-земля» и «воздух-воздух». Для расширения боевых возможностей с учетом новой тактической роли обеспечена возможность несения свободнопадающих авиабомб. Также впервые в отечественной и мировой практике ударный вертолет получил крылатые ракеты Х-31 и противокорабельные Х-35.

Смена способа базирования, многочисленные доработки конструкции, замена оборудования и дополнение комплекса вооружений привели к необходимости длительных всесторонних испытаний. Поэтому «всего лишь» модификация серийного Ка-52 проходила проверки более пяти лет. При этом испытания проводились не только на сухопутных и морских полигонах. В 2016 г. сообщалось об участии Ка-52К в сирийской операции – вертолеты работали с палубы «Адмирала Кузнецова».


Вертолеты для флота


По окончании испытаний Минобороны получает возможность разместить государственный заказ на производство серийных Ка-52К для поставки в морскую авиацию. Как скоро он появится и какое количество техники будет предусматривать – пока не известно.

Следует отметить, что это будет уже не первый заказ на «Катраны». Первый контракт такого рода появился еще в 2014 г. и предусматривал поставку 32 вертолетов для оснащения двух «Мистралей». Франция отказалась передавать эти корабли, и положение авиационной техники оказалось неопределенным. В дальнейшем корабли приобрел Египет, а российская сторона продала ему «Катраны».

Вопрос оснащения отечественных кораблей новым Ка-52К до сих пор раскрыт не в полной мере. Подтверждена возможность базирования такой техники на «Адмирале Кузнецове»; вертолеты испытываются на кораблях других классов и типов. Также существуют различные оценки и прогнозы.

В прошлом году в отечественных СМИ сообщалось, что один «Катран» может базироваться на БДК пр. 11711 – два таких корабля уже готовы и два пока строятся. Базирование единичных вертолетов также возможно на других кораблях, от корвета и крупнее. Впрочем, боевая эффективность в этих случаях серьезно ограничивается.


В июле состоялась закладка двух перспективных УДК пр. 23900. Как сообщается, авиационная группа этих кораблей будет включать до 16 вертолетов разных типов, в т.ч. Ка-52К. Таким образом, для получения максимальных ударных возможностей два корабля нуждаются в 32 вертолетах «Катран». Таким образом, суммарные потребности ВМФ России в новых вертолетах могут превышать 32-35 единиц.

Для поддержки десанта


С самого начала проект Ка-52К разрабатывался в качестве боевой машины для десантных кораблей, способной поддерживать огнем высадку на побережье. За прошедшие годы концепция не поменялась – вертолет по-прежнему предназначается, в первую очередь, для применения с десантных кораблей в интересах морской пехоты.

Таким образом, основной задачей для «Катрана» видится борьба с противодесантной обороной противника на участке высадки. Оборона может включать стационарные огневые точки, различную бронетехнику и артиллерию, и Ка-52К способен поражать все подобные цели. Управляемое и неуправляемое вооружение, в т.ч. со значительной дальностью пуска позволят атаковать вражеские цели из-за пределов зоны ответственности вражеской ПВО и обеспечивать продвижение десанта. Кроме того, вертолеты смогут использовать ПКР против надводных целей, как в прибрежной зоне, так и в открытом море.

Актуальные планы корабельного строительства подразумевают закупку нескольких десятков ударных вертолетов палубного базирования. Благодаря их появлению десантные возможности флота существенно вырастут. Новые УДК будут более эффективным средством доставки войск, а Ка-52К с их палубы обеспечат подавление обороны противника и упростят работу десанта.

Однако нужно учитывать, что реальные результаты такого рода придется ждать еще несколько лет. Строительство третьего и четвертого десантных кораблей пр. 11711 завершится в 2025-26 гг., а новейшие УДК пр. 23900 войдут в строй еще позже. Однако ВМФ уже сейчас имеет все возможности для того, чтобы все эти корабли своевременно получили необходимую авиационную технику. «Катран» прошел испытания и готов к производству – теперь все зависит только от решений Минобороны.
Автор:
Использованы фотографии:
"Вертолеты России", Vitalykuzmin.net
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. антивирус
    антивирус 21 сентября 2020 18:22
    -21
    странно что первым пишу.
    надо уж 37 мм ему придать.
    нужен не сам вертолет -самолет, а АУГ. это не мелочь по карманам тырить.
    100 или 200 морских летчиков подготовить --мало, нужны другого кач-ва дворники на территории всех дет садиков России.
    1. Postum
      Postum 21 сентября 2020 18:54
      +6
      Чего уж там, даешь 57
      1. Храмов
        Храмов 21 сентября 2020 19:54
        +8
        Цитата: антивирус
        нужны другого кач-ва дворники на территории всех дет садиков России.

        Бухаешь? laughing good
        Иногда можно сходить в запой. Ежели здоровье позволяет laughing
      2. loki565
        loki565 21 сентября 2020 20:51
        +1
        Ага, что бы он сам себе нос отсрелил???))) Надеюсь этот дефект смогли исправить.
      3. Jager
        Jager 21 сентября 2020 20:57
        +1
        мелковато, надо сразу А-19!))
      4. Stalllker
        Stalllker 22 сентября 2020 01:50
        0
        125 мм, и "пуль" для него в достатке
      5. антивирус
        антивирус 22 сентября 2020 08:14
        0
        даешь --так даешь, давай.....................................................................................................................................
        а уровень, культура дворников определяет общую культуру, в тч чистоту в стране и через нее подготовку летунов.
  2. Горный стрелок
    Горный стрелок 21 сентября 2020 18:23
    +5
    Ещё одна серьезная машина на усиление флота. Не может не радовать эта новость...
  3. lucul
    lucul 21 сентября 2020 18:32
    +1
    Таким образом, основной задачей для «Катрана» видится борьба с противодесантной обороной противника на участке высадки.

    С новыми ,противокорабельными ракетами Х-35У , с дальностью действия в 260 км , он способен топить и корветы и фрегаты , причём вне зоны действия их ПВО . Хороший ударный вертолёт получился.
    1. Cympak
      Cympak 21 сентября 2020 19:28
      +8
      тут еще вопрос, на какую дальность РЛС "Арбалет" видит корабль типа фрегат и при каких метеоусловиях.
      Известно, что:
      Дальность обнаружения железнодорожного моста составила 32 км, воздушных целей - 11—15 км, ракет ПЗРК - 5 км.... Как и требовало техническое задание, при скорости автомашины более 10 км/ч «Арбалет» устойчиво ее сопровождал в любых метеоусловиях на дальности до 16 км.
      Источник: http://old.redstar.ru/2008/03/05_03/4_02.html
      1. lucul
        lucul 21 сентября 2020 19:32
        -10
        тут еще вопрос, на какую дальность РЛС "Арбалет" видит корабль типа фрегат и при каких метеоусловиях.

        РОФАР на подходе ....
        1. Cympak
          Cympak 21 сентября 2020 19:40
          +12
          Вот когда подойдут, тгда и посмотрим, на что их ставить будут.
          А так планов громадью: лазерганы, плазменные пушки ....
        2. SovAr238A
          SovAr238A 21 сентября 2020 21:29
          +9
          Цитата: lucul
          тут еще вопрос, на какую дальность РЛС "Арбалет" видит корабль типа фрегат и при каких метеоусловиях.

          РОФАР на подходе ....

          Уже лет восеь читаю про "этот подход"...
          Восемь лет Нексус нам тут песни поет про великий РОФАР.
          И судя по всему еще лет 15 будет петь, судя по темпам развития темы рофара...
          1. Grazdanin
            Grazdanin 22 сентября 2020 00:18
            0
            Как появится РОФАР на строевых самолётах США можно начать отчитывать 15 лет до появления его на наших опытных самолётах.
          2. Hermit21
            Hermit21 22 сентября 2020 10:21
            +1
            Первые упоминания о разработке РОФАР в России относятся к 2014 году. Так что ни о каких "лет 8" не может быть и речи. На данный момент завершены испытания прототипа. Думаю, до готовые к производству образцы будут до 2023-2025 года
            1. SovAr238A
              SovAr238A 22 сентября 2020 19:24
              0
              Цитата: Hermit21
              Первые упоминания о разработке РОФАР в России относятся к 2014 году. Так что ни о каких "лет 8" не может быть и речи. На данный момент завершены испытания прототипа. Думаю, до готовые к производству образцы будут до 2023-2025 года

              Ну 7 лет нам Нексус песни поет.
              Через 2 месяца можно будет смело говорить о 8 годах...

              А в 2014-2015 годах обещали до 2018 году сделать работающий образец...
      2. Stalllker
        Stalllker 22 сентября 2020 01:51
        0
        Ну а что мешает по "подсветку" отработать?
    2. Грица
      Грица 22 сентября 2020 05:21
      +3
      Цитата: lucul
      С новыми ,противокорабельными ракетами Х-35У , с дальностью действия в 260 км , он способен топить и корветы и фрегаты , причём вне зоны действия их ПВО . Хороший ударный вертолёт получился.

      Кто бы только цель подсветил?
  4. ares1988
    ares1988 21 сентября 2020 18:33
    +9
    "Также впервые в отечественной и мировой практике ударный вертолет получил крылатые ракеты Х-31 и противокорабельные Х-35." - а до этого никто в мире не додумался ПКР на вертолёт повесить?
    Или, имеется в виду, что впервые в мире подвесили Х-31 и Х-35?
    1. Grazdanin
      Grazdanin 21 сентября 2020 18:40
      +1
      Цитата: ares1988
      до этого никто в мире не додумался ПКР на вертолёт повесить?

      Никому это не нужно. У нас нехватка носителей ПКР. Кораблей и самолетов.
    2. Oden280
      Oden280 21 сентября 2020 19:30
      +6
      Англичане на вертолёт Lynx HAS ещё в 80-х годах вешали ПКР "Си Скьюа". Но она маломощная была и дальность не очень большая, где то 30-40 км.
    3. Cympak
      Cympak 21 сентября 2020 19:37
      +8
      ПКР подвешиваются под вертолеты и давно. У англичан быдла вертолетная ПКР "Sea Skua". Они так часто ее использовали, что она стала самой результативной ПКР по количеству уничтоженных судов.
      Версия ПКР AGM-119B Penguin специально предназначена для использования с вертолетов (имеет двухступенчатый двигатель). Используется на вертолетах типа SH-60B Seahawk ВМФ США, на вертолетах S-70B греческого Военно-морского Флота.
      Новые ракеты Sea Venom / ANL штатно предназначена для подвески на вертолеты.
      1. ares1988
        ares1988 21 сентября 2020 20:06
        +15
        Ну да. А еще подвешивают Marte-ER и Exocet, у которых с дальностью как раз всё в порядке. А ту же Х-35 ранее уже подвешивали на КА-27. Я это к тому, что совершенно не понятно: что же именно тут сделали "впервые в мире".
        Это как недавний "мировой рекорд" по продолжительности полёта, установленный ТУ-160. Рекорд оказался рекордом среди ТУ-160-ых. И ведь не поспоришь)
    4. Pavel57
      Pavel57 22 сентября 2020 00:25
      +2
      Эксозет и Пингвин вешали на вертолеты.
    5. ЗЭМЧ
      ЗЭМЧ 22 сентября 2020 18:06
      +2
      Цитата: ares1988
      а до этого никто в мире не додумался ПКР на вертолёт повесить?


      Пуск ПКР Х-35 с опытного ударного вертолёта Ка-27ПК (фото ОАО "Камов", "Авиация и время" №1/2011)


      Вертолёт ВМС Чили SH-32 "Кугуар" с ПКР AM 39 "Экзосет" (фото с blueskyrotor.com)


      Вертолёт Сикорский SH-60B "Си Хок" 43-й вертолётной противолодочной эскадрильи (HSL-43) с противокорабельной ракетой (ракетами) AGM-119 "Пингвин" выполняет тренировочный полёт в районе Сан-Диего (Калифорния), 11.08.2003 (фото с navy.mil)


      Пуск ПКР "Си Скьюа" с вертолёта "Супер Линкс" ВМС Великобритании

      Пуск ПКР AM 39 "Экзосет" с вертолёта ASH-3 "Си Кинг" ВМС Аргентины (фото с desarrolloydefensa.blogspot.ru)

      Применяют и давно)))
      1. ares1988
        ares1988 22 сентября 2020 18:09
        +2
        Отличная подборка, спасибо.
  5. klara
    klara 21 сентября 2020 18:43
    -25
    Лучший в мире. Спецназовцы оценивают: прыгать с парашютом лучше с к-52, при попадании в него ракеты, обломки на голову не сыплются.
    1. nnm
      nnm 21 сентября 2020 19:22
      +12
      Скучно стало на Цензоре и решили порадовать нас своим полетом свидомой фантазии ?
      Разочарую вас - здесь, в основном, дядьки серьезные, большинство - не один год в погонах проходило и большой реакции на свои сообщения вы не получите. Потому, не тратьте время и возвращайтесь к более привычному вам уровню информационных ресурсов. Ну к тем, где друг другу любят кидать переможные картинки жевто-блокитных урн и радостно повизгивать о ежедневном уничтожении очередной дивизии псковских, мотокопытных десантников.
    2. Грица
      Грица 22 сентября 2020 05:24
      +1
      Цитата: klara
      Лучший в мире.

      Зависть - плохое чувство
  6. AML
    AML 21 сентября 2020 18:58
    -4
    Цитата: Postum
    Чего уж там, даешь 57

    А нафига? Вроде ж скоро Звезду смерти запустят.
  7. bars1
    bars1 21 сентября 2020 21:11
    +4
    ,,Жук-АЕ,, куда как лучше подходит для применения ПКР, в отличие от ,,Арбалета,,... Но видать решили что непосредственной поддержкой десанта Ка-52К будет заниматься гораздо чаще, что логично. Но длинную руку УДК при возможном ударе по вражеским кораблям потеряли.
    Но вот ,,Арбалет,,... На Ка-52М хотят ставить РЛС ,,Резец,, с АФАР, почему бы его не ставить и на Ка-52К (российские, а не египетские), вместо РЛС ,,Арбалет,, с древней параболическлй антенной? Тем более российские УДК появятся еще не скоро и ,,Арбалет,, к тому времени совсем устареет(несчастные Ми-28НМ..)
    1. макс702
      макс702 22 сентября 2020 14:05
      0
      Два варианта , первый дорого, второй "Жук" так толком и недопилили..
  8. bars1
    bars1 21 сентября 2020 21:20
    +1
    Цитата: ares1988
    Это как недавний "мировой рекорд" по продолжительности полёта, установленный ТУ-160. Рекорд оказался рекордом среди ТУ-160-ых. И ведь не поспоришь)

    Точно! Жонглирование терминами как гиперзвуковой Кинжал подающийся как великое достижение!
    1. Volder
      Volder 22 сентября 2020 07:21
      0
      Цитата: bars1
      Гиперзвуковой Кинжал подающийся как великое достижение!
      Кинжал - это действительно достижение, если сравнивать с зарубежными образцами.
  9. MstislavHrabr
    MstislavHrabr 21 сентября 2020 22:30
    +4
    Хотелось бы чтоб к тому времени когда УДК войдут в строй на них была бы размещена готовая к бою вертолетная группа, а не группа вертолетов которую только начинают осваивать летчики. На подготовку летного состава уйдет больше года. И радар нужен другой...
    1. ЗЭМЧ
      ЗЭМЧ 22 сентября 2020 18:15
      0
      Цитата: MstislavHrabr
      Хотелось бы чтоб к тому времени когда УДК войдут в строй на них была бы размещена готовая к бою вертолетная группа, а не группа вертолетов которую только начинают осваивать летчики. На подготовку летного состава уйдет больше года.

      Больше года точно, освоить все вооружение и применение по целям за год не возможно
  10. Bez 310
    Bez 310 22 сентября 2020 04:33
    +3
    Ну сколько можно мусолить эту "новость"?
    Все понимают, что эти вертолеты не нужны,
    никакой десант мы нигде высаживать не будем,
    поддерживать некого, и все эти "телодвижения"
    - попытка пристроить "выкидыш Мистралей".
  11. CastroRuiz
    CastroRuiz 22 сентября 2020 10:57
    0
    Nu palubnoy vertolet est a kde vzyat palubi ?
  12. bars1
    bars1 22 сентября 2020 15:28
    0
    Цитата: макс702
    Два варианта , первый дорого, второй "Жук" так толком и недопилили..

    В любом случае российское МО славится своим жлобством..